Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские имена и их значения  /  Физические изменения в подростковом периоде

Физические изменения в подростковом периоде

Подросток и сложности в общении - почти синонимичные понятия . Трудный, переходный, кризисный возраст - это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.

Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?

Физиологические изменения

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти . Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы : изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны , благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые - абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем . Частые головные боли, повышенная утомляемость, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации - это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате - недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например - успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Психологические изменения

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей , с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела , к которым ребенку еще , у него может возникнуть двойственное отношение к себе : смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается . Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны , ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все , с другой - очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей , с другой - бравирует собственными недостатками .

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе : из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости , поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама- Manana рассказывает : «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее - ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны - это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться , и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».

После 10 лет для родителей и детей наступает время перемен: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается. Какие этапы можно выделить в телесном взрослении? К чему родители могут подготовить подростков и что тем предстоит пережить и принять самим? О психофизиологии сексуального развития рассказывают наши эксперты.

Все родители примерно представляют себе, как происходит развитие ребенка, чего можно ожидать от его поведения, знают, наблюдая изо дня в день за сыном или дочерью. Но в том, что касается сексуального развития, родителям не всегда хватает знаний.

Представление о том, каких возрастных изменений следует ожидать на разных этапах развития, и наблюдение за тем, что случается на самом деле, позволяют ориентироваться в происходящем, своевременно замечать что-то необычное, странное, не соответствующее возрасту, и при необходимости обращаться за помощью. Кроме того, в общении с подростком родителям предстоит определить, насколько он готов к обсуждению интимной стороны жизни, чтобы не смутить его раньше времени или не опоздать с важным разговором.

10–19 лет: десятилетие перемен

Дети лет до десяти растут равномерно, причем мальчики и девочки имеют одинаковые пропорции тела. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см.

Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков - в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение: у девушек - после 16 лет, у юношей - после 18 лет.

Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела - осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка уже останавливается в росте.

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты - широкие плечи и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания. Некоторые юноши начинают бриться, чтобы быстрее появилась «растительность» на лице. Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек - эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса.

Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бедра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Появление первых месячных до 9 лет и особенно отсутствие менструаций после 15–16 лет - повод проконсультироваться с гинекологом. Сначала цикл может меняться. Постепенно месячные становятся регулярными: наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3–5 дней.

Поводом для беспокойства и обследования могут быть:

Короткий (меньше 21 дня) или продолжительный (свыше 35 дней) менструальный цикл;

Нерегулярный цикл, если он сохраняется больше полутора лет после появления менструаций;

Продолжительность менструации - 1–2 дня или более 7 дней;

Обильное кровотечение или болезненные ощущения во время менструации.

На что обратить внимание

Иногда у новорожденных и младенцев наблюдаются особенности строения половых органов, которые требуют обращения к врачам. У мальчиков встречается отсутствие одного или обоих яичек в мошонке - крипторхизм. В некоторых случаях яичко самостоятельно опускается в мошонку в течение первого года жизни малыша. Но если не определить причину такого отклонения и не начать наблюдение, это может впоследствии привести к бесплодию и другим заболеваниям, опухоли.

У мальчиков может наблюдаться сужение крайней плоти, фимоз, когда невозможно обнажить головку полового члена. Такая ситуация также требует консультации педиатра или уролога. У маленьких девочек может быть слипание и сращивание половых губ - синехии, когда частично и почти полностью закрывается вход во влагалище. Это повод обратиться к педиатру или детскому гинекологу.

Подготовить к неожиданностям

Телесные перемены могут застать подростков врасплох, расстроить или испугать. Даже тот, кто штудировал «Анатомию человека» и примерно представляет себе физиологические процессы в организме, не всегда готов лично столкнуться с новыми особенностями собственного тела. Поэтому главная задача родителей - заранее поговорить на эти непростые темы, успокоить, объяснить, что означают незнакомые явления и ощущения.

Первые поллюции - непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями - возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам. Мальчики нередко воспринимают их как болезнь и очень переживают.

Родителям, и лучше всего отцу, надо поговорить с сыном о поллюциях еще до их появления, объяснить, что это обычное явление, сопровождающее превращение из мальчика в мужчину, что этого не надо пугаться и стесняться, что поллюции могут повторяться довольно часто и непроизвольно, а могут и прекратиться со временем.

Родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система

Для девочек важный рубеж взросления - первая менструация. Если она случится неожиданно, девочка может испугаться и впасть в панику, ей может быть неловко рассказать о происшедшем, задать вопрос. Поэтому родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система, объяснить природу месячных, рассказать, что это нормальный этап развития женского организма. В этом случае девочка будет готова к тому, что у нее однажды появятся кровянистые выделения из половых органов, не будет напугана или смущена.

После наступления первых месячных важно сказать о том, что с этого момента при сексуальном контакте возможно наступление беременности, причем даже при нерегулярном цикле. Можно предложить девочке вести менструальный календарь, чтобы это вошло у нее в привычку.

Другой существенный аспект этой ситуации - личная гигиена, использование современных средств, самочувствие и поведение во время месячных. Незадолго до, а также во время месячных может ухудшаться общее самочувствие, появляться раздражительность и ощущение дискомфорта, иногда менструации могут быть болезненными. Об этом тоже надо предупредить заранее.

Как ухаживать за собой?

Дети не знают некоторых очевидных правил. Хорошо, если им расскажут об этом родители - так, чтобы личная гигиена стала не просто полезной привычкой, но необходимым условием самоуважения, частью представления подростков о цивилизованном поведении по отношению к себе и окружающим людям.

Девочки должны знать, что:

Соблюдение гигиены половых органов важно для предупреждения некоторых воспалительных заболеваний, но не защищает от инфекций, передаваемых половым путем;

Следует ежедневно менять нижнее белье и при необходимости пользоваться прокладками;

При подмывании (дважды в день) струя воды должна быть направлена так, чтобы не занести во влагалище инфекцию из заднего прохода.

Мальчики должны знать, что:

Вокруг головки полового члена может образовываться белый налет (смегма), которая состоит из секрета желез крайней плоти;

Необходимо обмывать половые органы ежедневно перед сном теплой водой с мылом, при этом следует оттянуть крайнюю плоть и удалить смегму, иначе возможно развитие воспалительного процесса;

У некоторых народов принято проводить обрезание крайней плоти мальчикам, однако это не отменяет необходимости гигиенических процедур.

«Со мною вот что происходит...»

Подростки оценивают свое тело прежде всего с точки зрения сексуальной привлекательности. Поэтому для них типично болезненное внимание к параметрам и пропорциям тела, состоянию кожи, размерам половых органов. Эти отдельные части кажутся им слишком большими или маленькими, толстыми или тонкими. Такая повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или неврозы, даже такие серьезные, как дисморфомания и нервная анорексия. Возможно снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Переживания подростка близки к тем ощущениям, которые испытывает Алиса в Стране чудес, рассматривая свое тело со стороны и наблюдая, что с ним происходит: «Нет, вы только подумайте! - говорила она. - Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить; сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно...»

Неделикатные замечания могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности

Окружающие тоже с трудом узнают изменившегося ребенка: «Ты... кто... такая?» - спросила Синяя Гусеница. Начало не очень-то располагало к беседе. «Сейчас, право, не знаю, сударыня, - отвечала Алиса робко. - Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». - «Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. - Да ты в своем уме?» - «Нe знаю, - отвечала Алиса. - Должно быть, в чужом».

Все подростки хотят быть уверенными в том, что с их телом, особенно половыми органами у мальчиков и молочными железами у девочек, все в порядке. Ведь они постоянно сравнивают себя со сверстниками. Неделикатные замечания окружающих, родителей - «какой у тебя нос», «какие у тебя ноги» - могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности, сформировать стойкое убеждение в собственной физической неполноценности. Даже если подросток и не задает прямых вопросов относительно своего тела и лица, надо всеми способами рассеивать его возможные комплексы.

Задача родителей - объяснить подростку, что происходящие с ним изменения временные. У девушек в ходе нормального полового созревания нарастает жировая масса, и они думают, что толстеют. В стремлении соответствовать «стандартам красоты» подростки, особенно девушки, нередко ограничивают себя в еде и прибегают к фармакологическим средствам коррекции массы тела, что влечет за собой риск возникновения анорексии - полного отказа от еды.

Невольной причиной нервной анорексии могут быть и сами родители: «Почему ты так много ешь? Толстушечка ты моя!» Молодым людям полезно будет иметь в виду, что в разных обществах и разных культурах идеалы красоты и привлекательности неодинаковы, поэтому каждый человек может быть объектом восхищения.

Об экспертах

Елена Аноприенко - руководитель Центра медико-психологической и социально-реабилитационной помощи детям Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).


Елена Мешкова - врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).


Александр Куликов - доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (Санкт-Петербург).

Подростковый возраст - период бурного и неравномерно­го роста и развития организма, когда происходит интенсив­ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер­ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель­ность желез внутренней секреции часто приводят к некото­рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос­ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под­ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча­сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь­ного возбуждения.
Одним из первых и наиболее заметных телесных измене­ний является резкое ускорение роста.
Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис­ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу­живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж­нее время.
Современные данные показывают, что средний возраст по­лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене­ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де­вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.
На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы­вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо­рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен­ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо­мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по­сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.
Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре­кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос­том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра­щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед­ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос­та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до­стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче­ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав­нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири­ну не менее 60 см.

Физические изменения у подростков - это очень важная тема. В среднем у молодых людей в одиннадцать лет начинается жизнь с чистого листа. Ведь у них происходит вступление в подростковый возраст. Какие именно изменения настигают мальчиков и девочек, мы узнаем далее в статье.

В школе у большинства учеников на биологии был урок физических изменений у подростков. Именно по этой теме многие учителя иногда делают презентацию, чтобы наглядно показать все то, что, пожалуй, не расскажешь за 45 минут занятий. Для тех, кто прогулял урок или был недостаточно внимателен, создана эта статья. Начнем с того, что же все-таки это за изменения?

Очень быстрый рост ребенка в определенном возрасте и называют физическими изменениями у подростков. В это время начинают более упорно развиваться умственные способности ребенка, а мышцы быстрее набирают обороты при физических нагрузках. У детей начинает формироваться сила воли, характер, который нельзя будет изменить в течение всей жизни. И это все завершится ближе к юности, т. е. к пятнадцати-шестнадцати годам.

Половое созревание

Люди иногда называют период от одиннадцати до пятнадцати лет возрастом полового созревания. Уже к восемнадцатилетию заканчивается бурный рост человека и развитие основных органов и систем. В период этого созревания обычно люди начинают набирать вес, но вместе с набором роста это происходит незаметно. Иногда даже кажется, что человек худеет. Это все связано с половым созреванием. Заметно также ускорение процесса метаболизма в подростковом возрасте. Нервная система в период юношества ведет себя обычно, не подавая никаких особых признаков.

Созревание всего организма

Это очень непростой для ребенка процесс, и он не у всех людей проходит четко и слаженно. Пример этому можно привести такой: подростки часто замыкаются в себе, требуют внимания к себе ото всех, и от родителей в частности. Если родственники не способны справиться с возникающими проблемами, то приходится идти к психологу. Бывает и так, что непонятые подростки совершают суицид из-за своих чувств. Это самый худший исход событий.

Физические изменения у подростков также беспощадны. Стоит отметить, что развитие как мальчиков, так и девочек до 10 лет совершенно одинаково. После прохождения этой отметки девочки начинают ускоренно расти в высоту. Все мальчики помнят ситуацию, когда одноклассницы или девочки младше них были на голову выше по росту. Это продолжается до 14 лет, после чего мальчики начинают превосходить противоположный пол по всем показателям, включая рост.

Анатомическое развитие нервной системы

К пятнадцати годам у всех подростков завершается формирование двигательного аппарата, что имеет огромное значение для физических способностей детей. Ведь именно это влияет на выносливость, ловкость ребенка, а также на трудовую деятельность. Благодаря развитию они могут с ребятами бегать по улице, заниматься физкультурой, обеспечивая себе здоровое тело, развиваться умственно и, возможно, помочь учителю подготовить по интересующей теме презентацию.

Физические изменения у подростков при наступлении определенного возраста - это сложный процесс. Рост мускул юношей, который вызван эндокринной стимуляцией, очень сильно отражается на мышечной силе. То есть, начиная заниматься спортом и качать мышцы в подростком возрасте, вы сможете создать красивое и рельефное тело без особых усилий. Ведь именно в этом возрасте мышцы больше всего развиваются. Так что рекомендуем заниматься спортом именно в этом возрасте, когда физические изменения у подростков положительно влияют на все процессы в организме.

Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:

Первый - это период подготовки, второй - непосредственно переходной возраст, третий - постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.

Временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно применять с точностью до года. Но, в общем, психологи указывают такие цифры: от одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не следует забывать о том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого организма и характер протекания их. Половые различия также сказываются в характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару лет и проходит не так остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков пубертатный возраст занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного активнее.

Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а вчерашний мальчик - «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед зеркалом - совсем не минута времени, как это было раньше.

Для подростка становятся весьма актуальными проблемы возвращения прежних страхов - внешний вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий - открытого или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у каждого второго.

Физиологические изменения у девочек

Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков, и оно у них проходит быстрее.

В 8-10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза;

В 9-10 лет околососковый кружок начинает выступать над кожей груди;

В 10-11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез.

В 11-12 лет может наступить первая менструация (чаще всего в 13-14 лет)

В 15-16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год.

В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

Физиологические изменения у мальчиков

Подростковым называется период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его ко взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

В физиологическом плане подростковый период характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Их правильное сочетание и взаимодействие являются залогом своевременного и правильного развития ребенка.

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12-14 лет.

В 10-11 лет отмечается увеличение размера яичек и полового члена;

В 11-12 лет становится заметна пигментация мошонки и начало оволосения лобка;

В 12-13 лет рост волос на лобке увеличивается, происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек;