Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Половозрастная идентификация. Кира Белорусец: Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания (комплект) Белопольская методика идентификации взрослых и подростков

Половозрастная идентификация. Кира Белорусец: Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания (комплект) Белопольская методика идентификации взрослых и подростков

МЕТОД БЕСЕДЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.

(Н.Л. Белопольская. Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания/ Школьный психолог. – 1999. – С. 8-9.)

Цель исследования: изучение процесса идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подготовка исследования. Подготовить два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (см. прил. №1). Каждый набор карточек (мужской и женский варианты) состоит из шести карточек. Облик изображенного на них персонажа соответствует определенной фазе жизни: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Выучить вопросы к беседе.

Методика может применяться для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием.

Проведение исследования. Исследование проводится в два этапа .

Первый этап – на столе в случайном порядке раскладываются все двенадцать картинок (оба набора). Ребенку предлагают показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент:

1.«Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой ты сейчас?»

Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: «Такой?». Однако в случае «подсказки» не следует показывать на те картинки, которые соответствуют образу ребенка в момент исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Это отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это так же фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, заявляя, например: «Меня здесь нет», эксперимент продолжать не целесообразно, так как у ребенка не сформирована даже идентификация с образом настоящего.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция:

2. «Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?»

Выбор фиксируется в протоколе. Вторую выбранную карточку кладут перед первой, что бы получилось начало возрастной последовательности.

3. «Покажи, каким ты будешь потом?»

Если ребенок справляется с выборами, ему предлагают определить и последующие возрастные образы:

4. «А каким ты будешь после этого?».

5. «А потом?»

6. «А потом?»

Все карточки раскладывает сам ребенок в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен самостоятельно. Вся последовательность отображается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для себя, то его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола:

7. «Разложи, пожалуйста, точно так же эти карточки».

Второй этап – на столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок.

Та, которую ребенок составил сам, лежит непосредственно перед ним, а вторая немного подальше.

Если составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), то она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении, в поле зрения ребенка.

Ребенка просят показать, какой образ кажется ему самым привлекательным:

1. «Еще раз внимательно посмотри на рисунки и покажи, каким бы ты хотел быть».

После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать 2-3 вопроса и выяснить:

2. «Почему этот образ показался тебе привлекательным?».

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным образом:

3. «А теперь покажи на картинках, каким бы ты не хотел быть».

Если выбор ребенка не очень понятен, можно задать уточняющие вопросы.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Обработка данных. Для регистрации выполнения методики рекомендуется использовать бланк протокола. См. таблицу №1.

Таблица №1. Бланк протокола.

Бланк протокола
Половозрастная идентификация Дата обследования «____» _________________ 20___ г. Ф.И.О. ребенка Возраст__________________ лет Пол_____________________ Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с) школьник класс
  1. Построение последовательности
1-й выбор (идентификация) 2-й выбор (кем был раньше) 3-й и последующие выборы (кем будешь потом) Итоговая последовательность:

Объяснения ребенка:

Комментарий:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предпочтения

Привлекательный образ Не привлекательный образ

Объяснения ребенка:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации (Приложение 1). Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы. Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации

Уровень самосознания и половозрастной идентификации

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей.

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

Идентификация по трем картинкам

Идентификация по четырем картинкам

Идентификация по пяти картинкам

Идентификация по шести картинам

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что

20% детей из экспериментальной группы (дети с ЗПР) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции;

20% из контрольной группы и 46,7% из экспериментальной группы способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола;

66,7% из контрольной группы и 33,3% из экспериментальной группы могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама". Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость";

Рис. Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации в контрольной и экспериментальной группе дошкольников.

13,3% детей из контрольной группы способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.

Из диаграммы видно, что дети из контрольной группы могут правильно построить последовательность идентификации по пяти картинкам. Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого, но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". Дети с ЗПР способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. Дети не умеют построить возрастную последовательность. Не соотносят себя с будущими образами школьника, мужчины и тем более старости.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

(Н.Л. Белопольская)

Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте

Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или «образ Я». В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я»-идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1–1,5 года дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровождается, тем не менее, «субъективным чувством непрерывной самотождественности» (Erikson, 1968).

Идентичность – это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация – процесс его формирования. Обстоятельства, жизненный опыт, цели и результаты деятельности в той или иной степени формируют эго-идентичность человека. Э. Эриксон, один из основоположников так называемой эго-психологии, выделял три формы идентичности:

1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий, которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социо-экономическому слою. Эти факторы, противостоять которым очень трудно, определяют существенные компоненты идентичности.

2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивости к фрустрации и ответственности.



3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли «лидера» и «подчиненного», «ученика» и «учителя», «отличника» и «отстающего».

Следует заметить, однако, что воздействие отдельных факторов, совершение определенных поступков и принятие социальных ролей не обуславливают напрямую изменение образа Я; тем не менее, результаты влияния обстоятельств жизни и социальной активности человека, а также целенаправленное самосовершенствование в направлении «идеального Я» не могут не сказаться на осознании собственной личности.

Хотя идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, большинство исследований в этой области фокусируются на подростковом и юношеском возрастах, известных своими острыми кризисными периодами самоосознания и самоутверждения. Существует также значительная литература, посвященная зарождению идентичности в раннем детском возрасте. Меньше внимания уделяется процессам формирования осознанной идентичности, т.е. появлению сознательных представлений о постоянстве и непрерывности личности. Общепризнанно, что основу детской идентичности составляют ее внешне обусловленные компоненты, прежде всего пол и возраст ребенка. Давая свой автопортрет, описывая свои положительные и отрицательные черты, интересы и круг общения, дети (и не только дети), как правило, начинают с фиксации своего возраста. Половая принадлежность часто просто подразумевается и входит в описание привычныx половых ролей.



Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих cверсников, различать мужчин и женщин. К 3–4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик – должен терпеть», «ты девочка – должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Это относится как к их сегодняшним половым ролям (дошкольник, школьник, «маленький мальчик», старший брат, «помощник», заводила в компании и т.д.), так и к ролям других младших и старших детей и взрослых.

В раннем возрасте родители и окружающие ребенка люди интересуются его возрастом больше, чем он сам. Хотя в этом возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, осознавать свой возраст они начинают только к 3–4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Именно в этом возрасте ребенок начинает интересоваться своим прошлым и относится к себе-маленькому с нежностью, пониманием и снисходительностью. Припоминая отдельные события он начинает соотносить их со своим прошлым – появляются фразы типа «когда я был маленьким» и т.д. В своем общении с детьми взрослые постоянно используют возрастную меру для характеристики личности ребенка. Это выражается в замечаниях типа: «Ты уже большой», «Ты старше (младше)», «Тебе скоро в старшую группу (в школу)». Достаточно рано и сами дети начинают сравнивать себя с другими по возрасту.

В старшем дошкольном возрасте детей начинают готовить к поступлению в школу и они « примеряют» на себя новую социальную роль ученика. Так для них открывается «положительная» временная перспектива их жизненного пути (в отличие от «отрицательной» – в прошлом). Для детей с выраженной познавательной потребностью и активностью новая роль кажется интересной и социально значимой. В их представлении она больше соответствует их возрасту и вызывает уважение окружающих. Некоторых детей может пугать поступление в школу, но опираясь на свой опыт общения, они начинают понимать социальную значимость положения ученика. Этот возрастной период характеризуется и началом осознания возрастной идентичности других людей.

С удивлением дети узнают, что их родители и даже пожилые люди, бабушки и дедушки, когда-то были маленькими. Начинает приходить осознание того, что когда-то и им предстоит повзрослеть, что они будут учиться, затем трудиться, станут мамой или папой, постареют... Хорошо известно, как остро дети в возрасте 6–8 лет переживают результат додумывания этой мысли до конца.

Таким образом, у детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей. Этот вывод подтверждают и проведенные нами специальные исследования (Белопольская, 1992). Следовательно, можно заключить, что исследование половозрастной идентификации может дать важный материал об уровне психического развития конкретного ребенка.

Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, мало пригодны для этих целей. Вместе с тем, не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста.

Этот пробел в определенной степени восполняет разработанная нами методика изучения процесса идентификации пола и возраста, использующая процедуру предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала. Ниже дано описание используемого стимульного материала, инструкция по проведению обследования, схема анализа и полученные нормативные данные.

Методика предназначена для детей 4-12 лет, неограниченного времени проведения и области применения в диагностике умственной отсталости, степени задержки психического развития, в коррекционной работе и консультировании. Методика позволяет исследовать степень сформированности половой и возрастной идентичности, скорректировать понимание социальной позиции и способствовать развитию самосознания ребенка. Оригинальность методики состоит в использовании стимульного материала, охватывающего все возрастные категории (от младенчества до старости), что позволяет наиболее эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу. В руководстве приведены обобщенные данные о закономерностях формирования половозрастной идентификации в норме и патологии и примеры анализа результатов выполнения методики. В комплект входит руководство к методике (автор - Белопольская Н.Л.) и стимульный материал (12 карточек).
4-е издание, исправленное и дополненное.