Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Географическое положение западно сибирской равнины кратко. Природно–климатическая характеристика Западной Сибири

Географическое положение западно сибирской равнины кратко. Природно–климатическая характеристика Западной Сибири

Площадь — 2 млн. 427 тыс. км.

Состав: Алтайский край. Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ. Республика Алтай.

Население — 15 млн. 49 тыс. чел. Крупные города — Омск, Новосибирск (миллионеры), Барнаул, Новокузнецк и др.

ЭГП достаточно выгодное. Граничит с индустриальным Уралом, сырьевой базой Восточной Сибири и Казахстаном, находится на пересечении речных и железнодорожных дорог.

Природные условия северной части сложные: большие площади заняты вечной мерзлотой, более трети территории заболочено. Климат континентальный, особенно суровый заполярным кругом. Около 60 % территории занимает тайга с многочисленными болотами. Такие условия затрудняют хозяйственное освоение района. В южной части равнины расположены лесостепи и степи на черноземных почвах.

Природные ресурсы очень богатые. На равнинной части сосредоточены основные запасы топливных ресурсов России — нефть, газ, торф. В Кузнецкой котловине — уголь. На Алтае, в Горной Шории, Салаирском кряже — железные, полиметаллические руды, золото, ртуть и др. В степных озерах большие запасы солей. Западная Сибирь хорошо обеспечена водными ресурсами (Обь, Иртыш, Бия, Катунь и др.) Тайга богата древесиной и пушниной, реки — рыбой. Степи и лесостепи имеют хорошие агроклиматические ресурсы.

Хозяйство имеет четкое территориальную структуру: северная часть района специализируется на нефтехимической промышленности, южная — на угольно-металлургической.

Отрасли специализации:

Добыча нефти и газа. Западная Сибирь — главная топливно-энергетическая база России. В Среднем Приобье добывается 70 % высококачественной дешевой нефти страны (Саматлор, Сургут, Усть-Балык). Месторождения Нижнего Приобья (Ямбург, Уренгой, Медвежье) дают 90 % российского газа. По системе трубопроводов топливо передается в Европейскую часть.
Химическая промышленность. В качестве сырья используются нефть, газ, соли, отходы металлургии и деревообработке. Крупные нефтехимические, нефте - газо- и лесохимические комбинаты Омска, Томска, Тобольска, Новосибирска, Кемерово производят разнообразную продукцию. (пластмассы, волокна, красители, каучук, удобрения и др.).
Чёрная металлургия. Создана на базе угля Кузбасса и железной руды Горной Шории (и привозной). Юг Западной Сибири — крупнейшая угольно-металлургическая база страны. Центр — Новокузнецк.
Машиностроение. Производит металлоёмкое оборудование для металлургии и горнодобывающей промышленности, а так же сельскохозяйственную технику, станки, приборы, подшипники и др. Крупные заводы расположены в Новокузнецке, Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерово.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, свеклы и разведении мясо-молочных пород скота. Степи Алтайского края — один из основных зерновых районов России. На севере Западной Сибири развито оленеводство, рыболовство и пушной промысел.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.



Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции


Таблица 2

Наименование материалов г. Братск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

Транспортные показатели по снабжению материалов.

Наименование материалов Количество материалов на программу г. Нефтьюганск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
182035045,5

Таблица 4

Экономичес кие районы потребления Условные Транспортн ые центры Удельный вес в потреблении, % Количество грузов г. Братск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продукции, р.
Восточно – Сибирский Канск 10440ё
Красноярск
Чита
Абакан
Челябинск
Улан – Удэ
Иркутск
Назарово
Ангарск
Минусинск
Итого:

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)


Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям
Экономичес- кие районы потребления Условные Транспорт- ные центры Удельный вес в пот – реблении Количество грузов г. Нефтьюганск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продук- ции, р.
Западно – Сибирский Новоси- бирск
Новоку- знецк
Ишим
Кемерово
Тюмень
Томск
Рубцовск
Барнаул
Славгород
Сургут
Итого:

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

618243788,04 =772804735,05

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей

Включает Западно-Сибирскую низменность (90% территории) и горы Алтая. Состав: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Алтайский край, Республика Алтай, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

ЭГП Западной Сибири по сравнению с другими восточными регионами достаточно выгодное. Она граничит с индустриальным Уралом, сырьевой базой Восточной Сибири и Казахстаном, находится на пересечении речных и железнодорожных дорог.

Территория района делится на две неравные части. Большую часть занимает Западно-Сибирская равнина, расположенная на молодой палеозойской платформе. Это одна из крупнейших аккумулятивных равнин мира с высотами до 200 м, однообразным слабопересеченным , значительно заболоченная. На юге лежит страна, принадлежащая каледонской и герцинской складчатости. Это самая высокая часть района. Наивысшая точка - г. Белуха (4506 м).

Богата природными ресурсами. Основные ресурсы - нефть и газ, торф, уголь, . Огромные запасы нефти и газа находятся в труднодоступных районах, в глухой заболоченной тайге. К северу от Алтая расположен Кузнецкий бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (район Горная Шорня) разрабатываются железные руды, но они значительно истощены. Основной железорудный бассейн района, пока еще не освоенный, находится в Томской области. Алтай содержит запасы ртути и золота, в Кулундинских степях - залежи разных солей.

Население. Освоение Западной Сибири началось с 16 в. с основания Тюмени, Тобольска, Сургута и др. городов. Новым этапом в освоении стало открытие в середине 20 в. крупнейших запасов нефти и газа. В настоящее время в Западной Сибири проживает более 50% населения восточной зоны, основная часть – на юге вдоль железнодорожных магистралей. На остальной территории расселение очаговое – по и вблизи нефтегазовых промыслов. Городское население составляет 74%; крупные города - Омск, Новосибирск (миллионеры), Барнаул, Новокузнецк и др.

Западная Сибирь более развита, чем Восточная Сибирь и в хозяйственном отношении. Промышленность района многоотраслевая, - высоко развито.

Отрасли специализации - топливная промышленность, химия и нефтехимия, и зерновое хозяйство.

Западная Сибирь - главная нефтедобывающая база страны, она дает свыше 70% общероссийской добычи нефти и природного газа. На базе нефтедобычи в среднем течении Оби с 70-х годов начал формироваться Западно-Сибирский ТПК. Основные месторождения - Самотлор, Усть-Балык, Сургут. Газ добывается, в основном, на севере района. Крупнейшие месторождения -Уренгой, Заполярное, Ямбург. Нефтепереработка и нефтехимия развивается в Омске, Томске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске. Нефть и газ передаются на запад, а также частично на юг и восток.

Черная металлургия района концентрируется в Кузнецко-Алтайском ТПК на базе углей Кузбасса и привозных железных руд. Главный центр - Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного цикла).

На базе местного сырья - нефелинов развивается алюминиевая промышленность, а также из дальневосточных концентратов выплавляется олово и сплавы. В Белове выплавляется цинк из местных полиметаллических руд.

Машиностроение выпускает продукцию, используемую во всех районах Сибири. В делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В выпускают тяжелые станки, прессы и турбогенераторы. В Рубцовске - Алтайский тракторный завод. Приборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.

Выпускает азотные удобрения, красители, медикаменты, пластмассы, шины. Развивается нефтехимия. Сосредоточена химия и нефтехимия в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово, Омска, Томска и других городов.

Добыча нефти и газа и нефтепереработка обостряют экологическую ситуацию в районе.

Агропромышленный комплекс. На севере развиты оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг района - один из основных зерновых районов страны. Кроме того, здесь развиваются молочно-мясное животноводство, овцеводство, птицеводство.

Электроэнергетика района представлена многочисленными ТЭС (работают на мазуте и газе), крупнейшие из них - Сургутские ГРХ, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС. ТЭС Кузбасса работают на угле.

Транспорт. Основой транспортной сети стала ( - Новосибирск - ), проложенная в лос конце XIX - начале XX века. Позже была проложена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск - Новокузнецк - Тайшет), а также меридиональные железные дороги в северном направлении.

Трубопроводный транспорт развивается сейчас быстрее остальных видов . Основные нефтепроводы:

  • Усть-Балык - Омск - Павлодар - - Чимкент - Казахстан;
  • Шаим - Тюмень;
  • Александровское - Нижневартовск;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск;
  • Нижневартовск - Курган - Самара и другие.

Построены также десятки газопроводов, идущих в основном на запад, в и в .
Освоение ресурсов Западной Сибири повлекло за собой много проблем: нарушение экологического равновесия в тундре, загрязнение и отходами металлургии, создание трудностей для традиционных занятий коренного населения.

Западная Сибирь как ПТК.

Общие сведения. Западно-Сибирская низменность, или равнина, - третья

по величине после Русской равнина мира. Её площадь около 2,6 млн. км2. От

сурового побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной

Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея – на 1900

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи: на

севере – береговая линия Карского моря, на юге – подножия Казахского

мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау, на западе – восточные

предгорья Урала, на востоке – долина реки Енисей.

Рельеф. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь

плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину,

видишь необозримые плоскости – ни бугорка, ни увала. Такой рельеф

образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые мощным

осадочным чехлом (3-4 тыс. м) перекрыли плиту палеозойского возраста.

Горизонтальное наслоение осадочных пластов – главная причина плоского

рельефа равнины.

Повлияло на рельеф Западно-Сибирской равнины и оледенение. Но ледник

здесь не пересекал 60° северной широты.

На юге равнины во время разливов рек, подпруженных на севере льдом, на

колоссальных пространствах откладывались озёрные и речные наносы – пески и

суглинки.

Оледенение повлияло не только на рельеф, но и на растительный и

животный мир западно-Сибирской равнины. Когда ледник отступил, север

равнины был завоёван тундрой и тайгой, хотя прежде там были

широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги,

гигантские олени. По остаткам стволов в болотах можно судить о том, что

граница лесов располагалась на несколько сотен километров севернее, чем в

настоящее время.

Климат. Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской

равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении

годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении

продолжительности весны и осени – переходных сезонов года.

На стыке воздушных масс умеренной зоны с тропическими возникают

циклоны, приносящие дожди. В начале лета этот фронт действует на юге –

влагу получает зона степей (около 300 мм в год). В июле жаркий воздух

господствует над всем югом равнин, а циклоны смещаются к северу, принося

осадки зоне тайги(500 мм в год). В августе фронт доходит до тундры, где

выпадает до 250 мм в год.

Зимой на стыке умеренных и арктических масс воздуха действуют циклоны

арктического фронта. Это смягчает морозы на севере, но из-за большой

влажности и сильных ветров жёсткость климата здесь проявляется и при

меньших морозах.

Обилие поверхностных вод. Западно-Сибирская равнина богата реками,

озёрами, болотами, в размещении которых по территории чётко прослеживается

зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги.

Самая крупная река Западно-Сибирской равнины – Обь с притоком Иртыш.

Это одна из величайших рек мира. В России она занимает первое место по

длине (5410 км) и по площади бассейна (2990 тыс. км 2).

Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные

Надым, Пур, Таз, а также Тобол.

Среди многочисленных озёр преобладают заполняющие ледниковые озёрные

котловины и располагающиеся на месте бывших стариц. По количеству болот

Западно-Сибирская равнина тоже мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше

такой заболоченной территории площадью в 800 тыс. км 2, как здесь.

Классическим примером заболоченности может служить Васюганье –

географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша. Причин

образования столь обширных заболоченных площадей несколько: наличие

избыточного увлажнения, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, низкие

температуры воздуха, способность торфа, который преобладает здесь

удерживать воду в количествах, во много раз превышающих вес торфяной массы.

Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Климат Западной Сибири

континентальнее и суровее, чем на востоке Европейской части России, но

мягче, чем в остальной Сибири. Большая протяжённость равнины с севера на юг

позволяет уместиться здесь нескольким широтным зонам – от тундры на севере

до степей на юге.

Огромные размеры Западно-Сибирской равнины и плоский рельеф позволяют

особенно хорошо проследить широтно-зональное изменение природных

ландшафтов.

Тундра. Главная отличительная черта тундры – суровость климата.

Приспосабливаясь к суровым условиям, растения тундры с осени

подготавливают зимующие почки. Благодаря этому весной они стремительно

покрываются листьями и цветами, а затем и плодоносят. В тундре много

различных растительных кормов, поэтому здесь гнездится множество

растительноядных птиц.

Лесотундра. Лесотундра – первая при движении к югу зона, где хотя бы

20 дней в году наблюдается летний термический режим, когда средние суточные

температуры превышают 15 °С. Здесь тундра чередуется с криволесьем и

мелколесьем.

Лесоболотная зона. Более половины территории Западной Сибири занято

лесоболотной зоной. На междуречных пространствах преобладают болота, а

склоны речных долин и возвышенные участки (гривы) заняты таёжными лесами. В

северной части равнины господствуют елово-кедровые леса, в южной – елово-

кедровые с примесью пихты и берёзы.

Подзона лиственных лесов. Южнее тайги расположена подзона лиственных

лесов, которая в Западной Сибири протянулась неширокой полосой от

уральских гор до реки Енисея.

Лесостепь. Западносибирская лесостепь протягивается узкой полосой от

Урала до предгорий Салаирского кряжа. Обилие озёрных котловин – особенность

этой зоны. Берега озёр низкие, частью заболоченные или заросшие сосновыми

борами. В кулдинских сосновых борах обитают вместе со степными видами:

полевым коньком, тушканчиком – таёжные виды: белка-летяга, глухарь.

Степная зона. Эта зона отличается большими плодородными почвами, на

которых можно выращивать хорошие урожаи зерновых и овощей.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины весьма разнообразны.

Запасы нефти и газа таких месторождений, как Уренгой, Медвежье, Сургут

выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. На её территории также

сосредоточено 60% общих запасов торфа России. На юге равнины расположены

богатейшие расположения солей.

Большое богатство Западной Сибири – её водные ресурсы. Кроме

поверхностных вод – рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных

вод. Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и

лесотундры – этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается

значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы.

Кроме того, тундра – основной район разведения северного оленя. Тайга

Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

С древними осадочными породами триасового и юрского возраста,

суммарная толща которых более 800-1000 м, связаны залежи бурого угля. На

территории Тюменской области его запасы оцениваются в 8 млрд. тонн.

Однако основное богатство Западной Сибири – это нефтяные и газовые

залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую

нефтегазоносную провинцию Земли.

За полтора десятилетия (с 1953 по 1967 г.) было разведано более 90

месторождений нефти, газа и газаконденсата (светлой нефти). Последние 3

десятилетия Западная Сибирь держит первенство в России по добыче нефти и

природного газа.

Поиски в недрах Западной Сибири «чёрного золота» и «голубого топлива»

позволили обнаружить большие запасы железных руд на севере Новосибирской

Но эти огромные разнообразные богатства не так-то просто освоить.

Нефтяные и газовые месторождения региона природа «защитила» от человека и

мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов

крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, большая влажность

воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие –

мошкара и комары, мучающие людей и животных.

Для получения более подробной информации выберите регион по карте.

Краткая характеристика района

Экономико-географическое положение .

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономический район России. На западе район граничит с Северным и Уральским экономическим районами, на юге - с Казахстаном, на востоке - с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает крупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш). Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.

Природные условия и ресурсы.

Большую часть территории района занимает Западно-Сибирская равнина. Расположенная на юго-востоке Алтайская горная страна - самая высокая часть Западной Сибири (г. Белуха - 4506 м). Большая часть Западной Сибири располагается в области континентального климата умеренного пояса (более сурового, чем в европейской части России), а северная ее часть находится в пределах субарктического и арктического поясов. На природу крайнего севера заметное влияние оказывает Северный Ледовитый океан. Вследствие большой протяженности территории с севера на юг и с запада на восток различия в растительности заметны даже в пределах одного климатического пояса. В направлении с севера на юг зона арктических пустынь и тундры сменяется зоной тайги (Западная Сибирь - лесоизбыточный район). На широте Тюмени и Томска таежные леса уступают место узкой полосе лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предгорий Алтая небольшую площадь занимает степная зона но более засушливая, чем на Русской равнине. Лесостепные и степные районы Западной Сибири с черноземными почвами распаханы. Главная река района- Обь-- судоходна на всем протяжении и впадает в Карское море. У реки много притоков, многие из них судо-ходны. Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади Западной Сибири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет прокладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений. Западно-Сибирский район богат различными полезными ископаемыми. В его недрах находятся огромные запасы нефти и газа (особенно важные из них - в глухой тайге среди топей и болот). На район приходится более 60% российских запасов торфа. К северу от Алтая, между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау, расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (Горная Шория) добывались железные руды, но они уже почти выработаны. Но главные запасы железных руд, сопоставимые с запасами КМА, находятся в Приобье, в Томской области (к их освоению еще не приступили). В Салаирском кряже имеются запасы полиметаллических руд. На Алтае обнаружены ртуть и золото. В предгорьях Алтая находится курорт Белокуриха с минеральными источниками. Густые леса, стремительные реки, знаменитое Телецкое озеро притягивают на Алтай многочисленных туристов.

Население.

Численность населения района- 15 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей восточной зоны России. Средняя плотность населения - 6 человек на 1 км2. Размещено оно крайне неравномерно. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железной дороги и Кемеровская область (33 человека на 1 км2). В тайге села встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе плотность населения - 2-3 человека на 1 км2. Еще реже население размещено в тундре (в Ямало-Ненецком автономном округе плотность населения составляет 0,6 человека на 1 км2). Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов (народы уральской языковой семьи) - ненцы (около 30 тыс. человек) населяют Ямало-Ненецкий автономный округ: административный центр - г. Салехард, расположенный у Полярного круга. В среднем течении Оби проживают народности ханты и манси. Коренное население гор (юг Западной Сибири) - народ тюркской языковой группы - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи. В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города Западно-Сибирского рай- она расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города- "миллионеры"). Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции. В высоко урбанизированной Кемеровской области (87%) города располагаются в основном вдоль железнодорожной магистрали. В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе- 91%). Здесь выросли современные города: Надым- на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. Численность населения Сургута и Нижневартовска приблизилась к четверти миллиона. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Хозяйство.

Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири являются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а также зерновое хозяйство. Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов, финансировавшемуся за счет государства, Западная Сибирь стала главной базой России по добыче нефти и газа. А в последние годы и основой финансовой устойчивости страны. Нефть, добываемая здесь, высокого качества, а себестоимость ее самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м. В 90-е годы роль этого района усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки обеспечивается более двух третей валютных поступлений нашей страны. Западно-Сибирский район производит более 16% ВВП и промышленного производства, а также более 10% сельскохозяйственной продукции РФ. Наиболее существенна роль Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (в топливной промышленности - более 40% российских объемов производства) и Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности- более 10% по России). Однако анализ динамики структуры промышленности данного экономического района показывает, что наряду с увеличением значения отраслей ТЭК (почти до 70%) удельный вес машиностроения сократился в три раза, а легкой промышленности - в девять раз. Добыча нефти в годы перестройки экономики заметно снизилась, но район тем не менее является основным по добыче топливных ресурсов в стране. В 2001 г. здесь было добыто 230 млн. т нефти (в 1991г.- 329 млн. т). Крупнейшие месторождения находятся в Томской и Тюменской областях - Самохаорское, Усть-Балыкское, Сургутское. Месторождения стареют, истощаются; разведываются новые.Добыча газа производится на севере района. Крупнейшие месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованенковское, в Ямало-Ненецком автономном округе. Сейчас прокладывается новая ветка газопровода "Ямал - Европа". На базе тюменской нефти работают нефтеперерабатывающий завод в Омске и нефтехимические комбинаты Омска, Томска, Тобольска, Сургута, Нижневартовска. Нефть по нефтепроводам подается в Восточную Сибирь где работают НПЗ в Ачинске и Ангарске и в Казахстан. Развитие нефтегазохимического цикла происходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия- Омск, Томск, Новосибирск). Основная часть добываемого в регионе топлива вывозится за пределы Западной Сибири. Черная металлургия. Кузбасс является угольно-металлургической базой республиканского значения. Кузнецкие угли потребляются в Западной Сибири, на Урале, в европейской части России, в Казахстане. Главный центр черной металлургии - Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного металлургического цикла). Кузнецкий металлургический комбинат использует местные руды Горной Шории, а растущий Западно-Сибирский металлургический комбинат получает сырье из Восточной Сибири- Хакасские и Ангаро-Илимские руды. Металлургический завод есть и в Новосибирске. Цветная металлургия представлена цинковым заводом (Белове), алюминиевым (Новокузнецк) и заводом в Новосибирске, где из дальневосточных концентратов производят олово и сплавы. Освоено местное месторождение нефелинов - сырьевая база для алюминиевой промышленности. Машиностроение района обслуживает потребности всей Сибири. В Кузбассе делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяжелые станки и гидропрессы, а также есть турбогенераторный завод. В Рубцовске находится Алтайский тракторный завод; в Томске - подшипниковый; в Барнауле - котельный. Приборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске. На базе коксования угля в Кузбассе развивается химическая промышленность , которая производит азотные удобрения, синтетические красители, медикаменты, пластмассы, шины (Новосибирск и другие города). Развивается нефтехимия, использующая местное углеводородное сырье (нефть и газ). Сосредоточение производств с вредными отходами в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерова и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в регионе. В связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири также остро встает вопрос об экологии районов Севера России, так как создаются трудности для традиционных занятий коренного насе- ления: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохождения вездеходов, трубоукладчиков. Фонтанирование нефти, аварии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озерах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти процессы влияют на уменьшение размеров территории, где коренное население Западной Сибири может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством. Агропромышленный комплекс . В лесной и тундровой зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черноземными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством сохраняется значение пантового оленеводства, разводят в горах также коз и яков. Топливно-энергетический комплекс занимает ведущее место в промышленности региона. Топливными ресурсами район обеспечен и даже экспортирует их в другие экономические районы России и за рубеж. На Западную Сибирь приходится большая доля добычи всего углеводородного сырья России. На запад, восток и на юг от крупнейших месторождений проложены и строятся новые магистральные трубопроводы. Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется за счет работы тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе тепловые станции работают на угле. Электростанции Западной и Восточной Сибири образуют объединенную энергосистему Сибири. Транспорт. Великая Сибирская железнодорожная магистраль - Транссиб (Челябинск-Новосибирск-Владивосток) была проложена в конце XIX - начале XX вв. Позже была построена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск-Новокузнецк-Тайшет), связавшая Кузбасс, Казахстан и Восточную Сибирь, а также проложен ряд дорог на север. Введена в строй лесовозная дорога Асино-Белый Яр. Построены железные дороги Тюмень-Тобольск-Сургут, Сургут-Нижневартовск. В настоящее время на Обском Севере проложено еще несколько железных дорог. Одна из них (от Воркуты), перевалив Северный Урал, дошла до г. Лабытнанга (недалеко от Салехарда), а другая (от Сургута) достигла Уренгоя и тянется к Ямбургу. Очень дорого в районе обходится строительство автомобильных дорог (особенности строительства в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности). Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт. Построены и действуют нефтепроводы. Из мест добычи на севере района проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения, например, проведено на запад 6 ниток газопроводов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Польши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал-Европа"). Уникальность природно-ресурсной базы Западно-Сибирского района на перспективу обеспечивает сохранение его роли поставщика топливно-энергетических ресурсов и на внутренний и на мировой рынок. Глубина и многоаспектность проблем развития региона заставит в ближайшем будущем подумать о создании высокотехнологичных производств машиностроения, химической и нефтехимической промышленности и других обрабатывающих отраслей.