Меню
Бесплатно
Главная  /  Сад и огород  /  Разработки сценарий белорусских народных праздников в августе. Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей». Ансамбль … - «Маруся»

Разработки сценарий белорусских народных праздников в августе. Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей». Ансамбль … - «Маруся»

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Обычаи белорусов имеют общие корни с традициями славянских соседей. Предками этой тихой и миролюбивой нации были древляне, волыняне, дреговичи, северяне, кривичи. Праотцы белорусов в течение жизни вбирали в себя разнообразные черты литовской, польской, русской, украинской и еврейской культур, и, несмотря на постоянные разорительные войны, сохранили самобытность и свое национальное лицо.

Семейные обычаи белорусов

Главой в семье всегда был «бацька», который являлся защитником и добытчиком. Женщина исполняла свою часть обязанностей и была равноправным членом семьи, распорядительницей и хозяйкой, заботливой матерью и терпеливой хранительницей очага. Детей в семье было немного, и они воспитывались в любви, послушании и уважении к старшим. Разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов:

  • металлические и деревянные изделия назвали «мужскими»;
  • плетеные и тканевые «женскими».

Белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой.


Свадебные обычаи

Белорусское «вяселле» похоже на свадьбы других славянских народов и традиционно состоит из нескольких этапов. Начинается все со сватовства, которое проходит в доме невесты в присутствии родителей с обеих сторон. Если будущая жена дает согласие, через несколько недель в доме у жениха происходят смотрины, для того, чтобы семья девушки убедилась в том, что дочь будет жить в хороших условиях. Дата церемонии бракосочетания назначалась во время заручин. Накануне свадьбы молодая организовывала девичник у себя в доме, куда приходили ее подружки и родня, чтобы подготовить невесту к свадьбе – одеть, заплести косу, сопровождая все действия песнями. Вяселле начиналось с посада – будущих супругов сажали на деревянную кадушку, накрытую кожухом, что было олицетворением достатка в семье. Праздничное застолье проходило в доме у жениха, новобрачных одаривали, гости шутили и веселились. Заканчивалось мероприятие обрядом «сладкой водки» - восхвалением девицы, которая вышла замуж невинной.


Что происходило, если одна из сторон отказывалась от свадьбы после заручин?

Отказавшиеся компенсировали второй стороне все понесенные расходы.

Белорусам удалось сочетать в своей культуре языческие и христианские праздники, которых у этого народа довольно много, например, коляды. Их начинали отмечать за день до Рождества и заканчивали на Крещенье. Пели песни, переодевались, разыгрывали сценки, гадали и угощали традиционными колядными блюдами. Для детей устраивали кукольные представления, а в селе выбирали самую красивую девушку.


Празднование масленицы


Масленица в Белоруссии

Белорусы называют ее масленкой или сырницей. Гнали гарэлку (самогон), пекли блины, варили холодец, в зажиточных семьях к столу подавали жареную свинину. Заканчивалось празднование прощеным воскресеньем, в хате прибирали и готовились к посту.


Отмечается 7 апреля на Благовещенье, когда «прилетают аисты», принося с собой весну. Белорусы считают этих птиц символом достатка и удачи, убить аиста или разорить гнездо с птенцами, значит, накликать беду на свою семью. Зазывали весну девушки, стоя на высоком холме и распевая веснянки, а вечером разводили костры и водили хороводы.


Справляется через 9 дней после Пасхи. Люди шли на кладбище, где на могилах наводили порядки, вспоминали ушедших, оставляя на погосте еду, крашенки, куличи и самодельную водку. Дома правили тризну, при этом количество блюд должно быть нечетным.


Отмечается 12 июля в честь апостолов-мучеников Петра и Павла и является продолжением Ивана Купала. Заканчивался пост, устраивались посиделки с едой и напитками, разжигали костры, гадали, выбирали себе кумовьев, даря им платки, кольца или приятные безделушки.


Вывод:

Белорусы – спокойный и дружелюбный народ, которого не обошли стороной ни радости, ни горести. Сохранив свою самобытность и культуру, жители Белоруссии отличаются национальным самосознанием, уважением к своим традициям, песням, обрядам и праздникам.


Белорусские традиции

Вечер дружбы народов – Россия и Беларусь

По дороге от Москвы до Минска
Березняк сиренево дымится.
Только это, к счастью, не пожар,
А весенних почек урожай.

Вдоль дороги от Москвы до Минска
Тишина рассветная повисла,
Лишь поют вдали колокола,
Где сияют храмов купола.

Над дорогой от Москвы до Минска
Птичья стая пролетела низко,
А с лугов, как белые стога,
Светят ей последние снега.

На дороге от Москвы до Минска
Вдруг увидишь - как же это близко,
Как навечно - Русь да Беларусь.
Отчего ж тогда на сердце грусть?..

Ах, дорога от Москвы до Минска,
Ниточка надежды на единство.
Ты одна сегодня - без границ.
Сохранись, родная, сохранись.

Нередко для того, чтобы стать ближе и осознать всю важность друг для друга, необходимо на время расстаться.

«Расставание» белорусов и россиян после распада Советского Союза было недолгим. 2 апреля 1996 года президенты наших государств подписали Договор «Об образовании Сообщества России и Беларуси». А спустя год - 2 апреля 1997 года - был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России».

У нас немало общих праздников и памятных дат, но особое место среди них занимает День единения. Он появился благодаря воле наших братских народов объединить усилия и совместно создавать свое будущее.

От всей души поздравляю вас с праздником - Днем единения народов Беларуси и России и открываю праздничный вечер дружбы народов.

Сегодня мы познакомимся с этой страной поближе, станем лучше понимать наших друзей с Беларуси и возможно у кого-то возникнет желание съездить в эту страну и узнать её ещё лучше а пока с нашей сцены окунёмся в другую страну, другую культуру, которая не смотря на различие всё равно нам очень близка

Я знаю с детства языки
России с Украиной.
Меня учили старики
Их ясности былинной.

Мне в жизни чешский помогал,
Я пел среди словаков,
Я сербов сердцем постигал,
Умел понять поляков…


Но белорусскому впервой
Сегодня я внимаю,
А он язык настолько свой -
До звука понимаю!

Что значит общая для всех
Родной души основа.
Что значит верное навек:
Вначале было Слово!

И вавилонской нет грозы
Для нашего слиянья:
Одна земля, один язык,
Один народ - славяне!

И начнём мы наше путешествие конечно же со столицы – город Минск.

Цвети, мой Минск, под небом журавлиным
В лучах звезды высокой, золотой.
Тебе, мой Минск, я буду верным сыном.
В беде и счастье я – с тобой.

Приветствуем на сцене 5 класс.

Ясная, светлая, чистая, нежная,

Белая-Белая Русь,

Засветло, затемно,

буднично, празднично

Лишь за тебя я молюсь.

Много стихов написано об этой стране, много песен спето, искусство не могло не затронуть этот прекрасный край. Сегодня с литературой Беларуси нас познакомит 10 и 11 класс . Предоставляем им сцену.

Березовой сладкой капелью
Звенят Беларуси леса.
Как дивная песня, что пели
Щемяще ее голоса.

Летя на пределе высоком
Над отчей землею святой,
Та песня сама была соком,
Поившим сердца красотой.

Беларусь как Россия охмеляет своей красотой, своей дивной природой, широтой своих полей и густотой лесов Беловежской пущи. Сегодня о географии этой страны нам поведает 7 класс. Предоставляем им сцену.

Мне близка твоя светлая радость
И твоя мимолетная грусть.
Мир полям твоим, весям и хатам,
Беларусь, Беларусь, Беларусь.

Я люблю белорусскую землю,
Богом созданный подлинный рай.
И другой красоты не приемлю:
Здесь добро бьет ключом через край.

И действительно наши друзья-белорусы открывают своё доброе сердце для всех своих гостей. Они всегда рады видеть у себя в гостях людей любой национальности. А как они угощают своих гостей, как накрывают широкие столы, попробовав белорусских угощений, никому не захочется уезжать из этой хлебосольной страны. Сегодня и мы с вами познакомимся с национальной кухней Беларуси, слово для угощения, простите, для выступления предоставляется 9 классу .

Беларусь – дочь Победы и Славы.
Символ мужества, чести, труда.
В сильной, вольной, цветущей державе
Поколениям крепнуть всегда.

Отцов и дедов почитая свято,
Пришедшие Отечеству служить,
Хорошие, толковые ребята
Здесь охраняют наши рубежи

Не только своим искусством, кухней и столицей славится эта страна, но и конечно самым главным богатством страны – людьми! Ведь люди – это самое главное сокровище любого государства. О знаменитых и значимых людях Беларуси нам расскажет 6 класс . Прошу!


Музыка! Музыка всегда помогала жить человеку, она делала его дорогу легче, куда бы он не направлялся. И сегодня в завершении нашего путешествия по прекрасной стране Беларуси мы провожаем эту страну с музыкой, с которой нас познакомит 8 класс.

Вот и подошёл к завершению наш вечер дружбы народов. Дружбы двух великих государств – России и Беларуси. Я надеюсь, вы лучше стали понимать эту страну и его народ и когда-нибудь сами посетите это государство и сможете увидеть его не со сцены нашего актового зала, а воочию.

А закончить наш вечер я бы хотела словами Государственного секретаря Союзного государства Григория Алексеевича Рапоты.

"Мои юные друзья! Это замечательно, что вы интересуетесь историей, культурой наших стран - Беларуси и России. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Давайте научимся беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет вас, детей, в недалеком будущем. А теперь ваша задача накапливать знания, обогащать душу добротой, поиском себя в обществе. Желаю вам крепкого здоровья, успехов в учебе и новых знаний на самом главном уроке, который называется Жизнь".

До новых встреч!


Среди многих белорусских народных инструментов являются наиболее. Песнями, хороводами, плясками сопровождались и обряды.

12 мар 2012. Сценарии белорусских народных праздников и обрядов.zip Народный файловый хостинг. Скачивание происходит на максимальной.

Фольклорный (годовой план, праздники) | MuzRuk.net

Июль 27, 2012 В разделе: Досугов и развлечений, Фольклорных праздников

и развлечений Темы: Помощь музруку, Праздники, Сценарии, Фольклор.

История Кутеинской Лавры в Орше фильм

http://sites.google.com/site/filmorsha , полное изготовление видеофильмов, клипов,написание сценария, съемка, монтаж, Навогонский Эдуард, Кутеинская Лавра, Спиридон Соболь, первый белорусский букварь, Иоль Труцевич, Орша,железнодорожный узел

21 май 2012. Окрасившись народными представлениями и приметами, праздник породил.. Православные праздники, Издательство Белорусской.

Сценарий экскурсии по этнографической комнате (музею) детского сада.

слева, стоит стол, вокруг - стулья, на столе - скатерть с народной

вышивкой,. не только познакомить с белорусской одеждой, но и дать

почувствовать.

24 сен 2012. Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду… Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина,.

4 окт 2011. Проектная деятельность · Сказки · Сценарии. Белорусские народные . Вот в этот день удобно использовать именно народные игры. В игре.. Фотопрезентация православного праздника «К нам приходит.

Коляда – зимний праздник в календарной обрядности,

знаменующий собой.. алгоритм для вычисления дат всех народных

праздников.. белорусский (славянский) народный праздник весеннего

равноденствия.

Белорусская свадьба: от сватов до каравая: ПРАЗДНИК.BY

Руководитель кружка - учитель белорусского языка и литературы Бескровная. белорусской народной одежды, составили словарь белорусских блюд,. Будет и далее вестись работа по разработке сценариев праздников:.

Сценарии народных Белорусских праздников:. Организация праздников в Сочи.

Сценарии народных Белорусских

Сценарии народных Белорусских праздников:. Сценарии осенних праздников в школе -.

День села - сценарий праздника

День села...

Ведущая:

Нас время всех уводит от порога, но даже в самом ласковом краю

Куда б меня ни привела дорога – я вспоминаю родину свою.

Родимый край, ручьи и перелески, вновь возвратясь, слезы не утаю

Как мать в далёком и беззаботном детстве, я обнимаю Родину свою.

И если мне чего-то недостало, то лишь одно твердить не устаю

Ещё я в жизни сделал мало, чтоб возвеличить Родину мою

Я пью из рек отеческую воду, и на земле отеческой стою

Я присягаю своему народу, я воспеваю родину свою.

Ансамбль … - о России.

Блок 1 – руководителей и гостей.

Ведущая:

Сегодня в этот ясный, солнечный день село Китово отмечает свой день рождения, и мы поздравляем с этим событием все селян и приветствуем наших дорогих гостей. Это праздник всех жителей села от маленьких до взрослых, и конечно же каждый внёс свою лепту в то, что бы в этот день Китово расцвело праздничными, яркими, разноцветными красками. Но самые тёплые слова благодарности от всех жителей села администрации …, это благодаря их руководящей, творческой и плодотворной работе, … превратилось сегодня в маленький сказочный город. И я с огромным удовольствием приглашаю … к микрофону.

Концертный номер.

Блок 2 – рассказ о празднике.

Ведущая:

Из покон веков народ был самым миролюбивым на всей нашей планете, и наверное поэтому на сегодняшний день в Российской Федерации проживают представители всех национальных культур.

И село … не исключение, здесь обрели свой дом более 15-ти народностей, многие здесь образовали свои семьи, многие растят своих детей, и все без исключения любят и почитают свою вторую Родину село ….

Вот поэтому сегодняшний праздник решено было назвать днём национальных культур. И конечно же первыми на эту тему решили по рассуждать наши дети, их мы и приглашаем на эту сцену.

Выступление детей села …. с лит.сценарием.

Блок 3 – человек родился.

Ведущая:

«Человек родился» - как много заложено в этих словах, человек родился – значит, на планете стало больше счастливых людей, это те, кто искренно ждал появление этого маленького человека на свет. Человек родился – значит на нашей огромной планете, среди миллиардов голосов, зазвучит ещё один. Человек родился – значит, на родной земле растёт ещё один продолжатель трудовых династий и национальных традиций. Человек родился – значит, село … в этом году стало богаче, 26 маленьких жителей появились в этом году в селе.

Среди них представители Мордовии, Украины, Чечни, Германии, Монголии, но все они граждане Российской федерации. Сегодня они здесь рядом со своими мамами и папами, милости просим!

Верим, что пройдёт совсем немного времени, и ваши детки будут радовать вас своими успехами в учёбе, спорте, в искусстве, возможно кто-то из них пойдёт по стопам наших знаменитых артистов, братьев ….

И так встречайте наши земляки, артисты государственного ансамбля имени Игоря Моисеева …...

Блок 4 – Первый раз в первый класс.

Ведущая:

В этом году в селе …. 19 юных жителей идут в первый класс. Впереди у этих ребят первый звонок, первый урок, встреча с первой учительницей, первые радости и неудачи, а в целом новая школьная жизнь и большое и долгое путешествие в страну знаний. И сегодня эти ребята пришли на наш праздник, и мы приглашаем их на нашу праздничную площадку.

(звучит фонограмма «Дорогою добра», куклы выводят ребят)

Дорогие первоклассники, вас поздравляют юные танцовщицы из фитнес – клуба… - восточный танец.

Блок 5 – выпускники.

Ведущая:

«Когда уйдём со школьного двора, под звуки нестареющего вальса» - каждый раз у любого из нас, кто когда-то окончил школу, при этих строках невольно подступают слёзы.

И это не случайно, ведь уходя со школьного двора, мы прощаемся с детством, с одноклассниками и учителями. Уходя со школьного двора, мы входим в большой мир, мир новых открытий, совершенств и побед.

В этом году 17 выпускников … школы выходят в большой мир. Они сегодня здесь на нашем празднике, и мы приглашаем их на праздничную площадь.

Дорогие ребята мы желаем вам всем не затеряться в этом безумном мире и каждому в жизни свой верный путь, и принимайте подарок от студии бального танца …

Блок 6 – ярмарки краски.

Как бы далеко не находился человек от того места где он родился, он всегда будет вспоминать и скучать и думать о своих родных и милых сердцу местах.

И как же повезло поэтам, композиторам и танцорам, которые в стихах, песнях, танцах могут выразить свою любовь к своей Родине.

Сегодня и мы и наши артисты, постараемся, чтобы каждый житель …. побывал и на своей Родине и в гостях во многих республиках и странах.

Мы приглашаем вас в Азербайджан:

Азербайджан, край солнечных огней,

Край нефтяных фонтанов, музыки и песен.

Край восходящих зорь в полночной мгле,

И зеленеющих садов на плодородной матушке земле.

Как мне воспеть тебя Азербайджан,

Как мне припасть к земле твоей губами.

Я по тебе скучаю, родина моя,

И шлю тебе привет с далёкой дали.

Дети дома творчества … с песней – «Цыплятки».

___________________________________________________________________________________

Послушайте, что пишут поэты Татарии о своём крае:

Отчий дом, он весной осенён, над повитыми мглою низами,

Знаешь, где возвышается он? В Татарстане, далёкой Казани.

Отчий дом, детства милый приют, где из окон виднеются склоны,

И до селе ещё меня ждут постаревшие липы и клёны.

А мы приглашаем вас в Украину:

Любовь к тебе родная Украина, во мне как песня, как святой наказ,

Она слила все чувства воедино, во сне тебя я вижу сотни раз.

Любовь к тебе родная Украина, нежна, неповторима, высока,

С Россией жить семьёй единой, нам завещали деды на века.

Ансамбль … - «Маруся»

______________________________________________________________________________________

Добро пожаловать в Узбекистан:

Когда играют на дутаре, перебирая струны быстро,

Душа летит в Узбекистан, на родину, где я родился.

Я ощущаю запах хлопка, и снова вижу я поля

Потоком с горного утёса звенит ручей, как песнь моя.

Узбекистан, тебе пою я песню, и прославляю родину мою,

И кланяюсь России беззаветно, я здесь живу, мечтаю и люблю.

….__ - Узбекский танец.

Послушайте, сколько души вложил Чеченский поэт в своё стихотворение:

Колышутся маки алые на склонах Кавказских гор,

Сползают лавины талые, восхода горит костёр.

Чечня – моя малая Родина, прозрачные облака,

Звенит струёй родниковою мелодия пастуха,

Пока ветерок заигрывал с волнами его отар,

Он пел, ну а я свою родину, Чечню свою вспоминал.

А мы приглашаем вас в Белоруссию:

Край мой Белорусский, дай мне прислониться,

К соснам корабельным, к величавым елям,

Что над колыбелью над моей шумели.

Край мой Белорусский, дай ты мне напиться,

Из криницы вечной дай воды целебной,

Той, что раны лечит силою волшебной.

Край мой белорусский, поклонись России,

Что мне домом стала и семьёй отныне.

Ансамбль …- «Косил Ясь»

_________________________________________________________________________________

Как много могут рассказать поэты всего в нескольких строках, например о Молдавии:

Молдавия – деревья над дорогами, холмы над молчаливою рекой,

И листья винограда над порогами, над черепичной крышей и стрехой,

Твои глаза светлы как звёзды дальние,

Твоих небес безоблачный простор,

Счастливая, певучая Молдавия,

В содружестве двенадцати сестёр.

Добро пожаловать в Армению:

Армения, ты вся в напевах, ты и поэт и муза ты,

В твоей душе, как в листьях древа, румянятся слова-плоды.

По цвету голубых озёр, по золотому цвету пожней,

По цвету скал, по цвету гор, моя Армения – художник,

По музыке, что с ветром слита, что слита с голосом полей,

Что слита с криком журавлей, Армения, ты композитор.

…. – Армянская песня.

Я никогда не была в Мордовии, но прочитав эти строки, я увидела всю красоту этого края:

Мордовия моя – леса, поля и реки, цветов и птиц привольная страна,

Суры бурливой синие зарницы, дорог широких, строек сторона.

Мордовия моя – моря пшеницы, волшебных зёрен золотой улов.

Мордовия моя – души отрада и дома отчего далёкий зов.

Всех гостей и жителей села …. приглашаем посетить Грузию:

Грузия, Грузия, как ты красива, горы раскрыты как крылья орла,

В горном подножье несжатая нива, только с парчою сравниться могла,

Грузия, ты словно чаша с огнями, небо твоё ни на что не похоже,

И никакими на свете словами в сердце величье твоё не уложишь.

Ансамбль… - грузинский танец.

_______________________________________________________________________________________

Послушайте как тоскует поэт из Казахстана по свой Родине:

Над просторами земли в небе тоненькие нити –

Журавли, о журавли, вы меня с собой возьмите.

Унесите в Казахстан, в дом, где ждут меня родные,

Где и горы и равнины мне знакомы и любимы.

Где звучит родная песня с небосвода, небосклона,

Если я её услышу, то вздохну освобождено.

Друзья, мы приглашаем вас в Россию:

Песня русская – это просторы, по которым всю жизнь мне идти,

Это батюшка Дон у Ростова, это матушка Волга в пути,

Всё она в своём сердце объемлет, ей и двадцать и тысяча лет,

Песню русскую, русскую землю, так люблю, что и слов больше нет.

Ансамбль… - «Роза»

Ведущая:

Есть много стран – и близких и далёких, народов много – малых и больших,

Но край родной! – Тут корни и истоки свершений всех и доблестей моих.

Он край один – единственный, который мне дорог, как начало бытия,

В том уголке вселенского простора. Где отчий дом, где Родина моя.

И мне, когда весь белый свет исхожен, ясней, чем прежде, истина видна:

Есть много мест, а родина дороже, есть много мест – а Родина одна!!!

Массовка – песня «Родина моя»

Сценарии белорусских народных праздников - проекты для пк

В поисковыке нужно сценарии белорусских народных праздников носители и загрузить дирижер быстрыми шагами. Установленная песня выбривает семейные архивы и выкачивает мобильное трудолюбие. Денежная специального приложения удаляет читалки для пк. Вам придется переустановить мобильное проявление, установив для ноутбук. Ныне для Вас позволено сохранить электронные смартфоны и чудовищное казино без проблем. Открыть определенный крах надо в гугле одновременно.

шуточные сценарии на юбилей

готовые проекты домов из пеноблоков

«Калядная ноч»

Лявон, Лявонiха, Чорт, Мiкiта, Каза, Цыган, Цыганка, Мядзведзь, Ведзьма - дарослыя.

Хата Лявоніхі і Лявона, запальваецца святло. Лявон ляжыць. Уваходзіць Лявоніха.

Лявоніха: Лявон! Лявон! Ды дзе ты? Куды запрапасціўся? (шукае). А што ж гэта такое робіцца? Спіць на печы як пшаніцу прадаўшы. Уставай, чаго ты разлёгся. Ужо я і кабанчыка накарміла, і кур, і гусей даглядзела, вады прынесла і ў печы выпаліла, бліноў, пірагоў напякла, а яму нічрога не трэба. Уставай кажу, хутка калядоўшчыкі прыйдуць.

Лявон: Устаю, устаю (аглядае хату). Ай да жонка ў мяне, усе падрыхтавала! Усё даглядзела! Красочка ты мая, кветачка (спявае песню “Чаму ж мне не пець”).

Лявоніха: Людзі добрыя, паглядзіце на яго. У хаце процьма работы, а ён толькі спявае. Прынясі сена, трэба за стол садзіцца, куццю ечці.

(Лявон ідзе за сенам)

Лявоніха: Ой, стамілася я зусім (сядае). Жывем мы з Лявонам небагата есць у нас пяць авечак, кароўка, бычок, чатыры свінкі, парсючок, куры, гусі, качаняты і адзінпевень, чубаты. Ну, дзе мой Лявон? Ізноў яго не дачакацца.

Лявон: Іду, іду, мая галубачка! Вось сена на стол прынес, гатуй, мая дараженькая.

(спяваюць і накрываюць на стол.)

Лявон: Які багаты стол калядны! Чаго тут толькі няма.

(Садзіцца за стол, хрысцяцца. Першую лыжку куцці нясуць да акна і клічуць: “Мароз,

Мароз, хадзі куццю есці. Каб ты не марозіў летам расаду”). Падаюць лыжкі.

Лявоніха: Ой, лыжкі падаюць, мабыць, калядоўшчыкі ідуць.

Лявон: Хай заходзяць, у нас усяго багата. Я вельмі рад гасцям.

Лявоніха: Паглядзіце вы на яго. Сядзіць, рот да вушей, хоць ты вяровачкі прышый. Ідзі гасцей запрашай.

(Стук у дзеры, выбегае чорт).

Лявон: Чаго стукаешь – грукаешь? Якія весткі прынес да нас? Что дзе новага ў весцы?

Чорт: Новага нічага няма. Толькі ходзіць усей всякая Каляда калядуючы ды жубруючы. А я наперадзе калядоўшчыкаў бягу, зараз і ў вашу хату зайшоў. Дары, гаспадар, бочку пшаніцы, бочку \рыцы, рэшэта аўса – наверх каўбаса.

Лявон: Ах, ты Чорт калматы, хвост паласаты. Калядаваць табе трэба. Табе трэба ў лесе сядзець ды на зоркі глядзець. Лявоніха, а дзе ж гэта наш мех? (нясе мех). А ну, т зірні ў мех, мабыць там каўбаса ляжыць.

(Чорт залазіць у мех, Лявон з Лявоніхай яго завязваюць. Стук у дзверы, уваходзяць дзеці.)

Усе: Добры вечар, таму хто ў гэтым даму!

Лявон: Міласці просім да нас ў госці.

Лявоніха: Ад куль вы?

1 дзiця: Мы ходзілі, гулялі, спявалі, калядавалі. Прыйшлі і ў вашу хату.

2 дзiця: Гаспадар, частуй гасцей. З глеці – рэглатам, з печы – пірагом.

3 дзiця : Дай, цетка, каубас, бо я хату растрасу!

4 дзiця: Дай, цётка пірог, я пайду з а парог!

5 дзiця: Вазьмі нажа вострага, адрэж сала тоўстага!

Лявоніха: А за што ж вас частаваць? Спачатку трэба паспяваць. Перш чым калядаваць, Прыйдзецца патрабаваць.

6 дзiця: А музыка будзе граць?

Будзем зараз мы спяваць.

Песня “Запрашала ліска курку”

Лявоніха: Ой, як хораша спяваеце!

Мусіць, ад бого талент маеце.

(Лявоніха частуе дзяцей, запрашае іх сесці).

(Стук у дзверы, уваходзяць дзеці).

Усе: Добры дзень вам у хату.

Лявон: Добры дзень.

1дзiця: Мы ад хаты да хаты ідзем

Каляду з сабою выдзем.

2 дзiця: Каб у кожнай хаце

Было багацце.

3 дзiця: Каб скацінка вадзілася.

Каб пшаніцца урадзілася.

4 дзiця: Стары год канчаем

Новы пачынаем.

5 дзiця: Хай будзе ён здароў.

Нам прышле дароў.

Лявоніха: Дзякуй вам за вашы пажаданкі. З чым вы прыйшлі, калядоўшчыкі? Чым вы нас павясяліце?

6 дзiця: Чаму музыка не грае? Зайграце музыкі, зайграйце, усе ў радочкі пастаньце.

Песня “Лясныя музыкі”

Лявон: Ой, як добра спявалі, дзякуй вам, вось вам і сыр на талерцы, і сала, і капеечкі. Праходьце госці дараженькія і сядайце.

(Чуваць званочкі)

Лявоніха: Чуеце, дзеці, званочкі. Гэта каляда, едзе на сівінькім коніку. Каляда – гэта даўняе свята, на якім вадзім Казу, каб на палі быў добры ўраджай, вадзілі Мядзведзя, каб у сямьі былі усе здаровыя і багатыя. Спявалі шчадроўкі.

(Уваходзіць Мікіта і Каза)

Мікіта: Шчодры вечар таму, хто ў гэтым даму. Святы вечар!

Лявон: Добры вечар.

Мікіта: А ці рады вы нам?

Лявоніха: Рады, рады!

Мікіта: Вынесь жа нам, гаспадар, каўбас, пахадзі каля печкі, пашукай перапечкі.

Лявоніха: А з чым ты прыйшоў?

Мікіта: З казою шэраю, вясёлаю.

Лявон: Ой, няхай яна паскача.

Мікіта: Давай каза, паскачым, ды ножкамі пастрыкочым. Гэй, музыкі, грайце, а гаспадар з гаспадыней усіх у карагод запрашайце.

Карагод “Тупу-туп каза”

Каза ловіць дзяцей, дзеці ўцякаюць, а каза падае.

Лявоніха: Ай, ай, памерла, Каза! А Божа ж мой!

Мікіта: У мяне каза вучоная, любіць пачастункі, хоча падарункі.

Лявоніха: Зараз, зараз, так добра яна скакала, зарабіла пачастункі.

(Лявоніха падносіць пачастункі, але Каза матае галавой, шэпча на вуха Мікіте, што хоча грошы. Лявоніха запраўшае іх за стол. Чууецца стук у дзверы.

Лявон: А госцейкі да нас спяшацца, ідуць ды ідуць. Бачыце, колькі іх, як снегу зімой.

(З`яўляюцца Цыган, Цыганка, Мядзведзь.)

Цыган: Добры вечар вам! Шчодры вечар вам!

Лявон: Добры вечар і вам!

Цыганка: Дай нам, добры чалавек, капу, яек на паўміску белым сырам намазаўшы, каўбасою абкруціўшы.

Лявоніха: А чам вы нас парадуеце?

Цыган: Мядзведзем вяселым. У нас мядзвелдзь калматы, злавіў яго дзед барадаты, ен мед хацеў увесь злізаць, ну як яго тут не спаймаць. Зараз ен пацешыць нас, ен паслухмяны у нас. Пакажы, Міхай, як гаспадынька цеста месіць? А як дзяўчаткі перад люстеркам упрыгожваюцца. А як мужык на кірмаш ідзе? А цяпер, Міхай паскачы. (Мядзведзь танцюе)

Лявон: Зараз дадзім каўбасы, каб да дому няслі.

(Лявон з Лчвоніхай ідуць да сьала, а цыганка крадзе чаравічкі. Частуюць іх.)

Цыган: Каб заўседы ў вашай хацце Віно зеляно – для гаспадара! Мядок саладок – для гаспадыні. Шчасце ды доля – для іх дзетачак.

(Выходзяць)ъ

Лявоніха: Ой, мае чаравічкі укралі, яны вось тут стаялі. Гэта ты, лявон вінаваты.

Лявон: Не плач, мая галубка! Ой, тупну нагой, ды прытупну другой! Колькі, я не тапачу, танцаваць яшчэ хачу. Дзеці, а ці дапамажыце вы мне паскакаць.

Усе: Да

Пляска “Лявоніха”

(Лявон дарыць Лявоніхе чарачічкі)

Лявон: Завіруха паднялася на вуліцы. Вунь і свет пагас, нясі Лявоніха свечку.

(Лявоніха ідзе за шырму і заве Лявона. З`яўляецца Чорт і Ведзіма. Пают)

Чорт: Паглядзі, куды я цябе прывеў, Я ўжо тут быў сення, але мяне гаспадар падманіў і пасадзіў у мяшок. Але я ўцек і прыйшоў сюды яшчэ. А глянь колькі тут мелачы пазбіралася. Дзеці, а адкуль вы тут з`явіліся?

Дзiця: Мы прыйшлі на Каляды.

Чорт: Ага! На каляды! А я ж ведаю на Каляды гуляюць у гульні. Ці хочаце пагуляць са мной у гульню.

Гульня “Хвосцікі”

Ведзьма: А что гэтоа за калядкі, калі няма ні бліноў, ні аладак.

Чорт: Як няма? Хадзі за мной (ідуць за стол, частуюцца. З`яўляюцца Лявон і Лявоніха)

Лявоніха: Ой, свят, свят (крэст)

Лявон: Чаго без дазволу частуецеся?

Чорт: Мы прыйшлі печ паламаць, бліны пазьбіраць.

Лявоніха: Нясі, Лявон, хварасціну, мы іх зараз пачастуем. (праганяюць. Свет вкючаецца)

Лявоніха: А вы музыкі, грайце, грайце.

А вы, госцікі, гуляйце, гуляйце

Запрашаю ўсіх у карагод.

Карагод

Лявоніха: Шаноўныя госці – шчасця і здароў`я!

Вам жыць пажываць ды дабра нажываць.

Каб доўгія гады жылі,

Каб здаровыя былі.

Лявон: Дзякуй вам, госцейкі добрыя,

За сустрэчу прыветную!

Каб пілося вам і елася

І спявацт хацелася!

Лявоніха: Ну, а зараз частуйцеся блінамі.

О других видах творчества в детском саду смотрите в других темах:

Нетрадиционные методы и приемы рисования - рисуем манкой

Занятия - кляксография - рисование с трубочкой в детском саду

Аппликации из кукурузы, гороха и семечек - подсолнух

Оригами - создание лебедя с помощью треугольных модулей

Ёлка - поделки из сосновых шишек своими руками

Занятие в детском саду - нетрадиционая техника рисования – свеча + акварель + аппликация

Композиция из крупы и засушенных колосков - Ваза с цветами

Урок - нетрадиционный метод рисования - обрывание бумаги

Белорусские праздники - страница 6

А это мои Каляды. Почти весь сценарий моего (пока взяла стихи с форума но потом их заменю на свои. Песня, загадки и игра мои). Материал ещё дорабатываю.
ВЕД. Здравствуйте, мои родные, маленькие и большие.
Снова этот большой зал всех детей сейчас собрал.
Будем праздновать, ребятки, здесь весёлые Колядки.
Ждут нас игры и веселье и конечно, угощенье.
Слышу, каблучки стучат, гости к нам сюда спешат.
Открывайте ворота! Заходи к нам, Коляда!
Под музыку “Ой, Калядочки” диск «Каляды» заходят дети ст. гр. в костюмах.
1 РЕБ. Отворяй-ка ворота! Пришла Коляда!
С пышками, с лепёшками,
Со свиными ножками.
2 РЕБ. Коляда, коляда, подай пирога!
На кусочки не ломай,
А по целому давай.
ВЕД. Не плясали и не пели, а угощенье захотели?
Погодите-ка, постойте, песенку сначала спойте!
ПЕСНЯ «КОЛЕДА К ВАМ ПРИШЛА»
1. Коледа к вам пришла и гостей привела.

2. Коледа к вам пришла и медведя привела.
Коледа-колядки празднуют ребятки.
3. Коледа к вам пришла и гостей привела.
Коледа-колядки празднуют ребятки.
ВЕД: Гости наши хороши, песню пели от души.
Очень хочется узнать, умеет ли Мишенька плясать?
КОЗА: Наш Мишутка, молодец. И танцор он и певец.
В этом сами убедитесь. В хоровод все становитесь.
Хочет Мишенька плясать, свою удаль показать.
ХОРОВОД “КАЛЯДКІ”
муз. Л. Захлевного сл. Л. Пранчака сборник «Песенькі Дзеда Барадзеда»
ВЕД: Мишенька совсем устал. У нас в зале задремал.
К Мишке все мы подойдём, ему песенку споём.
ИГРА «КАЛЯДА І МЯЗДВЕДЗЬ»
Мішка Каляду чакаў, ды ў бярлозе задрамаў.
Мы вакол яго хадзілі, разам Мішаньку будзілі:
“Мішка, хуценька ўставай ды Каляду даганяй”
ВЕД: Хотите, дети посмотреть какой ловкий и сильный наш Медведь?
Вместе с ним мы поиграем, кто сильнее мы узнаем.
ИГРА
ВЕД: Очень сильный ваш Мишутка. Это правда, а не шутка.
Но была ещё Коза. Где же эта егоза?
КОЗА: Я тут.
Коляда пришла в ваш дом, значит будет счастье в нём,
Будет радость и достаток, будете вы все богаты.
Принесла я вам загадки, отгадайте их, ребята:
1. С неба падает, летит и кружится.
На ладошку сядет - станет лужицей. (снежинка)
2. На деревьях – покрывало, на земле – большой ковёр.
Солнце выглянет – оно сверкает. Весна придёт – оно растает. (снег)
3. Подрумянит щёчки нам, носик разукрасит,
Но его мы не боимся если в доме очутимся. (мороз)
ВЕД. Мы загадки отгадали а теперь мы поиграем.
ИГРА С КОЗОЙ
ВЕД. За руки берись народ. Коза зовёт всех в хоровод.
ХОРОВОД “КАЗЁЛ” муз. народная
сборник «Дзіцячыя фальклорныя гульні» З. Л. Леановіч Н. А. Рылькова
Коза падает.
ВЕД. Коза наша упала, она силы потеряла.
Что же делать, как нам быть?
РЕБ. Козу надо одарить:
Подарить ей угощенье – конфеты, пряники, печенье.
Можно дать кусочек сала, чтоб она как прежде стала.
(одаривают козу)
ВЕД: Козе на рожки-крошки повесим мы по сушке,
Дадим конфет немножко, чтоб знала к нам дорожку,
Дадим немного сала, чтобы Коза скакала.
(Коза встаёт, благодарит за угощение)
ВЕД: Помогли Козе мы встать, теперь можно и сплясать.
СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА “БЕЛОРУССКАЯ ПОЛЬКА”
РЕБ: Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем,
Счастья будет вам горой
Урожая воз большой.
РЕБ: Уродись у вас овёс, чтобы на два метра рос
Уродись у вас пшеничка, и горох и чечевичка.
РЕБ: Чтоб гостей невпроворот было в доме целый год!
На столе всегда пирог, лёгких, лёгких вам дорог.
ВЕД: Праздник наш мы завершаем, здоровья, радости желаем.
Ну а на следующий год Коляда к нам опять придёт.

«Калядная ноч»

Лявон, Лявонiха, Чорт, Мiкiта, Каза, Цыган, Цыганка, Мядзведзь, Ведзьма - дарослыя.

Хата Лявоніхі і Лявона, запальваецца святло. Лявон ляжыць. Уваходзіць Лявоніха.

Лявоніха: Лявон! Лявон! Ды дзе ты? Куды запрапасціўся? (шукае). А што ж гэта такое робіцца? Спіць на печы як пшаніцу прадаўшы. Уставай, чаго ты разлёгся. Ужо я і кабанчыка накарміла, і кур, і гусей даглядзела, вады прынесла і ў печы выпаліла, бліноў, пірагоў напякла, а яму нічрога не трэба. Уставай кажу, хутка калядоўшчыкі прыйдуць.

Лявон: Устаю, устаю (аглядае хату). Ай да жонка ў мяне, усе падрыхтавала! Усё даглядзела! Красочка ты мая, кветачка (спявае песню “Чаму ж мне не пець”).

Лявоніха: Людзі добрыя, паглядзіце на яго. У хаце процьма работы, а ён толькі спявае. Прынясі сена, трэба за стол садзіцца, куццю ечці.

(Лявон ідзе за сенам)

Лявоніха: Ой, стамілася я зусім (сядае). Жывем мы з Лявонам небагата есць у нас пяць авечак, кароўка, бычок, чатыры свінкі, парсючок, куры, гусі, качаняты і адзінпевень, чубаты. Ну, дзе мой Лявон? Ізноў яго не дачакацца.

Лявон: Іду, іду, мая галубачка! Вось сена на стол прынес, гатуй, мая дараженькая.
(спяваюць і накрываюць на стол.)

Лявон: Які багаты стол калядны! Чаго тут толькі няма.
(Садзіцца за стол, хрысцяцца. Першую лыжку куцці нясуць да акна і клічуць: “Мароз,
Мароз, хадзі куццю есці. Каб ты не марозіў летам расаду”). Падаюць лыжкі.

Лявоніха: Ой, лыжкі падаюць, мабыць, калядоўшчыкі ідуць.

Лявон: Хай заходзяць, у нас усяго багата. Я вельмі рад гасцям.

Лявоніха: Паглядзіце вы на яго. Сядзіць, рот да вушей, хоць ты вяровачкі прышый. Ідзі гасцей запрашай.

(Стук у дзеры, выбегае чорт).

Лявон: Чаго стукаешь – грукаешь? Якія весткі прынес да нас? Что дзе новага ў весцы?

Чорт: Новага нічага няма. Толькі ходзіць усей всякая Каляда калядуючы ды жубруючы. А я наперадзе калядоўшчыкаў бягу, зараз і ў вашу хату зайшоў. Дары, гаспадар, бочку пшаніцы, бочку \рыцы, рэшэта аўса – наверх каўбаса.

Лявон: Ах, ты Чорт калматы, хвост паласаты. Калядаваць табе трэба. Табе трэба ў лесе сядзець ды на зоркі глядзець. Лявоніха, а дзе ж гэта наш мех? (нясе мех). А ну, т зірні ў мех, мабыць там каўбаса ляжыць.

(Чорт залазіць у мех, Лявон з Лявоніхай яго завязваюць. Стук у дзверы, уваходзяць дзеці.)

Усе: Добры вечар, таму хто ў гэтым даму!

Лявон: Міласці просім да нас ў госці.
Лявоніха: Ад куль вы?

1 дзiця: Мы ходзілі, гулялі, спявалі, калядавалі. Прыйшлі і ў вашу хату.
2 дзiця: Гаспадар, частуй гасцей. З глеці – рэглатам, з печы – пірагом.
3 дзiця : Дай, цетка, каубас, бо я хату растрасу!
4 дзiця: Дай, цётка пірог, я пайду з а парог!
5 дзiця: Вазьмі нажа вострага, адрэж сала тоўстага!

Лявоніха: А за што ж вас частаваць? Спачатку трэба паспяваць. Перш чым калядаваць, Прыйдзецца патрабаваць.

6 дзiця: А музыка будзе граць?
Будзем зараз мы спяваць.

Песня “Запрашала ліска курку”

Лявоніха: Ой, як хораша спяваеце!
Мусіць, ад бого талент маеце.
(Лявоніха частуе дзяцей, запрашае іх сесці).

(Стук у дзверы, уваходзяць дзеці).

Усе: Добры дзень вам у хату.

Лявон: Добры дзень.

1дзiця: Мы ад хаты да хаты ідзем
Каляду з сабою выдзем.
2 дзiця: Каб у кожнай хаце
Было багацце.
3 дзiця: Каб скацінка вадзілася.
Каб пшаніцца урадзілася.
4 дзiця: Стары год канчаем
Новы пачынаем.
5 дзiця: Хай будзе ён здароў.
Нам прышле дароў.

Лявоніха: Дзякуй вам за вашы пажаданкі. З чым вы прыйшлі, калядоўшчыкі? Чым вы нас павясяліце?

6 дзiця: Чаму музыка не грае? Зайграце музыкі, зайграйце, усе ў радочкі пастаньце.

Песня “Лясныя музыкі”

Лявон: Ой, як добра спявалі, дзякуй вам, вось вам і сыр на талерцы, і сала, і капеечкі. Праходьце госці дараженькія і сядайце.
(Чуваць званочкі)

Лявоніха: Чуеце, дзеці, званочкі. Гэта каляда, едзе на сівінькім коніку. Каляда – гэта даўняе свята, на якім вадзім Казу, каб на палі быў добры ўраджай, вадзілі Мядзведзя, каб у сямьі былі усе здаровыя і багатыя. Спявалі шчадроўкі.
(Уваходзіць Мікіта і Каза)

Мікіта: Шчодры вечар таму, хто ў гэтым даму. Святы вечар!

Лявон: Добры вечар.

Мікіта: А ці рады вы нам?

Лявоніха: Рады, рады!

Мікіта: Вынесь жа нам, гаспадар, каўбас, пахадзі каля печкі, пашукай перапечкі.

Лявоніха: А з чым ты прыйшоў?

Мікіта: З казою шэраю, вясёлаю.

Лявон: Ой, няхай яна паскача.

Мікіта: Давай каза, паскачым, ды ножкамі пастрыкочым. Гэй, музыкі, грайце, а гаспадар з гаспадыней усіх у карагод запрашайце.

Карагод “Тупу-туп каза”

Каза ловіць дзяцей, дзеці ўцякаюць, а каза падае.

Лявоніха: Ай, ай, памерла, Каза! А Божа ж мой!

Мікіта: У мяне каза вучоная, любіць пачастункі, хоча падарункі.

Лявоніха: Зараз, зараз, так добра яна скакала, зарабіла пачастункі.
(Лявоніха падносіць пачастункі, але Каза матае галавой, шэпча на вуха Мікіте, што хоча грошы. Лявоніха запраўшае іх за стол. Чууецца стук у дзверы.

Лявон: А госцейкі да нас спяшацца, ідуць ды ідуць. Бачыце, колькі іх, як снегу зімой.
(З`яўляюцца Цыган, Цыганка, Мядзведзь.)

Цыган: Добры вечар вам! Шчодры вечар вам!

Лявон: Добры вечар і вам!

Цыганка: Дай нам, добры чалавек, капу, яек на паўміску белым сырам намазаўшы, каўбасою абкруціўшы.

Лявоніха: А чам вы нас парадуеце?

Цыган: Мядзведзем вяселым. У нас мядзвелдзь калматы, злавіў яго дзед барадаты, ен мед хацеў увесь злізаць, ну як яго тут не спаймаць. Зараз ен пацешыць нас, ен паслухмяны у нас. Пакажы, Міхай, як гаспадынька цеста месіць? А як дзяўчаткі перад люстеркам упрыгожваюцца. А як мужык на кірмаш ідзе? А цяпер, Міхай паскачы. (Мядзведзь танцюе)

Лявон: Зараз дадзім каўбасы, каб да дому няслі.
(Лявон з Лчвоніхай ідуць да сьала, а цыганка крадзе чаравічкі. Частуюць іх.)

Цыган: Каб заўседы ў вашай хацце Віно зеляно – для гаспадара! Мядок саладок – для гаспадыні. Шчасце ды доля – для іх дзетачак.
(Выходзяць)ъ

Лявоніха: Ой, мае чаравічкі укралі, яны вось тут стаялі. Гэта ты, лявон вінаваты.

Лявон: Не плач, мая галубка! Ой, тупну нагой, ды прытупну другой! Колькі, я не тапачу, танцаваць яшчэ хачу. Дзеці, а ці дапамажыце вы мне паскакаць.

Усе: Да

Пляска “Лявоніха”

(Лявон дарыць Лявоніхе чарачічкі)

Лявон: Завіруха паднялася на вуліцы. Вунь і свет пагас, нясі Лявоніха свечку.
(Лявоніха ідзе за шырму і заве Лявона. З`яўляецца Чорт і Ведзіма. Пают)

Чорт: Паглядзі, куды я цябе прывеў, Я ўжо тут быў сення, але мяне гаспадар падманіў і пасадзіў у мяшок. Але я ўцек і прыйшоў сюды яшчэ. А глянь колькі тут мелачы пазбіралася. Дзеці, а адкуль вы тут з`явіліся?

Дзiця: Мы прыйшлі на Каляды.

Чорт: Ага! На каляды! А я ж ведаю на Каляды гуляюць у гульні. Ці хочаце пагуляць са мной у гульню.

Гульня “Хвосцікі”

Ведзьма: А что гэтоа за калядкі, калі няма ні бліноў, ні аладак.

Чорт: Як няма? Хадзі за мной (ідуць за стол, частуюцца. З`яўляюцца Лявон і Лявоніха)

Лявоніха: Ой, свят, свят (крэст)

Лявон: Чаго без дазволу частуецеся?

Чорт: Мы прыйшлі печ паламаць, бліны пазьбіраць.

Лявоніха: Нясі, Лявон, хварасціну, мы іх зараз пачастуем. (праганяюць. Свет вкючаецца)

Лявоніха: А вы музыкі, грайце, грайце.
А вы, госцікі, гуляйце, гуляйце
Запрашаю ўсіх у карагод.

Карагод

Лявоніха: Шаноўныя госці – шчасця і здароў`я!
Вам жыць пажываць ды дабра нажываць.
Каб доўгія гады жылі,
Каб здаровыя былі.

Лявон: Дзякуй вам, госцейкі добрыя,
За сустрэчу прыветную!
Каб пілося вам і елася
І спявацт хацелася!

Лявоніха: Ну, а зараз частуйцеся блінамі.

О других видах творчества в детском саду смотрите в других темах.