Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье и здоровый образ жизни  /  Что разрушает мрамор. Технология реставрации камня. Защита конкретных изделий из мрамора

Что разрушает мрамор. Технология реставрации камня. Защита конкретных изделий из мрамора

Мрамор очень прочный и долговечный камень. Он обладает неповторимой роскошью и притягательной натуральностью, однако, его сохранность чаще всего зависит от правильного ухода.

Несмотря на долговечность и прочность, это прихотливый пористый материал, который чувствительно реагирует на многие факторы окружающей среды. Поэтому, заказывая изготовление какого-либо предмета в интерьер из мрамора, вы должны быть готовы обеспечить ему правильный уход.

Сохранение первоначального вида мраморного изделия требует соблюдения правил использования предмета, а также применение защитных средств.

Защитные средства.

Для мраморных предметов используются специальные защитные средства, которые не дают влаге и жиру попасть в структуру камня и создавать микротрещины на поверхности. Обычно, это средства на водомасляной основе.

Средства наносятся на камень тонким слоем. Поверхность должна быть сухой и чистой. Желательно до применения защиты проверить ее воздействие на камень на незаметном месте, поскольку мрамор непредсказуем и на нем все равно могут остаться пятна.

Защита конкретных изделий из мрамора

Определенные предметы из мрамора требуют применения дополнительных мер по защите камня.

Столешница из натурального камня для кухни подвергается постоянному воздействию жира, жидкости, напитков и т.д. В таких условиях защитить камень очень трудно. Необходимо готовить только с использованием разделочных досок и других защитных покрытий. На мрамор ни в коем случае нельзя ставить горячее, нужно проследить, чтобы бокалы с вином или другими жидкостями стояли на подставках.

Подоконник из мрамора лучше оставить пустым или класть на него только те предметы, которые не могут его испачкать. Также его следует обрабатывать средствами, нейтрализующими воздействие солнечных лучей.

Мраморный пол также нуждается в особом уходе. Перед входной дверью следует обязательно постелить коврик, который впитывает основную грязь из улицы. Желательно не ходить по мраморному полу в обуви, и постоянно протирать его, чтобы удалить частицы грязи.

Мрамор в ванной быстро становится тусклым и теряет привлекательность из-за остающихся на его поверхности мыльных следов. Чтобы сохранить внешний вид натурального материала, необходимо отказаться от мыльных средств из переработанных нефтяных продуктов и после каждой водной процедуры протирать мрамор резиновым скребком. Ни в коем случае не чистите мрамор народными средствами или абразивными веществами. Для удаления легкого загрязнения можно использовать не концентрированный мыльный раствор или теплую воду. Для серьезной уборки используйте специальные средства для чистки мрамора, предварительно протестировав его на незаметном участке каменного изделия.

Мрамор - это необычайно нужный и полезный камень, и его польза заключается не только в тех удивительных произведениях искусства Италии и Греции, которыми мы восторгаемся в музеях. Область его применения гораздо шире. Настолько, что трудно себе представить, какой бы была наша жизнь без мрамора.

Мрамор можно встретить в операционной; ведь там, где все столы и стены должны быть всегда идеально чистыми, мраморные плиты незаменимы; на электрической станции, где на громадных распределительных досках расположены приборы управления, здесь снова по стенам расположены громадные доски мрамора, непроницаемого и не проводящего электричество; в больницах и санаториях с прекрасными чистыми ваннами из мрамора и умывальниками с мраморными досками; на кожевенном заводе, где нежнейшие сорта кожи прокатывают при помощи больших мраморных валов; конечно же в метро, а также театрах, общественных зданиях, с их прекрасными мраморными колоннами и баллюстрадами, с мраморной облицовкой, мраморными ступенями и подоконниками, прочными, всегда чистыми и не страдающими от воды, мороза или ударов многих тысяч ног; в прекрасной облицовке зданий из мрамора или мраморной крупки, смешанной с цементом, и так далее - перечислить до конца просто невозможно!

Мрамор - это твердый минерал, но вместе с тем он достаточно мягок для распиловки железом. Чисто белый, ослепительно белый; иногда с приятной прозрачностью, которая напоминает цвет человеческой кожи; иногда пёстрой прекрасной расцветки - желтой, розовой, зеленой, красной, черной: однородной и чистый, не проводящий электричества, устойчивый против разрушающего действия воды и воздуха,мрамор - замечательный материал в руках человека , и человек оценил его уже много тысяч лет назад.

Тот, кто имел возможность любоваться древнегреческими храмами из белоснежного мрамора, или кто по извилистым лестницам поднимался на крышу мраморного Миланского собора - в гущу тонкой резьбы, колонн и украшений, вырезанных из камня, или спускался по мраморным ступеням московского метро, - тот не может не восторгаться этим замечательным камнем.

В Италии на берегу Средиземного моря, у знаменитой Каррары, расположено до тысячи ломок белоснежного мрамора. Высоко в горах, в диких ущельях белые мраморные скалы незаметно сливаются со снегами Апуанских Альп. С диких круч при помощи впряженных быков на катках стаскивают вниз глыбы в несколько тонн весом. Чтобы они не скатывались и никого не давили, к ним привязывают сзади цепями глыбы такого же мрамора, которые с грохотом волокутся по склонам и тормозят катки.

Далее глыбы разрезают на мраморные доски в водяных мельницах. Потом каменные доски перевозят по железной дороге к берегу Средиземного моря; там огромные краны поднимают и доски и глыбы и опускают их в трюмы больших океанских пароходов. Так ежегодно отправляют в разные уголки планеты громадное количество мрамора.

Не менее богата мрамором Россия - Карелия, Подмосковье, Крым, Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Но мрамор не вечен: если взглянуть на на старые части облицовки Исаакиевского собора-музея или на колонны Мраморного дворца в Питере, видно, как сильно изменились старые куски, как сгладились углы, уменьшились размеры украшений. Воздух, особенно в городах, содержит в себе много ядовитых для мрамора веществ , и потому дождевая вода разрушает этот камень необычайно сильно и быстро.

В 100 лет растворяется около 1 мм мрамора, а в 1000 лет - целый сантиметр. Но этого мало: близость моря усиливает разрушение мрамора : соленые морские брызги на многие сотни километров уносятся внутрь страны и еще сильнее разъедают камень. Снег действует еще сильнее дождя, так как поглощает из воздуха еще больше ядовитых кислот. Замерзающая в трещинах вода, тонкие корни растений и грибков тоже ускоряют разрушение мрамора, а ветер, несущий пыль и песок, полирует и стирает мягкую поверхность камня.

В природе нет ничего вечного. Геологические периоды в тысячи лет, с одной стороны, накапливают из микроскопических песчинок целые горы, а с другой - разрушают и сглаживают твердые незыблемые скалы прошлых столетий. Законы природы одни и те же, и в сложной геологической истории природы деятельность человека и вечность его творений - лишь очень маленькая, быстро преходящая минутка.

Статья по материалам книги:

Александр Евгеньевич Ферсман, Занимательная минералогия.

Изделия из камня и керамики объединяются в одну общую группу материалов, потому что методы консервации и реставрации их почти одинаковы, а это, в свою очередь, зависит от родственной природы их исходных материалов. Такое положение требует, однако, весьма серьезного уточнения, иначе мы можем погубить не мало музейных вещей.

Дело заключается в том, что понятие «камень» охватывает столь различные материалы, что хотя практически мы какбудто и понимаем, что такое «камень», но точных признаков установить не можем; а потому, если мы хотим научно поставить вопрос о реставрации и консервации этого материала, необходимо точнее определить, какой именно материал мы собираемся реставрировать.

Несколько примеров объяснят дело.

Так, всем более или менее известен камень малахит. Если сравнить малахит с мрамором, то твердость и некоторые другие признаки у них более или менее одинаковы; даже окраска мрамора иногда напоминает окраску малахита; но по химическому составу они совершенно различны. В одном случае мы имеем углекислую окись меди, в другом углекислый кальций, и все дальнейшие свойства этих камней различны. «Камень» кварц или кремень настолько отличаются от этого «камня» по своим свойствам или от камня алмаза, что вообще никакое сравнение их невозможно.

Таким образом, с точки зрения самого материала понятие «камень» чрезвычайно различно, а потому требует более внимательного отношения к самой природе данного материала. Практически мы должны различать два главнейших типа «камня»: природное соединение кремния (silicium) — силикаты — и природные соединения кальция и магния — известняка, мрамора, гипса, доломита и пр.

Соединения кремния с кислородом (SiO 2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов, начиная от кремня и кварца и кончая базальтом, Лабрадором, гранитом, полевым шпатом и т. д.

Кремнезем отличается чрезвычайной стойкостью по отношению к кислотам; только фтористая кислота растворяет его, соляная может переводить его в желатинообразное состояние, но не растворить; но сплавы кремнезема с калием или натрием растворимы даже в воде (жидкое стекло).

Наоборот, вторая группа «камня» (мрамор и другие) чрезвычайно чувствительны к тем или иным кислотам; таковы соединения кальция и магния с углекислотой (СаСО 3 ; MgCO 3); они медленно растворяются в воде, но если последняя содержит углекислоту, что часто бывает в почвенных водах, то растворение делается гораздо энергичнее. Кальций, соединенный с радикалом серной кислоты (CaSO 4) — гипс значительно отличается от предыдущих соединений кальция:следовательио, опять намечается для практических работ особая группа «камня».

Технология камня для обычных изделий — наиболее простая технология. Камень обыкновенно подвергается только простой механической обработке. Сначала идет простое скалывание излишков материала, а затем шлифование, полирование, сверление, обтачивание. Химической обработке камень обыкновенно не подвергается.

Таким образом, для камня типичной остается чисто механическая обработка; исследование этой обработки может быть произведено опять-таки простейшими способами — макроскопическим и микроскопическим анализами.

Точное минералогическое определение производится, разумеется, не историком или экономистом, а естественниками. Для элементарного определения материала существуют простейшие химические реакции, указанные ниже.

Главным фактором разрушения для не очень плотного камня является сильная перемена температуры в соединении с влажностью. Если камень пористый, то влага, попадая в поры, при понижении температуры замерзает, происходит увеличение объема воды, и камень разрывает. Этот процесс мы наблюдаем на тех каменных вещах, которые остаются открытыми в атмосферных условиях; так, например, находящаяся «а площади против Зимнего дворца в Ленинграде, огромная гранитная колонна вся испещрена трещинами, образовавшимися именно от действия воды, которая, попадая в мельчайшие поры камня, при замерзании разрывала его. Особенно это заметно с северной стороны колонны, которая, очевидно, более подвергается процессам промерзания.

То же самое происходит с великолепными колоннами Иссакиевского собора и гранитным парапетом на набережных Невы, Фонтанки и т. д.

Это явление разрушения камня чрезвычайно распространено в нашем климате; а там, где климат резко континентален, с внезапными и резкими переменами тепла и холода, «роме воды, разрушающим образом могут действовать и быстрые перемены температуры, так как некоторые породы камня имеют не однородный состав, и коэффициент расширения составляющих компонентов различен.

Кроме того, большое разрушительное действие на камень оказывает движение воздуха. При этом ветром поднимается большое количество песчинок, отбивающих от камня мельчайшие его частицы, нередко камень весь источен под действием ветра. Это так называемое выветривание, которое включает в себя и вымывающее действие воды. Даже в местностях с устойчивыми спокойными атмосферными условиями ветер является энергичным разрушающим фактором, а в странах с очень сильной ветреностью, как, например, и Средней Азии, процесс выветривания идет чрезвычайно стремительно.

В условиях сравнительно мягкого климата наиболее страдают те каменные изделия, которые относятся ко второй группе, т. е. кальциевые соединения с СОз (мрамор, доломит), потому что гораздо легче, чем силикаты, поддаются действию и замерзающей воды, и ветра, и, к сожалению, некоторых химических факторов. К таким химическим факторам относится прежде всего сернистый газ, поступающий в огромных количествах в воздух промышленных городов в результате сгорания каменного угля в топках фабрик, заводов, пароходов и пр. Этот сернистый газ, соединяясь с атмосферной влагой, дает серную кислоту и разрушает углекислые соединения уже химически. Поэтому в данном случае мы наблюдаем разрушение мрамора, разрушение известковых сооружений (штукатурка) и т. п.

Здесь углекислый кальций превращается в гипс, кристаллизируется и разрушает поверхность механически или вымывается водой.

Соединения третьей группы, т. е. гипс, селенит и другие, вообще соединения мало прочные, их твердость невысока; они употребляются главным образом для поделки небольших вещей.

В отношении соединений этой группы мы наблюдаем самые разнообразные механические и химические повреждения. Находясь в земле, камень подвергается иным воздействиям. Дело в том, что почвенная вода всегда содержит какие-нибудь растворенные соли, чаще всего соли хлористого натрия. Раствор соли, пронизывая камень, особенно пористый, насыщает его, как губку; если такого рода камень, пропитанный раствором соли, поставить в условия относительной сухости, начинается быстрое испарение воды, из раствора будут выделяться кристаллы растворенной соли, и не очень плотный камень при этом разрывается. Иногда процесс заходит так далеко, что весь камень превращается в порошок, но даже если процесс и не заходит так далеко, все-таки разрушения от него всегда весьма существенны; хуже всего то, что эти разрушения будут обнаруживаться именно в музее, т. е. в сухом месте. На поверхности каменного изделия появляются белые налеты, состоящие из кристаллов, часто довольно крупных.

Растворенные в воде соли могут быть весьма различными: одни из них растворяются очень легко, другие растворяются с большой трудностью или почти не растворяются. Из тех солей, которые легко растворяются, прежде всего надо назвать поваренную соль, т. е. хлористый натрий, являющуюся главным засорителем почти всех почвенных вод. Если в музее воздух будет сухой, этот хлористый натрий, быстро выделяясь из воды, образует кристаллы, но если в помещении музея появится сильная влажность, опять произойдет растворение хлористого натрия, опять поваренная соль впитается внутрь каменного изделия. При высыхании произойдет новый процесс кристаллизации и т. д.

Эти повторные процессы высыхания и растворения в музейной обстановке и являются главным фактором разрушения. Поэтому обычно мы стараемся прежде всего удалить хлористый натрий, во-первых, потому, что он является наиболее распространенным представителем растворимых солей, а, во-вторых, потому, что, если мы удалим хлористый натрий, другие растворимые соли также удалятся вместе с ним: таковы хлористый калий, хлористый магний, хлористый кальций, углекислый натрий и калий, и т. д.

Нерастворимые или труднорастворимые соли растворены в почвенной воде в очень небольшом количестве, но если та или иная вещь находится в земле столетия и тысячелетия, все-таки даже и при малом содержании в воде такой труднорастворимой соли, она постепенно отлагается в большом количестве, и предметы иногда насквозь пропитаны этими солями, или на них нарастает толстая корка солей, отложившихся на поверхность; чаще всего мы встречаем отложения углекислого и сернокислого кальция, т. е. мела и гипса с песчинками, кусочками глины и т. д.

Самое первое, что необходимо сделать с предметом, добытым из земли,— это вымыть и удалить растворимые соли. Этот процесс мы называем выщелачиванием и он производится путем более или менее длительного вымачивания в воде.

Следовательно, каменную вещь, в которой мы предполагаем наличие той или иной соли, необходимо прежде всего как следует промыть. Для этого ее кладут в обыкновенную воду. Однако вода не должна быть слишком жесткой. Переменяя воду каждый день, мы постепенно день за днем вымываем из каменного изделия хлористый натрий и другие растворимые соли. Крайне необходимо нести контроль над содержанием хлористых солей, он производится слабым раствором 1,5—2% азотнокислого серебра AgNO 3 . 1

Азотнокислое серебро, встречаясь с поваренной солью или с каким-нибудь иным соединением, содержащим хлор, дает белый осадок хлористого серебра.

Следовательно, если в воде имеется хоть маленькая доля хлора, мы будем иметь белую муть, а потом белый осадок, который и будет свидетельствовать, что хлор еще присутствует и вымывание не доведено до конца. Только самые ничтожные доли хлора терпимы, иначе вещи погибнут.

Для таких твердых пород, как гранит, базальт, кремень не приходится производить подобное вымывание, так как вода не имеет возможности проникнуть внутрь этих пород. На твердом камне могут быть налеты и корки по поверхности, состоящие из нерастворимых солей.

Иногда опускать предмет в воду, в целях вымывания, бывает опасно. В таких случаях следует бинтовать данный предмет обыкновенным медицинским бинтом или на него наносить какое-нибудь закрепляющее вещество, проницаемое для воды, например, желатиновую пленку или пленку целлулоида, растворенного в ацетоне (2%); при таком покрытии выщелачивание идет значительно медленнее, но все же может быть доведено до конца.

Другой способ очистки от солей — это вызвать соли на поверхность предмета. Делается это таким образом: берут фильтровальную бумагу, разрывают ее на мелкие куски и кладут в колбу с водой, затем хорошенько встряхивают; получается мякоть, которую накладывают на тот или иной предмет не толстым слоем. Здесь происходит нечто совсем иное, чем при вкладывании предмета в воду: в воде происходит медленный процесс диффузии, в данном же случае, если вы накладываете бумажную мякоть на предмет и даете этой мякоти высохнуть, вы будете пользоваться другим свойством, а именно — явлением капиллярного поднятия раствора: жидкость вместе с солью из глубины будет подыматься к поверхности испарения; при высыхании бумаги соль выкристаллизовывается на ее поверхности. Осторожно снимая бумагу после ее высыхания, мы вместе с ней удаляем часть соли. Эта операция повторяется несколько раз, Для контроля вы опускаете снятую бумагу в стаканчик с дистиллированной водой и пробуете на хлор азотно-кислым серебром.

Всякое вымывание производится медленно, и торопливость здесь может испортить все результаты работы; следует помнить, что в реставрации медленная, осторожная работа — залог успеха.

Ал. Скотт в лаборатории Британского музея вымачивал некоторые, предметы в течение 4—6 месяцев и даже больше.

Могут быть еще более утонченные способы обработки, но сказанного достаточно, особенно, если быть очень внимательными и тщательными в своей работе.

Из труднорастворимых в воде солей встречаются чаще всего углекислый кальций, магний или сернокислый кальций. С твердого силикатного камня они удаляются частью механически, частью — именно известковые — слабым (1,5—2,0%) раствором соляной кислоты, после которой необходимо тщательное промывание. С мягких рыхлых камней (известняков и т. п.) такое удаление надо производить с очень большой осторожностью, чтобы соляной кислотой не растворить и самый предмет.

Часто бывает необходимо закрепить рассыпающийся или трескающийся камень. Первый способ закрепления — пропитывание неразлагающимися жирами. Самым надежным средством является парафин. Берут возможно тугоплавкий парафин, растапливают его, нагревают до 125° или его растворяют в ксилоле или толуоле и погружают в него же предмет, нагретый до 105—110°, т. е., чтобы в нем не оставалось воды. Предмет должен находиться в парафине до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков. Если после этого извлечь предмет из парафина и дать ему хорошо просохнуть, у нас может получиться жирная, сальная, неприятная поверхность. Этот лишний жир можно удалить легким нагреванием и сниманием парафина тампоном из ваты или льняной тряпки.

Второй способ — это применение каких-либо смол, в частности, шеллаковой смолы. Шеллак растворяется в крепком спирте. Обыкновенно достаточно применять двухпроцентный раствор. В таком растворе смолы предмет надо удерживать до исчезновения пузырьков. В результате получается довольно прочное закрепление, но, к сожалению, подобное закрепление в смоле дает неприятный и ненужный блеск.

Третий способ — применение клея. Из всех видов клея самым подходящим для закрепления является желатин.

Берут желатин в 2—5-процентном растворе. Раствор приготовляется таким образом. Следует отвесить необходимое количество желатина и соответствующее количество воды, смочить желатин в этой воде для того, чтобы он стал совершенно мягким, а затем хорошо отжать над чашкой с водой, а потом, доведя эту воду до 60— 80°, понемногу бросать в нее мягкий желатин. В такой раствор погружают предмет, и точно так же, как поступали при закреплении парафином, держат его до того момента, пока не прекратится выделение пузырьков.

Очень важно, чтобы раствор проник как можно глубже: поэтому необходимо, чтобы предмет был предварительно хорошо высушен, лучше, если он будет теплым; раствор должен быть, конечно, горячим.

Когда пузырки перестанут выделяться, вынимают предмет и высушивают его. Обыкновенно одной такой процедуры бывает достаточно для того, чтобы все частицы предмета сцепились; в редких случаях закрепление приходится повторять. Пока клей на поверхности не затвердеет, излишек его удаляют тряпочкой.

Но этим ограничиться нельзя. Желатин, как и всякий клей, легко подвергается нападению микроорганизмов и, следовательно, мы превратим камень в площадь для развития колоний микроорганизмов. Поэтому нужно предпринять какие-то меры, которые бы сделали желатин несъедобным для микроорганизмов. Для этого подвергают закрепленный предмет действию формалина. Формалин (40-процентный готовый продажный раствор) наливается в чашечку, блюдечко или на пропускную бумагу; достаточно чайной ложки, чтобы лишь слегка смочилась бумага: обертывают ею предмет и кладут под стеклянный колпак, последний ставят на какую-нибудь доску или лучше стекло и кругом обмазывают глиной. Предмет оставляют под колпаком до следующего дня. Колпак нужно снимать на воздухе; предмету следует дать проветриться; в результате такой обработки желатин делается нерастворимым в воде и несъедобным для микроорганизмов.

Вместо дорогого формалина можно взять другой дубитель — белые квасцы; они кладутся в количестве 0,5% к весу желатина в клеевой раствор перед самым употреблением: клеевой раствор с квасцами для вторичной работы негоден; квасцы предварительно растворяются в небольшом количестве горячей воды. У меня есть коллекция предметов, закрепленных желатином приблизительно 20 лет тому назад, и до сих пор никаких следов разрушения нет; при этом краски абсолютно не страдают, не остается ни малейших следов такого пропитывания, нет блеска и т. д.

Четвертый способ закрепления — это закрепление препаратами целлюлозы. Целлюлоза — та клетчатка, которая является скелетом всякой растительной ткани. Получают ее простейшим способом в наиболее чистом виде из хлопкового волокна. В обыкновенных условиях музейной работы мы, конечно, не можем сами получить раствор целлюлозы, поэтому нам следует обратиться к готовым препаратам целлюлозы. Существуют различные виды готовых препаратов целлюлозы; самый простой и самый доступный — это ацетатная кинопленка. Кинопленка—один из препаратов целлюлозы (ацетилцеллюлоза), отличающийся тем хорошим качеством, что он мало горюч или почти совсем не горюч. Некоторые препараты целлюлозы весьма горючи и даже взрывчаты, такова целлюлоза, обработанная азотной кислотой (нитроцеллюлоза, цапон).

Прежде всего, кинопленку надо освободить от фотослоя, для чего берут 5-процентный раствор обыкновенной соды, т. е. пищевой, и в нем кипятят пленку; после этого промывают ее в обыкновенной воде, чтобы удалить щелок; получается совершенно прозрачная чистая пленка; она легко растворяется в ацетоне. Делают 2- или 3-процентный раствор и таким раствором пропитывают предмет. Пропитывание производится или погружением, или нанесением кистью.

В тех случаях, когда нельзя погружать предмет в тот или иной; закрепитель, этот закрепитель наносится кистью. Конечно, всякое нанесение кистью гораздо более затруднительно, чем простое погружение, но хрупкие предметы приходится закрепить именно посредством нанесения кистью закрепителя. Раствор шеллака и целлюлозу можно нанести кистью и пульверизатором.

Зачастую нам приходится производить склейку каменных предметов.

Клей, который продается в магазинах, под именем канцелярского или даже гуммиарабика или синдетикона, ничего общего с настоящим гуммиарабиком и синдетиконом не имеет, он представляет собой жидкое стекло, очень вредно действующее на многие материалы, а потому допускать применение подобного клея вообще в музеях «и в коем случае нельзя. Очень распространены в продаже дешевые препараты целлулозы. Сюда относятся всякие рапиды, геркулесы, шедевры и т. д. Все эти клеи без обозначения их химического состава в музее недопустимы; они крайне ненадежны, образуя пленки, легко отскакивающие с твердых, особенно гладких поверхностей, что ведет часто к неожиданному распадению склеенных вещей.

Для склеивания небольших каменных предметов можно употреблять тот же самый желатин в 25-процентном растворе в уксусе (7—8% уксусной кислоты в воде).

Для более крупных предметов берут замазку, составленную из гарпиуса (канифоли) и воска в различных пропорциях, смотря по твердости и прочности склеиваемых обломков. Общее правило: чем слабее материал объекта и чем вес объекта меньше, тем мягче может быть и замазка. Рецепты: для мягких и средних материалов воск — две части, гарпиус — одна часть. Сначала на слабом огне подогревается воск, потом понемногу всыпается толченый гарпиус; для временной присадки обломков или очень мягких пород добавляют топленого свиного жира, смотря по желанию больше или меньше.

Для твердых объектов и мозаики: воск — одна часть, гарпиус — одна часть. Работают в первом и втором случае с подогретой замазкой и объектом. При остывании замазки ее подогревают утюжком.

Для очень твердых и более тяжелых объектов: замазка № 1, но без жира — 3 части, алебастр чистый, отсеянный — 1 часть

Для исключительных случаев, где надо предохранить от толчков и тряски: воск — 4 части, гарпиус — 2 части, белая цареградская мастика — 1 часть, шеллак — 1 часть, составные части вводятся постепенно в расплавленный воск. Замазка заготовляется впрок; употребляется в горячем виде.

Если требуется склеить большую мраморную вещь, надо употреблять цементы, из которых лучшим является магнезиальный, употребляемый при технических мраморных работах.

Имеется другой ряд прекрасных замазок, очень прочных, построенных на белковых веществах, как: казеин, белок яичный и пр. Казеин есть та твердая часть, которая образует вместе с водой и жиром эмульсию, называемую молоком. Если молоко подвергнуть процессу окисления, сверху выделится жир, а внизу получится вода и белый осадок, так называемый творог; этот творог надо хорошо промыть от жиров и высушить при температуре 30°. Если температура будет выше, творог легко пересушить, а если ниже — он не высохнет и будет склонен к загниванию. В результате получается довольно крупнозернистая крупа; крупные зерна надо хорошо измельчать; если промывание было сделано тщательно, также и сушка, получится хороший клей казеин, который можно растворить в аммиаке (в общежитии называется нашатырным спиртом).

Если же этот творог растереть с водой и негашеной известью, получится чрезвычайно твердая замазка исключительной прочности. Но ясно, что такая твердая замазка, прекрасная для очень твердых материалов, для рыхлых вещей опасна.

Вместо творога можно взять другое белковое вещество — яичный белок, смешиваемый с негашеной известью. Получается замазка, обладающая тоже очень большой прочностью, но более мягкая, чем казеин с негашеной известью. Если взять гашеную известь, затвердевание будет довольно медленное, но надежное; такая замазка годится для всяких черепков.

Для склейки подсушивают и слегка подогревают те части предметов, которые надо склеить, быстро накладывают замазку, соединяют обломки и плотно связывают их. Это сцепление будет весьма прочным, если не пропущен момент застывания белка, так как известь сразу начинает свертывать белок, почему растирать замазку надо небольшими порциями и впрок не заготовлять. Для того чтобы замазка не разрывала очень рыхлые материалы, в нее добавляется какой-нибудь нейтральный наполнитель, вроде перетертого кирпича или мрамора.

Консервация для каменных вещей, хорошо выщелоченных от солей, заключается в охранении их от излишней влажности, если они были склеены желатином. Необходимо помнить, что для мраморов и известковых камней весьма опасен сернистый газ и углекислота, почему ценные памятники из этих материалов под открытым, небом в больших городах могут серьезно пострадать. Для предохранения от этого они могут быть обрабатываемы тонким слоем беленого воска; эта работа требует участия опытного мраморщика или специалиста-реставратора.

Также необходимо присутствие опытного мраморщика при спаивании отдельных крупных частей мраморных статуй, так как при этом необходимо вводить в мрамор медные пероны.

Мытье мраморов можно производить пеной нейтрального (детского) мыла, хорошо смывая потом малейшие следы мыла, что легко определяется наощупь. Вместо детского мыла можно взять 2-процентный раствор едкого натра (каустическая сода), но не следует брать пищевой соды из-за углекислоты, которая растворяет мрамор. Так как всякое мыло, даже детское, гидролитически отщепляет в воде едкий натр, то опасения перед чистым раствором едкого натрия неосновательны. Очень нежелательно действие на мрамор каких бы то ни было жиров, так как они образуют на мраморе противную на вид жирную пленку известкового мыла, нерастворимого в воде (но растворимого в углекислоте). Чтобы избежать и едкого натра и мыла, можно мыть мрамор отваром мыльного корня (Saponaria officinals и др.) или раствором 2-процентной буры, наконец — слабым раствором аммиака (5—10%).

__________

1 Точнее — децинормальный раствор 1 / 10 N

N - 14,008 O 3 - 48,000,

что дает 169,888, проще 170 г на 1 л воды, т. е. около 2%.

Мрамор – материал нежный и чувствительный к внешним раздражителям.

По своей структуре он является мягким пористым камнем, который легко испачкать и поцарапать. В связи с этим он нуждается в бережном уходе.

Как чистить мрамор – на этот вопрос мы попытаемся дать вам широкий ответ.

Во-первых, нужно знать, чем нельзя чистить мрамор. Вот список, рекомендуемый народными умельцами, которые глубоко заблуждаются в своих убеждениях:

Уксус;

Вино;

Апельсиновый сок;

Кока-кола;

Абразивные моющие средства (с песком, меловой крошкой и т.п.);

Средства, в состав которых входит кислота;

Вакуумные пылесосы;

Средства для чистки керамики.

Любые, даже самые слабые кислоты разрушают структуру мрамора, а абразивная крошка и порошки непременно оставят царапины.

Чем чистить мрамор ?

Для ежедневного ухода воспользуйтесь мягкой тканью и обычной водой. Если появилось легкое загрязнение, то удалите его при помощи мыльного раствора, не содержащего кислот. Для выведения сильных пятен нужно применить специальное химическое моющее средство.

Как предупредить образование пятен и предотвратить разрушение мрамора?

Если мраморный пол находится рядом с входной дверью, то следует положить перед ней коврик, иначе песок и грязь, прилипшие к обуви, будут царапать поверхность.

По мраморному полу в доме не следует ходить в обуви. Самый надежный способ сохранить мраморный пол – это ходить босиком, что, впрочем, не всегда возможно.

Если у вас на кухне имеется мраморная столешница, то обязательно пользуйтесь разделочными досками для нарезания продуктов. Стеклянные стаканы ставьте на специальные подставки, это особенно касается бокалов с вином. Горячую посуду также нельзя ставить непосредственно на каменную столешницу.

Мраморную отделку раковины, душа или ванной протирайте резиновым скребком по окончании каждой водной процедуры, чтобы предупредить отложение тусклых мыльных следов.

Постарайтесь протирать мраморные поверхности ежедневно. Грязь очень въедается в камень, поэтому важно удалить ее как можно быстрее.

Не следует использовать моющие средства или мыло из переработанных нефтепродуктов. От них мрамор потускнеет.

Сохранению мрамора поспособствует воск, которым можно покрыть камень.

Важно! Используйте исключительно бесцветный воск и никогда не наносите его на мрамор белого цвета. Это может привести к его пожелтению.

Большинство пятен удаляется с помощью раствора нашатырного спирта, но слишком частое его использование тоже причинит вред.

1. Ежедневный уход за мрамором

Возьмите кусочек замши, воду и мягкую ткань. Смочите ткань в теплой воде, протрите мрамор и отполируйте замшей до блеска.

Максимум дважды в год можно помыть камень теплым детергентом (для этого можно взять раствор мягкого средства для мытья посуды), после чего снова промойте теплой водой и отполируйте досуха.

Если вы что-нибудь пролили на мрамор, уберите это немедленно тряпкой или губкой, не следует оставлять пятно до утра.

Только что пролитое вино вытрите салфеткой, но старайтесь промокнуть, а не растирать. В противном случае пятно въестся. Затем промойте теплой водой и вытрите насухо.

2. Удаление пятен с мрамора

Прежде всего, перед тем как удалять пятна, постарайтесь понять причину их возникновения.

Создайте из какого-нибудь белого впитывающего материала (бумажного полотенца, салфетки, промокашки) чистящую массу (далее – белая масса).

Затем, как следует, промокните ее в одном из нижеописанных растворов в зависимости от типа пятна.

У вас получится чистящая паста, которую следует распределить по поверхности мрамора слоем в 6-7 мм и оставьте на срок от одного до 48 часов. Все зависит от яркости и давности пятна. Сверху накройте влажной тряпкой и пленкой или полиэтиленом, чтобы смесь не высыхала.

Удаление пятен органического происхождения (кофе, чай, табак, прочие напитки (кроме вина и соков), кора, листья, помет и моча животных).

Пятна такого происхождения имеют розоватый цвет. Если на улице они могут со временем вымываться дождем и высветлиться солнечными лучами, то в помещении их следует удалить при помощи отбеливания.

Возьмите смесь из нескольких капель нашатырного спирта и 20%-ого раствора перекиси водорода.

Пропитайте им белую смесь и оставьте на 24 часа. После этого промойте камень теплой водой и насухо вытрите.

Как удалить жирные масляные пятна (смола, косметика, лосьоны, крем, жир, масло и т.п.)

Эти пятна на мраморе оставляют темные следы. Нанесите как можно быстрее на пятно любой абсорбирующий порошок (меловая крошка, даже, крахмал) и по мере впитывания удаляйте грязный порошок и наносите новый.

Затем оставьте на 24 часа и удалите порошок щеткой, смоченной в горячем растворе моющего средства. Вытрите насухо и хорошенько отполируйте. Порошок можно также вытереть тряпкой с нашатырным спиртом.

Если щелочной вариант не помог, то придется прибегнуть к растворителю. Смочите белую массу амилацетатом или ацетоном, позаботьтесь о хорошей вентиляции помещения и надолго смесь не оставляйте. Будьте осторожны вблизи открытого огня.

Как удалить ржавчину с мрамора

Ржавчина обычно образуется в местах контакта мрамора с гвоздями, болтами, металлическими лампами и т.п.

Чтобы удалить пятна такого рода воспользуйтесь промышленным очистителем мрамора от ржавчины. Изучите внимательно инструкцию и надолго не оставляйте, поскольку химия может разрушить камень. Глубоко въевшиеся пятна ржавчины вывести очень трудно, а порой и невозможно.

Как удалить с мрамора пятна растительного происхождения в бассейнах и душевых кабинах (лишайника, мха, плесени, грибов, водорослей).

Протрите перекисью водорода или раствором нашатырного спирта, но никогда не пробуйте смешивать их вместе, поскольку в результате химической реакции получите смертельно ядовитый газ!

Как очистить мрамор от чернильных пятен

Пятна такого рода выводятся ацетоном, жидкостью для снятия лака или перекисью водорода.

Важно! Перекись подойдет только для светлого мрамора, на темном могут навсегда остаться светлые пятна. А для темного камня подойдет ацетон.

Как удалить с мрамора отложения от жесткой воды и пятна от капель дождя

Выберите самую тонкую и нежную металлическую паутинку для чистки кастрюль и удалите пятна.

Пятна от газировки и соков

Это очень сильные раздражители, разрушающие мрамор и нарушающие его блеск. Удалять такую жидкость необходимо немедленно. Хорошо промойте поверхность и вытрите, но если блеск уже пропал, вам поможет только полировка мрамора .

Как почистить тусклый мрамор

Помойте поверхность камня специальным средством для чистки мрамора. Его можно приобрести либо в магазинах, либо в компаниях, которые производят и торгуют мрамором.

Мрамор – это прекрасный материал для создания красивых столешниц и элементов декоративного декора с зеркальной поверхностью. При правильном хранении он долговечен, к тому же удобен в обработке. Мрамор обладает следующими свойствами: прочность, декоративная слоистость, массивность.

Мрамор бывает различных цветовых оттенков:

  • Белый – используется для создания скульптур, имеет однородную структуру
  • Серый – легко поддается обработке и полировки скульпторам
  • Цветной – популярен при обработке внешних работ. Очень редкими и дорогими цветами являются голубой, розовый, черный и желтый.

Характеристики мрамора могут быть ухудшены в случае добавления различных органических соединений. Мрамор мягче других материалов, что делает его восприимчивым к окислению и появлению пятен. Для предотвращения негативных явлений на материале необходимо уделять внимание изделию из мрамора и осуществлять определенный уход.

Чтобы сохранить идеальный внешний вид изделия придерживайтесь следующих советов:

  • Элементарное использование мягкой салфетки с простой водой позволит избавиться от появившейся пыли и грязи.
  • Специальные моющие вещества без добавления кислот позволяют хорошо чистить поверхность. Возникновение пятен удаляются определенным веществом, только правильный подбор жидкости позволит убрать пятно без последствий. После очистки нужно отполировать материал теплой водой
  • От избавления органических пятен отлично справляется паста Манджи Макиа от известного Итальянского производителя. Как заменитель можно использовать нашатырный спирт размешенного с перекисью водорода. Использование мягких тканей и теплой белой воды обязательно
  • Соприкосновение мрамора с металлическими предметами неизбежно приводит к возникновению ржавчины. От свежих пятен необходимо сразу избавляться, используя специализированный очиститель ржавчины. Для максимального эффекта следует обратиться к импортным производителям средства от ржавчины. Раствор необходимо вовремя снимать с поверхности, иначе он может деформировать камень.

Все неприятности с мрамором легко поддаются удалению в случае своевременного ухода. Для комплексных мер по уходу за изделием из мрамора, используются защитные средства, которыми покрывают мрамор и обеспечивают его безопасность от внешних воздействий.

Мы осуществляем организацию поставок натурального мрамора непосредственно с горных пород. Такой материал отвечает всем требованиям качества и долговечной службы. Камень устойчив к климатическим изменениям: он влагоустойчив, морозоустойчив и термоустойчив. При должном уходе мрамор прослужит более 100 лет и будет выглядеть все таким же привлекательным как при покупке.

У нас, Вы получите гарантию качественного предоставления услуг и высокого уровня изделия. Мы осуществляем поставки больших объемов камня, а в зависимости от Ваших задач, для Вас будут подобраны нужные элементы. Для своих клиентов мы проводим подробные консультации, связанные с эксплуатацией и уходом за мрамором.

Популярные камни

Популярные изделия