Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Виды кружева и их особенности. Виды гипюра и его применение. Основные отличия елецкого кружева

Виды кружева и их особенности. Виды гипюра и его применение. Основные отличия елецкого кружева

Нет явления более уникального, чем русские кружева. В дореволюционное время в России насчитывалось семнадцать районов, где плелись кружева. Впоследствии в некоторых из них возникли промыслы, а в других кружева плели только для собственных нужд. В современной России осталось очень мало кружевных промыслов. Ранее (в советские времена), самыми крупными промыслами обладали Вологда, Советск (Кировская область), Елец.

Понятие "русское кружево" было введено в историю мировой культуры русскими мастерицами, неимоверно талантливыми и самобытными, перенявшими на Западе это искусство.

Воспринятое в XVII веке в Западной Европе, русское кружевоплетение не только сберегало и следовало лучшим традициям мастеровых европейских государств, но и превратилось в подлинно национальное художественное явление. Самостоятельность русского кружевоплетения содержит богатый колорит, разнообразие технических приемов и, самое главное, изобразительный характер орнамента, который характерен для всего русского народного искусства./Из книги Фалеевой В.А. "Русское плетеное кружево"/.

Несмотря на общие черты в русском кружеве, в различных местностях его производство имеет характерные особенности. Кружевоплетение было широко распространенно в России и заняло полагающее ему место в общенациональном декоративном искусстве, но единая основа русского народного орнамента (композиции, мотивы узоров) в различных местностях трактовалась по своему, в соответствии со вкусами и пристрастиями мастериц, местной моды. Благодаря такому индивидуальному подходу вещи в разных местностях создавались оригинальные, самобытные. Необходимо учитывать, что большинство мастериц работали непосредственно на себя, на свои семьи, создавали предметы домашнего обихода и одежду. Кроме того, отсутствовала информация с других мест и обмен опытом между ними, поэтому в каждой местности сложились свои традиции в имеющихся узорах и способах их передачи, в результате чего сохранились своеобразные отдельные типы русских плетеных кружев.

Тверская губерния

Кружево гор. Калязина

Город Калязин был образован в начале ХIХ века из трёх ремесленных слобод и назывался городом кружев и крахмала. Здесь сложились самые ранние кружевные промыслы в России в конце XVIII века, кружево плелось на продажу. Мастерицы создавали группы с исполнением только определенных типов кружев. "Фантажное (или многопарное) кружево предназначалось для украшения модных головных уборов". В большом количестве выплетали тюлевое кружево, в котором присутствовали характерные обобщенные мотивы. К середине XIX века было создано сцепное кружево, не мерное, а выплетаемое целенаправленно для декоративных полотенец и простыней.

Кружево Торжка

Кружева здесь так же появились рано, и с самого начала использовалась сцепная техника. Затем, уже в первой половине XIX века появилось оригинальное многопарное кружево. В нём изобразительные мотивы подчёркивали самые архаичные сюжеты двустороннего шитья, которое было довольно широко распространено в Тверской губернии и сохранялось долгое время. Особенность этого типа кружева заключается в активном использовании скани (толстая нить обрисовывает силуэты фигур). Для продажи производили сцепное льняное кружево с растительным узором, имеющее крупные зубцы для штор и простыней, с характерными крупными орнаментальными формами.

Орловская губерния

Точно не доказано, где производилось тонкое многопарное кружево - либо в городах (Орле, Ельце, Мценске), либо в помещичьих мастерских. Затем его перестали плести, т.к. стали заниматься сцепным вологодским кружевом. Благодаря тонкости и рельефной скани обводом, обилию сквозных элементов и мелким ячейкам фонов, елецкое многопарное кружево по своей изысканности стало редким для России.

Елецкое кружево

Эти кружева являются более тонкими и легкими, чем вологодские. Используется полотнянка, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходящая в сетку. Решетка елецкого кружева может быть и разреженная и очень плотная. Скань всегда выполняют из трёх ниток, из которых плетут основное кружево и проходит она по краям полотнянки и сетки. Кроме того, в Ельце часто для изготовления штучных плечевых изделий (блуз, жилетов) используют мерное многопарное кружево.

Мценское кружево

По общим характеристикам оно близко к елецкому, но является более архаичным. В нем долгое время сочеталось численное плетение и набор излюбленных мотивов, применялось также сцепное плетенье с использованием узкой полотнянки и традиционных народных узоров с густыми фонами. С 1860 года стало преобладать парное мерное кружево, с геометрическими рисунками. Для большинства узоров необходимо было всего 20 пар коклюшек, но в некоторых - больше 100. В конце XIX века в Мценске стали заниматься общераспространенными клюнями, гипюрами и другими модными типами кружев.

Рязанская губерния

Михайловское кружево

Это кружево является льняным, многопарным, украшенным разноцветным мулине. Преобладает мерное кружево с характерными веерообразными формами кружевных мотивов, фестонами и зубцами, т.н. бубенцами, мысами и городками.

Скопинское кружево

Им отделывались нарядные подарочные полотенца. Это кружева со сложными ажурными узорами, слегка подсвечены синей или голубой ниткой, их нельзя сравнить с более плотными Михайловскими кружевами, в расцветке которых преобладающими являются красные тона.

Зарайское кружево

Никогда не продавалось. Является сцепным кружевом особого типа, производилось только в первой половине девятнадцатого века. Отличительные черты: "На всем протяжении узора чередуются полотнянка и сетка. Узоры могут быть растительными, густыми, почти без фона". На каждом предмете со всех сторон имеется кант из полосы сетки, по которой проложена сканью цепочка из треугольников и ромбов.

Ярославская губерния

Ростовское кружево

Кружевом в основном занимались послушницы из монастырей близ Ростова и крепостные мастерицы. В 1880 году насчитывалось в Ростове 14 кружевниц, но промысел так и не сформировался. Известно несколько подлинных работ, имеющие прекрасное качество плетения. Ростовское кружево является исключительно льняным, тонкая пряжа, многопарное, и сцепное, в восемнадцатом веке использовался и шелк.

На протяжении XIX века мастерицы выполняли сканые узоры, имеющие разнообразные фоны. Мастерицами в сцепном плетении был придуман свой собственный фон в виде ростовского креста, затем он распространился по всей России, но сохранил свое первоначальное название.

Узоры местного кружева представлены в трёх группах:

Геометрическими (со свойственной строгостью контуров с плотными свисающими мотивами, окаймленными и сопровождающимися решетчатыми элементами, зачастую обведены яркими шерстяными нитками).

Цветочными парного плетения.

Сцепными изобразительными. В XIX веке сцепное кружево производилось с преобладанием народных узоров, на которых изображались птицы, деревья, цветущие кусты. Для растительных мотивов характерна динамичность рисунка. Силуэты фигур весьма отчетливые, из-за сквозного ростовского фона и узкой полотнянки, имеющей высокий рельеф скани. В другом приеме оживления полотнянки вводится большое число дырочек-закидок, благодаря чему обеспечивается нарядность всего изделия.

Романово-Борисоглебское кружево (Тутаев)

Кружево плелось исключительно по заказу. Отделывались постельные принадлежности и выполнялось оно кусками по длине изделия. Использовали нитки Егорьевской Хлудовской фабрики. Использовался сцепной и многопарный способы. В городе насчитывалось примерно 50 мастериц.

В Романове кружево плели лучше, чем в Борисоглебске, где оно было существенно грубее. Рисунки кружев назывались своеобразно: бантики, бачино, в сцепном - бараньи рожки, шлёнский (в парном в виде решетчатых ромбов, простого фона с паучками и плотных сердцевидных мотивов, по середине треугольные зубцы).

Для украшения полотенец плели деревенское ярославское льняное кружево, с вводом шелка-сырца в виде скани желтого, золотистого и коричневого оттенков. Геометрическими узорами в численной технике применялись зигзагообразные полосы, ромбов или квадраты, зубцы полукруглые или острые.

Костромская губерния

Во второй половине восемнадцатого и первой четверти девятнадцатого веков в Галиче отмечался расцвет кружевоплетения. В конце восемнадцатого века в городе плели кружева с собственной манерой исполнения определенного типа, имеющего особые, только здесь известные узоры. Кружево было многопарным, трудоемким, использовался тонкий слабоотбеленный лён, золотная металлическая нить, цветные шелка: кораллово-красные, травянисто-зеленые, ярко-голубые.

Из кружева выплетали парадные декоративные полотенца из тонких фабричных тканей. Зачастую прошвы и края намеренно использовались разные рисунки, в целях внесения неожиданности и многообразия в изделие.

В богатых домах крепостные мастерицы назывались плетеями. Рисунки кружева были многообразными: в виде геометрических узоров сложных форм рококо (в небольшом количестве), мотивов птиц, двуглавых орлов, деревьев. Только галичское кружево тех времен имеет мотив дерева, имеющее четко выраженный ствол и две лесные птицы в воздухе.

Солигалич

Промысла не было, кружево плели только в личных целях. Техника была многопарной (но не больше 20 пар). Преобладали геометрические узоры. Кружево по рисункам было однообразным (чередовались две близкие по характеру сложные фигуры).

Московская губерния

В Серпухове, Верее, Подольске, Дмитрове, Звенигороде и в 43 селениях этих уездов во второй половине XVIII века занимались кружевоплетением. Лучшими мастерицами считались Подольские мастерицы. Кружево плели многопарным, имеющее цветочный рисунок на тюлевом фоне, тонкие решетки, со сканью обводом. Для выполнения узоров использовалось 150-200 пар коклюшек. Образцы кружев этого времени не сохранились.

Калужская губерния

Плели кружево в Жиздринском, Боровском, Тарусском и Козельском уездах, такое же, что и московское. В геометрических узорах имеются какие -либо схематические растительные элементы. Такое кружево не представляет интереса.

Новгородская губерния

Белозёрск

Кружевоплетением начали заниматься в конце XVIII века. Кружево плели многопарное и сцепное. Промысел сложился во второй половине XIX века. Кружево было прекрасного качества и исполнения. Отличалось большим количеством местных рисунков.

Кириллов

Сильное влияние для развития промысла оказал вологодский промысел. Основным способом плетения был сцепной.

Вологодская губерния

Вологодское кружево отличается крупным, выразительным узором, для исполнения которого использовалась плотная, непрерывная, одинаковая по ширине, плавная полотнянка. Узор четко вырисовывается на фоне узорных решеток. Толстая скань, часто цветная, проходит по середине полотнянки. Кроме растительных мотивов в орнаменте часто использовались подковы, гребешки, веера.

Петербургская губерния

Киришское (захожское) кружево

Это более скромный крестьянский кружевной промысел. Редкая вилюшка украшена треугольниками из плетешков. В узорах использовались старинные мотивы в форме пяти- и семилепестковых медвежьих лап; решётки (квадратной сеточки, заполняющей промежутки внутри полотнянки); звездочки из насновок.

Вятская губерния

Кукарское

Прекрасное качество плетения. Орнаментально сходно с елецким и вологодским кружевом, но отличается техникой исполнения. Использовались приемы пересечения полотнянки (так называемая "вятская петля"). На Московской политехнической выставке 1872 года впервые было обращено внимание посетителей на кукарское кружево.

Тульская губерния

Белёвское кружево

Расцвело к 1840 году. Кружево изготовляли в уезде, в помещичьих усадьбах, было оно многопарное, тонкое, льняное. В Белеве увлекались мерным "верховым" кружевом для постельного и столового белья. Затем стали исполнять небольшие штучные предметы - воротнички, оплеты носовых платков, иногда одежду. В конце XIX века стали работать по сцепной технике. Сильное отличие от других из-за замкнутого орнамента, состоящего из разнообразных квадратов, тесемок, "змеек" паучков. Насновки прямоугольные, способом выплетения отличается от других видов насновок.

Преобладала техника сцепного плетения, в качестве образца использовались белевские узоры. Промысел возник после 1880 года и охватывал более 500 человек. Не оригинальный.

Нижегородская губерния

Кружево Балахны

В первой половине XIX века сложился особый тип сцепного кружева. Мотивы узоров в форме пав, орлов, цветущих деревьев. Узоры имеют четкие очертания, изысканность силуэтов. В формах деревьев большое разнообразие. В кружеве ритмично располагаются ветви и цветы, имеющие характерные загнутые концы листьев. Орлы с ясно обозначенными перьями и выраженным взмахом крыла.

Опознавательный признак в балахнинском сцепном кружеве - различные решетки в одном предмете и явно преобладают насновочные. Насновки выполнены в различной конфигурации: овальными, квадратными, треугольными, собранными в розетки, образующими клетки, в форме зигзагов и параллельных полос.

На плетешковых решетках обильное украшение в виде петелек и выглядят то, как поле скозных овалов, то, как косая клетка, то в виде чешуек. Все кружево является льняным, скань витой, изготовляли его для праздничных простыней, встречаются с металлическими краями. Такое кружево не продавали.

Многопарное кружево Балахны было разных типов, для которых использовали от 15 до 200 пар коклюшек. Благодаря нему и возник промысел. Использовалась шелковая нить черного или золотистого цвета, позднее тонкая хб пряжа.

Кружево - это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево - выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » - им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь - число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Второе полотенце - рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце - короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым - подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое - зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце - для дорогого и почетного гостя. Седьмое - венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.



Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки - фона для различных узоров) и другие.




Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки - символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб - знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел - символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба - объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив - олень. Олень - знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте - на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона - символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя - символа покровительства поэзии и музы истории.


Значение некоторых символов в кружевах

  • Сердце - символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.
  • Венок - символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.
  • Зонт - символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.
  • Ключ - символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.
  • Ладья - великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.
  • Лестница - символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.
  • Мельница - символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.
  • Дракон или змея - символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.
  • Единорог - символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.
  • Финист - ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.
  • Крест - символ защиты, знак верности и торжества закона.
  • Колесо - символ победы.
  • Круг - символ бесконечности, единства.
  • Вишня - символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.
  • Клевер-трилистник - символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.
  • Лилия - символ любви и плодородия.
  • Лотос - символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.
  • Репейник - символ мученичества и исцеления.
  • Роза - символ совершенства, любви.
  • Тюльпан - символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

  • Фиалка - символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.
  • Аист - символ весны и начала новой жизни.
  • Бабочка - символ рождающейся красоты.
  • Баран - символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.
  • Барс - символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.
  • Жук - символ жизни.
  • Заяц - символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.
  • Козел - символ силы и защиты.
  • Козерог - символ добродетели.
  • Корова - символ добродетели.
  • Крокодил - символ беды, опасности.
  • Лев - символ защиты, мудрости, милосердия.

  • Лягушка - символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.
  • Павлин - символ мудрости. Главный оберег для женщин.
  • Петух - символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.
  • Рыба - символ воды.
  • Черепаха - символ здоровья, покоя и мудрости.
  • Булава - символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Классические кружевные изделия в настоящее время - явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.

С 19 века получает широкое распространение более дешёвое чем ручное машинное Кружево, подражающее образцам ручных кружев.

Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину . Постепенно машинное производство получило распространение, потому что вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста.

В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (называемый также Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружева. Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружев, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружев. В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки.

Фон (сетка-грунт) Кружев, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружев, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

М. И. Петров

Кружева с самого начала изготавливали в ручную, но труд был очень трудоёмкий, производительность труда так же была низкой. В итоге как сделали первый станок, который производил кружева, люди, перестали шить кружева вручную и доверили это дело машинам, хотя остались и фанаты этого дела, которые всё равно продолжают делать и по сей день вручную. Хотя и оборудование достаточно дорогое, оно достаточно быстро себя окупает. Начальная стоимость начинается от 10.000 $, а действительно хорошее оборудование, способное делать самые сложные узоры стоит порядка 30.000$. Для производства средняя норма 1 километр различных кружев за смену. А Средняя прибыль за 1 рабочую смену 5.000 рублей, за 2 смены доход достигает 10.000 руб.

А разделяются кружева на 4 подвида:

  1. Вязаные кружева
  2. Басонные
  3. Вышитые
  4. Тканые

Немного о каждом из них:

1. Вязаные кружева – производятся на основовязальных машинах по производству кружевных изделий. Вязаные кружева значительно тоньше басонных. Вязаные кружева могут быть как очень сложными, так и простыми. Ширина готового изделия обычно составляет от 1 до 20 см. Вязаный кружев хорошо тянется, оно очень эластичное. Что касается оборудования, то цена начинается от 18.000$. Чаще всего станки продаются китайского производства, не думайте, что всё что сделано в Китае плохого качества, есть дешёвые изделия, а есть и дорогие очень качественные. Действительно в последнее время сложилась такая ситуация, что многие европейские производители могут позавидовать.

2. Басонные кружева – действительно мало, чем отличаются от кружевов ручной работы, которые изготавливали на древней Руси. В общем-то басонные кружева самые распространённые. Изделие, изготовленное на жаккардовом станке рельефное и гладкое. В ширине такое изделие обычно 1 – 12см. Сырьём для изготовления басонных кружев служит вискозная или хлопчатобумажная нить. Цена на оборудование начинается от 20.000$ за оборудование китайского производства и от 25.000$ за оборудование европейского производства.

3. Вышитые кружева – один из самых простых видов, обычно можно встретить на женском нижнем белье, различных платьев и блуз. Что касается ширины, то тут всё гораздо проще чем в предыдущих, шьют широкое полотно, после чего разрезают на полоски нужной ширины и длины.

4. Тканые кружева – используют для пошива различной одежды, из-за возможности делать кружева очень широкими. А изготавливают их на ткацких машинах. Качественные кружева тонкие, т.к изготавливаются из тонкой пряжи. Чем дороже ткацкая машина, какой у неё класс может давать абсолютно разные результаты. Чем выше класс машины, и её стоимость, получим качественные кружева, которые и в цене гораздо выше, а низкокачественные менее дорогие, а значит и оборудование дешевле. Обычно в тканых кружевах используются капроновые и вискозные нити.
Для цеха подойдёт помещение от 30 метров квадратных. Насчёт расположения, то лучше всего подальше от города, на окраины. Во первых вы очень существенно сэкономите на аренде, во вторых на окраинах всегда проще вести бизнес, чем в центре городе из-за конкуренции и не бояться, что завтра помещение у тебя заберут и отдадут другому арендатору, который готов заплатить больше. А так же из-за большой вибрации на производстве, нужно расположение на 1 этаже, а если у Вас есть соседи сверху, поверьте они будут не рады и постараются сделать всё, чтобы Вы из офиса съехали. А так же в здании должна быть розетка на 380В и хорошая электросеть. Обычно здания на окраине уже изначально заточены под высоковольтные сети, а значит, Вам не придётся ставить трансформатор, а следовательно Вам не надо будет тратить нервы, чтобы дали разрешение.

Виды кружевных тканей

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» — ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.