Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни позвоночника (разное)  /  Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком). Протокол наблюдения за агрессивным ребенком

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком). Протокол наблюдения за агрессивным ребенком

«Дитя природы» - это выражение в полной мере относится к маленьким детям, потому что им пока неведомы законы общей нормы поведения, принятые в нем. Их обидели - понравилась игрушка - силой отнимает ее сосед, нисколько не задумываясь, правильно ли это. Подобное поведение, которое психологи называют детской агрессивностью, абсолютно нормально. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем естественным образом пойти на убыль. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка - тематика публикации.

0 62899

Фотогалерея: Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

У малышей она не редкость - каждый ребенок хоть раз в жизни толкнул или стукнул другого, без этого не обходится даже у самых спокойных и воспитанных детей. Не надо быть Сухомлинским, чтобы объяснить малышу, стукнувшему другого лопаткой на детской площадке или отнявшему понравившуюся игрушку, что так делать не следует. Почему? Большинство детей пусть не с первого раза, но уж с третьего, с пятого способны это понять: потому что другому так же больно или обидно, как было бы тебе, если бы подобным образом поступили с тобой. Возрастной спад агрессии связан с элементарными вещами - с тем, что дети растут и под воздействием воспитания начинают лучше понимать окружающих и самих себя, стараясь вести себя более гибко. Они приучаются к управлению своими эмоциями и их сдерживанию, к разрешению конфликтов неагрессивными способами - словами, а не кулаками. Происходит неизбежный для большинства детей процесс социализации, и к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

Особенности драчунов

Однако не со всеми детьми происходят подобные метаморфозы. Есть и такие, кому трава не расти, дай только применить силу. Такие ребята изначально наделены большей вспыльчивостью, непредсказуемостью, вздорностью. Они испытывают трудности в общении со сверстниками, обладают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Такие дети недостаточно внимательны к чувствам окружающих, чрезмерно обидчивы и при этом не умеют отстаивать свои интересы с помощью адекватных аргументов. Эмоционально неудовлетворенные, они стремятся компенсировать это в причинении боли окружающим - прежде всего, физической. Лучшая защита для них - это нападение. Оно дает им пусть шаткое и временное, но хоть какое-то внутреннее равновесие. Интерпретируя действия других детей как враждебные, такой ребенок своими реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. При этом получается заколдованный круг - кто из сверстников захочет водиться с тем, кто чуть, что набрасывается на тебя с кулаками? Своим поведением такие дети отталкивают окружающих, вызывая их не‑ приязнь, недружественное, враждебное отношение. А это, в свою очередь, усиливает агрессивность, провоцирует ребенка на новые неадекватные поступки, возбуждая в нем страх и гнев. То есть он и рад бы общаться с ребятами, он отчаянно пытается найти выход из тупика, восстановить, так сказать, социальные связи, да только не знает, как сделать это в нормальной, здоровой форме.

Мальчики агрессивнее?

Ученые до сих пор не пришли к определенному выводу, является ли агрессивность мужчин, а значит, и мальчиков, биологически предопределенным качеством? Да, согласно множеству исследований мужчины и в самом деле чаще ведут себя боле агрессивно, чем женщины, причем в любом возрасте. Реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Если мама начнет читать мораль: «А если тебя ударят, тебе же не понравится», ребенок, скорее всего, пропустит нудную лекцию мимо ушей. Иногда достаточно просто сказать: «Ваня, нет!», когда драчун замахнется. Как бы всем очевидно, что и мальчики ведут себя более жестко, чем девочки, чаще дерутся. Однако доказательств их генетической предрасположенности к подобному поведению ни медики, ни биологи предъявить нам не могут. Возможно, дело в другом - в культурно-воспитательной традиции. Социальные модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от тех моделей, которые предоставляются на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Чего стоит одно выражение «сильный пол», давно укоренившееся в похожих вариантах в самых разных языках мира. Как только ребенок начинает ходить и вступает в контакт с ровесниками (то есть буквально уже на втором году жизни), появляются существенные различия в воспитании мальчиков и девочек, в том, что родители и общество ожидают от тех и других, а следовательно, и в формирующихся особенностях личности. Мальчика с раннего возраста хвалят за смелость, боевитость, активность, умение дать отпор, постоять за себя. Напористую и энергичную девочку, стремящуюся командовать и самостоятельно «разбираться» с обидчиками, за подобные же качества часто осуждают. Так что можно предположить, что это все же благоприобретенное, а не врожденное качество.

Почему они такие

По наблюдениям психологов, агрессивным детям, как правило, элементарно не хватает любви и понимания со стороны близких. Часто в семьях, где растут такие дети, царит авторитарный стиль воспитания. Вместо полноценного общения родители (как правило, это в первую очередь жесткий и брутальный папа) отдают приказы и ждут их четкого выполнения. Бывает и так, что ребенком вообще крайне мало занимаются, он растет сам по себе, чувствуя свою ненужность, отсутствие душевного контакта, холодность и безразличие родителей. Эгоцентрический стиль воспитания тоже приводит к повышенной агрессивности. Ребенку внушается, что он пуп земли, вокруг которого вращается вся вселенная. Понятно, что другие дети и взрослые об этом не знают, и их поведение вызывает у такого ребенка неприятие и капризы, доходящие до скандалов и драк. Травмирующее влияние на психику детей оказывают и ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день скандалят между собой, ребенок поневоле перенимает такой стиль общения. Для него это становится нормой. Так что родителям, которые заметили у своих детей повышенную драчливость, первым делом стоит взглянуть со стороны на самих себя. Очень может быть, что и вы сами не всегда контролируете собственные агрессивные импульсы. Надо помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, наблюдая за поведением окружающих людей (и в первую очередь, своих родителей).

Преступление и наказание

Если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Однако загвоздка в том, что и применение наказания для отучения от агрессии ее тоже часто усиливает. Особенно это касается физических наказаний. Кстати, часто именно они приводят к тому, что ребенок начинает бить других. Для того чтобы детская агрессия была не просто подавлена, а сошла на нет, нужны более сложные пути. Важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Так что лекарством от повышенной агрессивности может стать только доверительное, дружелюбное отношение к ребенку. Участие отца, своим примером показывающего сыну, что подлинная мужественность заключается не в умении красиво расквасить нос обидчику, а в том, чтобы направить свою физическую силу в какое-то полезное русло. Можно переключить внимание, скажем, на какую-то «правильную» физическую активность. Хороший способ - записать драчуна в спортивную секцию, которой руководит опытный тренер, обладающий психологическими навыками. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок зол на кого-то, пусть возьмет да и поколотит эту подушку. Такой совет часто дают психологи и своим взрослым клиентам, ведь совсем не испытывать агрессивных чувств может только святой. Поскольку мы с вами к ним явно не относимся, стоит научиться и научить своих детей контролировать свои отрицательные эмоции, не портя жизнь ни себе, ни окружающим.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

, 957.22kb.

  • Практикум: «Оценка и повышение эффективности комплекса маркетинга» Анализ и «чистка» , 62.07kb.
  • Курс лекций и практикум. 6-е изд., перераб и доп , 44.04kb.
  • Практикум по курсу "Коммерческое право" , 1874.08kb.
  • Практикум по овцеводству семей, 2008 , 2449.75kb.
  • Практикум санкт-петербург 2005 удк 71 (075. 80) Ббк , 2338.2kb.
  • Практикум по химии Анкудимова И. А., Гладышева , 2202.13kb.
  • А. А. Сизова законодательная метрология практикум , 754.77kb.
  • Глава 2

    Методики наблюдения

    2.1. МЕТОДИКИ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

    В этой главе рассматриваются два вида наблюдения: формализован­ное и неформализованное. Раскроем более подробно специфику этих видов наблюдения и приведем конкретные методики каждого из них.

    К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касать­ся оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны бал­лы или мера выраженности в других формах). Может быть ограничен набор наблюдаемых признаков. В этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать их наличие или отсутствие. Термин «формализован­ный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюде­ние. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть форма­лизованы результаты наблюдения, если они получены на репрезента­тивной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, норматив­ное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющи­мися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

    Второе условие отнесения методики к формализованной состоит в том, что введенное в наблюдение ограничение должно быть постоян­ным на протяжении всего исследования. Это условие может относить­ся к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям. Например, все ис­пытуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков (объектов наблюдения).

    Называя методику формализованной, мы хотим подчеркнуть, что есть виды наблюдения, где исследователь полностью зависит от жиз-

    Ненных реалий, ничего в них не ограничивая, а только фиксируя изме­нения, которые он наблюдает.

    Формализация всей программы наблюдения и статистическая про­верка получаемых результатов с составлением нормативных шкал по­зволяют создать стандартизированную методику наблюдения. В каче­стве примера можно назвать «Карту наблюдений Стотта». Представ­ленная в ней схема наблюдения состоит из 16 симптомокомплексов, в соответствии с которыми приведены оценочные шкалы.

    Методики формализованного наблюдения существенно корректи­руют те недостатки, которые присущи наблюдению. Появляется воз­можность более четкого и полного сопоставления результатов различ­ных наблюдений, исключается отрицательное влияние наблюдателя (его субъективность), может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов, а также установлены не только факты, но и их причины.

    Ниже приводятся методики наблюдения, созданные и апробиро­ванные разными авторами. Эти методики могут быть отнесены к фор­мализованным.

    Перечень методик наблюдения, включенных в книгу

    1. Методика наблюдения за поведением организатора дискуссии меж­
      ду детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п. (сост.
      Н. Ю. Скороходова).
    2. Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на
      уроке (сост. Л. А. Регуш).
    3. Методика экспертной оценки невербального поведения личности
      (сост. В. А. Лабунская).
    4. Методика наблюдения за проявлением настойчивости и упорства в
      процессе тренировочного занятия или соревнования (сост. А. Ц. Пу­
      ни).
    5. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (сост.
      А. Ц. Пуни).
    6. Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании
      (для детей от б до 15 лет) (сост. Ш. Гьюричова, П. Гусникова).
    7. Шкала оценок для измерения реактивности ученика (сост. Я. Стре-
      ляу).
    8. Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся
      на уроке (сост. А. В. Викулов).






    9. Методика наблюдения за процессом решения учащимися задач (сост. А. В. Орлова).

    1. Карта наблюдений Стотта.
    2. Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленько­
      го ребенка (сост. N. Bayley). (
    3. Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений
      подростков (сост. А. Т. Грецов).
    Методика наблюдения

    за поведением организатора дискуссии между детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п.

    (Возрастные особенности дискуссий в группах школьников / Сост. Н. Ю. Скоро-ходова. - Петрозаводск, 1984. - С. 16-18)

    Инструкция. По предложенной схеме можно провести как наблю­дение, так и самонаблюдение за организацией дискуссии. Для этого нужно на шкале баллов обвести то значение, которое, по мнению на­блюдателя, характеризует ту или иную сторону поведения организа­тора дискуссии.

    Очень полезно сопоставить самооценку поведения и экспертные оценки. Значительные отличия в оценках говорят о неумении ведуще­го дискуссию контролировать и оценивать свое поведение. Анализ оце­нок поможет также обнаружить дефекты в ведении дискуссии и в даль­нейшем направить усилия на корректировку своего поведения.

    Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

    (Составитель Л. А. Регуш)

    Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке. Инструкция эксперту-наблюдателю:

    /. Подготовка к посещению урока (занятия)

    1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

    Л. Проведение наблюдения

    1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и уста­
      новлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели
      наблюдения.
    2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схе­
      ме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, выска­
      зывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздей­
      ствий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказы­
      ваний к определенному виду, можно воспользоваться словарем
      терминов).
    3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие
      в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует исполь­
      зовать при проведении анализа и подведении итогов.
    Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

    (Составлен по: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1964)

    Замечание - выговор, указание на ошибку.

    Интонация - повышение или понижение голоса при произноше­нии; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

    Инструкция - сформулированная в слове последовательность дей­ствий,

    Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

    Команда - краткий устный приказ.

    Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил.

    Нотация -- наставление, выговор.

    Ободрение - внушение бодрости, поднятие настроения.

    Порицание - выговор, осуждение.

    Поощрение - то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, со­чувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

    Просьба - обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.

    Распоряжение - 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

    "Угроза - запугивание, обещание причинить зло.

    Указание - наставление, разъяснение, указывающее, как действо­вать.

    Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

    Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

    ///. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

    1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и запи­
      сать соответствующую цифру в графу 5.
    2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проста­
      вить эти данные в графе 6.
    3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, ко­
      торые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными
      в графах 1 и 3.
    Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

    В графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

    Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологиче­ские проблемы понимания людьми друг друга // Психология межлич­ностного познания. - М.: Педагогика, 1981).

    4. Сделать вывод:

    А) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздей­
    ствиях на учащихся, принимая во внимание, что 1 -4 - высокие, 5-8 -
    средние, 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздей­
    ствий;

    Б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздей­
    ствий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из ос­
    новных показателей коммуникативной культуры является понимание
    ученика.

    5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать за­
    ключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя,
    то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в
    схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения,
    и использовать эти данные для разрешения сомнений.

    Методика экспертной оценки невербального поведения личности

    (Эмоциональные и познавательные ха­рактеристики общения / Под ред. В. А. Ла-бунской. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 150-153)

    Инструкция. Вы часто общаетесь с... и, конечно, хорошо знаете его (ее) поведение, привычки. Выскажите, пожалуйста, свое мнение об особенностях его (ее) неречевого (невербального) поведения, ответив на вопросы, приведенные ниже. Оцените, как часто проявляются те или иные особенности поведения... в общении с вами и другими людьми.



    Вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17 касаются общей оценки невербального репертуара личности с точки зрения его разнообразия, гармоничности, индивидуализированное™ и др.

    Вопросы 2,4,7,11,14,18,20 характеризуют способность человека к адекватному пониманию различных компонентов невербального по­ведения партнера.

    Вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19 определяют способность к управле­нию, к целенаправленному использованию невербальных средств в общении.




    Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

    (Практические занятия по психоло­гии / Под ред. А. Ц. Пуни. - М.: Физиче­ская культура и спорт, 1977. - С. 120-121)

    Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

    Поведение

    Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реак­
    тивность ". 1

    Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание
    направлено на предстоящую соревновательную деятельность
    (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических
    приемов и т. п.) 2

    Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено
    на возможный конечный результат (итог) соревнования 3

    Частая смена настроений, раздражительность 4

    Мимика, пантомимика

    Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты 1

    Мимика и пантомимика не отличаются от обычных 2

    В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные

    Движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре 3

    Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения голо­вой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз.

    Бурная жестикуляция 4

    Движения

    Движения замедленные, вялые 1

    Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно 2

    Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движе­
    ний нет 3

    Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излиш­
    ними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движени­
    ями всего тела 4

    Статические позы

    Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические
    положения 1

    Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельства­
    ми. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной
    смене." 3

    Позы неудобные, частая их смена 4

    Речь

    Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос 1

    Обычная речь 2

    Речь более учащенная, более громкая или более выразительная,

    Чем обычно 3

    Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные

    Вегетативные сдвиги

    Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кож­ных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, сла­бости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их... 1

    Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус
    мышц обычный 2

    Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание
    чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус
    мышц обычный или несколько повышен 3

    Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. По­
    вышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покрасне­
    ние кожи лица и тела. Мышцы напряжены 4

    В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оцен­ка 2 балла соответствует обычному - фоновому - эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной об­становке; оценка 1 балл - недостаточному эмоциональному возбужде­нию (предстартовой апатии); оценка 3 балла - повышенному по срав­нению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); оценка"4 балла - состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

    Схема наблюдения за ребенком

    при психологическом обследовании

    (для детей от 6 до 15 лет)

    (Черны В., Комарик Т. Компендиум пси­ходиагностических методов. - Братисла­ва, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)

    При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю­дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно­го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв­лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога - отметить характерные для ребенка особенности.

    Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу­ющих частей:

    1. прямое наблюдение;
    2. производные характеристики;
    3. темы для беседы.
    Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на­блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:
    1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги­
      гиена, косметика, одежда.
    2. Характеристики речи - голос, темп, разговорчивость, произноше­
      ние, словарь, вербальные реакции.
    3. Общая подвижность - быстрота, точность, целенаправленность,
      напряженность, нарушение подвижности.
    4. Социальное поведение - установление контакта, изменения пове­
      дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость,
    качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
    1. Настроение - эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
      серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш­
      них факторов.
    2. Поведение в ситуации решения задач (теста) - отношение к зада­
      ниям, рабочие навыки, внимательность.
    3. Признаки невротической напряженности - движения рук, грима­
      сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.
    Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност­ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об­становка.

    В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди­тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи­теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа­сения, страх, ситуации нагрузки.

    Шкала оценок для измерения реактивности ученика

    (Стреляу Я. Роль темперамента в пси­хическом развитии / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1982. - С. 157-160)

    Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработан­ная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной систе­ме, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем вари­анте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум - 10. При этом уро­вень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает ис­пытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактив­ности, 10 - 0 максимальной.

    Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкцией, позволя­ющей читателю попытаться применить ее для своих целей.

    Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следу­ет исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

    Цифра 1 - наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюда­емые движения ученика совсем лишены энергичности.

    Цифра 5 - самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень, энергичны).

    Цифра 3 - средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

    Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных за­трат времени, суммируйте полученные результаты.

    Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся на уроке

    (Викулов А. В. Выразительные движе­ния учащихся и их психологическая клас­сификация: Дис... канд. психол. наук. - Л., 1986.-С. 94)

    Зона лоб-брови:

    • сведение - опущение бровей,
    • поднятие бровей.
    Зона глаз:
    • увеличение - уменьшение глазной щели,
    • поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века,
    • характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом пред­
      мете или сходятся за пределами предмета),
    • направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза),
    • напряженность взгляда.
    Зона от основания носа до подбородка:
    • изменения уголков рта (оттянуты-опущены),
    • тонус рта,
    • размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).
    Зона головы:
    • лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение-умень­
      шение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсут­
      ствует лицеаая обращенность,
    • изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо),
      по вертикали (поднята, опущена),
    • способы фиксации головы через опору на руку.
    Зона шеи:

    Изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы
    йо вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор).

    Зона туловища:

    • изменения положения туловища по отношению к предмету,
    • обращенность плоскости туловища к предмету в относительной
      и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращен­
      ности).
    Зона рук:
    • тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроиз­
      вольный контакт с партой, другими предметами),
    • движения, являющиеся средствами самовоздействия, самости­
      муляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими час­
      тями тела.
    Зона ног:
    • изменение тонуса ног;
    • смена позиции ног.

    1.2 Методы исследования агрессивного поведения.

    Агрессия сравнительно недавно стала объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

    1.2.1 Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.

    Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту». Например, исследователь может оправиться по барам, злачным местам, записывая, кто вел себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (бил посуду, кричал).

    Схожий метод – опрос людей, – каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких неэкспериментальных подходах исследователь избегает любого прямого вмешательства или поощрение поведения, причиняющего вред. Эти методы всегда были и остаются весьма полезными.

    Однако в таких процедурах есть один недостаток: исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конкретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию (например, алкоголь, жара).

    Из-за подобных трудностей многие психологи предпочитают использовать для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты этой процедуры.

    Например, если мы хотим применить экспериментальный подход для изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать независимую переменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя, а другой группе – кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверены, что причиной такого поведения был алкоголь.

    Существуют различные методы, используемые для изучения агрессивного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.

    Наблюдение агрессии.

    Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

    Полевые наблюдения.

    Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

    Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения.

    Натуралистические наблюдения.

    Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений.

    Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

    Автомобильные сигналы.

    Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интенсивном движении нередко бывают, раздражены: они кричат, жестикулируют и сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. В связи с этим дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрессивного поведения. Например, машина помощника не трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала светофора.

    Межличностные конфронтации.

    В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию.

    Лабораторные наблюдения.

    Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

    Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4 категорий: 1) «Игровые» методы; 2) Вербальные нападения на других; 3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы причиняющее вред» нападение.

    «Игровые» меры агрессии.

    Типичная процедура состоит из следующих этапов:

    1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере;

    2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени;

    3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

    Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форма игры.

    По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение, как на кукле, так и на любом человеке.

    Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят.

    В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или предоставляли возможность посчитаться со своим обидчиком посредством вербальных комментариев, письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные.

    Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.

    Прямая физическая агрессия: вред без ущерба.

    Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.

    В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий.

    1.2.2 Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса.

    Архивные исследования – состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об агрессивном поведении.

    Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей, исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем архивных исследований.

    Вербальная информация. Психологи часто используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

    Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии, как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы.

    Таким образом, утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

    В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивном поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях.

    Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах».

    Галли, Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что переживание насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в частности благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах.

    1.2.3 Личностные шкалы.

    Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности – это тест враждебности по Бассу и Дарки. Басс и Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

    Одними из самых популярных методик на Западе по диагностике гнева являются, разработанные под руководством Ч.Спилбергера, шкалы: оценки гнева как состояния - свойства (STAS) и ориентации гнева (АХ). Первая шкала измеряет а) состояние гнева, т.е. эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя субъективные чувства напряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующей активацией или возбуждением периферической нервной системы и б) свойство гневливости, т.е. индивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева (Spielberger et al., 1983). Вторая шкала включает в себя три субшкалы: "гнев-внутрь" (anger/in), указывающая на удержание его внутри себя, "гнев-во вне" (anger/out), измеряющую внешнее проявление гнева и "контроль гнева" (anger/con). Эти 3 субшкалы определяют общее "выражение" («экспрессия») гнева (anger/ex): AX/EX = AX/OUT + AX/IN - AX/CON + 16, где 16 -константа.

    Тест построен в виде анкеты с четырьмя вариантами ответов: при изучении состояния гнева - " вовсе нет", "немного", "умеренно", "очень сильно", в остальных случаях - "почти никогда", "иногда", "часто", "почти всегда". Каждому ответу соответствует свой балл (от 1 до 4).

    1.2.4 Оценивание другими.

    Еще один вид вербальной информации – оценивание другими – состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: знакомые, знакомые, друзья, родители, одноклассники, сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Преимущества такого оценивания заключается в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

    1.2.5 Проективные методы.

    Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей, согласных с одной и то же интерпретацией.

    Наиболее часто используемые проективные методы – тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит, и что предшествовало событиям на картинке.

    В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или о чем они ему напоминают.

    Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей, или пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен засчитывается в качестве агрессивного.

    Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему.

    1.3 Становление человеческой агрессии.

    Речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных реакций. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека?

    Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

      Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

      Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

      И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

    Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

    Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений между ними. Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных-неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.

    Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.

    Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок, в общем, и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.

    Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

    Галли и др. собрали у студентов колледжей сведения о насилии в их семьях. Они интересовались отношениями до того момента, пока вы не стали взрослыми между родителями, между родителями и детьми, а также между детьми, включая самих испытуемых. Респондентов просили также спрогнозировать вероятность того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических ситуациях. Результаты исследования подтвердили тезис, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между братьями-сестрами позволяет предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как, оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье (испытуемого к брату или сестре, брата или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и прогнозом испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о насилии испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «...исходя изэтихданных, представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье, оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения».

    Паттерсон сообщает, что «... братья и сестры - это учителя... в том самом процессе, который разрушаетим жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей - что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния.

    Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменитьих поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

    Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено,чтожестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей, а недостаточный контроль и присмотрза детьми коррелирует с высоким уровнемасоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

    Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребен-ка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили заихповедением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

    Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.

    Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

    И структура работы кафедры физического воспитания в формировании здоровьесберегающей... совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность деятельности... - частые агрессивные реакции. Вероятность девиантного поведения юношей и...

  • 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа

    ... . Роль образования и воспитания . Высшая школа и профориентация. Роль СМИ в формировании правового сознания и поведения . Тема 8. Делинквентное поведение российской...

  • Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях интеграция в европейское образовательное пространство

    Документ

    ... роль в воспитании и формировании ... поведения , вспыльчивостью, агрессивностью , прямолинейностью в отношениях, энергичны. В процессе учебных и тренировочных занятий они активно работают ... личностных качеств структуре ... детерминируются ... дипломной работы ...

  • Специальность социальная работа социальной работы дипломная работа

    Диплом

    ... РАБОТЫ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий Работа выполнена студ. 5-го курса СРС Руководитель работы : Работа ... поведения , принимать на себя новую социальную роль ... детерминируются ... воспитания в семье и школе на формирование ...

  • Никто
    Методики выявления агрессивности личности

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык» , а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

    Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности . Но, в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности , которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

    Критерии агрессивности

    (Схема наблюдения за ребенком)

    Ребенок :

    1. Часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

    3. Часто отказывается выполнять правила.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках.

    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    7. Часто завистлив, мстителен.

    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

    Предположить, что ребенок агрессивен , можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее чем шесть месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

    Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности , необходима помощь специалиста - психолога или врача.

    Кроме того, можно использовать схему наблюдения, разработанную Лаврентьевым Г. П. и Титаренко Т. М. (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992) . Данные критерии помогут воспитателю или учителю выявить агрессивность у ребенка в группе детского сада или в классе и в дальнейшем выработать свою стратегию поведения с ребенком, а так же помочь ему адаптироваться в детском коллективе.

    Критерии агрессивности у ребенка

    (Схема наблюдения)

    1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

    2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

    3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

    4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

    5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

    6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

    7. Он не прочь подразнить животных.

    8. Переспорить его трудно.

    9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

    10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

    11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

    12. Часто не по возрасту ворчлив.

    13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

    14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

    15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

    16. Легко ссорится, вступает в драку.

    17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

    18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

    19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

    20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

    Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.

    Высокий уровень агрессивности - 15-20 баллов .

    Средний уровень агрессивности -7-14 баллов .

    Низкий уровень агрессивности - 1-6 баллов .

    Оценка агрессивности (тест А. Ассингера)

    Методика позволяет выявить агрессивность личности самого педагога по отношению к окружающим в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, уровень корректности при социальных контактах.

    Инструкция : Вам предлагается 20 вопросов, описывающих различные жизненные ситуации . К каждому вопросу предлагается три варианта ответов. Выберите один вариант - тот, который больше всего вам подходит. На бланке для ответов, напротив номера вопроса, обведите букву соответствующую выбранному ответу.

    1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

    а) всегда;

    б) иногда;

    в) никогда.

    2. Как вы ведете себя в критических ситуациях?

    а) внутренне кипите;

    б) сохраняете полное спокойствие;

    в) теряете самообладание.

    3. Каким считают вас коллеги?

    а) самоуверенным и завистливым;

    б) дружелюбным;

    в) спокойным и независимым.

    4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

    а) примете ее с некоторыми опасениями;

    б) согласитесь без колебаний;

    в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

    5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

    а) выдадите ему «по первое число» ;

    б) заставите вернуть;

    в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

    6. Какими словами вы встретите мужа (жену, если он (она) вернулся с работы позже обычного?

    а) «Что это тебя так задержало?» ;

    б) «Где ты торчишь допоздна?» ;

    в) «Я уже начал (а) волноваться».

    7. Как вы ведете (вели бы) себя за рулем автомобиля?

    а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост» ;

    б) вам все равно, сколько машин вас обошло;

    в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

    8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

    а) сбалансированными;

    б) легкомысленными;

    в) крайне жесткими.

    9. Что вы предпринимаете, если вам не все удается?

    а) пытаетесь свалить вину на другого;

    б) смиряетесь;

    в) становитесь впредь осторожнее.

    10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

    а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения» ;

    б) «Надо создать им возможности для организованного и культурного отдыха» ;

    в) «И чего с ними столько возятся?» .

    11. Что вы чувствуете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

    а) «И зачем только я на это нервы тратил?» ;

    б) «Видно, его физиономия шефу приятнее» ;

    в) «Может быть, мне удастся это в другой раз» .

    12. Как вы, смотрите страшный фильм?

    а) боитесь;

    б) скучаете;

    в) получаете искреннее удовольствие.

    13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание :

    а) будете нервничать во время заседания;

    б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

    в) огорчитесь.

    14. Как вы относитесь к участию в спортивных играх и соревнованиях?

    а) обязательно стараетесь выиграть;

    б) цените удовольствие вновь почувствовать себя молодым;

    в) очень сердитесь, если не везет.

    15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

    а) стерпите, избегая скандала;

    б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

    в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

    16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

    а) поговорите с учителем;

    б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника» ;

    в) посоветуете ребенку «дать сдачи» .

    17. Какой, по-вашему, вы человек?

    а) самоуверенный;

    б) пробивной;

    в) средний.

    18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

    а) «Простите, это моя вина» ;

    б) «Ничего, пустяки» ;

    в) «А повнимательнее быть вы не можете?» .

    19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

    а) «Когда же наконец будут приняты конкретные меры!» ;

    б) «Надо бы ввести телесные наказания» ;

    в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели» .

    20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое из перечисленных животных вы предпочтете?

    а) тигра или леопарда;

    б) домашнюю кошку;

    в) медведя.

    Бланк для ответов

    Номер вопроса 1 2 3 Номер вопроса 1 2 3

    1 а б в 11 а б в

    2 б в а 12 а б в

    3 в б а 13 в а б

    4 в а б 14 б а в

    5 в б а 15 а б в

    6 в а б 16 а в б

    7 б а в 17 в а б

    8 б а в 18 а б в

    9 б в а 19 в б а

    10 б а в 20 б в а

    Обработка результатов :

    Подсчитайте количество обведенных вами ответов по столбцам. Количество ответов во втором столбце (под цифрой 2) умножьте на 2, количество ответов в третьем столбце (под цифрой 3) умножьте на 3; сложите эти произведения и прибавьте к ним количество ответов, обведенных в первом столбце (под цифрой 1) . Полученная сумма является вашим итоговым баллом, который подлежит интерпретации.

    Интерпретация :

    35 и менее баллов - вы чрезмерно миролюбивы. Возможно, это обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях. Почему вы считаете, что всегда и во всем уступать - это хорошо? Вам не помешает быть немного решительнее и настойчивее в отстаивании своих интересов.

    36-44 балла - у вас нормальный уровень агрессивности . Вы не подавляете окружающих, но и не позволяете им садиться себе на шею. Это хорошая основа для успешной работы с людьми.

    45 баллов и более - вы излишне агрессивны . На работе вы любите придерживаться принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаетесь при необходимости применять жесткие меры. Может, иногда можно было бы и помягче? Высокие результаты - это, конечно, важно, но и они будут достигнуты, если коллеги и дети любят и уважают вас, а не боятся.

    Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка (ответы обведены в крайнем правом столбце) и менее чем по семи вопросам - по 1 очку (ответы обведены в крайнем левом столбце) - взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Своим поведением вы можете спровоцировать нежелательные конфликтные ситуации.

    Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по семи вопросам - по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии , просто вы слишком тщательно подавляете их.

    Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

    Рассмотрим подробнее основные направления работы.

    Работая с агрессивными детьми , специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях :

    Информирование о проблеме (что такое агрессивность , каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка );

    Обучение эффективным способам общения с ребенком : обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми , а также приёмами регуляции психического равновесия; обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты - сообщений» , исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;

    Информирование родителей может проходить :

    В индивидуальных беседах;

    В виде лекций;

    В виде сообщений на родительских собраниях;

    На встречах в «Семейном клубе» и т. п. ;

    В виде наглядной информации.

    Информационный материал для родителей :

    Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно , чем дети,которые воспитывались иначе.

    Таким образом, формирование агрессивных тенденций , которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями :

    1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых , особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности , обычно воспринимают эту форму поведения.

    2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности . В ряде исследований было установлено что :

    а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей , воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность , которая будет проявляться в более зрелые годы;

    б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности , вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность ;

    в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей , как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение .

    Важно обратить внимание родителей на причины возникновения агрессивности детей .

    На формирование агрессивности влияют следующие факторы :

    1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие) .

    2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.

    3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование) .

    4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость) .

    5. Отсутствие заботы родителей об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение) интересы ребенка игнорируются.

    6. Несогласованность требований родителей. - У ребенка нет четких норм поведения.

    7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец) . Неспособность постоять за себя и ребенка.

    8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились; долгое расставание с близкими людьми в раннем возрасте.

    9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

    10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других) .

    11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.

    12. Личностные особенности родителей : раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

    13. Скука, недостаток стимулов.

    14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни (адаптация к новым возрастным требованиям, переезд или необходимость посещать детский сад; жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери).

    15. Отсутствие возможности побыть одному.

    16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности .

    Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

    17. Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию .

    18. Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 месяцев.

    Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка нелегко воспитывать.

    Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети . Основная роль в воспитании агрессивных детей отводится матери.