Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские имена и их значения  /  Спасы в августе. Смысл праздника Ореховый Спас. Обычаи на Медовый Спас

Спасы в августе. Смысл праздника Ореховый Спас. Обычаи на Медовый Спас

Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа. Как возникли эти праздники и почему они так стали называться в народе, рассказывает Юрий РУБАН

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам» . Проблема лишь в том, что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым» , Второй (6/19 августа) – «яблочным» , а Третий (16/29 августа) – «ореховым» ,«хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения.

Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.

ПЕРВЫЙ СПАС
(1/14 августа)

Русский перевод тропаря Всемилостивому Спасу:
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.

Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.

Изнесение Креста

Первое праздничное воспоминание«Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.

Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

Всемилостивый Спас

Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

Кто такие Маккавеи?

В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея и издал декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 г. до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1 Макк. 56–57, 60–61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары – в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и после многолетней борьбы создали независимое Иудейское государство (142–63 до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что рассказали. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост(до 28 августа).

«Сельскохозяйственный» аспект праздника

Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданны только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

ВТОРОЙ СПАС
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(6/19 августа)

.

Русский перевод:
Тропарь
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, показав Свою славу ученикам насколько, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!

Кондак
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, и Твои ученики увидели Твою славу настолько, насколько они могли её воспринять, – чтобы, увидев Тебя распинаемого, поняли: страдание Твоё – добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Сияние Отца.

О Преображении Господнем, или о Втором Спасе, мы всё-таки знаем больше, чем о Первом и Третьем. В православном календаре праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У любителей русской литературы «серебряного века» он, несомненно, ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака («Август»).

«Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!»

В народном же календаре он именуется «Яблочным Спасом».

Начнем с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (17:1–13), Марк (9:2–13) и Лука (9:28–36).

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И беседовали с Ним два мужа; это были Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Пётр и его спутники забылись дрёмой; когда очнулись, увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Пётр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Он и сам не знал, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И ещё он не договорил, как появилось облако и осенило их; и они устрашились, когда вошли в то облако. И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28–36).

А евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит – воскреснуть из мёртвых?» (9:9–10).

Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей <...> состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк проф. С.-Петербургской Духовной академии Василий Васильевич Болотов († 1900) убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю ряда других праздников, он выяснил логику праздничных датировок. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего (в V-VI вв.), по мнению В. Болотова, он был учреждён в Армении и Каппадокии (Малая Азия) взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи, – то есть был праздником подвижного (пятидесятничного) цикла.

Эта же «миссионерская» логика была актуальна и в других регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди формально христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – веселыми празднествами в честь хмельного бога Вакха, «патрона» виноделия. Их сопровождали ночные радения и безудержные игрища. Чтобы христианизировать этот традиционный праздник урожая, было решено торжественно праздновать в это время «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда и прочих «плодов земных». (В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.) Поэтому дата преображения как события евангельской истории и дата праздника «Преображения Господня» не совпадают.

В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), но здесь его зафиксировали по неподвижному (минейному) календарю. (Причина происхождения даты именно 6 августа остается под вопросом.) А от византийцев праздник перешел к славянам. В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника.

При чем здесь яблоки?

Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. С другой стороны, если учитывать климатические реалии наших северных регионов, то благодарить Бога за дарование яблок следует все-таки в сентябре, когда созревают основные сорта.

ТРЕТИЙ СПАС
(16/29 августа)

Спас Нерукотворный. 16 век, В.Устюг.

Тропарь Пречистому Образу
Мы поклоняемся Пречистому Твоему Образу, о Благой Христос Бог наш, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил с радостью!»

Христос и Авгарь

Лето на исходе: на следующий день после Успения наступает последний из трех августовских «Спасов». В церковном календаре этот праздник называется «Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)» и имеет интересную предысторию.

Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем – Авгарь (Абгар) V Черный (13–50 гг. н. э.). Узнав от своих послов в Иерусалиме о чудесных деяниях, совершаемых там неким необыкновенным Человеком, он будто бы направил Ему письмо следующего содержания: «Авгарь Ухама, топарх, – благому Спасителю, объявившемуся в пределах иерусалимских, – здравствовать! Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых – ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь. И всё это услышав о Тебе, положил в уме своем (подумал) одно из двух: или что Ты Бог и, сошедши с неба, совершаешь такое, или Сын Бога, творящий это. И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».

Иисус Христос, удостоив Авгаря ответа, написал ему: «Блажен ты, Авгарь, и город твой, который называется Эдесса. Блажен ты, что уверовал в Меня, не увидев Меня, поэтому здоровье будет тебе обеспечено всегда. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, отвечу: Мне следует прежде всего исполнить то, для чего Я сюда послан. И после исполнения Я буду взят к пославшему Меня Отцу. Я пошлю же тебе одного из учеников Моих по имени Фаддей, он же Фома, который и болезнь твою исцелит, и жизнь вечную и мир тебе обеспечит и всем тем, кто с тобой...» (Разумеется, эта переписка Авгаря с Христом недостоверна, но отражает факт раннего принятия Эдессой христианства.)

Согласно одной из легенд, Авгарь не слишком надеясь увидеть самого Христа, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение. При их встрече, Иисус, прочитав невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. А Нерукотворный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII столетии была занята арабами-мусульманами.

Возникновение же самого праздника относится к событиям, случившимся уже в X веке, когда Византийская империя пыталась вернуть потерянные земли на Востоке. Отвоевав несколько городов, византийцы принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию, перенесение которой и встреча в Константинополе были весьма торжественными. Арабский историк Яхья Антиохийский писал: «И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к «Золотым воротам», чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в 944 г.)».

Поскольку 15 августа (по юлианскому календарю) празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.

Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причем с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знамёнах (вспомним стяг князя Дмитрия Донского). В народе Третий Спас называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне», а также «хлебным», потому что пекли пироги из нового хлеба. Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов. И ещё одна примета осени – пословица «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан

Щедрый месяц август дарит нам теплые денечки, изобильный урожай; богат он и на православные праздники. Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечаются с 14 по 29 августа. Определить, когда какой Спас в 2016 году очень просто – эти праздники отмечаются каждый год в одни и те же дни и в церковном календаре называются непереходящими. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны со Спасителем Иисусом Христом и соотносятся с его деяниями.

Медовый (Первый) Спас: история, традиции

Все православные знают, когда будет отмечаться Медовый Спас, ведь в этот день начинается строжайший Успенский пост. День 14 (1) августа имеет много названий: Первый спас, Пчелиный праздник, Маковей, Медолом, Лакомка, Спас на воде, Мокрый Спас. Издавна в этот день начинался сбор меда, очищались и освящались колодцы и другие водоемы, а заключенная в них вода, по поверьям, обретала лечебную силу. Народная этимология отождествила родовое имя христианских мучеников Маккавеев, день памяти которых приходится на 14 августа, с маком, созревающим к этому времени. Так появилась традиция стряпать в этот день постные пироги, пряники, булочки, блины с медом и маком. Выпечку освящают в церкви. Также на Маковея принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Еще с давних времен хранящуюся в Константинополе реликвию – кусочки Креста, на котором был казнен Спаситель, в жаркие августовские дни носили по улицам города, чтобы освятить их и предотвратить болезни. Так установился праздник, почитающий этот обычай.

В Медовый Спас не принято веселиться, нельзя есть яиц, мясное, молочное – Успенский пост хотя и короткий, но очень строгий. На Первый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
С Первого Спаса и роса хороша.
На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Яблочный спас: история и традиции

Яблочный Спас (Спас на горе) приурочен к христианскому празднику Преображения Господня. Отмечается 19 (6) августа. Второй Спас пришел на смену празднику первого сбора яблок. Язычники верили, что собранные в эти дни яблоки обладают живительной силой, наливают тело здоровьем и красотой. Христианская церковь наполнила старую традицию иным смыслом, придав ей небывалую духовную мощь. За 40 дней до распятия Иисус Христос и его ученики поднялись на гору Фавор, где будущий Спаситель явился своим последователям в сиянии небесного света. Так ученикам Христа открылась его божественная сущность, а сам Богочеловек узнал о своем предназначении, и какого числа его ждет мученическая смерть. Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, а спустившись с горы, повелел людям собирать яблоки, чтобы Бог-Отец мог освятить их.

Традиционно в раннее утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Желательно, чтобы плоды были свежими, только что сорванными. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда:

  • пироги и булки с фруктовой начинкой;
  • варенье, джемы;
  • компоты;
  • сушеные фрукты и ягоды;
  • запеченные с медом яблоки;
  • моченые яблоки.

Главным плодом является, конечно, яблоко. Яблоки раздавали малоимущим, друзьям и родственникам, относили на кладбище – прежде всего на могилки умерших детей, и только потом ели сами. Существует поверье, что первое съеденное яблоко дарует человека здоровьем, отводит от него горести и несчастья. До Яблочного Спаса есть яблоки, другие фрукты было запрещено.

Еще одного название Яблочного Спаса – Первые осенины. С этого дня начинается наступление осени – дни становятся все короче и короче, ночи прохладнее. Преображается сама природа. Это отмечалось вечером Яблочного Спаса, когда молодежь, глядя на закат, песнями прощалась с солнцем.

Яблочный Спас – второй, но главный Спас. В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева.

От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависит благополучие в будущем, закладываются основы грядущего урожая. Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Пришел Яблочный Спас – ушло лето от нас.
Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов
Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Ореховый (Хлебный) Спас: история и традиции

Последний, третий Спас, носит название Орехового. Он наступает на следующий день после окончания Успенского поста – 29 (16) августа. Завершение поста позволяет праздновать Ореховый Спас более разгульно и весело, чем предыдущие два.

У Орехового Спаса также несколько названий, самые значимые из них – Ореховый, Хлебный и Холщовый (Спас на холсте). Ореховый – поскольку считалось, что к этому дню созревают лесные орехи. Хлебный – потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб, а Холщовый Спас связан с Иисусом Христом, с преданием о Нерукотворном образе. Это предание повествует о чудесном обретении изображении лика Христа на холщовом полотне, ставшим впоследствии прообразом всех икон. На Руси в эти дни начиналась торговля на ярмарках домоткаными холстами.

На Ореховый Спас освящаются лесные орехи, хлеб из зерен нового урожая, начинают сеять озимую рожь. В этот день улетают в теплые края последние журавли и ласточки.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас – зимой будет квас.
Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Современные люди вместе с привычными праздниками не забывают и о православных событиях. К празднованию Медового Спаса готовятся все христиане. Этот праздник достаточно древний, несмотря на это он сумел сохраниться до сегодняшнего времени.

Мед ценится за наличие целебных свойств и вкусовых качеств. Этот продукт используется людьми с древнего времени. Польза его настолько велика, что это привело к возникновению праздника посвященного меду.

В этот светлый день освещают мед и воду. Благословляли мед с целью последующего его употребления. В дни Спаса христиане занимаются приготовлением разнообразных блюд с наличием меда в их составе. Это вкусная выпечка в виде булочек, пряников, плюшек, блинов.

С древних времен происходило переплетение религиозных и народных праздников. Значимые даты, которыми обозначены праздники, в православном календаре имеют свои приметы и традиции.

Когда Медовый Спас в 2016 году? Празднование начинается впервые дни Успенского поста. В этом году этот праздник отмечают 14 августа.

Торжество, которое отмечают христиане, имеет постоянную дату. На нее не влияет Пасха. Период Успенского поста не длинный. Он насчитывает всего две недели и их называют Спасовками.

Исторические сведения о празднике

Медовый Спас имеет интересную историю. Только греческая и русская православные церкви празднуют событие по своим правилам. Греческая церковь в этот день раньше начинала осуществлять освещение улиц, дорог города с помощью частичек Креста Иисуса. Его носили по улицам, для того чтобы одержать победу над болезнями, которые распространялись в последний месяц лета.

Первоначально стали отмечать Спас в 1164 году. В этот период русские победили булгар. Название «Медовый» появилось после возникновения традиций и обычаев, связанных с его проведением. Освещение меда пасечниками выполнялось для получения хорошего урожая на следующий год.

Обычаи на Медовый Спас

Медовый нектар - это главное лакомство русского народа с давнего времени, поэтому начало сбора урожая ароматного продукта должно было пышно отмечаться. Церквями производилось освещение первого добытого меда. Народ радовался наполненным ульям, и каждый пасечник стремился показать народу свои успехи по получению меда.

Пчеловоды разламывали соты и согласно обычаям, отправлялись с этим нектаром в храм. Для первых сот подготавливалась новая, чистая и пустая посуда. Это было необходимо делать по традиции для получения в будущем богатого урожая медового нектара.

Так как Спас начинался с Успенским постом, на столе в день праздника могли быть постные блюда. Только возможность употребления меда, делала это обстоятельство незаметным. Приветливые и умелые хозяйки выпекали коврижки с медом, шанежки, пряники и пироги. Мед использовался для варки фруктов и орехов. Стол был заполнен медовыми напитками в виде безалкогольных настоек, кваса, медовух. Ломтики с нарезанными сотами наполненные медовым нектаром украшали столы.

Медовый Спас, приметы

Чистка колодцев и очищение скотины

Традиционно народ во время Спасского торжества должен наслаждаться медовыми лакомствами для сладкой и богатой жизни в будущем. О Медовом Спасе не зря говорят еще как о Водосвятии. Это время чистки родников и колодцев.

В деревнях старались производить чистку колодцев, так как считалось большим проступком оставлять заиленные колодцы. К тому же их нужно было чистить во избежание болезней. Также в этот день люди брали воду с чистых источников и мыли ей свою скотину и свою семью. Таким образом, смывалась порча и хворь.

Почему после Спасского празднества люди не купались в реках?

На следующий день после Спасского праздника, в реки для купания люди не спускались. В воду было трудно войти, потому что она не была такой теплой, как в Спасский день. Начинается приготовление природы к уходу в спячку, пока не наступит следующее лето. Когда закончится Медовый Спас, трудно увидеть пчелу на цветке. Даже птичье общество собирается в далекий полет.

Когда наступает 14 число, на всех сотах набирается много меда и приходит время для его сбора. Его начинают собирать и освещать. Затем занимались приготовлением разных сладостей из меда: рулетов, пирогов, печенья, булочек. Столы бывают наполнены разными вкусностями, и люди начинают ходить друг к другу в гости и угощать своими медовухами. Об этом дне родные помнят долгое время.

В этот день христиане стремились в церковь, для того чтобы освятить не только мед. Им также нужно было произвести освещение воды и мака. Мак использовался для приготовления вкусных пряников, рулетов, пирогов и других кулинарных изделий. Воду освещали во время Спаса, для того чтобы после ее использовать в качестве целебного напитка, для укрепления здоровья. От питья этой воды у людей прибавлялась энергия, настроение и появлялось вдохновение.

Как очиститься от греха?

Во время купания в этот светлый день, люди смывали с себя всякие греховные мысли и получали оздоровление. Животных купали в водоемах, чтобы они стали здоровыми, выносливыми и плодородными. Вымытые в воде больные животные, выздоравливали, поэтому люди старались не пропустить этот день, чтобы оздоровить и размножить стадо. Поэтому купание в святой день приносит много пользы и людям и скотине.

Следует и нам воспользоваться данными традициями для получения энергии и здоровья на весь год. Ведь не зря люди издавна соблюдают эти обычаи. Значит, в этом заложена огромная сила и таинство.

Может, очистившись от своих грехов, искупавшись в роднике в этот праздник, можно будет устранить все недуги и вздохнуть облегченно. Несмотря на то, что многие обряды остались в прошлом, Медовый Спас продолжает оставаться поистине важным событием.

Теперь вы точно знаете, какого числа Медовый Спас в 2016 году и что надо делать в этот день.

Август — особенный месяц, когда верующие отмечают три великих праздника — три Спаса. Все эти праздники, в первую очередь, посвящены Иисусу Христу, но вместе с этим не обходятся без народных традиций. Первый Спас посвящен меду, третий называется ореховым, а второй посвящен сбору яблок, и многие люди ждут его больше всего. Когда же Яблочный Спас в 2016 году, какого числа?

Когда начинается Яблочный Спас в 2016 году, какого числа

Тем, кто интересуется, когда нужно отмечать этот праздник, можно запомнить, что первый Спас празднуют четырнадцатого августа. А второй — через пять дней. И таким образом получается, что дата Яблочного Спаса в 2016 году — девятнадцатое августа. Этот праздник относится к группе не переходящих, то есть из года в год он празднуется в одно и то же время. В 2016 году Яблочный Спас выпадает на пятницу.

Если посмотреть в календарь, то можно увидеть, что праздник также называется Преображением Господнем. Для верующих — это очень важное событие. В Евангелии описано, как Иисус Христос поднялся на гору с тремя учениками и стал молиться. Ученики были рядом и смотрели на Иисуса. И как только Христос стал произносить молитвы, к нему явились Илия и Моисей. Ученики услышали, как пророки говорили с Божьим Сыном об Исходе и увидели, что лицо и одежда Иисуса начали ярко светиться. Иисус попросил свидетелей этого чуда сохранить все в тайне до того момента, пока не произойдет его воскрешение. И именно это событие, которое называется Преображением Господнем, и празднуют православные.

Что касается названия «Яблочный Спас», то возникло оно потому, что еще до принятия христианства на Руси, люди в этот день начинали собирать яблоки. А когда появились церкви, то фрукты нового урожая в этот день всегда несли в храмы на освящение. Так и получилось, что христианские традиции объединились с народными.

Яблочный Спас: традиции и обычаи

Главная традиция этого Спаса — сбор яблок, их освящение и, конечно, дегустация фруктов нового урожая. В народе раньше говорили, что если попробовать хоть одно яблоко до Спаса, то один ребенок на небе останется без райских яблочек. Поэтому все люди терпели до этого дня. Существовало такое поверье, что все умершие дети получают в раю яблоки, но если взрослые едят эти фрукты на земле, пока они до конца не созрели, то кому-то из детей не достается. Особенно строго соблюдали эту традицию в семьях, где теряли детей.

Еще одни традиция праздника — делиться освященными яблоками со всеми. Нужно угощать нищих, больных людей, также нужно положить яблоки на могилы умерших родственников.

Кроме этого, на Яблочный Спас можно пробовать не только яблоки, но и горох. Также можно начинать заготавливать на зиму компоты и консервировать фрукты. А еще нужно обязательно приготовить какое-нибудь блюдо с яблоками. Раньше хозяйки делали для детей яблоки в карамели, а также в печи запекали фрукты просто так или в тесте. Кроме этого, с яблоками готовили мясо.

Также в этот день все люди могут загадывать желание. Правда до этого нужно сходить в храм, раздать освященные яблоки, а одно оставить себе, откусить маленький кусочек, произнести желание и проглотить его.

Из необычных примет этого дня можно отметить ту, что на Яблочный Спас нельзя обижать и убивать мух. Люди верили, что если насекомое садится на человека, то его ждет успех. А если спугнуть муху и она сразу улетит, то и удачу с собой заберет. По этой же причине нельзя убивать этих насекомых в этот день.

Многие христианские праздники подходят для того, чтобы предсказывать погоду, и Яблочный Спас не исключение. По народным приметам, если будет дождь, то и осенью, и зимой, будет полно осадков. А если погода будет жаркой, то, наоборот, будет сухая осень и малоснежная зима.

Яблочный Спас — прекрасный праздник, который можно отметить всей семьей. А также это еще один повод съесть несколько полезных фруктов. Ученые, кстати, пришли к выводу, что человеку нужно каждый день съедать по яблочку, или хотя бы выпивать по стакану яблочного сока. Не стоит забывать и о православных традициях — в этот день нужно сходить в храм, подумать о своем поведении и духовном очищении.

А следующим за Яблочным наступает .