Меню
Бесплатно
Главная  /  Эзотерика  /  «Терренкур – педагогическая технология оздоравливания детей в условиях ДОУ». Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ. учебно-методический материал по физкультуре на тему Разработка игровых маршрутов на территории доу

«Терренкур – педагогическая технология оздоравливания детей в условиях ДОУ». Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ. учебно-методический материал по физкультуре на тему Разработка игровых маршрутов на территории доу

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.

Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются :

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.

Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.

Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Березовая роща».

При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.

Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.

Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.

Мы предлагаем такие варианты станций:

Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.

В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;

Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).

Станция «Внимательный пешеход» : На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.

Станция «Игры на асфальте» : Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.

Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.

Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты

Станция «Будущие олимпийцы»: Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки . На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.

Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.

Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.

Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.

Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» : представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.

Станция «Дело мастера боится» , где организуется трудовая деятельность.

Станция «В гости к насекомым» , c танция «Огородная» , c танция «Экспериментальная», «Дыхательная», c танция мыльного пузыря, c танция настольных игр, c танция народных игр и т.д.

Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.

Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.

Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте, организованным ТОС «Гоголевский», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран.

А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.

Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.

Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.


Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.


Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста.




Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.


Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу


Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ. Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ.







Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.



В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.


Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание


Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей













«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.














Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».




Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.



Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС: проблемная насыщенность; проблемная насыщенность; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; необыденность; необыденность; четкая оформленность предметных источников развития; четкая оформленность предметных источников развития; многофункциональность; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых. приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.


Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление

на методическом объединении

Для воспитателей

По теме:

«Образовательный терренкур в ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель

Хамленко Е.Н.

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ , могут стать образовательные терренкуры разной сложности , в зависимости от возраста и интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

Спортивная площадка;

Игры на асфальты;

Специально созданные центры;

Тропа здоровья, экологическая тропа;

Объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на прогулке, т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами образовательного терренкура являются (слайд)

Упражнение детей в основных движениях;

Развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

Развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;

Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

Формировать эстетическое восприятие дошкольников.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материал а, дети в игровой форме получают:

Реалистические знания

Закрепляют определённые навыки и умения

Проявляют творчество и фантазию

Удовлетворяют двигательную активность

Взаимодействуют с окружающим миром

Развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
* итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :

Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

Создание творческой обстановки;

С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды,(слайд)

Образовательный терренкур имеет свои этапы . (слайд)

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

Сбор и движение до следующей остановки терренкура;

Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;

Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

Самостоятельная деятельность детей;

Сбор дошкольников и возвращение в группу.

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Познавательные беседы

Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями

Сбор природного материала

Знакомые детям подвижные и дидактические игры

Игры на внимание

Спортивные игры

Комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.

Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.

«Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта , основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура

Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»


б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Проблемная насыщенность;

Открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;

Необыденность;

Четкая оформленность предметных источников развития;

Многофункциональность;

Приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

  • сбор и движение до следующей остановки терренкура;
  • остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • сбор дошкольников и возвращение в группу.

Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

  • познавательные беседы
  • наблюдения за насекомыми, птицами, растениями
  • сбор природного материала
  • знакомые детям подвижные и дидактические игры
  • игры на внимание
  • спортивные игры
  • комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

  • Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
  • Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

  • Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
  • Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Зимой, - это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты.

  • Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОУ

  • Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
  • «Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Организация и проведение паркуров

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура - быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.

  • Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»

1.Изготавливается из: а)шляпной резинки (круглой)- 5 метров
б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Терренкур

Овчарова Н.Б., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 37 «Ягодка»

Уже во второй половине ХХ века врачи стали рекомендовать пациентам ходьбу по гористой местности в лечебных целях. Тогда в обиход прочно вошёл термин «терренкур». Первый российский маршрут был проложен около восьмидесяти лет назад в городе Кисловодске. Сейчас он считается одним из лучших в стране .

Терренкур – лечебная ходьба. Терренкуром называют особую методику лечения, которая в основном применяется в лечебно-оздоровительных санаториях. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Она заключается в дозированных восхождениях в гору под углом от 3 до 20 градусов. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность. При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов. Как правило, терренкур должен назначаться лечащим врачом и проводиться под наблюдением.

Общие правила ходьбы

1. Ходьбой лучше заниматься в предвечернее время или утром. В солнечную погоду не помешает головной убор.

2. Новичкам стоит начинать с 500 метров в самом медленном темпе и на каждые 100 метров делать перерывы.

3. Для самоконтроля каждые 5 дней нужно подсчитывать пульс в начале маршрута, в конце и спустя 5 минут сидячего отдыха. После перерыва сердцебиение должно вернуться к обычному показателю.

4. Появление в конце маршрута лёгкой усталости – признак правильной тренировки. Заметное переутомление говорит о неправильно выбранном ритме или слишком большой дистанции.

5. Что касается детей, то терренкур в детском саду нежелателен. Малыши будут от него сильно утомляться. А вот ребятам школьного возраста он очень даже полезен.

Поэтому, в чистом его виде, проводить терренкур с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Дошкольникам лучше предложить образовательные терренкуры.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследователькой деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Целесообразно использовать для оздоровления детей всю территорию детского сада.

Примерный оздоровительный маршрут для детей старшего дошкольного возраста (теплый сезон).

Мастер класс

Ребята, сегодня мы с вами на прогулке окунёмся в мир природы, впустим её в своё сердце, ощутим себя её частичкою.

1.Остановка «Звуки природы».

Цель: уметь определить на слух знакомые звуки (пение птиц, шелест листьев, треск веток, хвороста, жужжание насекомых).

Задание: закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки природы вы услышали?

Воспитатель. Молодцы, вы умеете слушать звуки природы. С чем их можно сравнить? (С музыкой).

2. Маршрут «Тропинка насекомых». Цель: упражняться в ходьбе в среднем темпе с сохранением правильной осанки, координации движений во время прыжков.

Задание: «Гусеница» отгадайте загадку:

Без рук, без ног, на брюхе ползет и листочки жуёт; а как передвигается гусеница? (пройти зигзагом)

«Муравьи» (на полусогнутых).

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

«Кузнечики» (по переменные прыжки с ноги на ногу).

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять,

Значит повод поскакать.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.

3. Остановка «Сад фей» (клумба с фигуркой эльфа) Цель: обогащать словарный запас детей; развивать фантазию, речь, умение придумывать сюжет и развивать его.

4. Маршрут «Разноцветные следы» (круги нарисованы мелками в хаотичном порядке). Цель: закреплять знание цветовых оттенков, умение ориентироваться в пространстве.

Задание: дети выбирают карточки, какого цвета карточка, по кругам того цвета они и скачут.

5. Остановка «Невидимый замок». Цель: закрепить свойства воды (испарение); учить сотрудничеству; вызывать эмоциональное наслаждение от результатов работы.

Задание: дети рисуют «Замок фей» на асфальте водой используя различные кисти, валик.

6. Остановка « Осторожные птицы». Цель: закрепление представлений по теме «Птицы», дыхательная гимнастика. Оборудование: народные духовые игрушки (дудочки, свистульки).

Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается вверх. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих свистульках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (на мостик).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки-свистульки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.

7.Остановка «Музыка цветов». Цель: развивать ловкость, силу рук.

Задание: долезть до перекладины лестницы, к которой подвешены колокольчики, погремушки и прозвенеть.

Заучивание . Цель: развивать память, работать над звукопроизношением, воспитывать бережное отношение к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Возвращение детей в группу.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.