Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Почему не нужно торопить физическое развитие ребенка. Педагогические выводы из теоретического анализа проблемы развития человека. Воспитание детей: чудесное превращение

Почему не нужно торопить физическое развитие ребенка. Педагогические выводы из теоретического анализа проблемы развития человека. Воспитание детей: чудесное превращение

В семейном кругу, у песочницы, в ясельной раздевалке «сравнительный анализ» чужих и собственных детей идет полным ходом. «Как странно, что твоя Лиза в год еще не ходит. А ведь ее двоюродная сестрa вовсю топала в 10-месячном возрасте!»; «Вам не кажется, что для двухлетнего ребенка Артем говорит просто фантастически? Даже не верится, что он младше Полины!»; «Все мои внуки в 2 годика уже ходили только на горшок. На вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша отстает»... Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

Идеала нет

Психологи и педиатры едины во мнении, что забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Они получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития и тут же начинают сравнивать. Хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален!

И в самом деле, стоит ли объявлять в семье чрезвычайное положение, если ребенок медлит с тем, чтобы начать ходить, или не кушает ложечкой в полтора года?
Уже лет 20 как известно, что все новорожденные начинают приобретать разнообразные навыки с самых первых часов жизни. Ведь способности у каждого младенца совершенно исключительные! К тому же существует невероятное разнообразие вариантов развития в зависимости от каждого конкретного ребенка. Рамки понятия «нормы» в отношении ходьбы, речи, опрятности, чтения и т. д. существенно расширились. Например, сегодня в европейских странах считается нормальным, если ребенок окончательно отказывается от подгузников в промежутке между 2 и 6 годами, а начинает читать между 4 и 9. Так что, если ребенок не готов приступить к чтению в 5 лет, в этом нет ничего «ненормального» и не надо заставлять его перескакивать через необходимые ему этапы развития, коль скоро ему еще требуется некоторое время, чтобы овладеть этим навыком.

Изменилось понятие о продолжительности периода, за который должны случиться все «эпохальные» события в жизни ребенка. Утверждение, что все решается в возрасте 3−6 лет, неверно, так как в детском развитии существуют так называемые периоды «наверстывания», и дети уже в подростковом возрасте вполне могут нагнать то, что они «проскочили» в детстве. Если ребенок испытывает определенное затруднение в 7 лет, это совершенно не означает, что у него всю жизнь будут какие-то проблемы. Ребенок вполне способен, если его поддержат близкие люди, вновь войти в гармоничный ритм развития.

Только 5% детей статистика считает по-настоящему одаренными.
Этот термин означает, что коэффициент интеллектуального развития у таких детей выше, чем средний показатель их сверстников. Только тесты IQ, проведенные профессиональными психологами, могут подтвердить или опровергнуть гипотезу о сверходаренности.
Многие родители мечтают, чтобы их отпрыск оказался сверхвыдающимся.
Но тут есть риски:

  1. Проблемы со школьной программой – всего 30% сверходаренных детей учатся блестяще.
  2. Возможное неприятие со стороны сверстников − ведь их интересы очень различны.

Бесполезное беспокойство

Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Ведь в глубине души они желают, чтобы их ребенок раскрыл весь свой потенциал. Действительно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но... Нельзя забывать, что между реальным и воображаемым ребенком непременно есть разница. Стремления родителей далеко не всегда совпадают с реальными детскими возможностями. Именно эта маленькая нестыковка и рождает такие большие тревоги.

Взглянуть со всех сторон

Любой родитель знает, что ребенка воспитывать трудно. Вот почему малейшее отставание от средней скорости развития вызывает у нас тревогу. Часто мамы упрекают себя: «Это из-за меня дочка не говорит так же хорошо, как другие дети, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания».

Специалисты считают, что мы бы беспокоились гораздо меньше, если бы помнили, что новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение детьми новых навыков идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показаться, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску» , и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим детям: от них зависит гармоничность развития малышей.

Все в комплексе

Каждая особенность развития ребенка должна рассматриваться в контексте его семейных обстоятельств. Какая-то нестандартная ситуация: рождение младшего братика, переезд, развод родителей, болезнь − может замедлить продвижение вперед и даже на некоторое время повернуть события вспять.

В конечном итоге важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области − интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ − интеллектуальный коэффициент. Общительный, довольный собой, обладающий чувством юмора и окруженный друзьями ребенок так же хорошо «стартует» в жизни, как и тот, кто с 5 лет умеет читать. Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на школьный успех.

Наша жизнь стала похожа на бег с препятствиями, мы бежим и торопимся обогнать друг друга, все успеть. Но вот появляется ребенок, он растет, и мы включаем его в нашу гонку. «Быстрее, мы опоздаем в сад». «Ешь быстрее, а то не успеем на занятия». Знакомо? Конечно, знакомо. А еще нужно записать его в тысячи кружков, ведь не знаешь, что может пригодиться, или мама и папа решили записать его во все кружки, в которые хотели сами. Жизнь становится похожа на бег с препятствиями. А что делать, если ваш малыш при этом не может включиться в этот бешеный ритм, который вы ему навязываете.

Остановитесь, подумайте, нужно ли это ребенку, который по своей природе медлителен и ему отнюдь не так просто, быстро переключаться между кружками, быстро есть, бежать за опаздывающей мамой.

Чем же грозит вашему ребенку постоянная торопливость? Не каждый ребенок обладает возможностью быстро «схватывать» материал и начинать применять его на практике. Некоторым детям нужно не только более тщательное объяснение, но и некоторое время для принятия информации и оформления ее в некоторую систему для применения. Это вовсе не означает, что ребенок глупый, просто он такой. Но вспомните школу, кто первый понял, ответил, того и хвалит преподаватель, а другие дети остаются как бы на заднем плане. Вывод который делает при этом ребенок достаточно прост, кто быстрее того хвалят, а значит не надо вникать, нужно как можно быстрее ответить. А все это грозит пробелами в знаниях не только в частях, но и в целом. В такой работе задействуется только краткосрочная память, а длительная память из работы исключается, а значит, полученные знания просто «выветриваются» из головы. Одна часть туда не попадает, другая «выветривается», получается, что задача родителей успеть вложить как можно больше знаний, не выполнима.

Поведение родителей внушает ребенку, как теорему, что страшнее опоздания ничего нет. С точки зрения психологии, такие дети будут стремиться, все делать раньше других, это может коснуться такого важного момента как выбор спутника жизни. Проявится, это может по-разному. Один из вариантов, это раннее создание семьи, нужно успеть, и соответственно не так тщательно такой человек смотрит на личностные характеристики своего спутника. Другой вариант заключается в том, что такой ребенок став взрослым, так и не сможет создать семью, ведь постоянно нужно пробовать, что-то новое, нужно успеть, постоянная спешка в никуда. Такого ли будущего вы желаете своим детям.

Бег времени вовсе не исключает возможности для медлительных детей развиваться и расти в комфортной для них атмосфере и задача родителей помочь им, а не навязывать не свойственные им стереотипы.

Не переламывайте своего ребенка, дайте ему быть собой.

Очень часто родители сталкиваются с детской медлительностью. Причина этого — в разнице мировоззрений, ведь день взрослых наполнен достижениями, длинным списком дел и четкими временными рамками, а для детей не существует таких понятий как ограничения, внешние цели и время.

Причинами медлительности могут быть: незрелая нервная система у детей раннего возраста, флегматичный темперамент, в силу которого реакции могут быть замедленными, а также защитная реакция на стрессовые ситуации или протест.

В случае, если проблема в особенностях детской физиологии, связанных с возрастом, то медлительность будет проявляться постоянно, ведь еще не полностью развиты доли головного мозга, отвечающие за моторику и реакцию. Скорее всего, ребенок старается, хотя родители этого не замечают и не поощряют его старания.

Маленькому человечку, особенно уставшему, сложно помнить все дневные задания и своевременно их выполнять. Помочь малышу можно, дав ему больше времени, чтобы одеться или подготовиться ко сну, разделить большую задачу одевания на маленькие, которые ребенку будет проще удерживать в голове.

Если ребенок медлительный с рождения, то у него низкая подвижность нервных процессов, а это качество врожденное и может сохраняться на всю его жизнь. На интеллектуальном развитии замедленная нервная система никак не сказывается.

Зачастую, такие дети вырастают рассудительными, флегматичными и успешными. Их адаптированость в жизни зависит от того, как они провели детство, так как с этой проблемой обычно не получается справиться их родителям.

Даже невинные попытки ускорить ребенка воспринимаются им как стрессовая ситуация, так как его физиология не позволяет ему двигаться быстрее, а из-за повышенной тревожности он начинает еще больше «тормозить».

Если сравнивать их с другими детьми или устраивать соревнования, это только добавит стресса, что в будущем занизит самооценку малыша и приведет к невротическому конфликту. Так как образовательная система не направлена на помощь таким детям, заботиться об их благополучии нужно их родителям, а это значит — понимать ребенка, приобщать его к тем подвижным играм, в которых он сможет участвовать, а также давать ему достаточно времени на все необходимые действия.

В случае, когда медлительность ребенка связана с конкретной ситуацией, вызывающей негативную реакцию, малыш может своими действиями неосознанно протестовать против занятий.

Раздражитель может быть внешним, если ребенок не хочет идти в школу, садик, поликлинику, секцию, или внутренний, связанный с внутрисемейной обстановкой.

Маленький человек может протестовать против конфликта с родителями, развода родителей, рождения еще одного ребенка или болезни близкого.

Если ругать или торопить дитя, результата это не принесет. Оказывать воздействие нужно на саму проблему, например, обсудить с малышом ситуацию, ее причины, чувства ребенка. Ему будет проще преодолеть жизненные трудности, если он будет знать, что взрослые понимают и принимают его таким, какой он есть.

Еще одной причиной медлительности может быть протест, с помощью которого ребенок отстаивает право самостоятельно принимать решения и выбирать свой темп. Маленькому человеку нужны более широкие полномочия и большее количество обязанностей.

Решением проблемы может быть введение правил, которые позволят ему чаще принимать решения самому, например, выбирать одежду или игрушки для прогулки, направление прогулки, занятия дома, соблюдать удобный для него темп.

Если не разрешить ему всего этого, малыш не приобретет необходимый навык и вырастет неуверенным в себе. Постоянный контроль либо полностью подавит ребенка, либо сделает его жесткой оппозицией родителям, и медлительность не покинет его еще долгие годы.

Конечно, малыша нужно научить тому, что такое «быстро» и «медленно», «успел» и «опоздал», но не как способ выместить злость, переложить ответственность из-за опоздания, обвинить. Недовольство родителей может восприниматься дитем как нелюбовь к нему.

Под редакцией Марины Белой.

Устоять перед этим сложно. Еще и потому, что малыш всем своим поведением демонстрирует горячее желание перемен. Но по-настоящему ребенок готов к новым навыкам лишь тогда, когда способен освоить их самостоятельно. Задача родителей - не помогать: чем позже (в разумных пределах) произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги, тем лучше.

Стоит ли сажать ребенка?

Уже в 5–6 месяцев малыши могут какое-то время сидеть с опорой под спину - например, в коляске или шезлонге. Это даже скорее положение полулежа, при котором уменьшена нагрузка на мышцы спины и позвоночник. Но повторять то же самое, обложив ребенка подушками, не стоит - мягкие поверхности недостаточно поддерживают еще слабый позвоночник.

По нормативам сажать детей в стульчике или коляске стоит в возрасте шести месяцев. Если пытаться делать это раньше, можно навредить: давление на кости таза и позвоночника будет чрезмерно сильным и может вызвать искривление костей. Особенно это актуально для девочек: такие деформации таза могут в будущем осложнить роды.

Что касается с сидения без опоры под спиной, большинство детишек способно на это в 7 месяцев. Причем самостоятельно дети делают это не из положения лежа, как взрослые. Они садятся, либо постояв на четвереньках и присев, либо постояв в кроватке. В сидячем положении малыш быстро устает, ваша задача - помочь ему сменить положение тела на более удобное.

Полезно: для развития спины, рук, ног и ягодиц попробуйте упражнение "Тачка": приподнимите и поддерживайте лежащего на животе малыша под таз и колени, чтоб он, опираясь только на вытянутые руки, "шагал" ими вперед.

Когда можно ставить ребенка?

Где-то в 7 месяцев малыш впервые начинает вставать в кроватке. Сначала на минутку, потом все дольше и дольше. Усаживать ребенка обратно насильно, конечно, не получится, но и ставить его специально не стоит. Особенно это касается крупных малышей: чем больше вес, тем сильнее давление на кости ног.

Полезно: после того, как ребенок научился вставать (как правило, это происходит в кроватке), очень важно научить его опускаться обратно, передвигая ручки вниз по прутьям, сгибая коленки и становясь сначала на них, а потом садясь на попу. Самостоятельно освоить этот процесс малыш не сможет, и просто начнет плакать от усталости, а то и упадет назад и ударится.

Нужны ли ходунки?

Самый полезный и физиологичный процесс для ребенка 8–10 месяцев - это ползание. Не перегружая позвоночник, оно обеспечивает работу всем мышцам. Так что, чем больше и активней ребенок ползает, тем лучше.

Что касается хождения за ручки и тем более ходунков, педиатры в один голос называют их вредными. Вождение за руки перегружает опорно-двигательные аппарат, а ходунки нарушают понимание самого процесса ходьбы. Малыш не чувствует земли под ногами, не учится правильно ставить ступни, ведь в ходунках он отталкивается носочками, а не становится на всю стопу. Особенно это вредно для детей с повышенным тонусом нижних конечностей.

Полезно: когда малыш начинает активно перемещаться, держась за мебель, можно стимулировать самостоятельное хождение без поддержки. Но происходит это, как правило, ближе к 11–12 месяцам.

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» - этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» - папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление - ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.