Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские имена и их значения  /  Младенец кусается. Когда нужна помощь психолога? Правильная организация режима дня и питания

Младенец кусается. Когда нужна помощь психолога? Правильная организация режима дня и питания

При появлении первых зубок практически каждый малыш активно ищет им применение, и даже старается кусаться. И хотя психологи уверяют, что это нормальное явление, родители стараются найти способ, как отучить ребенка кусаться. По мнению специалистов, дети таким способом просто познают мир. Но, в любом случае, данное поведение нельзя расценивать, как норму, и поощрять кроху тем более, не следует. Каждый родитель должен знать, как повлиять на такую негативную ситуацию. Очень трудно объяснить малышу, что нужно кусать морковку, яблоко, но пробовать на зубок братишку или папу все-таки не следует.

Как должны реагировать родители, может быть, дать ребенку понять, что его поведение плохое? Но, так можно нанести ребенку психическую травму, ведь малыш может не понять запрета. Некоторые уверены, что плохая привычка сама исчезнет, необходимо лишь некоторое потерпеть. Все гораздо сложнее, ведь у крохи зубки довольно крепкие, хоть и маленькие, поэтому с трудом можно сдержать возглас, если малыш укусит. Кроме того, ребенок может укусить кого-то из детишек, играющих на детской площадке, и у них не будет такого же понимания ситуации, как и у вас. К тому же, вы можете заметить, что вас вместе с ребенком, почему то стали реже приглашать в гости.

Если нужно отправить малыша в детский сад

Особые трудности возникают, когда нужно отправлять ребенка в детский сад, ведь на ребенка жалуются воспитатели, и даже предлагают какое-то время оставить чадо дома, пока он не отвыкнет от этой привычки. Кроме того, работники детского сада рекомендуют обратиться к психологу, чтобы выяснить, как отучить своего ребенка кусаться. Следует отметить, что первые попытки кусаться появляются у малыша, когда он пользуется резиновыми игрушками, при прорезывании зубов. Если в тот период еще продолжается грудное вскармливание, естественная любознательность обязательно отразится на маме, потому что такие детки всегда кусают мамину грудь.

В таком случае женщина не должна все это терпеть молча, а позволять крохе так вести себя абсолютно недопустимо. Иначе, велик риск получить кусающееся чадо. Как только ребенок впервые попытается укусить вас, необходимо ему продемонстрировать, что это плохой поступок. Если он продолжает вести себя так же, нужно просто забрать у него грудь. В этом случае малыш четко усвоит, что кусаясь, лишается не только еды, но и мамочкиной груди. Специалисты уверяют, что если требуется отучить от этой привычки годовалого малыша, то лучше всего именно отобрать у него грудь. Самым маленьким крохам становится понятно, что испытывать свои зубки на маме нельзя.

Известно, что не всегда можно обнаружить причины, вызывающие подобное поведение карапузов. Многие детки в этом отношении непредсказуемы, они просто подходят к кому-то, и кусают другого ребенка совершенно неожиданно. В данном случае важно, как отреагируют окружающие ребенка близкие люди. Но, прежде нужно заострить внимание мам и пап маленького кусаки на такую причину, как скука. Нередко малыш подобным способом старается завладеть вниманием родителей. Практика показывает, что чаще всего вредная привычка кусаться у детей появляется именно потому, что им скучно. И в первую очередь, карапузу требуется внимание мамы. К тому же малышу не важно, по какой причине он получает родительское внимание, вызвано ли оно приливом нежности или же злостью, вызванной укусом.

Как отучают ребенка кусаться? В связи с этим у детских педагогов существует мнение, что близкие должны уделять крохе максимум внимания. Старайтесь общаться с ребенком постоянно, хвалите чаще, целуйте. Нередко родители опасаются, что такое поведение просто избалует малыша. В то же время, любовь к ребенку не должна переходить во вседозволенность, а просто любовью вы ребенка никогда не избалуете. В то же время, заметив попытки укусить, быстрее ограничивайте с ним общение, начните разговаривать с ним строго, чтобы он понял, что его поведением недовольны. Детские психологи советуют при общении с ребенком присаживаться на корточки, чтобы оказаться на одном уровне с ним. Так, все сказанное вами будет воспринято малышом лучше, он быстрее усвоит информацию.

Если вы сделали ребенку внушение, оставьте его в комнате одного, и он довольно быстро поймет причинно, что имеется непосредственная связь между маминым исчезновением и укусом. Благодаря такой мере можно очень эффективно отучить карапуза пускать в ход зубки. Если ваш малыш начал кусаться, попытайтесь применить и другие тактики. Не нужно терпеть боль, хотя так обычно родители и поступают. Во время укуса следует крикнуть, что вам больно, или что-то подобное. Такие меры всегда эффективны, и порой достаточно одного раза, чтобы ребенок оставил свою негативную привычку. Но, требуется учесть, что подобная мера хорошо действует лишь в том случае, если ребенок очень чуткий, способный сопереживать другому человеку.

Такие детки плачут, если видят, что другой карапуз разбил коленку, а также они расстраиваются, если видят бездомного котенка, щенка. Но, среди малышей немало менее восприимчивых натур, полагающих, что плохо лишь то, от чего страдают они. В то же время такие дети без смущения могут обижать других. Некоторые родители считают, что в ответ на укус ребенка тоже можно укусить, чтобы у него в связи с этим возникла негативная ассоциация. В реальности, мнение является неправильным. Если такую тактику применяют взрослые люди, результат бывает противоположный ожиданию. Ребенок начинает думать, что кусаться – это правильное, ведь и папа тоже так поступает, кусается!

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Что делать, если ребёнок кусается? Как отучить чадо от агрессивных действий? Мы подготовили для вас несколько простых и эффективных советов.

Кусание является довольно распространённым явлением среди малышей в возрасте до двух лет. Однако частое повторение кусания после двухлетнего возраста — сигнал для родителей. Мамам и папам нужно знать, что делать и что предпринять, если ребёнок кусается. Особенно в случае, если это сопровождается агрессивными действиями и настроениями.

Мы намеренно не будем рассматривать причины такого поведения до двухлетнего возраста. Кусание до 24 месяцев — обычное явление среди малышни. А вот о причинах кусания после этого периода поговорим с особым пристрастием.

Почему ребёнок кусается

Существует несколько ответов на вопрос, почему маленькие дети кусаются. Возможно, один из предложенных вариантов объяснит вам поведение вашего крохи в той или иной ситуации.

В возрасте от 24 до 36 месяцев кусанием малыш может демонстрировать собственное раздражение. Таким образом он показывает взрослому, что его не устраивает данное положение вещей. В этот же период детям свойственно проявлять подобным способом желание контролировать действия себе подобного. В таких случаях кусание, как правило, отражается не на взрослых, а на одногодках, с которыми играет кроха.
Почему ребёнок кусается после трёхлетнего возраста? Потому что чувствует себя беспомощным. Нередко дети в указанный период кусаются, когда напуганы, обижены или когда проиграли.

Кусающегося ребёнка, который достиг 3-летнего возраста, стоит показать медицинскому специалисту.

Как отучить ребёнка кусаться

Привычка кусаться после 3-летнего возраста должна быть пресечена и остановлена. Но как отучить ребёнка кусаться? В этом помогут практические советы психологов.

  • Если таким образом чадо выражает свои эмоции, помогите ему подобрать подходящие слова. Объясните, что свои чувства можно выражать человеческой речью, а не агрессивными действиями.
  • Хвалите малыша за попытки использовать речь вместо укуса.
  • Старайтесь не раздражать кроху, не предлагайте ему слишком сложных игр.
  • Остановите чадо, если вам показалось, что он намерен кого-то укусить. Спокойно, но твёрдо скажите, что этого делать нельзя.
  • Похвалите кроху, который сумел успешно справиться со стрессом. Дети любят похвалу. Это их личный стимулятор хорошего поведения. Чем чаще вы будете хвалить ребёнка за дело, тем скорее угаснет плохая привычка.

Здравствуйте, дорогие читатели. Я думаю, в каждой семье найдётся «маленький кусака». Не стоит бояться, что это отклонение. Как правило, такое поведение является абсолютно нормальным и свойственно детям разных возрастных периодов до трёхлетнего возраста. Хотя имеются и отклонения, которые выявляются какими-то индивидуальными характеристиками. В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими вопросами, также выясним, как можно избавить малыша от этой привычки, хоть в большинстве случаев ребёнок самостоятельно перестаёт кусаться, без какого-либо содействия.

Ребёнок 1 год, кусается, причины

Оказывается малыши спокойно могут кусаться до трёхлетнего возраста, при этом такая ситуация не будет считаться патологией. Но давайте всё-таки разберёмся с тем, что может вызывать такое поведение у годовалых карапузов:

  1. Кусаясь, малыш пытается проявить свои эмоции. Такое поведение характерно для 10% карапузов.
  2. Ребёнок, таким образом, проявляет агрессию, которая скопилась вследствие какой-то проблемы. Возможно, неприятности дома (тяжёлая психологическая обстановка) или ребёнку не нравится чьё-то общество. Нужно внимательно понаблюдать за карапузом и проследить, при каких ситуациях он начинает кусаться. Это сможет помочь определить причину такого поведения.
  3. Карапуз кусается, когда хочет сказать, что он обижен. Такое поведение характеризует негативные эмоции малыша, например, когда у вашего ребёнка другой малыш забрал игрушку. Так как, в годовалом возрасте дети ещё не сильно умеют разговаривать, или ещё совсем не могут говорить, то не исключено, что ваш карапуз укусил другого, продемонстрировав своё недовольство его поведением.
  4. Малыш может кусаться из-за недостаточной развитости тактильных ощущений.

Мой сын в годовалом возрасте никого не кусал. А вот на нашей детской площадке в одно время появился мальчик, который чуть что, сразу бежал кусаться, причём он это делал постоянно. То у него взяли игрушку, то ему понравилась игрушка, которую держит другой малыш, то он пытается взять у мамы сумочку, а она не даёт. Любое недовольство он проявлял укусом, только и успевала подхватывать своего ребёнка, чтобы тот карапуз не успел его укусить. Бывало, что тот малыш начинал кусаться, если ему не нравилось, как другие карапузы играют машинками или как они копают ямку, или, потому что дети не хотят с ним играть. Так продолжалось несколько дней. Потом мальчик со своей мамой перестал приходить на нашу площадку.

Признаки того, что пора к специалисту

Родители должны знать, в каких случаях то, что малыш кусается, свидетельствует об отклонениях в развитии. Бывают случаи, когда ребёнок намерено, безо всякой причины, начинает кусать других людей, особенно ровесников, возможно, этот процесс доставляет ему удовольствие. Такого малыша лучше отвести на приём к психологу. Ведь такие приступы не бывают на ровном месте, и скорее всего причина такого поведения кроется в чём-то другом, и специалисту необходимо найти «источник зла».

  1. Ребёнок кусается регулярно и много раз за день. Никак не реагирует на попытки взрослых отучить его от такого поведения.
  2. Малышу уже больше трёх лет, а он всё равно продолжает кусать других.
  3. Карапуз кусается независимо от ситуации и настроения.
  4. Укусы вашего малыша не безобидны и достаточно глубоки.
  5. Ребёнок кусает, когда ему не дают желаемое. При этом становится очень злым и агрессивным.
  6. Карапуз кусается, при этом его поведение сопровождается садистскими наклонностями, например, он ранит насекомых, мучает животных.

Ребёнку год, кусается, как отучить

  1. В тот момент, когда карапуз собирается кого-то укусить, предупреждайте этот поступок. Вам достаточно просто перевести внимание малыша на другой объект или событие. Так со временем ребёнок забудет о том, что хотел кого-то укусить.
  2. Покажите малышу, что кусать нужно, например, фрукты, хлебушек. Пытайтесь ему объяснить, что так, как он поступает — неправильно.
  3. Когда малыш вас укусит, можете специально сильно закричать. Тем самым вы покажите, что вам очень-очень больно. Ребёнок может испугаться , что причинил маме сильную боль и больше не будет так поступать.
  4. Зачастую разговоры дают мало результатов, ведь дети могут ещё не понимать всех ваших слов. Однако необходимо пообщаться с малышом после укуса со всей строгостью в голосе. Что — что, а интонацию и настроение, ребёнок воспримет, и осознает свой поступок.
  5. Станьте примером для своего карапуза, покажите, как нужно себя вести в общении с другими людьми.

Обратите внимание на своё поведение, возможно, у вас дома напряжённая психологическая обстановка или вы часто кричите, выплёскиваете свою агрессию, а ребёнок просто берёт с вас пример.

Какие действия недопустимы

К сожалению, нередки случаи, когда родители по незнанию или по своей неопытности, применяют такие методы отучения ребёнка от плохого поведения, которые не только не способны помочь избавиться от проблемы, но могут ещё больше обозлить малыша или навредить его психике и даже повлиять на его развитие. Так, как же нельзя себя вести, если вы хотите, чтоб ребёнок перестал кусаться:

  1. Нельзя наказывать карапуза физически. Некоторые родители полагают, что, применяя ремень в воспитании, можно добиться хороших результатов. Однако если вы будете бить карапуза за то, что он кусается, ребёнок всё равно не осознает, за что его наказывают. Действительно, может выработаться рефлекс, из-за чего малыш не станет больше кусаться, потому что будет бояться наказания. Но дело в том, что вы должны помнить, что нужно выяснять, по каким причинам ребёнок так себя ведёт, иначе вы просто засунете проблемы ещё глубже. Если причиной было выплёскивание агрессии, то, перестав кусаться, карапуз будет по-другому проявлять такое поведение, причём станет ещё более агрессивным.
  2. Некоторые родители могут посоветовать действовать методами малыша, и кусать его в ответ. Однако, в данном случае, «клин клином не вышибешь». Малыш придёт к мнению, что его родители злые, делают ему больно.
  3. Есть уж совсем безумный вариант, когда после кусания, малышу натирают губы мылом. Это делать категорически запрещено.

Вы можете самостоятельно, без чьей-либо помощи, постараться решить проблему с ребёнком, который кусается. Однако специалисты всё-таки рекомендуют задействовать помощь психолога, особенно, если в процессе отучивания вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Зачастую малыш нормально подаётся избавлению от вредной привычки, а во многих случаях его поведение и вовсе не требуют какого-либо вмешательства, ребёнок самостоятельно со временем перестаёт кусаться. Но, если вы видите, что поведение карапуза сопровождается тревожными симптомами, лучше не мешкать и как можно быстрее обратиться за специализированной помощью к психологу. Лучше иметь возможность заранее предупредить возможное развитие событий.

Вопрос читательницы:

Ребёнку год и три месяца. Кусается, в основном маму. Неагрессивно, скорее, наоборот, в момент радости и нежности, хотя явное возбуждение присутствует. Мама работает, и с ребёнком больше времени проводят папа и бабушка. Как реагировать на укусы? Сейчас, если строго сказать «нельзя» и оборвать игру, начинается истерика.

На вопрос, почему маленькие дети кусаются, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

Как уверял дедушка Фрейд, все мы хотим одновременно съесть и уничтожить то, что любим. Но взрослые достаточно разумны, чтобы понять невозможность воплощения этого противоречивого позыва, и достаточно мудры, чтобы примириться.

Дети только начинают быть разумными и мудрыми. Им тяжело совладать с желанием из-за незрелости центральной нервной системы: возбуждение из очага эмоций легко охватывает бόльшую часть мозга и активирует двигательную активность, поэтому и радостные, и огорчённые дети стискивают, колошматят, бегают, крутятся. У них это не только проявление агрессии во фрейдистском смысле, но следствие возбуждения самого по себе, которое никто за человека не научится локализовать. По сути никаких других новостей, кроме как «маму грызть нельзя, потому что мама против», у меня для вашей крохи нет.

Ребёнок кусается: что делать

Тот, кто имеет вдосталь пространства для самореализации, довольно сговорчив. Тут воду не льём, а сюда - на здоровье? ОК. В этой зоне красим краской, карандашами, пластилином, а вовне её - нет? Ладно. Вот мои ложки-вилки-ножи-кастрюли-тарелки-стаканы-кувшины, а это твоя утварь, и трогать её нельзя? Хорошо, ты тоже мою вилку без спроса не бери.

В год и три обычно интересно знать, как надо и как не надо, познания на эту тему легко становятся предметом гордости. Главное, чтобы простор для свободных действий был достаточно привлекательным. Если на одно малюсенькое «ну, поиграй» приходится два гектара «Вова, перестань», ожидать лояльности не стоит.

Какое «можно» есть в распоряжении желания выплеснуть и выразить восторг соскучившегося ребёнка в вашей семье?

Считается, что папам проще подбрасывать, кружить, баловаться и возиться с малышами, и поэтому они чаще мам так играют. Но почти всегда отец - работающий родитель. Так что причина не только в том, что папам удобно так играть, но и в том, что детям так удобнее выплеснуть энергию, скопившуюся за время скучания по значимому взрослому, которого «целый деньище» не было. Можно не только тормошить, но и какой-то хитростью сместить активность, уменьшая удобство кусания: щекотать, кружить, закатывать в плотное одеяло, целовать пятки…

Иногда дети неправильно понимают «сказанное строго» как пугающий или агрессивный посыл. В каком голосе тоддлеру услышатся твёрдость, огорчение, забота? Поищите подходящую интонацию. Ваша задача не осудить, а дать понять, что так делать нельзя, а лучше, не позволять себя укусить. При этом несправедливо отвергать ребёнка, который продержался так долго без вас и теперь жаждет наверстать упущенное.

Перед вами стоит сложная акробатическая задача: от укусов увёртываться, осуждая их решительно, спокойно и корректно, но продолжать обнимать, не прерывать контакт. Ищите приятные вам обоим формы ласки, чтобы создать ритуал встречи. Гладьте тоддлера по спинке, предложите ему помочь вам раздеться и убрать вещи на место. Всего не перечислить, ищите что-нибудь особенное и приемлемое именно для вашей семьи.

Как отучить ребёнка кусаться в 1 год

Если вспышки страсти возникают не только при встрече, то они, хотя бы частично, могут быть предсказуемы, и задача опять же вовремя обнять, не давая возможности кусаться, если вы подозреваете, что малыш к этому близок.

Параллельно пробуйте новые возможности для него, чтобы было больше конструктивных вариантов приложения энтузиазма. Разнообразные игры с водой оттягивают на себя лишнее напряжение. Живителен такой контекст, в котором тоддлер может побыть с мамой один на один. Пусть ненадолго, но совершенно безраздельно ему принадлежит маленький кусочек вашего внимания.

Иногда детям для счастья нужно меньше, чем опасаются родители. Прыгать вокруг и по уставшему взрослому, который лёг на диван или ковёр - любимейшее развлечение, которому все возрасты покорны. На моих глазах школьники в детском лагере изобрели и с восторгом предавались игре «в зайца»: вожатый объявляется зайцем, некоторое время убегает от ребятни, потом толпа его догоняет, валит и все обнимаются.

Так что обнимайте больше кусачих, подросших и самостоятельных. Даже интровертов - аккуратно и в приемлемой для них форме. Даже тех, кто боится щекотки. В общем всех и всегда, но с учётом их потребностей и ваших возможностей.