Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Что означает фрустрация в психологии. Что такое фрустрация? Психическое состояние человека. Болезненное желание делать покупки

Что означает фрустрация в психологии. Что такое фрустрация? Психическое состояние человека. Болезненное желание делать покупки

Всем знакомо ощущение, возникающее, когда желание, которое казалось достижимым, вдруг становится недоступным. В психологии это переживание обозначается словом «фрустрация».

В психологии кратко фрустрация – это психическое состояние, возникающее при блокаде целенаправленной деятельности. «Frustratio», в переводе с латыни, - «неудача», «тщетное ожидание», «обман», «расстройство замысла».

Примеры фрустрирующих ситуаций:

  • диагноз «бесплодие» для пары, мечтающей о детях;
  • желание вновь увидеться с умершим человеком;
  • нереализованная любовь к женщине, сохраняющей верность супругу.

Индивид для удовлетворения некой потребности выбирает цель и организует свои действия, стремясь ее достичь. Когда возможность осуществления задуманного наталкивается на непреодолимые препятствия, цепь событий «желание, цель - результат» разрывается, возникает психическое напряжение. Состояние фрустрации может находить выражение начиная от легкого чувства досады и заканчивая ощущением безысходности и переживанием острой душевной боли.

Сила фрустрации зависит от влияния следующих факторов.

  1. Степень близости к намеченной цели. Если активность блокируется на конечном этапе достижения задуманного, сила фрустрации увеличивается. Например, миска ароматного супа уже стоит на столе, «под носом», но ее внезапно уносят.
  2. Уровень энергозатрат. Чем больше усилий, времени и других ресурсов было потрачено на достижение цели, тем сильнее фрустрация. Проиграть в спортивном соревновании, к которым совсем не готовился, не так обидно, чем потерпеть поражение после года изнуряющих тренировок.
  3. Интенсивность фрустрированного желания. Внезапно сорвавшийся обед вызовет меньше негативных чувств у позавтракавшего человека, чем у того, кто не ел со вчерашнего дня и сильно проголодался.
  4. Привлекательность цели. Ситуация, вызвавшая фрустрационную реакцию, должна быть для человека очень личностно-значимой. Наиболее сильная фрустрация наблюдается в случае, когда блокируется ведущая деятельность человека. Поскольку обычно именно с ее помощью удовлетворяется потребность в смысле жизни. Например, человек, который позиционирует себя в первую очередь как пианист, травмирует руку и лишается возможности заниматься музыкой профессионально. Он переживает гораздо более сильный стресс, чем человек, для которого игра на пианино - не более, чем хобби.
  5. Интенсивность фрустратора - степень сложности возникшего на пути к цели препятствия. Здесь возникает вопрос об адекватности оценки фрустрационной ситуации. Порой непреодолимость возникающих преград бывает сильно преувеличена или, наоборот, занижена на этапе планирования деятельности, что и приводит к фрустрационной реакции.
  6. Функциональное состояние человека, попавшего в фрустрационную ситуацию. Накопленный стресс в результате ранее произошедших неудач может спровоцировать сильный всплеск негативных эмоций в ответ даже на самую слабую провокацию.
  7. Индивидуальный уровень фрустрационной толерантности - порог терпимости к фрустрации, способность переносить возникающие трудности в жизни без психических сдвигов и дезорганизации поведения.

Причины развития фрустрации

Обстоятельства, провоцирующие состояние фрустрации, можно разделить на три категории:

  1. Привация - изначальное отсутствие необходимых инструментов и ресурсов для Например, отсутствие вокальных данных для построения карьеры в оперном театре.
  2. Депривация - потеря объектов, ранее используемых для удовлетворения потребности и к которым была образована сильная привязанность. Например, смерть ребенка, пожар в доме, в котором прожил всю жизнь.
  3. Конфликт (conflict) - невозможность удовлетворения потребности из-за наличия двух несовместимых друг с другом мотивов, амбивалентных чувств, столкновения интересов. Например, желание профессора университета завести роман со студенткой наталкивается на убеждение, что это непрофессионально, неэтично.

Факторы, вызывающие возникновение фрустрации, называют фрустраторами. Это могут быть различные обстоятельства, ситуации, люди и их поступки, которые возникают на пути реализации желания в виде непреодолимого барьера. В психологии рассматриваются следующие типы фрустраторов:

  • физические (тюремное заключение, нехватка денег, времени);
  • биологические (болезни, физические недостатки, возрастные ограничения);
  • социальные (другие индивиды и конфликты с ними, общественные нормы, законы, санкции);
  • психологические (ограниченность знаний, недостаточный уровень развития способностей, страхи, сомнения, внутренние конфликты).

Препятствия в виде неблагоприятных внешних обстоятельств психологически переносятся легче, потому что позволяют перенести вину с себя на другие объекты. Если же человек видит причину неудач в самом себе, это нередко приводит к самобичеванию.

Также на развитие фрустрации оказывает влияние законность фрустраторов и притязаний личности. В большинстве случаев, если человек убежден, что его законные права были как-то нарушены, то испытывает более выраженную фрустрацию.

Реакция на фрустрацию

Первичная реакция на фрустрирующую ситуацию обычно агрессия, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто выражается в виде гнева. Вторичная реакция зависит от темперамента, от сложившихся в процессе жизни форм реагирования на жизненные трудности.

Человек с высоким уровнем фрустрационной толерантности быстро справляется с негативными чувствами и может демонстрировать удивление, познавательный интерес в отношении объекта, ситуации, препятствующих достижению цели, спортивный азарт. Личность с низкими адаптационными навыками скатывается вниз по эмоциональной шкале и впадает в более тяжелые эмоциональные состояния, чем раздражение и гнев. Наблюдаются депрессивные реакции, рост тревожности, страхи.

Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Характеризуется ощущением бессилия, безнадежности, чувством, что «жизнь кончена», апатией, угасанием мотивации.

Нередко встречается навязчивая фиксация на деятельности, которая стала в новых условиях бесполезной или даже опасной. Фиксация связана с ригидностью психики, стереотипностью восприятия и мышления, неспособностью «отпустить ситуацию», переключиться на новую цель, отказаться от прежних способов взаимодействия с внешним миром. Частная форма фиксации - капризное поведение. Для фиксации также характерна своеобразная маниакальность, когда произошедшая неудача поглощает все мысли человека, заставляет бесконечно анализировать свое поведение и подробно изучать фрустратор.

По направлению агрессии различают реакции:

  • экстрапунитивное реагирование (гнев, злость, возмущение) - стремление обвинять в случившемся окружающих, ;
  • интропунитивное реагирование (чувство стыда, муки совести) - самообвинение;
  • импутивное реагирование - философское отношение к произошедшим событиям как к чему-то неизбежному, отсутствие стремления искать виноватых.

В зависимости от того, на чем фиксируется человек, выделяют три типа реакции на фрустрационную ситуацию:

  • фиксация на препятствии: «так несправедливо, с этим нужно бороться», «ух ты, так даже интереснее играть»;
  • фиксация на самозащите: «если бы ты мне сразу все объяснил, я бы справилась»;
  • фиксация на удовлетворении потребности: активный поиск решения и помощи других или позиция «как-нибудь все само собой разрешится».

Поведенческие модели при фрустрации

Длительная неспособность разрешить фрустрирующую ситуацию приводит к развитию тревожности, что, в свою очередь, заставляет искать способ избежать отрицательных переживаний или хотя бы минимизировать их силу. В работу вступают эгозащитные механизмы психики. Действие защитных механизмов приводит к искажению восприятия тех аспектов реальности, с которыми человек не в состоянии смириться. Процесс не осознается человеком, поскольку иначе эгозащитные механизмы потеряли бы свою силу.

Для каждого конкретного человека характерен свой, индивидуальный «репертуар» защитного поведения (зависит от типа личности, гендера, возраста). Рассмотрим проявления наиболее распространенных

Вытеснение

Вытеснение - устранение из области сознания фрустрирующих воспоминаний и переживаний. В психоанализе механизм вытеснения рассматривают как способ приспособления к опасным внутренним влечениям. На внешнем уровне проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования объектов, которые доставляют психологический дискомфорт. Однако подавляемые чувства и воспоминания никуда не деваются. Например, с легкостью восстанавливаются в состоянии гипнотического транса.

Замещение

Замещение - замена объекта, потребности другими, более доступными и безопасными для разрядки. Действие данного механизма объясняет, как неприятности на работе провоцируют ссоры дома. Невозможность вступить в открытый конфликт с начальством приводит к разрядке агрессии на более зависимом супруге или ребенке.

Если замещаемое действие, желание с точки зрения морали недопустимо, а замещающее - приемлемо, то такой процесс называют сублимацией. Например, ту же агрессию можно разрядить, занимаясь интенсивными физическими упражнениями.

К замещению можно отнести и уход в фантазирование, зависимость от психоактивных веществ. А также обесценивание фрустрирующего объекта или потребности. Например, после , человек бросает попытки построить личную жизнь, объясняя свое поведение незначительностью этой сферы жизни по сравнению с важностью построения карьеры или, к примеру, «духовного саморазвития».

Замена одного чувства другим, как правило, противоположным, называют реактивным преобразованием. Неприемлемые эмоции при этом перестают осознаваться, а приемлемые - гипертрофируются. Например, параноидальные личности могут подавить влечение, интерес к другому человеку, посчитав эти чувства опасными для себя, и перенести акцент на подозрительность и ненависть.

Интеллектуализация

Данный механизм психологической защиты состоит в логическом осмыслении событий с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно и отодвигании на второй план значимости сведений, которые предоставляют реально переживаемые эмоции. Примером интеллектуализации являются рассуждения человека о том, что смерть принесла его умершему родственнику избавление от физических страданий и других неприятностей жизни.

Интеллектуализация дает возможность снизить интенсивность болезненных переживаний, не прибегая к полной потере информации об их наличии. Интеллектуализация при попадании в фрустрирующую ситуацию воспринимается как зрелый подход к проблеме, поэтому обычно находит в обществе одобрение и поддержку и становится привлекательной стратегией для многих людей.

Однако у интеллектуализации есть и свои недостатки. Она приводит к потере возможности полноценного переживания своих чувств - как отрицательных, так и положительных. В результате у человека возникают проблемы в близких отношениях, так как самовыражение под влиянием интеллектуализации производит впечатление неискренности, равнодушия.

Регрессия

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я - жена уважаемого профессора», « Я - лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

Фрустрация в личной жизни

Интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет - значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии. Отсюда криминальные истории с преследованием объекта страсти, вспышками ревности, обливанием кислотой, сексуальным и физическим насилием.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни - работу, друзей, хобби, даже общих детей.

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

Бедность как фрустратор

В условиях хронического меняются понятия людей о природе счастья. Здесь полезно вспомнить притчу. Бедняк жалуется на тесноту своего своей однокомнатной квартирки, в которой ему приходится ютиться со всей своей многочисленной родней. Мудрей советует бедняку на время поселить в той же комнате собаку, домашнюю птицу и другую живность, чтобы прочувствовать, что действительно является катастрофичной ситуацией. Счастье относительно.

Бедность приводит к фрустрации не только когда не получается удовлетворить элементарные личные и семейные потребности. Материальное положение становится мощнейшим фрустратором, когда общество состоит из людей с разным уровнем дохода. Несмотря на объективно высокий уровень жизни, человек сам себя вгоняет в состояние фрустрации с помощью восходящего социального сравнения.

Особенно сильная фрустрация наблюдается, если человек верит, что все богачи создают себе состояние исключительно незаконными и аморальными путями. Также восприятие себя человеком как бедного, обездоленного, зависит от соотношения его притязаний и реальных достижений.

Как справляться с фрустрацией?

Психологи предлагают несколько способов выхода из фрустрации.

Замена средств достижения цели

Усилившееся психическое и эмоциональное напряжение можно использовать для анализа предпринятых действий и поиска альтернативных способов достижения цели. Например, девушка отказалась с вами встречаться. Вы испытываете фрустрацию. Чувствуете Прежде чем окончательно впадать в пессимизм, стоит подумать, по какой причине понравившаяся девушка в действительности вам отказала.

Не все в любви легки на подъем. Некоторым требуется время, чтобы осознать, что перед ними именно тот человек, о котором они мечтали. Не исключено, что отказавшая вам девушка не уверена в своих чувствах. И ей проще сразу вам отказать, чем давать вам, возможно, напрасную надежду. Попробуйте изменить свой подход. Альтернативное решение - предложить ничем не обязывающую дружбу, чтобы предоставить человеку возможность узнать вас лучше.

Еще один пример. Не удалось поступить в желанный вуз. Но разве это единственный способ получить знания в выбранной области? История знает много самоучек, которые достигли исключительных результатов в своем деле. Например, англичанка Мэри Эннинг, превратившаяся из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей в одного из величайших палеонтологов 19 века.

Замена цели

Точно так же как можно найти множество путей для достижения одной и той же цели, можно обнаружить альтернативную цель, с помощью которой можно удовлетворить потребность или желание. В и гипнотерапии, например, есть техники, позволяющие перенести чувство влюбленности с одного объекта на другой, и таким образом избавиться от неразделенной любви.

Конечно, человек, инстинкт которого уже прочно зафиксирован на определенном человеке, отказывается поверить, что сможет когда-нибудь в жизни испытывать столь сильные чувства к кому-то еще.

Требуется терпение, чтобы найти цель, способную компенсировать свойства заменяемой. Но если бы это было невозможно, то люди не женились бы счастливо несколько раз в течение жизни и не находили бы смысл жизни в новой деятельности после потери возможности заниматься любимым делом. Например, актер А. Бандерас хотел стать футболистом, но после травмы ноги от мечты о спортивной карьере пришлось отказаться. Вряд ли всемирно известный актер до сих пор переживает фрустрацию из-за несбывшихся подростковых надежд.

Переоценка ситуации

Очевидным решением для выхода из состояния фрустрации, причиной которого является внутренний конфликт, является выбор между альтернативами. Обращайтесь как к своему разуму, так и к эмоциям.

Взвесьте все за и против каждого из своих желаний. Перенесите процесс анализа на бумагу. Записав все возможные аргументы, выделите те, что несут ключевое значение для вашей жизни. Остальное отбросьте. Определение ключевых ценностей поможет справиться с тревогой и страхом. Если самостоятельно вы не сможете справиться с проблемой — обращайтесь к специалисту. Психолог-гипнолог

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Все люди имеют определенные потребности и намерения. Если кратко, то фрустрация в психологии – это невозможность удовлетворения своих активных нужд .

Такое состояние сопровождается отрицательными эмоциями, и периодически наступает на протяжении всей жизни. Разочарование и страх мешают двигаться вперед, к желаемой цели.

Главная опасность фрустрации заключается в деструктивном поведении личности - попытке уйти от реальности, зависимость от вредных привычек, избежание контактов с социумом.

Определение

В переводе с латинского языка термин «frustratio» означает «неудачная попытка», «невыполнение задуманного». В психологии этому слову дается следующее определение: «характерное состояние сознания, наступающее в случае невозможности удовлетворения человеком своих потребностей в реальных или потенциально возможных ситуациях».

Простыми словами, фрустрация – это несоответствие намерений индивида с его возможностями, вследствие чего он ощущает напряжение, раздражение, возможно отчаяние.

При любых ситуациях, в которых проявляется фрустрация, нарушается внутренняя гармония, и индивид пытается всеми возможными способами восстановить равновесие, и удовлетворить актуальную потребность.

Причины

Фактором, вызывающим фрустрацию, можно считать частоту, с которой человек не может удовлетворить свои текущие нужды и его отношение к неудачным попыткам. Это состояние в частности интенсивно прогрессирует, когда человек теряет самоуважение и веру в собственные возможности. Фрустрация может быть спровоцирована даже незначительными изменениями или событиями.

Если неудачи вызваны внешними факторами, то процесс адаптации к этим условиям проходит легче. С внутренними причинами всё намного сложнее, человек может довести себя до нервного срыва или . Для преодоления людьми такого этапа в своей жизни следует проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить причины случившегося и, сделав выводы, продолжать двигаться дальше.

Причины появления состояния фрустрации подразделяют на несколько типов:

  1. Биологические – различные болезни и расстройства, недееспособность, старость.
  2. Физические недостаточное количество финансовых средств, ограничение свободы передвижения.
  3. Психологические – проблемы любовного и сексуального характера, потери (смерть родственников, разорение), внутриличностные и внешние конфликты, недостаток знаний и опыта.
  4. Социокультурные – принципы, препятствующие человеку получить желаемое (закон, моральные ценности, общественные установки, социальные конфликты, поиск смысла существования).

Признаки

Под понятием «фрустрация» понимается напряженное состояние, сопровождающееся дискомфортными ощущениями, спровоцированными трудностями при достижении намерений или удовлетворения нужд.

В таком состоянии человек ощущает безысходность положения, невозможность отстраниться от происходящего, всё внимание сконцентрировано только на проблемах, возникает желание что-то изменить. Эффективность работоспособности снижается, индивид чувствует разочарование, раздражительность, но продолжает сопротивляться фрустрации (активно или пассивно).

Личность, способная подстраиваться под изменения окружающей среды, увеличивает мотивацию и повышает интенсивность деятельности для достижения желаемого. Малоконструктивное поведение проявляется в замкнутости, в уходе от реальной жизни (проблем).

Виды фрустрационного поведения:

  • Враждебность – злость или нервозность, как кратковременная вспышка гнева или длительный процесс (нервничать, злиться, ругаться долгое время).
  • Рационализация – выявление положительных последствий в случившемся.
  • Регрессия – больше всего присуща пессимистичным людям, которые сами себя настраивают на серьезные эмоциональные переживания (может проявляться как плач).
  • Смещение – индивид ищет более легкий способ достичь цели (например, купить более дешевую и менее качественную вещь, вместо той, которую хотелось приобрести ранее).
  • Замещение – человек всеми доступными методами пытается придумать другой способ удовлетворения потребности (например, поехать на другом автобусе или посетить другой магазин).
  • Депрессия – ухудшение настроения, стресс, выйти из этого состояния крайне сложно.
  • Апатия – состояние, когда ничего не хочется, ничто не представляет интереса (замкнутость в себе, бесцельное времяпровождение).
  • Двигательная возбужденность – активная жестикуляция, быстрые перемещения по комнате.
  • Фиксация – это последний этап, выход из фрустрации. Человек проанализировав всю ситуации, делает выводы и не совершает подобных ошибок в будущем.

Важно!
Специалисты утверждают, что в большей степени модель поведения людей в период фрустрации обуславливается типом характера (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник), а не от вида неудовлетворенной потребности.

Диагностирование

При определении фрустрации среди психологов наибольшей популярностью пользуется тестирование Розенцвейга (Метод рисуночной фрустрации). С использованием этого метода изучается отношение человека к имеющейся проблеме, варианты выхода из сложившегося положения (из-за которого желаемое не достигнуто).

В тесте применяется 24 картинки, на каждой из них нарисованы 2 беседующих человека. То, что рассказывает индивид слева, написано в геометрической фигуре, задача испытуемого придумать ответ на данную реплику (сказать первое, что приходит на мысль). Явления на картинках можно поделить на две категории: обвинительные и препятствующие ситуации.

Каждый полученный ответ, психолог оценивает по двум критериям – по направленности и типу реакции. По типу реакции классифицируются ответы:

  1. Препятственно-доминирующие – на всех барьерах (проблемах), препятствующих достижению определенной цели заостряется повышенное внимание, в независимости от характера их рассмотрения (благоприятные, неблагоприятные, нейтральные).
  2. Необходимо-упорствующие – потребность человека в нахождении рационального выхода из неприятной ситуации, используя при этом помощь третьих лиц, уверенность в разрешении конфликта с течением времени или разработка самостоятельных действий. Еще эта реакция называется «фиксирование на выполнение желаемого».
  3. Самозащитные – ответственность за проблему никому не приписывается, тестируемый отрицает собственную вину в случившемся, уклоняется от критики и упреков, «фиксируется на самозащите».
По направлению реакции ответы подразделяются:
  1. Экстрапунитивные – изучается внешняя причина фрустрации (направление на окружение), определяется степень ситуации, в редких случаях для разрешения «конфликта» требуется участие других лиц.
  2. Импунитивные – проблемное явление характеризуется как «неизбежно случившееся», которое преодолевается с течением времени, нет вины не самого человека, не его окружения.
  3. Интропунитивные – фрустрационная ситуация не подлежит осуждению, принимается как благоприятная (возможность научиться на своих ошибках, и не допускать их совершения в будущем).

Лечение

Все люди периодически подвергаются фрустрации, и для роста личности полезно умение эффективной борьбы с возникающим напряжением. Индивиду необходимо самостоятельно контролировать свое состояние. В настоящее время существует множества эффективных методик для корректировки фрустрационного поведение, помогающие освободить эмоциональную и физическую зажатость, повысить коммуникативные способности и улучшить когнитивное мышление.

Способы расслабления (медитация, глубокое дыхание при помощи диафрагмы, рассмотрение специальных изображений) уменьшают гнев и разочарование. Занятия спортом (например, йога) помогут избавиться от эмоциональных и телесных зажимов. После таких упражнений, человек чувствует себя лучше, расслабленнее и спокойнее.

Важно понимать, что от фрустрации вылечиться навсегда не получится, в жизни будет происходить что-то, что вызовет негативные эмоции. Человек не способен это предотвратить или как-то прогнозировать, но изменить свое отношение к таким жизненным ситуациям возможно.

Важно!
Если контролировать свое поведение в период фрустрации не получается, и оно отрицательно сказывается на важных жизненных сферах, следует обратиться к специалисту.

Примеры

Состояние фрустрации провоцируется различными жизненными явлениями (критичные высказывания от друзей, коллег, категоричный отказ в помощи и т.д). Подобные мелочи могут испортить настроение, но часто лишь на короткое время.

Примеры фрустрации в реальной жизни:

  • Работник сделал порученный ему заказ, за который ему мало заплатили и не похвалили за хорошее выполнение. Человек чувствует себя плохо, т.к его потребность в самоутверждение, уважении от начальника и финансах игнорируется, или удовлетворяется в неполном размере.
  • Девушку пригласили на свадьбу, и она не может купить понравившееся платье своего размера ни в каких магазинах, на некоторое время ее охватывает отчаяние, планы рушатся, она не может мыслить ясно, в голове крутится навязчивая мысль о невозможности выполнить задуманное.
  • Предательство мужа/жены. Общие планы на жизнь, отдых, приобретение имущества все это рушится из-за измены любимого человека. Преданных людей мучает обида, гнев и разочарование, а в конце все эти эмоции уходят, и наступает апатия. Это состояние длится намного дольше, чем неприятные ощущения из примеров выше.

Фрустрация – хорошо или плохо?

Ответить на данный вопрос однозначно невозможно. Фрустрация в психологии имеет как позитивные, так и негативные последствия. Положительным аспектом считается мотивация человека в учете всех ошибок, преодоление жизненных сложностей и движение к своей цели, не смотря ни на что. В этом случае фрустрация крайне выгодна.

Но когда это состояние сопровождается злостью, раздражительностью, напряжением, опустошением, даже депрессией, что приводит к ухудшению качества жизни, низкой самооценке, стрессу, это плохо.

Считать фрустрацию только явлением разрушающим жизнь человека - неправильно. Многие специалисты утверждают, что она способна выступать в качестве мотиватора роста личности. Только тогда, когда людям приходится преодолевать сложности, решать возникающие проблемы, они прогрессируют, становятся более находчивыми, самостоятельными и готовыми к неожиданностям.

Так же именно фрустрация помогает выработать силу воли, смелость и активность. Важно научиться контролировать свое состояние и бороться с переживаниями, которые могут вызвать различные заболевания психики.

Ваше мнение

Была ли эта статья полезна для вас? Как часто Вы испытывает фрустрацию, какие способы помогают легче перенести такое состояние?

Наша жизнь полна разочарований и несбыточных желаний. Страх потерять что-то является основной проблемой отказа двигаться к желаемой цели. Те чувства и эмоции, которые мы испытываем в ситуациях, когда очень хотим чего-то, но не можем этого достичь, получили в психологии название «фрустрация». Поскольку то, что мы действительно хотим, обычно достигается через потери, лишения и неудачи, умение побороть состояние фрустрации просто необходимо для того, чтобы человек мог оставаться радостным и позитивным даже в сложных жизненных условиях.

Определение

Слово «frustratio» переводится с латыни как «неудача», «напрасное ожидание», «обман», «расстройство задуманного». Вот какую характеристику фрустрации даёт психологический словарь: это особое состояние психики, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить свои потребности в реальных либо предполагаемых ситуациях. Короче говоря, фрустрация – это несоответствие желаний человека его возможностям. Эти ситуации обычно воспринимаются человеком как травмирующие.

Фрустрацией в психологии также называют эмоциональное напряжение в ситуациях, когда человек не имеет возможности достичь желаемого результата. Когда мы достигаем одной из наших целей, мы испытываем радость и счастье, а всякий раз, когда кто-то или что-то мешает нам добиваться своего, то мы поддаёмся отчаянию и чувствуем раздражение, отчаяние или злость. Как правило, чем более важной является наша цель, тем больше разочарования и гнева приносит неудача в её достижении.

Любая ситуация, в которой возникает фрустрация, нарушает внутреннее равновесие, вызывает у человека напряжение либо стремление восстановить равновесие при помощи других действий и поступков. Обязательными признаками фрустрации является наличие сильного стремления достичь цели (или удовлетворить актуальную потребность) и наличие преграды, препятствующей этому. В качестве примера можно привести Лису из басни Крылова: она одновременно и хочет достать виноград, и не может сделать это.

Этиология

Состояние фрустрации возникает тогда, когда человеку надо пройти через преодоление определённых барьеров. Вот какими могут быть причины фрустрации:

  • биологические. В эту группу входят болезни, возрастные ограничения, физические дефекты. Сюда относится и сексуальная фрустрация;
  • физические. Хорошим примером является заключённый, свободу которого ограничивает тюремная камера. Нехватку денег, из-за которой человек не может приобрести то, что сильно хочет, тоже можно отнести к этой группе;
  • психологические. Это может быть страх, интеллектуальные недостатки, а также любовная фрустрация;
  • социокультурные. К этому типу можно отнести правила, нормы и запреты, которые мешают человеку достичь его целей. Сюда же относится экзистенциальная фрустрация (поиск смысла жизни) и социальная фрустрация, проявляющаяся в ситуациях нехватки общения или острого переживания одиночества.

Хорошо или плохо?

Фрустрация – это не всегда плохо, поскольку она может быть полезным показателем проблем в жизни человека, и, вследствие этого, может мотивировать его на изменения. Однако когда это состояние приводит к сильному гневу, раздражительности, стрессу, обидам, депрессиям или падению самооценки из-за чувства отвержения или отказа, то последствия могут быть весьма разрушительными. Помимо этих чувств, фрустрированный человек может испытывать беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатию, утрату интереса, синдром вины, тревогу, ярость, скрытую агрессию и враждебность.

Не стоит всё же думать, что фрустрация совершенно бесполезна для человека, или что её нужно обязательно подавлять. В психологии считается, что она может являться источником прогресса. Только тогда, когда перед людьми возникают какие-либо препятствия, они начинают пробовать что-то новое или проявлять чудеса изобретательности. Кроме того, фрустрация формирует волю, поскольку сильно усиливает решительность. Однако острая реакция человека на непреодолимую фрустрацию может явиться причиной серьёзных психических проблем.

Формы поведения

Напряжение и разочарование возникают у человека в тех случаях, когда ожидаемые результаты не соответствуют предпринятым действиям и усилиям, затраченным на достижение целей. Американский терапевт и психолог Сол Розенцвейг считал, что фрустрация обычно проявляется в трёх формах поведения. Он выделял в фрустрирующей ситуации экстрапунитивное, интрапунитивное и импунитивное поведение.

Название Описание
Экстрапунитивная форма Возникает в тех случаях, когда конкретная личность обвиняет в происходящем внешние обстоятельства либо других людей. Человек испытывает упрямство, досаду, раздражительность, озлобленность, стремится добиться своих целей любыми способами. Его поведение становится примитивным и малопластичным, используются лишь заученные формы поведения.
Интрапунитивная форма Характеризуется состоянием аутоагрессии: человек обвиняет в возникающих проблемах самого себя, страдает от излишнего чувства вины. У него возникает тревожность и подавленное настроение, личность становится молчаливой и замкнутой. Интрапунтивные люди сильно ограничивают виды своей деятельности, отказываются от удовлетворения личных потребностей.
Импунитивная форма Возникает тогда, когда личность относится к своим неудачам как к неизбежности, или, наоборот, как к практически незаметному событию. Такие люди никого ни в чём не обвиняют.

Фрустрации – обычное явление нашей жизни. Мы можем попытаться найти другой маршрут, если застряли в пробке, или выбрать другой ресторан, если наше любимое кафе закрыто, но иногда внешние ситуации совершенно от нас не зависят. В таком случае человеку надо научиться спокойно воспринимать неизбежное. Принятие жизни такой, какая она есть, является одним из секретов того, как избежать фрустраций.

Отличие от депривации и разочарования

Фрустрацию в психологии часто путают с такими характеристиками эмоционального состояния, как депривация и разочарование. Подобно разочарованиям, состояние фрустрации возникает тогда, когда отсутствует ожидаемый результат, но фрустрированные люди не отчаиваются, а продолжают бороться за достижение желаемого. Они делают это даже тогда, когда не понимают, что ещё надо сделать для того, чтобы достичь своих целей.

Причины возникновения депривации и фрустрации также сильно отличаются. Фрустрация всегда связана с неудовлетворёнными желаниями либо препятствиями при достижении цели, а депривация возникает при отсутствии самого предмета либо возможности удовлетворения актуального желания.

Однако теория невроза в психологии указывает на наличие общего механизма этих состояний: депривация приводит к фрустрации, затем фрустрация вызывает агрессивную реакцию. В свою очередь, агрессия приводит к тревожности, а уже тревога вызывает защитную реакцию. В таком направлении психологии, как психоанализ, считается, что развитие такого элемента личности, как «Эго», всегда начинается с фрустрации.

Модели фрустрационного поведения

Люди реагируют на фрустрирующую ситуацию разными способами. В психологии выделяют такие виды фрустрационного поведения:

Диагностирование

Для диагностики этого состояния в психологии широко используется тест Розенцвейга или Методика рисуночной фрустрации. Эта методика исследует реакции человека на проблему и способы его выхода из ситуаций, которые препятствуют деятельности либо удовлетворению насущных потребностей.

Методика состоит из более чем двух десятков схематических рисунков, на которых изображены беседующие люди. Рисуночные ситуации делятся на две группы: ситуации «обвинения» и ситуации «препятствия». Рисунки поочерёдно демонстрируются испытуемому. Глядя на них, он должен высказать свои предположения, о чём ведётся разговор на той либо иной картинке. Описывая предполагаемые диалоги, человек проявляет типичные для него реакции на фрустрации, а также излюбленные способы выхода из ситуаций конфликта, что позволяет психотерапевту делать выводы о его состоянии.

Лечение

Мы все периодически испытываем состояние фрустрации, поэтому умение эффективно бороться с возникающим напряжением является очень важным для развития личности. Каждый человек должен научиться контролировать своё состояние.

Сегодня есть множество эффективных способов коррекции фрустрационного поведения, которые помогают человеку изменить своё поведение и мышление. Для этого используются разнообразные психологические методы, позволяющие освободить эмоциональные и физические зажимы, улучшить навыки коммуникации или когнитивные умозаключения.

Простые инструменты релаксации, такие как глубокое дыхание или рассматривание специально подобранных картинок, помогают успокоить чувства разочарования и гнева. Глубокое дыхание диафрагмой помогает расслабиться. Более энергичные упражнения, например йога, помогут снять эмоциональные и телесные блоки, после чего вы будете чувствовать себя намного спокойнее. Напряжённые и энергичные упражнения в группе помогут вам проработать чувства гнева и разочарования.

Фрустрация – понятие неоднозначное в психологической науке. Под фрустрацией понимают как эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на неудачи в достижении каких-либо целей и потребностей. Другие специалисты считают, что фрустрация – это внутренняя преграда, мешающая человеку достигать эти цели. Ясно одно – это состояние не является патологией, но для человека создает множество проблем, связанных с адаптацией к окружению.

Фрустрация не возникает просто так. Перед появлением этого состояния есть определенные ситуации, которые приводят к результату: подавленному настроению, крушению надежд, невозможности достигать поставленные цели, депрессии – именно так понимают врачи фрустрацию.

Состояние фрустрации может возникать у многих людей. Чтобы понять, у кого есть вероятность испытать фрустрацию, нужно вернуться к истокам психологии личности. У каждого человека, без исключения, есть базовые потребности: биологические, социальные, духовные, дополняют их материальные и другие. Все они не могут просто так быть и не беспокоить человека. Они выражаются в виде влечения, желаний или стремлений. Каждая потребность начинает беспокоить человека, когда есть ее неудовлетворенность, то есть, нет возможности в данный момент ее восполнить.

В случае постоянной неудовлетворенности потребности (когда человек продолжительное время хочет чего-то достичь, но не знает, как это сделать) возникает негативная эмоциональная реакция, психическое состояние, называемое психологами фрустрацией.

Причины развития этого явления

Но человек сплошь и рядом встречается с неудовлетворенными потребностями, скажете вы. Чего стоит захотеть сырокопчёную колбасу, а вместо нее купить только вареную, и возникнет фрустрация? Нет, не каждая неудовлетворенная потребность приводит к этому состоянию. Есть определенные факторы, способствующие его появлению.

  1. Если человек уже не может вынести ощущение неудовлетворенности какого-либо стремления. То есть, превышен порог его выносливости в этой области. Часто из-за этой причины возникает детская фрустрация или сексуальная.
  2. Если человек субъективно воспринимает препятствие к удовлетворению потребностей как сложное и такое, которое невозможно ему преодолеть, появляется фрустрация.

Чаще всего данное состояние возникает у людей, привыкших, во что бы то ни стало достичь своей цели, эмоциональных и слишком обязательных.

Существует классификация препятствий для восполнения потребностей и стремлений, они бывают:

Симптомы явления

Фрустрация не может долго беспокоить человека и не быть не замеченной окружающими. Она имеет определенные симптомы, которые дают понять специалисту, с чем он имеет дело. Многие люди, долго находясь в этом состоянии, теряют навыки общения с окружающими, веру в себя и в успех того, что задумали сделать. Также в состоянии фрустрации человек теряет способность к мотивации своей деятельности, что сказывается на ее эффективности.

Получается замкнутый круг: негативная эмоциональная реакция на препятствия к достижению цели ведет к усугублению состояния, в свою очередь, это вызывает инертность и пассивность человека на пути к своей цели, он перестает верить в себя. Такое состояние ведет к заметному снижению качества и эффективности действий, а это создает еще большие преграды и ведет к еще большему усугублению состояния.

В состоянии фрустрации внутри личности происходит буря эмоций, переоценка идеалов, стремлений. Данное состояние может проявляться еще через такие симптомы:

По поведению человека уже можно понять, что его что-то беспокоит. Одни становятся задумчивыми, переживая трудности в себе. Другие выбрасывают весь негатив во вне (на окружающих). Победить данное состояние очень сложно, если человек не имеет способности к адаптации к этой трудности. Адаптивный тип личности редко страдает из-за фрустрации. У таких людей при возникновении проблем мобилизуются все внутренние структуры личности, и человек становится мотивированным и активным для достижения цели.

Преодоление такого состояния

Состояние фрустрации можно преодолеть на начальных стадиях ее появления, а также оно поддается коррекции при затянувшемся процессе.

Медикаментозное лечение

Если к этому состоянию подключаются такие явления, как страх, патологически подавленное настроение, депрессия, то необходимо применить медикаментозные средства для стабилизации состояния человека. Это могут быть антидепрессанты, ноотропы и другие успокоительные вещества. Но медикаментозное лечение ничего не даст, если возникшую проблему не решать с помощью психотерапевтических методов.

Психотерапия

При проработке проблем, психологи и психотерапевты могут использовать разные техники направлений психологии, но есть некоторые методы и техники, с помощью которых можно эффективно устранить препятствие к достижению целей, вызывающее это явление.

Экзистенциальное направление. Человек, долгое время не верящий в свои силы, постепенно теряет смысл жизни. Он, переставая верить в свой успех, уже не видит смысла продолжать чего-то хотеть и к чему-то стремиться. В итоге из-за фрустрации он не видит смысла вообще жить.

В этом направлении психотерапевты ориентируют человека на принятие реальности, помогая разобраться с отрицательными последствиями неадекватных механизмов защиты психики.

Позитивная психотерапия применяется в работе с адаптацией личности к окружающим проблемам. Беря за основу концепцию этого направления, утверждающую, что каждый человек важен как личность со всеми его способностями базовыми и выработавшимися.

С помощью техник психотерапевт отдаляет человека, находящегося в подобном состоянии, от неудовлетворенной потребности. Происходит переработка возникшей ситуации, которая привела к этому явлению.

В процессе беседы человек получает одобрение психолога, начинает постепенно принимать себя и свои достижения вместе с неудачами. Затем, после техники вербализации, происходит увеличение границ целей человека в жизни. Это направление непосредственно работает с целями, которые человек ставил перед собой, что позволяет эффективно бороться с подобным состоянием.

Сторонники психодинамического подхода это явление рассматривают, как угнетение энергии либидо, с которой рождается каждый человек. В результате каждый человек не испытывает удовлетворения своих базовых потребностей. В работе с ним применяется беседа, когда человек рассказывает все, что думает по поводу своей проблемы, слушая себя со стороны. В идеальном варианте работы пациент должен вербализовать свое напряжение, выражая это в виде эмоций.

Когнитивно-поведенческая терапия учит человека навыкам адаптации к социальной ситуации вокруг него. Фрустрация – неспособность человека адаптироваться к возникшей проблеме. С помощью этого направления пациенты учатся осознавать и отслеживать мысли, вызывающие тревогу.

Данное явление характерно тем, что человек внутри себя сильно накручивает. Это направление настраивает человека на победу над фрустрацией посредством оценки негативных мыслей, изменения этих мыслей на конструктивные, помогающие справиться с препятствиями к достижению целей.

Эффективной в работе с подобным явлением является психодрама. В рамках этого направления человек имеет возможность увидеть свою проблему или себя со стороны. Пациенту, находящемуся в таком состоянии, становится легче понять препятствия и свое неадаптированное поведение на пути к своей цели.