Ив сен лоран знак. История бренда: Saint Laurent Paris (Yves Saint Laurent). Русская тема и этника
Кутюрье Ива Анри Дона Матье Сен-Лорана, известного нам как Ив Сен-Лоран, называют революционером фэшн-индустрии, маленьким принцем высокой моды и вечным классиком. отметил, что Сен-Лоран первым среди коллег поднял моду до уровня искусства.
Друг и коллега кутюрье – Пьер Берже – подвел черту под творческой биографией Ива Сен-Лорана, заметив, что на моду первой половины ХХ столетия повлияла , а второй половины – Сен-Лоран. Он подарил человечеству стиль унисекс, одел женщин в смокинги, высокие сапоги, прозрачные блузки и платья-трапеции. А еще первым пригласил на подиум манекенщиц с темной кожей.
Детство и юность
Будущий «архитектор» модной одежды родился в алжирском Оране летом 1936 года. Отец звезды трудился страховым агентом, а мама стала для Ива первой музой, вдохновившей на создание эскизов платьев. Ее вечернего выхода в свет сын и две дочери ждали, как театрального представления. Рисовать эскизы одежды Ив Сен-Лоран начал в 8-летнем возрасте, а в 11 увлекся театральными подмостками. Да так, что вскоре построил декорации дома, наряжая кукол в склеенные из раскрашенных лоскутов наряды.
В доме не было страха перед старшими, «спектакли» Ива с удовольствием смотрели мама, сестры и кузины. Неизгладимое впечатление на юного кутюрье произвел спектакль великого Луи Жуве «Школа жен», декорации и костюмы для которого создал французский художник Кристиан Берар.
Позже Сен-Лоран признался, что, увидев одежду театральных актеров от Берара, понял, что главное в костюме – душа, а в платье – женщина. В Алжире Ив Сен-Лоран окончил колледж и лицей, делая акцент на любимых предметах – французском и латинском языках. Писателями, повлиявшими на мировоззрение, называл Андре Жида и , из художников обожал Матисса.
Дизайн и мода
В 17 лет юноша прибыл в «столицу моды» и записался на курсы рисования «от кутюр». Первый успех пришел в том же году: черное коктейльное платье, эскиз которого создал Ив Сен-Лоран, заняло первое место на конкурсе. Спустя 2 года, в 1955-м, 19-летнего юношу взяли ассистентом в штат дома . В 1957-м глава модного дома умер. За два года совместной работы Диор разглядел в молодом ассистенте талант, поэтому владельцы марки сделали ставку на Ива Сен-Лорана, доверив 21-летнему кутюрье должность арт-директора.
Вначале 1958 года дизайнер представил на суд поклонников дома моды дебютную коллекцию, на которую Ива Сен-Лорана вдохновили русские сарафаны. Такого фурора не ожидал никто: от Ива ждали продолжения линии Диора – пышных приталенных силуэтов. А новичок презентовал совершенно новый лук – А-силуэт. Короткие трапециевидные платья, сшитые из струящихся тканей и шелка, «освобождали» женское тело и не делали привычного акцента на талии. На следующий день после презентации таблоиды Парижа написали, что Ив Сен-Лоран своими сарафанами «спас Францию».
Летом 1959 года дизайнер отправился в Москву в компании двенадцати манекенщиц, став первопроходцем французской фэшн-индустрии в Советском Союзе. В следующем году молодого мэтра призвали на армейскую службу и отправили в Африку. Испытание военной муштрой Ив Сен-Лоран не выдержал: через 20 дней его демобилизовали после нервного срыва и госпитализировали. Молодого человека лечили электрошоком и «жесткими» медицинскими препаратами, после чего он похудел до 35 килограммов.
Ив Сен-Лоран и модели в одежде из коллекции «Битник»
Вернувшись в дом моды, Ив Сен-Лоран придумал новую весенне-летнюю коллекцию «Битник», которую представил в 1960-м. Укороченные мотоциклетные куртки из крокодиловой кожи и норковые пальто с трикотажными рукавами напугали консервативных инвесторов дома: коллекция показалась слишком авангардной и роскошной. Сен-Лорана уволили, заменив экстремала-кутюрье предсказуемым Марком Боаном. Поддержал уволенного дизайнера друг Пьер Берже. Он помог справиться с ударом и выйти победителем: Ив Сен-Лоран выиграл в суде денежную компенсацию за незаконный разрыв контракта.
Модный дом YSL
Найдя нового инвестора – американского предпринимателя Марка Робинсона – Ив Сен-Лоран и Пьер Берже учредили собственный дом моды с логотипом YSL. Перед презентацией коллекции в конце января 1962 года парижане перешептывались о грядущем провале, полагая, что у модельера нет денег для воплощения задуманного. Но недоброжелатели были посрамлены: новой линии одежды с отвечавшими духу времени силуэтами рукоплескали и баронесса де Ротшильд.
Логотип "Ив Сен-Лоран"
В 1965-м Ив Сен-Лоран подарил миру революционную коллекцию «Мондриан», объявив, что ему надоело обшивать жен миллионеров. А-силуэты нарядов с геометрическими рисунками нидерландского художника Пита Мондриана удивили мир моды. В коллекции дизайнер использовал работы модернистов и Сержа Полякова. Рисунок коллекционных платьев – не принт, а сшитые цветные куски ткани. Концепцию подхватили коллеги Сен-Лорана, сделав собственные интерпретации, но у истоков идеи стоял Ив Сен-Лоран.
Коллекция Ива Сен-Лорана "Мондриан"
В 1966 году YSL праздновал открытие первого магазина-бутика с одеждой прет-а-порте, в названии которого фигурировало Rive Gauche (левобережье Сены, где селились вольнодумцы, студенты и революционеры). Название диктовали революционные изменения, которые Ив Сен-Лоран ввел в фэшн-индустрию: женщин кутюрье одел в мужские костюмы, которые выглядели сексуально и элегантно.
Через год состоялся показ коллекции «Смокинг», которой Ив Сен-Лоран «добил» остатки патриархальной моды. В женском гардеробе появились «мужские» вещи – смокинги, брючные костюмы, жакеты в стиле «Сафари», комбинезоны и куртки-бушлаты. Но эти модели, заимствовав «мужественные» силуэты, не лишали женщин сексуальности.
Марлен Дитрих демонстрирует коллекцию Ива Сен-Лорана "Смокинг"
Коллекция «Либерасьон» 1971 года стала самой провокационной, накликав на голову автора шквал критики. На линию костюмов мэтра вдохновила Палома Пикассо. Обладавшая тонким вкусом и не боявшаяся экспериментов женщина купила на блошином рынке костюм 40-х годов, поразивший Ива Сен-Лорана. На дефиле вышли женщины в одежде, напоминавшей о Второй Мировой войне.
Еще одной музой, вдохновившей Сен-Лорана на коллекцию «Либерасьон», была известная провокаторша и попирательница устоев . Модницы постарше возмутились: они вспомнили годы нацистской оккупации. Черные колготки, туфли на платформе и яркий макияж навеяли модным критикам аналогии с женщинами легкого поведения из Булонского леса. Но на смену шквалу критики неожиданно пришел бум на женские «мужские» костюмы от YSL: Ив Сен-Лоран опять предугадал веяния, оказавшись на два шага впереди.
Редактор фэшн-издания Диана Вриланд заявила, что у кутюрье «есть специальная волшебная дудочка для женщин», и что бы ни сделал маэстро, модницы всех возрастов пойдут за ним. В 1976-м Ив Сен-Лоран подарил жаждущим новинок модницам коллекцию «Русские балеты и оперы», на которую его вхохновил русский театр, балет и национальные мотивы. На подиуме дефилировали красавицы в пестрых «крестьянских» платьях с вышивкой и золотым шитьем.
Платья "Ив Сен-Лоран"
1990 год ознаменовался коллекцией-трибьют, которую мэтр, предвидя скорый уход, посвятил любимым людям – актерам, танцорам, художникам. Попрощался Ив Сен-Лоран с поклонниками и миром моды в январе 2002 года. Показ последней коллекции прошел в Центре Жоржа Помпиду. Прощание с маэстро, 40 лет радовавшим и диктовавшим моду, стало национальным событием.
Косметика и парфюм – еще одна глава яркого творчества Сен-Лорана. В 1971-м звезда мировой фэшн-индустрии подарила мужской аромат «Опиум». Реклама оказалась столь же провокационной, как и сам аромат: для презентации духов Ив Сен-Лоран обнажился. В дальнейшем туалетную и парфюмированную воду «Опиум» рекламировали , Руперт Эверетт и последовавшая примеру кутюрье голая Софи Даль.
Личная жизнь
Пьер Берже был другом, соратником и любовником Ива Сен-Лорана. В середине 1970-х роман закончился, но дружба и бизнес-партнерство остались. Незадолго до кончины мэтра пара заключила гражданский брак.
Ив Сен-Лоран был влюблен в партнера Карла Лагерфельда Жака де Башера. Молодой человек происходил из образованной семьи, отличался привлекательной внешностью и любовью к светским вечеринкам. Жак около 12 лет состоял в отношениях с Лагерфельдом, но затем ушел к Сен-Лорану. Спустя 6 лет Жак де Башер умирает из-за СПИДа.
Нетрадиционная ориентация Ива Сен-Лорана не стала препятствием для любви к женщинам: заимствование мужских костюмов и сюртуков, стиль унисекс не были желанием превратить женщину в мужчину. Брюки и кожаные куртки от Сен-Лорана «дышат» сексуальностью, пиджаки и костюмы «сафари» удивительно женственны и подчеркивают формы.
Женщинами Ива Сен-Лорана называют , Палому Пикассо, манекенщиц Верушку (Вера фон Лендорф) и Лулу де ла Фалез.
Смерть
Последние шесть лет жизни маэстро провел в ультрамариновом особняке в Марракеше. Ив Сен-Лоран отошел от дел в конце 1980-х из-за проблем со здоровьем: кутюрье злоупотреблял алкоголем и наркотиками, неоднократно лечился. В 1992 году Берже заявил об уходе Ива Сен-Лорана и «конце высокой моды», но окончательный отход от дел случился спустя 10 лет. На дом YSL посыпались финансовые проблемы. Кутюрье умер воскресным вечером в начале лета 2008 года в Париже, видевшем его взлеты и падения. Причиной смерти Ива Сен-Лорана оказалась опухоль мозга.
Прощание с законодателем всемирной моды состоялось в парижской церкви Сен-Рош. Прах Ива Сен-Лорана развеяли над его любимым садом на вилле «Мажорель» в Марракеше, где он любил сидеть вечерами в компании бульдога по кличке Мужик III (такие же клички получили два предыдущих пса). О творчестве «вечного классика моды» сняты два фильма: «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера и «Сен-Лоран. Стиль – это я» Бертрана Бонелло. Обе картины вышли в 2014 году.
Состояние дома на сегодня
В 1999 году дом Ив Сен-Лоран приобрел итальянский модный дом Gucci, доверивший разрабатывать коллекции . Кутюрье трудился над созданием новой линии до 2004 года, после его ухода эстафета перешла к Стефано Пилати. С 2011 по 2013 годы исполнительным директором модного дома Yves Saint Laurent Paris стал бельгиец Пол Денев. В период его руководства зимой 2012-го креативным директором назначен Эди Слиман. Летом того же года Слиман переименовал линию в Saint Laurent Paris.
Духи "Ив Сен-Лоран"
В 2012-м парфюмеры YSL создали парфюм для смелой и раскрепощенной женщины «Манифест» (Manifesto). Ценители назвали духи «манифестом женственности»: они «открываются» нотами зелени, в их «сердце» таится цветочная симфония, которая завершается древесными «аккордами».
Сумки "Ив Сен-Лоран"
В 2016-м Слимана сменил дизайнер Энтони Ваккарелло. В 2017 году Ваккарелло слил воедино показы женской и мужской коллекций осенне-зимнего сезона. В новой коллекции дизайнер представил провокационные короткие юбки, брюки из винила, корсеты и когда-то позаимствованные Ивом Сен-Лораном сапоги с высоким голенищем. У Ваккарелло голенище превратилось в «гармошку». Новинки дома моды можно приобрести на официальном сайте. Цены на модели одежды, сумок и туфель колеблются от «заоблачных» до демократичных.
Цитаты
- «С годами я понял, что самое главное в платье - это женщина, которая его надевает».
- «В этой жизни я жалею лишь об одном - что джинсы придумал не я».
- «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот».
- «Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче».
- «Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами».
- «В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов. Пришлось говорить, что это все ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами».
- «Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».
- «Мода проходит, стиль вечен».
Ив Сен-Лоран, родившийся 1 августа 1936 года в Алжире, должен был заниматься юриспруденцией, но благодаря поддержке матери в 1954 году уехал в Париж, в школу при Синдикате высокой моды.
Практически сразу после поступления он представил коктейльное платье на одном из конкурсов для начинающих дизайнеров. Свою первую победу Ив Сен-Лоран разделил с Карлом Лагерфельдом – именно им досталось призовое место.
Все фото 14
Талант Сен-Лорана заметили, и уже через год он стал ассистентом Кристиана Диора и одновременно учеником портного в доме Christian Dior.
Далее следовала стремительная карьера – Ив Сен-Лоран, занявший после кончины Кристиана Диора место арт-директора Дома, представил свою первую коллекцию, за которую получил престижный Neiman Marcus Oscar. Именно в этой коллекции впервые можно было увидеть платья-трапеции – одно из первых нововведений Ив Сен-Лорана.
На следующее утро после показа газеты пестрели заголовками: «Ив Сен-Лоран спас Францию, традиция Диора будет продолжена!»
В 1960 году Ива Сен-Лорана призвали в армию. Но тяготы военной службы обернулись психиатрическим отделением военного госпиталя, где он подвергся лечению шоковой терапией и транквилизаторами.
Ив не мог говорить и весил всего 40 кг, когда в его жизни появился Пьер Берже. Он стал для Сен-Лорана не только любовником, но и верным другом и помощником в делах. Именно он добился того, чтобы его подопечного отпустили из армии, и помог молодому дизайнеру основать в январе 1962 года собственный Дом моды – Yves Saint Laurent.
Через четыре года дизайнер представил миру Le Smoking – женскую версию фрачного костюма. Смокинг не только мгновенно завоевал сердца женщин, но и полностью перевернул моду того времени.
Ив Сен-Лоран стал активно вводить брючный костюм в жизнь женщин. В этом же году дизайнер открыл свой первый бутик Rive Gauche, названный в честь считавшегося тогда пристанищем анархистов левого берега Сены, совершив еще одну революцию – в магазине продавалась повседневная одежда, ни в чем не уступающая вечерней.
Таким образом Ив Сен-Лоран демократизировал haute couture.
В это же время на показах и фотосессиях Сен-Лорана появились андрогинные модели – такие, каких мы видим на подиумах сейчас.
Худые девушки с зачесанными назад волосами демонстрировали женскую силу и возможности. Тенденцию поддержал Карл Лагерфельд , а Хельмут Ньютон воспел их на своих многочисленных фотографиях, впоследствии также превратившихся в классику.
К 1970 году за Сен-Лораном также числились изобретения бушлата (1962), прозрачных блузок (1966) и комбинезона (1968).
Дизайнер любил использовать прозрачные материалы, за что неоднократно подвергался нападкам. Изобретение же бушлата стало своеобразным символом Дома Yves Saint Laurent, отражающим умение мастера смешивать высокую моду, искусство и повседневные вещи, превращая их в легенду.
В список бесчисленных изобретений Сен-Лорана входит пиджак в духе сафари, который стал фурором. Его африканская (1967) и русская (1976) коллекции до сих пор считаются одними из важнейших в истории моды и одними из лучших в творчестве дизайнера.
Именно Ив Сен-Лоран ввел моду на потрясающие вечерние платья, экспериментируя с ними, но никогда не забывая о женственности и изяществе. Особого внимания заслуживают свадебные платья YSl.
В январе 2002 года Ив Сен-Лоран ушел на пенсию из-за многочисленных проблем со здоровьем. За несколько месяцев до этого он сломал обе руки во время поездки в Палермо и лишился главного удовольствия своей жизни – возможности рисовать.
Впоследствии здоровье дизайнера ухудшилось, он практически перестал посещать светские мероприятия.
В последние минуты воскресным утром с ним были его друзья – Пьер Берже, муза Бетти Катру (Betty Catroux) и Филипп Мунье (Philippe Mougnier), заботившийся о здоровье Сен-Лорана последнее время. Катрин Денев прибыла через несколько минут после его смерти 1 июня 2008 года.
В память о великом кутюрье в рамках кинофестиваля Sundance, который ежегодно проходит зимой на знаменитом американском горнолыжном курорте Аспен, в 2009 году было показано сразу две картины – работа французского кинематографиста Давида Тебуля (David Teboul) под названием Yves Saint Laurent: His Life and Times и картина Yves Saint Laurent: 5 Avenue Marceau 75116 Paris.
Оба фильма посвящены жизни и творчеству легендарного дизайнера.
Платье-трапеция, женский смокинг и аромат легендарного Opium. Унисекс и роскошь. «Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами». А что еще мы знаем о легендарном кутюрье и его детище – доме моды Saint Laurent?
Ив Сен-Лоран родился в Алжире в семье состоятельных французов-аристократов. Амбициозная мать предрекла ему яркое будущее в искусстве. Благодаря ей молодой человек оказался в Париже, его эскизы оценил главный редактор журнала Vogue. Так в 1957 году Сен-Лоран стал студентом школы от-кутюр. 18-летнему Сен-Лорану посчастливилось попасть на стажировку к легендарному Кристиану Диору. Молодой человек боготворил мэтра. «Сначала я даже не мог разговаривать в его присутствии. Он научил меня основам этого искусства. И что бы в дальнейшем ни происходило в моей жизни, я всегда помнил о годах, проведенных рядом с Диором», – говорил Сен-Лоран позже.
После смерти Диора в 1957 году Ив Сен-Лоран возглавил легендарный модный дом. Именно под его руководством в 1959 году модели Christian Dior отправились в СССР. О молодом кутюрье заговорил весь мир, а созданный им силуэт трапеция, вдохновленный русскими сарафанами, стал символом 60-х.
Ив Сен-Лоран в самом начале своей карьеры
Фото Gettyimages.com
В 1960 году Ив Сен- Лоран был призван на военную службу: Алжир объявил борьбу за независимость от Франции. Молодой модельер пробыл на войне 20 дней, а после с сильнейшим нервным срывом попал в госпиталь. Его лечили электрошоком. Новое руководство дома Диор в одностороннем порядке расторгло контракт с Сен-Лораном. Что впоследствии вылилось в судебное разбирательство о незаконном увольнении.
Так или иначе, отсудив у дома Диор $24 тыс., Сен-Лоран совместно с другом Пьером Берже создает собственный дом моделей. Открытие состоялось в декабре 1961 года. «Я перешел из мира тканей и пропорций в мир силуэтов и линий», – сказал кутюрье. На тот момент ему исполнился 21 год.
В 1965 году Ив Сен-Лоран создал знаменитую Мондриановскую коллекцию. На платьях-трапециях – геометричные принты, фрагменты картин известного художника-абстракциониста Пита Мондриана.
Помимо двух коллекций haute couture с 1966 года модный дом стал выпускать также по две коллекции pret-a-porter Rive Gauche. Так началась демократичная мода готового платья. Вдохновленный тенденцией к унисексу и андрогинности, Ив Сен-Лоран разработал женскую коллекцию в мужском стиле, создал первый смокинг для женщин и знаковую куртку-сафари. Сен-Лоран был первым дизайнером, который использовал африканских и азиатских моделей в своих дефиле.
«Все думают о мимолетности моды, а Ив Сен-Лоран думает о современной одежде для женщины второй половины ХХ века», – отметила великая Коко Шанель
Ив Сен-Лоран создавал также костюмы и декорации для спектаклей, фильмов и шоу. Например, для Катрин Денев в фильме Луиса Бунюэля «Дневная красавица». За эту работу кутюрье удостоился премии «Оскар», а Денев оставалась музой Сен-Лорана до конца его дней.
Катрин Денев (на фото крайняя слева) была музой Сен-Лорана (на фото в центре) до конца его дней
Фото Gettyimages.com
С конца 80-х годов в YSL начался кризис. Чтобы поправить дела, Пьер Берже стал активно продавать лицензии на использование бренда YSL. Это привело к тому, что позиция модного дома утратила свою исключительность, продукция растиражировалась, но потери компании продолжали расти.
В 1998 году Сен-Лоран перестал заниматься линией Rive Gauche, наняв Альбера Эльбаза для женской и Эди Слимана для мужской коллекции.
В 1999 году дом YSL приобрела группа Gucci, которая пригласила создавать коллекции прет-а-порте Тома Форда, отличавшегося напором и некоторой агрессией. Между Фордом и Сен-Лораном был заключен договор о невмешательстве в дела друг друга, но союза не получилось. В январе 2001 года Ив Сен-Лоран и Пьер Берже демонстративно проигнорировали показ первой коллекции готовой одежды, созданной Томом Фордом для YSL. При этом на следующий день они посетили показ Эди Слимана для Christian Dior.
В последних интервью великий Ив Сен-Лоран говорил, что чувствует себя обманутым и разочарованным.
«Сегодня я принял решение проститься с миром моды, который так любил», - сообщил 7 января 2002 года 65-летний Ив Сен-Лоран
Мэтр представил свою последнюю коллекцию и закрыл линию от-кутюр. В 2008 году основатель дома Сен-Лоран умер.
После ухода Тома Форда в 2004 году линией прет-а-порте занялся Стефано Пилати. Его стиль был более французским, чем откровенные образы Форда.
«Никогда не путайте элегантность со снобизмом», – говорил великий мэтр моды Ив Сен-Лоран. Он подарил миру новую женщину, свободную от предрассудков, независимую и сексуальную, точно знающую, чего хочет, стильную и уверенную в себе. А ещё страстно желающую любви. Он часто будет говорить о любви, о том, как она красит женщину, как женщине непременно необходимо любить… Женщины его вдохновляли. Женщины были его музами.
«С годами я понял, что главное в платье – женщина, которая его надевает», – еще одно знаменитое высказывание Сен-Лорана. И когда мне говорят, что мода обезличивает женщин, я вспоминаю другую цитату гения: «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот». Обезличить себя может лишь сама женщина. И, к сожалению, эту простую истину понимают далеко не все. Что же касается модного наследия Ива Сен-Лорана, то оно настолько велико и значимо, что его можно открывать для себя снова и снова, и каждый раз будут появляться новые детали стиля великого мэтра, новые грани его таланта.
Женский смокинг
Коллекция Smoking, 1967 год Вещи коллекции Ива Сен-Лорана 1975 годаЕсли Коко Шанель засовывала свой любопытный носик в мужской гардероб, чтобы черпать оттуда массу идей, тем не менее предлагая женщинам в большей степени лаконичные платья и юбки элегантной длины, то Ив Сен-Лоран подарил женщине свободу и власть, с которыми у него ассоциировался мужской костюм. С тех пор как он эстетизировал смокинг под женское тело в 1966 году, этот предмет уже женского гардероба по праву вошел в классику моды. Пожалуй, только ленивый дизайнер не предлагает из сезона в сезон свои вариации на тему смокинга. Что уж говорить о прочих мужских костюмах, навсегда вошедших в женский гардероб и адаптированных на все случаи жизни.
Если во времена молодости Ива Сен-Лорана его знаменитых манекенщиц не пускали в ресторан в брючном костюме, считая подобный внешний вид вызовом и отклонением от нормы, то сегодня хорошо сидящий смокинг зачастую является негласным пропуском на мероприятия различного толка и дресс-кода. Менее известный, но не менее стильный подарок женщинам от мэтра – платье-смокинг. Прекрасно подходящее к любой жизненной ситуации, оно может также использоваться как легкое пальто.
Прозрачная блуза
Модель в YSL Модель в YSL«Я нашел свой стиль благодаря женщине. Именно оттуда идет вся сила и жизнеспособность моего стиля – я черпаю их из тела женщины», - говорил великий кутюрье. В 60-х годах именно женское тело в коллекциях молодого дизайнера Сен-Лорана стало причиной настоящего скандала. Ив предложил женщинам совершенно прозрачную блузу, которую следовало носить без нижнего белья. Разумеется, «приличных дам» это изобретение повергло в глубокий шок. Но атмосфера бунтарства, царившая тогда в умах, несомненно, сыграла на руку чуткому кутюрье, моментально сделав прозрачную блузку культовым предметом. Самые смелые поклонницы бренда тут же воспользовались советом Сен-Лорана и стали сочетать сей предмет с не менее революционным в то время смокингом.
Любопытно, что сейчас мало кто из модных дизайнеров откажет себе в удовольствии сделать хотя бы одну прозрачную вещь в каждой своей коллекции.
Бушлат
Модель бушлата, созданная Ивом Сен-Лораном, 1962Благодаря гению короткое двубортное пальто эволюционировало из форменной одежды военных моряков в must-have современного мужского гардероба. Сен-Лоран сам носил бушлат и легко делился им с женщинами. Стильное пальто никогда не выходит из моды, однако в нынешнем осенне-зимнем сезоне бушлат – это остроактуальная и желанная вещь для самых модных и стильных женщин.
Сафари
Коллекция Сафари, 1968 год Модель Верушка позирует в 1967 годуАфрика являлась источником вдохновения для Сен-Лорана не раз. Родом из Алжира, северной части страны, он сделал одежду для элитного вида отдыха классикой стильного летнего гардероба. Легендарная сафарская куртка, жакеты, рубашки, комбинезоны и платья песочного цвета и всех оттенков хаки – еще одна яркая характерная черта стиля великого мэтра моды. Сюда можно отнести и знаменитый леопардовый принт. Король моды сделал его символом роскоши и изящества. А также тюрбан, характерный головной убор для северной африки, в руках Сен-Лорана стал звучать по-светски элегантно.
Платье «Мондриан»
Коллекция 1965 года по мотивам живописи голландского абстракциониста Пита Мондриана навсегда вошла в золотой фонд истории моды. Шесть платьев А-силуэта (тот самый силуэт, который Ив ввел в моду еще будучи на посту преемника Кристиана Диора) стали символом новой эпохи. А сами платья до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне (крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна). Кстати, знаменитый мондриановский рисунок – это не принт, а сшитые между собой кусочки разноцветной ткани. Матисс, Мане, Веласкес, – художник-модельер часто ищет вдохновение в искусстве и сам его создает.
Цвет
Вещи коллекции в стиле поп-арт, 1966 год Модель в платье Сен-Лорана, 1969 годО цвете сказано уже не мало, однако, говоря о модном наследии Ива Сен-Лорана, невозможно не отметить его отдельным пунктом. Король моды любил черный цвет: «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит». С этим трудно не согласиться: влюбленная женщина будет хороша даже в мешке из-под картошки. И Сен-Лоран это не раз отмечал.
Для всех остальных он предложил цвет. Много цвета. Помимо того, что он популяризировал цвет хаки, он ввел в моду яркие цвета, самые неожиданные на первый взгляд сочетания и цветовые блоки. Красный с розовым, пурпурный с лиловым и синим, фуксия с черным. Цвет от Ива Сен-Лорана – это всегда больше чем мода. Это произведение искусства.
Русская тема и этника
Русская коллекция Russian Ballet and Opera в итальянском Vogue, 1976 годСен-Лоран не единственный художник, который выражал свое восхищение русским стилем и использовал фольклорные мотивы в своих коллекциях. Однако он сделал это незабываемо. Мэтр стал первым, кто предложил зрителю показ моды как спектакль, как таинство, как посвящение в мир цвета, богатства русских фактур, в мир кутюр. Именно такой стала коллекция Russian Ballet and Opera 1976 года. Ив Cен-Kоран был страстным почитателем театра, много работал для него, создавая костюмы для легендарных балетов и опер. Сам он не считал русскую коллекцию лучшей, однако называл ее самой красивой. Русская тема от мэтра подарила миру моды яркие чистые цвета, такие как красный, зеленый, богатый фиолетовый, а также пышные юбки в пол, замшевые жилеты, отороченные мехом, вообще мех, в том числе и цветной. Мужской блейзер он изящно раскрашивал в зеленый цвет, сочетая с красным и золотыми пуговицами. Ив стилизовал японское кимоно и индийское сари из национальной одежды в европейский шик, стиль современной женщины, свободной от снобизма и предрассудков.
Зачатки уличной моды и спортивного шика
YSL AW 1963/1964 YSL AW 1963/1964Сложно себе представить, однако это так: в 21 год застенчивый юноша Ив Сен-Лоран в один миг превратился из ассистентов Кристиана Диора в художественного руководителя легендарного дома моды Dior. Это было в далеком 1957 году. Уже в первой коллекции он покажет всё лучшее из традиций дома, добавив свой неповторимый взгляд. Он станет первым модельером, кто посетит Москву в 1959 году с коллекцией верхней одежды. Однако наиболее революционной станет коллекция Beatnik 1960 года. Тогда она оказалась непонятой критиками, их сознание в тот момент не готово было принять элементы уличного стиля на подиуме высокой моды. Соболиные пальто с трикотажными рукавами, ботфорты, кепи, байкерские куртки из кожи крокодила стали шоковой терапией для патриархальных клиенток Christian Dior. Битники или «разбитое поколение» – одно из самых модных и опасных явлений той поры.
Кожаная куртка из коллекции YSL Beatnik, 1960 (фото из журнала Vogue)Прогремевший с огромным успехом фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо ввел в моду новую эстетику и новых героев своего времени. Брутальные парни в косухах и байкерских куртках, грубых ботинках и джинсах с подворотами, которые выглядят в точности так, как буквально несколько сезонов назад носили джинсы-бойфренды хипстеры. Однако женщины в культовом фильме пока еще далеки от женщины Ива Сен-Лорана. Убранные волосы, уложенные мягкими кудельками, нежный силуэт new look еще является актуальным, но уже становится образом женщины прошлого. Поскольку женщина будущего, женщина Ива Сен-Лорана – динамичная, свободная, независимая и вместе с тем роскошная, отчетливо заявила о себе в искусстве от кутюр.
Елена Мареева, тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, www.mareevastyle.com
Учредитель «Школы стиля Елены Мареевой», успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.