Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские имена и их значения  /  Эйдетика – помощник в развитии образного мышления у малышей. Образное мышление у ребёнка. Что на него влияет

Эйдетика – помощник в развитии образного мышления у малышей. Образное мышление у ребёнка. Что на него влияет

Способность создавать образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на неё качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребёнок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов
развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект.

Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

…за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.
Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.
Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного…

КАРТИНКИ-КОМИКСЫ

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

ИГРУШКИ

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу.

Ребёнку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов…

Ерофеевская Наталья

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;
образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;
визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Образное мышление у ребенка

Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

Образное мышление у взрослого

Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.
Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.
Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.
Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.
«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

31 марта 2014, 14:12

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

Начиная развивать мышление ребенка, Вы должны четко понимать, как работает его сознание. Наш мозг делится на два полушария. Левое полушарие – аналитическое. Оно отвечает за рациональное логическое мышление. Человек с развитым левым полушарием мозга отличается последовательностью, алгоритмичностью и абстрактностью мышления. Он мыслит эвристически, синтезируя в своем сознании отдельные факты в целостную картину. Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за склонность человека мечтать и фантазировать. Люди с развитым правым полушарием мозга очень любят читать, сами сочиняют рассказы, проявляют способности в различных видах искусства – поэзии, живописи, музыке и т.д.

Существует множество примеров с ярко развитым правым или левым полушарием. Но психологи считают, что изначально родители должны стараться гармонично развивать в ребенке и логику, и креативность. А уже в ходе занятий стоит присматриваться к тому, как ребенок мыслит, чтобы понять, что ему дается легче. Например, образно мыслящий малыш автоматически начинает решать задачку по математике с рисунка, а ребенок с аналитическим мышлением начинает рисовать домик со схематичного наброска. Обязательно учитывайте характер мышления крохи в дальнейшем его обучении.

Теперь немного теории. Несмотря на свою сложность и объемность, мышление человека делится на 4 основных вида:

  1. наглядно-действенное
  2. образное
  3. логическое
  4. творческое

Маленький ребенок, который стремится все ощупать и попробовать, ломая машинки и отрывая руки у кукол, руководствуется наглядно-действенным мышлением. Оно присуще всем детям, а порой сохраняется и у некоторых взрослых людей. Но такие люди уже ничего не ломают, а наоборот, конструируют прекрасные автомобили или делаю гениальные операции, закрепляя за собой звание «золотые руки».

Образное мышление у детей

Образное мышление у детей предполагает оперирование фигурами и образами. Оно начинает развиваться у малышей в дошкольном возрасте, когда они строят модели из конструктора, рисуют или играются, представляя что-нибудь в уме. Развитие образного мышления у детей наиболее активно проходит в возрасте 5-6 лет. И уже на основе образного мышления, у детей начинает формироваться логика. Развитие мышления в детском саду основано на формировании у детей умения создавать в своем сознании различные образы, запоминать и воспроизводить ситуации, тренировке памяти и визуализации. В школьном возрасте также полезно периодически проделывать такие упражнения. Но поскольку школьная программа уделяет больше внимания аналитической и логической составляющей, родители должны , рисуя, создавая поделки из различных материалов, а также читая и придумывая интересные истории.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Школьник учится анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Но, к сожалению, развитие логического мышления у детей в школе совершенно не имеет никакого элемента творчества. Все очень стандартно и шаблонно. В тетрадке пятиклассника Вы можете найти сколько угодно задач, решенных по действиям, и ни одной, решенной нестандартно. Хотя для таких сравнительно простых задач может быть много вариантов решения. Но учителя не уделяют этому внимания, так как время уроков ограничено и у детей нет возможности посидеть и подумать.

Это должны делать родители. Не заставляйте ребенка «для тренировки» решать десять однотипных примеров, лучше сыграйте с ним в шахматы или в монополию. Там стандартных решений просто не существует, и шаблонных вариантов Вы там точно не найдете. Именно это поможет ребенку развить логику. А сильная логика в комбинации с неожиданными, нестандартными и творческими решениями поднимет его мышление на новый уровень.

Как же развить в ребенке креативность? Самое простое, что Вы должны помнить, - развитие творческого мышления у детей происходит в момент общения. Именно при коммуникации с другими людьми (беседуя лично, читая книгу или, например, слушая аналитическую передачу) в сознании человека происходит сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос. И только в результате общения у человека может выработаться собственное мнение, а это не что иное, как творчество. Человек, который четко осознает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов, – действительно творческая личность. Но чтобы Ваш ребенок это понял, просто рассказать ему об этом недостаточно. Он должен сам прийти к этому выводу, проделав множество упражнений.

И этому в школе тоже не учат. Поэтому родители должны заниматься с ребенком дома, чтобы сделать его мышление оригинальным, ассоциативным и гибким. Это не так уж и сложно. Вы можете складывать из одних и тех же геометрических фигур совершенно разные картинки, конструировать фигурки людей и животных из бумаги, или просто возьмите самый обычный и понятный предмет домашнего пользования и попытайтесь вместе с ребенком придумать для него как можно больше новых нестандартных вариантов применения. Фантазируйте, выдумывайте новые упражнения, мыслите творчески сами и обязательно научите этому своего ребенка. И тогда в Вашем доме все чаще начнут звучать счастливые и громкие возгласы «Эврика!».

Тренируйте соответствие. Игры на соответствие могут повысить перцептуальное рассуждение за счет развития способности у детей распознавать и сравнивать визуальную информацию. Существует практически бесконечное число способов тренировать соответствие, но, для начала, попробуйте:

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Поработайте над способностью выявлять различия. Часть образного мышления включает способность на лету различать и определять, что относится к определенной группе предметов, а что – нет. Существует много простых тренировок, которые могут помочь детям развить эти навыки. Например:

  • Попробуйте использовать картинки "Найди лишний". Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов - скажем, три яблока и карандаш - и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.
  • Тренируйте визуальную память. Покажите детям картинки, затем скройте все или часть из них. Попросите их описать, что они видели. В качестве альтернативы, покажите детям какое-то количество предметов, отложите в сторону и попросите назвать столько, сколько они смогут.

    • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.
  • Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

    Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

  • Учите детей, где право, где лево. Ориентация в том, где право, где лево, является частью перцептуального и зрительного восприятия. Объясните разницу между левой и правой стороной на руках ребенка, беря за основу ту, которой он пишет. Укрепите знания, попросите ребенка взять предмет в левую руку своей или помахать правой рукой – используйте все, что приходит на ум.

    • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.
  • В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.

    На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков - перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

    Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.
    Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств.

    Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

    Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:
    - Витя, а почему плавают по воде листики?
    - Потому что листья легкие и маленькие.

    Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно - действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами.

    Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.


    Перемешанные буквы

    Развитие логического мышления у дошкольников

    Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:

    Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.

    Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.

    Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:))

    Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:)

    Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.

    Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.

    Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.

    При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение.

    Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

    Критическое мышление - это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.

    Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

    Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

    Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!

    Развитие мышления у детей

    Критическое мышление - это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

    Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

    Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

    Технология развития критического мышления у детей

    Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.

    В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.

    Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.