Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Конспект урока по географии "природные зоны россии"

Конспект урока по географии "природные зоны россии"

«Тундра и лесотундра» - В чем отличие от расположения зоны арктических пустынь (1)? Опишите климатические условия в зоне тундры и лесотундры. 3. Лесотундра. Пушица. Опишите ГП зоны тундр (2) и лесотундр (3). Ямало-Ненецкий АО, Приполярный Урал. Долины рек Пур и Таз. Тундра. Ямало-Ненецкий округ.

«Засушливая зона» - Схема нагревания Земли. Обитатели пустынь. Влажный и сухой сезон. В саванне. От чего зависит изменение природных зон на Земле? “Засушливые зоны жаркого пояса”. Тема урока: Жарко целый год. Особенности климата. Виды пустынь. Барханы Оазис Саванна. Учитель: Данилова И.В. МОУ гимназия № 32. О какой природной зоне идет речь?

«Природно-территориальный комплекс» - Компонентов природы. Природная зона – как природно-территориальный комплекс. Взаимосвязанных. Природная зона -. Птк -. Животный мир. Автор Учитель географии Захарова Е.А. Задание. Для предложенных территорий заполните ниже приведенную таблицу. Почвы. Цель – доказать, что природная зона является ПТК.

«Природная зональность» - Учение о природных зонах. Составьте характеристику природной зоны. Название и географическое положение. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Как человек использует природу природных зон? Изучение нового материала. Скажите какое воздействие на природу осуществляется человеком? Что такое косвенное и прямое воздействие на природные зоны?

«Природные зоны мира» - Спети (пампа). Пиранья. Природные зоны Южной Америки. Колибри. Дикие свинки- пекари. Лама. Г. Выпадает наибольшее количество осадков: 3000 мм и более. Проверка работ. 1.Игрунка(обыкновенная) 2. Коата 3. Капуцин 4. Игрунка Жоффруа. Высотная поясность – это… Вспомним. Пясутын. Запад материка 2,3,5,7. В чем ценность экваториальных влажных лесов?

«Природная зона Тундра» - Географическое положение. Реки в летнее время многоводны. Города в тундре: Норильск, Мурманск, Нарьян-Мар. Во тьме полярной ночи, тундра кажется безжизненной голой пустыней. Обилие влаги – результат малой испаряемости. На юге тундры местами доходят до Северного полярного круга. Теплый период. Хозяйственное использование и проблемы нарушения целостности ПК.

Всего в теме 14 презентаций

Географическое положение;
занимает юг европейской части страны и Западной Сибири.
- климат: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность тёплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм, примерно столько же, как в зоне тундры. Коэффициент увлажнения в зоне степей изменяется от 0,6-0,8 у северной границы до 0,3 на юге. Летние температуры июля высокие(средняя температура июля составляет +21...+23°С). Средняя температура января на западе Восточно-Европейской равнины -5°С, восточнее Волги -15°С, у Красноярска около -20°С. Сумма активных температур составляет 2200-3400°С.
- рельеф;
Наиболее типичные степные ландшафты - то плоские, то расчлененные сетью оврагов и балок равнины.
- годовой сток;
Поверхностный сток в степях незначительный, так как осадков мало, а испаряемость очень велика, поэтому мелкие реки степной зоны маловодны, во второй половине лета они сильно мелеют, а иногда и пересыхают. Крупные реки начинаются далеко за пределами зоны.
- почвы, их основные свойства;
В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта в них - 50-80 см. В бассейне реки Кубань этот горизонт достигает даже 1,5 м. Черноземы - самые плодородные почвы нашей страны. В южной полосе степей распространены темпо-каштановые почвы, они менее плодородны и нередко засолены.
- растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;
До начала их интенсивного сельскохозяйственного освоения они были покрыты травянистой степной растительностью с преобладанием ковыля. Преобладание травянистой растительности связано с недостаточным увлажнением для формирования лесов. Среди животного мира преобладают различные мелкие грызуны - суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Небольшие размеры являются приспособлением для жизни среди трав. Преобладание грызунов объясняется большим количеством корма для них.
- сельское хозяйство;
Степь - главная зерновая житница страны, именно поэтому она практически полностью распахана. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. На западе зоны развиты садоводство и виноградарство.
- особо охраняемые компоненты природы.
Малоизмененные природные комплексы лесостепной и степной зон охраняют и изучают в заповедниках: Курском, Воронежском, Галичья Гора, Хоперском, Жигулевском, Оренбургском и Даурском. Все они имеют лесные массивы и участки степей: леса растут в долинах рек, балках, оврагах, а степи сохранились на склонах эрозионных форм рельефа. Самые крупные и разнообразные степи - в Оренбургском заповеднике, созданном в 1989 г. на сохранившихся изолированных участках степей Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. Много видов растений и животных степей внесены в Красные книги.

вопросы и задания

1. Назовите основные виды особо охраняемых природных территорий, укажите, чем они отличаются друг от друга.

К особо охраняемым природным территориям и акваториям относят: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы, лесопарковый защитный пояс, пригородную зелёную зону и др. Они отличаются между собой конкретной целью образования, степенью заповедности и допустимой хозяйственной деятельности. Заповедник - это природная территория (или акватория), полностью исключённая из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования, т. е. они открыты для познавательного туризма и кратковременного отдыха граждан.

2. Когда в России начала формироваться система заповедников?

Первые заповедники на территории России были сформированы в начале 20 века. Первым официальным государственным заповедником в России стал Баргузинский заповедник в северо-восточном Забайкалье (1916). До этого известны примеры неофициальных заповедников: Супутинский на Дальнем Востоке (1911), с 1913 г. - Уссурийский, Саянский (1916), Кедровая падь (1916). Первый советский заповедник -Астраханский - учрежден 11 апреля 1919 г.

К началу 1998 г. в России существовало 97 заповедников (общая площадь - 30 млн га).

3. Расскажите о том, как распределяются заповедники по территории нашей страны, назовите и покажите крупнейший из них.

Заповедники по территории страны распределены неравномерно. Наибольшее количество заповедников приходится на лесную зону (24). Большое количество заповедников расположено в горах Южной Сибири (16) и на Дальнем Востоке (19).

Заповедники-гиганты (площадь > 1 млн га): Большой Арктический, Командорский, Путоранский, Усть-Ленский, Таймырский, Кроноцкий.

4. Используя материалы учебника, составьте характеристику одного из заповедников России.

Баргузинский заповедник

Географическое положение

Расположен в Бурятии, на северо-восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта, на высоте до 2840 м.

Дата и цель основания

Это один из старейших заповедников России, он был основан в 1916 г. для охраны и комплексного изучения природы западного склона Баргузинского хребта, а также для сохранения ценного баргузинского соболя.

Площадь заповедника - свыше 263 тыс. га. Заповедник расположен на живописных склонах Баргузинского хребта, спускающихся к Байкалу. В состав его включена полоса шириной 45-80 км и длиной около 100 км, а также трёхкилометровая полоса акватории озера Байкал.

Растительный и животный мир

На территории заповедника отчётливо выражена высотная поясность. Преобладает темнохвойная тайга, состоящая преимущественно из пихты, кедра с примесью лиственницы. Особым богатством отличается фауна: многочисленны баргузинский соболь и эндемик байкальская нерпа, белка, бурый медведь, лось, северный олень. Встречаются выдра, колонок, росомаха, горностай; из птиц - глухарь, рябчик, орлан-белохвост, сарыч, скопа и др. В заповеднике сохраняется нетронутой природа. К моменту организации на территории заповедника насчитывалось всего 20-30 соболей (баргузинский соболь признан лучшим в мире). Сейчас их количество резко возросло. Более того, соболь покидает границы заповедника и расселяется за его пределами. Таким образом, заповедник обогащает охотничьи угодья Бурятии.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.

Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Именно общность природных компонентов и делает природную зону природным комплексом. Все компоненты природной зоны взаимосвязаны между собой. Изменение одного компонента приводит к изменению всех других компонентов.

2. Кто из русских учёных был основоположником учения о природных зонах?

Основоположником учения о природных зонах был В.В. Докучаев.

3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь.

4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чём их сходство и в чём различие?

Безлесные зоны нашей страны – арктические пустыни, тундра и лесотундра, степи, полупустыни и пустыни. Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Зона тундр расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива. Зона лесотундр неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Зона степей занимает юг европейской части страны и Западной Сибири. Полупустыни и пустыни России расположены в Прикаспии и Восточном Предкавказье.

Сходство данных природных зон заключается в отсутствии лесов. Здесь преобладает травянистая растительность, а в северных районах – мхи и лишайники. Природные зоны представляют собой открытые пространства.

Различие безлесных зон состоит в температурном режиме, увлажнении, почвах, растительном и животном мире.

5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в её пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.

Наибольшую площадь в России занимает природная зона тайги. В разных районах обширной таежной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различны и образующие тайгу хвойные деревья, что, в свою очередь, изменяет и внешний облик тайги в тех или иных районах. Темнохвойные елово-пих-товые леса преобладают в европейской части зоны и в Западной Сибири, где к ним присоединяются кедровники. Большая же часть Средней и Восточной Сибири покрыта лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Совсем особый характер у лесов дальневосточного Приморья, где на хребте Сихотэ-Алинь к обычным хвойным - елям и пихтам - присоединяются такие южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб и др.

6. Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области)? Дайте оценку агроклиматических ресурсов своей республики (края, области).

Московская область находится в природной зоне смешанных лесов. Московская область расположена в центральной части Русской равнины. По рельефу область неоднородна. Речная сеть области довольно густая. В Московской области наиболее распространены дерново-подзолистые почвы, они занимают большую часть территории. В долинах рек почвы аллювиальные. На севере востоке области, в районах Верхнее-Волжской и Мещерской низменностей, почвы почти сплошь песчаные и супесчаные заболоченные.

Климат Московской области характеризуется теплым летом, умерено холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами. Среднемесячная температура воздуха самого теплого месяца - июля изменяется по территории от 17° на северо-западе до 18,5° на юго-востоке. Температура воздуха самого холодного месяца-января на западе области -10°, на востоке -11°. Годовая амплитуда среднемесячной температуры 27 - 28,5°. Первая половина зимы заметно теплее второй, наиболее холодное время года сдвинуто на вторую половину январи и начало февраля. Теплый период, т. е. период с положительной среднесуточной температурой, длится в среднем 206-216 дней. Длина дня летом составляет 15 – 17 час.

Московская область относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков в среднем 550- 650 мм, с колебанием в отдельные годы примерно от 270 до 900 мм. Две трети осадков в году выпадает в виде дождя, одна треть-в виде снега. В теплую часть года преобладают дожди средней интенсивности, хорошо увлажняющие почву.

Устойчивый снежный покров образуется обычно в конце ноября. Самая ранняя и самая поздняя даты образования устойчивого снежного покрова отмечены соответственно 23 октября и 28 января. К концу зимы высота снежного покрова достигает в среднем 30-45 см. Наибольший запас воды в снеге составляет в среднем 80 - 105 мм.

В целом, агроклиматические ресурсы области способствуют ведению сельского хозяйства.

7. Определите, о какой природной зоне идёт речь, если в ней растут: а) карликовая берёза, кедровый стланик, ягель; б) лиственница, кедр, берёза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.

а) природная зона тундр. Почвы зоны маломощные, тундрово-глеевые. В тундре обитают северные олени, песцы, гуси, казарки.

б) природная зона смешанных лесов. В ее северной части распространены смешанные хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах. В южной - многоярусные широколиственные леса на серых лесных почвах. Животный мир представлен – бурым медведем, лисами, волками, зайцами, тетеревами, соболями, лосями.

8. В какой природной зоне России есть оптимальные природные условия для успешного занятия сельским хозяйством?

Оптимальные природные условия для ведения сельского хозяйства существуют в природной зоне степей.

9. Составьте характеристику любой природной зоны по плану. Используйте при этом различные источники географической информации.

Географическое положение;

занимает юг европейской части страны и Западной Сибири.

Климат: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность тёплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;

Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм, примерно столько же, как в зоне тундры. Коэффициент увлажнения в зоне степей изменяется от 0,6-0,8 у северной границы до 0,3 на юге. Летние температуры июля высокие(средняя температура июля составляет +21...+23°С). Средняя температура января на западе Восточно-Европейской равнины -5°С, восточнее Волги -15°С, у Красноярска около -20°С. Сумма активных температур составляет 2200-3400°С.

Наиболее типичные степные ландшафты - то плоские, то расчлененные сетью оврагов и балок равнины.

Годовой сток;

Поверхностный сток в степях незначительный, так как осадков мало, а испаряемость очень велика, поэтому мелкие реки степной зоны маловодны, во второй половине лета они сильно мелеют, а иногда и пересыхают. Крупные реки начинаются далеко за пределами зоны.

Почвы, их основные свойства;

В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта в них - 50-80 см. В бассейне реки Кубань этот горизонт достигает даже 1,5 м. Черноземы - самые плодородные почвы нашей страны. В южной полосе степей распространены темпо-каштановые почвы, они менее плодородны и нередко засолены.

Растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;

До начала их интенсивного сельскохозяйственного освоения они были покрыты травянистой степной растительностью с преобладанием ковыля. Преобладание травянистой растительности связано с недостаточным увлажнением для формирования лесов. Среди животного мира преобладают различные мелкие грызуны - суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Небольшие размеры являются приспособлением для жизни среди трав. Преобладание грызунов объясняется большим количеством корма для них.

Сельское хозяйство;

Степь - главная зерновая житница страны, именно поэтому она практически полностью распахана. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. На западе зоны развиты садоводство и виноградарство.

Особо охраняемые компоненты природы.

Малоизмененные природные комплексы лесостепной и степной зон охраняют и изучают в заповедниках: Курском, Воронежском, Галичья Гора, Хоперском, Жигулевском, Оренбургском и Даурском. Все они имеют лесные массивы и участки степей: леса растут в долинах рек, балках, оврагах, а степи сохранились на склонах эрозионных форм рельефа. Самые крупные и разнообразные степи - в Оренбургском заповеднике, созданном в 1989 г. на сохранившихся изолированных участках степей Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. Много видов растений и животных степей внесены в Красные книги.

Краткосрочное планирование. Урок 60.

Тема урока: Практическая работа № 6 «Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края»

Цель урока: Использование знаний о природных зонах и комплексах на практике.

Задачи урока: 1. Активизировать знания

2. Научиться отбирать информацию о природной зоне и природном комплексе нашего края

3. Оценить уровень овладения учебным материалом

Ожидаемый результат : Самостоятельный отбор информации, анализ и синтез, умение применять знания и навыки на практике.

Выброс результата, научность, достоверность, презентабельность.

Ресурсы: дифференцированные задания, карты атласа, модельные ответы.

Этапы урока

Оценивание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Приветствует учеников

Психологический настрой

Формирование групп

Приветствуют учителя

Формирование групп по данным социограммы.

2. Мотивационный этап

Проблемный вопрос:

Представьте, что вы – глава фермерского хозяйства. И вы захотели выращивать в Павлодарской области страусов – быстро растут, много мяса, несут огромные яйца – выгода, да и только. Сможете? Почему?

Какой выход должен быть? Предложения!

Вывод устный : чтобы планировать хозяйственную деятельность надо знать особенности ПЗ края.

3. Операционный этап

Организует практическую работу и взаимопроверку.

Выполнение програмной пр/р №6.

Индивидуальная работа.

Дифференцированные задания.

Перерыв на физкультминутку.

Взаимопроверка и взаимооценка практической работы по модельному ответу. ТиО проверяет учитель.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Задает вопросы

Нарисуйте кувшин и отметьте заполненность кувшина такую, на сколько вы поняли, знаете тему «Географическая оболочка».

Запишите, чтобы вы еще хотели узнать по данной теме?

Эссе на тему «Взаимоотношение человека и природы»

Дифференцированные задания для практической работы №6.

Практическая работа № 6 «Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края».

Цель работы:

    Формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами в природной зоне.

    Выявление влияния рельефа, географического положения, климата на компоненты природной зоны.

    Описание изучаемого комплекса.

    Проверка умения применять знания и навыки на практике.

III -й уровень Оценка «3»

II -й уровень Оценка «4»

I -й уровень Оценка «5»

Задания повышенной трудности

1. Географическое положение (в какой части Казахстана, в каком поясе).

2. Рельеф (горы или равнины)

3. Влияние климата на природную зону (какие зима и лето).

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону (какие реки и озера есть, используют ли люди для своей деятельности подземную воду)

5. Описание почв.

Вывод (на сколько зависят в природном комплексе друг от друга природные компоненты)

1. Географическое положение

2. Рельеф.

5. Почвы, растения и животные природной зоны

6. Какими природными ресурсами богата природная зона.

1. Географическое положение, рельеф.

3. Почвы, растения и животные природной зоны

7. Экологические проблемы природной зоны.

4. Экологические проблемы.

Модельные ответы.

III -й уровень Оценка «3»

II -й уровень Оценка «4»

I -й уровень Оценка «5»

1. Географическое положение.

2. Рельеф равнинный .

3. Влияние климата на природную зону.

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону.

5. Описание почв.

6. Растения и животные природной зоны.

7. Какими природными ресурсами богат комплекс. .

Вывод:

1. Географическое положение. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе.

2. Рельеф равнинный .

3. Влияние климата на природный комплекс. Зима холодная, лето солнечное, жаркое. Осадков мало.

4. Влияние подземных и поверхностных вод на природную зону. В нашем крае протекает река Иртыш. Зимой она замерзает, Весной, когда снег тает,выходит из берегов. Питание реки – дождевое, снеговое, подземными водами. В Павлодарской области есть озера: Мойылды, Маралды, Джасыбай и др.В деревнях и селах нашего края используется подземная вода для питья, полива.

5. Почвы, растения и животные природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

6. Какими природными ресурсами богат комплекс. Наш край богат землей, водами, почвами лесом, полезными ископаемыми (уголь, соль, золото, песок, глина) и др .

7. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Вывод : все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

1. Географическое положение, рельеф, горные породы и особенности их расположения. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе. Рельеф равнинный .

2. Влияние климата, подземных и поверхностных вод на природную зону.

3. Почвы, растения и животные природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

4. Какими природными ресурсами богата природная зона. Наш край богат землей, водами, почвами лесом, полезными ископаемыми (соль, золото, песок, глина) и др .

5. Благоприятен или неблагоприятен природный комплекс для жизни и хозяйственной деятельности человека. Да. Здесь можно выращивать зерновые, а также заниматься животноводством, выращивать коров, лошадей, овец и других домашних животных

6. На сколько человек изменил природную зону.

7. Экологические проблемы природного комплекса.

Вывод : все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

1. Географическое положение, рельеф, горные породы, климат, подземные и поверхностные воды природной зоны. Павлодарская область расположена на севере Казахстана, в умеренном поясе. Рельеф равнинный . Зима холодная, лето солнечное, жаркое. Осадков мало. В нашем крае протекает река Иртыш. Зимой она замерзает, Весной, когда снег тает,выходит из берегов. Питание реки – дождевое, снеговое, подземными водами. В Павлодарской области есть озера: Мойылды, Маралды, Джасыбай и др.В деревнях и селах нашего края используется подземная вода для питья, полива.

2. Почвы, растения и животные и природные ресурсы природной зоны. Плодородный чернозем и каштановые почвы. Растительный мир представлен травянистым покровом, но возле Иртыша много деревьев: тополь, береза, ель, ива. Животный мир – это зайцы, волки, рысь, много птиц: воробьи, скворцы, ласточки, в Иртыше много разной рыбы: карась, карп, сазан, линь и др.

3. Влияние человека на природную зону. Наш край благоприятен для проживания людей. Здесь есть города: Павлодар, Аксу, Экибастуз, много сел и деревень. В городах развита промышленность, добываются полезные ископаемые. В селах люди занимаются сельским хозяйством, выращивают овощи, фрукты, зерновые, пасут скот. Природная зона степи сильно изменена человеком.

4. Экологические проблемы. Деятельность человека сильно влияет на природную зону. Идет загрязнение среды, загрязняется Иртыш, озера, воздух, ухудшаются почвы, вымирают растения и животные. Из-з распашки земли животным негде жить.

5. Составить розу ветров природной зоны (за ноябрь).

6. Составить график среднегодовых температур по природной зоне своего края.

Вывод: все компоненты природного комплекса взаимосвязаны между собой. Если изменить один компонент, изменится весь комплекс в целом.

Среднемесячная температура в Павлодарской обл.