Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Сулейман-гора в оше привлекает множество паломников и просто любопытных туристов. Трон сулеймана старые фото фото

Сулейман-гора в оше привлекает множество паломников и просто любопытных туристов. Трон сулеймана старые фото фото

Второй по величине город Киргизии после Бишкека с населением около 250 тыс. человек, официально называемый «Южная столица». Он являлся одним из религиозных мусульманских центров Средней Азии. Наиболее известен древними мечетями в центре города, а также горой Сулайман-Тоо (Сулайман-Такты, Трон Соломона), которая является одним из мест паломничества среднеазиатских мусульман.

Город расположен в предгорном оазисе, который издавна был населён людьми ещё задолго до прихода туда народа кыргызов с Енисея (примерно 800 лет назад). В 1950-е годы археологом Юрием Александровичем Заднепровским на южном склоне горы Сулайман-Тоо были обнаружены остатки древнего поселения земледельцев эпохи бронзы, доказавшие, что история Оша насчитывает три тысячелетия, однако в исторической науке принято вести отсчёт возраста городов от самого раннего упоминания в исторических актах; самое раннее упоминание города в летописях относится к IX в. н. э., что всё равно позволяет считать его старейшим городом страны. В 2000 году по указу президента Киргизии Аскара Акаева было торжественно отмечено 3000-летие Оша . С тех пор появилась традиция отмечать День города.

В X веке Ош считался третьим по величине городом Ферганы, являясь точкой пересечения караванных путей из Индии и Китая вЕвропу.

В 1876 году, после завоевания Кокандского ханства, Ош вошёл в состав Российской империи.

За годы Советской власти город превратился в крупный промышленный центр, действовали хлопчатобумажный и шелковый комбинаты, гренажный и хлопкоочистительный завод, швейная и обувная фабрики, предприятия пищевой, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности.

В 1990 в районе Оша произошли межэтнические столкновения между киргизами и узбеками. Столкновения начались из-за выделения киргизам участков под индивидуальную застройку на полях пригородного колхоза, на землях которого трудились узбеки. Благодаря вводу советских войск в город, столкновения быстро закончились.

Во время кризиса власти в 2005 году Ош стал одним из первых городов, перешедших под контроль оппозиции. Летом 2010-го года после апрельской революции и ослабления центральной власти произошли столкновения между киргизами и узбеками, приведшие к многочисленным жертвам. В результате этих столкновений было сожжено около 2000 частных домов, большинство из которых принадлежали этническим узбекам. Город был разрушен и сожжён на 70%. По официальным данным, у этнических узбеков было изъято нелегально хранимое оружие, что привело к двойственной реакции у народа и оппозиции.

Сулейман-Гора.

Сулейман-Гора - это одна из самых значимых достопримечательностей Киргизии. Находится она в самом центре города Ош на юге страны. До 16-го века она имела название Бара-Кух. Считается, что троекратное восхождение на эту священную гору приравнивается к Хаджу в Мекку.

Сама гора имеет форму пятизубца длинной около 1140 м, и шириной около 560 м. Пять вершин имеют свои названия. Например, самая высокая из них называется Рушан-Таг, а вершина, которая дала название самой горе, называется Сулейман-Тоо или по другому Буура-Таг, на ее площадке находится мечеть Тахт-и-Сулейман или «Домик Бабура». Остальные же три это: Шор-Таг «Белая Макушка», Ээр-Таг «Гора-седло» и Каттама-Таг «Слоистая гора».

С названием Тахт-и-Сулейман или «Трон Сулеймана (Соломона)» связана легенда этого места: «Пророк Сулейман был очень предан Богу, но была у него слабость к скаковым лошадям. Он имел огромную конюшню из 500 жеребцов и однажды так увлекся, что забыл прочитать молитву. Расстроился Сулейман, и чтобы загладить свою вину перед богом, приказал перерезать всех скакунов. Богу такая жертва пришлась по душе, и он ниспослал на землю трон для Сулеймана, и дал ему 500 джиннов, чтобы они поставили этот трон в месте, которое выберет сам Сулейман. По его приказу они перенесли трон в самую красивую долину, и по его же приказу разрушили гору, за которой покоилось горное озеро, и низверглась в долину река, получившая в дальнейшем название Ак-Буура. Так и остался этот подарок Аллаха в долине города Ош ».

По преданиям Мухаммад Захириддин Бабур (1483-1530 гг.), правнук Тимура и основатель династии Великих Моголов, увидел на одном из камней место, где преклонял колени великий пророк, и где оставил он вмятины коленями и лбом своим, и построил Бабур в этом месте небольшую худжру (келью), на месте которой теперь высится мечеть и воссозданный по архивным источникам "домик Бабура".

Сулейман-Гора имеет 7 пещер также со своими именами: Чакатамар от слова «чакка», что означает «капать», с потолка которой, постоянно капает вода, считающаяся целебной; Тепеункур «пещера наверху» - пещера, которая имеет почти вертикальный спуск; Чильтен-хана или Тешик-таш «дырявый камень», имеющая три входа; пещера Ишен-Ункур, которая играет роль своеобразного домика для размышлений (худжры); пещера Руша-Ункур или пещера Орлов (самая большая из пещер) состоит из двух ярусов и в настоящее время в ней находится пещерный комплекс Ошского объединенного историко-культурного музея заповедника, именно здесь в 1956 году были обнаружены остатки древнего поселения по многим признакам схожего с памятниками Чустской культуры эпохи поздней бронзы; пещера Хуркыз или «обиталище гурии», в которой по преданиям обитает небесная гурия, пещера украшена красивыми, как каменное кружево сводами. Последняя же пещера, которая находится на северной стороне горы, в труднодоступном месте до сих пор не изучалась и, поэтому, названия пока не имеет.

Другие памятники: У юго-восточного основания горы расположен Мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (XVIII век), по мусульманской легенде, возведенный над могилой визиря царя Сулаймана; У восточного подножья археологами была обнаружена Средневековая баня (ХI по XIV века), а от мечети Рават-Абдуллахана (XVI век) сохранилась только южная часть с молельным залом, которая в настоящее время реставрирована.

Во времена Великого Шелкового Пути , одна из главных его ветвей проходила из Китая через Алайский хребет в Ферганскую долину. Здесь в мирном соседстве жили жрецы разных восточных верований: тенгрианства, зороастризма, буддизма и манихейства, поэтому к подножьям этой горы совершали паломничества тысячи людей различных наций и культов.

Сегодня Сулейман-Гора славится своими целебными свойствами и священными источниками, так что, может, стоит и нам преклонить колени перед этим великим творением бога и попросить у него телесного и духовного исцеления для всего человечества.

. Гора Сулайман - Тоо - главная достопримечательность города , его центр, его гордость . С незапамятных времен это место считается священным, для нынешних мусульман, троекратное посещение Сулайман-Тоо приравнивается к хаджу в Мекку .

Гора имеет несколько используемых параллельно названий: «Сулайман-Таг » - общетюркский вариант, «Тахти-и-Сулейман » - ирано-таджикское название, Сулайман-Тоо » - кыргызское звучание и «Сулейман-гора » - русский перевод. Интересно, что до XVI она называлась Бара-Кух .

Происхождение нынешнего названия, связанно с именем легендарного пророка Сулaймaнa ( библейского царя Соломона ), который по преданиям останавливался здесь в одном из своих военных походов.

Священная гора , представляет собой, вытянувшийся с запада на восток, пятиглавый известковый утес, длиной 1140 м и шириной 560 м., самой высокой точкой Сулайман-Тоо , является отметка в 1175 м.

Гора просто «нашпигована » историко-архитектурными памятниками , природными объектами и просто интересными вещами. Попробуем разобраться со всем этим по-вершинно, идя с востока на запад.

Итак, первая вершина -Буура-Таг или Сулайман-Тоо , именно она дала название всей горе. На ее территории находятся памятники : мечеть «Тахты - Сулайман », относящаяся к XVI в., которую еще называют «домиком Бабура », и памятник эпиграфики XI в, для обозначения называемый «надписью Веселовского» (первооткрывателя).

Мечеть была полностью разрушена в 1963 году, по приказу властей, однако в 1991, ее благополучно восстановили по имеющимся фотографиям.
Так же в недрах горы залегли 2 пещеры культового характера. Одна из них находится с северной стороны, в недоступном месте, не изучалась и названия не имеет. Вторая, носит название - «Чакатамар » - производное от слова «чакка » («протекать , капать »). С потолка пещеры постоянно сочится вода, проходящая по капиллярным трещинам породы. Пещера труднодоступна и во все времена считалась целебной.

Высота вершины - 1162 м.

Вторая вершина -Шор-Таг или «белая макушка », получила свое название из-за белой шапки солевых отложений. Кстати, северный склон ее называют - Кочотуу-Та и здесь находится пещера Тепеункур пещера на верхушке »), интересная тем, что спуск в нее почти вертикален. Недалеко от первой, находится и вторая пещера, именуемая - «Чильтен-хона » или «Тешик-таш » («камень с дырками »), возможно ее название обусловлено тем, что пещера имеет 3 входа.

Наивысшая точка - 1141 м.

Третья вершина - Рушан-Таг светлейшая », «высочайшая »).

На самом деле - самая высокая из «сестер», имеет отметку в 1175 м. В ее недрах нашли приют сразу две пещеры: «Ишен-Ункур », играющая роль своеобразной кельи для размышлений, и «Руша-Ункур » - двухярусное пространство которой, на сегодняшний день занято историческим музеем, с украшающими вход, самыми настоящими петроглифами.

Здесь же на юго-западном склоне располагаются раскопки городища эпохи бронзы.
Четвертая вершина - Ээр-Таг гора-седло »), получила свое название из-за характерной формы. Ее северный склон, имеющий складчатую структуру, носит название «Каттама-Таг » или «слоистая гора ». Высшая отметка здесь - 1145,5 м.

Пятая вершина, носит романтическое название - Кекликучар гора , где летают кеклики »). На ней находится пещера «Хуркыз » - обитель «гурии ». Она очень интересна своим красивым, как каменное кружево сводом. Если верить народной молве здесь обитает дух небесной «пери».

Наивысшая ее точка - 1119м

У юго-восточного основания горы высится мавзолей Асаф-ибн-Бурхия - памятник XVIII в. Согласно мусульманской легенде, его возвели над местом упокоения визиря царя Сулаймана , который завещал похоронить себя именно здесь. Исследования показали, что он воздвигнут на месте культового сооружения X-XI в. и относится к ферганской зодческой школе. Наибольшую архитектурную ценность представляет собой богато орнаментированная входная портальная ниша.

Недалеко находится мечеть Рават-Абдуллахана датируемая XVI веком. Мечеть была плохо сохранена, остались буквально, только южная ее часть с молельным залом. На сегодняшний день она отреставрирована.

У восточного подножья горы , археологами раскопана средневековая баня, по предположениям ученых существовавшая с ХI по XIV вв. Два канала с севера и юга обтекают Сулайман-Тоо . Согласно летописям, они также священны - это Джупас - и Джаннат-арыки . На одном из них до сих пор работают чигири - водоподъемные колеса, практически ни чем не отличающиеся от средневековых.

В 2009 году священная гора Сулайман-Тоо внесена с список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Киргизии вблизи города Ош находится одна из главных святынь мусульман – Священная гора Сулайман-Тоо.

Ош является вторым по величине город в Кыргызстане и одним из самых древних в Средней Азии. Точная дата его основания до сих пор неизвестна. Так как письменная история его насчитывает больше тысячи лет, а археологические находки говорят вообще о трехтысячелетней историю. Историки утверждают, что в древности Ош был обнесен крепостной стеной, имел трое ворот, внутри возвышалась цитадель. Город в то время был крупным торговым центром на Великом шелковом пути, связывавшем Средиземноморье и Ближний Восток с Памиром, Тибетом, Китаем и Индией. С древних времен Ош славился своими базарами и караван-сараями. Главный рынок расположен на левом берегу реки Ак-Бура, и представляет собой классический образец восточного крытого рынка - тима. Более двух тысячелетий базар живет своей шумной и яркой жизнью, меняя свои постройки и расширяя границы, но остается на том же месте.

Легенды связывают основание города с царем Соломоном (Сулейманом) и Александром Македонским. Впервые о городе Ош упоминается в арабских источниках IX в.
В те времена гора Сулайман-Тоо служила ориентиром для путешественников, которые считали её священной. Этот древнейший памятник искусства и истории, известен с незапамятных времен. Вплоть до XVI столетия, гора называлась Бара-Кух, но затем была переименована в Тахты-Сулейман, что означает «трон Соломона».

Так эту священную гору называли до XX века, когда она была вновь переименована в Сулайман-Тоо.
Гора всегда имела культовое значение для верующих, особенно для огнепоклонников. Некоторые историки считают, что пророк зороастризма Затуштура жил и создавал свое учение в одной из пещер на Сулайман-Тоо. Также здесь существовал один из храмов зороастрийского культа воды и огня. Не исключено, что и название города Ош происходит именно от этих слов – Охшо, Йахша-Ош. До сих пор гора хранит в себе много ценной и удивительной информации – сотни петроглифов высечены на каменных плитах, стенах пещер и гротов.
К сожалению, как это случилось с очень многими объектами религиозного характера, мечеть была разрушена советскими властями в 1963 году. Однако, благодаря сохранившимся старинным изображениям этого архитектурного памятника, мечеть была восстановлена в 1991 году.
Горный массив Сулайман-Тоо представляет собой известковый останец, протяженностью чуть более километра и шириной в 560 метров. Наивысшая точка этого массива достигает 1175 метров.

В горе располагаются семь пещер, входы которых обрамлены гротами. Самыми знаменитыми и популярными среди паломников считаются пещеры «Чакка тамар» и «Тепеункур». Согласно древним поверьям пещера «Чакка тамар» обладает уникальными целебными свойствами. Весь горный массив огибают священные водные каналы Джупас-арык и Джаннат-арык, на которых до сих пор работают средневековые водоподъемные колеса. Здесь же располагается мечеть, «Рават-Абдуллахана», которая, по некоторым сведениям, была построена в XVI веке и здание-худжра («дом Бабура»).

Сегодня гора Сулайман-Тоо – своеобразная Мекка, которая является последней надеждой для многих своих посетителей. Основная часть которых – женщины. Кто-то просит у Сулайман-Тоо благополучия для семьи, кто-то - здоровья, кто-то – продолжения рода. Люди верят в магические свойства древнего святилища.

В 2010 у подножия горы началась стройка «временных домов» для населения пострадавших от беспорядков на улицах Оша после свержения режима президента Курманбека Бакиева, что вызывает определённые опасения у историков и культурологов.

Архитектурный комплекс "Башня Бурана", Кыргызстан

Минарет Буранинского городища является одним из древнейших сооружений этого рода на территории Средней Азии. Башня Бурана находится в 12 км к юго-западу от киргизского города Токмака по дороге в ущелье Кегеты киргизского хребта, на левом берегу реки Чу. Её постройка датируется в X-XI века. Первоначальная высота башни была не менее 40 м, её верхняя часть однако была сброшена землетрясением. На сегодняшний день высота составляет 21, 7 метра.

Озеро Иссык-Куль, Кыргызстан

Самое красивое и самое большое озеро Центральной Азии. Иссык-Куль расположен между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тоо (обращенные к солнцу) и Терскей Ала-Тоо (обращенные от солнца) на высоте 1609 м над уровнем моря. На побережье озера расположены курорты, работающие круглогодично, где можно не только великолепно отдохнуть, но и поправить своё здоровье.

Мемориальный комплекс «Ата-Бейит», Кыргызстан

Здесь захоронен почти весь цвет киргизской интеллигенции. В музее «Ата-Бейит» хранятся личные вещи и архивные материалы репрессированных. Тела были сброшены в печь для обжига кирпича на Чон-Таше: мусульман, христиан, буддистов, иудеев. Среди них - основатели киргизского советского государства, первые наркомы.

Центр отдыха «Каприз», Иссык-Куль, Кыргызстан

Центр отдыха «Каприз» - это 140 современных уютных номеров, комфортабельных апартаментов и коттеджей. Относится «Каприз» к люксовым отелям, где имеется высокий уровень сервиса, широкий набор дополнительных услуг. К Вашим услугам безупречный room-service, рестораны, бары, конференц-залы, солярий, салоны красоты, SPA и многое другое.

Горнолыжный Отель «Каприз-Каракол», Кыргызстан

Отель «Каприз-Каракол» - это лучшее место для любителей горнолыжного катания зимой, экстрима и ярких впечатлений – летом, а также для проведения корпоративного отдыха и бизнес-мероприятий.

Санаторий «Голубой Иссык-Куль», Кыргызстан

Санаторий «Голубой Иссык-Куль» расположен на берегу озера Иссык-Куль в городе Чолпон-Ата, в 250 км от Бишкека. На территории санатория находятся месторождения чолпон-атинской грязи и источники минеральной воды, которые применяются при проведении водных процедур (минеральные, кислородные, жемчужные, углекислые ванны). Отдыхающие размещаются в четырех спальных корпусах, в 2-х 3-х и 4-х местных номерах с отдельными удобствами. Показания к лечению в санатории: заболевания органов дыхания нетуберкулезного характера, болезни системы кровообращения, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы, болезни кожи, урологические заболевания и гинекологические.

Ипостасях - лишь прелюдия к Соломоновой горе, или, если по-киргизски, Сулайман-Тоо. Нависая над городом своими пятью вершинами, она похожа гигантский ретранслятор, передающий на Землю сигнал высших сил. По легенде, здесь молился Соломон, а вполне исторический Бабур Великий Могол бывал здесь вполне достоверно. С каких пор гора священна, никто не знает, но безусловно не менее тысячи лет. Живописные скалы, пещеры (прямо в одной из которых музей), святые камни, петроглифы и конечно же виды на город с его бескрайними махаллями - на прогулку по Сулейман-горе нужно как минимум пол-дня, а всю её облазить не успеешь за день. Соответственно, и рассказ мой будет из двух частей - в первой поднимемся на гору и полюбуемся донельзя азиатскими видами Оша, а во второй пройдёмся по склонам пяти её вершин.

Раз уж пост посвящен в основном панорамам, сначала посмотрим на Ош из окна гостиницы "Ош-Нуруу" (типовой советский "Интурист" на главной площади), где мы ночевали вторую ночь. Вид из торцевого окна на восток предельно скучен - одноэтажный зелёный город без явных доминант. Мрачный двор в середине кадра - СИЗО, возможно частью ещё царских времён. А зубчатые опалённые горы на заднем плане - это коротенькая (десяток километров) гряда Кырташтау, чья высшая точка (1545м) уже в Узбекистане. Сулейман-гора хотя и стоит одиноко, но явно продолжает эту гряду:

Вид на северо-восток. В Оше есть и советский микрорайон с целой одной новостройкой, а за ним промзона с ТЭЦ и непременными в Ферганской долине хлопкоперерабатывающими фабриками. А о жизни в ошских пятиэтажках (не знаю, правда, этих ли) хорошо написал только что вернувшийся оттуда serge_novikov : Кварталы вокруг мечети Аль-Бухари безлики и колоритны одновременно. Это не махалли неопределённого возраста, а поздняя советская застройка. В каждой такой брежневке всего четыре этажа - на стыке Ферганской долины с горными хребтами редко строили выше, опасаясь землетрясений. Изначально эти дома были похожи друг на друга как братья-погодки из бедной семьи - неказистые с виду, но аккуратные и сдержанно нарядные. С годами, когда СССР уже не было, а город стал обазариваться и окишлачиваться, похожесть стала другой - ошские четырёхэтажки как по команде обросли садами и виноградниками, спутниковыми тарелками и фантастическим самостроем. В Оше я не родился и не вырос, но узнаЮ здесь дворы моего детства. Тут, как и 25 лет назад, двери подъездов открыты нараспашку - жильцы ещё не думают о домофоне и подобных ему символах отчуждения. Здесь по-прежнему ходят в гости к соседям и не боятся выпускать детей на улицу. А сами они, чумазые и счастливые, с первобытным азартом играют в футбол или соревнуются в меткости, стремясь выбить бараньей костью горку камней, под которыми положена бумажка в 50 или 100 сомов .

3.


В той же стороне, но гораздо ближе - Почётное консульство России, которое отмечает знакомый флаг. Кстати, здание явно какое-то интересное, причём единственная сталинка за Ак-Буурой - знать бы, что тут было до распада СССР.

4.


И наконец почти строго на севере Сулейман-гора, совершенно меняющая обыденный пейзаж. По киргизским меркам она невысока - всего 1172 метра над уровнем моря, но выглядит она не совсем горой, а скорее полуразрушенным дворцом или храмом из оплывшей туркестанской глины, и потому кажется грандиозной - полтора километра в длину, метров двести над городом... Её вершины, справа налево: Тахты-Сулейман (Трон Соломона) или Буура-Тоо (Верблюд-гора), Шор-Тоо (Солёная гора), Каттама-Тоо (Слоистая гора, едва просматривается чуть левее - она как бы в стороне от других вершин), Рушан-Тоо (самая высокая) и Ээр-Тоо (Седло-гора) на отшибе. Мы с darkiya_v за пол-дня обошли три вершины:

5.


Трон Соломона - собственно, изначально Сулайман-Тоо называлась только эта вершина, а вся гора была известна как Бара-Кух, но где-то в 19 веке название самой чтимой из вершин разошлось на четыре других, эту же прозвали Верблюжьей горой из-за сходства очертаний. Там смотровая площадка и так называемый "домик Бабура" - не мавзолей, не мечеть, а как бы беседка, которую будущий Великий Могол построил над камнем со следами лба и колен Соломона. Утром площадка пустынна, но к середине дня там будет не протолкнуться:

6.


У подножья горы - крупнейшая в Киргизии, но при том всё равно небольшая мечеть Сулейман-Тоо, а "окно" в склоне - это музей, устроенный в 1978 году прямо в одной из перещеры, которыми Рушан-Тоо изрыт особенно плотно:

7


На гору ведут две лестницы - одна чуть за мечетью прямиком к музею, а другая - из центра к домику Бабура, и ходили мы только по второй. Начало подъёма - между средневековой мечетью Рават-Абдаллахана и заброшенным рестораном в виде тюбетейки, которые можно увидеть в прошлой части. Кривая улочка густо обсажена ждущими милостыни люляйками:

8.


Справа - руины средневековой бани:

9.


Ворота Огня - с другой стороны, соответственно, ворота Воды:

10.


Собственно, начало лестницы, отмеченное беседкой в восточном стиле. У ворот касса, взимают чисто символическую плату (кажется, 5 сом, то есть 3 рубля), но при этом в другие ворота можно пройти бесплатно (равно как и на саму гору взойти прямо по скалам), а запирают ли двери на ночь, не знают и сами местные.

11.


Купол мавзолея:

12.


При этом гора по всему подножья обнесена забором, оформление которого меняется через каждые пару сотен метров. Тут - видимо, напоминание о Великком Шёлковом пути и о том, что мы между Ближним и Дальним Востоком:

13.

А тут и вовсе какие-то вавилонские сюжеты:

14.

Второстепенные ворота, через которые я и прошёл за забор:

15.


Скалы у подножья, вдоль которых идёт тропа, примечательны своими петроглифами необычных геометрических форм, увы, изгаженными в наше время. Но о петроглифах я подробнее расскажу в следующей части - не везде так густо, но покрыта ими почти вся гора.

16.


Выше скал с петроглифами - пологий мягкий склон, на котором раскинулось кладбище:

17.


18.


19.

На само кладбище я не ходил, а лишь фотографровал его с тропы, которая в другую сторону ведёт к мечети:

20.


Так что вернёмся к Воротам Воды и пойдём вверх по лестнице:

21.


Надо зметить, подниматься на гору удивительно легко, особенно после полудня, когда лестницу накрывает тень склона. Но дело даже не в этом - необъяснимая лёгкость ощущается на Сулейманке всегда, здесь словно ослаблена гравитация, кожей чувствуется какой-то восходящий ток.

22.


Вид на восток - ещё только лестницы. Хорошо видны показанные в прошлых частях Ошский университет (красное здание по центру), ресторан-"тюбетейка", коробка "Кыргызтелекома" слева, крыша Узбекского театра чуть правее, парк на одном берегу Ак-Бууры и махалли на другом:

23.


Выше открываются виды на запад вдоль склона - тут безбрежный простор махаллей с одинокими минаретом мечети Жийделик и зелёной полосой вдоль Северного арыка (это где нории из прошлой части куртятся). А вдалеке Кырташтау и проходящая где-то там узбекистанская граница:

24.


С более низкой точки - тот же самый минарет и ещё одна одинокая Караульная гора (1115м) - сейчас она вполне оправдывает своё навание, так как граница Узбекистана обнимает её дальнее подножье.

25.

Вид на северо-восток. У подножья - мечеть Раван-Абдуллахана:

26.


Ну вот мы и на площадке прямо перед "домиком Бабура". Как видите, под вечер тут не протолкнуться, и в основном гуляет по горе молодёжь. Даже вечером, когда я ждал оставшуюся на вершине Даркию внизу, на гору народ, в основном парами, шёл активнее, чем с горы. Ещё на лестнице был забавный диалог с шедшей мимо студенческой компанией:
-Хэллоу!
-Привет!
-А, привет-привет, Москва! Как вид? Красотка?
-Эээ, - косясь на девушек из компании, - красотка тут тоже есть, но это другое.
Ребята засмеялись, поняв свою оговорку, и поспешили дальше наверх.
А вот бинокль на площадке, увы, не работает, и даже монетка его тупо пролетает насквозь:

27.


Однако зачем мне бинокль, когда есть 30-кратный зум? Пойдём по мусульманскому обычаю справа налево, а сначала глянем вниз - хорошо видна тропа с петроглифами ниже скал, мавзолей Асафа ибн-Бурхия (который молва отождеставляет с моглой одного из приближённых Соломона и даже самого царя), мудрёной формы исторический музей и тот уютный скверик перед ним, в зелени которого белеет Трёхэтажная юрта - всё это я показывал в прошлой части.

28.


Вид на юг, вдоль параллельных улиц Ленина (слева) и Курманджан-датки (справа) - гостиница (откуда сняты кадры в начале поста), Киргизский драмтеатр (1972), на соседней площади Белый дом с флагштоком, а левее можно даже Ленина разглядеть. У подножья этих зданий - остатки русского уездного Оша, роща в правой части кадра скрывает православную церковь.

29.


Главный выезд из Оша - на востоке, отмечен полукруглой аркой. Сюда мы приехали из , сюда веъзжают бишкекские маршрутки после , а улица за аркой красноречиво называется Памирской, так как это начало легендарной дороги в Хорог. Что за мрачные постройки доль улицы - увы, не знаю, справа напоминает мелькомбинат, а слева какие-то фавеллы, да и только:

30.


Левее (севернее) этой улицы заканчивается железная дорога, и я долго шарил зумом по крышам, надеясь заснять вокзал Ош-1 (куда, как говорилось в первой части, пассажирские поезда не ходят аж с 1978 года, когда из-за аварии здешний путь признали небезопасным) - в итоге поймал в кадр пути, какие-то пакгаузы и дом с трубой, который издалека за вокзал и принял. До Бишкека отсюда грузовой поезд едет через 5 границ, пересекая все страны Средней Азии, кроме Туркмении.

31.


А ещё левее - Ошский базар, с горы кажущийся совсем маленьким. Да он сейчас и стал маленьким, "раскиданный" на несколько базаров по городу и окрестностям. А был ещё недавно крупнейшим рынком бывшего СССР:

32.


Царство махаллей и острова микрорайонов - этот вид я снял с другой точки, но суть в общем та же:

33.


Промзона. Хорошо заметно, что трубы строились сейсмоустойчивыми. Где-то в дымке уже Узбекистан - с этой стороны он подходит к Ошу совсем близко.

34.


Мечеть Шахид-тепа на базаре, показанная в прошлой части - вблизи она огромна, а издалека словно тонет в окружающих махаллях:

35.


Махалли - это что-то вроде Леса из "Улитки на склоне", не район - а среда, живущая своей жизнью:

36.


Но сверху лучше видно их устройство - бесконечные замкнутые дворы, которые не увидишь за глухими фасадами улиц. Самые лучшие дворы, впрочем, не увидишь и сверху, так как их защищают от Белого Солнца деревья:

37.


Немного видов с других точек - хотя из-за сложной формы горы обзор они дают обычно только в одну сторону, поэтому не так интересны. Вот на юг - кладбище, Киргизско-узбекский университет, одноэтажные районы, а вдали понемногу встаёт Алай - преддверие Памира.

38.


Ещё одна показанная в прошлой части мечеть (это где муэдзин и почтенные люди) и "аллея" Южного рынка, одна из норий которого и вовсе была в прошлой части на заглавном кадре.

39.


Мечеть Сулейман-Тоо, вид с музейного балкона:

40.


И лишь одно я так и не понял - почему молва отождеставляет гору с Соломоном? В Джалал-Абаде легенда про Иова потому, что там целебные ключи, где он якобы исцелился от язв, в Арсланбобе вспоминают Александра Македонского потому, что орех у них растёт "грецкий", а здесь? Может изначально имя Соломона было просто метафорой - главнейшая, святейшая, мудрейшая гора, гора всех гор Туркестана...

41.


В следующей части, последней о Кыргызстане - о собственно горе и её чудесах.

КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.
Предыстория.
.
.
. Областной центр по-киргизски.

Каждый из нас знает про существование волшебных мест, где в силу исторических, природных или финансовых предпосылок создано специальное пространство, исполняющее заветные желания гораздо чаще (в процентном соотношении), чем другие точки на карте. Такие магические уголки есть и в Кыргызстане. Самое надежное из них - Сулайман-Тоо в Оше. Знающие люди уверяют: если забраться в пещеру Чакатамар, положить руки на камень, напоминающий раскрытый Коран, и загадать желание, оно обязательно сбудется. Ну а для надежности нужно совершить несколько других ритуальных действий.

Корреспондент "Открытой Азии онлайн" побывал на этой горе, поднялся на вершину и, конечно, загадал желание.

Что такое Сулайман-Тоо

Ош является вторым по величине городом в Кыргызстане и одним из самых древних в Средней Азии. В центре этого города и расположена гора, которая имеет несколько названий: "Сулайман-Таг" - общетюркский вариант, "Тахти-и-Сулейман" - ирано-таджикское название, "Сулайман-Тоо" - кыргызское звучание. До XVI она называлась Бара-Кух.

Гора названа в честь пророка трех великих религий царя Соломона или Сулаймана, которому за мудрость и благочестие был подарен каменный трон. Поднять его могли только 500 джиннов. Вот этот трон и есть наша гора.

В 2008-м году Сулайман-Тоо была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одна из особенностей ислама, распространенного в Центральной Азии, - культ мазаров и кадамжаев, то есть мавзолеев, гробниц святых, объектов природы, которые долгое время заменяли кочевникам мечети, - рассказывает историк Калмурза Исмаилов. - Это пережиток доисламской традиции. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Рукотворные святыни чаще называют мазарами, а нерукотворные - кадамжаями, что в переводе с арабо-персидcкого означает "место следа святого". В Центральной Азии самые известные мазары расположены на территории современного Узбекистана, а вот самым священным кадамжаем считается как раз Сулайман-Тоо.



Гора - это пятиглавый известковый утес длиной 1140 м и шириной 560 м. Самой высокой точкой Сулайман-Тоо является отметка в 1175 м.

Как добраться

В Ош летают самолеты. Однако рейсов из Центральной Азии нет, так что сначала придется лететь в Бишкек, а уже оттуда лететь до Оша. Можно добраться и на машине. Этот вариант займет, конечно, больше времени. Но зато и впечатлений будет гораздо больше.



Горные перевалы, долины, ущелья, леса... Мягкие холмы сменяются скалистыми горами, маленькие ручейки - бурными реками. За один день вы увидите реку Нарын и каскад Нарынских ГЭС: Таш-Кумырскую, Уч-Курганскую, Курпсайскую и сердце страны - Токтогульскую. Сможете искупаться в Токтогульском водохранилище и поиграть в снежки на перевале Тёо-Ашуу (даже летом!).



Поесть в дороге - не проблема. К услугам путешественников большие рестораны, маленькие кафе и аборигенные юрты. Но водители большегрузных машин, которых немало на трассе, связывающей юг и север республики, предпочитают останавливаться и отдыхать в Париже. Кому пришло в голову назвать так крохотный городок из двух десятков вагончиков и простеньких сельских домиков и юрт, расположенный в Суусамырской долине недалеко от тоннеля на перевале Тёо-Ашуу, сейчас не помнит никто. Наши "парижане" не только кормят путешественников, но и исправно снабжают их прекрасным кумысом и горным медом.



И обязательно пообедайте в ущелье со смешным названием Чычкан (в переводе с кыргызского - мышь, хотя скалы ущелья меньше всего напоминают это маленькое серое существо). Главное блюдо здешних придорожных общепитов - вкуснейшая речная форель, которую выловят и зажарят тут же, буквально на ваших глазах.

Что нужно сделать, чтобы желание сбылось

На Сулайман-Тоо множество мест, которые способны исполнять желание. Самый простой способ - подняться на гору повыше, загадать желание и привязать ленту на ветку дерева (выбирайте то, где уже есть ленточки). Привязать можно любой кусочек ткани, но считается, что чем она светлее, тем чище помыслы того, кто загадал желание.



Желания исполняет и пещера Чакатамар. Попасть в нее можно только ползком (где-то ползти придется буквально на животе). Там надо положить руку на камень, похожий на раскрытую книгу (считается, что это Коран), и загадать желание.

Обладает гора и целебным эффектом. Излечивает она более 20 недугов, главный из которых - бесплодие. Чтобы вымолить детей, надо забраться в Чакка-Тамар, спуститься с Бел-Таш, бросить монетку в Тепеункур и обязательно сходить к пещере Бишегене - "мать-колыбель". Засунуть руки в отверстия, три раза подтянуться и попросить про себя детей.



А вот другие волшебные места Сулайман-Тоо.

Как это работает

"Сулайман-Тоо имела сакральное, то есть священное значение уже в III тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы, сохранившиеся у входа в пещеру Руша-Ункур, или пещеру орлов. Как свидетельствуют археологические изыскания, Сулайман-Тоо считалась священной во все периоды истории: во время тотемизма, зороастризма, буддизма, христианства несторианского толка. Упоминание горы встречается в литературных памятниках разных эпох.Так что когда со склонов горы вы обращаетесь к Богу, вы просто следуете традициям своих предков. При этом неважно, какую религию они исповедовали. Эта гора видела всякое. Безусловно, рассказы о волшебных свойствах Сулайман-Тоо - всего лишь миф. Однако давно замечено, что вера творит чудеса", - утверждает историк Калмурза Исмаилов.

"В таких местах, как правило, можно загадывать только одно желание, - поясняет психолог Фатима Раимкулова. - А значит, это прекрасная возможность понять, чего на самом деле хочешь. Большинство людей слишком абстрактно формулируют свои желания, а то и вовсе хотят всего сразу и ничего конкретно. При определении цели подсознание начинает работать очень активно, направляя все силы на ее достижение".



Не стоит забывать, что мысль материальна, сегодня это уже не гипотеза, а научно доказанный факт. И мысли миллионов людей, которые приходили на склоны Сулайман-Тоо в поисках просветления на протяжении тысячелетий, не могли не оставить следа. Не случайно в любой религии есть понятие "намоленное место", и Сулайман-Тоо - как раз из этого числа.

Что делать, если ты не веришь в чудеса

Все равно побывайте на Сулайман-Тоо. Во-первых, говорят, гора помогает даже тем, кто в нее не верит. А, во-вторых, это настоящий памятник, и здесь есть, на что посмотреть. На вершине Буура-Таг расположена мечеть «Тахты-Сулайман», относящаяся к XVI в., которую еще называют «домиком Бабура». Мечеть была полностью разрушена в 1963 году по приказу властей, однако в 1991 ее восстановили по имеющимся фотографиям.