Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Кукла на каркасе своими руками. Каркасная кукла своими руками из паперклея

Кукла на каркасе своими руками. Каркасная кукла своими руками из паперклея

Проволочные каркасы. Особенности изготовления.

Из полужесткой проволоки диаметром 3 мм, которой можно достаточно легко придать любую сложную форму, можно делать каркасы для крыльев, масок, кринолины для пышных юбок, усики для кузнечиков и бабочек, а также стержни для хвостов, хоботов и перьев. Каркасы обтягивают косой бейкой, тесьмой или тонкой тканью и затем на них натягивают ткань. Проще всего вкладывать проволоку вдоль тесьмы и сострачивать края тесьмы на швейной машинке, используя лапку для вшивания застежек «молния». Вшивая проволоку следите за тем, чтобы она не выскальзывала из бейки. Затем, по мере необходимости, проволока нарезается бокорезами или ножницами по металлу нужной длины вместе с тесьмой.

Для изготовления кринолина делается несколько проволочных обручей разного размера, соединенных между собой на расстоянии 15 см тесьмой. Диаметр обручей необходимо вычислять при помощи несложного рисунка изображающего желаемую юбку с соблюдением пропорций высоты и ширины. Желательно чтобы высота нарисованного изделия была кратна десяти или двадцати относительно реального изделия. Проведите центральную ось и отметьте на ней равные расстояния через каждые 20 см от нижнего края юбки. Проведите отрезки параллельные нижнему краю юбки через каждую отметку на центральной оси. Концами отрезков должны стать границы рисунка. Теперь остается только промерить при помощи линейки получившиеся отрезки. Умножив полученные числа на число пи (3,14) и на число которому кратен эскиз по отношению к реальной высоте юбки, мы получим длины окружностей необходимые для изготовления обручей для каркаса юбки. При раскрое проволоки припуск на нахлест должен равняться 10 см, следовательно, если длина окружности равна 180 см, значит вам нужен кусок проволоки 190 см. Отрезав необходимый кусок проволоки таким образом, чтобы косая бейка была длиннее чем проволока на 4-6 см, загните косую бейку так чтобы проволока была зафиксирована внутри образовавшегося чехла. Наложите концы проволоки друг на друга внахлест на 10 см, образовывая кольцо. Готовые кольца крепите на юбке из подкладочной ткани, сшитой точно по форме задуманной юбки, без складок и рюшей. Сшейте концы кольца вручную используя леску. Также вручную пришивайте кольца обручей на нижнюю юбку. К верхнему обручу пришивается кокетка высотой не менее 15 см. Кокетка может быть с фиксированным поясом или можно на двойной резинке с фиксатором, если вес общей конструкции не будет оттягивать юбку вниз. Для слишком тяжелых конструкций лучше использовать лямки.

Все проволочные конструкции крепятся на человеке при помощи завязок из плотной не растягивающейся тесьмы или пришиваются непосредственно к костюму: крылья бабочки крепятся к шее, плечам и поясу; хвост - к поясу. Все концы проволоки должны быть загнуты внутрь. Каркас в местах соприкосновения с телом должен быть обклеен тонким поролоном толщиной 0,5 – 1 см и обтянут хлопчатобумажной тканью. Чем крупнее каркас тем больше и надежнее должны быть крепления. Прежде чем идти с таким сооружением на праздник стоит испытать его в домашних условиях.

Если вы давно мечтали сделать куклу, у которой гнутся/шевелятся руки, ноги и даже пальцы — то мастер-класс от Татьяны Зибуновой для вас!

Для данного мастер-класса нам понадобятся:

● ткань (в оригинале автор использует хлопок, но можно выбрать на свой вкус: габардин, лен, костюмную);
● флизелин;
● мононить;
● материал для набивки;
● нитки;
● флористическая проволока 1 мм;
● пластырь в рулоне от 0,5 до 1 мм;
● плоскогубцы и сами детали выкройки.

Сперва надо пройтись по ткани утюгом, после чего проклеить ее с изнанки флизелином. После сложить ее пополам, чтобы лицевая сторона оказалась внутри, и перенести на нее выкройку деталей. Наиболее удобно будет воспользоваться для этого исчезающим маркером.

Чтобы упростить задачу, ткань можно сшить крупными стежками между деталей - так она не будет сдвигаться, когда вы будете прошивать детали по контуру на машинке (это нужно сделать везде, за исключением отмеченных на фото ниже мест).

Далее нужно вырезать части будущей куклы , отступив от шва 5 мм. Сперва будет создаваться голова. Нужно соединить ее переднюю и заднюю части, следя за тем, чтобы совпадали места ушей. Их также можно прошить для удобства.

После этого обрежьте лишнюю ткань и сделайте маленькие надсечки вдоль швов деталей. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем не натягивался материал в местах изгибов после набивки. Особенно внимательно отнеситесь к пальцам - там должны быть самые маленькие отступы, в в противном случае позже в них не войдет каркас.

Чтобы вывернуть руки, надрежьте ткань в их верхней части. Отверстия следует оставлять небольшими, для того, чтобы позже в них вошел каркас для ладоней. Чтобы выворачивать их было легче, вам пригодится палочка, которую дают в кафе для суши. Она не слишком острая, но достаточно узкая для того, чтобы вывернуть пальчики, не повредив ткань.

После того, как вы вывернули руки, можно прогладить детали, но это не обязательно - достаточно просто аккуратно расправить швы той же самой палочкой, остальное позже сделают плотная набивка и каркас.

Собственно, простой проволочный каркас имеет такую схему:

Теперь возьмите проволоку, нитки, пластырь и плоскогубцы. Проволока используется именно флористическая потому, что она продается подходящими по длине прямыми отрезками, при этом достаточно гибкими. Возьмите два куска проволоки, найдите у них середину и обмотайте ее пластырем по участку длиной в 1,5 см.

Пластырем будет обматываться весь каркас, но, если вам не удобен этот вариант, можно вместо него нанести на проволоку тонким слоем клей, затем обмотать его вашим набивочным материалом и сверху закрепить нитками. Это делается для того, чтобы проволока не смещалась внутри куклы и не вылезала наружу.

Когда вы обмотали проволоку посередине лейкопластырем, согните ее и начните закручивать в жгут, при этом постоянно сверяя ее с длиной руки игрушки. Остановиться следует ориентировочно на начале кисти.

Получившаяся на сгибе проволоки петля в дальнейшем пригодится для того, чтобы пришить руку к телу - через нее будут проводиться нитки. Так ниже вероятность, что позже ткань порвется на концах каркаса.

Следующий шаг - это сделать заготовки для пальцев. Конкретной длины у них нет, нужно сверяться с величиной ладоней и прибавлять к этому 1,5-2 см, чтобы был запас. Концы проволоки, оставшиеся от «основной» части руки, тоже можно использовать для пальцев, поэтому нужно отрезать только 6 кусков и тщательно приплести еще по три пальца на каждую будущую ладонь. Для надежности закрепите их нитками, обматывая кусочки проволоки.

Снова примерьте каркас к руке и обрежьте лишнюю проволоку так, чтобы от нее остался небольшой «хвостик», который нужно загнуть. Тогда в будущем проволока не повредит ткань. Результат обмотайте пластырем.

Следующий этап - это вставить каркас в деталь из ткани, словно натянуть на руку перчатку. После этого расправьте пальцы и маленькими кусочками начните заполнять заготовку вашим набивочным материалом. Здесь снова пригодится та самая палочка, чтобы распределять набивку равномерно и плотно.


Куклы вовсе не похожи на обычные игрушки, особенно, если речь идет об авторских куклах ручной работы. Они не просто выглядят, как живые, ведь любой мастер, создающий своими руками эти маленькие шедевры, вкладывает в каждую куклу целый мир: придумывает и продумывает до мельчайших деталей ее будущий образ, наделяет творение именем, характером, судьбой и собственной историей. Именно поэтому все куклы так оригинальны и неповторимы.

Если вы желаете стать частичкой мира создателей кукол, попробуйте поучиться у уже признанных и маститых мастеров. Благодаря их подсказкам, фото-урокам и мастер-классам, вы тоже сможете сделать красивую куклу своими руками. Главное ‒ только захотеть и начать придумывать ее образ…





Кукла, как зеркало души своего автора

Любое творение начинается с замысла, с искры пришедшей идеи. Не во всех мастер-классах могут показать это, однако зачастую мастера рисуют эскизы будущей куклы, чтобы ничего не упустить и не забыть. В зависимости от того, какой образ планируется, подбирают материал. Впрочем, иногда мастер может работать только с каким-то одним материалом, стараясь все время совершенствоваться и добиваться идеала в своих творениях.

Авторские куклы создаются в самых различных техниках: они могут быть сделаны из пластика, папье-маше, вылеплены из полимерной глины или фарфора, сшиты из ткани, иметь мягкое тело или проволочный каркас и т. д. Сегодня мы поговорим о каркасных куклах, для изготовления которых используется такой материал как паперклей.

В переводе его название означает «бумажная глина». Этот материал представляет собой податливую массу, созданную на целлюлозной основе (стоит различать материал на основе полимера и на основе глины). Из него можно лепить и моделировать что угодно. У паперклея немало преимуществ среди других пластиков:

  • он отличается легкостью и не подвержен прилипанию пыли в процессе лепки, как запекаемый пластик;
  • вы с легкостью сможете пошлифовать изделие так, что наждачная бумага не оставит на нем царапин, а от небольших изъянов можно будет избавиться простой замазкой;
  • паперклей подобен холсту, который вы можете окрасить в любой нужный цвет, исходя из гаммы костюма куклы и ее образа, также стоит отметить, что по паперклею можно легко красить акриловыми красками (их преимущество перед маслом в том, что они быстрее сохнут).

Правда, этот материал довольно хрупок, однако с этим небольшим недостатком можно справиться при соблюдении некоторых секретов мастеров-кукольников.

Для вдохновения и поиска возможных образов посмотрите работы известных авторов, которые уже давно занимаются созданием кукол: Алисы Баженковой, Галины Шитовой, Любови Лукьянчук, Миненко Виктории, Юлии Назаренко, Дяченко Оксаны и многих других. Их куколок можно встретить в различных знаменитых арт-галереях, также они часто выставляются на тематических выставках и приобретаются заядлыми коллекционерами для частных коллекций.

Конечно, такие авторские куклы стоят достаточно немало, к примеру, самые простые экземпляры можно купить от 10 000-12 000 рублей, а если вы хотите заполучить куклу на заказ в наряде какой-нибудь исторической эпохи, полностью выполненную вручную с использованием различных техник, с дорогими тканями или аксессуарами, тогда ее стоимость может начинаться от 100 долларов и выше.

От теории к практике, от идеи к творению

Не стоит унывать и бояться, что у вас получится так, как у мастеров, ведь и они когда-то тоже начинали с малого. Будьте готовы и к не совсем удачным экземплярам поначалу, однако поверьте, что после многочисленных практических занятий вы обязательно сможете сделать своими руками куклу мечты.





Каркасные куклы из паперклея представлены в коллекциях в самых неожиданных образах: нежные ангелочки, таинственные феи, нимфы, эльфы, роковые красавицы и чопорные дамы, утонченные танцовщицы и изящные кокотки, арлекины, шляпники, милые и наивные детки и т. д. Однако процесс изготовления, как правило, будет одинаковым.

  1. После создания эскиза будущей куклы и подготовки всех необходимых материалов можете браться за работу. Первоначальной вашей задачей будет изготовление каркаса и подставки, на которой кукла сможет сидеть, стоять или занимать ту позу, которую вы задумали.
  2. Каркас своими руками можно сделать из проволоки. Проволоку лучше использовать тонкую стальную или медную (медная подойдет с сечением 2,5-3,5). Проволочный каркас – это очень важный момент для каркасной куклы, ведь если вы смастерите его непрочным, то куколка будет заваливаться, не сможет держаться на ногах. Также стоит со всей тщательностью подойти к анатомическим особенностям и пропорциональности частей тела своего творения, чтобы потом слепить их правильно.
  3. Итак, согласно пропорций, вертим из проволоки скелет. Заготовьте себе несколько отрезков разной длины, чтобы можно было не останавливаться на это в процессе работы. Можно взять две примерно одинаковых проволоки и согнуть их пополам ‒ так у вас получится два отрезка, которые будут иметь четыре хвостика снизу и сгиб вверху. Сформируйте шею и согните хвосты перпендикулярно ей, чтобы сделать плечи. Потом перекрутите ниже все хвосты – у вас получится талия. Разведите их внизу талии на ширину плеч и сформируйте таз.
  4. Далее вам понадобятся новые отрезки проволоки, чтобы сделать ноги и руки. Согните один отрезок и примотайте его в области таза к уже получившемуся каркасу (можно использовать для крепления термопистолет, медицинский пластырь, изоленту или ту же проволоку). Чтобы вышли ручки, возьмите еще один отрезок, приложите его в области плеч и согните с двух сторон. Прикрепите эти ручки к общему каркасу.
  5. Дополнительно можно скрутить из проволоки и другие части тела, как грудь или попу для куклы. Это необязательно, однако с ними вам будет легче потом обматывать каркас.
  6. В ногах получится по пять проволочек. Обмотайте их по спирали проволокой меньшего сечения, чтобы не перекручивать между собой. Если руки или ноги куколки получились длиннее, чем вы хотели, можете отрезать лишнее.
  7. Проверьте симметрию тела. Далее начинается работа по его формированию. Некоторые мастера используют для этого обмотку нитками х/б, пропитанными клеем, другие предпочитают для объёма ватин или синтепон, можно также брать фольгу, туалетную бумагу, а для конечной обмотки ‒ флористическую ленту или медицинский бинт с грунтовкой ПВА. Наращиваем тельце и обшиваем его трикотажем. На этом этапе стоит определиться с позой вашей куклы, так как когда «тушка» высохнет и затвердеет, изменить ее уже вряд ли получится.
  8. Переходим к лепке головы и рук, а также к моделированию лица. Для этого нам понадобится такой замечательный материал – паперклей, который называют самозатвердевающим пластиком. Однако на пластик он похож мало. Вы можете производить лепку, наращивая любое количество слоев, пока не добьётесь идеальных черт лица. Если развести его водой (чтобы получилась кашица), то можно загладить неровность или сгладить острый угол. Когда вы закончите с лепкой, так что и голова, и лицо, и руки будут выглядеть так, как должны, понадобится еще шкурить поверхность с помощью нулевой шкурки (в конце можно взять и шлифовку для ногтей кап).
  9. Окрасьте все открытые части тела акриловой краской (очень аккуратно, следя, чтобы не было потеков). Потом раскрасьте лицо куклы, нанесите ей нужный макияж, сделайте глазки (можно использовать покупные, обрисовывать бусинку, изготавливать их из Фимо и т. д.), губки, щечки. Можно добавить в конце блестки и нанести последним слоем матовый лак для акрила ‒ это защитит куклу от пыли и влаги.
  10. Ресницы и волосы делаете на свое усмотрение – можете брать нитяные, дреды, мех, специальные элементы для кукол или настоящие натуральные парики.
  11. Одежду можно шить прямо на кукле, тогда ее нельзя будет снимать. Если хотите сделать ей гардероб, тогда нужно создавать наряды отдельно. Не забудьте и про обувь, головные уборы, украшения и другие, необходимые вашей куколке, аксессуары.

Я не думаю, что проволочный каркас для куклы является для кого-то загадкой, и все же предлагаю вашему вниманию рассказ об одном из вариантов, как такой каркас делаю я.
Сразу хочу сказать что такой каркас подойдет как для текстильной куклы, так и для кукол в смешанной технике.

Хочу заметить, что работать с выкройкой, кроить, шить на машинке я не умею. Поэтому мой вариант изготовления кукольного тела подойдет, скорее для тех, кто из-за боязни неумения кроить, не решается шить куклу.

Сначала немножко познакомлю с ней, чтобы она не обижалась за то, что все её внутренности будут выставлены наружу. Есть такие конфетки «Мечта» называются. Ничего особенного, маленькая круглая белая карамелька в нежно-розовой обертке. Лично в моем детстве они продавались. Сейчас не вижу их. Вот эта конфетка и явилась прототипом куклы.
Знакомьтесь, одна из зимних кукол, Карамелька Мечта.

Итак. Я для каркаса использую два вида проволоки: основной — железная проволока, достаточно крепкая (досталась в наследство от подруги) и проволока обвязочная — она хороша тем, что не ломается при большом количестве изгибаний.

Также будет нужен синтепон, либо синтепух, который продается в рулонах в ателье. Еще лучшим вариантом будет натуральная шерсть. В тот момент под рукой шерсти не было. Поэтому — синтепух!

А также, колготки капроновые (можно я их не буду фотографировать?), либо любая трикотажная, хорошо тянущаяся ткань, желательно (но не принципиально) телесного цвета.

Для построения каркаса я пользуюсь тем, что у меня уже слеплены голова и кисти рук — они нужны для определения размера тела

И такой вот таблицей — я нашла её в интернете. Вы тоже найдете (там еще прилагается большая и хорошая статья), если введете в поисковике фразу «немножко анатомии».

То есть все тело — это 7 голов, из которых:
3 головы — торс с шеей до начала бедер,
1 голова — ноги от бедер до колен и
2 головы — ноги от колен до пола, включая ступни.

Каркас я складываю из толстой проволоки произвольно. Стараюсь, чтобы весь каркас был из одного куска. Начиная от шеи, и приводя второй конец проволоки к шее же.

Хочу обратить внимание на изгибы торса. Позвоночник человека не ровный, а в кукле вообще может быть склонен к гротескным изгибам, поэтому, чем они сильнее выделены, тем, по мне, лучше.

Руки — до кистей, а ноги — со ступнями.
Обмоточной проволокой (она тяжеленькая) утяжеляю ноги — для меня это важно, так как я не люблю кукол на подставках, у меня все должно стоять самостоятельно.

Руки также обматываю проволокой по причине того, что и в процессе работы они гнутся много раз, и мало-ли, вдруг кукле в процессе жизни, захочется каждый день позы менять, я не изверг какой, и полностью свободолюбие своих кукол поддерживаю, и по мере возможностей поощряю. Пусть они и не игровые! (Тут на фото немножко прилепился мой любимчик, подружка моя Фисташка, но вы уж не обижайтесь, что она там — обычно она у меня на коленях — соавтор мой кукольный).

Время от времени примеряем голову и руки: на этом этапе ошибку в пропорциях можно не только увидеть, но и исправить, добавив кусок проволоки где нужно, или убрав лишнее.

Еще раз обращаю внимание на изгибы тела. Если вы не желаете получить куклу, которая похожа только на куклу , не забывайте о них. В этом случае лучше перегнуть, чем недоспать …простите, недогнуть.
Концы проволоки тщательно запрятатываются внутрь скелета с помощью пассатижей.
Если кукла предполагается тяжелая, с тяжелой головой, то лучше укрепить весь каркас проволокой повторно. Я этого не делаю — головы моих куклол очень легкие. В любом случае, уделите пристальное внимание ногам: они не должны гнуться и шататься — это сделает куклу неустойчивой.

Все, костный этап окончен, начинаем наращивать мышцы. Наращиваем с шеи. Синтепон (шерсть) отрываем полосами и мотаем, как бинтом.

Так мотаю до ног, ноги пока не трогаем — не удобно будет обшивать (ну, с Фисташкой вы уже знакомы).

Перед тем, как начать натягивать «кожу», скажу еще пару слов о мышцах: раньше я этого не делала, а сейчас я шерсть уваливаю на каркасе иглой для валяния. Это дает дополнительную плотность, убирает ненужную бугристость, дополнительно прорабатывает формы фигуры и очень успокаивает нервы 🙂

Теперь кожа. Кожа, между прочим, это самый большой орган человеческого организма. Кожа этой куклы состоит из капроновых белых плотных колготок.

Я никогда предварительно не делаю выкройку. Отрезаю кусок ткани, чтобы он был квадратный или прямоугольный, прикладываю его любым углом к шее и начинаю обшивать.

Шью до основания шеи.

Затем натягиваю на конец проволоки, торчащий из руки, ткань, обрезаю ножницами приблизительно необходимую ширину и пришиваю, натягивая как можно плотнее ткань-кожу на руку.

Вот, на второй руке понятнее получилось.

В процессе обшивки я стараюсь максимально натягивать ткань, это дает эффект гладкости и не будет видно целлюлита 🙂
В процессе подбавляйте синтепон там, где вам покажется, что он необходим. Мне, например, лопатки нравятся.

Ненужные хвосты на ткани я обрезаю в процессе работы, и все как-то само собой складывается.

Вот такую штуковину я получаю. Сейчас, еще в попу подсуну мякушка 🙂

Лишняя ткань для ног у нас пока болтается, а мы мотаем ноги. Стараемся соблюдать (если нужно, конечно) анатомические особенности. Кстати, уваляв предварительно набивку, это сделать гораздо легче.

Не обматывая второй ноги пока, обшиваю первую. При необходимости синтепон добавляю, куда надо, и не забывайте натягивать плотно ткань — это очень важно. Кроме того, что это уберет «целлюлит», придаст дополнительную жесткость конструкции.

Тоже самое действие производим и со второй ногой. Ткань я для удобства натягиваю на стопе булавкой.

Вот такое тельце получается в итоге.

Меряем голову-руки — вроде, все гармонично. Все, при желании его можно грунтовать.

Но мне-то нужно, чтоб кукла стояла. И я леплю ей башмачки из Дарви Рока (предварительно сшив чулочки), и отправляю сушить на ночь на батарею.

Выкроек для платья я тоже не делаю, прикладываю куски ткани к кукле, что не нужно — отрезаю, остальное — пришиваю.

Вуаля! Осталось только ручки приклеить, и можно начинать новую куклу 🙂

Всем-всем желаю любви и удачи в творчестве!

Каркасная кукла своими руками .

"1 этап
Создание небольшой куклы с волосами из пластического материала по стадиям примерно выглядит так:
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
- головы
- кистей рук
- остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
- лица
- остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали
Необязательно все делать вименно в этом порядке - на Ваше усмотрение.

2 этап
Делаем каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы, поэтому к этому пункту необходимо подойти очень ответственно! Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле. Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем…

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не совсем маленькая и обычные медные, алюминиевые проволочки не подойдут.

1 вариант - так называемая «вязальная» проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм - она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
- 2 вариант - медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем скелет куклы. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, потому что если проволочные ручки-ножки будут подвижны. материал который Вы нанесете сверху потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище:). Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу, а также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом).

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol).




Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной.

3 этап
Руки - делаем каркас: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны.
Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и «резиновость» пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.








Что получится в дальнейшем:

ПВА жидкий и если сразу его наносить он будет стекать уродливыми каплями. Нанесите, подождите пока он немного загустеет и снова размажьте.
После высыхания ПВА становится прозрачным. Куклу сверху всё равно приходится красить акрилом при той технологии, что у меня получается. Фарфоровый эффект получается из-за лака.
Красит поверх ПВА можно смеью ПВА и гуаши нужного цвета (оттенка).
Этап 4
Наращивание тельца - я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем «Момент», где нужна особая точность в формировании силуэта. Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.



5 этап - лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)
Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение.
Результат видно на фотографии.

Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу, поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:


Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо.
Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова.
Одежду я шью прямо на кукле, ни снять, ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.
Волосы я делаю из ниточек всяческих… попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных, и те, что для дредов тоже попробовала. Но из-за того что кукла декоративна – реальные волосы никак не ложатся - выглядят чужеродно.
А лак – немецкий фирмы Nerсhau (логотип у них со слоником разноцветным с щёточкой на хвосте), называется по русски шелковисто-матовый прозрачный акриловый лак (Klarlack seidenmatt), очень такой приятственный!
фисташковый хоть и сохнет быстро, но липкость у него ещё на месяц!!!


Смотрите другие мастер-классы в этом разделе.