Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Лексическая тема: "Домашние животные". Лексическая тема домашние животные

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Лексическая тема: "Домашние животные". Лексическая тема домашние животные

Людмила Кононенко
Домашнее задание по лексической теме: «Домашние животные»

1. Расширение словарного запаса детей :

Существительные :

А : животное , лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги, рога, шерсть, хвост.

Б : баран, овца, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросенок, поросята; дом, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа.

Прилагательные :

А : пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый.

Б : копытные, молочные, мясные, бодливые, травоядные, млекопитающие, домашние ,

нужные, полезные, добрые.

Глаголы :

А : мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять.

Б : ласкаться, кусаться, пастись, облизываться.

2. Игровое упражнение «Назови ласково» (ответы ребенка записать)

Козлёнок-

ягнёнок -

3. Игровое упражнение «У кого кто?» (ответы ребенка записать) А :

У коровы - теленок – теленочек –телятки;

У козы -. (козленок) -. (козленочек) -. (козлятки) ;

У свиньи -. (поросенок) -

У собаки -. (щенок) -

У лошади -. (жеребенок) -

У кошки -. (котенок) -

У овцы -. (ягненок) -

У кролика -. (крольчонок) -

4. Игровое упражнение «Кто где живет?» (ответы ребенка записать) А,Б :

Собака живет в Собаки живут в

Корова живет в Коровы живут в

Свинья живет в Свиньи живут в

Лошадь живет в Лошади живут в

Овца живет в Овцы живут в

Коза живет в Козы живут в

Слова для справок : свинарнике, коровнике, конуре, хлевах, хлеву, конюшне, сарае.

5. Пальчиковая гимнастика А,Б :

У верблюда есть горбатый верблюжонок, 1

У серой мышки - маленький мышонок, 2

У кошки - пушистые котята, 3 На каждое

У крольчихи - пуховые крольчата, 4 предложение

У собаки - шаловливые щенята, 5 загнуть по одному

У коровы - ласковый теленок, 6 пальцу на правой и

У свиньи - веселый поросенок, 7 левой руке.

У лошади - есть жеребенок, 8

У козы - смешной козленок, 9

У овцы - кудрявые ягнята, 10

А у мамы копытные ребята. 11

6. Игровое упражнение «Сосчитай до пяти» (ответы ребенка записать) :

Один кот Два кота Три кота Четыре кота Пять котов

Одна кошка

Одна собака

Одна лошадь

Одна овца

7. Игровое упражнение «Говори - не торопись, но смотри не ошибись?» (ответы ребенка записать) Б :

Чей нос - у собаки (собачий)

Чья голова - у кошки (кошачья)

Чей нос - у кошки

Чьи глаза - у коровы

Чья голова - у коровы

Чей хвост - у лошади

Чьи глаза -у лошади

Чей хвост - у собаки

Чей нос - у овцы

Чья голова - у козы

Чьи глаза - у козла

Чей хвост - у козла

8. Игровое упражнение «Скажи наоборот» (ответы ребенка записать) Б :

Собака белая, а щенок черный.

Корова большая, а теленок

Хвост у коровы длинный, а у свиньи

Шерсть у теленка гладкая, а у овцы

Бык трудолюбивый, а осел

Капка чистая, а свинья

Лошадь высокая, а коза

Слова для справок : маленький, короткий, пушистый, грязная, низкая, ленивый.

9. Самомассаж пальцев рук (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводин на счет)

Раз - живет в квартире кошка. указательный

Два - собака у двери средний

Три - теленок и корова безымянный левая рука

Четыре - свинка и быки мизинец

Пять -ягнята и овца мизинец

Шесть- козлята и кота. безымянный

Семь -баран и жеребенок средний правая рука

Восемь – рыженький котенок. указательный

Девять -боров гоже есть. большой палец левой руки

Десять- всех не перечесть большой палец правой руки

(И. П. Лукебанова)

10. Игровое упражнение «Ещё» (ответы ребенка записать) :

Корова большая, а бык еще больше.

Баран упрямый, а осел еще

Кошка красивая, а котенок еще

Щенок злой, а собака еще

Ягнята быстрые, а козлята еще

11. Игровое упражнение «Перед кем? Перед чем?» (ответы ребенка записать) :

Перед лошадью стоит жеребенок.

Перед коровами поставили

Перед поросятами положили

Перед сараем стоит

Перед конюшней стоит

Слова для справок : корыто, лестница, телега, солому.

12. Развитие связной речи. Пересказ «Козлята»

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах, носит им в корзине зеленую травку, арбузные корки, кукурузные листья. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

Вопросы :

1. Кто был у козы?

2. Где была коза с козлятами?

3. Какие были козлята?

4. Что они делали?

5. Кто заботился о них?

6. Что она им носила?

Публикации по теме:

«Дикие животные тайги осенью». Педагогический проект по лексической теме «Как дикие животные готовятся к зиме» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития – детский сад «Теремок» с. Александровское. Проект по окружающему.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные» для детей 5–6 лет с ОНР Дом. задание по лексической теме «Домашнии животные» для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. 1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз.

Домашнее задание по лексической теме «В гостях у сказки» для детей 6–7 лет с ОНР Домашнее задание по лексической теме "В гостях у сказки " для детей 6- 7 лет с общим недоразвитием речи. 1. Улыбка – губы удерживаются в.

Для закрепления материала пройденного в детском саду по теме недели в нашем детском саду принято печатать домашнее задание для родителей.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» Домашнее задание в подготовительной группе по лексической теме «Дружба. День народного единства» 1. ОРГ (Артикул. гимнастика по 5-7мин.

Домашнее задание в старшей группе по лексической теме «Урожай» (Овощи) Тема «Овощи». Задание 1. Выполнить комплекс А. Задание 2. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз): Понюхай огурцы - легко вдохни запах.

Конспект занятия по лексической теме «Домашние животные» Подготовительная группа. Цель: o Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме; o Активизировать словарь по теме (названия,.

НОД по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» Коррекционно-образовательные задачи: закреплять представления о домашних животных и их детенышах; расширять словарь

Татьяна Клюева
Домашнее задание для родителей средней группы по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ »

диких животных . Ребёнок должен усвоить : названия животных и их детенышей , их внешний вид, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются.

слова : дикие животные , хищники, травоядные, белка, еж, волк, медведь, лось, барсук, мышь, крот; берлога, логово, норка, дупло; шкура и т. д.

Расскажите ребенку о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т. д.)

Поиграйте с детьми в игры :

«Какие?»

(подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ »)

Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.

«Подбирай, называй, запоминай»

(подбери и назови как можно больше слов – признаков, слов – действий) :

Медведь (какой) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Заяц (какой) - …

Лиса (какая) - …

Медведь (что делает) – переваливается, ревет, спит …

Лиса (что делает) - …

Заяц (что делает) - …

«Кто с кем?»

Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных . Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)

«Сосчитай»

(согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :

Одна лиса, две лисы, пять лис.

(белка, еж, волк, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)

«Кто кем был?»

(закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)

Медведь был. (медвежонком) .

(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот,

бобер, кабан, заяц)

«Чья семья?»

(усвоение притяжательных прилагательных) :

Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок -.

Лис, лисица и лисенок -.

Медведица, медведь и медвежонок -.

Лось, лосиха и лосенок -.

Кабан, кабаниха и кабаненок -.

Бобер, бобриха и бобренок -.

Еж, ежиха и ежонок -.

«Чей детеныш?»

:

Лисенок - это лисий детеныш

Волчонок -. Лосенок -.

Бельчонок. Барсучонок -.

Зайчонок. Бобренок -.

Мышонок. Медвежонок -. Ежонок.

Предложите детям составить рассказ –

описание о диких животных по схеме :

Части тела

Чем покрыто тело?

Где живёт

Чем питается

Как проводит зиму?

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ »

Поговорите со своим ребёнком о домашних животных . Ребёнок должен усвоить : названия домашних животных

и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным .

Ребёнок должен уметь использовать в своей речи слова : домашние животные , бык, корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы и т. д.

Поиграйте с детьми :

«Кто чем питается?»

Лошадь питается овсом, травой.

(кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел)

«Кто кем будет?»

(закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж)

Щенок будет. (собакой)

(козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

«Договори и повтори»

Котенок лакает, а котята. (лакаЮТ)

Теленок мычит, а телята.

Щенок бежит, а щенки.

Козленок скачет, а козлята.

Поросенок хрюкает, а поросята.

Жеребенок прыгает, а жеребята.

Ягненок жует, а ягнята.

«Кто хозяин?»

(употребление притяжательных прилагательных) :

Морда у ЛОШАДИ чья? - лошадиная (хвост, грива, ноги, зубы, шкура)

КОРОВА (рога, морда, хвост, копыта, язык)

СОБАКА (шерсть, нос, хвост, лапы, лай, ошейник)

КОШКА (морда, когти, повадки, хвост, глаз, шерсть)

«Сосчитай»

(согласование числительных с

существительными в роде, числе и падеже):

Одна корова, две коровы, пять коров,

(кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел, козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

«Назови всю семью»

мама папа детёныш детёныши

овца баран ягнёнок ягнята

лошадь … … …

корова … … …

свинья … … …

коза … … …

собака … … …

кошка … … …

«Чей, чья, чьи?»

хвост, нос голова уши

у коровы коровий коровья коровьи

у собаки … … …

у кошки … … …

у козы … … …

у барана … … …

Загадайте друг другу загадки-описания

Прыгает, грызёт, прячется. Кто это?

Бодается, жуёт, блеет.

Крадётся, царапается, мурлычет.

Пасётся, жуёт, мычит.

Грызёт, охраняет, лает.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ »

Поговорите со своим ребёнком о домашних птицах . Дети должны усвоить, названия домашних птиц и их птенцов , из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку; любовь человека к домашним птицам и животным .

Ребёнок должен уметь использовать в своей речи слова : домашние птицы , птицеферма , птицефабрика , птичница, цесарка, курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, индюк, индюшка, птенец, клюв, туловище, гребень, перо, лапы, перепонки, когти; гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает.

Поиграйте с детьми :

«Кто чем питается?»

Утка питается водорослями, травой, червяками

(петух, курица, гусь, индюк)

«Кто кем будет?»

(закрепление названий птенцов + логическое мышление + творительный падеж)

Гусенок будет. (гусем или гусыней) .

(утенок, индюшонок, цыпленок)

«Договори и повтори»

(употребление глаголов в единственном и множественном числе) :

Гусь гогочЕТ, а гуси. гогочУТ

Курица кудахчЕТ, а куры. кудахчУТ

Индюк болбочЕТ, а индюки … болбочУТ.

Петух кукарекаЕТ, а петухи … кукарекаЮТ.

Утка крякаЕТ, а утки … крякаЮТ.

«Кто хозяин?»

(употребление притяжательных прилагательных) :

Гребешок у ПЕТУХА чей? – петушиный

(хвост, перья, крыло, бородка, характер)

Мясо у КУРИЦЫ чьё? – куриное

Лапы у УТКИ чьи? -утиные

(клюв, перо, лапа)

Клюв у ГУСЯ чей? -гусиный

(мясо, кожа, пух, перья)

Перо у ИНДЮКА чьё? - индюшиное

«Сосчитай»

(согласование числительных с существительными в роде, числе и надеже) :

Одна утка, две утки, пять уток.

(гусь, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок)

Попросите ребёнка составить рассказ о любой домашней птице

Части тела

Чем покрыто тело

Где живёт

Польза человеку

Загадайте детям загадки

Загадывайте загадки.

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

Катится бочка, нет в ней не сучочка. (Яйцо)


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Сказка» г. Углича Ярославской области
Задания учителя – логопеда для воспитателей
по лексической теме «Домашние животные»
(старшая группа)
Подготовила: учитель-логопед
Панафидина Наталья Леонидовна
Углич
2016 год
Лексическая тема «Домашние животные»
Уточнить (выучить) названия домашних животных и их детенышей.
Рассказать, почему эти животные называются домашними. Какую пользу они приносят человеку? Как человек о них заботится? Где живут домашние животные?
Расширение словаря по лексической теме.
Предметный словарь: животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, кролик, крольчиха, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, усы, когти, рога, хвост, морда, борода, пятачок, шерсть, щетина, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, телятница, конюх, конюшня, сарай, хлев, конура (будка), ферма, хозяин, хозяйка, ветеринар, польза, луг, двор.Глагольный словарь: жить, приносить, ухаживать, мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, кусать, грызть, жевать, лакать, пить, заботиться, кормить, поить, доить, сторожить, охранять, перевозить, ловить, скакать, лечить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать и т.д.Словарь признаков: домашний, пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, бодливые и т.д.Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло.
Рассмотреть на картинках домашних животных. Назвать и выучить с детьми названия частей тела животных.
Дидактические игры:
- «Узнай и назови животных». (Активизация номинативного словаря.)
- «Кто у кого? (Активизация номинативного словаря. Например: У кошки – котенок, у собаки – щенок и т.д.)- «У кого какой дом?»/ «Кто где живет?»
- «Один – много» (Упражнение в образовании существительных в форме мн. ч. Кошка – кошки, корова – коровы…)- «Части и целое». (Активизация предметного словаря)
- «Назови ласково». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
- «Семья животных» (Активизация словаря. Например: Кот-кошка-котенок.)- «Какой? Какая?» (Подбор прилагательных к существительным; согласование прилагательных с существительными в роде. Кошка пушистая, упрямый бык и т.д.)- «Чей, чья, чье, чьи?» (Образовывать притяжательные прилагательные: морда(чья?) кошачья, лошадиная и т.д. Хвост чей? Копыта чьи? Ухо чье?)- «Сосчитай животных со словами 1-5» (Согласование числительных с существительными).
- «Кто как голос подает?» (Активизация глагольного словаря: кошка - мяукает, собака - лает, корова, бык - мычит, конь, лошадь - ржёт, овца - блеет, свинья - …)- «Кто что делает?» (Кошка ласкается, царапается, собака кусается, лошадь скачет и т.д.)
6. Слоговой анализ слов – названий домашних животных: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь. Нахождение самого «короткого» и «длинного» слова.
7.Составление и отгадывание описательных загадок о домашних животных.
8. Составление простых и сложных предложений по теме.
Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на картинно-графический план.
1. Кто это (как называется животное)? 2. Какое оно по размеру? 3. Части тела и цвет. 4. Как подает голос? 5. Чем питается? 6. Как называются детёныши? 7. Дикое или домашнее? 8. Как называется его жилище? 9. Какую пользу приносит человеку?
Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА».
Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят корову.)
Хоть капельку - на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков.)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят».)
Молоко коровье.
Н. В. НищеваПодвижная игра на координацию речи с движением «Мы купили кошке…»
Мы купили кошке (Руки вытянуть вперед ладонями вверх.)
К празднику сапожки. (Поставить ногу на пятку и повертеть носочком.)
Причесали ей усы, (От щек развести руки в стороны.)
Сшили новые трусы. (Имитируют шитье иголкой.)
Только как их надевать? (Пожать плечами, развести руки в стороны.)
Хвостик некуда девать! (За спиной показать рукой хвостик.)
Чтение художественной литературы: К. Паустовский «Кот-ворюга».
В. Сутеев «Капризная кошка». С. Маршак « Сказка о глупом мышонке».
Штриховки, обводки, работа с трафаретами по лексической теме «Домашние животные»


Приложенные файлы

Существительные:

кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята,

крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

Глаголы:

мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, играть, пасти, плавать,

кормиться, визжать, доить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, подковать, объездить.

Прилагательные:

пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, упрямый, копытные, молочные, бодливый, ловкий, неуклюжий,

шустрый , игривый , заботливый .

Пальчиковая гимнастика

ПОЧЕМУ НЕ СПЯТ КОТЯТА?

Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Почему они не спят?

Почему буфет открыли, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

Сначала на правой, а затем на левой руке)

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку. (Пальцами изображают коготки - «ловят мышку».)

В. Степанов

Пальчиковая гимнастика

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГУЛКА

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,

Да три собачонки без тёплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

Но скоро ударил раскатистый гром

И все по домам побежали бегом.

С. Маршак

(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

одновременно на каждое название животного.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением «Пыльная песенка»

Цели: координация речи с движением. Развитие творческого воображения .

По полю дорожка кружит.

По дорожке лошадка бежит.

За лошадкой тележка звенит,

А в тележке собачка лежит.

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки: гав- гав.

А за ними дорожка пылится.

А за ними пылища клубится.

И несётся за ними песок

Через поле и наискосок.

И дорожка исчезла в пыли.

И лошадка пропала в пыли,

И тележки с собачкой не видно,

Только слышно, как где-то вдали...

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки... не лает,

Потому что собачка чихает: - АПЧХИ!

А . Усачёв

(Делают « моталочку » перед грудью.)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Укладывают ладони под щёку.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Делают хватательные движения ладонями.)

(Приседают и медленно поднимаются, делая вращательные движения руками.)

(Делают «моталочку».)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Прикладываютруки к уху.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Удивляются , пожимают плечами .)

(« Чихают ».)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

КОШКИ-МЫШКИ

Сказала Кошка Мышке:

Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой

До смерти дорожить.

Боюсь, - сказала Мышка, -

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка!

Ну что ж! - сказала Кошка. -

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У мышек не отнять!

С. Михалков

Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:

Кошка живет в конуре. - Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. - Лошадь живет в конюшне.

Игра «У кого пропал детеныш?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну

картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».

Игра « Что забыл раскрасить художник ?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных); развивать зрительное

внимание и наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены домашние животные, и

спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не

раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?

Например:

У коровы не раскрашены коровьи рога. У кошки не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели : развивать зрительное внимание .

Игра « Кто лишний ?»

Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди

животных лишнее и объясняет свой выбор.

Например:

Лиса лишняя, т.к. она - дикое животное, все остальные - домашние.

Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать

количество слогов в названии лишнего животного на картинке.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Игра «Праздник у животных»

Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей - изображения этих

домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

Например:

У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

Игра «Расставь по загонам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного слога, во второй загон - из двух слогов, в третий - из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и

ставят рисунки в соответствующие «загоны».

Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь.

Игра «Отгадай слово»

выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово

задумано по первому и последнему звуку . Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается

результат.

Например: Первый звук [с], последний - [а] (собака).

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в

слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают

название животного по схеме.

О____А - кошка

О _ А _ - лошадь

Ы - бык

А _ А _ - баран

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОТЁНОК

Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста...

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

В. Лунин

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Пёсик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой тёплой спинкой

Жмётся ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам !

М . Стрёмин

Игра « Кто самый нужный ?»

Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по лексической теме «Домашние животные».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку.

Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

Я - самая нужная, - мычала корова, - потому что...

Нет я, - блеяла овца, - я...

А я, - визжала свинья, - ...

Вы про меня забыли! - заржал конь. - Без меня человек не сможет...

Спорь, не спорь, - вставила собака. - Я всё же нужнее...

А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)

С . Чешева

Текст для пересказа

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе

ухаживали за собакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин.

Спор всегда кончался ссорой.

Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его

на землю. Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и

бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.

Моя, - сказал Коля.

Ваня промолчал.

По В. Осеевой

Вопросы:

Как звали собаку? Какая она была?

Где Коля и Ваня подобрали Жука?

Что с ним случилось?

Чего хотелось каждому из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Что сделал Ваня? А Коля?

Кто прибежал на шум?

О чём спросил лесник?

Что ответил Коля?

Почему Ваня промолчал?

Текст для пересказа с дополнительным заданием

КРОЛИК

Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и

быстро-быстро грызет морковку.

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Вопросы:

Кого купил папа?

Как выглядит кролик?

Что делает кролик?

Задание: Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном числе .

Напомните ребенку, что мы называем домашними, тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рассмотрите картинки домашних животных и их детенышей. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Обогащаем и активизируем словарный запас детей существительными: овца, баран, ягнёнок, ягнята, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, поросенок, поросята, свинья, кабан, коза, козел, козлята, козленок, пес, собака, щенок, щенята, кот, котенок, котята, кошка, свинарник, коровник, конюшня, будка, конура; туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы; пастух, доярка, свинарка, телятница, стадо, табун, отара, конюх; глаголами: бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить ловить, мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, блеять, щипать (травку), рычит, мурлычет, грызет, жует, бодает, лакает, ухаживает, кормит; прилагательными: полезные, домашние, пушистые, преданный, ласковая, рогатая, игривый, мягкий, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, заботливый, кошачий, собачий, коровий, козий, лошадиный, полезный, гладкий, рогатый, свирепый, злобный, упрямый; наречиями: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

Игры и упражнения

Игра «Один – много» с существительными по теме:

Конь - кони Ягнёнок – ягнята

«Назови ласково"

Кошка - кошечка

Лошадь - ... Корова - ... и т. д.

«Назови детёныша ласково»

котёнок – котёночек

щенок – … поросёнок – …

козлёнок – … телёнок – …

Игра «У кого кто?». У козы - козленок и т.д.

Упражнение «Назови всю семейку».

Например: мама – собака, папа – пёс, детёныш - щенок, детёныши – щенята.

«Чей, чья, чьи?» хвост, нос, голова, уши

Например: у коровы хвост коровий, голова коровья, уши коровьи.

«Кто кем был?»

Например: Собака была щенком.

«Назови детёныша ласково»

котёнок – котёночек

щенок – … поросёнок – …

козлёнок – … телёнок – …

Игра «Кто где живет?»

Например: Корова живёт в коровнике.

"Посчитай" (детям от 4 лет)

1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 кот, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т. д.

Упражнение «Сосчитай до семи» (детям 6-8 лет)

Игривый щенок Пушистая кошка

Рогатая коза Преданный пес

Игра «Отгадай по описанию» - Вы даёте описание животного, а ребенок должен отгадать, кого вы описывали.

Корова - "му-у" - мычит. Кошка - "мяу" - мяукает. И т. д.

«Какое животное так разговаривает?» (детям 6-8 лет)

лает - …, ржёт - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает - …, мурлыкает - …

Учить подбирать прилагательные к существительным.

Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая.

Собака - ... Свинья - ...

Корова - ... Овца - ...

Упражнение "Кто и что делает?"

Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.

Собака - сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.

Лошадь - ...

«Кто (что) лишний и почему?»

Конь, баран, копыто, бык.

Овца, коза, корова, лось.

Беседа о том, что мы получаем от домашних животных – шерсть, молоко, мясо…

Упражнение на развитие мелкой моторики (детям от 3 лет)

Коготочки

У кошечкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко "мяу".

Выполните пальчиковую гимнастику. Выучите с ребёнком стихотворение о домашних животных.

Веселая встреча (детям 4 лет)

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

В деревне (детям 5-8 лет)

Я в деревне отдыхаю,

Вам животных называю: Хлопки попеременно ладошками и кулачками.

Кролик, лошадь и коза, На каждое название животного загибать пальчик.

Кот, корова и свинья,

А еще баран с овцой,

Да верный пёс – помощник мой.

Стихотворения для автоматизации поставленных звуков

Кот Васька (С, Л)

Ваську выгнали метлою.

Васька – кот мышей не ловит.

Ваське хулигану

Подавай сметану!

Он вчера не для красы

Ею вымазал усы.

Вот за это и досталось

Разбойнику…

Большие уши (Л)

На лужайке ослик пел,

Но сказала муха:

Ой, как всем ты надоел!

У тебя нет слуха.

Ослик крикнул ей в ответ:

Ты молчи да слушай!

Как же это слуха нет?

Вон какие уши!

В. Попов

*** (Р,РЬ )

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

В. Орлов

Глупая лошадь (Ш, Л, Р)

Лошадь купила четыре галоши –

Пару хороших и пару поплоше.

Если денек выдавался погожий,

Лошадь гуляет в галошах хороших.

Стоит просыпаться первой пороше –

Лошадь выходит в галошах поплоше.

Если же лужи по улице сплошь,

Лошадь гуляет совсем без галош.

Что же ты, лошадь, жалеешь галоши?

Разве здоровье тебе не дороже?

В.Левин

Киска (С, Л)

Угости, Танюша, киску –

Разверни и дай ириску.

Чтоб ей было веселей,

Сливок в блюдечко налей!

Таня сливок налила,

Таня киску позвала.

Киска носик обмакнула:

Мяу - мур, благодарю,

Я вам мышку подарю!

Н. Городецкая

Корова (Р, Л)

Идет, идет корова –

Длинные рога.

Где была, корова?

Ходила на луга.

Подошла корова

К дому своему,

Стала, замычала:

«Му! Му! Му!»

Н. Френкель

Кот и мышонок (Ш)

Эй, мышонок-быстроножка,

Потолкуй со мной немножко! –

А мышонок на бегу

Отвечает:

Не могу!

Ты не можешь? Отчего ж?

Вот подумай – и поймешь!

Н. Дабижа

Мурка (Ш, Р, Л)

Заболела, видно, кошка, -

Говорит малыш Сережка. –

Целый день с утра лежит

И хвостом не шевелит.

Нет! – руками машет Шурка. –

Отдыхает наша Мурка,

Потому что по ночам

Не дает шалить мышам.

В. Кудлачев

Обыкновенная история (Л, Р)

Гулял по улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель и солнцепек,

И под дождем гулял и мок,

И если даже шел снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и в сырость,

В. Левин

Подарок (Л, Р)

В Новый год под яркой елкой

Я нашла подарок свой.

В старой обувной коробке

Спал котенок золотой.

Носик кнопкой, хвостик кистью,

Лапки в белых башмачках,

А усищи-то, усищи!

И полоски на боках.

Заберу его в кроватку.

Тихо песенку спою,

Чтобы спал он сладко-сладко,

Сказку на ночь расскажу!

С. Суворова

Пес (С, Л)

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не скули, - сказал я псу, -

Прогони скорей осу.

Л. Клюшев

Сирота (Л)

Кот украл на кухне сало,

На крыльцо с добычей сел

И решил, подумав: - Мало,

Я б ещё чего-то съел.

Влез он в погреб, тише мыши,

Сливки съел и холодец,

И над ухом вдруг услышал:

Ну, попался, наконец?!

Хворостину кот увидел,

Стало боязно коту,

Закричал он: - Помогите!

Обижают сироту!!!

В. Шуржик

*** (Щ)

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пес

Настоящий!