Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена. Как выбрать имя ребенку  /  Занимательные факты (3 класс) на тему: История новогодней открытки. История возникновения новогодней открытки

Занимательные факты (3 класс) на тему: История новогодней открытки. История возникновения новогодней открытки

22 декабря 2009, 11:35

Кто из нас не получал в канун новогоднего праздника от родных, близких, друзей и знакомых яркие новогодние открытки или не отправлял их сам? И пусть сегодня все больше и больше людей предпочитают виртуальные послания "настоящим" письмам - все равно с самого раннего детства яркие новогодние открытки являются для нас такими же атрибутами праздника, как пушистая елка, блестящая мишура, ароматные мандарины, игристое шампанское и, конечно же, новогодние подарки. Так откуда появились новогодние открытки и какова их история? История новогодней открытки: Китай Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте. Сначала возникли надписи, сопровождающие новогодние подарки, а потом - и собственно поздравления. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали счастья, здоровья, долголетия и благополучия.
современная китайская открытка История новогодней открытки: Англия Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток. С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Новогодние открытки на Руси Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком - тугим мешочком с деньгами. Отходя от изображения лубка, художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами - заснеженными еловыми лесами и изображением церквей: в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит - с красивыми торжественными службами и обрядами. 1912 г. 1913 г. По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, и отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам. В России большое внимание уделялось стилю открытки - частные были исполнены с давлением, золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более строгом и простом стиле. После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки - она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались - под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды - во время освоения космоса Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или космической ракете, во время антиалкогольной кампании исчезли все открытки с шампанским и вообще любыми бокалами… Новогодняя открытка во время войны Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья. «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» - таким было новогоднее поздравление. Под стать ему - и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!» А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв - «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» Эта открытка была выпущена в Москве в 1941 году. Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда. Традиции, связанные с новогодними открытками С годами в разных странах сложились и свои национальные традиции. В Японии, например, существует традиция дарить перед Новым годом открытки с изображением животного, которое соответствует этому году по восточному гороскопу. Такие новогодние открытки жители Страны восходящего солнца посылают друг другу сотнями. В них принято благодарить своих родственников и знакомых за все хорошее, что случилось в уходящем году, и выражать надежду на продолжение доброжелательных отношений в дальнейшем. В Австрии очень распространен обычай рассылать новогодние открытки с национальными символами счастья. На таких почтовых карточках обычно изображается трубочист, четырехлистный клевер и свинья. Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена, когда каждый уважающий себя гражданин огромной страны задолго до боя кремлевских курантов усердно подписывал двадцать и более новогодних открыток родным, друзьям, знакомым. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно.

В первый день нового года Евгений Ковтуненко предлагает небольшой труд по одному новогоднему атрибуту, с которым раньше были неразрывно связаны праздники, а сейчас – уже не так неразрывно. Слово ему…

С принятием Рождества Христова за точку отсчета летоисчисления по именному указу Петра I, с 1 января 1700 года в России зарождалась традиция празднования Нового года, главным символом которого становилась елка. Но еще за неделю до Нового года (до перехода на Григорианский календарь в 1918 году) православные поздравляли друг друга с Рождеством, а детям в его канун – в день Святого Николая, дарили подарки. Со временем в России главным героем рождественских и новогодних праздников стал Дед Мороз, прообразом которого был Мороз Красный Нос из народного фольклора. Его же наделили правом одаривать детей подарками вместо Святого Николая. После революции 1917 года празднование Нового года, а тем более церковных праздников, новой властью было признано буржуВ азным предрассудком. Но в декабре 1935 г. Новый год снова стал официальным праздником после опубликования в газете «Правда» статьи П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Желая поздравить с Новым годом хороших знакомых, друзей, коллег или родственников, не проживающих рядом, мы нередко останавливали свой взгляд на красочно оформленных миниатюрах – открытках. Одно из первых упоминаний о таком способе поздравлений относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. На германской почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для адреса, а другая – для текста. Но это предложение было отвергнуто. Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.
В России история создания открытки началась позднее – лишь с 1 января 1872 года были введены открытые письма. Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток с надписью, позволяющей их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года". Первая серия из 10-ти поздравительных открыток к Рождеству появились лишь в 1898 году. Их выпуском занималась Община св. Евгении - «Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны». Cюжеты к ним создавали по рисункам известных петербургских художников: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Маковского, И. Репина, К. Сомова и других. Эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. Более подробно история создания открытки описана, например, на сайте http://hotpaper.com.ua/articles/article-6/.

Открытка из рождественской серии 1898 года, созданная по акварельному рисунку Елизаветы Бем (1843-1914) «Мальчик».
В сети представлено достаточно большое количество рождественских открыток Российской империи (как, впрочем, и новогодних открыток советского и постсоветского времени). Их основными сюжетами в начале ХХ века были дети, зимние пейзажи, ангелы, елки и еловые ветки. Скорей всего, открытки были в то время более доступны, чем бумага для писем, и они нередко использовались вместо последней. Этим объясняется, что при нехватке места на правильной – обратной стороне, переходили на лицевую сторону.

Здесь представлена открытка, не имеющая отношения к Рождеству – с видом Москвы 1912 года.

Еще одна открытка иллюстрирована репродукцией картины итальянского художника Л. Балестриери (1874-1958).



2 варианта обратной стороны открытки. 1-й вариант предназначался для неиллюстрированных открыток (но в данном случае на лицевой стороне – фотография, что давало возможность пересылки ее в открытом виде).

Спортивная молодежь со звездной перспективой и освещаемая звездой Кремля на открытке конца 30-х годов, после возрождения традиции празднования Нового года.

В декабре 1941 г. издательство «Искусство» выпустило серию новогодних открыток. Впереди еще 3 таких же фронтовых Новых года.







50-е годы – главные куранты страны, Новый год, несущий планете мир и счастье, дружба народов СССР, начало космической эры.







60-е годы – первый пилотируемый полет, первая женщина в космосе, первый выход в открытый космос. Фамилии космонавтов знали, как таблицу умножения. Десятилетие освоения космоса и мирного атома находит отражение на открытках.







70-е годы – достижения технического прогресса не прошли даже мимо лап зайца на открытке и вечная тема зимней природы.





80-е годы – сюжеты в какой-то мере перекликаются с сюжетами начала века.





90-е годы. Начало совпало с развалом СССР, что в некоторой степени способствовало разрыву прежних связей. В почтовых отделениях перестал наблюдаться ажиотаж в последнюю декаду декабря. В середине десятилетия параллельно с традиционными появились красочно оформленные и с отличной полиграфией открытки чаще нестандартных форматов, правда не предназначенные для пересылки в открытом виде.
XXI век – цифровые технологии, мобильные телефоны, интернет… Не знаю, можно ли говорить о том, что традиционная открытка умерла. Наверное, пока издатели полностью не откажутся от их выпуска, кроме филокартистов, найдутся и люди, желающие воспользоваться старым способом поздравлений. Но в соответствии с духом времени все больше приверженцев у электронных открыток с анимацией и прочими прибамбасами.
В заключение, желаю всем мирной жизни в наступающем году, здоровья физического и духовного, достижения намеченных целей и планов, благополучия вашим семьям!


Пенсионер, инженер-строитель, житель центра Ворошиловского района. В моем распоряжении достаточно большой семейный архив, часть которого может представлять интерес и для участников сайта.

Открытки к праздникам, в последнее время, стали недооценивать. А между тем, история новогодней открытки в России насчитывает более ста лет. Рукописное письмо с пожеланиями — это вам не шаблонное сообщение в спам-рассылке списку контактов телефонной книжки или невыразительная картинка в электронном ящике. Это часть этикета и предмет коллекционирования. Рассказываем как появились первые открытки к Новому году.

В Россию эта традиция пришла из Англии. Поздравительную карточку с изображением сидящей за рождественским столом семьи в 1843-м году создал художник Джон Хорсли по просьбе сэра Генри Коула. Она была отпечатана литографским способом и подписана: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Резонанс вызвало и то, что автор изобразил с бокалом вина не только взрослых, но и ребенка. Рождественское поздравление англичане посылали друг другу и раньше, однако эта открытка стала первой в мире предназначенной на продажу. Было отпечатано 1000 экземпляров открыток, за каждую покупатель платили ровно шиллинг. Примечательно, что в 2001 году одна из них была продана на аукционе за £22000 в Великобритании.

Дореволюционная Россия

Обычай начинать подготовку к празднику с покупки и рассылки открыток быстро распространился по всей Европе, и, естественно, постепенно добрался до России. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки, играющие в снежки и лепящие снеговика, конечно же, прекрасные ангелы.

К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Среди них объявлялись конкурсы, устраивались выставки, выпускались каталоги.

Первые новогодние открытки в России появились в 1897 году, их выпустило петербургское издательство «Община святой Евгении» — одно из первых русских издательств, обратившихся к выпуску иллюстрированных открыток. Над их созданием трудились известные художники Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Небольшими сериями выпускали дорогие новогодние открытки с тиснением, серебряной и золотой крошкой. С появлением фотографии начали создавать фотооткрытки.

Цензура в 1930-е

Октябрьская революция разрушила уже окончательно сложившуюся и полюбившуюся традицию дарить новогодние и рождественские открытки и наряжать в домах елки. Были запрещены даже любые упоминания о любимых зимних праздниках. Неудивительно, что открытки, которыми граждане новой страны должны были поздравлять друг друга «С Первым годом Октябрьской революции» полярностью не пользовались. Бдительность худсоветов художникам удавалось усыпить лишь детскими сюжетами. Открыток выпускалось так мало, что сегодня даже у коллекционеров сложно найти новогодние открытки, выпущенные до 1939 года.

Новогодние открытки военных лет

В годы Великой Отечественной войны традиция новогодних открыток стала возрождаться. Так, в декабре 1941 года издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Художники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев: Чапаева, Котовского. Несмотря на необычную трактовку привычных сюжетов (на новогодних открытках времен Великой Отечественной войны можно увидеть Деда Мороза с автоматом или с метлой, выметающим фашистов), суть новогодней открытки осталась прежней – поддержать, напомнить о том, что дома любят и ждут, заставить улыбнуться.

В 1945 года русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять в нашу страну красивые импортные новогодние открытки, и так начался новый этап в развитии отечественной рождественской открытки.

Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-е. Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. В CCCР, наверно, не было ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не получал на Новый год открытку с добрыми сценками, заботливо прорисованными рукой художника Зарубина.

В 60-70-ых годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающих праздник в ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» — телевизор, детские механические игрушки, фрукты, шампанское. Последнее, к слову, исчезло с открыток с введением «сухого» закона. Немало открыток было посвящено теме космоса. Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались самыми популярными образами советской новогодней открытки.

Сегодня уже трудно представить праздники без красочных поздравлений в форме открытки. Это небольшой, но очень важный атрибут торжества. Открытка помогает создать особую атмосферу и способна даже через годы напомнить о ярком событии. Об истории новогодней и рождественской открытки я сегодня расскажу.

Еще в Древнем Китае люди задумывались о знаках внимания для гостей и близких людей. 2000 лет назад у них в период новогодних праздников у входа в дом висели небольшие мешочки, на которых были написаны извинения за то, что хозяин не мог принять гостей лично. Гости засовывали руку в мешочек и доставали оттуда карточки красного цвета, на которых были пожелания.

Однако ученые склонны считать прототипом современных открыток гравюры и литографии Средневековья. Они получили широкое распространение в странах Европы. Сюжет посланий был о рождении Иисуса Христа. Вслед за этим европейцы стали отправлять друг другу послания и письма к Рождеству и Новому году, в которых они желали всего хорошего родным.

Вначале изображения носили исключительно библейский характер. Так, например, в Германии в XV веке дарили родным карточки, на которых был изображен Иисус Христос. Также имелась надпись с пожеланием благословенного и доброго года.

В Голландии в XVI веке дарили и пересылали открытки, на которых был изображен Святой Николай. Своеобразной формой открытки были послания, которые дети писали родителям. На специальных листах, края которых имели гравировку, ученики рисовали рисунки и сообщения, в которых рассказывалось об их повседневной жизни и школьных успехах.

В 1840 году немец Генри Коул поздравил близких карточками с рисунком. Через 20 лет после этого дня по его инициативе было создано серийное производство открыток. В 1862 году выпустили первый тираж, количество экземпляров было маленьким, их очень быстро раскупили. Из года в год тираж увеличивался, а количество заинтересованных в покупке росло.
Как самостоятельное почтовое отправление открытки стали использовать в 1870 году в Германии и Франции. В 1871 году мода распространилась на Швейцарию и Англию. Интерес к карточкам был огромен, в этом время появились первые филокартисты. Через 30 лет, в начале XX века, сложно было представить себе человека, который бы не проявлял интерес к открыткам.

Прообраз русской открытки – это лубочные картинки, на которых на лубке располагалось все семейство. Возле них находился подарок – тугой мех денег.

В Россию мода на открытки пришла из Англии в конце 19 века. Первые экземпляры были привезены купцами. Торговцы выбирали те карточки, на которых было изображение без надписи и позже, самостоятельно, наносили ее. Стоили такие открытки очень дорого: не меньше рубля.

Через время в странах Европы специально для русских потребителей начали печатать карточки с надписью, выполненной на русском языке. Первые открытки отечественного производства появились в 1898 году. Это была серия из 10 разных рисунков, выполненных акварелью. Первые открытки ценились наравне с профессиональными картинами. Их использовали для украшения интерьера, коллекционировали.

Каждый эскиз был тщательно продуман, нередким было украшение из шелка, покрытие эмалью с добавлением золота или снегом, выполненным борной кислотой. Карточки могли быть гравюрными, плюшевыми, глянцевыми. Нередким было украшение из засушенных цветов. Некоторые экземпляры даже имели аромат.

С 1929 года все атрибуты празднования Рождества и Нового года были запрещены, как и сами праздники. Производство открыток прекратилось. Из-за этого многие граждане использовали старые карточки для поздравления близких людей.


История возникновения новогодней открытки началась с появлением христианства, так как пришла традиция праздновать рождество. Первыми изображениями были христианские мотивы. Гравюры стоили очень дорого и продавались священниками и паломниками. Со временем на этих картинках стали рисовать другие изображения. Эти карточки начали использовать в качестве пригласительных билетов на какие-либо торжества.

Традиция же дарить друг другу открытки появилась в Англии. В 1794 году английский художник Добсон нарисовал первую рождественскую открытку и вручил ее получателю лично в руки. Первая поздравительная открытка была отправлена по почте в 1843 году Генри Коул. Именно с этого момента и началось активное распространение новогодней открытки.


Из Англии традиция быстро перешла и распространилась в России. На дореволюционных рождественских открытках чаще всего изображали русскую зимнюю природу, дома, занесенные снегом, и т.д. Многие известные художники принимали участие в создании первых новогодних карточек: А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих.


По одной из версий создателем первой новогодней открытки в России в 1901 году был Николай Каразин. Другие историки предполагают, что право считаться отцом такой открытки принадлежит библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму.

При оформлении новогодних открыток большое внимание уделялось их стилю. Например, при изготовлении открыток, которые дарились частным лицам, применялось тиснение, оформление серебряной или золотой крошкой. А деловые открытки подразумевали простой, строгий стиль.


После революции советская власть старалась извлечь из жизни людей все, что связано с религией, поэтому развитие рождественских открыток прекратилось. Так как народ не хотел отказываться от зимних праздников, новый год вернули, но без каких-либо рождественских мотивов. Новогодняя карточка стала способом пропаганды.

В это время на открытках перестали изображаться шампанское, даже пустые бокалы. А Дед Мороз сменил традиционную тройку на космическую ракету, так как это было время освоения космоса.

После Великой Отечественной войны на многих новогодних открытках появились подобные надписи: «Новогодний привет героическим защитникам Родины». А новыми героями изображений стали портреты тех, с кого следовало брать пример: Щорс, Чапаев, Котовский и т.д.

Со временем в разных странах появились свои национальные традиции. Например, в Японии, перед новым годом принято дарить открытки с изображением животного, которое по восточному гороскопу соответствует этому году. Этот обычай переняла и Россия. А в Австрии на новогодних открытках изображаются символы счастья: четырехлистный клевер, трубочист и свинья. Поражает своим числом коллекция новогодних карточек канадца Бута, попавшего в Книгу рекордов Гиннеса – 205 120 экземпляров.

Постепенно добавляются новые стили, способы оформления новогодних открыток - появляются объемные, музыкальные. Они не только выпускаются в типографиях, издательствах, но и делаются вручную, дополняются различным декором. А услуги дизайнеров-оформителей для разработки и изготовления эксклюзивных новогодних открыток становятся все больше востребованными.