Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Конспект открытого мероприятия во второй младшей группе «Развитие речи детей через фольклор. Парциальная программа «Фольклор» для второй младшей группы

Конспект открытого мероприятия во второй младшей группе «Развитие речи детей через фольклор. Парциальная программа «Фольклор» для второй младшей группы

Марина Петровичева
Парциальная программа «Фольклор» для второй младшей группы

Парциальная программа

Воспитателя 2 младшей группы «Улыбка» (3-4 лет) «Фольклор »

Разработала воспитатель : М. В. Петровичева

2016 – 2017 г

1. Образовательная область : Художественно – эстетическое развитие.

Введение.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре. В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Отличительные особенности программы :

Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей. Особенностью программы является то , что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности : в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками. Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.

Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач :

Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования; Приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности; Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения в младшей группе Работа проводится в течении дня общей продолжительностью 1 час.

Формы организации деятельности

Основными формами познания являются :

Развлечения,

Праздники, а также на улице во время проведения народных игр,

Режимные моменты,

Самостоятельная деятельность,

Работа с родителями.

Ожидаемые результаты обучения :

В результате прохождения программы , обучающиеся должны знать :

Основные национальные праздники и уметь рассказывать о них;

Особенности традиционных календарных праздников;

Основные жанры фольклора ;

Уметь :

Играть в народные игры;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников.

Дети, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

1. Русский детский фольклор .

2. Поэзия пестования. Колыбельные песни.

3. Колыбельные песни.

4. Пестушки.

5. Потешки.

6. Прибаутки.

7. Докучные сказки.

8. Бытовой фольклор . Детские народные песни.

9. Заклички и приговорки.

10. Детская обрядовая поэзия.

11. Прозвища и дразнилки.

12. Детские сказки.

13. Страшилки.

14. Потешный фольклор . Словесные игры.

16. Поддёвки.

18. Скороговорки.

19. Небылицы – перевёртыши.

20. Загадки.

21. Игровой фольклор . Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

22. Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

23. Формальные ролевые игры с приговорками.

24. Игры – импровизации.

25. Жеребьёвые сговорки.

26. Считалки.

27. Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

28. Этнография

Устное народное творчество.

Введение. Жанровая система фольклора

Жанровая система фольклора . Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Прослушивание и просмотр записей фольклора .

Прозаические жанры русского фольклора .

Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Прослушивание записей фольклора . Коллективное чтение сказки. Детский фольклор .

Жанры детского фольклора .

Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.

Обрядовый фольклор .

Прослушивание и просмотр записей фольклора . Посещение фольклорного праздника .

Игровая культура.

Народные игры.

Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

Перспективный план «Игровой культуры»

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Дидактические игры

Театрализованные игры Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Сентябрь Диагностика

Сюжетно-ролевая игра «Гости» , «Детский сад» Дидактические игры : «Хитрые картинки» , «Веселые человечки» , «Школа» , «Цветик-семицветик» , «Чего не хватает?» , «Времена года» Подвижные игры : «Смелые ребята» , «Северные олени» , «Один-двое» Театр игрушек «Слон пошел учиться» Диагностика

1. «Кривляки, хвастунишки и дразнилки»

2. «Наше настроение» Игры по теме : «Наши эмоции» 1. «Такие разные и такие похожие»

2. «Что мы знаем о своей родине?» Дидактическая игра «Народы мира)

Октябрь Сюжетно-ролевая игра «День рождения» , «Семья» Дидактические игры : «Магазин одежды» , «Водители» , «Чье это место?» «Куда пойдем, «Библиотека» ,»Из каких мы сказок?» Подвижные игры : «Пожарные на ученье» , «Мяч водящему» , «Пчелы и медвежата» , «Шалтай-Балтай» , Инсценировка сказки «Репка»

Кукольный театр «Колосок» (русская народная сказка) 1.«Грубость и драка»

2.»Хорошо ли быть злым?»

Игры по теме «гнев» 1. Я выбираю сам

2. Россия на шаре земном

Дидактическая игра «Великие люди России»

Ноябрь Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» «Почта»

Подвижные игры : «Пустое место» , «Городки» , «Ловля обезьян» , «Перелет птиц» . Театр игрушек «Телефон» К. И. Чуковский 1. «Цирк»

2. «Учимся справляться с гневом»

Игры по теме «Гнев» 1. Великие люди страны

2. «Александр Невский - освободитель земли русской»

Декабрь Сюжетно-ролевая игра «Волшебники» , «Летчики»

Дидактические игры : «Кто делает игрушки?» . «Швейная фабрика» , «Догадайся, кто меня сделал?»

«Принеси карандаш» , «Секреты» , «Найди ведерко»

Подвижные игры : «С кочки на кочку» , «Лесные тропинки» , «Камень, ножницы, бумага» «Лягушки в болоте» 1.«Жадность»

2. «Поговорим о доброте»

Игры по теме «Радость» 1 «Как я отношусь к другим людям»

2.

Январь Сюжетно-ролевая игра : «Ателье» , «Строительство» Дидактические игры : «Вырастим яблоки» , «Как сделали томатный сок, «На животноводческой ферме» «Волшебные картинки» , «Перевертыши» , «Разные сказки»

Подвижные игры : «Ловкая пара» , «Лиса и зайцы» , «Хищник-добыча»

Театр «Айболит и воробей» К. И. Чуковский 1. «Шаловливые игры» 2. «Ссора»

Игры по теме «Страх» 1. «Зачем нужны правила» 2.«Государственный флаг, герб, гимн РФ»

Февраль Сюжетно-ролевая игра «Магазин» , «Поликлиника»

Дидактические игры : «Чудесные превращения» , «Чудесный лес» . «Кто веселее?»

«Что кому надо для работы на стройке?» . «Кто делает игрушки?»

Подвижные игры : «Перебежки» , «Коршун и наседка» , «Охотники и звери»

Театр игрушек «Лиса и козел» (русская народная сказка» 1. «Злой язычок»

2. «Чувства одинокого человека»

Игры по теме : «давайте жить дружно» 1 «Насколько я ответственный?»

2. «Царь Петр /»

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Март Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» , «Парикмахерская»

Дидактические игры : «Времена года» , «Кто важнее?» . «Кем быть?»

«Кто веселее?» , «Угадай, что спрятано» , «Домино»

Подвижные игры : «Защити товарища» , «Перелет птиц» , «Горелки»

Театр игрушек «На блины» (русская народная игра) 1. «Машина шутка»

2. «Учимся понимать чувства других людей»

Игры по теме «Мальчики и девочки» 1. «Русские богатыри»

2. «Устное народное творчество – былины»

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Апрель Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Дидактические игры : «Что из чего сделано?»

«Вместе расскажем историю» , «Волшебный коврик»

Подвижные игры : «Холодно-горячо» , «Светофор» , «Мы - веселые ребята»

Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) 1. «Болезнь куклы»

2, «Учимся доброжелательности»

Игры по теме «Давайте жить дружно»

1. «Библия»

2. «Как одевались на Руси, как праздники встречали»

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Май Сюжетно-ролевая игра «Почта» , «Путешествие»

Дидактические игры : «Чудо рядом» . «Когда это бывает?» , «Помоги малышам «Что. Для кого?» , «Волшебная мозаика» , «Разные постройки»

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Классы» , «Солнце и планеты»

Кукольный театр «У страха глаза велики» (русская народная сказка) 1. «Путешествие к Незнайке»

2. «Добрые и злые поступки»

Игры по теме : «Наши эмоции» 1. «Как менялось жилище человека»

2. «Как строили избу. Устройство русской избы»

дидактическая игра «Крестьянский труд»

Этнография.

Основные понятия.

Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.

Народный костюм.

Народный костюм различных областей России. Роспись сарафана.

Народная символика.

Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.

Использование народной символики в раскраске игрушек.

п\п Раздел Тема Форма

1. «Кто ты?» 1. Как зовут тебя? С какой буквы начинается твое имя? Что означает твое имя, как ласково называют тебя дома?

2. Как зовут твоих друзей? Чем ты похож на других детей? Чем отличаешься?

3. Чем похож на взрослых и чем от них отличаешься? Беседы, фотоальбомы, детская худ. литература.

2 «Семья» 1. Как зовут твоих родителей?

2. Кто у вас есть в семье? Как их зовут?

3. Где работают папа и мама?

4. Как зовут твоих бабушек и дедушек? Чем они занимаются?

5. Кто еще живет с вами? Доброта и любовь к «братьям нашим меньшим» .

6. Кто о тебе заботится? А как ты помогаешь дома? Беседы, фотоальбомы, детская худ. литература.

3. Дом, в котором мы живем. 1. Понятие дом-жилище. Архитектурные особенности строительства домов разных народов.

2. Дом городской и дом деревенский : чем они похожи и чем отличаются? Из какого материала они сделаны? Для чего в городе нужны многоэтажные дома? Что строится рядом с деревенским домом? (Домики для животных – скотный двор и хозяйственные постройки)

3. Быт и семейные отношения на Руси Утварь, костюм, предметы обихода, традиции, обряды. Календарь и календарные праздники. Тексты, детская худ. литература,

зарисовки, фотоальбомы.

4. История Урала. 1. Народы степей.

2. Самородки Урала : Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов, П. И. Чайковский и другие выдающиеся люди Тексты, фотоальбомы, выставки народных промыслов, худ. литература, фольклорные сборники

5. Сюжетно ролевая игра «У нас в деревне» Выбираем транспорт, на котором поедем по деревне и строим его. Бабушка рассказывает о своем деревенском доме, проводит по его комнатам. Затем рассказывает о животных, задавая детям вопросы о повадках своих животных, о том, чем их кормят. Дети оказывают помощь в сортировке зернышек для кормления домашней птицы. Потом все отправляются на кухню помочь бабушке печь бублики. После работы все пьют молоко от бабушкиной коровы с испеченными бубликами. Иллюстрации деревенского дома, скотного двора, домашней утвари,

6. Цветные камни и Минералы. Из истории камня.

1. Дыхание, упрятанное в землю (уголь) .

2. Искусство, рожденное огнем (глина) .

3. Вода камень строит : сталактиты и сталагмиты.

4. В воде родится, и воды боится (соль) .

5. Живые камни – известняки : мел, мрамор, камень-ракушечник.

6. Гранит и другие натуральные камни.

7. Искусственные камни : кирпич, стекло, бетон.

Тексты, фотоальбомы, изделия из камней.

2. Образовательная область : Музыка

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству.

При реализации образовательной области «Музыка» необходимо учитывать следующее : возрастные особенности детей, наличие условий для проведения занятий, создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Развитие музыкально-художественной деятельности

Формирование интереса к музыкально-художественной деятельности на основе знакомства с доступными для детей этого возраста программными произведениями современной, классической и народной музыки. Развитие основ музыкального восприятия : эмоциональной отзывчивости на музыку и поэтический текст песни; отношения к содержанию и характеру музыкального произведения; музыкально-слуховых представлений о свойствах звука (высокие – низкие, громкие - тихие, усвоение выразительного значения звука.

Приобщение к разным видам музыкально-художественной деятельности : слушанию музыки, певческой деятельности, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Накопление опыта музыкально-художественной деятельности в процессе исполнения музыкальных произведений.

Слушание музыки : слушание музыкальных пьес различного характера, передающих яркие изобразительные образы; понимание характера музыки на элементарном уровне, различение жанрового своеобразия музыки (марши, пляски) ; эмоциональное реагирование на музыку, переданное соответствующими движениями; запоминание некоторых музыкальных произведений, узнавание их при повторном слушании ; дослушивание музыкального произведения до конца; первоначальные попытки рассказать о своих музыкальных впечатлениях.

Певческая деятельность : исполнение несложных песен и попевок, имеющих яркий изобразительный образ и доступный для понимания текст; интонирование отдельных мотивов или несложных мелодий; владение вокальными навыками в соответствии с физиологическими возможностями детей данного возраста (обращать внимание на стремление к чистому интонированию в диапазоне ре1-ля1, стараться протягивать при пении гласные звуки, петь вместе и одновременно с воспитателем, обращать внимание на дыхание в начале музыкальной фразы).

Музыкально-ритмические движения : развитие двигательной свободы при выполнении заданий в различных видах музыкально-ритмической деятельности (ритмично ходят, подпрыгивают на двух ногах, собираются в круг, кружатся по одному, двигаются парами по кругу, притопывают одной ногой и двумя попеременно, хлопают в ладоши); выражение эмоционального содержания музыки в движении при участии в музыкально-дидактических играх (ритмично ходят под

музыку, переходят от одного вида движения к другому, действуют с предметами, выполняют образно-имитационные движения); обучение согласованным действиям при исполнении танцев.

Игра на музыкальных инструментах : освоение элементарных приемов игры на шумовых музыкальных инструментах, использование музыкальных инструментов в музыкально-дидактических играх.

Творческое развитие : развитие способности к импровизации на основе элементарных заданий по звуковой имитации звуков природы (пение кукушки, мяукание, квакание, жужжание и т. д., на основе игры «Музыкальное эхо» .

Приобщение к музыкальному искусству

Обогащение представления о явлениях окружающей действительности на основе общения с произведениями музыкального искусства. Получение первоначальных сведений об авторах музыки , о некоторых музыкальных инструментах (рояль, труба, барабан) . Применение разнообразных игровых приемов, помогающих запомнить и понять музыкальные произведения.

Формирование потребности общения с музыкальным искусством в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.

Расширение слушательского опыта при показе небольших видеофрагментов исполнения знакомых музыкальных произведений. Проведение праздничных утренников.

Лия Голдовская

Тема: «В гостях у Хозяюшки»

Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей радостное настроение.

Задачи:

Образовательные

Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства: потешки, прибаутки, сказки); приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений.

Развивающие

Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного; расширять представление о добре, правде, красоте. Окружить малышей теплотой добрых чувств.

Продолжительность занятия:15-20 минут

Предварительная работа и материал: Народный костюм для воспитателя, шапочки петушка и котика для детей, мягкие игрушки петушка и котика, расписной сундук, печка, оформление музыкального зала в стиле русской избы, народные мелодии.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия. К русской избе подходят воспитатель и дети стайкой.

Воспитатель:

Дым колечком над трубой

Видно варится обед

Есть здесь кто-то или нет?

Воспитатель заходит за домик и быстро перевоплощается в Хозяюшку (надевает платок и фартук).

Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки, маленькие котятки! Я – Хозяюшка. Проходите, будьте моими гостями! Рассаживайтесь кто на лавочку, кто на табуреточку. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо! И лавочки есть, и стол, и самовар…

Дети рассаживаются на расставленные полукругом стулья.

2. Основная часть:

Хозяюшка: Сядем рядком, да поговорим ладком. Есть у меня сундук волшебный. Давайте я его открою, и посмотрим – кто у меня здесь есть. Отгадайте, кто у меня живет?

Хвост узорами

Сапоги со шпорами

Утром рано встает

Деткам спать не дает.

Дети: Петушок!

Хозяюшка: Да, где же мой петушок (достает игрушку). А давайте нарядим петушком (Воспитатель надевает ребенку шапочку петушка). Вот какой красивый петушок. Походи, покажи, как ходит петушок

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет

Петух зернышки клюет

К себе курочек зовет.

Хозяюшка: Как зовет петушок курочек? «Ку-ка-ре-ку». А где же наши курочки? Вот они, мои курочки. Курочки мои, умницы мои, поклюйте зернышки.

Звучит народная мелодия. Дети ходят по залу, собирают зернышки, хлопают крылышками.

Музыка останавливается. Проводится словесная игра «Кто как кричит?» Хозяюшка говорит первую строчку, а дети вторую и т. д.

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га!Га-га-га!

А индюк среди двора

Бла-бла-бла! Бла-бла-бла!

А как Петя- петушок

Рано-рано поутру нам споет

Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А что еще в моей избе стоит? (печка). В этой печке я варю кашу-малашу, пеку пироги, да колобки. А со мной в избе кто живет. Отгадайте кто?

Мягкие лапки, в лапках царапки!

Дети: Котик!

Хозяюшка: Да, это котик, вот он лежит на печи. Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая). Мой котик любит слушать потешки да песенки про себя. Слушай, котик сейчас ребятушки про тебя расскажут.

Выходи (имя ребенка, похвали котика.

Ребенок:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Зубки белые,

Глазки смелые.

Хозяюшка просит детей еще рассказать потешки про котика.

Ребенок:

Котя, котенька, коток!

Котя, серенький лобок!

Приди, котик ночевать,

Нашу детку покачать.

Уж, как я тебе коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ребенок:

Уж как котенька-коток,

Кудрявенький лобок,

Как повадился коток

Во торговый городок

Во торговый городок

По сметану и творог.

Хозяюшка: Котик сидит на печке, ему тепло здесь, греется и мурлычет. А мы давайте поиграем в игру. Мы все будем мышками. А котиком будет (воспитатель называет имя ребенка и надевает ему шапочку котика). Вставай, котик, в середину круга.

Хороводная игра «Ходит Васька серенький».

«Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят вправо и влево по кругу, поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой утирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот, серых мышек ждет.

По окончании песни дети «мышки» бегут на носочках на свои стульчики, а «кот» начинает ловить «мышей».

3. Заключение. Сюрпризный момент.

Хозяюшка: Ребятушки, оказывается, котик сегодня был на мельнице. Давайте спросим его, что он там делал. Дети хором спрашивают, а котик отвечает.

- Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька мурысонька,

Что на мельнице делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Хозяюшка: А наш Васька кот всем прянички принес (раздает детям прянички)

Жил-был кот-колоброд

Он развел огород.

Уродился огурец,

Потешкам, песенкам конец!

Спасибо вам, ребятки, что в гости пришли, да весело играли с нами, а сейчас прощаться пора, до свидания! Жду вас еще в гости!

Зал оформлен в виде деревенского двора. По полу разбросаны разноцветные листочки.

Дети входят в зал за воспитателем под спокойную музыку.

Воспитатель:

Заглянула осень в сад,

чтоб порадовать ребят,

мы пришли в красивый зал,

кто же так его убрал?

Музыкальный руководитель: Осень заглянула в сад, чтоб порадовать ребят.

Воспитатель:

Да, светло здесь и красиво!

Вот избушка. Что за диво!

И плетень, скамейка есть…,

кто же проживает здесь? (стучит, никто не откликается)

Под музыку входит Хозяюшка

Хозяюшка: А вот и я — домика хозяюшка, здравствуйте, мои друзья (Воспитатель здоровается с Хозяюшкой).

Хозяюшка:

Я сегодня рано встала,

хлопотала, хлопотала,

печь истопила,

кушать сварила…

Вот только не успела листья убрать,

чтоб ваши ножки могли погулять.

Воспитатель: А мы тебе поможем — в сад пойдём и листочки соберём!

Песня с движениями «Осенние листочки» Н. Вересковой

(после танца листья собирают в корзинку)

Хозяюшка: Уж как я рада, ребятишки, что вы в гости ко мне зашли.

Эх, ноги ходят ходуном, не стоят на месте,

А давайте, ребятишки, потанцуем вместе!

Пляска «Пальчики и ручки» под русскую народную мелодию.

Хозяюшка: Проходите, садитесь. Будьте моими гостями.

Дети проходят на места и садятся.

Хозяюшка: Спасибо, что ко мне в гости пришли, хочу познакомить вас с моими домашними друзьями. Живёт у меня во дворе кот Васька. Ночью мышей караулит, а днём на завалинке спит и песни поёт. Как кот Васька поёт песенки?

Дети: Муррр – муррр!

Воспитатель: А давайте поиграем с котиком!

Танец -игра «Мышки» М. Картушиной.

Мышки пляшут на дорожке: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Выставляют мышки в ладошки: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Мышки в ладушки играют: пи-пи-пи-, пи-пи-пи!

И в ладошки ударяют: пи-пи-пи-, пи-пи-пи-!

Мышки хвостиком вертели: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

И по сторонам глядели: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Что-то мышки услыхали: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

И от страха задрожали: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Воспитатель: Это вышел Васька кот, мышек он сейчас найдёт!

Дети убегают от кота (игрушка).

Воспитатель: Мы кота Ваську угостим молочком,

Пусть он ещё поиграет потом! (ставит у кота блюдце с молоком).

Хозяюшка: А вот послушайте, кто ещё рядом со мной живёт: он рано утром встаёт, громко песни поёт, деткам спать не даёт. Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель:

Идёт, идёт петушок, набок гребешок,

Красная бородка, масляна головка.

Сам рано встаёт и другим спать не даёт.

На заборе сидит – громче всех кричит!

Как кричит петушок?

Дети: Ку-ка- ре- ку!

Ведущая: А, давайте мы будем петушками и курочками, будем по двору ходить, зёрнышки искать.

Дети под музыку ходят по залу, размахивают «крылышками», кукарекают, клюют зёрнышки. Хозяйка незаметно берёт игрушку-собачку.

Пёсик Шарик громко лает, петушков и курочек разгоняет! (дети бегут на места).

Воспитатель: А мы петушку зернышек насыплем, будем ещё играть с ним (отдают хозяйке блюдце с зерном), а Шарику –песику, косточку дадим, такого защитника в гости хотим!

Хозяюшка: Ой, ребятки, кажется, дождик начинается!

Воспитатель: Давайте попросим дождик, чтобы он перестал идти.

— Дождик, дождик, кап да кап,

ты не капай долго так,

ты нас дождик не пугай,

с нами лучше поиграй

Воспитатель: Давайте споем песенку про дождик.

Песня «Дождик» Г.Романовой.

Хозяюшка: Спасибо вам, ребятки, за песенку. Очень хорошо вы поёте. Ой, а после дождика у меня во двор вышла коза с козленком. А вот они и идут!

В зал входят Коза с Козлёнком (дети подготовительной группы), обходят зал.

Хозяюшка: Коза из дома уходила и Козлёнку говорила…

Коза: Ты не бойся, мой сынок, страшно будет – вот звонок.

Как звоночек зазвенит, мама быстро прибежит (уходит).

Воспитатель: Дети, давайте, мы станем петушками и пойдём к Козлёнку в гости!

Дети под музыку идут к Козлёнку, машут «крылышками», кукарекают, Козлёнок пугается, звенит в звоночек, дети убегают.

Появляется Коза:

Кто тебя, сынок, обидел?

Козлёнок: Ой, смотри, кого я видел…

Коза: Ну, какой же ты трусишка, петушков ты испугался!

Ты не бойся, мой сынок, страшно будет – вот звонок.

Как звоночек зазвенит, мама сразу прибежит (уходит).

Воспитатель: А сейчас пойдем к Козлёнку как Зайчики.

Дети под музыку прыгают, как зайчики, Козлёнок пугается, звенит в колокольчик, дети убегают.

Появляется Коза:

Кто тебя, сынок, обидел?

Козлёнок: Ой, смотри. Кого я видел…

Коза: Ну, какой же ты трусишка, зайчиков испугался!

Воспитатель: Мы платочки возьмём, в гости к Козлику пойдём, как ребятишки попляшем и платочками помашем! Поиграем с ними, потанцуем и маму – Козочку — успокоим!

Пляска с платочками под русскую народную мелодию.

Коза: Спасибо, детки, что не напугали моего сыночка.

Нам с Козлёнком пора, до свиданья, детвора! (уходят, дети садятся на места)

Ведущая: Как хорошо нам было в гостях у тебя, Хозяюшка!

Хозяюшка: Я очень рад, что вы ко мне в гости пришли, и двор убрали, и с моими друзьями поиграли, всех животных накормили и повеселились.

Воспитатель: Но нам пора домой!

Хозяюшка: Спасибо вам за помощь.

Осенью не только листья украшают детский сад,

но и овощи, и фрукты на столе у всех ребят!

Вот вам осенние дары из моего сада.

Хозяюшка вручает детям корзину с яблоками.

Дети благодарят, уходят.

Название: Сценарий праздника с элементами фольклора во 2 младшей группе «В гостях у Хозяюшки»

Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»