Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни позвоночника (разное)  /  Проектная деятельность в работе с семьей. Консультация «Роль родителей в проектной деятельности Организация проектной деятельности в работе с родителями

Проектная деятельность в работе с семьей. Консультация «Роль родителей в проектной деятельности Организация проектной деятельности в работе с родителями

Надумова Валентина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в проектной деятельности в ДОУ."
Дата публикации: 20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Роль родителей в проектной деятельности ДОУ.

педагогов

родителями

воспитанников

остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого

действенных

сотрудничества,

необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы

научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее

оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об

информацией

родителями

педагогами

развитии,

трудностях

ребёнка. Цель

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,

вовлечение семьи

образовательное

пространство,

установление

доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с

семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения

родителей.

Актуальность

определяется

существующие

тенденции

нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании,

требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в

Особенно

актуальным

становится

совместной

деятельности

взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной

находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё

более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

проектов

способствует

развитию

самостоятельности

мышления,

помогает

сформировать

уверенность

собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения,

когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения

спланированных

практических

обучение

поисково-познавательную

деятельность,

направлена

результат,

который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов

позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает

творческие

умственные

способности,

способствует

развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы,

возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и

самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь

темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов

характерна групповая деятельность.

проектов

становится

способом

организации

педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей

и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:

Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть

решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-

нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,

перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском

форм передачи своего отношения к предмету.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

адресный

характер.

Поскольку

проектной

деятельности

выражает

отношение,

адресата,

которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются

совместную

деятельность

педагогами

выполняя

некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как

провести

совместная

проектная

деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают

возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже

подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его

родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.

Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском

уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в

полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее

активная

принадлежит

взрослому.

Внимательное

отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без

определить

проблему,

«заказываемую»

показывает

практика,

удовольствием

выполняют

предлагаемые

воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения

разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной

деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со

взрослым.

Алгоритм действий

1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей,

обозначение проблемы педагогом.

2-й шаг - определение взрослым цели проекта, его мотивация.

З-й шаг - привлечение детей к участию в планировании деятельности

и реализации намеченного плана.

4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату.

совместный

выполнения

переживание

результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо

замечать

поощрять,

придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»

Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает

правильно, где допускает ошибки.

накапливают

определенный

социальный

позволяющий

на новый, развивающий

проектирования.

возрасте

продолжает

развиваться

самостоятельность,

способен

терпеливо

выслушивать

педагога

сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже

обращаются

просьбами,

активнее

организуют

совместную

деятельность

сверстниками,

развивается

самоконтроль;

способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и

сверстников.

Принимают

проблему,

уточняют

способны

необходимые средства для достижения, намеченного результата.

Алгоритм действий

1-й шаг - выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей

потребностям детей или обеих сторон.

совместное

определение

предстоящей

деятельности, прогнозирование результата.

З-й шаг - планирование деятельности детьми при незначительной

помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4й шаг - выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь

взрослых.

5-й шаг - обсуждение результата, хода работы, действий каждого

выяснение причин успехов и неудач.

совместно

определение

перспектив

проектирования

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько

снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к

реализации

воспитанников.

Взрослому

увлечься

интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных

исследовательских, приключенческих и других проектов.

Темы проектов могут быть самими различными,

однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую

мотивацию и более успешное обучение.

Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о

том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не

произошло

сообществе

какого-либо

которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из

детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если

происходит

какое-нибудь

волнительное

цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка

можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше.

Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени,

заинтересованности

большинства

заинтересованности определяется воспитателем.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических

проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

воспитатель

начинает

обсуждение,

выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По

мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на

большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы

всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает

второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на

большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического

записываются

независимо

глупыми или нелогичными они могут показаться.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти

ответы, на вопросы?»

Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг,

обращение

родителям,

специалистам,

проведение

экспериментов,

тематических экскурсий и многое другое.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой

«Что мы узнали?».

Можно задать детям следующие вопросы:

Кто узнал что-то новое для себя?

Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

По результатам реализации проекта педагог может принять решения

об улучшении и расширении таких проектов в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие,

исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими

особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательские

индивидуальный

характер

способствуют

вовлечению

ближайшего

окружения

интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить

следующие этапы .

Предполагает

создание

ситуации,

самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем

наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого

Создаётся

ситуация,

помогает

сформулировать

исследовательскую

привлечь

родителей

создания проекта.

Оформление

Родители

помогают

организатором является ребёнок.

Совместно

родителями

рассказывает, как проводилась работа.

Организуется

выставка,

окончании

выставки

находятся свободном доступе.

обогащают

дошкольников

знаниями,

стимулируют их познавательную активность.

творческой

проектной

деятельности

создаётся

творческий

осуществляется

коллективно

совместно

родителями.

Отличается

предыдущего

долгосрочностью.

творческой

проектной

деятельности

можно

выделить

следующие этапы.

Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.

Определяются

предстоящей

деятельности, их отношении к нему.

Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по

высказываний

отмечает

наиболее

оригинальные

дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.

Предложить

зарисовать

подумать,

необходимо для реализации этих идей.

рассказывают

рисунках,

отвечают

педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей

Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и

название.

Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а

родители решают технические вопросы.

Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный

Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

проектная

деятельность

направлена

показать

ребёнку значимость его усилий для окружающих.

информационно

практико

ориентированной

проектной

деятельности.

Дети

собирают

информацию

реализуют

ориентируясь

собственные

интересы

(оформление

группы,

отдельных

уголков

прочее).

Этапы информационной проектной деятельности:

Выявление первоначальных знаний детей.

Информация

родителей

предстоящей

деятельности.

Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.

Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов

для проведения экспериментальной деятельности.

Оформление

(совместно

родителями

самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.

В театральной проектной деятельности

необходимо

знать

уметь

воспитателю

организации

театральной деятельности?

выразительно

рассказывать,

смотреть

слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.

Эмоциональное

отношение

происходящему,

искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.

Проектная

деятельность

может

вестись

нескольким

направлениям.

В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения

детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность

самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось,

похоже, и почему.

В форме игры.

Постоянное включение театрализованных игр в педагогический

Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так

и вовремя.

Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с

движениями, речью и мимикой, пантомимой.

В форме педагогических ситуаций.

1.«Погружение в сказку».

2.Совместное чтение и анализ сказок.

3.Проигрывание отрывков из сказки.

4.Режиссёрская

строительным

дидактическим

материалом).

5.Рисование.

6.Словесные, настольные и подвижные игры.

факторов

успешного

планирования

проектов

представления их

является

профессиональный

воспитателя.

Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте

от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных,

младенцев,

автомашины,

справедливость,

музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми

дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

организовать

учебно-воспитательный

наиболее

эффективно,

необходимо

педагога

группы, но и их родителей.

Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-

пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные

бросовых

материалов.

Родители,

педагоги

принимают

совместной

деятельности,

результат

совместного

способствует

эмоциональному

сближению,

формированию

целостного

чувственного

родители,

участвуя

реализации

являются

источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе

проектом,

становятся

непосредственными

участниками

образовательного процесса.

Обогащают

педагогический

испытывают

сопричастности и удовлетворения в этом.

Существует такая разновидность проектов, как семейные.

Например:

генеалогическое

семейные

традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они

обладают

огромным

развивающим

потенциалом

осуществления участие родителей просто необходимо.

желательно

обсудить

достоинства

недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.

Список литературы:

1.Проектная

исследовательская

деятельность

дошкольном

образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических

материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. -

2.Проектный

деятельности

дошкольного

учреждения:

Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 -

3.Прокофьева

качество

образования

методологического

Л.Б.Прокофьева,

Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

Проектная

деятельность

С.И.Сапранова

Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения /

А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

8.Штанько

Проектная

деятельность

старшего

дошкольного

возраста

И.В.Штанько

Управление

дошкольным

образованием. - №4. – 2004

Управление

инновационными

процессами

Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 Пахомова

Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1.

С.42.Педагогическое

проектирование

развития

дошкольного

образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

китайская пословица

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

  • Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
  • Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
  • Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.

Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы хотели бы рассказать вам о такой форме, как совместная реализация с родителями различных проектов.

Экологический проект является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

    становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

    у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

    развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

    возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?

    участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

    расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;

    дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.

В нашей группе реализовались 2 совместных экологических проекта: «Покормите птиц зимой», «Мир удивительных цветов».

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Цель: формирование у детей желания заботиться о зимующих птицах, узнавать птиц, называть их части тела.

В процессе реализации проекта проведены занятия с детьми «Птицы зимой», «Весёлые воробьи», беседа по картинке «Синичка у кормушки», подвижные игры «Птичка раз, птичка два», «Ворона и собачка», «Собачка и воробей» и т.д. Также мы изготовили с детьми кормушки для птиц.

В это же время мы провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о той работе, которую проводим мы и пригласили их к совместному активному участию. Мы предлагали родителям проводить беседы с детьми, изготовить кормушки для птиц и просто покормить птиц около своего дома и детского сада.

Параллельно с этим начали реализацию проекта «Мир удивительных цветов».

Цель: дать детям знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.

В ходе реализации этого проекта мы подобрали детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры, провели беседы «Разговор с семечком», «Зачем растениям нужны вода, солнце и тепло». Практическая деятельность включала в себя проращивание различных семян, их высадка в почву, наблюдение за их ростом. Мы разучили с детьми стихи о цветах, прочитали много сказок и рассказов. Для родителей подготовили объявление, в котором подробно описали проект и рассказали, что они могут сделать с детьми дома.

Во время бесед с родителями мы интересовались, что ребёнок говорил, делал, какие трудности возникли и как родители справлялись с этими трудностями, что было неожиданно, что удивило и порадовало. Отклики родителей и наблюдения за детьми позволяют нам сделать выводы, что используя естественные ситуации, родители значительно обогатили и закрепили знания и умения детей по этим темам.

Вывод: Итак, привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет индивидуальный подход к каждой семье.

В этом году мы запланировали реализовать совместный с родителями проект «Моя семья».

Задачи проекта:

    Улучшение отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и родителей.

    Использование талантов и увлечений родителей в процессе занятий с детьми.

Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге. Ведь именно родители закладывают в своего ребёнка всё то, с чем он живёт потом всю жизнь. В течении месяца мы предлагали родителям и детям различные творческие задания.

Несколько семей выстраивали своё генеалогическое дерево, для этого мы предложили родителям готовые схемы.

Другие родители вместе с детьми придумывали и рисовали герб семьи. Многие родители написали целое сочинение на тему «Моя семья – моя крепость».

Вместе с детьми в группе мы нарисовали портрет любимой мамочки, сделали родителям в подарок открытку в виде осеннего листа с ладошкой ребёнка.

Также мы предложили родителям и детям сделать дома аппликацию «Я самый любимый», в которой предложили написать, как называют ребёнка члены семьи, и как он хочет, чтобы его называли.

Мы в свою очередь подготовили для родителей папку с фотографиями, в которой рассказываем, как мы учим детей играть в сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Парикмахерская».

Итогом проекта стал совместный праздник «День семьи», на который мы пригласили родителей, родственников, братьев и сестричек.

На празднике родители представили свою семью, интересно рассказали о членах семьи, своём любимом ребёночке.

Мужчины, выстроив из кубиков крепкий дом, рассказали нам, что и отношения в семье складываются не сразу, а постепенно, кирпичик к кирпичику.

Дети с удовольствием показали родителям кукольный спектакль, прочитали стихи о семье.

В праздник мы включили игры и развлечения, в которые взрослые с удовольствием включались: опрос «Ценности вашей семьи», «Продолжи фразу», «Пословицы о семье». Вместе с мамой дети вырезали сердечки, писали на них желания и приклеивали на «Дерево желаний».

Ну, а в конце всех ждало чаепитие со сладостями.

Очередной проект завершён. Но получив огромный эмоциональный заряд, благодарные слова детей и родителей, мы готовы к реализации новых идей.

Анна Саввинова
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на :

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи .

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов .

Семья и детский сад - два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие » , «партнерство» .

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность .

Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами : как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействии через проектную деятельность . Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей , так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности , но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности , формированию целостного чувственного опыта.

Цель : Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья » в процессе проектной деятельности .

Для достижения данной цели поставили ряд задач :

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье ;

Создать атмосферу взаимопонимания , эмоциональной взаимоподдержки , интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность , как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми , их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если :

Разработать модель взаимодействия детского сада и семьи , основанную на идее единства воспитательного воздействия;

Реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

Использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность . Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной , взаимодополняющей деятельности субъектов , каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи . Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели :

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития : консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения : открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья » , «Папа, мама, я – счастливая семья и др ., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Наша работа началась с проведения анкетирования на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи ?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видит необходимости в этом, а 10% вообще не дали ответ.

Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям :

Информационно – аналитическое : С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи » . Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Наглядно – информационное : Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации : При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместные мероприятия через проектную деятельность . В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность .

Был организован проект «Моя семья » . Где дети совместно с родителями рисовали древо своей семьи , рассказывали о семейных традициях и увлечениях. В результате этого проекта все родители создали совместно с педагогами портфолио своего ребенка, которая будет пополняться с каждым годом всей жизни ребенка. Составление родословной служит сплочению членов семьи , что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.

К Дню космонавтики была организована выставка работ детей совместно с родителями и педагогами «Космические просторы» .

В рамках проекта «Я, ты, он, она - вместе целая страна» , приуроченного к Дню Единства народов была организована выставка рукотворных кукол разных национальностей, созданных нашими родителями.

Традиционный проект «Байанай» стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем каждый год. Родителями изготавливаются папки-передвижки, проводятся совместные выставки рисунков. Мальчики со своими отцами, дедушками, братьями соревновались в конкурсе «Булт абылана» .

Для сохранения национальной самобытной культуры и традиций народа саха был разработан долгосрочный проект «Мини-музей» где экспозиции с каждым годом пополняются силами родителей.

В рамках долгосрочного проекта «Спортивная семья » проводятся различные спортивные досуги, эстафеты с участием родителей. В результате родители со своими детьми становятся активными участниками спортивных мероприятий школы, села, района.

В рамках проекта «Улусы РС (Я) » родители совместно с детьми провели исследовательскую работу, в результате которого сделали презентацию своей работы.

«Новогодняя суета» самый популярный проект , в котором и дети, и родители активно участвуют, проявляют творческие успехи. В результате этих совместных работ дети стали участниками Всероссийского творческого конкурса «Самая красивая ёлочка» , получили дипломы лауреатов 1,2,3 степени. Родители активно участвуют в новогодних праздниках.

С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей , которая строится на взаимопонимании , доверии и взаимопомощи . Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

После проведения работы по взаимодействии с родителями через проектную деятельность , мы попросили родителей ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% не видит необходимости в этом.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги : родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности .

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

В конце работы было решено проведение мониторинга удовлетворенности родителей проведенной работы, полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Глубоко изучить тематику проекта , подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.

По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По времени проведения : долгосрочный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ

1. Информационно - аналитические

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные.

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые.

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ

Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ

Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Основы семейного права»

Родители

Педагог – психолог

Юрист – консультант по семейному праву

2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель

родители

3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

родители

4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители

5 Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

6 Семейный театр Воспитатель

родители

7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»

Педагог – психолог

Врач – невролог

Учитель – логопед

Инструктор по физической культуре

9 «Зов джунглей» Воспитатель

родители

10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители

11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель

родители

12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель

родители

13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель

родители

14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель

родители

2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ

Юрист, врач.

Специалисты разных профилей

3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители

4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель

родители

5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители

6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель

родители

7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель

родители

8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель

родители

9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель

родители

10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель

родители

2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель

родители

3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник

4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители

5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель

родители

6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод

7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель

родители

8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель

родители

9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель

родители

10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель

родители

11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель

родители

12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель

родители

13 Спартакиада Воспитатель

родители

14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель

родители

15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель

родители

16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель

родители

2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители

3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители

4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель

родители

5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник

Экскурсовод

6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель

родители

7 Презентация «Моя семья» Воспитатель

родители

8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель

родители

9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель

родители

10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель

родители

11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель