Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье и здоровый образ жизни  /  Учение о породе. Происхождение собак, японские аборигены акита и сиба-ину

Учение о породе. Происхождение собак, японские аборигены акита и сиба-ину

  • РН МКФ - 43.
  • Высота в холке: желательно кобели - 43,2 см, суки - 40,6 см. Вес: желательно кобели 11 кг, суки 9,5 кг.
  • Окрас: черно-белый, рыже-белый, тигровый, черно-белый с подпалом.
  • Родина: Великобритания (Центральная Африка, Конго).
  • Примитивная домашняя собака. Она незаменимый помощник на охоте, где работает в своре, загоняя дичь в сети. Басенджи не лает, а свои ощущения выражает рычанием, горловыми звуками и коротким «пфф». От собаки не исходит никакого запаха. Это умная, способная, всегда веселая, но не надоедливая собака. Требует к себе хорошего отношения и понимания, не терпит грубости.

Мексиканская голая собака / Ксолоицкуинтли

  • РН МКФ - 234
  • Разновидность: стандартная, средняя, миниатюрная.
  • Высота в холке: стандартный 46-59 см, средний 36-45 см, миниатюрный - до 35 см. Вес стандартный 11-18 кг, средний 7-14 кг, миниатюрный 2-7 кг.
  • Окрас: черный, антрацитовый, серый, печеночный, бронзовый, розовый или шоколадный, золотисто-желтый, пятна допускаются.
  • Родина: Мексика.
  • Идеальная домашняя собака. Они подвижны, спортивны и выносливы. Собаки этой породы радостные и разумные, беззаветно преданы своим хозяевам, легко поддаются воспитанию. Всегда внимательны, готовы защитить, к чужим равнодушны или дружелюбны, но без агрессии и трусости. Это элегантные собаки двух видов - «бесшерстный» и «шерстяной».

  • РН МКФ - 310.
  • Разновидность: малая, средняя, большая.
  • Высота в холке/вес: малая - 25-40 см/4-8 кг; средняя - 40-50 см/8-12 кг; большая - 50-65 см/12-23 кг.
  • Окрас: черный, графитово-черный, серовато и синевато-черный, любой оттенок серого, от темного до светлого розовато-желтого с пигментированными (розовыми) пятнами или без них.
  • Родина: Перу.
  • Это живая, добрая собака, которая не любит чужих, очень хорошо сложена, любящая бегать, бдительная, готовая к обороне, любимец семьи. Раньше этих собак называли «лунный цветок орхидеи инков» и они были священными.

  • РН МКФ - 248.
  • Высота в холке: кобели - желательно 56 см, суки - желательно 53 см. Вес 18-27 кг.
  • Окрас: насыщенный коричневый с белыми отметинами или без них.
  • Родина: Мальта.
  • Хорошая охотничья собака и в то же время семейная. Собака-компаньон. Обладает своенравным характером, живая, зачастую шумная, бдительная. Привязана к своим, к чужим относится настороженно. Очень чистоплотная.

Представленная собака бульдог выполнена из ткани в технике кофейных игрушек. Что же это за техника? Пошив кофейных игрушек напоминает изготовление всем известных Тильд, с одним отличием – у тильдовых обработка ткани специальными кофейными растворами происходит ДО изготовления, а у кофейных – во время изготовления и после. Кофейный раствор (пропитку, грунт) каждый мастер готовит по-своему, кто-то заваривает молотые кофейные зерна, кто-то растворимый кофе, также, как и пропорции воды, кофе и клея ПВА у всех могут быть разные.

На заметку! Новый год 2018 пройдет под знаком желтой (коричневой) собаки, а значит кофейные собаки будут актуальны весь этот год. Больше идей по изготовлению собачек см. на нашем форуме в разделе: .


В данном мастер-классе мы расскажем и покажем, как сшить кофейную собаку-примитив. Почему примитив? Потому что для шитья мы выбрали самую простую и примитивную выкройку, которую можно самостоятельно нарисовать на листе бумаги от руки (также дополнительно в конце статьи размещены несколько вариантов выкроек собачек-примитивов, воспользовавшись которыми, можно нашить много разных кофейных игрушек), выкроить из ткани 2 детали и сшить по контуру. Работа хоть и очень простая, но творческая и интересная!

Для работы потребуются материалы:

  • плотная белая ткань;
  • иголка с ниткой;
  • ножницы;
  • наполнитель;
  • колечко и шнур для подвески;
  • клей ПВА;
  • широкая кисточка;
  • пакетик растворимого кофе;
  • простой карандаш;
  • гелиевая чёрная ручка;
  • лак для ногтей белого, чёрного и прозрачного цвета;
  • масляная пастель коричневого тона;
  • любая ленточка в 1 см для банта.

Как сшить собаку-примитив в технике кофейных игрушек

А начинаем работу с выкройки самой собачки. Её величина зависит от вашего желания.


По готовой форме собачки, рисуем карандашом на ткани, сложенной в два слоя. По контуру делаем строчку. Можно прострочить на швейной машине, а также зашить иглой с ниткой швом «вперёд иголка». Только в любом случае нужно оставить свободным отверстие для выворачивания. И когда всё прошито, нужно вырезать по контуру фигуру, оставляя припуск от проложенной строчки. А у свободного отверстия лучше добавить больше припуска.

Затем станем выворачивать изделие на лицевую сторону любым удобным способом. Хорошо разравниваем все внутренние уголочки.

Теперь переходим к формированию игрушки. Любым доступным наполнителем набиваем собачку достаточно плотно.

Теперь пришло время для приготовления кофейной грунтовки. Для этого в небольшую ёмкость высыпаем кофе из пакетика, добавляем 6 столовых ложек тёплой воды, хорошо размешиваем. Затем добавляем 5 ложек клея ПВА, и опять размешиваем до однородной массы. По желанию можно в эту смесь добавить порошок ванилина и корицы.

И дальше покрываем всю игрушку кофейной грунтовкой, подвешиваем для полной просушки. А на сухой игрушке на месте, где была нить для подвешивания, крепим маленькое колечко и в него продеваем шнурок 23 см длиной.

Затем переходим к обработке сухой собачки. Сначала карандашом рисуем контуры на мордочке. Глаза, нос, щёки, намечаем хвост.

Теперь будем прорисовывать тёмные места. Возьмём масляную пастель, можно коричневый акварельный карандаш. Этим тоном проходим по всему контуру игрушки. Затемняем дополнительно весь хвост, одно ухо и мордочку. Карандаш остаётся заметным контуром на ткани.


Пастель нужно аккуратно растереть сухой кисточкой или ватной палочкой для плавного перехода по ткани. И лишь потом чёрной ручкой усиливаем контуры от карандаша.


Настало время поработать над глазками. Вариантов несколько. Можно нарисовать сразу чёрным лаком для ногтей. Ещё попробовать сначала наметить ручкой, а затем покрыть прозрачным слоем лака. Не забываем о носике, его также нужно обработать.


Для придания живого взгляда рисуем белым лаком блики – точки на глазках и носике. Остаётся лишь пришить бантик, сделанный из тонкой ленточки. И на этом кофейная собачка будет выполнена.

Простые выкройки кофейных собачек-примитивов:

У японцев есть пословица: «Если Вы любите цветок, то полюбите и горшок, в котором тот растет». Если мы любим наших четвероногих домашних питомцев: собак, кошек, лошадей и всех тех, кого приручили, мы будем постоянно стремиться узнать как можно больше обо всем, что с ними связано, чтобы понять, о чем говорят заглядывающие в душу глаза, которые ловят каждое наше движение.

Почти все аборигенные японские породы собак по типу относятся к шпицам. Исключение составляет только , которая не считается полностью аборигенной породой. Как пишет Барбара Буйе (Barbara Bouyet) в книге «Акита – сокровище Японии», большинство японских пород собак являются шпицами или «северными собаками» и имеют сходные физические характеристики: небольшие стоячие уши, хвост, свернутый колечком на спине, короткую «двойную» шерсть (с жесткими покровными волосами и густым подшерстком) и голову в форме треугольника.


Различия между ними незначительны и касаются размера, цвета шерсти, области их использования и других дополнительных характеристик. В самой Японии из-за такого большого сходства местные породы собак подразделяют на три группы:

Крупные – ,
среднего размера – кай, кишу, айну и шикоку,
мелкие – сиба.

Названия большинства японских пород восходят к конкретным районам и областям Японии, откуда они происходят: префектура Акита на острове Хонсю, провинция Тоса (прежнее название префектуры Коти) на острове Сикоку (прежнее написание в старой русской орфографии Шикоку), острова Хоккайдо и Сикоку. Единственная порода, которая не соотносится с определенным районом Японии – это сиба-ину. В названии японских собак вторую часть составляет «ину» (иногда его синоним «кен», как в прежнем названии «хоккайдо-кен», которое заменили на «хоккайдо-ину» в 1937 г., эта порода также известна как «айну-кен» или просто «айну») – японское слово, означающее "собака". Таким образом, названия японских пород означают «собака из Акиты», «собака из Коти», «собака из Шикоку» и т.д.

Первоначально как акита-ину, так и тоса-ину были чистокровными японскими аборигенными собаками, но впоследствии их скрестили с западными породами собак. Строго говоря, в настоящее время их нельзя считать чистокровными аборигенными японскими породами (особенно тоса-ину). Японский хин, японский шпиц и японский терьер не считаются аборигенными японскими породами. В 1928 г. была основана «Организация по сохранению японских собак» (Nihon Ken Hozonkai, сокращенно Nippo), признанная японским правительством как официальный орган, который занимается сохранением аборигенных японских собак, спасением их от вымирания. Первую выставку собак эта организация провела в 1928 г. В 1931 г. семь из десяти японских пород были объявлены в Японии национальными природными памятниками.

В годы Второй мировой войны количество собак аборигенных японских пород резко сократилось. В послевоенные годы, благодаря энтузиазму любителей и работе различных обществ по сохранению японских собак, удалось восстановить довоенное поголовье. В 1948 г. был создан Японский кинологический клуб (Japanese Kennel Club (JKC)), признанный японским правительством как «объединенная ассоциация для всех пород собак», который совместно с Nippo осуществляет деятельность по сохранению аборигенных собак Японии. Японцы очень ценят аборигенные породы собак, так как считается, что они обладают особыми качествами, которые ассоциируются с концепциями силы духа, послушания, преданности, храбрости и чувства собственного достоинства.

Темперамент японских собак отличается спокойствием, продуманностью действий и тактичностью. Их почти треугольной формы глаза с поднятыми внешними уголками глубоко посажены, что предполагает «дух, пылающий внутри». Другой отличительной чертой большинства аборигенных японских пород является их «молчаливость»: они лают только тогда, когда «есть о чем полаять». Это объясняется тем, что их разводили специально как охотничьих собак. Вместе с тем японские собаки очень нуждаются в постоянном человеческом обществе: щенки должны воспитываться в доме, а взрослых собак нельзя содержать на «заднем дворе», так как при этом у них развиваются личностные проблемы и их поведение может причинить очень большой ущерб. Японские собаки должны постоянно находиться в своей «человеческой семье», а изоляция их от владельца и членов его семьи вызывает у них большой стресс, что также объясняется долгой историей создания этих пород.

Древнейшие породы собак

В 2004 г. в статье «Генетическая структура чистопородных домашних собак» (Heidi G. Parker et al., «Genetic Structure of the Purebred Domestic Dog», “Science”, May, 2004) были опубликованы результаты генетических исследований 85 из 167 пород, зарегистрированных Американским кинологическим клубом (American Kennel Club), которые были проведены группой ученых под руководством Хейди Паркер. В результате этих исследований было установлено, что у некоторых, хотя и географически удаленных друг от друга, пород не произошло замещения определенных элементов генетической структуры, характерных для волка. Эти результаты подтвердили предположения некоторых ученых о том, что в древности ранние собаки-парии, происходящие из Азии, вместе с кочующими группами людей мигрировали как на юг Африки, так и на север, в Арктику.

В эту группу вошли северные породы, которые фенотипически напоминают волка – такие как аляскинский маламут и сибирская хаски. Они показали наибольшую генетическую близость к волку, который является непосредственным предком домашних собак. «Собаки из этой группы могут считаться лучшими представителями предкового генного пула собак» – говорится в статье. Таких пород среди исследованных оказалось 14. В эту генетическую группу вошли: басенджи (Центральная Африка), салюки и афганская борзая (Средний Восток), тибетский терьер и Лхаса Апсо (Тибет), чау-чау, пекинес, шарпей и ши-тцу (Китай), аляскинский маламут, сибирский хаски и самоедская собака (Арктика), акита и сиба-ину (Япония). Ученые также отметили, что всего в мире насчитывается около 400 пород собак, а исследовано было только 85, поэтому не исключено, что в ходе дальнейших исследований будет установлено, что существуют и другие древние породы собак.

Примитивные собаки

Любителям японских аборигенных пород, таких как акита и сиба-ину, известно, что их относят к так называемым примитивным породам собак.

Международная кинологическая федерация (FCI) классифицирует в качестве примитивных пород все северные породы собак, европейского и азиатского шпицев, некоторые породы борзых и тайского риджбека. В пятой секции 5-ой группы, которая озаглавлена «Европейские и азиатские шпицы», перечислены такие породы как: китайский чау-чау, немецкий евразиер (ойразиер), корейский джиндо, семь японских пород – акита, хоккайдо, японский шпиц, кай, кишу, сиба и сикоку, а также, в качестве «предварительно принятого», тайваньская собака (формосанская горная собака или просто формосан). Примитивные или аборигенные собаки – это псовые, которые сохранились в приближенной к первоначальной форме и эволюционировали без или при небольшой степени человеческого вмешательства. Они распространились по миру с древнейшими людьми, колонизировавшими новые земли, но при этом сохранили слабую связь с человеком. Во всех странах примитивные собаки имеют схожую, типичную морфологию, известную как «устоявшийся морфотип собаки-парии » (long-term pariah morphotype) – это строение тела, которым изначально обладало большинство других форм собак.

Для аборигенных собак характерна схожая с волком или лисицей внешность: голова в форме клина с сужающейся мордой, миндалевидной формы глаза, стоячие уши для оптимального улавливания звука и, возможно, регуляции температуры тела, а также длинный изогнутый хвост. Примером такого типа собак является австралийская собака динго, которая была завезена на австралийский континент из Юго-восточной Азии около пяти тысячелетий тому назад. Большинство примитивных собак имеют общие характеристики, обычно отсутствующие у пород домашних собак. У примитивных собак – единственный эстральный цикл в год, происходящий в пределах определенного сезона. Эти собаки издают характерные воющие звуки. Во время охоты примитивные собаки используют набор ощущений, получаемых всеми органами чувств, данными им природой для поиска добычи, так же, как это делает волк.

Они очень бдительны, и, если их содержат как домашних собак, обычно предупреждают хозяина о приближении постороннего задолго до того, как это почувствуют другие домашние собаки. Несмотря на столь выдающиеся качества, примитивные собаки часто считаются у себя на родине вредителями и лишены защиты, в то время как их перепись и регистрация, а также ведение племенных книг и регистров могли бы обеспечить защиту этих генетически уникальных пород от уничтожения и ассимиляции в популяциях бродячих и породистых собак. Там же, где человек оценил их уникальность и проявил заботу, собаки из аборигенных популяций собак-парий послужили основой для создания пород домашних собак, которых разводили в неволе в условиях, контролируемых человеком. Примерами таких пород являются басенджи или африканская нелающая собака, израильская ханаанская собака, корейская собака джиндо или хиндо, а также некоторые формы аборигенных японских пород, такие как акита-ину и сиба-ину, которые были признаны международными кинологическими организациями.

Острова, заселенные богами

Японию часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется не только ее географическим положением. Древнейшие письменные памятники Японии – «Кодзики» (переводится как «Записи о деяниях древности») и «Нихон Секи» (буквально переводится как «Записанные кистью анналы Японии») были записаны в VIII веке. В них, кроме исторических хроник, рассказывающих о событиях III-VIII вв., содержатся космогонические мифы.

Эти мифы рассказывают о сотворении Японских островов, которые в хрониках называются «страна Ямато» (переводится как «великая гармония, мир») – самоназвание Японского государства в период написание хроник, о Ками – духах, духовных сущностях, присущих природе и всему живому, о богах-прародителях и легендарных предках японского народа. Хроники свидетельствуют о том, что в Японии до эпохи Ямато был распространен культ богини Солнца. В мифах о боге творения Идзанаги и богине творения и смерти Идзанами рассказывается о том, что, заключив божественный союз, они создали восемь островов. После ухода богини Идзанами в Подземное Царство и ссоры божественных супругов богом Идзанаги были порождены новые боги, первой среди которых является богиня Солнца Аматэрасу Омиками (переводится как «великое августовское божество, озаряющее небеса») – легендарная прародительница японского императорского рода, мать легендарного правителя Японии, Ниниги, прапрабабка первого японского императора Дзимму, которая заселила Японские острова своими потомками. Так объясняется происхождение Японии и ее народа в японской мифологии. А как это происходило согласно научным данным?

Японский архипелаг был заселен людьми в конце Ледникового периода в эпоху японского палеолита, которая началась примерно 100.000 лет назад и завершилась 16.000 лет назад. В этот период Японский архипелаг не был цепью островов, так как все острова соединялись между собой, южный остров Кюсю соединялся с Корейским полуостровом узким перешейком, а северный остров Хоккайдо соединялся с Сибирью. В результате потепления примерно 6.000 лет назад (IV-II тыс. до н.э.) и таяния ледников уровень воды в Мировом океане поднялся на 5-6 м, и территория Японии стала островной.

Пока точно не известно, откуда первые люди пришли на Японский архипелаг, однако установлено, что они являются предками современного народа айну, который в древнейшую эпоху населял весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную часть Камчатки. Первые европейцы, увидевшие айнов в XVII веке, были поражены тем, что внешне айны были похожи на них самих. В отличие от большинства жителей Японии, которые были представителями монголоидной расы с желтой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы.

Древнейшие каменные орудия труда, обнаруженные на территории Японского архипелага, датируются 50-40-ым тыс. до н.э., но основная часть обнаруженных – 35-ым тыс. до н.э., и это считается временем заселения японских островов. В XIV-X тыс. до н.э. на Японском архипелаге возникла культура Дземон – условное название периода в истории айнов, который длился с XIV до IX в. до н.э. Период дземон-дзидай, что переводится с японского как «след от веревки», – «эпоха веревочного орнамента». Он получил название по орнаменту на глиняных сосудах и фигурках, который наносили с помощью веревки, намотанной на деревянную палочку.

Люди эпохи Дземон создали первые в мире керамические изделия, время создания которых было определено с помощью радиоуглеродного анализа, показавшего, что они были изготовлены приблизительно 16.000 лет назад, т.е. на две тысячи лет ранее, чем керамика, обнаруженная в Месопотамии. Хотя основным занятием людей культуры дземон были охота и собирательство, производство и употребление глиняных горшков, которые использовали для приготовления и хранения пищи, предполагает ведение оседлого образа жизни. Появление керамических изделий считается признаком начала эпохи неолита, поэтому, согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дземон соответствует неолиту. Несмотря на оседлый образ жизни этих племен, они только переходили к занятию примитивными формами сельского хозяйства, жили небольшими родовыми группами, а их поселения в основном расположены в районе морского побережья и по берегам рек на большом удалении друг от друга.

В конце эпохи Дземон на Японские острова прибыло несколько скотоводческих и земледельческих племен из Центральной Азии. Они говорили на алтайских языках и стали предками современных корейцев и японцев. На смену периоду Дземон в японской истории пришел период Яей (от японского яей дзидай), который, согласно новым методам исследований, датируется IX в. до н.э. – III в. н.э. По археологической периодизации стран Западной Европы период Яей соответствует бронзовому и железному векам. Условно назван «Яей» по названию населенного пункта рядом с Токио, где в 1884 г. была обнаружена керамика нового стиля, отличного от керамики цивилизации Дземон.

С появлением на архипелаге культуры Яей здесь стали развиваться заливное рисосеяние (привнесенное из устья реки Янцзы), использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Культура Яей распространилась на восток, но ей не подверглись острова Окинава и Хоккайдо, где сохранились традиции культуры Дземон, что послужило основой для развития социальной жизни айнов. Тремя основными символами культуры Яей являются бронзовое зеркало богини Солнца Аматэрасу, бронзовый меч и царская каменная печать.

Считается, что собаки прибыли на Японские острова вместе с людьми по двум регионально отличающимся направлениям. Первую группу составили собаки, которые пришли с предками айну – людьми культуры Дземон из южного Китая и Тайваня по цепи островов Рюкю. Вторая группа собак пришла из северо-восточной Азии через Корею вместе с людьми эпохи Яей. Современные аборигенные собаки Японии являются далекими потомками собак этих двух групп.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

Сами признаки заводских пород, отличающие их от оригинального дикого типа, во многих случаях есть не что иное, как биологические аномалии. Излишества в анатомических и внешних морфологических отклонениях ставших своего рода торговыми марками некоторых заводских пород собак, имеют свою цену в форме неудобства, а иногда даже выживаемости собаки и должны компенсироваться заботами ее владельца. Кроме этого, их общая приспособленность и здоровье ослаблены длительным существованием под довольно регулярным ветеринарным надзором, что поколениями сохраняло генетически не совсем полноценных животных.

Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств: их движения и бег экономичны, точны, хорошо координированы и легки, как у диких псовых. Это всегда поддерживалось строгим, хотя и бессознательным отбором.

Другие черты их совершенства включают полный набор крупных симметрично расположенных и крепких в течение жизни зубов, чем редко могут похвастать многие популярные заводские породы. У них большая потенциальная продолжительность активной жизни, врожденный иммунитет и большая сопротивляемость к местным болезням, передаваемым клещами и кровососущими насекомыми и даже иммунитет или толерантность к клещам, блохам и глистам; большая выносливость во время работы на охоте, в нартах или при пастьбе и охране стад в тяжелых климатических условиях. Им требуется меньше пищи, потому что их пищеварение более эффективно.

В тех местах мира, где аборигенные собаки исторически используются для работы, они работают от души. Лучше всего они делают то, для чего они были приспособлены в стране их происхождения, в родной или иной сходной обстановке. На охоте, в нартах, охраняя дом или стада, они не нуждаются в регулярно даваемом поощрении. Более того, они часто остаются подолгу голодными, но не бросают работать. Энтузиазм работающей примитивной собаки объясняется тем, что для них сам процесс работы с участием хозяина и есть их лучшее вознаграждение.

Во время охоты примитивная собака использует весь набор чувств, данный ей природой, чтобы быстрее найти дичь, как это делал бы волк. Имея дело с большим и опасным животным, такая собака должна соразмерять свою храбрость со степенью опасности. Иначе она будет быстро убита или искалечена и ее хозяин может лишиться своего помощника, а небогатый владелец не может позволить себе держать стаю собак.

К сожалению, примитивные собаки начали заменяться заводскими породами и исчезать сначала в городах, затем в отдельных странах и, наконец, к середине двадцатого века их вымирание ускорилось во всемирных масштабах.

Рост популярности заводских пород объясняется еще и тем, что они легче контролируемы и удобнее для содержания в густо населенных местах. Аборигенные породы все более оттеснялись на периферию, в глушь, где население реже. Но проходит время, и прибывающие люди привозят новых собак и туда. Везде, где собак держат по старинной традиции, позволяя им бродить и спариваться бесконтрольно, аборигенные породы, смешиваясь с импортированными заводскими породами, теряют свою специфичность и таким образом перестают существовать как таковые.


В некоторых географических районах вымирание аборигенных собак происходит и в результате изменений в образе жизни коренного населения. Например, ездовые собаки эскимосов одни из лучших в мире, но они почти вымерли, потому что они стали им больше не нужны. Современные эскимосы теперь не живут в иглу построенных из глыб льда, а в теплых стандартных домиках с электричеством. Сейчас канадская эскимосская собака признана официально как чистокровная порода. Ее используют для спорта или для семейного хобби езды в нартах. Канадцы знают цену качествам аборигенных собак и твердо намерены их сохранить как ездовую породу.

К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.

Аборигенные собаки представляют большую ценность для всех любителей собак как уникальные творения природы и человека. В наше время, когда они становятся редкостью, любители проявляют к ним все больше интереса. Их ценят по разным причинам. Есть большая категория людей движимых романтическим «зовом предков», мечтой о простой независимой жизни как «в старое доброе время» и нетронутой природе. Их привлекает неискаженная внешность и характер аборигенных собак. Есть и другая важная категория любителей таких животных. Это те, кто ценит аборигенных собак как раз за их рабочие качества. Им они нужны для охраны овечьих стад от волков и койотов, для охоты или для езды в нартах. Есть люди, которых аборигенные собаки привлекают тем, что это собаки их предков, часть национального наследия. Современного ценителя аборигенных собак больше не смущает присутствие в них волчьих черт. Наоборот, они скорее ценят их именно за это. Волчьи черты лаек – важная часть их первобытной красоты. Это их, так называемая, «звероватость».

С целью объединения усилий любителей аборигенных собак в 1999 году Джанис Колер-Мацник было организовано Общество по сохранению примитивных аборигенных собак (PADS – Primitive Aboriginal Dog Society).

Россия – страна самая богатая ценными аборигенными собаками, включающими лучшие в мире охотничьи, ездовые и пастушьи породы. По злой исторической иронии Россия, будучи родиной самых лучших и многочисленных ездовых аборигенных собак, пропустила развитие растущего во всем мире спорта езды на собаках, запряженных в нарты. Хуже того, в советское время проводилось систематическое истребление аборигенных собак севера, свидетельства чему есть во всех регионах, где эти собаки существовали. Еще не поздно найти и восстановить то, что сохранилось. Не так давно широкой публике стало известно, что еще сохранились аборигенного типа чукотские и камчатские лайки. Можно ли еще найти и восстановить на ее родине уникальную амурскую лайку? Есть ли еще где-либо в живых быстрые коренные охотничьи лайки манси? А где те исключительно способные «лисоподбные» охотничьи лайки эвенков? Сколько оленегонных лаек старого аборигенного типа еще гоняют оленей? Аборигенные кавказские овчарки, среднеазиатские овчарки, тазы и тайганы представляют собой уникальные породы и нельзя допустить, чтобы они были потеряны.

PADS решило открыть в России свое отделение, что бы дать реальную возможность всем людям, заинтересованным в сохранении аборигенных собак устанавливать контакты друг с другом, обмениваться мнениями, опытом и координировать усилия по отысканию, спасению и, если возможно, восстановлению аборигенных пород на территории России.


Если говорить о характерных чертах примитивных собак, то в первую очередь хочется выделить признаки их экстерьера и поведения. Примитивные собаки, или аборигенные отличаются сухостью, поджаростью, но не такой как у уиппета и всех борзых. Борзых человек создавал целенаправленно для быстрого, молниеносного бега. Это отменные бегуны, резвые и страстные в большей своей части. Их «вежливость», которую П. Мачеварианов характеризует как: «не соблюдение светских приличий, но то качество, когда она (собака) послушна - повинуется свисту и голосу охотника, не бросается ни на людей, ни на собак, ни на других домашних животных, несмотря на то, что азартна, жадна и злобна на дикого зверя» (Мачеварианов, 1876 (2006)), культивировалась параллельно со скоростными качествами. Аборигенные собаки не таковы. Посмотрите и пообщайтесь с тайским риджбеком, мексиканской голой собакой или фараоновой собакой! Это никаких признаков тяжести экстерьера как у молоссов, но и не с такой линией верха как у борзых. Это отстраненные собаки. С холодным темпераментом. Новичкам лучше не заводить таких собак. Лучшим правилом для их выращивания служат: Любовь, Терпение и Прощение. Так называемая «социализация» с аборигенами это не глупое знакомство со всеми в разных условиях, а точное понимание того, что искусственный отбор этих собак обошел. Другими словами, они жили возле человека с традиционными взглядами на жизнь, природу, религию. Отбор был. Но в первую очередь на жизнеспособность, витальность, стойкость к климату. Это те собаки, которые участвовали в древних ритуалах, эзотерических действах. Социализация это не накопление суммы знаний, не накопление опыта. Это строгое соответствие иерархии инстинктов стабильным факторам среды. Форма стабильности задается селекционерами. Если селекционер - человек из традиционного сообщества, то из века в век выращивание, кормление, лечение, общение, ритуальные мистификации принимают характер функционирования наследственных координаций. А как мы знаем, адаптивны только те формы поведения, включая научение, которые наследственно модифицируемы (Лоренц, 1973 (1998)).

Настороженность аборигенных собак - это их сущность. Их малоэмоциональность, но не такая как у чау-чау или японских акит, - то же самое! Примитивы малозвучны, молчаливы, но с богатыми обертональными красками в голосе в случае выказывания хозяину подчинения или просьбами дать еду, пойти гулять или при нападениях на разных животных. Их органы чувств «заострены» и «подточены» самой природой. Те полудикие условия проживания рядом с традиционными сообществами человека и создавали из века в век неприхотливую в климатическом плане собаку. Их кровеносная система особо адаптивна. Иммунная система достаточно сильна. В крови повышенное содержание (по сравнению с культурными, английского происхождения породами) эритроцитов, число осажденных эритроцитов и уровень гемоглобина (Kimura et al., 1992). Ушная раковина у всех аборигенов как у диких животных. Она высоко поднята над черепной коробкой. Ухо формы равнобедренного треугольника. В раннем онтогенезе, проблем с поднятием уха, т.е с переходом гиалиноого хряща в твердую форму, не наблюдается (по сравнению, например, с ризеншнауцерами, либо с любыми породами с типом конституции: грубый, рыхлый). Свойство вислоухости и связанной с ней депигментации (наличие белых пятен) и появления «шакальего подхалимства» свойственно для одомашненных форм. В процессе «ломки» поведения, морфо-физиологические изменения, указанные выше, проявляются у всех млекопитающих, от мыши до лисицы (Беляев, 1981). Так же мной в диссертации было показано изменение поведения у дикой водяной полевки (Arvicola terrestris L.) с наличием белых пятен (Брагин и др., 2002). Эти звери были менее агрессивны в тестах парного ссаживания и более игривы, а также значительно чаще проявляли разного типа обонятельные контакты, по сравнению с непятнистыми полевками. Причем, данные были получены как на особях рожденных в естественных условиях, так и в условиях вивария ИСиЭЖ СО РАН. Как я уже говорил, настороженность поведения аборигенных форм собак - базовая этологическая особенность. В чем же заключается эта настороженность? В чем её адаптивная значимость? ЗАЧЕМ она им? Приведу три примера. Это наблюдения за породными различиями в естеcтвенных условиях (никакого эксперимента) за мексиканской голой собаки стандартного размера и цвергшнауцером. Оба кобеля принадлежат мне.

1 случай. Мы гуляем в академгородке Новосибирска вечером весной. Как всегда собаки не на привязи. Гуляют свободно. Проходим мимо ресторана. На его крыльце какой-то мужчина. Собаки пробегают мимо рысцой. Вдруг, он подскальзывается и резко подпрыгивает и чуть не падает удерживаясь с трудом на ногах. Каково же было поведение собак двух противоположных по происхождению пород? Одна - абориген, вторая - культурная немецкая порода, берущая свое начинание с 19 века от дворняги западных земель Германии - миттельшнауцера. Абориген ТАК отскочил!!! Скорость отскока огромная. За долю секунды он отлетел на 10 метров и остановился молча в настороженной позе ожидая дальше лишь дальнейших изменений во внешней среде. И, в случае дальнейшей опасности, Викинг (так зовут этого аборигена) просто отбежал бы дальше. Шнауцер повел себя как и подобает собаке, отнесенной МКФ к служебной группе пород. Он тут же зарычал с клокотом в горле. Весь напрягся и поставил шерсть гребнем от затылочного бугра до основания хвоста! Он приподнялся на цыпочках. Не отбегая! Всем своим видом он говорил: «Что происходит? Эй? Слышишь что? Спятил? Сейчас получишь у меня!».


2 случай. Мы идем с кобелями по лесу академгородка. Я с коляской, где спит мой 2-й сын. Сзади нас догоняют два человека с двумя немецкими овчарками и крупной дворнягой. Я решаю их пропустить, чтобы потом спокойно также дальше идти гулять. Кcоло (мексиканца) беру на поводок. Он с мощными охотничьими инстинктами, но на человека совершенно не ориентирован агрессивно. Цверг бегает рядом. Когда собаководы подошли близко я узнал их. Мы встречали их прошлым летом. Я воскликнул: «О, старые друзья!». И мы решили отпустить собак побегать, чтобы они пообщались. Хозяйка немца-кобеля сняла с него намордник и отцепила поводок. Ксоло подбежал к немцу и остановился за 5 м в напряжении изучая огромного чепрачного кобеля, зачуяв что-то неладное, то ли по запаху, то ли визуально и аккустически. А в это время, мой белый цверг уже стоял под брюхом этого кобеля и как обычно пытался доминировать со всеми сопровождающими позами и жестами и звуками, яко бы говоря: «Эй, слышишь, ты откуда? А? Кого знаешь, а? Вали вон! Я сейчас тебе надеру зад!». Немец как рванул его!!! Как тряпку!!! Быстро разняли. Лечил недельку. Швы и дренаж удалось избежать слава Богу!

3 случай. Возвращаемся из леса с прогулки. Нужно пройти через дворы. Цверг бежит рядом, а ксоло на поводке-удавке. Мы поравнялись с углом дома, где обычно проходим. И вдруг ксоло, идя слева на удавке, начал уходить с силой и настойчиво вперед-вправо. А угол дома слева. Ксоло был настолько настойчив, что я уступил и пошел за ним. Свернув вправо я посмотрел, что там слева-то было? Там ничего особенного не было, только на 3 этаже кирпичной 4-х этажки меняли оконные деревянные стеклопакеты на пластиковые. Это насторожило аборигена! А цверг совершенно не обратил внимание на опасность свыше и отважно как солдат гордо семенил рядом со мной домой.
Эти естественные данные показали, что аборигены постоянно находятся в базовом состоянии осторожности. У них повышена мотивация страха. Собак примитивных пород нельзя воспитывать как собак служебных пород. То есть, если ротвейлер или ризеншнауцер требуют четких доминантно-субординантных отношений, и в случае потери и ослабления этой связи и ослабления привязанности к хозяину, метод дрессировки будет основан в том числе и на физическом воздействии на собаку, что при необходимой степени воздействия не повлияет на привязанность к хозяину, то на аборигенов с их повышенной мотивацией страха, как базы для сверхосторожности, такая метода не повлияет положительно. Только последовательная мягкость в отношении собаки-аборигена создадут и привязанность к человеку и необходимые иерархические отношения! Примитивы сканируют окружающую обстановку постоянно. Их органы чувств поразительно настроены на такое сканирование! И нельзя сказать, что аборигены «туповаты как борзые». Во-первых, борзые традиционно не воспитываются в духе служебников, об этом писал и Л. Сабанеев и П. Мачеварианов. Служебно-рабочая дрессура напрочь может заглушить поимистость зверя. Ольга Бондарева в своей прекрасной книге «Жизнь в четырех собаках» (2010) удивительно четко, подробно и с огромной любовью описывает поведение русской борзой как интеллектуального существа с прозорливостью, смекалистостью, определенной долей хитрости и мн. другими качествами нашей исконно русской породы! А что касается аборигенных пород, то мой Викинг (мексиканская голая) зимой в Сибири СПЕЦИАЛЬНО пытался показать моему шнауцеру как перебираться по доске через канаву с трубами в земле. Данное видео есть в моей соц. группе «Этология, зоопсихология в Новосибирске» https://vk.com/videos-56579919?z. А однажды я был свидетелем, как Викинг, как обычно, вместе со шнауцером, своим другом, напали дома на кота. Кот всегда провоцирует, нападает, и убегает в спальню, куда собаками вход воспрещен. Табу! И вот кот, попал в две пасти и восемь лап двух моих собак, затеял кучу-малу, и не успел даже выбежать из кухни в спальню, т. к. за долю секунды мексиканец просто-напросто молниеносно ЗАРАНЕЕ сэкстропалировал и перекрыл телом выход с кухни! Повторяю, это было внезапно, молниеносно и впечатляюще по своей методике! И каков бы не был шнауцер со своей культурной селекцией в генах, НЕ ОН перекрыл коту выход, ЗАРАНЕЕ предвосхитив ситуацию. Думаю, что в знаменитой модели оценки умственных способностей животных чл.-корр. АН СССР Л.В. Крушинского (Крушинский, 1986) аборигенные породы собак заняли бы место где-то между врановыми и волком.