Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Абразив для снятия шкуры с янтаря. Обработка янтаря в домашних условиях и не только. Калининградский янтарный комбинат

Абразив для снятия шкуры с янтаря. Обработка янтаря в домашних условиях и не только. Калининградский янтарный комбинат

Многие владельцы не придают особого значения уходу за янтарем. Украшения оставляют без присмотра на туалетном столике, кладут в одну кучу с другими изделиями, моют первым попавшимся средством. В итоге на солнечном камне появляются царапины, сколы, пятна. В этих случаях помогает полировка янтаря и некоторые другие операции. Минерал неприхотлив, поэтому необходимые манипуляции можно проделать самостоятельно. При желании можно не только отремонтировать изделие, но и сделать новое, если есть материал.

Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь - мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.

Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу - вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.

Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло - спиральное, перовое, размер - около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.

Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8-12 мкм.

Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.

Обработка янтаря в домашних условиях

Камень имеет малую твердость и «прощает» ошибки даже новичкам. Однако обработка янтаря все же требует подготовки и определенных знаний. Например, при 150 °C минерал становится мягким, течет, а при 250-300 ℃ - активно плавится. В результате образуется корочка. Это нужно учитывать при полировании. Если используется алмазный или другой круг, придется следить за количеством оборотов.

Пригодность материала для конкретного изделия, особенности работы зависят от качества янтаря, количества включений. Перед началом сырье оценивают:

  • просматривают куски через сильный источник света, выбирают более прозрачные;
  • спиливают экземпляр с двух сторон;
  • срезы шлифуют мелкой наждачкой, еще раз проверяют на просвет;
  • мысленно прикидывают размер после обработки.

Поверхность прозрачного янтаря - ровнее, без явных бугорков, впадин. Мутные камни, как правило, имеют волнистую фактуру.

Обдирка камня

Обработка начинается с получения заготовок. Для отрезания нужных по размеру кусков берут токарный станок, лобзики, тонкие ножовки. Природный минерал имеет корку, которую нужно снять. Начинают это делать с прозрачной стороны. Чем чище янтарь, тем он более хрупкий.

Обдирка имеет целью предварительно подготовить материал перед шлифовкой, полировкой, гранением. Кусочкам янтаря придают форму. Для этого подходит электроточило, обычный напильник или плоскогубцы. Этот этап обдирки называется формовка. Для охлаждения используют воду.

Иногда нужны тонкие пластины из камня. Здесь потребуется раскрой (пиление). Подобная обработка янтаря в домашних условиях делается так:

  1. Заготовку помещают в тиски, для этого ее нужно завернуть в ткань.
  2. Ножовкой или лобзиком делают распил. С одной стороны не допиливают примерно 1/5 толщины или чуть больше, чтобы не допустить сколов.
  3. Затем переворачивают и доделывают работу. Движения - легкие, без усилий. Сделав несколько движений, счищают крошку.

В процессе обработки появляются отходы - янтарная пыль. Это главное сырье для качественного лака. Таким раствором или мастикой с клеем ПВА можно замазать трудные участки украшения.

Шлифовка и процесс выравнивания

После обдирки кусочки минерала имеют непривлекательный вид. Шлифовать их пока рано, сначала нужно выровнять. Для этого подходит наждачная бумага со средним размером зерна. Заготовки бывают разными, поэтому удобнее выбрать один из способов:

  1. Если камень округлый, лучше выравнивать своими руками.
  2. Когда работают с пластинкой из янтаря, удобнее положить заготовку и накрыть сверху шкуркой. Обрабатывать нужно аккуратно. Нажим - очень слабый.

Дальше идет шлифовка. Процесс отличается от выравнивания только видом наждачки. Здесь требуется более мелкая. При шлифовке нужно намочить камень и шкурку. Наждачка должна быть водостойкой. Как тонкий абразив иногда используют мел, зубной порошок, пемзу на ткани.

Полировка камня

Для заключительного этапа из инструментов понадобится электроточило, хотя можно сделать все вручную. После полировки обработанный янтарь получает законченный вид. Для этой стадии нужны:

  1. Мягкие материалы - фланель, войлок, кожа. Их применяют при ручной обработке или для кругов электроточила.
  2. Полирующий состав. Подойдет «Крокус» или паста ГОИ. Вместо них, можно смешать парафин (50 частей), мел (47 частей), зеленый крокус (3 части). К ним добавляется янтарная стружка.

Ручная полировка делается круговыми движениями. На электроточиле нельзя выставлять большие обороты, давить с усилием, чтобы янтарь не расплавился. Каждые несколько секунд нужно охлаждать камень водой или просто отводить его. Если минерал все-таки оплавился, придется отшлифовать и отполировать снова.

Есть интересный способ, когда работу проводят обычной дрелью. Инструмент крепится на верстак с помощью штатива. На дрель надевают мягкую насадку. В качестве полирующего состава можно использовать зубную пасту.

При галтовке в барабан засыпают абразив, смачивают водой и обкатывают янтарь. Способ неудобен тем, что занимает очень много времени. Зато участие человека сводится только к контролю за процессом и периодической замене абразива на более мелкий. При небольшом размере кусочков вручную обрабатывать их утомительно.

Полировку прекращают, когда янтарь блестит и отражает предметы подобно зеркалу. Обработка минерала на этом закончена. Если в камне будут отверстия, делать их нужно до полировки. Это же касается и склеивания поверхностей.

Некоторые утверждают, что у древних восточных мастеров была хитрость. После полировки они натирали поверхность камня сухими пальцами рук. После этого самоцвет еще раз протирали кусочком мягкой материи.

Обработка янтаря в домашних условиях - занятие несложное. Изделия из минерала хорошо поддаются чистке и полировке, ремонту, что позволяет придумать и сделать украшение своими руками.

Обработка янтаря

Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.

Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.

Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.

Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.

Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.

Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.

Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.

Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.

Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.

В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.

В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.

В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.

В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.

Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.

Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.

Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.

Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.

Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.

Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.

При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.

Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.

Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.

Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.

Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.

Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.

Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.

Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.

Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были

Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора

Глава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Добыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Виды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Лечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Обработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Обработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Художественной обработке янтаря предшествует целый ряд специальных подготовительных операций.

Сначала на обогатительных предприятиях янтарь отмывают и сортируют. Вид у него довольно невзрачный, камень покрыт коричневой окисленной корочкой.

В таком состоянии янтарь попадает в подразделения массового производства, где с него снимают корочку, т. е. обдирают одну из поверхностей, полируют ее и смотрят, что из себя представляет раскрывшийся материал.

В специальном раскроечном отделении ящики с намытым и просушенным янтарем стоят у столов работниц, которые специальным ножом с искривленным лезвием снимают с янтаря окисленную корочку и придают куску янтаря форму одного из будущих изделий.

Затем обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения, в котором обрабатывается не только натуральный, но и плавленный янтарь. Из него получают около 500 видов изделий.

Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. На абразивном станке им придается нужная форма. Эта операция называется обдиркой или грубой шлифовкой.

Тонкую, окончательную шлифовку янтаря производят на шлифовальных кругах с мелкозернистой абразивной бумагой или фетром и войлоком.

Полируют на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.

После полировки янтарь оживает, играют его мельчайшие оттенки, вызывая различные зрительные образы и картины – краски золотой осени, золотистые стволы сосен, бушуещее море с пенистыми полосками прибоя и иные фантастичные картины, созданные природой.

Одно из самых больших подразделений янтарного предприятия занимается изготовлением бус - самым востребованным товаром. В камнерезном отделении производятся разные по форме бусины: круглые, граненые – до 64 граней, удлиненные, декоративные и другие.

Художниками разработано более двухсот моделей янтарных бус, разных по цвету, размерам, порядком расположения бусин, огранкой.

Если нужно получить круглые бусины, то их полируют, через просверленные отверстия нанизывают на нитку – и изделие уже готово.

Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. Грани постепенно наносят на вращающуюся бусину с помощью стальной, заточенной с конца палочки. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания, на ней появляются все новые и новые грани. Граненую бусину полируют быстрыми прикосновениями мягкого войлока вращающегося круга. После этого она становится блестящей и загорается мягким, теплым, солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.

При сборке бус горят лампы искусственного света, а окна зашторены, так как янтарь лучше смотрится при искусственном освещении . Каждая бусинка вспыхивает живым теплым светом. Так рождаются янтарные бусы, полюбившиеся многим людям в разных странах по всему миру.

К каждому куску янтаря настоящий мастер относится трепетно, откывая окно в удивительный мир творений живой природы.

Пластические возможности янтаря очень разнообразны.

Порой достаточно всего лишь немного подчеркнуть резцом мотив – игру красок, линий, уже созданных природой, и кусок янтаря превращается в красивейшее изделие

Художники стараются использовать удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и драгоценными камнями , изготавливая из него броши, перстни, серьги, колье, браслеты, запонки, пояса и другие прекраснейшие изделия.

У одних художников металл выступает как равноценный партнер, у других – янтарь играет ведущую роль, а металл – лишь второстепенную.

Некоторые художники предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро. Для других важнее чеканка, черненение, окаливание, блестящая полировка, гравировка, эмалирование.

Главная особенность художественного направления обработки камня – соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.

Металл и янтарь

Понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу, так довольно долгое время раньше считалось, что янтарь с драгоценными металлами не сочетается . Металл не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, а затмит его своим блеском. В подобных утверждениях была своя доля истины.

Тем не менее художественный поиск соединения драгоценного металла с янтарем привел к большому успеху . Например, если благородному металлу придать своеобразную ажурную форму – филигрань, то металл уже не подавит своим блеском янтарь, а наоборот - подчеркнет природную красоту игристого камня.

Искусство филиграни на Русь пришло из восточных стран и приобрело здесь новый оттенок. Не каждый янтарь подходит к золоту и серебру: не гармонируют с драгоценными металлами малопривлекательные непрозрачные камни, а прозрачные и с красноватым оттенком янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно сочетаются с драгоценным металлом.

Каление

В природе такие янтари встречаются не так часто, зато в лабораторных условиях можно не только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки.

Процесс осветления янтаря называется калением. При калении изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся трещинки, которые расходятся веером, напоминая рыбью чешую. Такие трещинки называют золотыми лучами. Осветленный таким образом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет.

Каленый янтарь, оправленный золотом, оказался очень красив: металл не соперничал и не угнетал камень, а отдавал ему часть своей красоты. Замечательное сочетание.

Янтари с включениями

Янтари с природными включениями особенно ценятся мастерами. Такими включеями могут быть пузырьки воздуха, хвоя, листочки растений, кора дерева, капельки воды, мушки и т. д. Художники умело используют внутреннее строение камня, виртуозно сочетая его с оправой в металле.

Разнообразие природных форм янтаря, сочетание прозрачности и блеска с богатством рисунка и цветовой гаммы давали множество возможностей для применения камня. Необходимо было находить специальные способы крепления для вспомогательных деталей новых изделий. Такими способами крепления стали булавки, оправы, заколки, зажимы и т. д. Особенно характерна свободная подвеска на шиповых закрепах, когда шип-проволочка с загнутым колечком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Крепление выгодно подчеркивает выразительность и красоту янтаря. То же самое относится и к оправам со вставкой из янтаря.

Одной из форм янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специально вращающихся барабанах. После обработки такие кусочки называют окатышами. Полученнные таким образом полированные цветные янтари неопределенных форм позволяют создавать красивые ожерелья, бусы и иные украшения, восхищая людей разных стран ювелирной тонкостью работы.

Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.


Один из самых древних методов обработки янтаря - просветление . Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.

прокаливание . С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.


В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя - он должен растворяться в масле.



Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.

Сегодня также используют осветление , как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.


Еще один метод обработки янтаря - прессование и формование . Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.

Как отличить прессованный янтарь

Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:

● Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
● наличие сгустков красителя;
● вид «лоскутного» одеялка;
● структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.

Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.



Применяется также химическая обработка янтаря . Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.


Отжиг
. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень "блестящим" когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.


Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.


Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.


Обдирка и формовка янтаря

Обдирка янтаря - это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.

Формовка - на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.


Раскрой янтаря

Раскрой янтаря - спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.


Выравнивание камня

Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 - 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные - обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.


Шлифовка янтаря

Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.


Полировка янтаря

Полировка янтаря - заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.

Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити - так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу - в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.

Статья рассказывает о том, как почистить янтарь в домашних условиях. Ведь даже солнечный камень нуждается в периодическом обновлении. Чтобы теплые цвета меда и лета всегда оставались привлекательными, драгоценностям надо устраивать очистительные ванны и купать под душем. Существуют и другие рецепты для освежения окаменевшей ископаемой смолы, которую древние греки называли электроном. Уход за украшениями с янтарем предполагает полировку и применение специальных средств.

Смываем пыль

Считается правильным хранить украшения из янтаря отдельно от других камней в темном сухом месте. Но если кольцо или кулон долгое время не вынимаются из шкатулки, они перестают быть привлекательными. Кажется, будто потеряна связь камня с солнцем, поэтому он стал тусклым и перестал сиять.

Пыль покрывшая янтарь в ожерелье, кольце или серьгах легко смоется под душем. После просушки на воздухе при комнатной температуре блеск вернется. Усилить действие водной процедуры можно с помощью освежающей ванночки.

При этом вода наливается в чашку и тужа же опускаются кубики льда (2-3 штуки). Украшение замачивается на 6-7 часов. Затем надо промакнуть чистой тканью и досушить на воздухе или использовать фен со слабым нагревом струи. Однако способ замачивания годится только для янтаря, где в качестве оправы используются нержавеющие металлы.

Солнце вредит солнечному камню

Поясним, как ухаживать за янтарем, чтобы камень сохранял красоту и солнечное сияние. Первое, что требуется, это определить место для хранения. В подготовленной шкатулке лучше не содержать еще и другие украшения, особенно с острыми краями в оправах или гранях.

Янтарь – мягкий камень, который чутко реагирует на абразивные материалы. Малейшее прикосновение твердых бриллиантов или других прочных минералов оставит на его поверхности неизгладимые следы.

Держите шкатулку подальше от отопительных приборов. Высокие температуры (50-90 градусов), как и слишком низкие (ниже 0 градусов), отрицательно действуют на янтарь. При высоких он деформируется, а при низких становится хрупким.

Запрещенные для чистки средства

Учитывая мягкость янтаря, обращаться с ним надо аккуратно. Это касается и хранения, и ухода, и чистки камня. Обращаем внимание на запреты:

  • нельзя чистить янтарь с помощью ультразвуковых технологий;
  • запрещено использовать химикаты, которые действуют агрессивно на поверхность украшений;
  • не рекомендуется применять для протирания спирт и спиртосодержащие жидкости;
  • не подходят к использованию в уходе за янтарем средства для чистки металлических поверхностей;
  • нельзя применять парогенератор;
  • не стоит применять щетки с жесткой щетиной и, конечно, абразивные вещества.

Отполировать янтарь помогут только мягкие ткани. Труднодоступные отверстия и другие места надо обрабатывать с помощью ватных тампонов или кисточек с натуральной щетиной.

Обработка янтаря спиртом не допустима, ведь после протирания образуется налет белого цвета, который сложно убрать. С духами надо обращаться осторожно. Даже капля, попавшая на камень, изменит его цвет.

Используем мыло и зубной порошок

Для более тщательного купания янтаря рекомендуется использовать жидкое мыло. Несколько капель добавляют в подготовленную емкость с водой. Обычно хорошо подходит фарфоровая или стеклянная тарелка (глубокая или полупорционная). Такой объем полностью покроет любое изделие – бусы, кольцо, браслет.

Вместо жидкого мыла для очищения янтаря можно использовать натертое на терке кусковое хозяйственное (1 столовая ложка стружек на 1 л воды). Можно просто намылить руки и смыть пенку несколько раз в чашке. Опустив украшение в мыльный раствор осторожно пальцами мойте каждый камень или бусинку. Для обтирания используйте мягкую тряпочку, губку или зубную щетку, которая слегка отполирует изделие.

В заключение ополосните водой из-под крана и просушите тканью или описанными выше способами. Последний аккорд – натрите каждый камень оливковым маслом.

Для сухой чистки янтаря в домашних условиях можно использовать зубной порошок. С помощью мягкой щеточки его наносят на янтарь и растирают до блеска каждый камень. Ни в коем случае нельзя применять зубную пасту, которая своей консистенцией забивает царапины, выделяя их сильнее, чем они есть на самом деле. В дальнейшем эти места станут зелеными.

Полировка бархатом

Как очистить янтарь от пыли, теперь понятно, но как вернуть камню красоту, если причина увядания вовсе не в пыли. В этом случае поможет полировка. В простых случаях, когда на камне нет повреждений, ее делают дома самостоятельно.

Для этого используют фланелевую ткань или бархотку. Камень протирается движениями по кругу. Постепенно он восстановит свой первоначальный цвет и начнет снова блестеть. Обычно этим способом обрабатывают вставки в кольца, кулоны, или серьги.

После чистки протрите драгоценность оливковым маслом. Но следите, чтобы его не было в избытке. Зайдя в трещинки, маслянистый продукт притянет дополнительную грязь.

Полировка вручную не слишком подходит для ухода за бусами. Быстро почистить большое количество мелких камней не удастся. Может потребоваться несколько часов. Ниже расскажем, как обработать янтарь, собранный в бусы.

Солевые ванны

Чтобы не возиться с протиранием каждого камня в бусах, воспользуйтесь солевой ванной. Приготовьте чашку, налейте в нее воды и добавьте соль (на 1 л примерно 1 ст. ложка без верха). Подогревать жидкость не надо, кристаллы соли и без того хорошо и быстро растворятся.

Украшение (только с оправой из нержавеющего металла) помещают на 6-8 часов в емкость с солевым раствором. Затем очищенные камни просушиваются на воздухе и смазываются маслом из оливок. Полировка янтаря в этом случае выполняется шерстяной тканью.

Описанная обработка янтаря не даст желаемого результата, если на нем обозначились трещинки или другие дефекты. В таком случае лучше воспользоваться услугами мастерской и отдать камень для обновления ювелиру.

Парафин и нашатырь

Вернуть блеск камням поможет парафин. Однако его требуется смешать с зубным порошком.

Можно натереть парафин на терке, а после стружку перемешать с зубным порошком. Получится домашнее средство для обработки бусинок. При использовании этих же ингредиентов вторым способом предполагается плотный кусок материи натереть сначала парафином, а потом туда же насыпать порошок.

Любой из методов хорошо очищает и осуществляет полирование поверхности. Особенно, если это камень уже обработанный под кабошон.

О том, как чистить янтарь в бусах, мы упоминали выше. Есть и другие способы, которые используются при очень сильных загрязнениях. Незаменим в этом случае раствор аммиака (нашатырь). Несколько капель добавляют в стакан с водой и помещают в жидкость браслет или бусы. Чтобы украшения снова засияли янтарными лучами достаточно 10-15 минут.

Этапы обработки янтаря

Если вы нашли янтарь на берегу моря и хотите обработать самостоятельно, дадим несколько рекомендаций. Для начала надо отпилить тонкий ломтик и посмотреть на просвет, чтобы определить, как он смотрится в готовом изделии. Как бы ни шлифовала камень рука мастера, более гладкими всегда будут прозрачные экземпляры. Мутноватые минералы покажут волнистую фактуру. Затем следуют этапы:

  • обдирка корки-патины крупной шкуркой или напильником;
  • придание нужной формы;
  • выравнивание поверхности с помощью шкурки со средними зернами;
  • шлифовка самой мелкой шкуркой;
  • полировка тканью.

Обратите внимание, что шкурку при работе следует намочить, как и камень. Поэтому подбирайте материалы, которые устойчивы к воде.

Полирующие составы

Для полировки янтаря подойдут мягкие ткани – войлок, фетр, фланель. Можно применить и мягкую кожу. При использовании электроточила шлифовальные круги выбираются тоже из мягких материалов.