Меню
Бесплатно
Главная  /  Психиатрия (разное)  /  Стоит ли заводить позднего ребенка. Поздние дети − может ли возраст матери повлиять на здоровье малыша

Стоит ли заводить позднего ребенка. Поздние дети − может ли возраст матери повлиять на здоровье малыша

С каждым годом процент появления «поздних» детей увеличивается. По статистическим данным, за последние 5 лет число женщин-первородок старше 35-ти лет, которых в Советском Союзе некорректно называли «старородящими», увеличилось вдвое.

После 35-40 лет впервые стали мамами многие звезды шоу-бизнеса: Джоди Фостер, Моника Белуччи, Холли Берри, Сальма Хайек, Ева Мендес, Наоми Уотс и другие. Эти звездные мамы подают пример миллионам простых женщин, что отнюдь не радует медиков. Сейчас дамы все чаще предпочитают сначала строить карьеру, а рождение первого малыша откладывать на неопределенный срок.

Гениальные дети

Главная причина столь поздних родов - материальная стабильность, достичь которой можно только в зрелые годы, - совсем не удовлетворяет врачей. Официальная медицина считает, что лучше всего рожать в более молодом возрасте, около 22-28 лет. Тогда и мать здоровее, и ребенок рождается крепким, без генетических отклонений.

Вопреки этому бытует мнение, что поздние детки имеют больше шансов стать успешными личностями или даже гениями, чем их сверстники с молодыми родителями. Примеров тому предостаточно. Поздними детьми были Вольфганг Амадей Моцарт, маршал Советского Союза Жуков, Петр Ильич Чайковский и многие другие талантливые люди.

Это расхожее мнение о поздних детках-гениях подтвердили британские исследователи. Группа ученых Лондонского колледжа Биркбек и Университетского колледжа проверила данные нескольких тысяч «поздних» и «ранних» малышей. Результаты исследования были представлены на конференции по педиатрии в Глазго в мае 2012 года.

Британцами было практически доказано, что у детей, рожденных мамами после 40-а, выше уровень интеллектуального развития. К пяти годам такие малыши в абсолютном большинстве случаев имеют более высокий показатель IQ, чем их сверстники, рожденные молодыми матерями. У «поздних» деток шире словарный запас, они лучше читают, логически мыслят и даже реже страдают от ожирения.

Причины рождения талантливых детей

Причины столь быстрого и раннего развития вполне объяснимы и даже предсказуемы. В них нет никакой загадки. Взрослые матери добросовестнее относятся к своим материнским обязанностям, начиная с внутриутробного развития плода. Они не курят, едят здоровую пищу, берегут нервы и дают максимум полезного своему будущему наследнику. Ребенок является для таких мам настоящим сокровищем, долгожданным и тщательно лелеемым.

После его рождения сорокалетние матери также прилагают максимум усилий для того, чтобы кроха гармонично развивался и преуспевал во многих сферах. В этом причина того, что «поздние» дети такие умненькие, говорливые и начитанные. Усиленная забота с лихвой перекрывает возможные риски рождения ребенка в столь позднем возрасте (например, высокой опасности появления малыша с синдромом Дауна).

Молодые мамы в силу отсутствия опыта, а зачастую и должного желания иметь ребенка не дают своему отпрыску даже половины того, что дарят своим долгожданным наследникам те самые «старородящие» мамы. Детские психологи считают, что благодаря такой огромной заботе и сознательности взрослых женщин их дети также отличаются более крепким психическим здоровьем. Они спокойнее и лучше адаптируются в жизни, чем обычные малыши.

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной.
Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.
Твоя бабушка пришла!
Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама.
Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»

Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.

Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.

Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми.

Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...

С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей.
Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

Где найти товарища по играм?
В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.

Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.

Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы.

Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

От тревожности к раздражительности

Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.

Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.

А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать.

Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться.
А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.

Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша.

Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.

Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым.

Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

. «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

. «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

. «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

. «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

. «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

. «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).
Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

. «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите.

Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?» Продолжение

В моде позднее отцовство. Народная молва приписывает таким детям исключительную талантливость. Так хорошо это или плохо - пожилой папа?


В моде позднее отцовство. Народная молва приписывает таким детям исключительную талантливость. Так хорошо это или плохо - пожилой папа?

СЛОВО ГЕНЕТИКАМ

Талант человека не зависит от возраста его отца, считает зав. кафедрой медицинской генетики Российского государственного медицинского университета доктор медицинских наук профессор Владимир СИТНИКОВ.

Все подсчеты, которые делали любители покопаться в родословных великих людей, с научной точки зрения построены не вполне корректно. Исследователи брали биографии известных личностей, смотрели, какой был возраст родителей на момент появления гения на свет, и нередко получали данные, что отец к этому времени уже достиг преклонных лет. Но когда современные ученые взяли выборку обычных мужчин и посмотрели, какими получились их поздние дети, они не нашли зависимости между возрастом отца и способностями его ребенка.

И все-таки в позднем отцовстве есть плюсы.

Что у нас хорошего?

Обычно талантливый человек к зрелому возрасту уже реализует все свои способности. И если его интеллектуальный и творческий расцвет запечатлится в половых клетках, эта мутация может сделать позднего ребенка более умным и энергичным , чем его старшие братья и сестры. Но для этого отец должен быть человеком неординарным, да и возникают такие мутации очень редко.

В половых клетках зрелого мужчины могут произойти изменения, которые заострят работу какого-то одного отдела мозга ребенка. Ребенок будет обладать, например, феноменальными математическими способностями или очень хорошей памятью.

Исследование немецкого генетика Фогеля показало, что выдающиеся мужчины чаще женятся на выдающихся женщинах. И наоборот: в 96% случаев жены мужчин, имеющих низкий уровень интеллекта, тоже оказываются отнюдь не интеллектуалками. Даже умный молодой человек, женившись рано, нередко ошибается в спутнице жизни; умный мужчина, повторно вступающий в брак или поздно женившийся, с большей вероятностью выберет достойную половину. А интеллект мамы очень важен для будущего развития ребенка - не только потому, что умная женщина будет больше заниматься детьми, но и по той причине, что значительная часть генов, которая отвечает за одаренность, передается от матери.

Выбрав для своих детей умную мать, мужчина резко повысит интеллектуальный уровень потомства.

Одних способностей мало - для их развития нужна сред а. Создать ее для своего ребенка, конечно, легче человеку зрелому, состоявшемуся, чем молодому.

Но все эти плюсы могут сказаться на детях только неординарного мужчины, да и то не наверняка. Преимущества позднего отцовства вряд ли распространяются на детей обычных мужчин со среднестатистическим уровнем интеллекта.

А что плохого?

Минусов позднего отцовства больше, и проявляются они чаще. Чем старше родители, тем больше вероятность того, что их ребенок будет иметь те или иные дефекты развития. Мужчины чаще работают на вредных производствах, да и вредным привычкам подвержены больше, чем женщины, а значит, и поломок в их половых клетках с возрастом набирается немало.

Конечно, чаще всего у пожилых пап рождаются нормальные дети. И все-таки планировать детей после 45 лет генетики не рекомендуют.

В первую очередь «ломаются» гены , которые в процессе эволюции возникли последними, - те, что отвечают за психическую деятельность. Раньше считалось, что болезнь Дауна у ребенка возникает из-за поломок в материнских генах. Сейчас установили, что вклад мужских и женских генов в возникновение этой болезни примерно одинаков. Мужчина может быть «виноват» даже чуть больше.

Папины поврежденные гены могут вызвать порок развития конечностей, дефекты в иммунной системе ребенка.

Еще одно «наследство», которое стареющий папа может оставить своим поздним детям, - повышенный риск заболеть раком или впасть в преждевременное старение: состояние, когда клетки в организме из-за нарушения активности одного из ферментов начнут делиться с неимоверной быстротой. В отличии от других аномалий, которые видны сразу после рождения, два последних заболевания могут подкосить позднего ребенка, когда он сам уже станет отцом.

СЛОВО ПСИХОЛОГАМ

Когда семья, где муж не молод, принимает решение родить ребенка, это прежде всего говорит о ее прочности. И все-таки супругам надо быть готовым к некоторым психологическим трудностям, связанным с возрастом отца, считают детские психологи Ольга КРУШЕЛЬНИЦКАЯ и Антонина ТРЕТЬЯКОВА.

С одной стороны

Зрелый человек воспринимает все происходящее спокойнее, может прогнозировать события. Для детей такие особенности - большое благо: они обеспечивают эмоциональную стабильность отношений , дают ребенку чувство защищенности. Поздний отец поможет развить логическое мышление ребенка.

У пожилого папы больше жизненного опыта, он очень ответственно подходит к воспитанию , стремится покрепче поставить ребенка на ноги. Такие отцы подбирают ребенку хорошее учебное заведение, советуются с психологами, не разрешают маме баловать чадо, воспитывают в нем ответственность.

Пожилой папа, достигший высокого социального положения, имеет, как правило, обширные связи, свой бизнес или имя в мире профессионалов. Это очень хороший «стартовый капитал» для ребенка.

С другой стороны

Маленький ребенок - существо энергичное. Он готов часами катать по квартире грохочущую игрушку, прыгать и визжать, и хочет, чтобы папа участвовал в его играх тоже. Пожилого отца это не всегда радует, и возникают конфликты. Их можно предотвратить, если дать ребенку возможность выплескивать свою энергию не на папу: отдать в садик, спортивную секцию. Отец же вечером поиграет с наследником в настольные игры, почитает вслух, поможет собрать авиамодель...

Пожилому мужчине трудно выдержать подвижные игры , особенно с сыном. Физический контакт ребенка с отцом - во многом имитация борьбы. Ребенок пытается свалить могучего великана, высвободиться из железного вражеского захвата... Эмоции, полученные в такой возне, крайне важны для психического развития мальчиков. А пожилой отец готов дарить физический контакт скорее по женскому типу (объятия и поцелуи). Совет здесь простой: старайтесь, чтобы мальчик больше общался со старшими братьями, молодыми дядями, друзьями семьи.

Не пеняйте ребенку, если он, играя, повис на чужом мужчине.

Для хорошего психологического климата семьи нужна гармония в сексуальных отношениях супругов. Если женщина испытывает хроническую неудовлетворенность (ведь сексуальная активность пожилых мужчин нередко снижается), это сказывается и на ребенке. Мужчина в атмосфере раздражительности будет все больше удаляться от семьи, погружаться в работу и личные интересы. А ребенок, скорее всего, испытает удвоенную нагрузку материнской любви и заботы, которая будет мешать нормально развиваться.

Жизнь семьи не замыкается в стенах дома. Ребенку не раз и не два придется объяснять людям, что этот мужчина - не дедушка ему, а папа. Чтобы он произносил эти слова с гордостью, отец должен быть современным человеком , а не «динозавром», который меряет все мерками прошлого века.

Поздними считаются детки, которые появляются у родителей старше 35-40 лет. Решение о том, в каком возрасте заводить детей – это, конечно, личное дело каждого из нас. Ведь у любого человека в жизни есть свои обстоятельства, которые влияют на семейную жизнь. У кого-то первый ребенок появляется в 17 лет, а у кого-то в 50. И здесь невозможно определить, какая мама лучше. Ребенок может быть счастливым, и проведя первые годы своей жизни в постоянных переездах по съемным квартирам с родителями-студентами, и в загородном домике состоятельных, но уже не очень молодых родителей. А его достойное воспитание – это, прежде всего, вопрос ответственного отношения папы и мамы. Проблема поздних детей обсуждается уже давно, врачами, психологами и родителями. Врачи высказываются за рождение ребенка как можно раньше. Нормальным для женщины считается появление первенца до 25 лет. Психологи же утверждают, что заводить детей нужно только тогда, когда люди самореализовались и определились со своими жизненными приоритетами. Родители имеют свой персональный опыт, и делаю выводы, уже исходя из него. Давайте рассмотрим, какие существуют «за» и «против» понятия поздняя беременность.

Позднее материнство

Обычно мамы, которые не заводят детей в более раннем возрасте, либо выстраивают карьеру и личное благосостояние, либо не могут иметь ребенка из-за проблем со здоровьем. И для тех, и для других долгожданный малыш становится большим счастьем. Мама, которая уже достигла стабильного положения в обществе, определилась с жильем, что сейчас немало важно, может посвятить больше времени воспитанию ребенка. Ведь зачастую молодые родители, которые учатся в институте или только начинают работать, тратят больше времени на себя. И как бы они ни любили своего малыша, но их время попросту ограничено реалиями современной жизни. Пары, которые заводят ребенка после 40, могут себе позволить разделить обязанности по материальному обеспечению семьи и воспитанию малыша, уделяя развитию ребенка больше внимания. Мамы, которые могут постоянно находиться рядом с крохой, занимаются его развитием более старательно и последовательно. Они с удовольствием, подолгу делают массаж и гимнастику. Следят за рационом ребенка, готовят разнообразную пищу каждый день. Могут часами читать малышу или заниматься полезными играми. Ведя размеренную жизнь, они радуются каждому шагу ребенка, на что у молодых родителей просто не хватает времени и сил.

Плюс также в том, что в парах, которые прожили много лет вместе, отношения более спокойные и стабильные. Да и каждый родитель по отдельности уже состоялся как личность. Нельзя сказать, что молодые мамы хуже воспитывают своих малышей, многие современные девушки очень образованы в вопросах психологии и здоровья. Но зрелые родители могут организовать жизнь своего ребенка более спокойно и размеренно. Для деток это важно. Если у родителей уже есть старшие дети, то родив позднего малыша, они могут использовать свой опыт воспитания старших братьев и сестер, избежав всех тех ошибок, которые делают неопытные родители. Некоторые поздние мамы, конечно, чрезмерно балуют своих долгожданных малышей, особенно имея материальные и физические возможности, воспитывая из них, впоследствии, непослушных и неуправляемых эгоистов. Но, справедливости ради, нужно заметить, что именно у мам за тридцать рождается большинство вундеркиндов.

Теперь поговорим о минусах позднего материнства. Большие опасения вызывают поздние роды, ведь, как бы родители ни ждали и ни хотели малыша, существуют совершенно реальные угрозы здоровью мамы и ребенка. И здесь статистика, к сожалению, неутешительна. У женщин в возрасте старше 40 риск рождения ребенка с генетическими отклонениями, и в том числе синдромом Дауна, возрастает в 10 раз. Риск выкидыша составляет более 30%. Во время беременности у женщины возможно обострение хронических заболеваний, появление сахарного диабета и т д. Да и выкормить, и вырастить младенца родителям в старшем возрасте уже физически труднее. Когда, так называемый, поздний ребенок подрастает, родители не могут проводить время, играя часами в или катаясь на сноуборде. Их дети с грустью наблюдают за тем, как веселятся в компании родителей другие подростки. А им самим постоянно приходится бороться с насмешками одноклассников по поводу возраста их родителей. Поздние дети зачастую трудно ладят с ровесниками, они предпочитают общение с друзьями старше себя. Сами родители очень часто давят на детей своим авторитетом, заставляя больше заниматься, чтобы соответствовать необоснованно завышенным требованиям. Поэтому такие детки растут менее активными, выбирая более спокойные увлечения. Но, возможно, это не так уж и плохо, ведь главное, чтобы у ребенка было любимое занятие, которое приносило бы удовольствие и положительные эмоции.

А вот то, что поздним детям точно не приносит положительных эмоций, так это наблюдение за тем, как стареют их мама и папа. Многие люди, будучи поздними детьми у своих родителей, с грустью рассказывают, как тяжело они переживают, когда родители болеют, и как страшно им думать о том, что они могут их потерять.

Конечно, трудно однозначно сказать, в каком возрасте лучше заводить ребенка. Главное, наверное, сильно этого хотеть и стараться быть хорошими, любящими и заботливыми родителями для своего малыша. Молодым людям нужно быть более спокойными и терпеливыми, а родителям постарше стараться оставаться активными и современными. Очень важно слушать, понимать и поддерживать ребенка в любой ситуации, и тогда возраст не будет иметь никакого значения.

Общественное мнение

Одна из явных особенностей – двойственное отношение к такой ситуации общества. Поощряя все, что так или иначе свидетельствует о стремлении к активности, сохранению молодости во всех проявлениях, к изменениям в жизни, оно выделяет сферы и отдельные мероприятия, где можно все это позволить, а где – нет. Женщина, которая в год пятидесятилетнего юбилея меняет работу, поступает в институт, переезжает в другой город, разрывает давно не устраивающие ее отношения и заводит новые, однозначно молодец. «Никогда не поздно начинать новую жизнь. Возраст мы придумываем себе сами. Ты доказала, что это – просто цифры в паспорте и главное – то, как мы сами себя ощущаем и как себя ведем». Все скажут что- то подобное, все будут восхищаться. Совсем другое дело, если эта же женщина объявит, что ждет ребенка. Да, она решилась на это с той же целью – сделать свою жизнь более полной, насыщенной, интересной. И – да, это тоже свидетельствует об активности и молодости. Тем не менее слова поддержки будут гораздо более сдержанными. «Молодец, что тут скажешь, решилась…» И никто не будет уверять, что возраст мы придумываем сами – наоборот, будут точные подсчеты и предостережения.

«Мне сорок шесть. И это – мой первый ребенок. И я была бы счастлива, если бы по этому поводу не происходило разногласий в семье и с подругами. Они своим вопросом «Ты хорошо подумала?» выводят меня из себя. Как будто я несовершеннолетняя или делаю что- то неадекватное. Да я думала больше, чем все они вместе взятые по поводу своих детей. И, конечно, для меня это тоже нелегко. Ведь даже медицинских обследований я прохожу больше, чем другие мамы. Так что просьба к окружающим – просто порадуйтесь!» Анна

Общество одобряет любое проявление молодости как образа жизни и мысли, любое стремление к этому. Но только не такое. Почему? Потому что это – коллективный бессознательный страх за потомство, за его здоровье и безопасность. Природа внушила его людям в глубокой древности, и в том, что касается деторождения, мы стремимся к общепринятым и проверенным временем нормам. В этой сфере сохраняются представления о подходящем и неподходящем возрасте, о том, что есть «вовремя» и что есть «не вовремя». Женщина, чье решение стать мамой противоречит этим представлениям, будет испытывать на себе сложный эмоциональный настрой окружающих. Нет, не осуждение, скорее, некое сомнение, удивление и напряженность. И многим будущим мамам это мешает чувствовать себя гармонично. К такому положению дел стоит быть готовыми. Чтобы каждый вопрос: «А не поздно?», каждый недоуменный взгляд не вызывал чувства обиды или протеста. Чтобы не тратить эмоции понапрасну и сосредоточиться на том, что является главным.

Что сказать ребенку?

Когда рождение ребенка происходит не так, как в большинстве семей, то вопрос о причинах всегда более значим, всегда стоит на одном из первых мест. Это будет интересовать ближайшее окружение сейчас и будет поводом для раздумий самого ребенка потом, когда он подрастет. Конечно, всех людей волнует в той или иной степени история их появления на свет. Однако дети, родившиеся в самой обычной семье и в самых обычных обстоятельствах, почти никогда не задаются вопросом «Почему и как я появился на свет?», даже если потом, например, родители расстались. В отличие от детей, родившихся вне брака, или у слишком юных мам, или – наоборот – у тех, кто по возрасту вполне мог бы стать и бабушкой. Ведь в первом случае ситуация воспринимается как обычный нормальный ход жизни, во втором – как некая особенная история. В сознании человека, родившегося «не как у всех», история его появления на свет всегда занимает большее место. И в детском возрасте, и позже. И она может значительно влиять на его мироощущение.

«…Никогда не спрашивала у мамы, как я родилась. Почему-то было тревожно думать об этом. И, хотя я видела фотографии, где мама беременная, и такие, где мне всего несколько дней, мне всегда казалось, что я не родная. Когда училась в пятом классе, мама тяжело заболела, и ее подруга как-то сказала: «Хорошо, что хоть ты есть. А то сейчас бы вообще одна осталась». Еще позже от этой же подруги я узнала, что мама не любила своего мужа и не хотела от него детей. Потом они развелись, мама долго искала идеального мужчину для отношений. В сорок лет забеременела от случайного знакомого, и подруги уговорили ее родить – как говорится, для себя. «Она тебя очень ценила. Может, не всегда это показать умела». Я понимаю, что мама не умела общаться с ребенком. Не обижаюсь на нее. Но у меня очень долго было чувство, что я лишняя, случайная, что мне не особенно рады. Оно исчезло только сейчас, когда родились дети и я ощутила, что значит настоящая привязанность». Майя, мама Маши и Лени

Их нравы

Не все истории рождения «поздних» детей драматичны. Во всем мире становится больше женщин, имеющих именно такой жизненный план. Образование, карьера, увлечения, саморазвитие и только потом – ребенок. Когда уже можно полностью сосредоточиться только на воспитании. И, конечно, есть пары, решившие в вопросах деторождения полностью довериться природе. И те и другие чувствуют себя абсолютно спокойно, уверенно в ожидании и передают эти чувства ребенку.

В этом отношении стоит заранее продумать, что, как и кому об этом говорить. Информация может быть правдивой, но она не должна травмировать или тревожить. Любому человеку важно сознавать неслучайность своего рождения, желаемость его для близких. И то, что именно это само по себе и было главной целью. Ребенку не очень приятно знать, что он появился на свет, потому что старший брат вырос, уехал, маме без него было очень плохо, и вот… Лучше, если родители всегда хотели еще одного ребенка и он, наконец, родился.

Уровень развития

Изменения активности, эмоциональности, скорости реагирования – все это неизбежно. Это бывает не так заметно, когда люди живут в обычном режиме, сами регулируют нагрузки. Но ребенок меняет условия существования кардинально, заботы о нем требуют приложения огромного количества сил.

«Слушай, а погремушки что – всегда такими громкими были? От них же с ума сойти можно», – сказал мне как-то муж. Сам он с дочкой только гуляет. Если встает по ночам, то у него потом давление, если долго играет – спина болит. Я, честно говоря, и сама очень устаю. Все-таки ребенок в восемнадцать и ребенок в сорок пять – это не одно и то же. С первым сыном я умудрилась еще и в институте учиться, а сейчас даже няню иногда вызываем. Сил не хватает на то, чтобы без перерыва играть – кормить – купать – гулять. И, конечно, очень не хватает тишины и состояния расслабленности. Но, надеюсь, скоро привыкнем к такому образу жизни. Потому что внимания и развлечений наша малышка с каждым днем требует все больше и больше». Елена, мама Юлии

Чем старше родители, тем спокойнее поведение детей. Это влияние воспитательной среды. Родители демонстрируют более сдержанные эмоции, более ровное отношение к разным ситуациям. Их речь, движения, мимика более мягкие, и даже шумные игры в исполнении тех, кому за сорок, не такие уж шумные. Дети бессознательно все эти черты перенимают, привыкают именно к такому образу жизни. Они в большей степени бывают склонны к созерцательным развлечениям, раньше других начинают читать, рисовать, учить наизусть стихи. Родителей это не беспокоит, скорее, наоборот, даже радует. Ребенок рано демонстрирует наблюдательность, хорошую осведомленность во многих вопросах. Однако, в компании других детей – на детской площадке, в садике – становится заметен некоторый отрыв от коллектива. Не то чтобы они не могли вместе играть, а просто их правила общения, их среда не такая, как у большинства детей. Ведь даже дошкольникам важно быть с партнером по играм, что называется, на одной волне. «Будь шустрее, активнее, веселись со всеми», – говорят родители. Но ребенок иногда даже не понимает, чего от него хотят. Решить проблему не по годам взрослого воспитания можно только одним способом – привлекать к общению других людей. Взрослых, но более молодых. Родственников, старших детей, друзей. Желательно, чтобы ребенок ходил в детский садик – даже если мама имеет возможность полностью посвятить себя семье. Это тоже будет способствовать активности и формированию разнообразных черт в поведении.

Страх за ребенка

«Я сама – поздний ребенок. Хорошо помню ощущения, когда кто-то из детей в садике или школе кричал: «Лариса, за тобой бабушка пришла!» С одной стороны, было обидно за маму, с другой, конечно, я стеснялась. Для себя еще тогда решила, что заведу детей только в очень молодом возрасте. Но по иронии судьбы все получилось совсем наоборот. Сейчас мне пятьдесят два. Детям – тринадцать и четыре. Им никто не говорит, что я бабушка – очень много уделяю внимания своей внешности и даже пластические операции уже делала. Но все равно переживаю за то, как дети воспринимают наш возраст. Боюсь, для отношений такая разница позже все-таки будет мешать. Во всяком случае, моим отношениям с мамой мешала. Мы никогда не были близки». Лариса, мама Саши и Полины

Все понимают, что прогнозировать будущее можно лишь до определенной степени и что спустя пять, десять лет все может пойти не точно по нашему плану. Однако молодому возрасту свойственна установка, получившая название в психологии «нереалистичный оптимизм». Все будет хорошо несмотря ни на что. Мысли о будущем у людей постарше могут быть тоже позитивными, но в них больше трезвого взгляда и связи факторов. В сфере родительства такая закономерность тоже существует. Чем взрослее люди, тем больше у них переживаний о будущем своих детей. И эти переживания очень детальны. Как мы будем выглядеть, когда ребенок закончит школу? Будем ли здоровы, чтобы самим все время заботиться? Не будет ли он отстраняться от нас? Случись что с нами – кто его поддержит? Как он вообще переживает, что у него такие родители? Если такие вопросы навязчивы, то дело, скорее, не просто в стремлении позаботиться и создать хорошие условия. Наверное, есть какой-то более глубокий страх, связанный с собственным переживанием и восприятием возраста. Об этом, конечно, стоит подумать. Почему пугает возраст, как себе представляете человека в разные жизненные периоды, какого отношения ждете. И – о том, что в этом плане было бы для вас, ребенка и семьи в целом идеальным. В реальности каждый человек все равно выбирает свой образ всего и следует ему. Что же касается детей, то возраст родителей, конечно, имеет значение и влияет на воспитание. Но совсем не в значении «ухудшает, осложняет». Отношения – сложная и многогранная структура, и все факторы взаимозависимы. Эмоции, слова, взгляды, готовность выслушивать, понимать и принимать, умение смотреть на ситуации с разных позиций, способность радоваться и демонстрировать позитивный взгляд на мир – все оказывает влияние на то, сложатся доверительные отношения с ребенком и будет ли он счастлив. И это, согласитесь, не зависит от того, сколько родителям лет.