Меню
Бесплатно
Главная  /  Эзотерика  /  Почему не можем жить в мире. Почему россияне держатся за путина. Они переживают больше стрессов

Почему не можем жить в мире. Почему россияне держатся за путина. Они переживают больше стрессов

Портал «Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Почему люди не могут жить в мире и согласии?

Шохакат МХЧЯН,
пенсионерка, 74 года

Тема Геноцида армян не нова, но, несмотря на уже столетнюю историю, она ещё совсем не стара. Как говорят армяне: это тесто впитает ещё много воды.

А было бы совсем по-другому, будь политики Турции честнее. Но, как говорится, Бог им судья, нам уже нечего терять, пришло время возвращать потерянное. Почему мир устроен так сложно? Почему люди не могут жить в мире и согласии? Ведь каждый день где-то кто-то объявляет войну. Я понимаю, что на такой вопрос будут ответы, но очень хочется, чтобы люди не проливали слёз и не сходили с ума по убиенным детям, по брошенному дому, чтобы девушки не становились самоубийцами из-за бесчеловечного насилия над их чистыми душами, чтобы города обустраивались и хорошели, а не разрушались от взрывов террористов. Сколько кровавых страниц в армянской истории бередят нам раны, сколько невычеркнутых воспоминаний… Но я не буду о них говорить, думаю, рассказчиков объявится немало. Я хочу представить читателю повествование из дневника моего брата, который попытался описать образ жизни западных армян конца XIX – начала XX века. Дневник этот достался мне после его смерти. Видимо, он предчувствовал, что будущему поколению будет небезынтересна эта тема…

Из дневника Гургена Мхчяна

от 23.02.1975

Я, Гурген Дереникович Мхчян, рождённый в городе Краснодаре 24 сентября 1952 года, изъявил желание описать житиё своих предков из Западной Армении в назидание будущим Мхчянам. Прошу будущее поколение быть снисходительным к моему слогу: я не писатель и не поэт, и слог мой, возможно, не блещет изяществом, но мне будет приятно, если читатель возьмёт или поймёт что-либо важное из истории моих предков, которые в данный момент как бы являются лицом всей западноармянской нации.

Фамилия наша родилась от очень далёкого предка, который занимался изготовлением гвоздей (по-армянски «мех» – гвоздь, Мхчян – Гвоздев). Но из года в год представители рода Мхчян занимались теми профессиями, которые были актуальны в те времена, в которые они жили. Так, в нашем роду, проживавшем в городах Карсе, Битлисе, Алашкерте и их провинциях, появились ювелиры, портные, земледельцы, представители торговых компаний, военные и так далее. Постепенно род разрастался и рассеивался по всей Западной Армении. Нужно сказать, что армянский народ, преуспевающий в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, явился важным фактором прогресса Османской империи. Из рассказов старших мне запало в душу то обстоятельство, что армяне всегда были законопослушными, вовремя платили налоги, которыми облагались, поддерживали хорошие отношения со всеми остальными народами империи, желая в конечном счёте только лишь одного: жить спокойно на своей земле и пользоваться благами цивилизации. Но из-за того, что армяне были верны христианской религии и своим национальным традициям, заботились об обучении детей, стремились освоить ремесла и профессии, становились успешными коммерсантами и способными чиновниками, они ощущали излишнюю зависть и ненависть со стороны турок и курдов. Иногда эта ненависть приводила к арестам и преследованиям, а временами – и к вооружённой расправе над мирным населением. Тому свидетельство – кровавые события в Эрзуруме, Кесарии и Йозготе, в Сасуне, жестокая резня в Адане, события, ставшие предвестниками Геноцида. Все жалобы и мольбы армянского народа, все требования политических армянских партий изменить деспотический турецкий режим турецкие власти приписывали стремлению армян присоединиться к России. Загнанные в жёсткие рамки армянские общественные деятели метались меж двух огней – идя то на вооружённую защиту и самооборону, то на сближение с властями, предполагая, что таким способом смогут осуществить мечту народа. А турецкие националисты, в чьих руках находилась власть, безжалостно истребляли армян, видя в этом осуществление своей исторической цели – насильственно подвести все нации под одну – османскую. В этом замысле им помогали курды, которым была предоставлена свобода действий в отношении армян. Курды богатели за счёт погромов армянских сёл, становились смелее и жёстче, но и хитрость в действиях была им не чужда.

Нужно сказать, что по сравнению с другими народностями наши предки всегда гордились и своей приверженностью к христианству, и своими национальными традициями. Редко можно было встретить армянина, скрывающего свои истинные национальные черты. Не был исключением и восемнадцатилетний Исраел Мхчян, широкоплечий красавец-богатырь.

Была осень 1913 года. В то время было принято на свадьбах устраивать всевозможные состязания. В селе, где проживал Исраел, играли курдскую свадьбу. Хозяева свадьбы с обеих сторон были богатыми курдскими беями. И вот на большом поле собрались гости и молодёжь села. Курдские всадники разделились на две группы, провели черту-границу, за которую нельзя было переходить, взяли в руки огромные шесты, и состязание началось. Кружась по отведенной территории, нужно было сбить противника с коня броском шеста. Иногда бывали даже и смертельные исходы, но это было в порядке правил. Игра на этот раз не складывалась – то ли игроки были неискусными, то ли один из курдских всадников был гораздо сильнее остальных, но побеждал один он, и состязания проходили неинтересно. Армянские юноши, стоя в стороне, наблюдали за скучным действием. Один из местных беев, зная о силе Исраела, попросил его подойти. По тому, как он говорил и жестами показывал на состязающихся между собой курдов, все поняли, что бей предлагает Исраелу потягаться силой с курдским силачом. Исраелу не хотелось накликать на село беду: он знал, что если победит, курды этого не простят, а проигрывать он не умел. Друзья стали подначивать товарища, мол, давай, Исраел, покажи им, как надо сражаться.

– Но у меня нет коня, – ответил Исраел.

– Будет конь, – ответил бей.

Через несколько минут Исраел был на коне. Но в отличие от курда, ему дали лишь один шест. Затаив дыхание, все наблюдали за поединком. Курд метнул в Исраела уже несколько шестов, но Исраел ловко уходил от них. И вот, наконец, пришпорив коня, он привстал в седле и изо всей силы метнул свой единственный шест. Ух-х-х – прошумело в воздухе, и наступила мёртвая тишина. Шест прошёл через тело противника насквозь, и курд замертво свалился с лошади. Курды окружили Исраела, который уже спешился, и готовы были его разорвать на куски, но бей прикрикнул на них и, отпуская Исраела, сказал:

– Уговор наш в силе, ступай.

Курд понимал, что армян в селе намного больше, чем их, и придется увезти не одно мёртвое тело с собой. Прошёл месяц. Исраел возвращался из города домой и вдруг обнаружил, что его преследуют курды. Оглядев местность, он понял, что долго не продержится – курдов было человек десять. Почти час оборонялся Исраел камнями, но силы его истощились, и курды набросились на него…

Смерть Исраела побудила Мхчянов и их односельчан к длительной вражде с курдами, которые одно время даже обходили их село стороной.

Вот в такой гнетущей атмосфере приходилось жить христианскому населению Западной Армении и Османской империи.

Наш дед Гаспар Мартиросович Мхчян родился в Битлисе, но вырос и жил в Алашкерте. У него было пять братьев и две сестры. Он был портным. Его так и называли – портной Гаспар. Гаспар был среднего роста, красивый, но очень стеснительный. Он всегда ходил в шляпе, ибо уже в молодости имел залысины. Бытовала даже такая шутка, будто Гаспар и моется в шляпе. Благодаря своему мастерству портной пользовался популярностью у богатого населения. Он был вхож в дома аристократов и, сблизившись с семьёй Багратуни, вскоре женился на красавице Шохакат, дочери Петроса Багратуни, очень богатого армянина, занимавшегося продажей мануфактуры. Скоро он обзавёлся небольшим продовольственным магазином. Жили небогато, но и не бедно. Работы было много, но Гаспар находил время, чтобы вернуться хотя бы ненадолго к своей прежней профессии. Надо сказать, что сердце его никак не лежало к торговле. Но приходилось терпеть, пока не подрос его единственный сын Дереник, помощник и надежда. Кроме сына у Гаспара были ещё четыре дочери.

Деда Гаспара мы не видели, он умер в 1920 году в Армавире, а бабушка Шохакат прожила до 1936 года, и многие из нас её хорошо помнят. Мы также не видели погибших во время депортации армянского населения Западной Армении нашего брата Агаси шести лет и сестру Сатеник семи месяцев. Агаси так запал старшим в душу, что когда у наших родителей родился очередной мальчик, имя ему выбирать долго не пришлось.

Мой отец Дереник Мхчян родился в 1893 году в селе Ортачала Карсской области. Моя мама Мариам была уроженкой того же села, 1987 года рождения. У них родились четыре мальчика и одна девочка. Отец наш часто рассказывал о своей родине. Начинал он рассказывать спокойно, но через несколько минут голос его уже дрожал. Он рассказывал, что армянам в городах Западной Армении жилось намного легче, чем в провинциях, где жизнь была необеспеченной. Карс находился под защитой российских войск, и те Мхчяны, кто жил в годы Геноцида в Карсе, спаслись. Спаслись и те, кто понял обстановку, кто предугадал смерч и вовремя уехал из Турции.

В начале июля 1914 года Дереник, навещая друга, жившего у казарм русских казаков в Карсе, увидел, что в город всё время поступают новые войска, прибывают вагоны с оружием. Шло укрепление города, среди военных была суматоха. Вернувшись домой, он сказал родителям, что дело пахнет большой войной и что лучше будет, если они перейдут в Восточную Армению. Сначала Гаспар не хотел слушать сына, но через некоторое время и правда началась Первая мировая война, а вскоре Карс наполнился беженцами-христианами из приграничных с Россией районов. Семья Мхчян решила перейти в Восточную Армению. С осени 1914 года начались скитания семьи деда Гаспара: Гюмри, затем Армавир, где в 1920 году дед Гаспар умер, и только к 1923 году Мхчяны перебрались в Тбилиси. Но были в нашем роду и такие, кто предвидел трагедию, но остался на своей земле в надежде переждать бурю. Нет, не переждали… Время остановилось, вобрав в себя названия городов и сёл, имена, фамилии. Многие Мхчяны, разбросанные по Западной Армении, разделили судьбу своего народа и остались лежать вдоль дорог, ведущих в пустыню, в концентрационных лагерях для депортированных армян, став песком, землёй, пылью. Мхчяны, не покинувшие Карс до 1918 года, стали беженцами. В результате победы революции в России Кавказский фронт окончательно рухнул, и турецкие войска, не встречая сопротивления, к маю 1918 года не только вернули себе все освобожденные русскими войсками земли Западной Армении, но и оккупировали значительную часть русского Закавказья – Карсскую и Батумскую области, часть Эриванской и Тифлисской губерний. Оставшиеся в живых представители нашего рода перебрались в Россию и Восточную Армению, а некоторые – в Сирию и даже Америку.

В борьбе за советскую власть в Армении погиб племянник папы революционер Липарит Мхчян. Он погиб в 19 километрах от Еревана по дороге в Арташат. На месте его гибели теперь село, названное его именем, – Мхчян. В селе есть музей, посвящённый армянским революционерам. В память о Липарите назван и наш брат Липарит Мхчян, проживающий со своей дружной большой семьёй в городе Пятигорске.

Древняя культура и крепость духа, несгибаемая воля к свободе и вера в Христа стали залогом возрождения нашего многострадального армянского народа. Мы выстояли вопреки всем стремлениям и деяниям, направленным на исчезновение государства и нации, но нам никогда нельзя забывать, что Армения была и будет барьером на пути Турции в «большой тюркский мир», нацеленной против России и Ирана. И этот геополитический спор будет продолжаться до тех пор, пока Турцию не привлекут к ответственности за прошлые злодеяния…

Чем беднее люди, тем больше они готовы голосовать за действующую власть. © Иллюстрация ИА «Росбалт»

Россияне — особенно в небогатых регионах — снова проголосовали за Владимира Путина. В соцсетях удивляются, почему живущие в бедности люди не хотят смены власти. Эксперты утверждают, что это естественное явление, а то, что полупустой холодильник может вызвать политический протест, — просто живучий миф.

Искандер Ясавеев, доктор социологических наук, старший научный сотрудник ЦМИ НИУ ВШЭ:

«Я на этих выборах был членом комиссии с правом решающего голоса в Казани. И один факт меня поразил. Огромное число избирателей голосовали на дому — это люди старшего возраста, с инвалидностью. Когда мы на участке соединили все бюллетени, так получилось, что пачка из переносных урн оказалась внизу. Так вот, именно эти несколько десятков бюллетеней, за единственным исключением, оказались „за Путина“.

Это удивительный феномен: люди, которые живут в ужасающих условиях, в нищете, годами не выходят за пределы своих очень бедных квартир, все равно голосуют за Путина.

Я думаю, что эти люди просто не видят альтернативы. Они сидят дома и смотрят телевизор. Они погружены в телереальность внешних угроз, и Путин представляется им неким защитником, спасителем России. Отсюда — и полученные результаты голосования на дому».

Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук:

«Основная часть избирателей вполне искренне проголосовала за действующего президента. В том числе — может быть, даже в наибольшей степени — люди, чувствующие себя социально незащищенными и неуверенными. Причина в том, что это были не столько выборы (выбирать было не из кого), не столько электоральное событие, сколько ритуально-самодержавное. Люди прислонились мысленно, или по крайней мере ментально, к сильному лидеру. Это был акт не рационального действия, а эмоционального движения души.

В авторитарных и особенно тоталитарных системах именно люди, которые меньше всего защищены, видят в лице сильного „вождя“ сказочную защиту от всех невзгод, которые их окружают. На самом деле эта защита мифологическая. Но в информационно несвободной стране, где пропагандистская машина убеждает народ в том, что все проблемы может решить только один человек в мире — „наш вождь“, — люди с радостью причащаются к этому „вождю“ любыми доступными способами: звонят на „прямые линии“, пишут письма в администрацию президента, ну или ходят на избирательные участки. И тогда им кажется, что хоть чуть-чуть на них проистекла благодать этой великой силы. Это архаическое действо, которое не имеет никакого отношения к понятию „выборы“.

У сильного „отца родного“ несколько ипостасей: во-первых, он защищает от врагов, от супостатов, которые хотят нас сожрать, уничтожить. Во-вторых, он борется с неправдой, с коррупционерами, с плохими боярами. В-третьих, он каждой сироте вытирает слезинку — надо только дождаться своей очереди. Вот эти люди пришли в надежде, что когда-нибудь и им тоже слезинку утрут».

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, политолог:

«Представление о том, что бедные люди должны голосовать за кандидата от оппозиции, — из области политических мифов, которые не имеют никакого отношения к социологии. Все зависит от социальной, классовой принадлежности и отнюдь не измеряется уровнем достатка.

Значительная часть этих людей просто маргинальна, люмпенизирована, и как раз поэтому становится клиентелой власти. Это известно со времен Древнего Рима. Люмпен-пролетариат всегда был в той или иной мере, особенно при голосованиях, опорой власти — потому что его просто подкупали, в отличие от более организованных слоев населения. То же самое всегда было и в Западной Европе, и т. д. Так что здесь вообще никакого сюрприза нет, а есть лишь какие-то нелепые представления, которые бытуют в нашем обществе.

То, что происходило 18 марта, трудно назвать выборами. Поэтому то, как бы себя эти люди повели, если бы у нас были выборы, — совсем другой, сложный вопрос».

Александр Конфисахор, кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии СПбГУ:

«Во-первых, считается, что всегда порядка 30-35% населения, независимо от их статуса и положения, по определению поддерживают действующую власть. Даже больше, если брать эмпирические данные.

Во-вторых, это люди, которыми легко манипулировать, внушить какие-то идеи, предположения.

И следующий момент: когда голосуют за действующую власть, это не значит, что ее поддерживают. Просто оппозиция не смогла выдвинуть каких-то ярких, запоминающихся людей, не подготовила необходимую благодатную почву, не смогла представить программу, не обучила своих сторонников и т. д. Тем более, сейчас такая ситуация, когда „как бы не было хуже“ и кажется, что только действующий президент позволит удержать страну в ситуации, в которой мы находимся».

Павел Кудюкин, член совета Конфедерации труда России, доцент:

«Как правило, социально неблагополучные люди не очень самостоятельны, они привыкли искать поддержку от кого-то на стороне. Как раз „под выборы“ власть предприняла ряд популистских акций, направленных — как это было представлено — на повышение благосостояния социально слабых слоев населения, в очередной раз купив их поддержку.

В принципе, большая часть россиян настроена так, что они будут голосовать за любую власть — просто потому, что это власть. То есть, если представить, что переизбиравшимся президентом был бы Явлинский, они бы точно так же проголосовали бы за него.

Люди стремятся действовать так, чтобы не выделяться из своего социального окружения. Это свойственно не только россиянам, а является очень типичным поведением для патерналистско-авторитарных режимов. Именно поэтому они крайне редко меняются путем выборов».

Петр Бычков, кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии СПбГУ:

«Во всех странах мира корреляция абсолютно прямая: средний класс голосует за оппозицию, а бедные и неблагополучные — за власть.

Во-первых, средний класс — это в основном люди, построившие свой бизнес или карьеру, обладающие критическим мышлением. Во-вторых, они считают себя достойными судить власть. Они понимают, что могли бы в некоторых местах сделать лучше, поэтому голосуют оппозиционно. Даже в Европе. Почему там кризис доверия к власти? Потому что процент людей с высшим образованием достаточно велик, а чем он выше, тем меньше доверия к власти. Просто потому, что люди начинают больше анализировать.

А бедные всегда боятся, условно говоря, потерять последний кусок хлеба. Другая причина: они не задумываются, а свято верят в партию, в лидера».

Дмитрий Ремизов

    Без этого, скучно.

    Многие для того,чтобы потом и сладострастно мириться)ну нравится им сам процесс примирения..а остальные-от нервишек слабых-ляпнут что-то неподумав и потом все это превращается в долгие молчания или обидные..говорильни..

    конечно, потому что когда моему парню друг детства дал выбор - Она или я... он предпочел друга, я была в шоке просто....
    в итоге он хотел остаться друзьями, на что я ему ответила "Н... я тебе нужна в роли друга, если я тебе даже была не нужна в роли деушки?Я не хочу больше с тобой общаться, видеться.Заюудь все, что связанно было со мной..."

    Один раз Учитель спросил у своих учеников:
    - Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
    Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

    - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются . Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильне они сердятся, тем громче кричат.
    - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
    В конце даже перешептывание становится им не нужно.Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
    Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

    Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете дороги обратно.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уровень интеллекта (IQ) Альберта Эйнштейна - 170, Стивена Хокинга - 160, Эштона Кутчера - 160, Натали Портман - 140. Кажется, у самых умных людей не бывает особых проблем и они по-настоящему счастливы. Но, как выяснилось, счастье - редкий спутник жизни незаурядно умных людей, и вот почему.

сайт любит разбираться в вопросах, которые не дают многим покоя. Специально для вас мы нашли причины, которые мешают умному человеку не чувствовать себя одиноким, несчастным и потерянным.

10. Они постоянно все анализируют

7. Многие умные люди страдают от психологических проблем

Многие научные работы подтверждают, что интеллектуалы нередко страдают от психических расстройств. Прямой зависимости ученые не выявили, но факт остается фактом. Привычка к постоянному анализу приводит к частым размышлениям о жизни, смерти и смысле существования. Все это в большинстве случаев заканчивается депрессией.

Чаще помогайте другим, даже незнакомым людям. Исследования показали: люди, поддерживающие окружающих, испытывают чувство внутренней гармонии гораздо чаще тех, кто игнорирует чужие проблемы. К тому же это отличный повод отвлечься от постоянных раздумий и мрачных мыслей.

6. Они стремятся оправдать ожидания окружающих

Успехи в учебе таких людей в дальнейшем тянут за собой все большие ожидания окружающих. Такой груз нередко оказывается непосильной ношей особенно для одаренных детей, которые рано лишаются детства.

Чрезмерная сосредоточенность на себе, беспокойство о том, как мы выглядим в глазах окружающих мешают нам жить и получать удовольствие. Попробуйте относиться к учебе и работе как игре: полностью вовлекитесь в процесс и постарайтесь не зацикливаться на результате, советует известный психолог Михай Чиксентмихайи.

5. Они редко принимают рациональные решения

Как показало исследование , интеллектуалы в жизни так же часто совершают ошибки, как и все остальные. «Люди с показателями IQ выше среднего совершают иррациональные поступки, чаще подвержены заблуждениям и полагаются на интуицию», - говорят авторы работы.ученых , гораздо большую роль в достижении финансового успеха играют эмоциональный, моральный и физический интеллекты. Учитесь развивать их в себе. Эмоциональный интеллект выражается в том, насколько хорошо вы понимаете свои чувства и чувства окружающих. Моральный интеллект - то, как вы относитесь к своим обязательствам, ваша честность. Показателями физического интеллекта являются то, как вы заботитесь о собственном теле (питание, спорт, отдых, здоровье).

3. Они переживают больше стрессов

Канадские ученые пришли к выводу , что люди с высоким IQ гораздо острее воспринимают простые житейские проблемы. Они имеют привычку по много раз обдумывать происходящее, в том числе и негативное, а это прямой путь к хроническому стрессу.

По совету психолога


Парадокс Ферми, впервые выраженный физиком Энрико Ферми, заключается в следующем: «Является ли человечество единственной технологически развитой цивилизацией во Вселенной? Если нет, то где все инопланетяне?». Учитывая необъятные размеры Вселенной, количество планет земного типа, а также ряд других переменных (как это указано в уравнении Дрейка), в галактике должно быть несколько десятков тысяч или более внеземных цивилизаций. И поскольку галактике около 10 миллиардов лет, ученые говорят, что интеллектуально развитые цивилизации уже имели достаточно времени, чтобы связаться друг с другом. Поэтому непонятно, если инопланетяне теоретически должны существовать, почему люди до сих пор не столкнулись с ними.

1. Земля особенная



Гипотеза уникальности Земли предполагает, что цепочка событий, которая привела к созданию жизни на нашей планете, была настолько сложной, что ее практически невозможно повторить. Хотя могут быть похожие на Землю планеты, ни на одной из них нет того сочетания условий, которое требуется для развития разумной жизни. Другими словами, люди не встретили никаких инопланетян, потому что их или нет, или их настолько мало и они находятся далеко друг от друга, что контакт крайне маловероятен. Основным фактором, который делает Землю идеальной для жизни, является ее длительный период относительно стабильных климатических условий, возникший благодаря уникальной орбите планеты и ее расстоянию от Солнца.

2. Разумная жизнь столкнулась с препятствиями



Согласно «Теории Великого фильтра», инопланетная жизнь существует, но эта разумная жизнь не настолько технологически продвинута, чтобы обладать возможностью космической связи или путешествий. Хотя современные космические корабли, спутники и радиостанции приближают людей к этому моменту, теория гласит, что человечество неизбежно столкнется с каким-то препятствием или катастрофой, которые либо уничтожат его или сделают невозможными технологии связи. Все знают, что катастрофические стихийные бедствия периодически обрушиваются на Землю, поэтому вполне возможно, что подобные события касаются и других миров, где разумная жизнь скатывалась обратно в каменный век, прежде чем там должным образом развились технологии. Или, может быть, человечество аннигилирует само себя, например, с помощью ядерной войны. Каким бы ни был этот «фильтр», кажется, он не предвещает ничего хорошего для людей.

3. Они удалились из Вселенной


По словам футуролога Джона Смарта и его «Гипотезы превосходства», разумная инопланетная жизнь когда-то существовала в нашей Вселенной, но она стала настолько совершенной, что начала развиваться по новому. Другими словами, инопланетяне настолько эволюционировали, что они перестали обращать свое внимание на космическое пространство, а вместо этого сосредоточились на своем внутреннем мире.

Данную концепцию можно сравнить с миниатюризацией компьютеров. То, что изначально было огромными механизмами размером с комнату, теперь стало карманными девайсами, которые одновременно стали намного более сложными и мощными. Сторонники данной теории считают, что разумная жизнь могла развиваться подобным образом, постоянно работая в направлении более плотного и более эффективного использования пространства, времени, энергии и материи, В итоге представители этих цивилизаций стали настолько малыми, что начали жить в черных дырах вне этого пространственно-временного континуума.

4. Земля не столь уникальная, как все считают

Может быть, просто слишком глупо думать, что инопланетянам интересны люди и Земля. Могут существовать миры, гораздо более интересные и подходящие для жизни, а разумные существа предпочитают тратить свое время на более лучшие места, а не на Землю. Эта теория является полной противоположностью гипотезе об уникальности Земли. Инопланетной расе, способной путешествовать или общаться на расстоянии многих световых лет, общение с людьми будет не интереснее, чем человеку с мухой. Кроме того, пришельцы, несомненно, имеют свои собственные превосходные технологии и им не нужны земные ресурсы. Поэтому зачем им тратить море энергии на то, чтобы добраться до Земли, если только в Млечном Пути есть 8,8 миллиардов планет, похожих на Землю.

5. Люди живут в виртуальной реальности


Возможно, одним из наиболее интересных объяснений парадокса Ферми является «гипотеза планетария». Наш мир якобы является «формой виртуальной реальности – планетарием, который создает иллюзию, что Вселенная пуста». Люди не обнаружили какой-либо внеземной жизни, потому что этого не предусмотрено программой. Основы этой теории были высказаны Декартом, который как-то спросил: «Как мы можем знать, что мир вокруг нас реален, если мы просто просто можем быть мозгами в банке, которые думают, что они живут в реальном мире». Большинство современных сторонников этой теории думают, что люди представляют собой не мозг в банке, а находятся в компьютерной симуляции, разработанной инопланетянами, которые способны оперировать достаточным количеством энергии, чтобы манипулировать материей и энергией в галактических масштабах.

6. Люди живут на отшибе в галактике


Хотя разумная инопланетная жизнь может существовать, наша планета может находиться слишком далеко от других, чтобы сделать общение возможным. Земля может быть так далеко расположена от других населенных планет, что ее просто не замечают, а инопланетяне предпочитают общаться с теми, кто живет поближе к ним. Корни этой идеи исходят из математической теории, известной как «перколяция», которая описывает, как все вещи скапливаются в случайной среде.

На основе теории перколяции, некоторые ученые считают, что Вселенная сформировалась естественным образом с областями больших скоплений звезд и разумной жизни и несколькими меньшими областями, которые находятся на отшибе. Известный ученый Стивен Хокинг считает, что людям «не стоит высовываться», даже если они поймают инопланетные сигналы, а нужно развиваться дальше, иначе с ними случится то же, что и с коренными американцами после прибытия Колумба.

7. Люди просто не поймали сигналы инопланетян



Ученые, такие как Фрэнк Дрейк и Карл Саган, уже утверждали, что «отсутствие доказательств очень отличается от доказательства того, что инопланетяне отсутствуют». «Охота на пришельцев» сдерживается отсутствием государственного финансирования, которое необходимо, чтобы проводить обширную программу инопланетного отслеживания. Исторически сложилось, что программы поиска внеземного разума (SETI) были вынуждены полагаться на заимствованные радиотелескопы и другое оборудование, которое исследователи могли использовать только в течение ограниченного времени. Эти препятствия сделали практически невозможным какой-либо реальный прогресс.

Тем не менее, есть некоторые хорошие новости. В 2007 году был введен в эксплуатацию Allen Telescope Array - огромный радиотелескоп (состоящий из 42 отдельных телескопов 6-метровой ширины), специально предназначенный для поиска внеземных сигналов. Его создание финансировал соучредитель Microsoft Пол Аллен.

8. Люди не могут распознать сигналы инопланетян



Даже если на других планетах есть жизнь, не обязательно она развивалась так же, как и на Земле. Может быть, эти существа настолько отличаются от людей, что мы просто не можем распознать их сигналы. За примером далеко ходить не стоит - летучие мыши визуализируют звуковые волны, в то время как люди видят только световые волны. Вполне возможно, что люди и инопланетяне имеют совершенно другие органы чувств.

Как отметил космолог и астрофизик Лорд Риз, «мы могли бы смотреть им прямо в глаза и просто не узнать их». Проблема заключается в том, что люди ищут что-то очень похоже на них, но вполне возможно, что жизнь и разум могут существовать в таких формах, которые люди даже не могут представить. Высокоразвитая раса может использовать гораздо более продвинутые методы коммуникации (например, нейтрино или гравитационные волны), которые просто выходят за рамки технологического понимания на Земле. Кроме того, человеческое примитивное радиоизлучение может выглядеть не более чем белым шумом для инопланетян.

9. Сверхорганизмы суицидальны по своей природе



«Гипотеза Медеи», придуманная палеонтологом Питером Уордом заключается в том, что люди и другие сверхорганизмы несут в себе «семена саморазрушения». Таким образом, это согласуется с «Теорией Великого фильтра», т. е. люди в конечном итоге умрут прежде, чем разовьются достаточно, чтобы вступить в контакт с инопланетянами.

Гипотеза названа в честь Медеи из греческой мифологии, которая убивала своих детей. В этом случае Медея ассоциируется с планетой, а все живые существа на ней - с ее потомством. Якобы вымирание «встроено» в саму биологию человека, чтобы гарантировать, что человечество вымрет до того, как создадут слишком много дисбаланса на Земле. После того, как люди «станут неизлечимой чумой для планеты», сама природа сделает что-то, чтобы гарантировать их кончину.

10. Инопланетяне среди людей



Это звучит как научная фантастика, но некоторые люди считают, что инопланетяне живут и работают среди людей. Например, бывший министр обороны Канады Пол Хеллайер дал интервью в 2014 году, в котором он утверждал, что на Земле живет 80 различных видов чужеродной жизни. Некоторые из них (в том числе скандинавские блондины) выглядят почти идентично людям. Другая группа, «серые коротышки» выглядят как стереотипные инопланетяне и остаются скрытыми от населения. Хеллайер не одинок в своих утверждениях. Физик Пол Дэвис из Университета штата Аризона и д-р Роберт Трандл из университета Северного Кентукки считают так же. По их мнению, парадокс Ферми уже решен - инопланетяне действительно существуют и люди общаются с ними каждый день, сами того не понимая.

И в продолжение для всех, кто интересуется этой темой, как для скептиков, так и для оптимистов, .