Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи. Приемы мнемотехники: как научиться запоминать быстро и легко

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи. Приемы мнемотехники: как научиться запоминать быстро и легко

Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.

Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.

Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:

  • проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
  • употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
  • недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
  • повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
  • опухоли железистой ткани гипофиза;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
  • обширное поражение печени (цирроз);
  • почечная или печёночная недостаточность;
  • хроническая усталость;
  • информационная перегрузка мозга;
  • заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
  • перенесённый инсульт;
  • заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
  • анемия;
  • синдром Дауна;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • астенический синдром;
  • проблемы со зрительными функциями;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • частое поражение организма вирусными инфекциями;
  • гормональный дисбаланс;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
  • синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
  • стойко повышенное артериальное давление.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Данная система ставит перед собой цель развивать:

  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.

Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:

  • научить управлять своей памятью и вниманием;
  • увеличить объём памяти;
  • стимулировать интеллектуальное развитие;
  • развить сообразительность, наблюдательность;
  • стимулировать творческую активность.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:

  • образ;
  • ассоциация;
  • расположение.

Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.

При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.

Представление должно вызывать приятные эмоции:

  • смех;
  • удивление;
  • любопытство.

Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.


Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.

Для этого объекты запоминания:

  • воссоединяют;
  • придают им форму, цвет и запах;
  • представляют процесс их взаимодействия.

В создании полноценного ассоциативного образа помогут:

  • движения;
  • тактильные ощущения;
  • ароматы.

Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.

Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.

Например, есть планы на день:

  • написать реферат;
  • полить цветы;
  • убраться;
  • сходить в магазин;
  • погулять с собакой.

Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.

Виды мнемотехники

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:

  • заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
  • полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
  • научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
  • тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
  • повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
  • создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
  • делать визуальные подсказки и письменные заметки;
  • читать нужную информацию перед сном.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Игры для развития памяти

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:

  • фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
  • числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
  • сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
  • головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
  • снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.

Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.

Звуки и вспомогательные объекты

Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.

Тренировки по методу спецслужб

Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.

Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.

Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.

Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.

Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.

Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.

В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.

Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.

Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.

Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях

Приемы и упражнения мнемотехники:

Метод Цицерона:

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мнемотехники позволят вам лучше запомнить любую нужную информацию. Рассмотрим основные мнемотехнические приемы; виды мнемонической информации, что понять, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий (точные сведения) у многих людей запоминается хуже всего; а также практические упражнения для тренировки памяти на работе.

1. Кому нужны мнемотехники?

  • В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно - помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.
  • Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.
  • Школьникам и студентам. Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.
  • Преподавателям. Мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.
  • Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.
  • Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

2. Приемы мнемотехники

2.1. Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

2.2. Прием «матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.

Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его,и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.

2.3. Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор - образ «Трактор»; ками (япон. «волосы») - «Камин»; куби (япон. «шея») - «Кубик»; штат Аляска - «Коляска»; деверь (родственник) - «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод - «Лед», тепло - «Грелка», вечность - «Пирамиды», бесконечность - «Математический знак бесконечности», зима - «Снежинка», весна - «Букет мимозы», лето - «Солнце», осень - «Желтый кленовый лист».

Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

Пример: необходимо соединить «Матрешкой» два образа - «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».

Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени? Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто: вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко«гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании. Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.). Таким образом, вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

3. Виды мнемонической информации

В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида: образную, речевую (текстовую) и точную. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой - воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий - точные сведения - у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику.

3.1. Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

3.2. Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот момент возникнет в вашем воображении: «На огромном... стоит маленький...» Чего-то не хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты, недосказанности. Воссоздающее воображение - процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, служебные части речи, глаголы и прилагательные. Для этой же цели служат падежные окончания слов. Пространственные операторы, направленные на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом или речью.

Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее. Зрительный анализатор - это часть мозга, воспринимаемый образ проходит «нервный путь» от сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры, находящейся в области затылка.

3.3. Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по точной информации, результаты будут плачевными.

4. Тренируем память на работе

4.1. Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

4.2. Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку,наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

4.3. Упражнение 3. Это упражнение из разряда телесно ориентированных. Воссоздайте одно из наиболее ярких позитивно окрашенных состояний, испытываемых вами ранее: успокоения, вдохновения, радости. Проанализируйте все мышечные компоненты этих состояний. Как правило, ими станут приятные ощущения расслабленности мышц лица, шеи и груди и легкого тонуса мышц живота. Однако это общие характеристики. Радость, успокоение, вдохновение имеют большое количество различий. Особенно заметны различия в позе и ритме дыхания. Все различия необходимо также идентифицировать. После того как вы прочувствуете детали каждого состояния, зафиксируйте их. Войдя в одно из состояний, мысленно «прокручивайте» необходимую для запоминания информацию. Для того чтобы вернуться к ней впоследствии, достаточно воссоздать исходное состояние. В самом начале занятий для тренировки памяти предложенным способом целесообразнее использовать нейтральную информацию.

4.4. Упражнение 4. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

Eкатepинa Eвгеньeвнa Bacильeва - доктор педагогических наук, профессор Poccийской академии естественных наук

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.

Что такое мнемотехника

Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.

Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.

Для чего нужна

В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.

Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.

  1. Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
  2. Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.

Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.

Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.

Видео сюжет

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приема Описание Примеры В каких ситуациях лучше использовать
Цепочка Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. Запоминаем слова, как в предыдущем случае.
В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба.
Запоминание списка покупок.
Символизация Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

Эффективные упражнения для начинающих взрослых

  • Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
  • Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
  • Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.

Мнемотехника для детей

В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.

  • В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
  • Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
  • Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.

Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет

Невозможно получить хорошую память не тренируя её. Так же невозможно стать сильным или научиться быстро бегать лёжа на диване. В данном разделе сайта приведены упражнения по развитию памяти. Эти упражнения предназначены для тренировки запоминания информации на основе образов, т.е. с использованием мнемотехники.

Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратите меньше усилий и достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

Запоминание на основе ассоциаций

Цепь образов тренировка в создании цепи ассоциаций между двумя произвольными образами. Очень помогает в развитии образного мышления, столь необходимого в мнемотехнике, а также считается важным для развития творческого мышления и воображения.
Пары слов упражнение на запоминание пар слов. Сначала создаётся ассоциация между двумя словами. Затем увидев одно из слов нужно вспомнить второе.
Список слов упражнение на запоминание цепочки слов. Перебирая по очереди слова и вспоминая ассоциации между ними можно вспомнить всю цепочку.
Метод Цицерона упражнение на запоминание цепи слов с помощью метода Цицерона
Тройки слов упражнение на запоминание троек слов с помощью метода Цицерона

Запоминание чисел

Образы цифр упражнение для тренировки кодирования цифр