Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье и здоровый образ жизни  /  Что есть активное воображение

Что есть активное воображение

– один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.

Просмотров: 4071
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Активное воображение - одна из лучших практик самосовершенствования и самопознания. Это не что иное, как общение с различными частями нашего «Я», живущими в бессознательном. Можно интерпретировать это и так: с помощью активного воображения вы общаетесь со своими проекциями из других пространств. Данную практику можно рассматривать как разновидность медитации.

Существует несколько вариантов включения в активное воображение. Можно просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится. Как писательница Э. Блайтон:

«На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим - и тогда... мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: «Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого». А потом подумала: «Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?» Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: «Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой. На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу». Интуитивными людьми методики активного воображения успешно применялись в бизнесе и жизни. Есть упражнение «Внутренний локатор». Сразу опишу его в действии, и вы сами поймете принцип применения. «Пока Дебби слушала уверения спонсора о преимуществах сотрудничества с ним, внутренний локатор стал подавать сигналы опасности. Она не могла этого объяснить. Но она испытывала сверлящее чувство в желудке и видела образ черного ворона. При следующих встречах она услышала четкий голос: «Берегись! Берегись! Не работай с этим человеком, ты будешь иметь неприятности». Проект был заманчивый, она не могла отказаться от него только по указке внутреннего голоса, поэтому решила навести справки. Внутренний голос оказался прав». «Иногда я представляю себе, что сижу перед экраном компьютера. Я формулирую вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить словами «да» и «нет». Я задаю вопрос и жду. Иногда на экране появляется написанное слово, иногда цвет (зеленый - да, красный - нет). Иногда слово звучит как сигнал в голове. Если я не получаю четкого ответа, я повторяю попытку через несколько часов, иногда формулирую вопрос по-другому. Если полученный ответ не удовлетворяет и не соответствует желаемому, следует принять его. Если начнете переспрашивать, подсознательное даст вам то, что вы желаете услышать, но жизнь показывает, что только первый ответ является правильным и то при условии, что вы изначально настроены его принять». Один бизнесмен после семинара по развитию интуиции и воображения каждый рабочий день начинал с того, что записывал внутренние образы и ощущения, а затем давал их секретарше - напечатать. Секретарша смеялась над ним. Однажды он записал образ кролика, который спускался быстро на лыжах с горы, а затем начал медленное восхождение на более высокую гору. После этого перед его внутренним взором возникла рука с пятью растопыренными пальцами. По внутреннему ощущению он ассоциировал образ кролика с компанией по производству садового инвентаря, акции которой он собирался скупать. Спрос на акции был так велик, что он опоздал - акции были скуплены более расторопными компаниями, а концу дня их цена взлетела на 25 % от первоначальной. Тут он вспомнил, что кролик скатывался с горы вниз. Действительно, через некоторое время спрос на акции стал резко падать. Цена упала ниже первоначальной. Все потеряли интерес к акциям этой компании. Аналитики охарактеризовали положение компании как крах. Но тот бизнесмен, помня, что после спуска кролика он видел восхождение на более высокую гору, продолжал наблюдать за курсом акций.

Когда цена акций упала до цены пяти долларов, он вспомнил о пяти пальцах, увиденных в воображении вместе с кроликом, и начал постепенно скупать акции. На следующий день он разместил крупный заказ на покупку акций. Акции медленно начали расти. Он продолжал скупать акции. Через несколько месяцев цена акций достигла первоначальной и продолжала расти. В конечном итоге, когда он продал акции на новом пике их спроса, он завершил самую крупную сделку в своей жизни. Секретарша перестала смеяться.

Молодого человека уже несколько лет беспокоило хроническое воспаление колена. Колено очередной раз начало распухать. «Оно раздувалось как воздушный шар, и я ковылял на костылях. Я отправился к местному доктору, и он решил отправить меня в Гейнсвилл, медицинский центр при университете Флориды, где мне бы вырезали коленный сустав целиком, прокипятили его в течение 24 часов, потом заморозили на 30 дней и затем вставили обратно. Понятно, такие слова не придали мне энтузиазма. Я попросил антибиотиков для временного облегчения и сказал, что подумаю над этим.

Я вернулся домой. Двигаться было тяжело, и я лежал в постели. Колено распухло до размеров волейбольного мяча. Я не мог натянуть на него штаны. Я начал размышлять: я действительно верю в метод Сильва (одна из известных методик, использующих активное воображение. -А.Н.)?

Я вспомнил, как мне говорили о том, что белые кровяные клетки способны бороться с остеомиелитом. Начав с пальцев ног, мысленно созывал белые кровяные клетки, чтобы они двигались к колену. Я рекрутировал армию, воображая, как она движется к полю боя. Когда я собрал всю эту армию в правом бедре, то мысленно усадил своих воинов на белых коней, вооружил их белыми мечами и белыми щитами. Когда все собрались и были готовы, я скомандовал: «Вперед!» - и представил, как эти создания волнами бросились в зону болезни, размахивая мечами и убивая все плохие клетки. Плохие клетки я визуализировал тощими, не слишком эффективными. Я посылал волну за волной и действительно увлекся.

Потом у меня создалось впечатление, что мы все- таки не побеждаем, а просто удерживаем свои позиции

(выделено мной: очень важно отмечать сопротивления и неудачи, а не игнорировать их и не давить на них визуализацией. - А.Н.). Я подумал: «Что делает врач?» Он выскабливает. Поэтому я решил ввести в дело лазерный луч, точно такой, какой видел в «Звездных войнах». Я запрограммировал лазерный луч таким образом, чтобы он поражал только возбудителей болезни, не трогая белые кровяные клетки. Я повернул лазерный луч вниз и нацелился на инфицированный участок.

Я так увлекся этим, что ожидал боли в колене, когда направил на него лазерный луч, но боли не было (важно: человек хорошо отождествился с миром воображения. С помощью чисто позитивной волевой визуализации этого не добьешься - необходимо на некоторых этапах следовать за внутренними энергиями, даже если они негативные; не только создавать желаемое, но и принимать то, что есть. - А.Н.). Я поворачивал луч туда-сюда, обходя весь коленный сустав, совсем как делал бы это врач, выскабливая инфекцию. Потом я отключил луч. Я так устал от боли и усилий, что сразу же уснул (важно: уснул - вошел сразу же после работы в состояние доверия и неопределенности, способствовал квантовому переходу. Сама потребность уснуть являлась показателем правильно проведенной работы. - А.Н.). На следующее утро я проснулся и увидел, что на колене образовался гнойник размером в половину мячика для гольфа. К полудню того же дня он прорвался, и гной вытек. Колено продолжало идти на поправку. С тех пор проблем с коленом у меня не было». (Сильва Хозе, Стоун Роберт).

Парню повезло. Он обладал достаточной интуицией и хорошим воображением, чтобы самостоятельно понять и пройти те тонкости, которые я отметил. Большинству людей это надо объяснять. 7.

Активное воображение (Active imagination) - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

"Под "активным воображением" мы понимаем определен­ную позицию по отношению к содержимому бессознательно­го, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем са­мым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы мо­жем сказать, что "заставляем его оживать", но это некоррек­тно, поскольку мы просто наблюдаем за тем, что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего оха­рактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что вы­деляется из своего бессознательного, но в то же самое вре­мя активно сфокусироваться на том, что собирается про­изойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослуши­вания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не де­лаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая то­же является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" про­кручивается внутри." (Герхард Адлер)

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами.

Активное воображение - свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения - познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном - взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом - отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же - указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей - «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто - с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема - не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность - это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение - интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.

Основы метода активного воображения

Еще одним способом работы с бессознательным в аналитической психологии является активное воображение (Active Imagination). Как и другие техники, этот метод направлен на осознание и восприятие глубинных аспектов психики, он способен ассимилировать и интегрировать ее разрозненные комплексы. Основную задачу активного воображения следует видеть в выведении на сознательный уровень "отколовшихся" энергетических систем, чья автономия угрожает единству психики и ее целостному функционированию.
Как и анализ сновидений, активное воображение помогает личности осознать некоторые ее ранее недифференцированные аспекты. Такие обособленные участки психики представляют собой своего рода отдельно живущие "Я-личности"- со своими мыслями, чувствами, эмоциями качествами и свойствами, непризнанными сознанием и неизвестными ему. Содержание этих комплексов, берущее начало в коллективном бессознательном, оказывает постоянное воздействие на душевную жизнь индивида, что проявляется в форме неожиданных аффектов и настроений, чрезмерных эмоциональных реакций, интуитивных догадок и предчувствий.
В отличие от образов сновидения, фантазии появляются в сознании бодрствующего человека, что позволяет устанавливать с ними связь, не теряя одновременно ориентации во внешнем мире. Фантазии располагаются как бы "на пересечении" реального внешнего мира и внутренней психической реальности. С архетипами последней и возможно установить контакт посредством активного воображения и, тем самым, сохранить контроль сознания над душевными переживаниями, индуцируемыми комплексами.
Метод активного воображения был "открыт" Юнгом в период его душевного кризиса 1913-1914 годов:
"Для того, чтобы удержать фантазии, я часто воображал некий спуск. Однажды я даже попытался дойти до самого низа. В первый раз я будто бы спустился метров на 300, но уже в следующий раз я оказался на какой-то космической глубине. Это было - как путешествие на Луну или погружение в пропасть. Сначала возник образ кратера, и у меня появилось чувство, будто я - в стране мертвых. У подножия скалы я различил две фигуры: седобородого старика и прекрасную юную девушку. Я осмелился приблизиться к ним - так, словно они были реальными людьми, и стал прислушиваться к их разговору...
Филемон и другие образы моих фантазий принесли с собою осознание того, что, возникающие в моей психике, они созданы не мною, но являются сами по себе и живут своею собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, которая не была - я. Я вел с ним воображаемые беседы, и он говорил вещи, которые мне бы не пришли в голову. Я отдавал себе отчет в том, что это говорит он, а не я. Он объяснил мне, что я не должен относиться к своим мыслям так, как будто я порождаю их... Именно он научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности" (57, с.183-185).
Как видим, автономия комплексов отражена в тексте Юнга весьма конкретно, посредством подчеркивания самостоятельности действий и поступков фигур фантазии. Такие представления являются весьма древними, в различные эпохи автономные комплексы проецировались на всевозможных природных и сверхъестественных существ. Малодифференцированная психика первобытного человека, дабы сохранить свое равновесие, инстинктивно выносила вовне бессознательные комплексы и таким образом дистанцировалась от них.
Персонификация собственных бессознательных содержаний позволяет заключить душевный образ в рамки конкретного объекта или явления. Давая ему имя, мы амплифицируем, обогащаем и дополняем разрозненные аспекты эмоционально-чувственных комплексов. Облачив их в знаково-символическую форму, легче удержать в сознании все многообразие, тонкость и сложность проявлений бессознательного.
Взаимоотношения человека с миром в трактовке аналитической психологии суть отношения проективные. Мнения, суждения и интерпретации объектов (особенно неожиданные и необъяснимые) несут в себе значительный момент проекции бессознательных содержаний и интенций, осознанию и пониманию которых способствует аналитико-синтетическая работа в рамках свободного фантазирования, продуцирования ассоциаций и т.п. Даже обычные речевые штампы и идиоматические выражения ("осеннее настроение","пустой номер") могут указывать на депрессивную установку или чувство одиночества.
Для дальнейшего проникновения в суть бессознательных содержаний необходимо дать возможность персонифицированной сущности проявить себя. Точнее, не мешать бессознательному высказываться искренне и спонтанно (по-другому оно и не умеет). В технике активного воображения необходимо, сохраняя сознательный контроль над самим процессом, свести к минимуму цензуру сознания над активностью бессознательных содержаний. Это касается в первую очередь нравственных и моральных установок и норм, влияние которых способно заглушить и исказить голос бессознательного. Основными ценностями процесса активного воображения являются импульсивность, своеобразие, свобода выражения и безоценочность, а не социальная желательность, приемлемость или соответствие этическим стандартам.
Информация из бессознательного может прийти в виде внутренних ощущений, зрительных образов, спонтанных движений, мелодии или голоса. Подходящими формами работы являются рисование, лепка, свободные описания, сочинение рассказов или стихотворений. Главная задача - попытаться как можно лучше понять смысл того, что выражает бессознательная психика, безотносительно к оценке художественного или иного совершенства получаемых результатов.
Один из учеников Юнга, Р.А.Джонсон (16) предлагает 4-фазовый подход к процессу активного воображения, аналогичный технике работы со снами. Это постепенный, поэтапный путь в архетипическим мир внутренних образов. Первая фаза - это состояние отрешенности или опустошения эго. Необходимо "очистить" сознание от всех мыслей, образов и чувств, которые порождены внешними условиями, В удобном месте, где никто не помешает человеку и не станет его отвлекать, в максимально комфортной позе он забывает о всех актуальных проблемах и событиях и освобождается от рациональной мыслительной деятельности. При этом ощущения и мысли, пребывающие в бессознательном, недифференцированном состоянии, получают возможность оформиться в образы-персонификации.
Вторая фаза - приглашение бессознательного - заключается в проникновении фигур бессознательного в сферу эго. Воображая любые пейзажи, картины или сюжеты, можно инициировать этот процесс. Не нужно делать никаких специальных усилий -- достаточно позволить спонтанному образу "вплыть" в сознание и вступить с ним в доброжелательный диалог. Можно спросить у персонифицированных содержаний, что они собой представляют, откуда они пришли, чего хотят и т.п. Полезно установить, какие части внутреннего Я нашли свое воплощение в образах активного воображения, какие аспекты или интенции личности подавляются сознанием, не находят себе выхода или применения.
На третьей стадии происходит внедрение этических ценностей, отброшенных в первой и второй фазе. Сознание пытается заключить договор с отколовшимися комплексами, принимая на себя определенные обязательства. При этом важно достичь такого соглашения, в рамках которого основные ценности и характер личности остаются незыблемыми. Сознание готово вступить в диалог с архетипическими влияниями, но не позволяет им захватить контроль над психикой и поведением индивида. Влияние бессознательного не должно обернуться разрушительным смерчем в системе межличностных отношений или привычной деятельности. Таким образом происходит постепенное разрешение внутриличностных конфликтов, "очеловечивание" теневых сторон психики, интеграция автономных комплексов и, в конечном счете, - духовное развитие и рост.
Четвертая фаза - это ритуал. Как и в работе со снами, здесь недостаточно ограничиться интеллектуальной активностью - необходимы конкретные действия или поступки. Они не обязательно должны быть грандиозными или повлечь за собой масштабные изменения в системе привычной жизнедеятельности, но сделанные выводы или принятые решения нужно зафиксировать в поведении личности, а не только в ее мыслях.
Регулярные диалоги с "бессознательной психеей" раскрывают и актуализируют новые возможности и способности личности. Ранее связанная комплексами психическая энергия разблокируется и может быть употреблена на цели роста и развития. Взаимодействие сознания и бессознательного, сменившее их былой антагонизм, позволяет Самости как сущностному центру индивидуальности координировать различные аспекты процесса индивидуации, способствуя ощущению зрелости и внутренней силы. Активное воображение, как и работа со снами, в юнгианстве являются признанными способами содействия личностному росту и самотрансценденции.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active imagination; aktive Imagination) –
метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.

Цель активного воображения – дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты – рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т.п. – не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин «активное воображение» был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях, прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву (ПТ, пар. 830). Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта.

Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhe...
Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов.
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника - пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Воображение
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
4.По приёмам воображения:
агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Основная статья: Творчество как процесс
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.
Механизмы воображения
агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий , и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение в когнитивной психотерапии
Материал книги Е. Томас Даут "Когнитивная гипнотерапия" (СПб.: Питер, 2003, с. 29-31).
Дж. С. Бек (Beck, 1995), показал несколько способов использования воображения, отдельные из которых напоминают, как это рассмотрено ниже, гипнотические техники.
При идентификации образов психотерапевт учит клиента вызывать спонтанный образ, касающийся неприятной ситуации. Часто, однако, клиенты не догадываются о возможном характере этих образов или отказываются в них признаваться. В отличие от стандартного в когнитивной психотерапии вопроса: «Какие мысли возникали в вашем сознании непосредственно в тот момент?», вопрос, предназначенный для идентификации образа, мог бы звучать так: «Какой образ (или картина) свя­зывался (или связывается) в вашем сознании с этим событием?» Не исключено, что этот образ придется вызывать неоднократно, возможно-в состоянии транса, прежде чем клиент почувствует себя достаточно комфортно, чтобы описать его полностью.
При прослеживании образов до их завершения психотерапевт побуждает клиента не останавливаться на печальной сцене, а представить оставшуюся часть сценария. Например, клиентку, которая видит себя цепенеющей при начале выступления, можно попросить представить, как она справляется с этим в течение нескольких следующих минут речи (ибо она вряд ли простоит без движения неопределенно долгое время). Юмор, примененный с осторожностью и тактом, может помочь клиентам довести воображаемую картину до завершения.
В случае преодолевающего воображения, которое можно рассматривать как расширение предыдущей техники, психотерапевт просит клиента представить наилучший способ преодоления только что вызванного образа. Например, клиент, который испытывает неуверенность при общении с сердитым начальником, может вообразить, как становится выше и смотрит боссу в глаза. Этот противоборствующий образ, будучи вызван вновь и вновь, может постепенно заменить прошлый, принижающий его образ.
Дальнейшее усовершенствование этих техник можно обнаружить в изменении образа. В этом случае происходит управляемое изменение образа, с которым клиент связывает свою проблемную ситуацию. Например, терапевт может осведомиться об ином, более предпочтительном развитии событий и после работать над представлением этого отличного сценария. Такая гибкая техника может помочь модифицировать болезненные воспоминания (рассмотренные в данном труде ниже).
Прыжок в будущее аналогичен гипнотической возрастной прогрессии и связан с тем, что клиента просят представить себя в тот или иной момент будущего, возможно - в минуту завершения длительного проекта (вроде этой книги!). Это можно сочетать с предыдущей техникой, чтобы помочь клиенту построить альтернативный, не столь печальный сценарий существующей болезненной ситуации.
Повторение образа является новой вариацией на старую тему: репетиция нового поведения и когниций - эффективный способ произвести изменение. Это можно рассматривать как разновидность систематической десенсибилизации, при которой клиент вновь и вновь восстанавливает картину болезненного события так, что она теряет часть своего заряда. В результате на нее удается взглянуть даже с юмором! По ходу этой книги вы встретитесь с многочисленными примерами принципа повтора.
Помимо сказанного, психотерапевт может тренировать клиента в подстановке на место существующего огорчительного образа другого (не столь печального). Новый образ может значительно отличаться от старого. Например, навязчивый огорчительный образ можно заменить видом себя, лежащего на берегу моря. Как упоминалось выше, важно, чтобы клиент занимался этим снова и снова, тем самым облегчая вызов образа.
Полезным может быть и дистанцирование - пространственное или временное. При пространственном дистанцировании клиента просят представить, что его проблемы отодвигаются все дальше и дальше, растворяясь вдали. При временном дистанцировании ему предлагают представить, как проблемы отступают во времени или устаревают по мере взросления клиента. Здесь часто применяются высоко метафорические образы. Примером дистанцирования является телескопическая техника, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Исследованием воображения занимались и Альберт Эллис с коллегами, практикуя рационально-эмотивное воображение: версия /?£T(Ellis, 1993). Эллис предлагает следующую очередность действий.
Представьте самое худшее, что может с вами случиться... Живо вообразите, как это прискорбное Активирующее событие, или Бе­да (А), происходит...
Позвольте себе глубоко ощутить неадекватное, пораженческое
чувство, которые вы часто испытываете... Дайте себе изо всех сил почувствовать - в точке С, обозначающей эмоциональный результат - крайнюю тревогу, депрессию, ярость, ненависть или жалость к себе...
3. Как только вы ощутите неадекватное страдание (в точке С), представив эту Беду (Л), удерживайте это чувство на протяжении
ми­нуты или двух... затем прикажите себе испытать уместное негатив­ное чувство (С2)... Так, если вы пришли в ярость (С1)... то можете приказать себе заменить ее на адекватное ощущение крайнего не­удовольствия и сожаления из-за свершаемых поступков - вместо того чтобы приходить в ярость и предаваться проклятиям... (р. II-8-II-9)
Эллис подчеркивает, что важно изменить не образ исходного Акти­вирующего события, а только эмоциональный Результат (С). Для изме­нения этих неадекватных чувств нужно прибегать не к отвлечению, а к преодолевающему воображению. Клиент должен сохранить негативный образ и затем работать над динамикой чувств (эмоционального Резуль­тата), чтобы вызвать реальное изменение. Эллис также предлагает прак­тику повторов (по несколько раз в день в течение 30 дней для каждого неадекватного негативного чувства!) для создания устойчивого измене­ния. Что характерно, он призывает клиентов не «проклинать себя», если им поначалу не удается выполнить это трудное обязательство, но про­должать свои усилия, пока они не окажутся в состоянии справиться с ним лучше.
Работа над образами и гипнотический транс являются феноменами одного ряда. Образные идеи можно применять в условиях гипнотиче­ского транса.

Активное воображение
Материал
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов.
Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами.
Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

Активное воображение подробнее
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_...
В сущности, Активное Воображение - это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию, "я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего "я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".

Примеры активного воображения
Из книги К.Г. Юнга «Отношение между «Я» и бессознательным»
«...Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение). Пациентка увидела следующее (передаю ее рассказ дословно):
«Я поднялась на гору и пришла в место, где увидела семь красных камней впереди, по семь по сторонам от меня и семь – за спиной. Я стояла в центре этого квадрата. Камни были гладкие, как ступени. Я попыталась поднять четыре ближайших камня. При этом обнаружила, что камни были пьедесталами четырех статуй божеств, зарытых в землю головами вниз. Я их выкопала и установила вокруг себя, оставшись в середине между ними. Внезапно они накренились к центру, соприкоснувшись головами так, что словно образовали некую палатку надо мной. Я упала на землю и сказала: «Падайте на меня, если вам нужно. Я устала». Тут я увидела, что снаружи, вокруг четырех божеств, образовался огненный круг. Вскоре я поднялась с земли и опрокинула статуи божеств. Там, где они упали на землю, выросли четыре дерева. После этого из круга пламени вырвались синие огни, начавшие пожирать листву деревьев. Я решила: «Этому надо положить конец, я сама должна войти в огонь, чтобы листва не сгорела» - и вошла в огонь. Деревья исчезли, а огненный круг собрался в одно большое синее пламя, которое подняло меня с земли».
…Активно вмешиваясь в бессознательные процессы, пациентка получает власть над ними благодаря тому, что дает им охватить себя. Так она связывает сознание и бессознательное…»