Проделанная работа социально опасными семьями. Нетрадиционные формы работы с родителями. Связь школы с другими учреждениями
В контексте данной темы понятие «дисфункциональная семья», или семья группы риска используется для общего названия семей, неудовлетоворительно выполняющих основные функции – социализации и воспитания детей, а также семей с конфликтыми отношениями.
Основными причинами нарушения семенных функций являются: пьянство одного или обоих родителей; невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми, скандалы и драки родителей на глазах у детей; их асоциальное поведение; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; и т.д.
Особого внимания заслуживают семьи с прямым или косвенным десоциализирующим влиянием на своих детей.
Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, которые надежнее всего могут оказать сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних, участковые милиционеры, представители правоохранительных органов. По отношению к таким семьям неправомерно использовать идеологию «социальной услуги», действия субъектов профилактики должны быть «опережающими», обеспечивающими как защиту членов семьи, так и защиту общества от её негативного воздействия.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
В соответствии с ФЗ№120, регулирующим профилактику семейного и детского неблагополучия в РФ, профилактику подразделяют на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика, охватывает все семьи, особенно молодые, либо находящие в ситуации нормальных кризисов развития и включает:
Коррекцию нарушения детско-родительских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте;
Обучение молодых супругов основам грамотных взаимоотношений в семье, способам разрешения возникающих конфликтов и т.д.;
Обучение молодых родителей основам ухода за ребенком на различных стадиях его развития, правилам семейного воспитания, построению взаимоотношений в семье.
Вторичная профилактика распространяется на семьи, имеющие ранние признаки семейного неблагополучия:
Раннее вмешательство и коррекция клинико-биологических нарушений у ребенка (если они имеются);
Коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, помощь в определении четких семейных ролей;
Информационно-консультативная помощь отдельным лицам и семье на основе обращений отдельных членов семьи, и т.д.
Третичная профилактика проводится в отношении семей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, криминально-аморальных, алкогольных семей и семей, где выявлено жестокое обращение с детьми и отдельными членами семьи. Сущность этой профилактики заключается в том, чтобы защитить наиболее уязвимых членов семьи (обычно это дети) от разлагающего влияния неблагополучной семейной обстановки. Она может заключаться во временном изъятии детей из семьи или постановке вопроса о лишении родительских прав, о наказании родителей, не выполняющих родительские обязанности, проявляющих жесткость, и т.д.
В концептуальном плане среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, о принципах и нормах построения семейной жизни и воспитания детей, активное использование в этих целях средств массовой информации.
Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем к, примеру такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, нарушений семейной жизни, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями.
Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают выявление, изоляцию, обособление, реабилитацию отклонений в жизнедеятельности или поведении. Исторически первая реакция общества - подавить, запугать, уничтожить нарушителей порядка. Когда же общество пресытилось пытками, виселицами, кострами и т.п., стало закрадываться сомнение в эффективности наказания, репрессий, что привело к мысли о приоритете предупреждения преступлений и иных антиобщественных явлений (Ч. Беккария, Ш. Монтескье, др.). Идея превенции нежелательных для общества явлений была значительным шагом вперед по сравнению с концепцией мести.
Общая модель профилактической работы с семьями группы риска включает следующие этапы:
выявление дисфункциональных семей;
изучение и диагностика их проблем;
разработка планов и программы работы с семьей;
реализация разработанной программы;
мониторинг семьи, оказание поддержки и сопровождения в преодолении жизненных трудностей.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Индивидуальная профилактическая работа
с семьей несовершеннолетнего....
Наставник: Иванова Е.Ю.
УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,
находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети
МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ
Дата выявления __________________________________________________
(число, месяц, год)
Сведения о членах семьи
№ пп | Фамилия, имя, отчество | Число, месяц,
| Адрес проживания | Место работы, учебы |
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.
Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)
Характеристика семьи
Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.
Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.
Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.
Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.
Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.
Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.
ПЛАН
с семьей Ж.
на 2016 - 2017 уч. год.
Мероприятие (вид деятельности) | Цель | Дата проведения | Ответственные |
|
Посещение семьи | Обследование ЖБУ проживания семей | 2 раза в год | кл.руковод-ль |
|
Организация профилактических бесед по темам: - «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»; - « Духовно - нравственный климат семьи»; - «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии» | Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями | Ноябрь апрель | кл.руковод-ль |
|
Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями». | Профилактика конфл.ситуаций | Январь | кл.руковод-ль |
|
Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска | Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей | Во время каникул | кл.руковод-ль |
|
Проведение цикла бесед с родителями: - «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»; - «Особенности общения с ребенком»; - «Стили семейного воспитания»; - «Здоровье родителей - здоровье детей»; - «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»; - «Мой ребенок становится трудным…»; - «Эстетическое воспитане ребенка в семье». | Психолого-педагогическое просвещение | В течение года | кл.руковод-ль |
|
Приглашение родителей на школьные мероприятия | Привлечение родителей к участию внешкольной жизни | По плану ВР | Кл. руковод-ли |
Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.
Патронажный журнал
индивидуальной профилактической работы
с семьей.....
Профилактическая работа с семьёй школьника
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Основные нормативно-правовые документы
Работа осуществляется на основе:
Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Ф3 РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ № 87 «Об ограничении курения табака», законы и постановления Мурманской области.
Принципы деятельности профилактической работы
Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип позитивного восприятия и принятия личности;
- принцип конфиденциальности.
Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:
- по составу и структуре;
- по материальной обеспеченности;
- по жилищно-бытовым условиям;
- определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
- определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
- выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
- выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.
После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.
Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.
Формы профилактической работы
В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:
- профилактическая беседа с учениками и родителями;
- посещение уроков с целью наблюдения;
- вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
- привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
- посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
- с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
- социально-педагогическое консультирование;
- классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
- сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
- информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);
- радиопередачи;
- организация конкурсов рисунков («За здоровый образ жизни» и др.);
- сочинений;
- выпуск школьных газет, бюллетеней;
- привлечение преподавателя физической культуры, организуются различные мероприятия («Весёлые старты» и др.), преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, биологии;
- в школе организован совет «Охраны здоровья» (проводит акции, например: «Нет курению: замени сигаретку на конфетку»);
- совет профилактики.
Связь школы с другими учреждениями
Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:
- отделение по делам несовершеннолетних;
- комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
- дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
- центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
- центр планирования семьи г. Мурманска;
- центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
- областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
- Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
- комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.
Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей;
физические недостатки, патологии самих родителей;
физические недостатки, патологии ребенка;
психические растройства одного из родителей;
психические заболования ребенка;
алкоголизм, наркомания и т.п.;
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
гиперопека ребенка;
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
языковый барьер (двуязычие).
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
конфликты в семье.
низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия;
низкая предметная обеспеченность.
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
юридическая некомпетентность.
Социально-медицинские:
Социально-педагогические:
Социально-психологические:
Социально-экономические:
Социально-юридические:
Этапы работы с семьей:
Диагностика проблем семьи.
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
Содействие в получении социальной помощи.
Диагностика результатов работы.
Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи:
повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы применяемые в работе с семьей:
повышение пристижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
социальное партнерство всех служб;
изучение и распространение новых технологий;
профилактика проблем.
Методы:
патронаж
беседа
диагностика
консультирование
занятия
тренинг
информационность
просвещение
Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Таблица №1
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
ПЛАН
работы с неблагополучными семьями
Мероприятия
Сроки
Сверка и списков.
сентябрь
Обновление картотеки.
в течение года
Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей.
в течение года
Рейды по неблагополучным семьям
в течение года
Подготовка материала на КДН и ЗП
по необходимости
Постановка и снятие с ВШУ
в течение года
Приглашение на заседания Совета профилактики.
в течение года
Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики.
в течение года
Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями.
в течение года
Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе)
в течение года
Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Социальный педагог
МБОУ «Тигильская СОШ»
Кутова Наталья Анатольевна
Жизнь любого человека начинается с семьи.
Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно
идентичных
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.
С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Основными критериями при определении семей этой категории являются
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .
Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.
К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Признаки социального неблагополучия у обучающегося
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
- Неумеренный аппетит
- Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
- Привлечение внимания любым способом
- Чрезмерная потребность в ласке
- Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
- Трудности в обучении
Признаки Физического насилия в семье
- Боязливость ребенка
- Сосание пальца, раскачивание
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращение с животными
- Стремлении скрыть причину травм
Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).
- 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
- 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
- 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
- 4 этап. Школьный Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
- 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
- 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете
Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.
4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают общеобразовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.
6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.
Совместная работа со специалистами этих служб.
Заключение
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.