Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские имена и их значения  /  Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Большинство современных детей не любят читать. Причин этому множество. Одна из них - неумение читать быстро. Медленное чтение напоминает пытку - ребенок вымученно читает заданный текст, запинается о трудные слова, не воспринимает смысл прочитанного, возвращается к началу, теряя всякую любовь к самому процессу чтения.

Под силу ли родителям научить ребенка читать быстро и осмысленно? Конечно, да. Если у вас есть время и желание, если вы не хотите тратить семейный бюджет на репетитора и действительно готовы помочь своему чаду, предлагаю познакомиться с приемами беглого чтения.

О минусах методик скорочтения

Существуют специальные методики скорочтения, освоив которые, можно читать целыми абзацами и быстро находить нужную информацию из текста. Но мы не будем сегодня о них говорить по нескольким причинам.

Во - первых, скорочтение - это угадывание общего смысла текста с отбрасыванием его ненужных фрагментов. При таком чтении не обогащается словарный запас ребенка, развитие устной речи происходит на низком уровне.

Во-вторых, спешка при чтении создает проблемы при письме.

В-третьих, обучать ребенка по таким методикам желательно не ранее 14-летнего возраста, когда сформирован навык осмысленного чтения.

Итак, что же сделать, чтобы ребенок стал читать быстро?

Готовимся к чтению текста заранее

Перед тем, как приступить к чтению, необходимо снять возможные трудности. Не поленитесь сами прочитать заданный текст. Есть ли в нем непонятные для ребенка слова? Объясните их лексическое значение, приведите примеры употребления таких слов в другом контексте.

Есть ли в тексте труднопроизносимые слова (к примеру те, что содержат на стыке несколько согласных звуков). Выпишите их и вместе прочитайте.

Работайте над дикцией, используя скороговорки, пословицы, поговорки, произносите их быстро и медленно, громко и тихо, весело и грустно. Обращайте внимание на четкость произношения окончаний слов.

Есть ли в тексте описание каких-то незнакомых для ребенка явлений? Не вызовут ли они непонимание? Соответствует ли текст возрасту ребенка? Чем он будет полезен? Какова его главная мысль?

Ответив на эти вопросы и проведя подготовительную работу, родителям нужно мотивировать ребенка к чтению определенным вопросом к тексту, например: «Прочитай текст и скажи, почему он так называется?» и дать правильный эмоциональный настрой (не угрожать наказанием, а увлечь чтением).

При таком подходе ребенок будет заинтересован в поиске ответа и не споткнется о трудные слова.

Расширяем угол зрения

Бывает, что ребенок захватывает зрением лишь одну-две буквы, а нужно научить видеть слово целиком.

Для расширения угла зрения можно использовать таблицы Шульте: начертите квадрат и разделите его на несколько ячеек, в каждую напишите цифры в произвольном порядке. Задача ребенка - находить эти цифры по порядку, показывая карандашом. Количество ячеек с цифрами с каждым занятием нужно увеличивать.

С этой же целью полезно подбирать упражнения на увеличение слов в предложении, к примеру:

Кот
серый кот
большой серый кот
большой серый, пушистый кот
У Бориса большой серый, пушистый кот.

Чтобы перейти от слогового чтения к чтению целыми словами, давайте ребенку задание найти на открытой странице текста определенное слово (затем - словосочетание, предложение).

Не возвращаемся к прочитанному слову (слогу)

Традиционная методика обучения чтению подразумевает возвращение к ранее прочитанному фрагменту: ребенок читает первый слог, второй, потом возвращается к первому слогу и сливает его со вторым. Этот метод существенно тормозит скорость чтения.

Чтобы устранить возвратное движение глаз можно использовать маленькую закладку - прочитываем слово и закрываем его листком, двигаемся по строке вперед, запоминая ранее прочитанные слова (слоги).

Еще один прием (ипользуемый в методиках скорочтения): родитель читает, а ребенок следит пальчиком по тексту, затем воспроизводит текст самостоятельно. Либо: родитель читает текст, а ребенок вторит ему - читает вслед за ним, отставая на одно слово.

Читаем молча

С самого начала мы учимся читать, проговаривая слова вслух. Это развивает устную речь, память и дикцию. Но в то же время артикуляция снижает темп чтения. Советую, не избавляться от артикуляции полностью, а лишь подавлять ее, когда нужно прочитать что-то быстро.

Замечено, что человек не проговаривает слова, когда читает с увлечением. Выходит, что ребенку нужно подбирать интересный для него текст. Еще лучше читать его под тихую спокойную музыку.

Развиваем оперативную память

Оперативная память отвечает за запоминание каких-то сведений, необходимых на время. Если ваш ребенок читает второе слово в предложении, а первое уже не помнит, значит, этот вид памяти необходимо у него развивать.

Для совершенствования оперативной памяти малышей используйте игры. К примеру, расставьте перед ребенком несколько игрушек. Пока он закроет глаза, поменяйте их местами или добавьте еще одну игрушку. Ребенок должен ответить, что изменилось, либо вспомнить и назвать все игрушки по порядку.

Младшим школьникам помогут зрительные диктанты И.Т. Федоренко. Они представляют собой тексты из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Количество букв в предложениях возрастает от 8 до 46. Спустя 2 месяца применения данных диктантов, оперативная память ребенка развивается настолько, что он может легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая ранее прочитанное. Школьник быстро улавливает смысл текста, читает с интересом.

Работать с диктантами И.Т. Федоренко просто: показываем ребенку первое предложение на 5-7 секунд, школьник читает и записывает его по памяти. Далее тоже самое делаем со вторым и последующими предложениями. За 5-10 минут ребенок записывает 6 предложений.

Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко можно найти во всемирной сети, и если учитель не использует их в практике, смело применяйте их сами.

Концентрируем внимание

Не все взрослые люди могут сосредоточиться на тексте при включенном телевизоре, радио и др. Ребенку еще сложнее сконцентрировать внимание, он отвлекается, перечитывает абзацы текста вновь и вновь.

Чтобы научить подопечного не реагировать на внешние раздражители, с раннего возраста не давайте ребенку заниматься в полной тишине. Изредка отвлекайте его вопросами, включайте тихую музыку, позволяйте слушать пение птиц из окна или шум транспорта.

Помогут сконцентрироваться задания к тексту: «Найди лишнее», «Исправь ошибки», «Кто прав?» и др.

Читаем понемногу, но часто

Известно, что для развития быстроты чтения важна частота, а не длительность упражнений. Поэтому читать нужно 3-4 раза в день по несколько минут.

Для чтения необязательно использовать только книгу, пишите ребенку записки, списки с поручениями, инструкции, обращайте его внимание на надписи витрин магазинов, уличную рекламу и т.д.

Верить ли нормам?

Не расстраивайтесь, если ребенок прочитал контрольный текст со скоростью ниже установленных норм. В идеале скорость чтения должна приближаться к темпу речи. А если ребенок - флегматик, то читать он будет медленнее своего сверстника-холерика.

Итак, быстрое чтение позволяет ребенку совладать с большим объемом информации, которую предлагает школа. Бегло читающие дети обычно успешно учатся по всем предметам. Но не стоит забывать, что скорое чтение хорошо тогда, когда оно осмысленно.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются : 1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения .

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни . Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя .

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение .

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости .

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика. Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

18. Чтение «канон» . Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.

21. Простукивание ритма .

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск .

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы . Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных .

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок .

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста .

27. Тренируем внимание . Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

30. Перевернутый текст .

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений .

Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова .

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Это один из самых волнующих вопросов, которые могут встать перед родителями.
Вроде бы и буквы освоены, и слоги понятны.

Но ребенок читает медленно, совершенно не понимает прочитанное. В итоге просит маму помочь объяснить задание, тянет с выполнением уроков, получает оценки хуже, чем может.

Действительно, ни для кого не секрет, что чтение с пониманием — основа успешного обучения в школе.

Потому что какой бы мы ни взяли предмет, везде надо читать и понимать прочитанное. Уметь отвечать на вопросы и ориентироваться в тексте.

Так когда наступает понимание текста? Где та самая грань между понимает/не понимает?

Научно доказано, что понимание текста происходит при скорости чтения от 60 слов в минуту и выше.

Если ребенок читает меньше, то прочитанный впервые текст он не поймет. Прочитанную задачу не не поймет. Прочитанное задание — не поймет.

Именно поэтому чтением и скоростью чтения заниматься важно и необходимо. Представляем Вашему вниманию несколько лайфхаков для обучения детей чтению:

Лайфхак № 1 — использовать «Чудесный домик»

Это замечательная разработка учителя начальных классов Стрекаловской Любови Алексеевны и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты уже покорила сердца тысяч родителей.
Преимущество домика в том, что его легко брать с собой куда угодно, а заниматься по домику легко и интересно.

Методика повышения чтения заключается в отдельном чтении слогов русского языка, при этом обучение происходит основываясь на трех базовых китах успеха: интенсивность, изолированность и обратная связь.

Домик позволяет играть в множество игр с ребенком, которые увеличивают скорость чтения.

Игра № 1 — Прочитай меня! Кто выглянул?

В окошечко домика выглядывает только один слог, ребенок его читает и получает обратную связь. Обычно движение домика происходит вертикально, значит мы интенсивно тренируем определенный вид слогов.

Игра № 2 — Отгадай слово

Родители переводят домик последовательно на два слога. Например, вначале из домика выглядывает «но», потом «га». Ребенок читает слоги и угадывает, что выглянуло из окошка.
Потом может показаться «ко-т» или «ру-ка», может даже показаться «ко-за»

Игра № 3 — Загадай слово.

Происходит обратно предыдущей. Ребенок поочереди показывает слоги слова, которое он загадал. А родители читают и угадывают.

Игра № 4 — Давай быстрее?

Ребенок читает слоги, переводя домик вертикально или горизонтально. А вы засекаете секундомером, за сколько он это сделал. Фиксируется результат, а после повторяется.

С каждым разом будет расти скорость ребенка, а значит и его вера в себя.

Сделайте два домика, один положите с собой в сумку и тогда его можно будет использовать в любую удобную минутку: в транспорте, в очереди, ожидая врача.

Методика помогает повысить скорость чтения детям с дислексией (прим. Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.)

Благодаря «домику» дети с дислексией запоминают слоги, что помогает освоить процесс чтения (в русском языке чтение слоговое)


Лайфхак № 2. — Техника «Секундомер»

Для тренировки чтения нам понадобится детская книга и секундомер. Попросите ребенка начать читать и засеките минуту. После попросите прочитать еще раз тот же участок текста за минуту.

И вы и ребенок увидите, что во второй раз он прочитал больше, чем в первый! А в третий еще на одно-два слова больше, чем во второй. Значит — скорость чтения растет. Важно отметить, что тренировка должна проходить обязательно на одном и том же участке текста.

Подробнее о методике и ее пользе — в нашем видео

Лайфхах № 3 — Слово нехорошее написано

Скорее всего, среди читателей найдутся те, кто не одобрит этот способ.

У него совершенно не было мотивациии или желания учиться читать. Тогда предложила ему прочитать плохое слово, которое я написала.

Ребенок засмущался.

Использую «чудесный домик» в окно выглянули слоги: «ду», «ра» Ребенок засмеялся

Какие слова ребенок считает «плохими»?

Это могут быть слова дура, дурак или даже жопа.

Важно, чтобы ребенок понял, что то что нельзя говорить вслух, можно прочитать или загадать. Мы провели два дня отгадывая и загадывая плохие слова, делая большие глаза. Мы загадывали и «дура» и «дурак» и «какашка» (над этим Никита смеялся дольше всего)

В итоге ребенку в скором времени это показалось уже не так интересно, и он просто начал загадывать и читать все подряд.

Это была моя большая победа!

Лайфхак № 4 — Техника «Стихотворения»

Для того, чтобы увеличить скорость чтения нужно в течение одной недели читать одно и то же стихотворение. Зачем и почему? Ответ в нашем видео

Лайфхак № 5- Таблицы Шульте

Кажется напрямую чтение таблиц не влияет на результат. Однако это не так.

Одной из причин медленного чтения специалисты выделяют маленькое поле зрения. Именно используя таблицы Шульте можно увеличить поле зрения и научить мозг ориентироваться быстрее.

Работать с таблицами нужно так: последовательно найти цифры от 1 до 25. Можно просто «глазами», можно показывая пальцем, можно зачеркивать.

Я поставила программу на мобильный телефон и в свободную минутку мы с детьми устраиваем соревнования. В программе нужно нажимать последовательно на цифры от 1 до 25. Если ответ верный, цифра светится зеленым. Если нет — мигает красным. Программу можно найти по запросу «Таблицы Шульте»

Существуют несколько техник работы с таблицами, расширения поля и угла зрения, поиска цифр. Подробно мы рассматриваем и изучаем техники в курсе «Умный ребенок» в модуле «скорочтение». Однако и простой поиск нужной цифры улучшает внимательность и увеличивает скорость чтения ребенка.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Лайфхак № 6 — Закрываются глаза

Так делали наши мамы и бабушки. Увлеките ребенка чтением и … перестаньте читать.

Конечно, ребенок может начать возмущаться, но если вы скажете, что сегодня устали, и продолжить никак не можете, а момент действительно инетересный, то ребенок скорее всего возьмет книжку сам.

Например так мы сейчас с детьми читаем сказку «Волшебник изумрудного города». Первые 4 главы прочитала я, а на пятый день чтения, поскольку я устала и не могла читать, читали сами дети. Главу Андрей, главу Никита.

Вчера мальчики читали уже 12 и 13-ю главу, забыв, что изначально им читала мама.

Надеемся, что наши советы помогут вам повысить скорость чтения ребенка

А уже в это воскресенье мы проводим вторую конференцию по эффективному обучению детей в школе «Учиться может каждый»

Всего за 1 день мы расскажем о самых больших школьных проблемах и способах их решения

Вот некоторые из вопросов, которые будут разобраны на конференции:

  • Планирование учебной недели
  • Отстаивание своего я ребенком в школе
  • Вдохновение ребенка и повышение его самооценки
  • Как замотивировать ребенка читать
  • Как «говорить с ребенком на одном языке»
  • Чтение с ребенком
  • Мотивация ребенка
  • Домашние задания с удовольствием
  • Использование техник эффективного обучения для экономии на репетиторах
  • Почему ребенок не хочет делать уроки

И другие темы эффективного обучения в школе, которые Вы сможете применить уже сразу после конференции

Вас ждет 6 спикеров, 6 разных тем, 6 различных историй и море полезной информации, которая позволит вывести обучение в школе на новый уровень

Присоединяйтесь к нам прямо сейчас

Давайте вместе делать образование в школе эффективным и качественным