Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни позвоночника (разное)  /  Анатомо физиологические особенности развития детей по системам. Возрастные особенности систем организма детей грудного возраста. Костная система ребенка

Анатомо физиологические особенности развития детей по системам. Возрастные особенности систем организма детей грудного возраста. Костная система ребенка

В последние годы благодаря трудам П. К. Анохина (1968) сложился опре деленный подход к изучению целостного организма. Функциональная система по Анохину это сотрудничество различных процессов для образования ко нечного приспособительного эффекта. На каждом этапе развития формируется своя функциональная система, обеспечивающая полное взаимодействие с внешней средой. В организме одновременно протекает множество процессов, возникает ряд приспособительных реакций. Важно изучить не все связи (это сделать практически невозможно), а основные, которые позволяют понять функцио нальную систему в целом.

Преддошкольный возраст (до 3 лет) характеризуется бурно протекаю щимипроцессами роста и развития ребенка. Интенсивно увеличиваются мор фологические показатели: длина и масса тела, объем грудной клетки. Изменя ются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы. Физическое развитие. В этом возрасте происходит интенсивный рост и формирование ОДА. Известно, что позвоночный столб новорожденного почти не имеет изгибов. Они образуются в связи с развитием двигательных функций. К 3 4 годам уже появляются выраженные изгибы, однако они еще недостаточно фиксированы. Особенности строения и химического состава костной ткани у детей обу славливают ее большую мягкость и эластичность и меньшую ломкость, чем у взрослых. В то же время из за большой податливости костной ткани такие не благоприятные условия, как длительное неправильное положение в кровати, ношение ребенка на одной руке, вождение за одну и ту же руку, неправильная поза во время сидения могут вызвать искривление позвоночника и деформацию грудной клетки. Развитие мышечной ткани и ее функциональных свойств у детей преддошкольного возраста еще не завершено. Мышцы развиваются неравномерно. В грудном возрасте развиваются главным образом, мышцы туловища и нижних конечностей, «работающие» при сидении, прямостоянии и ходьбе. В дальней шемв связи с расширением двигательных функций развиваются мышцы ниж них конечностей и т. д. К 3 годам происходит отчетливое нарастание мышечной массы. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей этого возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. С другой стороны к концу первого года жизни формируются клетки, от ветственные за накопление жира, рост которых стимулирует недостаточно ак тивная двигательная деятельность. Ребенок этого возраста подвижен, любознателен, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой его развития является игра. Нервная система. В этом возрасте первые процессы недостаточно силь ныи подвижны, однако условно рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физиче скоговоспитания необходимо учить детей правильному выполнению того ли иного упражнения. Нередко неправильное выполнение упражнений может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки и затруднить развитие внутренних органов. Кроме того, закрепленные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков. В коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отлича ютсянеточностью, некоординированностью. Внимание еще не устойчиво, дети не могут долго сосредотачиваться на чем то одном и быстро утомляются. Эндокринная система. Большое место в приспособительных реакциях ор ганизмапринадлежит эндокринным железам, которые наряду с ЦНС обеспечива ютадаптацию организма к мышечной работе. Многочисленные биологические эффекты, вызываемые продуктами жизнедеятельности этих желез гормонами, позволяют эндокринной системе управлять обменов веществ в клетках организма. В первые месяцы жизни, когда имеет место функциональная неполноцен ностьряда органов и систем, в том числе и эндокринных желез, многие гормо ны ребенка поступают в организм лишь с молоком матери. К 5 му месяцу жиз ни начинают функционировать железы внутренней секреции.

В этом возрасте роль эндокринной системы как и у взрослого довольно разнообразна. Она имеет отношение и к иммунитету, и к реактивности цен тральной и периферической нервной системы, однако особую роль она играет как регулятор обмена, роста и развития. При нарушении гормонального равно весияизвращается все физическое и психомоторное развитие ребенка. Для преддошкольного периода характерно заметное усиление активности щитовидой железы, которая регулирует основной обмен, стимулирует рост (особенно длинных костей) оказывает большое влияние на дифференцировку органов и тканей, способствует усилению двигательной активности. Сердечно-сосудистая система. В преддошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности ССС. Изменяются размеры и гистоло гическоестроение сердца. К 2 м годам первоначальный вес его удваивается, однако гистологическая дифференцировка его тканей протекает еще медленно. IДля сердечной мышцы характерны большая сеть мелких артерий и обилие мел ких стволов. Уже к 2, 5 3 годам соотношение между влиянием парасимпатиче ской и симпатической иннервации заметно сдвинуто в сторону усиления пер вой. Артерии у детей этого возраста относительно широки, с возрастом просвет их увеличивается меньше, чем объем сердца: до наступления половой зрелости объем сердца увеличивается почти в 12 раз, окружность же аорты только в 3 раза. Капилляры имеют также широкий просвет, а вены, наоборот, сравни тельно узкий. Относительно большая масса сердца, обилие нервной ткани, большая ширина просвета сосудов обуславливает более благоприятные условия для кровообращения у детей, чем у взрослых, и относительно более высокую работоспособность (особенно при отсутствии вредных привычек). В первые дни жизни ЧСС 120 140 уд/мин. , с возрастом уменьшается.

Дыхательная система. К особенностям дыхательной системы детей пер выхлет жизни относится, прежде всего, узость носовых ходов, гортани, трахеи и бронхов. Слизистая оболочка их нежна и богата кровеносными сосудами. Этими особенностями, а так же обильным развитием лимфоидной ткани объяс няются легко наступающие у детей болезненные явления, даже при сравни тельно умеренных воспалительных процессах. Объем легких к 1, 5 годам увеличивается в 4, 5 раза. Общий рост происхо дитглавным образом за счет увеличения объема альвеол, тогда как число их остается более или менее постоянным. Дышащая поверхность легких и количество крови, протекающей через них в единицу времени, у детей больше, чем у взрослых, что создает благопри ятные условия для газообмена. Однако некоторые особенности строения груд ной клетки (узкая в верхней части, ребра располагаются почти перпендикуляр нопозвоночному столбу и поэтому увеличение емкости грудной клетки за счет поднятия ребер почти невозможно, диафрагма расположена высоко) ограничи ваютразмах дыхательных движений и обусловливают поверхностное дыхание. Поскольку относительная потребность в кислороде этом возрасте выше, чем в любом другом, необходимая легочная вентиляция обеспечивается большой ча стьюдыхания, достигающей у 2 3 летних детей 25 30 в мин. Отсюда относи тельный. МОД (на 1 кг массы тела) у детей до 3 лет в 2 раза больше, чем у взрослых. Кроме того, для детей этого возраста характерны легкая возбуди мость дыхательного центра и частое нарушение дыхательного ритма. Кровь. У детей преддошкольного возраста отчетливо нарастает количе ство Нв. С возрастом уменьшается, относительное количество крови, причем у мальчиков на 1 кг веса крови несколько больше, чем у девочек. У новорожден ныхдетей кровь составляет 5% массы тела, у годовалого 10%, у взрослых 7 8%. Химический же состав крови отмечается значительным постоянством и с возрастом меняется сравнительно мало. Одной из особенностей данного возраста является чрезвычайная пластич ность организма: на нем легко отражаются как положительные, так и отрица тельные влияния. Кроме того, в этот период жизни дети отличаются повышен нойчувствительностью к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому очень важно создать ребенку оптимальные гигиенические условия и правильно его воспитывать. Именно в этом возрасте легче всего закладывать фундамент крепкого здоровья и характера.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(4 -7 лет). Физическое развитие. У детей этого возраста все размеры тела увеличи ваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5 6 см, массы около 2 кг. Отчетливо меняется длина тела. К концу этого перио даначинается ускорение роста прирост составляет 7 8 и даже 10 см ежегодно происходит так называемое первое вытягивание. В связи с развитием и совершенствованием двигательной функции интен сивно формируется ОДА. Происходит дальнейшая дифференцировка мышеч ной ткани. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямохождение и ходьбу. Диаметр мышечных волокон увеличивается у дошкольников по сравне ниюс новорожденными почти в 3 раза. Значительного (но не окончательного) развития достигают мышцы кисти. Уже к 5 годам становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыками рисования, лепки, однако, более интенсивно развиваются крупные мышцы, что затрудняет выполнение мелких, точных движений. Нервная система. Продолжается дальнейшее морфологическое и функ циональное развитие нервной системы. К концу этого периода в основном за канчивается морфологическое развитие и коры головного мозга, однако для ВНД еще характерна неустойчивость нервных процессов. Несмотря на небольшую роль тормозных процессов, процессы возбуждения продолжают преобладать. Дети уже могут сосредотачивать некоторое внимание на предмете. В их поведе нии еще большое значение имеет подражание, но уже проявляются и творчество, инициатива. Начинают проявляться типологические особенности ВНД. В этом возрасте дети очень склонны к положительным эмоциям, поощрениям. Для развития детей этого возраста большое значение имеют игры. Кол лективные игры со сложными элементами стимулируют общее развитие детей. Не зря этот период называют периодом первичного становления двигательной функции. В этом возрасте продолжается совершенствование координационных механизмов ЦНС. Дети становятся более подвижными.

Эндокринная система. В дошкольный период наблюдаются изменения в соотношении активности желез внутренней секреции. Постепенно уменьшается активность зобной железы, коры надпочечников, но увеличивается активность щитовидной, передней доли гипофиза, регулирующей вместе с щитовидной железой процессы роста и развития организма. В этом периоде детства могут появляться различные формы эндокринных расстройств. Особенности «гормонального ансамбля» этого возрастного периода выражаются в высокой пластичности организма, преобладанием процессов воз буждения над торможением, несовершенстве механизмов мышечной регуляции. Сердечно-сосудистая система. Процессы роста и дифференцировки рос тапротекают медленно. Волокна сердечной мышцы несколько увеличиваются, но мышца все еще многоядерна. Отмечается относительное уменьшение числа кровеносных сосудов сердца. Просвет их при этом становится шире, появляют ся крупные сосудистые ветви. Развивается соединительная ткань, увеличивает ся толщина левого желудочка. Заканчивается развитие иннервационного аппа рата сердца. Однако сердце в этом возрасте отличается недостаточностью и рыхлостью мышечной и соединительной ткани, обилием лимфатических и кро веносныхсосудов. Все это представляет благоприятную почву для развития различных инфекционных заболеваний, в первую очередь ревматизма. До 5 летнего возраста происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей. В связи с продолжаю щимсяусилением влияния блуждающего нерва и уменьшением интенсивности обмена веществ отмечается дальнейшее замедление ЧСС. В конце этого возрас тного периода она понижается до 85 75 уд/мин. , МОК достигает почти 2 л. Продолжается рост сосудов, но процесс этот отстает от роста сердца, что приводит к относительной узости сосудов и вызывает некоторое повышение АД. У 6 ти летних детей оно достигает 90 мм рт. ст. , причем у мальчиков не сколько выше.

Дыхательная система. К концу дошкольного возраста в основном закан чивается формирование мышечной, ткани, продолжает увеличиваться количест во эластических элементов и совершенствоваться регуляция дыхания. Возрас тает глубина дыхания до 140 150 мл и снижается его частота до 23 24 в мин. МОД достигает 3200 мл и более, ЖЕЛ около 1200 мл. Постепенно возникают различные типы дыхания в зависимости от пола: у мальчиков начинает преоб ладатьбрюшной тип, у девочек грудной. Несмотря на совершенствование ре гуляции дыхания и снижением возбудимости дыхательного центра, у детей это го возраста еще часто возникают нарушения ритма и частоты дыхательных движений во время физических нагрузок. Кровь. В этом возрасте продолжается постепенное увеличение в крови числа эритроцитов и, наоборот, уменьшение числа лимфоцитов. Относительное количество крови продолжает уменьшаться. Таким образом, дошкольный, возраст является очень важным периодом в становлении произвольной регуляции дыхательной функции и в развитии в. н. д. , что позволяет приступать к систематическому обучению.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 -10 лет) Физическое развитие. Второе детство является наиболее спокойным пе риодом в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса. ОДА. В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т. е. замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета происходит неравномерно и в разные сроки. Сроки формирования костной тка ни тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и являются своеобразным его барометром. Поэтому определение ко стного возраста широко используют для оценки истинного возраста. К 9 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук. Кости таза интенсивно развиваются с 8 до 10 лет, особенно у девочек и вновь темпы раз вития увеличиваются в период полового созревания. Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрез мерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и кост ных элементов позвоночника постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 годам поясничная, позвоночник более подвижен до 8 9 летнего возраста. У младших школьников не редки случаи нарушения осанки и деформации позвоночника.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны бел ком и жирами, содержат много воды, поэтому следует развивать их постепенно и разносторонне. С возрастом в них уменьшается количество воды, увеличивается содержание миозина, растворимых белков, количество митохондрий и ядер. Ме няется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество крас ных и промежуточных волокон по сравнению с белыми волокнами, увеличива ется и относительная площадь красных мышечных волокон. Правда, в целом со отношениемежду красными и белыми волокнами у людей индивидуально, т. к. наследственно обусловлены. Это важно помнить при отборе и спортивной ори ентации, поскольку человек с большим числом красных мышечных волокон мо жетдобиться успеха прежде всего в виде спорта «на выносливость» , а с большим числом белых волокон в скоростно силовых видах спорта. В процессе занятий спортом необходимо учитывать особенности форми рования скелета. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Следует избегать больших по объему и интенсивно стинагрузок, т. к. они приводят к значительным энергозатратам, что может по влечьза собой общую задержку роста. У младших школьников мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Более интенсивно развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при вы полнении мелких, точных движений. По прежнему одной из важных задач физического воспитания должно быть правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и пре дупреждение нарушений осанки.

Нервная система. Морфологическое развитие нервной системы почти полностью завершается, заканчиваются рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. По прежнему все еще преобладают процессы возбуждения, что может привести к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пла стичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. В этом возрасте дети могут легко овладеть технически сложными формами движений. В то же время у них резко выражено запредель ное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражите лей. Активно совершенствуется двигательная функция, происходит становление координационных механизмов. Интенсивно развивается функция равновесия. Эндокринная система. В период второго детства отчетливо усиливаются функции гипофиза и надпочечников, а роль зобной (вилочковой) железы замет но ослабевает.

Сердечно-сосудистая система. Возрастные изменения в этом периоде характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Ар терии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых и просвет прекапиллярной и ка пиллярной сетей. Это является одной из причин сравнительно высокого артери альногодавления: в 7 10 летнем возрасте систолическое давление составляет 100 105 мм. рт. ст. С возрастом постепенно замедляется ЧСС: в 7 8 лет она равна 80 92, в 9 10 лет 76 86. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО= 23 мл, к 10 годам 37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. С возникновением иннервации и дальнейшим увеличением степени ее выраженности в процессе онтогенетического развития деятельность сердца становится более экономной, повышается резерв его рабо тоспособностии устойчивости. Усиление парасимпатических влияний на серд це тесно связано с развитием сильной мускулатуры. Среди 7 8 летних школь ников дети с физиологической брадикардией обладают большой физической работоспособностью, чем их сверстники с более частым ритмом сердечной дея тельности в покое. В целом в младшем возрасте (школьном) симпатические влияния на серд це выражены еще больше, чем парасимпатические. Анализ фазовой структуры сердечного сокращения свидетельствует, что у детей этого возраста сократи тельнаяспособность Миокарда еще не достаточна и невелик его функциональ ныйрезерв, что связано, прежде всего, с преобладанием симпатических влия ний на сердце и с возрастными особенностями гемодинамики. Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характе ризующие функциональное состояние сердца, являются МОК и СО. У детей 7 лет МОК 120 мл, СО 23 мл, 8 лет 2240 и 25 мл, 9 лет 2370 и 27 мл, 10 лет 2500 и 35 мл. Относительная же величина МОК у младших школьников больше, чем у школьников других возрастных групп. Но высокие показатели относительной величины МОК связаны не с увеличением относительной вели чины СО, которая с возрастом у детей изменяется незначительно, а с ЧСС. Это обстоятельство, а так же низкое АД обусловливают значительную напряжен ность в деятельности аппарата кровообращения у младших школьников при мышечной работе. Кроме того, хотя сердце младших школьников и может до вольнолегко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавли ватьсяпри отдыхе до исходного уровня, деятельность его нередко неустойчива. Поэтому могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие из менения АД.

Дыхание. Показатели дыхательной системы продолжают увеличиваться от рождения до 7 лет. Объем легких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства в 10 раз и составляет половину объема легких взрослого. При чемэто происходит не за счет количества альвеол, а за счет их объема. Частота дыхания продолжает замедляться: в 7 летнем возрасте она равна в среднем 23, в 8 летнем 2, 2, в 9 летнем 21, в 10 11 летнем 18 20. А глу бинадыхания, наоборот, увеличивается: в 7 лет 165 мл, в 8 лет 170 мл, в 9 лет 230 мл и в 10 11 лет 255 мл. МОД в состоянии покоя увеличивается от 3500 мл у 7 летних до 4400 мл, у 11 летних. До 8 лет у мальчиков и у девочек абсо лютные величины его равны, а в дальнейшем у мальчиков становится выше. Это объясняется наступающей препубертатной дифферентацией типов дыхания преимущественно брюшной у мальчиков и грудной у девочек. Относительная величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей. Возрастает ЖЕЛ: так у детей 8 лет она находится в пределах 1100 1700 мл, 9 лет 1130 2200 мл, 10 лет 1360 2300 мл, 11 лет 1500 2700 мл, причем у де вочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков. МВЛ и резерв ды хания (МВЛ МОД), в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте заметно повышаются. Так, у 7 летних они составляют соответственно 40 и 36 л, а у 11 летних 55 и 51 л. У детей 7 11 лет альвеолярная поверхность и общий объем капилляров меньше, чем у более взрослых, что обуславливает меньшую диффузионную спо собностьлегких, являющуюся одним из важнейших компонентов газообмена. При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей данного воз раста оказывается значительно более частым, чем у взрослых, гораздо менее максимальные величины легочной вентиляции: у 8 летних МОД составляет лишь 30 40 л/мин. , у 10 11 летних 40 50 л/мин.

Кровь. В этом возрасте повышается дыхательная способность крови. Ко личество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах: от 4, 8 до 5, 5 млн. , а содержание Нв повышается от 128 до 136 г/л. Меньшее содержание Нв чем у взрослых обуславливает меньшую кислородную емкость крови, хотя она увеличивается с 0, 17 л/л в 7 летнем возрасте до 0, 18 л/л в 11 летнем. Следова тельно, дыхательные способности крови в этом возрасте еще снижены по срав нению со старшим. Характерно также более широкое содержание глюкозы в крови: в 7 летнем 70 80 мг. Обмен энергии. У детей относительные энергозатраты выше, чем у взрослых. Это в основном результат большей интенсивности окислительных процессов. Поэтому значительным своеобразием отличается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку. Это особенно заметно по пока зателям функций дыхания и кровообращения. У них отмечаются более широ кие величины МПК при продолжительной нагрузке. Так, у мальчиков 8 9 лет МПК достигает лишь 1, 5 л/мин, а у девочек 1 л/мин. При небольшой же на грузкепотребление о 2 у них выше, чем у подростков и юношей, а процент ис пользования о 2 (утилизация его) ниже. Следовательно у них больше суммарные энергетические траты (выше кислородная стоимость) на выполнение равной по объему работы и меньше кислородный пульс (количество о 2 в мл на одно со кращение сердца): у 8 9 летних мальчиков лишь 8 мл/уд, а у девочек и того меньше 5, 4 мл/уд. У детей этого возраста отмечается ограниченная способность работать в долг, т. е. снижена анаэробная производительность. Они прекращают интенсив ную работу, когда КД составляет лишь 800 1200 мл. Максимальная удельная мощность работы (на 1 кг веса) у детей 8 9 лет в 2 раза меньше, чем у взрослых.

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D 3 , который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп ­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

К 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

К 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

К 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

Медиальные резцы – 6-9 месяцев;

Латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система . К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими


Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АД max) определяется по формуле:

до 1 года:АД max = 70 × n , где n – число месяцев;

после 1 года:АД max = 80 + 2n , где n – число лет;

АД min = от ½ до ⅔АД max .

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

Анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

Полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

Нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

Гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

Цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Главными показателями способностей ребенка являются его рост и развитие. Эти два общих процесса имеют некоторые отличия. Под таким понятием, как рост, мы понимаем увеличение роста, массы тела и другие физические показатели, в то время как развитие - это «рост» интеллектуальных, поведенческих, социальных структур мозга.

Все это контролируется множеством факторов как внутри ребенка, так и вокруг него, и важно вовремя заметить возможные нарушения и принять какие-либо меры. Ведь это одно из главных условий обеспечения здоровья ребенка. Как известно, проще предупредить заболевание, чем лечить его.

Квалифицированно определить степень нарушения может врач-педиатр, но, владея некоторыми знаниями детской анатомо-физиологии, можно провести оценку развития своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Или в некоторых случаях самим устранить факторы, влияющие на неправильный рост и развитие ребенка. Но не всегда выявленные вами отклонения означают нарушение здоровья, так как в развитии ребенка есть много индивидуального. Поэтому при обнаружении отклонений во всех случаях обратитесь к врачу. Раннее детство включает в себя 3 возрастных периода"

1) новорожденность (от рождения до конца 1-го месяца жизни);

2) грудной возраст (от 1 до 12 месяцев);

3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Раннее детство отличает от других периодов детства ряд факторов:

1) быстрый темп роста и развития;

2) взаимосвязь физического состояния здоровья и нервно-психического развития;

3) высокая ориентировочная реакция на окружающий мир;

4) огромное значение положительных эмоций;

5) особая роль взрослого.

В период раннего детства ребенка происходит очень быстрое увеличение массы тела и роста. В среднем до 1-го года вес увеличивается в 3, а длина в 1,5 раза. Таким же быстрым является и темп развития: из неуклюжего, беспомощного существа к концу 1-го года жизни ребенок превращается в разумного человека, нарабатываются и развиваются многие врожденные и приобретенные рефлексы, в том числе «речь» и прямохождение. Но подобные быстрые темпы развития отличаются скачкообразностью, одному скачку предшествует период медленного накопления информации. Это нормально, и не следует переживать из-за временного торможения в развитии, ребенок просто усваивает, впитывает новую порцию информации и выдает ее очередным скачком нового качества. Так, например, от 1 до 1,3 года отмечено медленное накопление запаса понимаемых слов, зато в этот период он овладевает ходьбой. Это расширяет его возможности ознакомления с окружающим миром. С одной стороны, это овладение ходьбой как бы замедляет понимание речи, с другой - ходьба помогает общению с окружающими предметами, так как родители словом обозначают предмет, чем помогают ребенку установить связь слова и предмета. Отсюда следует скачок в развитии понимаемой речи.

Скачок: 7-8 месяцев совершается переход в вертикальное положение.

1 год - овладение ходьбой.

2 года - переломный период в развитии речи. Формирование наглядно-действительного мышления.

3 года - осознает себя как личность.

Эти периоды трудны для ребенка, они могут сопровождаться снижением его активности, ему особенно нужны хороший уход и внимание.

В периоде раннего детства ребенок развивается при постоянном повторении. В основу обучения ребенка этого периода положено развитие определенных способностей:

Подражание, воспроизведение;

Навык смотреть, слушать, сравнивать, обобщать.

Движение - это нормальное состояние ребенка

Раннего возраста, улучшается его умственное развитие, одним из тяжелых условий для ребенка является отсутствие возможности двигаться.

Длина тела у нормального здорового ребенка приблизительно равна 50-52 см. Темпы роста зависят от факторов при рождении: чем длина при рождении меньше, тем рост больше, и наоборот. Длина тела девочек немного меньше длины тела мальчиков.

Анатомно.фшиологические-особенности... Ежемесячно прибавка тела выглядит примерно так:

Возраст Прибавка, см
0 - 3 мес. 3,0
4 - 6 мес. 2.5
7 - 9 мес. 1.5-2.0
10-12 мес. 1,0
На втором году жизни ребенок вырастает на 2-13 см, на третьем году на 1-8 см.

Масса новорожденных детей колеблется от 2500 до 4000 г. Средняя масса мальчиков 3500 г, девочек 3350 г. После рождения через несколько дней масса ребенка может уменьшиться на 150-200 г. Это нормальная физиологическая реакция. Такая потеря массы получается в результате повышения выделения воды через кожу, легкие, отхождения во внутриутробном периоде кала и мочи.

Обычно к 7-12-му дню жизни масса тела нормализуется, а затем резко набирается. Ежедневная прибавка составляет в среднем в 1-й четверти года 25-30 г, во 2-й - 20-25 г, 3-й - 15-20 г, в 4-й - 10-15 г. К первому году вес мальчиков составляет приблизительно 10-11 кг, девочек 9-10 кг, на 2-3-м году ребенок прибавляет в весе приблизительно на 2 кг.

Теперь можно измерить окружность головы и грудной клетки малыша. Для измерения окружности головы можно взять сантиметровую ленту, которая накладывается на голову по наиболее выступающей части затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Обычно при рождении здорового ребенка окружность головы равна 34-36 см. В первые месяцы жизни окружность головы увеличивается быстрее, до месяцев примерный рост составляет 1,5 см, после полугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность головы увеличивается на 1,5-2 см. Чтобы определить нормальный объем головы, можно провести нехитрый расчет: суммировать величину окружности головы при рождении с ежемесячной прибавкой.

Рассматривая окружность грудной клетки малыша, надо отметить, что ее у ребенка до 3 лет измеряют при спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, затем переводят ее вперед и накладывают на уровне сосков.

По окружности груди можно судить об изменении поперечных размеров тела. При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и составляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особенно в первом полугодии, ежемесячная прибавка составляет 2 см, после 6 месяцев окружность груди увеличивается медленнее, в среднем на 0,5 см в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клетки ежегодно увеличивается на 1,5 см. Определить соответствие грудной клетки можно по той же схеме, по которой определяли окружность головы.

Для оценки общего пропорционального сложения ребенка можно пользоваться наиболее простыми и распространенными формулами Чулицкой или Эрисмана.

Индекс Чулицкой выглядит так.

X = (ЗОП + ОБ + ОГ) - Р, где х = значению индекса, ОП - окружность плеча, ОБ - окружность бедра, ОГ - окружность голени, Р - рост. Окружность плеча и бедра измеряются сантиметровой лентой в местах максимального объема, ОБ - под ягодичной складкой.

У хорошо упитанных детей до 3 лет х-индекс приблизительно равен 20-25.

Индекс Эрисмана определить еще проще: х = ОГ - 0,5Р, где ОГ - окружность груди в см, Р - рост.

По Эрисману у детей до 1 года в норме х = +10 - 13,5, 2-3 лет х = +6 - 9.

Всем известен такой тяжелый период для ребенка, как прорезывание зубов. Эта процедура доставляет малышу определенное беспокойство, а иногда протекает с повышением температуры и другими расстройствами. Здесь родителям надо набраться терпения и проявить максимум любви и выдержки при уходе за ребенком. Первые зубы появляются обычно в 6-8 месяцев, а к 1 году ребенок имеет примерно 8 зубов.

Зубы, как правило, прорезываются в определенном порядке:

6-8 мес. 2 нижних резца

8-10 мес. + 2 верхних резца

10- 11 мес. + еще 2 верхних резца

11- 12 мес. + еще 2 нижних резца

Но тем не менее процесс прорезывания зубов индивидуален и не надо расстраиваться, если зубки прорезываются не строго по времени.

Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора - это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы думаете, что ребенок начинает двигаться после рождения, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различные движения на своем уровне. Когда ребенок появился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается координация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он следит за движущимися предметами, поворачивает голову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен держать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.

С 4-5 месяцев в работу включается спинка, малыш обычно начинает переворачиваться со спины на живот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечностей. 7-8-месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.

В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой стоять, ас 10-12 месяцев делает первые шаги.

Опять же - это приблизительные, средние сроки, но ведь каждый человек, даже такой маленький, - это уже индивидуум, поэтому проявление этих функций может немного опережать или запаздывать, это не страшно. В общем, существует еще много особенностей, и ребенок может улыбаться - 3-8 недель держать голову - 1,5-Змес. тянуться к игрушке - 2,5-3 мес. переворачиваться - 3,5-6 мес. сидеть - 5-8 мес. ползать - 5-9 мес. вставать - 6-11 мес. ходить с помощью - 6-12 мес. стоять самостоятельно - 8-1 Змее, ходить сам - 9-14 мес.

Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.

Рассмотрим теперь чувства ребенка. Глаза новорожденного относительно большие. К сведению пап, практически всегда голубого цвета, так что если цвет глаз вашего чада не совпадает с родительским, не смотрите искоса на свою супругу. В следующие несколько месяцев цвет глаз ребенка будет метаться, но иногда так и остается голубым, считается, что цвет глаз зависит от цвета радужной оболочки. Зрение новорожденного отличается светобоязнью, поэтому в первое время его глаза почти всегда закрыты, а зрачки сужены, слезные железы тоже не функционируют, поэтому до 2 недель он плачет без слез. С 1,5 - 2 лет у ребенка развивается цветовое зрение и только к 4 годам появляется максимальная острота зрения Табл. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни(составле- но Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, СМ. Кривиной, Э.Л. Фрухт, 1986)

Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметом Движения общие Подготовительные этапы развития понимаемой речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет Вздрагивает и мигает при резком звуке
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке
1 месяц Плавное прослеживание движущегося предмета Двигатель-но- слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
Продолжение табл. 1
2 месяца Длительное Ищущие Быстро Лежа на Повторно
зрительное повороты отвечает животе, произносит
сосредото головы при улыбкой на поднимает и отдельные
чение- смотрит длительном разговор с некоторое звуки
на привлекший звуке. Пово ним. Дли время удер
внимание рачивает тельное живает голову
предмет голову в сосредото
(неподвижный) сторону чение на
или лицо голоса другом
взрослого. взрослого ребенке
Длительно
следит за
движущейся
игрушкой
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко
говорящего с общение с грудью ПОДНЯВ
ним взрослого, ним (разго голову. При
игрушке) вор). Ищет глазами ребенка, издающего звук поддержке под мышками крепко упирается втвердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе Удерживаетголову в вертикальном положении на руках у взрослого)
4 месяца Узнает мать (радуется) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним ищет взглядом другого ребенка рассматривает, радуется, тянется к нему
5 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки Подолгу певуче гулит Ест с ложки полу густую и густую пищу
Продолжение табл. 1
6 месяцев По-разному реагирует на свое и чужое имя Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на спину Передвигается переставляя руки ил и немного подползая Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки
7 месяцев Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и ЯР Хврошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый, постоянно находящийся в определенном месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги Пьет из чашки
8 месяцев Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «Дай ручку» На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах Громко и четко повторно произносит различные слоги Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев плясовые движения под плясовую мелодию Догоняет ребенка, ползет к нему. Подражает действиям и движениям другого С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает) переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
10 месяцев Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает изакрывает вынимает и т д.) Действия с предметами принимают устойчивый характер Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки») выполняет разученные действия и движения подражая взрослому, повторяет за ним новью слоги, которых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
Продолжение табл. 1
11 месяцев Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям Овладевает новыми разученными действия м и (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает на стержень кольца с широким отверстием) Стоит самостоятельно делает первые самостоятельные шаги по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др). Появляются первые обобщения в понимаемой речи. По просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и тд произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляются
Окончание табл. 1
12 месяцев Различает Протягивает Самостоя Ходит само Понимает (без Легко под Самостоя -
предметы по другому тельно стоя тел ьн о показа) ражает новым тел ьно п ьет
форме ребенку и выполняет (без опоры) названия слогам из чашки
(отл ичает отдает разученные нескольких П роизносит (берет руками,
кирпичик от игрушку, действия с п редметов, 6 10 облег ставит)
кубика по сопровождая игрушками действий, ченных слов
слову) смехом и (катает, водит, имена («баба», «ав-
лепетом Ищет кормит и т д) взрослых и ав» итд)
игруш ку, Переносит детей, вы
сп рятан ную действие, полняет
другим разученное с отдел ьные
ребенком одним поручения
предметом, на найди, при
другой (водит, неси, положи
кормит, на место и др
баюкает куклу Понимает
и т д.) слово
«нел ьзя »
(прекращает
действие) По
слову
вз росл о го
выполняет
разученные
ранее дей
ствия с
игрушками
Таблица Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (разработано Н.М. Аксариной и К.Л. Печорой, 1986)
Возраст, мес Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действие с предметами Движения Навыки
1 3 Запас понимаемых слов быстро расширяется П ол ьзуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигател ьной а ктивности, удивления, радости Ориентируется в двух контрастных вел ичинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень Ходит дл ител ьно, не присаживаясь, меняет положение (п риседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятел ьно ест густую пищу ложкой
16 18 Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой устной речи (в конфликтной ситуации) Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называетпредметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные, часто набл юдаемые действия Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
19 21 Понимает не - сложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными п редл ожен ия м и Ориентируется в 3 контрастн ых величинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа « во рот», «скамейки», «дома» Ходит по ограниченной поверхности (шириной 1520 см), приподнятой над полом на 1 5 20 см Частично раздевается при небольшой помощи взрослого
Окончаеие табл.2
1 6 1 8 Обобщает пред Словами, облег Ориентируется в 4 Отображает в игре Перешаги вает Самостоятел ьно
меты по сущест ченными («би-би») контрастных отдельные, часто через препятст ест жидкую пищу
венным признакам и произне формах предметов набл юдаемые вия (брусочки) ложкой
в понимаемой сенными пра (шар, куб, действия приставн ым
устной речи (в вильно («маши кирпичик, призма) шагом
конфликтной на»), называет
ситуации) предметы и
действия в мо
мент сильной
заинтересован
ности
Таблица Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 24-30 месяцев (по Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, 1986)
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструктивная деятел ьность Навыки Движения
Грамматика Вопросы Вое п роиз- ведение формы Вос- произведение цвета Одевания Еды
Окончание табл.3
Говорит многословными предложениями (более З слов) Появляются вопросы: где? куда? Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки Ест аккуратно Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20см
Таблица Нервно-психическое развитие детей в возрасте 31-36 месяцев (по Н.М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, 1986)

Окончание табл. 4

Начинает Появ- В своей Назы Появляются Появляются С помощью Самостоятельно Перешагивает
употре6лять ляются дея вает 4 моменты роле сложные сю пластилина, одевается, может через палку или
придаточные вопросы тел ь- основ вой игры жетные по карандаша застегивать веревку, гори-
предложения когда? ности ных стройки изоб ражает пуговицы, зонтально
Почему? пра цвета простые пред завязывать приподнятую над
вил ьно, меты и называет шнурки при полом на 30-35
по их небольшой см
назна помощи взрос
чению лого Приеде
исполь пользуется
зует салфеткой
геомет
риче
ские
ф игуры

Внутриутробный этап индивидуального развития продолжается от момента зачатия до рождения ребенка, продолжается в среднем 270-280 дней, начиная с первого дня последнего менструального цикла женщины. Первая фаза — эмбрионального развития — длится от образования зиготы до 2 мес, характеризуется закладкой и органогенеза большинства органов и систем. Действие тератогенных факторов в этот момент вызывает формирование грубых анатомических и диспластических пороков развития (эмбриопатий). с 3-го до 7-й недели принято считать критическим периодом развития плода.

Вторая фаза — плацентарного, или фетального, развития — длится от 3-го месяца до рождения ребенка и делится на два подпериода: ранний и поздний. Ранний фетальный подпериода (до конца 28-готижня) характеризуется интенсивными процессами дифференцировки и созревания всех тканей. Различные вредные воздействия на организм матери могут приводить к развитию пороков внутриутробного развития, которые будут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). При инфекционных заболеваниях матери, таких как грипп, краснуха, цитомегалия, вирусный гепатит и т.д., в этой фазе возникают не пороки развития, а пролиферативные реакции соединительной ткани, т.е. циррозы и фиброзы. Совокупность изменений плода, возникающие в этот период под влиянием неблагоприятных факторов, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный подпериода продолжается с 28-й недели беременности до родов . Неблагоприятные факторы, действующие на плод в этот период, могут приводить к рождению ребенка с функциональной незрелостью и внутриутробной гипотрофией. При воздействии на плод инфекционных агентов возникает типичный инфекционный процесс с проявлениями, характерными для того или иного возбудителя. В поздний фетальный период обеспечиваются процессы депонирования многих микронутриентов (солей кальция, железа, меди, витаминов и др.), потребность в которых в послеродовой период не удовлетворяется материнским молоком.

Отдельно выделяют интранатальный этап , который начинается с появления регулярных схваток и заканчивается перевязкой пуповины (2-18 час.), И перинатальный этап, состоящий из поздний фетальный, интранатальной и ранний период новорожденности (с 28-й недели беременности до 7 -го дня жизни ребенка). При прохождении ребенка через родовые пути возможны такие травмы: родовая опухоль, кефалгематома, внутричерепная родовая травма, переломы костей, повреждения периферических нервов и т.д.. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пуповинного кровообращения и дыхания.

С момента рождения ребенка начинается период новорожденности (неонатальный период), который длится 28 суток и делится на ранний и поздний подпериода.

Ранний под период новорожденности продолжается в течение первых 7 суток
. Это самый ответственный период по приспособлению ребенка к новым условиям жизни, который имеет ряд особенностей. В частности, через перекрытие путей внутриутробной гемодинамики начинается функционирование малого круга кровообращения и легочного дыхания. Изменяется энергетический обмен и терморегуляция. С этого момента организм ребенка переходит на энтеральный характер питания. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже небольшие изменения окружающих условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья ребенка. Для этого периода характерны состояния, которые отражают адаптацию ребенка к новым условиям: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половая кризис и проч.

Для этого периода характерна морфологическая незаконченность строительства и функциональная несовершенство многих органов и систем. В коре головного мозга процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому ребенок находится в состоянии разлитого торможения (спит на протяжении 20-22 ч). Среди желез внутренней секреции преобладает функциональная активность надпочечников и щитовидной желез. Иммунная система новорожденного ребенка характеризуется пониженной фагоцитарной и бактерицидной активностью лейкоцитов, низким уровнем факторов комплемента, низким содержанием ИgМ и ИgА (особенно секреторного). В этот период обнаруживают врожденные аномалии развития , родовые травмы, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного и др.. Также на этот период приходятся проявления родовой травмы, интранатальной асфиксии, внутриутробного инфицирования, синдрома дыхательных расстройств подобное. Первые дни жизни ребенка является своеобразным критическим периодом в налаживании энтерального вскармливания.

Поздний подпериода новонародженности длится 21 день и характеризуется тем, что резистентность организма ребенка еще очень низкая, а полная адаптация к внеутробной жизни еще не закончился, поэтому различные неблагоприятные факторы могут легко вызвать отклонения в развитии ребенка. В этой связи очень важным является налаживание режима и вскармливания новорожденного, соблюдение матерью правил ухода за ребенком. В этот период могут проявляться многие заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного периода. Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего зрительного. Начинается развитие координации движений, образования условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

Продолжается до 1 года жизни и характеризуется очень интенсивной физической, нервно-психическим, моторным, интеллектуальным развитием ребенка. До 4-б мес жизни наблюдаются максимальные темпы роста длины и массы тела ребенка. При этом длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела — втрое. Ребенок начинает самостоятельно говорить, ходить, выражать свои желания.
, предотвращение ее заболеваемости на данном этапе и в будущем очень важным является налаживание рационального вскармливания, которое должно надлежащим образом обеспечить высокую потребность в основных пищевых ингредиентах и ​​энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного развития ребенка и функциональной незрелости ЖКТ приводит к развитию заболеваний, связанных с дефицитом или нарушением обмена тех или иных веществ (дефицитные анемии, рахит, гипотрофия, пищевая аллергия).

Дети грудного возраста более склонны к генерализации воспалительного процесса, общей реакции в ответ на раздражение, что объясняется усиленным ростом и дифференцировкой мозговой ткани, морфологическим и функциональным ее несовершенством, повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Этим объясняется возникновение судорог, явлений менингизма, токсикоза на фоне респираторных вирусных заболеваний, кишечных инфекций, пневмоний.

С 4-го месяца жизни у ребенка наблюдается склонность к различным инфекциям (отиты, пневмонии, септические состояния), что связано с ослаблением пассивного иммунитета и запоздалым созреванием клеточных и гуморальных факторов иммунной системы.

Пред дошкольный период длится от 1 до 3 лет жизни. Характеризуется быстрым совершенствованием всех функциональных систем с некоторым снижением темпов физического развития, но интенсивным нарастанием мышечной массы. Стремительно развивается двигательная активность, в связи с чем повышается опасность травматизации ребенка. Познавания окружающего мира осуществляется с помощью всех возможных анализаторов, чаще полости рта (опасность аспирации инородных тел и отравлений). К концу 2-го года жизни заканчивается прорезывание зубов, формируется лимфоидная ткань носоглотки, наблюдается окончательное дифференцировки нервной системы, формируются устойчивые анализаторни-синтетические функции коры головного мозга. Происходит интенсивное развитие интеллекта, значительное усложнение трудовой деятельности, появляется способность к абстрактному восприятию. Для этого возраста характерны становление и быстрое совершенствование языка.

Среди заболеваний и патология органов дыхания, чаще встречаются детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш и др.).

Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявления, четко очерчиваются черты характера и поведения, поэтому воспитание в этот период становится главным элементом ухода за ребенком. В педагогике этот период называют «периодом упущенных возможностей», имея невнимании неправильные приемы воспитания.

Дошкольный период
(от 3 до 7 лет жизни) является периодом, когда ребенок посещает детский сад. В это время происходит первое физиологическое вытяжение, когда нарастание массы тела несколько замедляется, четко увеличивается длина костей. В 5-6-летнем возрасте начинается замена молочных зубов на постоянные. Достаточной зрелости достигает иммунная система. Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется игровая деятельность. В поведении проявляется половая разница мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы и увлечения. Развиваются тонкие навыки: умение ездить на велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, рисовать. Обладая хорошей памятью, дети склонны в этот период к чрезвычайно легкого запоминания и перевода стихов, сказок, усвоения иностранного языка.

Среди патологии преобладают , болезни органов дыхания.

Младший школьный период охватывает возраст от 7 до 12 лет жизни . У детей заканчивается морфологическое дифференцировки клеток коры головного мозга, особенно двигательной участка, и формирование периферического иннервацийного аппарата. Характерное не неустойчивое равновесие процессов возбуждения и торможения. Кора головного мозга доминирует над подкорковой участком и его вегетативными функциями. У детей этой возрастной группы начинает проявляться четкая половой диморфизм физического развития. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Молочные зубы полностью меняются на постоянные. Значительно растет мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

Среди патологии в этот период преобладают , почек, нервной системы, нарушение осанки и изменения со стороны органа зрения. Существенно увеличивается количество детей с избыточной массой тела и ожирением.

Период старшего школьного возраста, или полового созревания, начинается с 12-летнего возраста. Для девочек это период бурного полового развития, а для мальчиков — его начало. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез. Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем. Происходит интенсивное психическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление к самоутверждению.

Среди патологических состояний наибольшее значение имеют психоневрозы , функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и др.), дисфункции эндокринных желез (явления гипертиреоза, ожирение и др.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).