Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни позвоночника (разное)  /  «Как развивать своего ребенка?» интервью о детской нейропсихологии и возможностях человеческого мозга. «К нейропсихологу неплохо сходить хотя бы раз – как к стоматологу, для профилактики

«Как развивать своего ребенка?» интервью о детской нейропсихологии и возможностях человеческого мозга. «К нейропсихологу неплохо сходить хотя бы раз – как к стоматологу, для профилактики

В каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, а в каком – играть в шахматы? Почему некоторые дети знают правила, но все равно пишут с ошибками? Почему кто-то прекрасно запоминает стихи, но не может выучить времена года? Почему ребенок старается, а проблемы только накапливаются?

Об этом мы расспросили Светлану Корепанову, нейропсихолога, сотрудника Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. Лурия.

Нейропсихология – это наука на стыке медицины и психологии. Ее основная цель – понять, как связаны внимание, память и речь человека с различными мозговыми системами. Что работает, когда ребенок запоминает или учится говорить, какие задействованы отделы и связи в мозге.

К нейропсихологу в основном приходят с детьми, у которых что-то пошло не так. Например, беременность и роды проходили с осложнениями и ребенок при рождении получил какие-то диагнозы. Или если родителей что-то беспокоит - ребенок неуклюжий, плохо двигается, не может ходить по лестнице, долго не говорит, или, наоборот, гиперактивный, очень подвижный, неусидчивый, не может заниматься.

Детям, которые нормально развиваются, это тоже нужно. Зная все закономерности развития, в каком возрасте и в какой последовательности формируются различные отделы, можно более грамотно подобрать среду, которая будет оптимальна для развития ребенка. Грубо говоря, хорошо бы знать, в каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, в каком – играть в шахматы.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например. Когда мы начинаем грузить то, что сейчас не должно развиваться, то период (он называется сенситивный), когда должно происходить возрастное развитие каких-то систем, проходит не эффективно. И потом, как правило, мы сталкиваемся с тем, что эти системы недостаточно сформировались.

Консультация нейропсихолога нужна не всегда. Иногда родителям достаточно почитать литературу о том, как развивается ребенок. А вот если вы обращаете внимание на то, что в поведении ребенка что-то не так, он где-то отстает, тогда имеет смысл проконсультироваться, чтобы понять, в чем трудность. Если нейропсихолог скажет, что все хорошо и нужно просто время, чтобы что-то сформировалось, то можно продолжить обычное развитие. А если обнаружатся особенности в развитии, лучше их скомпенсировать, и чем раньше начать, тем меньше времени на это потребуется.

Александр Романович Лурия

психолог, основатель отечественной нейропсихологии

Сейчас многих детей приводят просто на диагностику. Пик таких обращений – перед школой. Современные родители грамотные и знают, что к школе нужна не только педагогическая готовность – знать буквы, уметь читать, а еще и зрелость ребенка, то есть готовность к нагрузкам, к обучению. Когда все системы сформировались, то и обучение будет идти не в ущерб здоровью, не со скрипом, а легко и эффективно. И вот если обратиться к нейропсихологу лет в шесть, то есть еще год, чтобы что-то подтянуть, закрыть слабые места.

Диагностика показывает, как работают все системы мозга, какое полушарие ведущее, как связаны полушария между собой. Это безаппаратное обследование, которое проводится в присутствии родителей. По сути это серия заданий, которые отличаются в зависимости от возраста. Ребенку нужно что-то нарисовать, запомнить, сделать какие-то движения. Для малышей все задания идут в игровой форме, их мы просим найти цвет, построить что-то, перешагнуть через что-то. В более старшем возрасте идут более сложные задания. Специалист оценивает выполнение заданий, смотрит, в чем трудности, и ищет причину. И уже связывая ошибки в какой-то синдром, представляет, как идет развитие, как сформировались на данный момент все системы и отделы мозга, как они работают.

На диагностику можно приходить где-то с 2-3 лет, когда уже запускается речь. Это первое обследование. До этого ребенка обычно наблюдает невролог, который смотрит на его психическое развитие по движениям - как ребенок держит головку, когда он пошел и так далее. А с 2-3 лет уже принимают нейропсихологии. Они могут провести диагностику и подсказать, как дальше развиваться, на что обращать внимание.

В 10 лет тоже не поздно прийти для диагностики. Ребенок еще развивается, все системы мозга гибкие и пластичные. Чаще к нейропсихологу приводят именно школьников, потому что трудности становятся объективными, а не просто «мне кажется, ребенок что-то делает не так», появляются оценки.

Если у ребенка трудности с математикой, он плохо читает или пишет с ошибками – нужно понять причину. Нейропсихолог смотрит, как созрели все системы мозга. Если все системы развиты в норме, без особенностей, то мы просто говорим – найдите хорошего репетитора, который объяснит какие-то правила. Но обычно с такими незначительными трудностями родители сами справляются. А когда есть функциональная несформированность – какие-то связи не созрели, какие-то отделы еще не работают, тогда родителям сложно самим разобраться.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием. То есть полушария работают у ребенка отдельно – отдельно слово, отдельно образ и картинка. То есть здесь не памятью надо заниматься, а сформировать связи между правым и левым полушарием. Часто это делается с помощью движений, физических упражнений.

Или бывает, что стихи идут отлично, а времена года не запоминаются. В чем тут дело? Когда мы запоминает стихи, тут работает не только память, но и отделы мозга, которые отвечают за восприятие ритма. Этот ритм помогает ребенку запоминать стихи без особых усилий. А когда нужно запомнить определенную последовательность, например, времена года или завтрак-обед-ужин, то здесь совместно с памятью работает отдел пространства, это первое, это второе, это за этим. И вот когда пространственные отделы слабенькие, еще не созрели в полную силу, то такие последовательности запоминать сложно. То есть это не потому, что память плохая, тут нужно не с памятью работать, а сформировать представление о пространстве – и тогда ребенку все легко удается.

Также и трудности с письмом – тут могут быть совершенно разные механизмы. Если не сформирован отдел регуляции, то ребенок очень хорошо может знать правило, к примеру, что «жи-ши» пишем с буквой «и», и тут же написать слово машина через «ы». Если не сформированы пространственные представления, а это другие отделы мозга, тогда могут быть ошибки с зеркальностью букв, с перестановкой букв местами, заменой каких-то похожих букв.

Чтение – это сложная функциональная система, в которой участвует много различных компонентов. И при несформированности какого-то компонента выпадает весь процесс. Чтобы помочь ребенку, нужен не просто тренинг – больше писать, больше читать - а нужно устранить причину. Есть такие упражнения, которые, казалось бы, не связаны с письмом и чтением. Например, проблема – ребенку трудно переключаться с буквы на букву, он очень медленно пишет, окончания не дописывает. Тут нужно отработать систему движения, моторику, чтобы научиться быстрому переключению, тогда письмо быстро автоматизируется и ошибки уходят.

Иногда проблемы могут пройти сами собой, мозг сам компенсирует недостающие связи. Бывает, что какой-то отдел не сформирован, но ребенок выполняет то же самое задание другими способами, то есть он сформировал системы, которые ему помогают, и компенсирует пробел самостоятельно.

А бывает, что компенсации сами не складываются - или среда не так удачно для ребенка сложилась, или есть неблагоприятные факторы, например, соматические заболевания, стрессы. Тогда трудности накатываются одна на другую, как снежный ком, и в результате образуются достаточно серьезные проблемы, которые в более старшем возрасте решить сложнее.

Мой совет – это много заниматься с ребенком, проводить с ним много времени. То есть ребенок эффективнее всего развивается, когда он не сам играет, а когда родители активно включаются, стараются создать ребенку богатую среду.

С другой стороны, сейчас детей очень сильно перегружают. Когда секций и занятий слишком много, ребенок физически очень истощается, это тоже дает дисбаланс в развитии. На этом фоне начинают проявляться соматические заболевания. То есть надо играть с удовольствием, но не перегружать ребенка сложными и объемными заданиями, не требовать от него быть успешным во всех секциях.

В раннем возрасте больше обращайте внимание на подвижные игры, на игры с движением. Потому что очень много систем закладывается через развитие моторных функций. Некоторые родители увлекаются развитием речи, чтения и мышления, а вот то, что ребенку очень важно двигаться – про это забывают. Когда мы делаем диагностику, то видим, что очень много трудностей связано с тем, что не сформировались те отделы, которые формируются через движение. Родители просто не обращают внимание, когда ребенок пополз, когда научился стоять на одной ножке, когда прыгать. Да, сейчас такое время, что и гулять отпустить одних детей не можем, и гаджеты провоцируют сидячий образ жизни с самого раннего возраста. Но нужно помнить, что потом это очень сильно сказывается. Потому что мозговые системы формируются через движение.

Досье: Юлия Малафеева , 1978 г.р. Окончила факультет психологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. С 1999 г. – клинический психолог в областной детской психиатрической больнице №5, имеет первую медицинскую категорию. С 2001 года занимается нейропсихологической коррекцией детей разных возрастов, ведет практикум по детской нейропсихологии и читает курс лекций по психологии аномального развития на факультете психологии УрГУ. Прошла курс повышения квалификации по поведенческой психологии и психотерапии, регулярно повышает квалификацию по клинической психологии. Методики нейропсихологического сопровождения развития детей от трех лет применяет с 2003 г. В настоящее время ведет по этим методикам развивающие занятия в . Воспитывает 10-месячную дочку.

U- mama: Чем нейропсихология отличается от психологии и психотерапии, а нейропсихолог – от психолога?

Ю.М.: Нейропсихология – это отрасль психологии, она находится на стыке психологии и физиологии, на грани с медицинскими науками. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность, психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что за чем, в какой очередности должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться. Ведь если что-то начинать развивать раньше, чем к этому готов мозг, то развитие ребенка будет дисгармоничным. Чаще всего это проявляется в школе, когда ребенок начинает получать плохие оценки и не может справиться со школьной программой. И это происходит не потому, что он глупый или у него мало знаний, а потому, что на ранних этапах у него не сформировалась некая основа.

U- mama: И как сделать так, чтобы у ребенка все сформировалось вовремя? Многим ли необходимы занятия по нейропсихологической коррекции?

Ю.М.: Для детей 3-5 лет я очень осторожно отношусь к слову «коррекция», поскольку невозможно исправлять то, что еще не сформировалось. В три года у ребенка мозг еще недостаточно зрелый, чтобы говорить о каких-то нарушениях. Конечно, у каждого есть особенности развития, что-то может быть развито лучше, что-то – хуже. Мы называем наши методики сопровождением развития. И мы организуем детям такие формы деятельности, чтобы все зоны мозга развивались равномерно и получали достаточную стимуляцию. Скажу так: насущной необходимости в подобных занятиях у большинства детей нет. Но при условии, что родители полноценно занимаются с ними дома. Что значит «полноценно»? Это не значит сидеть с ребенком за столом и учить буквы. Это значит, что ребенок достаточно двигается, много общается, с ним гуляют в лесу, где позволяют ползать по деревьям; постоянно обращают его внимание на то, где право и лево, верх и низ, много рисуют с ним, причем по-разному. А в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что родители, например, рано начинают учить ребенка читать и не уделяют внимания другим аспектам. В моей практике был мальчик, которого научили хорошо читать в три года. Но он был зажат, напряжен, очень тихо разговаривал, у него было много невротических проявлений, ему было сложно общаться – то есть одни способности развились в ущерб другим. Но даже при отсутствии у ребенка видимых проблем, когда мы занимаемся с ним нейропсихологическим развитием, мы можем точно себе сказать: мой ребенок получит полноценную стимуляцию всех зон мозга, насколько это в принципе возможно.

U- mama: В возрасте 5-6 лет и старше нейропсихологические методики – это тоже сопровождение развития? Или здесь уже можно говорить о коррекции нарушений? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Ю.М.: Наиболее интенсивно основные мозговые структуры развиваются в возрасте до 3 лет, затем до 7 лет они интенсивно доформировываются, а дальше эти процессы идут все медленнее и завершаются приблизительно к 12 годам. И в 11-12 лет, как правило, к нейропсихологу приходят уже с реальными проблемами, когда требуется серьезная коррекция и реабилитация, которую лучше проводить в индивидуальном порядке. Что касается 6-10-леток, мы часто встречаемся с проблемой гиперактивности, с различными неврологическими диагнозами, которые обусловливают нарушение внимания, памяти, усидчивости. Перед школой такая нейропсихологическая подготовка бывает крайне полезна: мы не учим читать и писать, мы учим умению себя контролировать, сосредоточивать внимание, правильно анализировать материал. По большому счету, я бы рекомендовала родителям всех дошкольников при подготовке к школе уделять больше внимания не столько обучению навыкам чтения или счета, сколько тому, чтобы ребенок мог сидеть за партой в течение 40 минут, умел достаточно регулировать свой мышечный тонус. Что происходит, если этому не научить? Ребенок сидит за партой и пишет, но он весь напряжен, зажат – напряжены плечи и руки, ноги высунуты из-под парты. И сил на усвоение материала у него при всем его интеллекте просто не хватает! У нас есть конкретные упражнения, которые позволяют этот мышечный тонус регулировать. И ребенок будет писать рукой, а не всем телом, и у него больше сил останется на познание.

U- mama: Поскольку речь идет о мозговых структурах, иногда – о последствиях неврологических проблем, взаимодействует ли нейропсихолог с неврологом? С другими специалистами?

Ю.М.: Да, и очень сильно. Более того, некоторые нейропсихологические упражнения позволяют заменить или, правильнее сказать, дополнить легкую противоорганическую терапию. Есть упражнения, которые увеличивают кровоснабжение головного мозга: можно пропить тот же циннаризин, а можно научить ребенка правильно дышать, и он уже сам себя будет компенсировать. Естественно, если есть какие-то выраженные проблемы, мы рекомендуем наблюдение у невролога. К логопедам тоже направляем. Хотя мы и не ставим звуки, на наших занятиях присутствует много артикуляционных упражнений, поэтому моторный аппарат речи мы готовим. Но бывают случаи, когда имеет место тяжелое недоразвитие, или когда у ребенка звук уже неправильно сформировался, и тогда мы советуем обратиться к логопеду.

U- mama: Когда становятся заметны результаты занятий и в каком случае эффект наступает быстрее – на стадии профилактики или на стадии коррекции нарушения?

Ю.М.: Конечно, между профилактикой и коррекцией огромные различия. Если 6-7-летний ребенок приходит с какой-то проблемой, на ее коррекцию может уйти год, чтобы мы увидели положительные результаты. Если мы начали работать с маленьким ребенком, помогая ему развиваться, он этих же вещей достигает за 2-3 месяца, и у него это получается гораздо лучше. Занятия проходят ступенями, и у нас были дети, которые на третью-четвертую ступень приходили, превышая все нормы развития по возрасту, хотя в начале складывалось впечатление, что была небольшая задержка в развитии. Конечно, более заметны результаты на сложных случаях, тогда, когда у ребенка в начале занятий что-то совсем не получалось. Например, у нас занимался ребенок, который говорил только гласными звуками. И к 16-му занятию в его речи появились согласные. Часто бывает так, что результаты во время цикла занятий не видны, а проявляются за два месяца перерыва между ступенями – начинает развиваться речь, практически все начинают рисовать. Улучшается усидчивость, дети начинают лучше выполнять правила, в том числе и дома.

U- mama: Почему вы начинаете заниматься с трех лет? Почему не раньше?

Ю.М.: Когда мне предложили вести развивающие занятия для трехлеток, я вообще сначала не соглашалась, потому что все нейропсихологические коррекционные методики, которым я обучалась и о которых читала в литературе, были предназначены для детей в возрасте от 5-6 лет, а в основном все рассчитано на младших школьников. Но мы с коллегами решили попробовать и, к своему удивлению, увидели хорошие результаты. Вообще знать о нейропсихологии и заниматься со своим ребенком имеет смысл, как только ребенок родился, и даже еще до того, как он родился. Сейчас я хожу со своей 10-месячной дочкой на обычные развивающие занятия , которые тоже проходят в «Ладе»: там используются некоторые нейропсихологические элементы. Но наша программа – это не просто элементы, это системная методика, под которую подведены научные исследования закономерностей развития мозга и способов воздействия на его зоны. Такие занятия имеет смысл начинать с трех лет по ряду причин. Во-первых, мы занимаемся без родителей.

U- mama: Так родители на занятиях не нужны? И как остаются трехлетки, особенно несадичные?

Ю.М.: Родители противопоказаны! Потому что дети в присутствии родителей ведут себя совершенно иначе, чем в их отсутствие. Возраст три года, если учитывать не только нейропсихологические знания, но и возрастную психологию, - это возраст, когда у детей начинается социализация, когда они должны учиться переключению с тесного взаимодействия с мамой на сверстников, на других людей. В три года уже появляется такая особенность, как удовольствие от оценки, - и это отличная мотивация к занятиям. За годы моей работы было лишь несколько человек, которые не остались. Но в этом, скорее, проявлялись трудности мамы (иногда папы) – отпустить своего ребенка. После пяти занятий, если ребенку все время требуется мама, мы объясняем родителям, что наш формат им пока не подходит. Но в большинстве случаев мы можем заинтересовать детей.

U- mama: Чем вы занимаетесь на занятиях?

Ю.М.: Обо всем рассказывать нет смысла, лучше прийти на презентацию программы 3 апреля или сразу на занятия. Мы делаем и дыхательные упражнения, и самомассажи, всевозможные пальчиковые, язычковые упражнения, упражнения на межполушарное взаимодействие. На каждую нейропсихологическую методику придумана игровая форма, которая интересна детям. Кроме того, мы рисуем, в том числе и двумя ручками, обязательно ползаем разными способами (это особенно полезно тем, кто недоползал в раннем детстве). Всегда на занятиях есть игры – и коммуникативные (на общение), и на развитие способности к саморегуляции (умению себя контролировать). В конце занятия проводим релаксацию: дети ложатся на коврики и под музыку слушают наши сказки. Кстати, эту часть занятий очень любят родители, потому что мы предлагаем таким образом дома укладывать детей спать, и многие дети на это соглашаются. Обязательно награждаем детей – даем им медали за то, что они что-то делают: за то, что занимаются самостоятельно, без мамы, за то, что некоторое время спокойно сидят на коврике, и так далее.

U- mama: Чем отличаются занятия малышей от занятий более взрослых детей? Будут ли группы, например, для десятилеток?

Ю.М.: Да, можно заниматься и с десятилетками. Вся структура занятий сохраняется, в зависимости от возраста изменяется их интенсивность и наполненность. Ведь как строится нейропсихологическая коррекция? Считается, что если ребенок пропустил какой-то этап развития, то берется все с раннего детства и повторяется. Понятно, что навыки ползания десятилетка освоит быстрее, чем трехлетка. Поэтому у более взрослых детей программа интенсивней и сложнее, ведь многие навыки у них уже развиты, и некоторые вещи им даются быстрее. Подключаются когнитивные занятия – угадать на ощупь цифру или нарисованную на спине фигуру и так далее.

U- mama: Сколько длится одно занятие и сколько занятий в неделю?

Ю.М.: Занятие длится 40-45 минут, проходит, повторюсь, без родителей, им разрешается только подглядывать. На первых занятиях, если это маленькие дети, мы просим, чтобы родители никуда не уходили, открываем дверь и говорим детям, что всегда можно подойти, проверить маму, а потом вернуться обратно. Частота встреч - два раза в неделю.

U- mama: Это обязательно? Можно ли заниматься реже?

Ю.М.: Здесь ситуация аналогична физическим тренировкам: мы, конечно, можем посещать их нерегулярно, но в результате мышечный аппарат не разовьется.

U- mama: Отсюда и название программы – «Гимнастика для ума»?

Ю.М.: Существует понятие «бодибилдинг» – построение тела, а эту программу можно было бы назвать «брэйнбилдинг» - построение мозга. У детей мы именно помогаем выстраиваться мозговым структурам; организуем такую стимуляцию, которая способствует нарастанию связей между нервными клетками, мейолинизации нервных волокон.

Ю.М.: Что касается занятий с детьми 3 лет – да, мы разрабатывали ее втроем с моими коллегами, сейчас пишем методичку. С трехлетками до нас, может быть, кто-то и работал, но таких данных мы найти не смогли, хотя достаточно тщательно искали.

U- mama: Чем чреваты пропуски занятий? Дети забывают навыки?

Ю.М.: Дело не в том, что забывают. Регулярные занятия необходимы для того, чтобы связи между клетками нарастали, и мозг развивался, а для этого надо повторять и повторять. Вспомните, как вы учились водить машину. Пока все эти движения не отпечатаются в мозгу на подкорке, ты будешь думать о том, что и в какой последовательности сделать. Ты будешь смотреть на рычаг переключения передач и, может быть, даже на педаль сцепления, соображать, что и куда двигать, и при этом еще желательно не отпускать руль (смеется ). А потом, со временем, когда ты переключаешь передачи, ты начинаешь делать это автоматически, не думая, что за чем следует. И чтобы «записать» на мозг эту информацию, нарастить эти связи, надо повторять и повторять. Точно так же и на наших занятиях. Первое время родители часто спрашивают: почему на занятиях из раза в раз повторяются многие вещи? И мы объясняем, что мы отрабатываем навык: пока ребенок не начнет выполнять его «на автомате», пока это не «запишется» у него на уровне мозга, сложнее упражнений мы вводить не будем. Потому что иначе это просто развлечение, без пользы ребенку в плане нейропсихологии, в плане образования связей между этими клетками.

U- mama: На сколько занятий рассчитан цикл и в каких случаях требуется прийти повторно?

Ю.М.: Мы говорим о 16 занятиях. Практика показывает, что за это время мы даем детям некий толчок к дальнейшему развитию, после чего они уходят на двухмесячный перерыв. По окончании цикла мы встречаемся с родителями и рассказываем, как ребенок занимался на группе, что у него получалось хорошо, а с чем надо поработать. Рекомендуем упражнения для занятий дома, особенно если какая-то функция слабая. Кому-то советуем прийти на следующую ступень, кому-то – повторить первую ступень; кому-то говорим, что острой необходимости в продолжении занятий больше нет, но их можно посещать по желанию.

U- mama: Имеет ли смысл приходить с ребенком после садика? Не слишком ли он устал, чтобы воспринимать еще 40 минут занятий?

Ю.М.: Я повторюсь, у нас это не занятие, это игра. И если в садике чаще всего на 10-15 человек приходится один педагог, то у нас в группе – 6-8 детей и двое психологов. Каждому ребенку уделяется внимание, его награждают. Дети испытывают от этого удовольствие. А когда человека за какую-то деятельность постоянно награждают (это методики поведенческой психотерапии), впоследствии награда ему становится не нужной, и он уже получает удовольствие от самой деятельности.

Презентация программы нейропсихологического развития «Гимнастика для ума» пройдет в Центре родительской культуры «Лада» 3 апреля в 18-30 по адресу ул. Смазчиков, 8-28.

Вход свободный!

Справки и запись в группы по телефону: 213-20-41

Центр родительской культуры «Лада»

Наши адреса в Екатеринбурге:

1. бульвар Денисова-Уральского, 14-121. Тел.: 213-20-31

2. улица Смазчиков, 8-28. Тел.: 213-20-41

3. улица Латвийская, 51-8. Тел.: 217-55-48

Единая справочная: 213-40-08

сайт центра: