Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни позвоночника (разное)  /  Питание от шести месяцев до года. Нервно-психическое развитие и эмоции. Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Питание от шести месяцев до года. Нервно-психическое развитие и эмоции. Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Вашему ребенку исполнилось шесть месяцев. Он уже начинает сидеть, пытается встать, дрыгает ножками под музыку и таскает вас за волосы.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев. Сколько весит ребенок в полгода?

За этот месяц ребенок наберет в среднем 650 граммов и вырастет на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 6 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

- переворачиваться со спины на живот;

Легко брать игрушку из любого положения и перекладывать ее из одной руки в другую;

Хватать предмет всей ладошкой;

Пить из чашки и есть с ложечки;

Пытается сесть;

Пытается встать, подтягиваясь за спинку кровати;

Пытается встать на четвереньки.

Развитие ребенка 6 месяцев

Игры и игрушки для детей шести месяцев

В полгода ребенку необходимо давать больше свободы, чтобы он мог развивать новые навыки. Отныне все ваши игры могут проходить на полу. Играйте в мяч, в юлу, изучайте пирамидки и первый крупный конструктор. Конечно, ребенку 6 месяцев пока не под силу самостоятельно собрать пирамидку, но он уже может манипулировать предметами одной группы - это ему очень нравится, он чувствует, что еще чуть-чуть - и откроется тайна этих цветных колечек и столбика.

Манипуляции с предметами становятся основным занятием ребенка. Он познает мир наощупь.

Еще шестимесячный ребенок любит перекладывать игрушку из одной руки в другую, долго рассматривать ее. Интересно, что предметы он берет из любого положения. А всего месяц назад ему нужно было протягивать их на уровне груди.

Для шестимесячного крохи специалисты советуют придумать игры, во время которых он научится понимать связь между действиями предметов. Можно, например, обмотать лентой музыкальную неваляшку. К концу ленты привяжите пластмассовое кольцо. Его нужно положить на расстояние вытянутой руки ребенка. Если он потянет за кольцо, лента размотается и игрушка зазвенит. Кроха поймет: это не случайно.

Хотя с ребенком необходимо как можно больше играть и разговаривать, у него должно быть и «личное» время - на свои эксперименты и на отдых после активного времяпрепровождения.

Лепет и речь ребенка в 6 месяцев

Шесть месяцев - прекрасное время для развития навыков общения у детей: они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, готовые разделить свое дружелюбие со всеми окружающими. Учите ребенка простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например, махать рукой на прощание, посылать воздушный поцелуй и выражать благодарность.

На шестом месяце дети обычно начинают лепетать. По сравнению с гулением это более сложный способ выразить себя. Теперь ребенок соединяет звуки в слоги и поет их. Самые лучшие монологи кроха произносит сразу после пробуждения. Он несколько раз повторяет: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма». И внимательно прислушивается к звучанию своего голоса.

Ребенок уже может определять вещи по названиям. Спросите: «А где наш мишка», ребенок глазами найдет игрушку и обрадовано загулит.

Здоровье ребенка 6 месяцев: первый зуб

В полгода у ребенка, как правило, начинают резаться зубы. Первым, как правило, появляется нижний центральный резец. Но иногда вырастают сразу два.

Когда режутся зубы, ребенок начинает чесать десны. Делает это так старательно и сосредоточено, что хочется ему помочь и тоже потереть чем-нибудь у него во рту.

Иногда при прорезывании зубов дети начинают тереться лицом, тянуть себя за уши, у ребенка может появиться насморк.

Иногда период прорезывания зубов у ребенка поднимается температура, и он становится более восприимчивым к инфекции. Но не следует все списывать на зубы, в любом случае нужно консультироваться со специалистом.

Упражнения для детей 6 месяцев

1. Бокс

Уложите ребенка на спинку. Дайте ему захватить ваши большие пальцы. Легко придерживайте его ручки в области запястья. Попеременно сгибайте их к плечам и возвращайте в исходное вытянутое положение. Повторите это упражнение несколько раз.

2. Присаживание

Исходное положение - лежа на спине. Большой палец правой руки вложите в левую руку малыша. Отведите ее в сторону и выпрямите, а правую руку потяните вперед. Приподнимайте ребенка. А когда он примет вертикальное положение, проведите пальцем вдоль позвоночника снизу вверх.

3. Подъем

Ребенок держит вас за большие пальцы. Отведите его прямые руки в стороны, а затем поднимите их к голове на уровень ушей. Малыш поднимет голову назад-вверх. Следите, чтобы ребенок упирался ножками в ваш живот и приподнимайте его до положения стоя на коленях.

Что делать, если:

- ребенок отказывается от бутылочки

Не все дети добровольно меняют мамину грудь на бутылочку. Есть несколько способов приучить ребенка пить из соски:

Предлагайте бутылочку натощак

Выбирайте соски анатомической формы с медленным потоком. После того, как ребенок полгода трудился, высасывая молоко, ему не понравится, если молоко будет течь свободной струйкой.

Во время кормления из бутылочки, не показывайте ребенку свою грудь

Бутылка - не игрушка, дайте ребенку понять это. Если малыш будет воспринимать кормление через соску как игру, он никогда не променяет грудь на бутылочку.

- ребенок рано просыпается

Дети могут просыпаться в 4-5 утра выспавшимися и поднимать на ноги весь дом. Чтобы приучить ребенка дольше спать, закрывайте окна плотными шторами, чтобы первые лучи утреннего солнца не разбудили ребенка.

Вечером укладывайте ребенка позже обычного - на час-полтора

Закрывайте форточку. Часто дети пробуждаются с первыми звуками улицы: пение птиц, дворники, мусороуборочная машина.

Если вы рано кормите ребенка завтраком, то вероятно, он просыпается от чувства голода, а после завтрака вполне возможно снова захочет спать. Не поддерживайте такой режим. Кормите ребенка сытным ужином за два часа до сна, а перед тем как он ляжет в кроватку, дайте ему выпить стакан детского кефира или простокваши. Не используйте обезжиренные продукты.

Вы, наверное, уже знаете, в какое время примерно просыпается ваш ребенок. Ловите момент и подкачивайте малыша. Скоро он научится просыпаться и снова засыпать самостоятельно.

Когда начинать чистить зубы ребенку?

Заботиться о зубах ребенка надо с момента их появления. Иначе может развиться так называемый бутылочный кариес. Это характерный коричневатый налет на первых 4-6 зубках. Особенно ему подвержены дети, которых оставляют спать с бутылочкой во рту.

В аптеках есть различные средства для чистки первых зубов: пенка, салфетки. Зубная паста вам пока не понадобится. Также первые зубы ребенка можно протирать чистой марлей, смоченной в воде или отваре ромашки.

Нравится

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?

  1. Капуста
    Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.


    Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.
  2. Туннель
    Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
    Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами.
  3. Преодолеваем преграды
    В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.


    Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
    Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости.
  4. Шуршунчики
    Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
    Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации.
  5. Коробочки
    Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
    Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
    Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия.
  6. Стаканчики
    Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.


    Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
    Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей.
  7. Угадай мелодию
    Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
    Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.).
  8. Домашний сортер
    В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.


    Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой.
  9. Расфасовка
    Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
    Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики.
  10. Кто сильнее дунет
    Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.


    Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
    Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Малышу уже исполнилось полгода – он постепенно превращается в настоящего исследователя.

В этом возрасте ребенок старается тщательно изучить все, что попадает ему в руки, и проводит настоящие эксперименты с предметами, чтобы узнать их свойства.

Кроме того, ребенок пытается подражать действиям взрослых и активно общаться с ними.

На этом этапе жизни у малыша закладываются основы будущей речи . Основная задача родителей – помочь ему освоить родной язык. Как же развивать 6-месячного ребенка?

Безопасность

Учим разговаривать

Главное условие возникновения речи у ребенка – полноценное общение со взрослыми.

Разговаривайте с малышом как можно чаще, называйте все предметы, которые попадают в его поле зрения, и комментируйте все свои действия.

— Используйте для общения с ребенком одни и те же слова для обозначения знакомых предметов и событий. Не коверкайте их и не используйте «детский» язык .

— Читайте ребенку детские стишки и потешки, в играх с игрушками используйте звукоподражание . Покажите, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова и пищит мышка. Слушайте вместе детские песенки и подпевайте записи, побуждая ребенка делать то же самое.

Такие важные игры

Малыш с удовольствием исследует окружающий мир. Задача родителей – помочь ему в этом.

— Предоставьте ребенку как можно больше предметов для изучения. Лучше всего подойдут игрушки из самых разных материалов: дерева, ткани, пластмассы. Можно предложить малышу для игр и обычные домашние вещи: чашки, ложки, небольшие миски и коробки. Проследите за тем, чтобы они были чистыми и безопасными . В них не должно быть частей, которые ребенок может оторвать и проглотить, острых краев и вредных для здоровья материалов.

— Показывайте малышу свойства предметов и учите ими пользоваться. Например, неваляшка звенит, если ее покачать. Погремушку можно не только трясти, но и стучать ею по столу. Показывайте, как может менять форму лист бумаги и как колечки пирамидки нанизываются на основание.

— После полугода ребенок уже может узнавать свое отражение в зеркале. Поиграйте с малышом вместе: покажите ему рот, нос и глаза и другие части тела у отражения, у мамы с папой, у куклы и других игрушек.

— Старайтесь как можно больше играть с ребенком. Побуждайте его взаимодействовать с вами и подражать вашим действиям. Такие совместные игры хорошо развивают внимание.

Какие игрушки купить?

После полугода :

Игровые и музыкальные центры . Они помогают развитию координации движений и мышления. Ведь малышу надо установить логическую связь между действием (например, нажатием кнопки) и результатом (проигрыванием музыки). Кроме того, эти игрушки развивают мелкую моторику.

Мягкие книжки из ткани или пластика . Ребенок все еще пробует окружающий мир «на зуб», поэтому ему рано знакомиться с бумажными книжками. Первые игрушечные книжки научат малыша переворачивать страницы, рассматривать картинки и запоминать названия предметов и животных, изображенных на них.

Игрушки для ванны . Игры в ванне с различными плавающими игрушками развивают у ребенка моторные навыки, улучшают координацию движения и помогают выработать глазомер. Дети, которые до сих пор не полюбили купание , хорошо отвлекаются от неприятного процесса на яркие игрушки.

После девяти месяцев :

Пирамидки . Помогают малышу в развитии координации движений и учат определять размеры и форму предметов.

Головоломки . Набор вкладывающихся друг в друга предметов, стаканчики, формы с прорезями для вкладывания разных фигурок учат малыша определять величину и форму предметов.

Кубики . С их помощью ребенок учится быть ловким и развивает глазомер.

Музыкальные игрушки . Барабаны, металлофоны, игрушечные маракасы и детские пианино способствуют развитию координации движений и слухового восприятия.

Крупные игрушки на колесиках . Развивают координацию движений и помогают малышу научиться ходить, став ему опорой.

Самое важное

Поле полугода малыш активно познает мир и осваивает речь. Задача родителей – помочь ему в этом с помощью совместных игр и развивающих игрушек.

К 6 месяцам у здорового ребенка уже в основном отрегулированы режим и пищеварение. Большинство детей к этому возрасту привыкли к прикорму — сокам, яичному желтку, творожку. Так что полгода жизни для младенца довольно серьезный рубеж. Именно сейчас можно разнообразить меню, соблюдая главный принцип — осторожность и постепенность введения новых видов пищи.

Если ребенок получает искусственное питание, его можно переводить со специальных молочных смесей на цельное пастеризованное или стерилизованное молоко. Если его вскармливают грудью, в рацион постепенно добавляют молочные каши или цельное пастеризованное молоко. Нельзя давать малышу парное молоко. Перед каждым кормлением по-прежнему необходимо стерилизовать бутылочку.

Как приучить ребенка к обычной пище. Часто бывает, что ребенок, попробовав новый продукт, будь то молочная каша, творог, морковь или мясо, не сразу принимает его. Чтобы он быстрее привык к нему, можно понемногу подмешивать его к привычному, лучше любимому блюду. Очень осторожно следует увеличивать добавки нового ингредиента, а спустя неделю-другую можно будет предлагать новое блюдо как самостоятельное. В таких случаях каждая мама, наблюдая за ребенком, за его реакцией, определяет, что нужно добавить и сколько.

В 6 месяцев ребенку можно предлагать овощной суп. Свежие картофель, морковь, свеклу, капусту и другие овощи следует тщательно промыть проточной водой, очистить, мелко нарезать и варить под крышкой на слабом огне до полного размягчения. Плотные кусочки необходимо тщательно размять, затем подсолить, добавить немного манной крупы, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков, и сливочное масло. Накрыть крышкой и прогреть на слабом огне 7—10 минут. Такой супчик можно давать в дневное кормление. Овощные пюре и супы особенно полезны ослабленным детям.

Если нет возможности приготовить свежее фруктовое или овощное пюре, вполне разумно использовать консервированные, которых немало в продаже.

Их ассортимент очень широк — это кабачки, тыква, зеленый горошек, абрикосы, яблоки, персики, груши. Готовые пюре содержат много питательных веществ — минеральных солей, витаминов.

Можно попробовать самые разные и подобрать ребенку именно то, что ему понравится.

Очень удобны и полезны также и сухие фруктовые и овощные смеси, разработанные специально для детского питания. Их легко готовить, а хранить начатую упаковку в холодильнике можно дольше, чем консервированные пюре.

Перед употреблением консервированных и сухих фруктовых и овощных пюре следует внимательно прочитать этикетку, чтобы, во-первых, не использовать продукты с просроченным сроком годности, а во-вторых, не ошибиться с выбором того или иного продукта, ведь они готовятся с учетом конкретного возраста ребенка.

Покупая консервированные овощные и фруктовые пюре, обращайте внимание на срок годности!

Начатую баночку пюре храните в холодильнике не более суток!

В перерывах между едой в качестве перекуса ребенку предлагают пищу, которую он может сам держать в руках — морковку или кусочек яблока.

Твердая пища. По мере взросления ребенок выпивает все меньше молока и все больше потребляет твердой пищи. В это время нельзя забывать про питье. При переходе на новую, более плотную пищу ребенку требуется больше питья, чтобы желудок справлялся с ней. Можно давать малышу слабозаваренный чай, отвар шиповника, фруктовые и ягодные соки.

Ежедневная порция молока или молочной смеси в 6 месяцев составляет приблизительно 850—900 мл и дает ребенку необходимый белок и почти всю нужную энергию. Постепенное отучение от груди или от бутылочки приводит к уменьшению ежедневной порции молока.

Если ребенок ежедневно получает две бутылочки молока, он будет обеспечен кальцием, полноценным белком и витаминами группы В, но железа и витаминов А, С, D ему будет недостаточно. Поэтому позаботьтесь, чтобы эти питательные вещества он получал в достаточном количестве из других продуктов, например: железо входит в состав специальных детских каш, а специальные детские поливитамины порекомендует врач.

Если запоздать с переходом на твердую пищу, малыш может настолько привыкнуть к молоку или кефиру, что будет долго отвергать любую еду, которую нужно жевать.

Среди блюд так называемого общего стола лишь очень немногие годятся для малыша, поскольку в них содержится, как правило, немало поваренной соли и специй. Возможно, в этот период придется готовить для всей семьи то, что подойдет и ребенку, — овощные супы, каши, пюре, протертые фрикадельки и т. п. Если понемногу предлагать малышу неострые и несоленые блюда, то быстро выяснится, что ему нравится, с чем его желудок справляется, а с чем нет. В один день рацион малыша пополняется только одним новым блюдом и в очень небольшой дозе. Если у малыша случится расстройство желудка или аллергическая реакция, то будет понятно, что вызвало заболевание.

К полугодовому юбилею малыш уже попробует многие овощные и фруктовые прикормы, и настанет время приступать к блюдам второго прикорма. Это, скорее всего, будут молочные каши. Очень хороша нежная негустая манка, полезна овсяная каша, а также гречневая и рисовая. Детям, как и взрослым, обычно нравятся смешанные каши из разных круп. К тому же они очень полезны. В них можно добавлять тщательно измельченные овощи и фрукты: абрикосы, яблоки, чернослив и т. п. Великолепно сочетаются каши с тыквой, морковью, яблоком, бананом и т. п. Вымытые и очищенные овощи или фрукты (кроме банана) нарежьте кусочками, залейте небольшим количеством воды и варите на слабом огне до размягчения. Затем добавьте немного сахара и перебранную и промытую крупу (манную, овсяную, рисовую и др.) и тушите до готовности. Горячую кашу протрите через сито, добавьте горячее молоко, прогрейте на слабом огне и заправьте сливочным маслом.

Крупу сначала сварите на воде и только потом добавьте молоко. Когда крупа разварится, протрите ее через сито и залейте горячим молоком. Затем поставьте на огонь на несколько минут, добавьте сахар или сахарный сироп, сливочное масло, немного соли, если у ребенка есть аллергические кожные проявления, готовьте каши не на молоке, а на овощном отваре. На одну порцию каши необходимо 10-12 г крупы, 60-75 мл воды, 100 мл молока, 3-5 мл сахарного сиропа, 3 г сливочного масла.

Многие мамы предпочитают варить каши не из цельного зерна, а из измельченного, например из толокна. Такие каши быстрее готовить, они имеют нежную консистенцию и хорошо усваиваются ребенком. Если нет готовой муки, можно измельчить крупу в кофемолке. Такую кашу варят в течение 5 минут, непрерывно помешивая, чтобы не образовалось комочков, а заправляют ее сахаром, молоком, маслом, как и обычные детские каши.

Для детского питания идеально подходят специальные готовые каши, они обогащены железом, минеральными веществами и витаминами, к тому же энергетическая и питательная ценность их очень велика. Хлопот с такими кашами совсем немного — надо всего лишь развести их молоком. Очень важно, что доступность готовых к употреблению продуктов — консервированных или в сухом виде — помогает маме облегчить хлопоты на кухне и уделить больше внимания общению с малышом. Но полностью переводить ребенка на такое питание не стоит. Ведь даже идеально сделанное, к примеру, яблочное пюре уступает по своей питательной ценности свежему яблоку.

Все каши начинают давать малышу понемногу — по 1—2 чайные ложки, постепенно (за 1—2 недели) доводят объем до 140—150 г. Не стоит увлекаться сахаром, подслащивая каши и другую пищу. Обилие сахара в блюде только снижает аппетит.

Каждое кормление должно доставлять и ребенку, и матери удовольствие. Ребенок, который вырывается, стараясь избежать очередной ложки каши, сам нервничает и раздражает свою кормилицу. Проблем можно избежать, если относиться к этому спокойно и не навязывать малышу нежеланную пищу. Если он что-то явно не любит — ничего страшного, значит, без этого он пока прекрасно обойдется. Пусть он ест то, что ему больше нравится. Нельзя допускать, чтобы еда превращалась в обременительную обязанность. Поэтому ни в коем случае не принуждайте ребенка к еде. Когда малыш наелся и не хочет доедать порцию без остатка, лучше прекратите кормление и не удерживайте его за столом в надежде, что он съест еще немножко.

К 1 году ребенок чувствует себя достаточно уверенно и стремится к самостоятельности и независимости. Его уже не устраивает пассивная роль во время кормления, и он предпочитает есть из чашки, которую даже пытается удерживать сам.

Из бутылочки малышу дают только молоко перед сном, когда ребенок устал, или в дороге, в путешествии. Если после перехода к чашке попробовать вдруг дать ребенку сок или воду снова из бутылочки, он почти наверняка будет протестовать.

Но малыш еще не справится сам с едой, и его должны кормить взрослые. Ребенку, несомненно, доставляет удовольствие сидеть со всеми за общим столом. Можно позволить ему брать руками, например, хлеб и отправлять его в рот.

Как только ребенок сможет взять в руки ложку, надо ему это позволить, пусть даже поначалу он будет ею всего лишь размахивать. Пройдет немного времени, и он начнет точно попадать ложкой в тарелку, подносить ко рту и облизывать ее. А спустя еще 2—3 недели он действительно начнет, сперва довольно неловко, есть с ложки. В это время взрослый кормит ребенка со второй ложки по-настоящему. Таким образом, надо осторожно приучать малыша к аккуратности в еде, поощряя ласковым словом любую удачу.

Чтобы создать хорошее настроение за обеденным столом, окружите ребенка красивыми вещами. Посуда, из которой он ест, не должна быть случайной. Яркие чашка, тарелка, блюдце, удобная ложечка, нарядные нагрудники и салфетки, купленные специально для ребенка, — все это сделает обстановку во время кормления праздничной и веселой. Детская посуда должна храниться отдельно от остальной. И нелишним будет напоминание о необходимости соблюдения чистоты на кухне и в квартире вообще.

Иногда слишком примерные матери переживают, что их чадо плохо ест. Они забывают, что все младенцы настроены на выживание. Они никогда не станут морить себя голодом. У всякого человека, маленького и взрослого, бывает снижение аппетита. Может быть, это связано с новым питательным блюдом, а может, просто нет аппетита — такое случается и с детьми, и со взрослыми. Главное, не приставать к малышу с «лишней ложечкой» даже его любимого блюда — это верный путь к избалованности, капризам и прочим неприятным моментам. Кроме того, от переизбытка пищи у него может начаться рвота. Необходимо удостовериться, что ребенок здоров (проверить температуру и т. п.), и не перекармливать его. Чтобы ребенок не переедал и не набирал лишнего веса (а такая проблема тоже существует), не надо давать ему пищи больше, чем требуется. Если ему не хватает порций, которые соответствуют его возрасту, надо обязательно проконсультироваться с врачом.

С 6-го месяца жизни ребенка можно переводить на режим 5-разового кормления с промежутками в 4 часа.

К 7-му месяцу жизни в рацион ребенка добавляют следующие продукты: цветную капусту, картофель, нежирный мясной бульон и тщательно измельченное нежирное мясо (начиная с 7—8 месяцев), фасоль, свеклу, капусту брокколи, сельдерей, скобленое яблоко, тщательно размятый банан, размятую отварную морковь, пюре из моркови и картофеля, рисовый отвар. Можно предложить ребенку хлеб, тщательно размоченный в молоке. В 7 месяцев можно давать малышу нежирный мясной бульон (без специй), лучше всего из телятины, нежирной говядины или курицы, начиная с 1—2 чайных ложечек. Через 2 недели ребенку можно будет давать до 20—30 мл бульона.

6.00 грудное молоко или молочная смесь,

10.00 150 г овощного пюре или молочной каши, 1/2 желтка и 3 столовые ложки фруктового пюре,

14.00 1 столовая ложка творога, грудное молоко или молочная смесь, 40 мл фруктового сока,

18.00 грудное молоко или молочная смесь, 40 мл отвара шиповника или сока,

22.00 грудное молоко или молочная смесь.

Иногда при приеме мясных бульонов бывают проявления экссудативного диатеза, в таком случае бульон из рациона исключают. Как быть дальше, порекомендует педиатр.

Мясные бульоны дают в дневное кормление перед овощными пюре. К бульону ребенку можно дать небольшой сухарик из белого хлеба.

Мясной бульон для малыша варят только из постного мяса; не рекомендуется использовать для бульона кости — в таком отваре будет много жира.

Тщательно промытое мясо мелко нарежьте или пропустите через мясорубку и варите на медленном огне до 2 часов. Соль добавьте в конце приготовления. Вместо специй лучше добавить немножко свежей зелени - укроп, петрушку или сельдерей. Готовый бульон процедите через сито и еще раз доведите до кипения. На 100 мл бульона потребуется 50-60 г нежирного мяса, 200—220 мл воды, немного моркови, соль и зелень.

После того как ребенок привыкнет к мясным бульонам, можно понемногу давать ему нежирное мясо: телятину, молодую говядину, курицу. Особенно полезно мясо ослабленным детям, страдающим рахитом или анемией. Мясо дают исключительно в измельченном и протертом виде. Его добавляют во все овощные блюда.

Полезно иногда давать ребенку и печень (лучше телячью или говяжью) в виде пюре. Печень отваривают и протирают через сито, разводят бульоном или молоком, немного подсаливают и подают с овощным пюре.

Очень удобны маленькие металлические баночки по 75—100 г мясных консервов. На этикетке должны быть указаны срок годности и возраст ребенка, на который они рассчитаны. Консервы перед употреблением следует подогреть и можно смешать с картофельным пюре, чтобы получилось «взрослое блюдо». За один раз ребенок не съедает всю баночку. Оставшееся мясо следует хранить в холодильнике не более суток не в жестяной баночке, а в фарфоровой или стеклянной посуде с крышкой.

Первые порции мяса должны быть совсем небольшими — не больше кофейной ложечки. На следующий день, если не было нежелательных последствий, можно немного увеличить порцию, а к 9—10 месяцам она может составлять 50—60 г.

Тщательно промойте мясную мякоть, очистите ее от жира и пленок, нарежьте кусочками, залейте водой и варите на медленном огне 2 часа. Готовое мясо 2 раза прокрутите через мясорубку и протрите через сито. Полученный фарш разбавьте бульоном или горячим молоком до консистенции кашицы. После этого немного подсолите (специи не нужны) и доводите до кипения.

6.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир),

10.00 120-140 г овощного пюре и 1/2 желтка, 30 г творога, 40 мл фруктового сока,

14.00 20-30 мл овощного супа на мясном бульоне, 10-30 г мясного пюре, грудное молоко, 40 мл фруктового сока или отвара шиповника,

18.00 150 г молочной каши (овсяная, гречневая, рисовая), 25-30 г скобленого яблока или фруктового пюре,

22.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир).

В этом возрасте дети уже с удовольствием едят паровые котлетки. Фарш дважды пропускают через мясорубку.

Мясные блюда дают ребенку в дневное кормление вместе с овощными пюре. Причем следует менять разные виды мяса — телятину, курятину, индюшатину, молодую говядину, печень. Когда малышу исполнится 1 год, в фарш можно понемногу добавлять мякоть нежирной свинины. В этом возрасте порция мяса может составлять 70—80 г. Но до полутора лет (а то и дольше) нельзя давать ребенку никаких колбасных изделий, в том числе сосиски и сардельки. Качество мяса, из которого они изготовлены, трудно проконтролировать, кроме того, они содержат много специй и жира, а все это не способствует детскому пищеварению.

В перерыве между кормлениями можно дать кусочек очищенного яблока, белый сухарик или несладкое печенье — в это время и даже раньше ребенку требуется нагрузка на десны и зубки. Причем лучше дать его малышу в руку, чтобы он сам подносил его ко рту и грыз, развивая жевательные мышцы и получая от этого радость.

Постепенно фруктовые, овощные и мясные блюда заменяют молочными. Грудное молоко в рационе 8-месячного ребенка должно занимать приблизительно третью часть объема пищи. Но утром и вечером лучше всего по-прежнему кормить грудью, чтобы ребенок получал необходимые антитела, способствующие укреплению иммунитета. Если есть возможность, то кормление грудью следует продолжать до 1 года.

Особо следует обратить внимание на разнообразие питания ребенка. Надо максимально использовать все виды овощей, а не готовить по привычке только картофельное пюре, забывая о цветной капусте, зеленом горошке, сельдерее, кабачке и тыкве, свежей зелени. Каши тоже надо варить из разных видов круп, чередуя и смешивая их.

В 10 месяцев можно вводить в рацион нежирную отварную рыбу, протертую (разумеется, тщательно удалив все кости) или в виде паровых котлет. Для детского питания подойдут треска, минтай.

Режим кормления меняется с прекращением кормления грудью. Ребенок взрослеет и в 10—11 месяцев уже дольше спит по утрам. Поэтому время первого кормления постепенно приближается к 8 часам, а перерывы между кормлениями составляют 4 часа. Количество кормлений не меняется.

В этом возрасте детям дают к мясному бульону и овощным пюре кусочек хлеба, вечером можно предложить немного неострого сыра. В течение дня, если ребенок здоров и у него нет расстройства пищеварения, можно понемногу давать ему «взрослые блюда», т. е. блюда, которые ест вся семья.

Отнятие от груди. Грудное молоко — идеальная пища для ребенка, и если понемногу переводить его на цельное молоко, то он будет получать менее идеальную пищу, чем раньше. Поэтому следует максимально разнообразить прикорм и добавить в рацион поливитамины, которые назначит врач. После полугода можно днем давать малышу молоко не из бутылочки, а из чашки. Отучать малыша от сосания нужно очень осторожно, потому что он может вообще отказаться от молока, так как привык его сосать.

Малышам, которых кормят грудью, конечно, лучше всего питаться материнским молоком до тех пор, пока они не будут готовы полностью перейти на кормление молоком из чашки. Решение прекращения кормления ребенка грудью зависит от того, насколько сильно ребенок привык к груди, и от лактации у матери. Нередко малыш в 7—8 месяцев сам выбирает чашку и отказывается от груди. Следует прислушаться к рекомендациям диетологов, которые советуют давать детям не цельное молоко, а кисломолочные продукты, поскольку они легче перевариваются и усваиваются.

Чтобы постепенно отучить младенца от груди и уменьшить выделение молока, надо вместо дневного кормления грудью давать молоко из чашки. Если к тому же давать малышу и твердую пищу (грудь дают малышу после нее), то вскоре он откажется от груди. Ночное кормление грудью иногда сохраняется до 1 года.

Отучение от бутылочки. Родители решают сами, когда переводить своего ребенка от кормления из бутылочки к кормлению из чашки. Приходится считаться с тем, что сосание доставляет малышу удовольствие и это надежный способ для него успокоиться и расслабиться, особенно перед сном.

Но с другой стороны, если вовремя не приучить малыша к чашке, его привязанность к бутылочке станет трудно преодолимой, особенно после 8—9 месяцев, и может случиться, что он очень долго будет требовать бутылочку. А если от бутылочки отучать постепенно (пока ребенку не исполнилось 9—12 месяцев), ему будет легче справиться с этой потерей. В 6—7 месяцев на обед малышу вместо молока из бутылочки можно давать протертую пищу и чашку молока или сока.

К 1-му году жизни ребенка одно из двух оставшихся (лучше утреннее) кормлений грудным молоком замените прикормом, и после этого лактация постепенно прекращается. На ночь полезно дать ребенку кефир или ацидофилин, которые быстро и легко усваиваются детским организмом.