Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье и здоровый образ жизни  /  Комментарий фз о страховых пенсиях. Законы пенсионной реформы. Изменения в пенсионном законодательстве

Комментарий фз о страховых пенсиях. Законы пенсионной реформы. Изменения в пенсионном законодательстве

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Действующий

Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.

Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).

Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).

Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

Подробности Создано 18.12.2014 15:05

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и вводится новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Независимо от изменения норм пенсионного законодательства установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.

С 1 января 2015 года основные изменения в части определения права на пенсию коснулись норм, связанных с назначением страховой пенсии по старости.

В соответствии с новым законом для приобретения права на пенсию старости помимо достижения обще установленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) необходимо не менее 15 лет страхового стажа (в действующем законе требуется 5 лет) и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае несоблюдения указанных условий граждане могут приобрести право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении женщины – 60 лет, мужчины – 65 лет.

Новая пенсионная формула вводится с 1 января 2015г., а пенсионные права, сформированные до этой даты, будут преобразованы.

В целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматриваются переходные положения:

Повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году (повышение будет производится ежегодно на один год);

Повышение минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году (повышение будет производиться ежегодно на 2,4)

Статьей 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплены основные положения, касающиеся расчета размера страховой пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводятся понятия «индивидуальный пенсионный коэффициент» и «стоимость пенсионного коэффициента».

Индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина, начиная с 01.01.2015г.

С 1 января 2015г. размер страховой пенсии будет определяться исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и исчисляется путем умножения ИПК на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК).

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно будет увеличиваться с 1 февраля и с 1 апреля. С 1 января 2015г. СПК составит 64 руб. 10коп.

Данным законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

Не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления;

Не свыше 6,25 - для ЗЛ, у которых формируются пенсионные накопления.

При этом, с учетом переходных положений в период с 2015 по 2020г. максимальное учитываемое значение ИПК за соответствующих календарный год определено статьей 35 ФЗ «О страховых пенсиях». С 2015г. Постоянно будет увеличиваться с 7,39 до 10 ИПК.

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидами и 80 летними гражданами. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные относительно расчетов предлагаемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря того же года. Главная причина введения нового законопроекта - наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат. Законодательством РФ была установлена цель - увеличить размер пенсий к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.

Главные идеи, которые содержат главы Федерального закона 400:

  • общие положения;
  • условия и нормы назначения;
  • страховой стаж;
  • размеры выплат;
  • установление и порядок получения выплат;
  • основные права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения;
  • главные приложения.

Закон регламентирует три основных вида пенсий: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Право на получение страховой пенсии по старости, согласно Федеральному закону №400-ФЗ, имеют граждане, достигшие определенного возраста. Для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Главные требования: наличие трудового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Так же изучите основные положения о негосударственных пенсионных фондах.

Скачать ФЗ 400

ФЗ 400 «О страховых пенсиях» претерпел следующие изменения:

  • по видоизмененному закону, размер пенсионных отчислений будет зависеть от набранных пенсионных коэффициентов (ПК) на протяжении всего периода трудовой деятельности, а также от общей стоимости ПК на момент оформления пенсии;
  • размер пенсии будет зависеть от окладной части за весь период работы;
  • закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентирует, что граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, смогут получать дополнительный пенсионный коэффициент (ПК);
  • теперь к страховым выплатам добавляют еще и ежемесячные фиксированные выплаты - 3935 рублей. Соответствующая сумма подлежит ежегодной индексации. Инвалиды, многодетные матери и ветераны будут получать повышенную фиксированную выплату. Ознакомиться и скачать ФЗ 400 с видоизмененными правовыми аспектами можно ;
  • пожилые люди, получающие пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. Главное условие в этом случае - размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Комментарии

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2017 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ должен подтверждаться комментариями, с которыми можно ознакомиться, перейдя .

Последние изменения 400 ФЗ «О страховых пенсиях»

С момента своего существования, ФЗ 400 о страховых пенсиях претерпел изменения. Последние были внесены 19 декабря 2016, которые вступили в законную силу с 01 января текущего года.

Изменения затронули отдельные положения соответствующего акта. Стоит отметить, что несмотря на нововведения, все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу.

Статья 8

В конце 2016 года, законодательство России дополнило 1.1 часть 8 статьи. Страховая пенсия по старости для лиц, которые замещают государственные должности РФ, а также должности госслужбы и должности городской службы, назначается по достижению ими соответствующего возраста, приписанного в приложении 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9

Соответствующая статья закона №400-ФЗ, которая рассматривает условия назначения страховой пенсии по инвалидности никаким изменениям не подвергалась. То есть право на получение страховки имеют лица, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы.

Статья 10

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Статья 12

В декабре 2016 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 15

Больше всех изменений в Федеральном законе 400-ФЗ претерпела ст 15. Нововведения касаются следующих частей:

  • 11 часть четвертого абзаца . Сумма индивидуальных пенсионных показателей теперь назначается в соответствии с законодательством России о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года ;
  • 12 часть первого абзаца. Коэффициент за полный календарный год, который засчитывает страховой стаж, предусматривается теперь пунктами 1, 6, 8 и 10 части 1 статьи 12;
  • 15.1 часть. 01 января 2017 вступает в силу назначение страховой пенсии по старости при возникновении права на данную пенсию, включая возраст, предусмотренный ст 8 части 1.1 рассматриваемого закона;
  • 18 часть. Изменилась величина индивидуального пенсионного коэффициента, а также сменилось законодательство, в соответствии с которым высчитывают сумму и размер страховых взносов;
  • 19 часть. При расчете максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, полагаться следует на законодательство России о налогах и сборах и на кодексы РФ об обязательном социальном страховании;
  • 24 часть. Норма, относительно страхового обеспечения по старости, регламентируется частью 1 или 1.1 статьей 8 закона 400.

Статья 17

Поправки в ст 17 закона №400-ФЗ в предыдущем году не вносились. Условия повышения установленной выплаты к страховой пенсии остались теми же, которые были прописаны в первоначальной редакции документа.

Статья 21

Последние изменения в 21 положении заносились 29 декабря 2015 года. На территории России, выплата страховой пенсии пенсионерам производится соответствующим органом, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ст 26.1 Федерального закона №400.

Статья 30

В новой редакции изменения коснулись периода работы, засчитываемого в стаж работы. Обязательные нормы устанавливаются .

Изучив последнюю редакцию документа, можно будет решить любой вопрос, касающийся страховых выплат. В акте представлены все поправки, дополнения и изменения, внесенные в редакцию закона №400-ФЗ.

С 1 января 2015 года в России, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты - нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

Граждане, которым трудовая пенсия уже назначена (будет назначена до 1 января 2015 года), пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере, т.е. размер получаемой пенсии не снизится. В соответствии с новым законом изменился размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии, с 01.01.2015 размер фиксированной выплаты страховой пенсии по старости на общих основаниях составил 3935 рублей, а с 01.04.2014 этот размер составлял 3910,34.

В соответствии с новым законом для приобретения права на пенсию старости помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) необходимо не менее 15 лет страхового стажа (в действующем законе требуется 5 лет) и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае несоблюдения указанных условий граждане могут приобрести право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении женщины - 60 лет, мужчины - 65 лет.
Следует отметить, что в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматриваются переходные положения:
- повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году (повышение будет производится ежегодно на один год, а именно: в 2015 г. - 6 лет; в 2016- 7 лет и т. д.);
- повышение минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятия «индивидуальный пенсионный коэффициент» и «стоимость пенсионного коэффициента».

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему, определяется как сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов работника за период его участия в солидарной пенсионной системе (то есть за те годы, в которых производились отчисления за работника в пенсионную систему).

Параметр стоимости пенсионного коэффициента (в совокупности с другими параметрами) должен позволять регулировать уровень пенсий с учетом следующих условий:
- обеспечение приемлемого уровня пенсий в реальном выражении;
- обеспечение приемлемого уровня пенсий по отношению к заработной плате (при соблюдении соответствующих условий по стажу, отчислениям в солидарную пенсионную систему, возрасту начала получен6ия пенсии);
- обеспечение сбалансированности солидарной пенсионной системы.

В соответствии с федеральным законом «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.

Стоимость пенсионного коэффициента рассчитывается как отношение планируемого в рамках бюджета ПФР объема планируемых средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов на страховую пенсию плюс трансферты федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в ПФР от снижения тарифов для отдельных категорий страхователей к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам (являющимся получателями пенсий, назначенных до 01.01.2015 г. и являющимся получателями пенсий с 01.01.2015 г.).

По состоянию на 01.01.2015 г. стоимость пенсионного коэффициента установлена в размере - 64 руб. 10 коп.

Стоимость пенсионного коэффициента каждый год будет расти, исходя из уровня роста цен в нашей стране, т.е. инфляции, и роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера. Предусматривается, что корректировка страховой пенсии и фиксированной выплаты по уровню инфляции будет производиться ежегодно с 1 февраля, а далее с 1 апреля - в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента.

Как указано выше, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется исходя из суммы годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Годовой пенсионный коэффициент - это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10:

* Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%.
Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование его страховой части пенсии будут направляться страховые взносы по тарифу 10%.
** Предельный годовой заработок (фонд оплаты туда), с которого работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, ежегодно устанавливается федеральным законом (в 2014 г. максимальный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы составляет 624 тыс. руб.).
*** Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования - 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов с систему обязательного пенсионного страхования идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по выбору гражданина, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10. В 2015 году этот показатель составит 7,39. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

В новых правилах расчета пенсии так же засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты (баллы), если в эти периоды гражданин не работал. Коэффициент за полный календарный год указанных периодов составляет 1,8.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет за каждым ребенком, но не более 6-и лет в общей сложности) также засчитываются в стаж, и за периоды ухода за каждым ребенком начисляются следующие коэффициенты:
- 1,8 за год ухода за первым ребенком,
- 3,6 за год ухода за вторым ребенком,
- 5,4 за год ухода за третьим или четвертым ребенком.

При расчете страховой пенсии определяется значение индивидуального пенсионного коэффициента путем суммирования всех годовых пенсионных коэффициентов, в том числе особых коэффициентов за социально значимые периоды. Далее полученный индивидуальный пенсионный коэффициент умножается на коэффициент за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста ((или возникновения права на пенсию (досрочно)) и стоимость годового пенсионного коэффициента.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Таким образом расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:
СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ х СПК) где:
СП - страховая пенсия в году назначения пенсии; ФВ - фиксированная выплата (с 01.01.2015 г. - 3935 руб. в месяц); ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии (по состоянию на 01.01.2015 г. - 64 руб. 10 коп.) КПВ - премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП).

По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.