Меню
Бесплатно
Главная  /  Домашний очаг  /  Основные формы земной поверхности горы и равнины

Основные формы земной поверхности горы и равнины

    Но в таком случае мы не смогли бы жить на ровной пла-нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

    Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю-щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

    Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз-рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь-ко небольшие возвышения.

    Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об-разом возникла Валдайская возвышенность.

    Рассмотрите карту нашей области.

    Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

    Определите форму поверхности нашей области.

    Что такое овраг?

    Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ-ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти-тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра-ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

    Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней-шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

    Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне-вым цветом.

    Что обозначают таким цветом?

    Что такое горы?

    Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю-щиеся над окружающей местностью.

    В чём различие холмов и гор? Ж

    Рассмотрите территорию нашей области.

    Есть ли горы?

    О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас-скажите.

    Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

    Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

    Найдите их на карте России.

    Прочитайте текст (с. 78-79).

    Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра-жены овраг, холм, гора.

    III. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Формы земной поверхности »

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.

Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.

Ход урока

I. Формы поверхности Земли.

Беседа.

Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

    Как вы себя чувствовали?

    Чего вам хотелось больше всего?

    Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной по­верхности Земли, по которой очень удобно идти.

Но в таком случае мы не смогли бы жить на ровной пла­нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.

Почему она пестрит разными цветами?

Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.

Подумайте, что обозначают эти цвета.

Земная поверхность бывает равнинной и гористой.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю­щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.

Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз­рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь­ко небольшие возвышения.

Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об­разом возникла Валдайская возвышенность.

Каким вы представляете холм?

Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

    Рассмотрите карту нашей области.

    Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

    Определите форму поверхности нашей области.

Вы обратили внимание на то, что на территории области имеются овраги?

Что такое овраг?

Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ­ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти­тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра­ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней­шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне­вым цветом.

    Что обозначают таким цветом?

    Что такое горы?

Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю­щиеся над окружающей местностью.

    В чём различие холмов и гор? Ж

    Рассмотрите территорию нашей области.

    Есть ли горы?

О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас­скажите.

    Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

    Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

    Найдите их на карте России.

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.

    Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь

4 класс Природоведение Формы земной поверхности

Презентацию подготовила Улина Н.Г.,

Николаевской ООШ № 15



Основные формы земной поверхности

Равнины

Горы



ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ГОРЫ

РАВНИНЫ

1. Что находится ближе всего к уровню моря?

2. Что находится выше?



РАВНИНЫ - это большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность.



Равнины

Плоские

Холмистые



Линия горизонта почти ровная



Холмистые равнины

Линия горизонта извилистая



Рельеф земной поверхности

равнины

горы

холмистые

плоские









Донецкая возвышенность расположена на юго-востоке Украины.

Приднепровская возвышенность расположена между реками Днепр и Южный Буг.





ХОЛМЫ - это возвышения на равнине.



Холм

возвышение на равнине

вершина

склон

подошва



Отгадайте загадку.

Тает снег – и я расту,

Дождик льёт – и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня …





Овраги разрушают поля, сады, дороги.

С оврагами нужно бороться!







ГОРЫ – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.



Гора

возвышенность более 200 метров над окружающей местностью .





Горы Украины состоят из гряд Крымских гор и горных цепей Карпат.

В этих местах находятся сотни и тысячи достопримечательных мест, к которым стекаются туристы как с ближнего зарубежья, так и со всего мира. Красота горных хребтов поражает глаз, уставший от скучной городской жизни, а уникальное чувство, возникающее при восхождении на гору, незабываемо. Горы Украины овеяны многими легендами и тайнами, что делает их ещё более привлекательными.

Крымские горы



Украинские Карпаты

На юго-западе страны расположились Украинские Карпаты, являющиеся частью горной системы, проходящей через территорию Словакии, Польши, Венгрии, Румынии, Сербии, Австрии и в том числе Украины. Горная система Карпат оригинальна тем, что на ее склонах сохранились древние леса, уникальные для центральной части Европы. Сами же горы представляют собой «мягкие», без скальных выступов горные вершины - полонины, на которых не растет лес.



Точно происхождения названия "Карпаты" не установлено. Древние римляне называли эти горы сарматскими, а венгры - Русскими. Одни исследователи считают, что Карпаты означает хребет , другие связывают это название с племенем карпов , которые, по данным античной географии, жили в Восточных Карпатах, есть версия, что это слово означает изгиб , выступление .



Горы бывают

высокими





Формы земной поверхности

Высочайшей вершиной Крымских гор является Роман-Кош (1545 м).



В горах встречаются

глубокие





Горные реки очень бурные

и быстрые.



Части горы

вершина

склон

подошва



ПОДОШВА (подножие) – это место, где начинается холм (гора).

ВЕРШИНА – самая высокая часть холма или горы.

СКЛОНЫ – это часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.



ХОЛМЫ имеют высоту до 200 м, ГОРЫ – более 200 м.


Задачи: формировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях; показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы; развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах; создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.

Оборудование: таблицыс изображением форм поверхности, макет холма, ящик с песком, лейка с водой, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

Проверка знаний и умений. Работа с теллурием или глобусом с лампой:

1. Поставьте глобус в такое положение, чтобы в северном полушарии было лето; зима. Почему в северном полушарии в таком положении Земли зима? Покажите, где на Земле в это время ночь, а где день. Почему?

Почему сутки длятся 24 часа?

2. Поставьте глобус в такое положение, чтобы в южном полушарии была зима. Почему здесь зима? Поверните глобус так, чтобы в восточном полушарии был день. Какое время года в таком положении Земли относительно Солнца в северном полушарии? Почему?

Почему год длится 365 или 366 дней?

Несколько быстро работающих учеников могут работать по карточкам, на которых по предложенным рисункам школьники определяют, в какой части Земли день, в какой ночь, какое время года в том или ином полушарии. Сильным ученикам можно предложить самим нарисовать положение Земли относительно Солнца в то или иное время года.

Изучение нового материала. Учитель формирует у школьников общее представление о рельефе или формах поверхности, (все неровности на Земле), какие они бывают (возвышения, понижения). На Земле выделяют две основные формы поверхности – горы и равнины. На доске появляется соответствующая схема. Далее детям предлагается две таблицы с отражением гор и равнины. Учащиеся опознают эти формы, объясняют свой выбор. Учитель обращает внимание детей на то, что и на равнине и в горах поверхность состоит из неровностей – понижений и возвышений. На равнине возвышения называются холмами, некоторые понижения – овраги. Горы состоят из отдельных гор или горных цепей и межгорных понижений. Ученики высказывают свое мнение, чем горы отличаются от холмов. В итоге беседы схема на доске дополняется и может быть представлена следующим образом:

Таким образом, учитель формирует самое общее представление о формах поверхности, а дальше организуется самостоятельная работа учащихся.

Что конкретно представляют собой холмы, что общего и отличного между горой и холмом, чем равнины отличается от гор – это задача, которую решают ученики в ходе самостоятельной работы. Учащиеся работают в парах в соответствии с алгоритмом мурманской методики (ММ). Каждая пара получает технологическую карточку с программой работы с определенным цветовым сигналом.

В карточках две части. В первой части - программа по самостоятельному изучению деловой статьи учебника. Во второй части – задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.

Карточка 1. «Холм».

Прочитай текст учебника «Человек и мир» на стр. …

1. Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.

2. Что такое подножие? Вершина? Склон?

3. Рассмотри рисунок на стр. . Найди на нем части холма: вершину, пологий и крутой склон, подножие.

4. Найди в тексте, какую самую большую и самую малую высоту может иметь холм?

1. Подпиши части холма на рисунке. (Дается рисунок).

2. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Холм – это возвышение:

А) высота которого над окружающей местностью до 300 м;

Б) высота которого от подножия к вершине до 200 м.

3. Ответь «Да» или «Нет».

Будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175 м. 15 м?

Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские

1 часть - задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр..

1. Найди в тексте что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.

2. Найди в тексте, как называется равнина:

Без заметных понижений и повышений;

На которой встречаются холмы.

3. Дополни схему:

равнины

2 часть – задания для самоконтроля:

Равнина – это:

А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;

Б) большое пространство со значительными разницами высот;

В) большое пространство с незначительными разницами высот.

2. Закончи предложения.

Равнины бывают плоские и …

Равнины без заметных понижений и повышений – это …

Равнины, на которых встречаются холмы, это …

3.Ответь на вопросы.

Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?

Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?

Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом. В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части. Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.

Физкультпауза «Гора ». Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

1. Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.

2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.

3. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.

4. Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

5. Медленно опустите руки и улыбнитесь!

После работы в парах сменного состава, организуется фронтальная работа по знакомству с оврагом. Ученики рассматривают рисунок оврага, описывают его, сравнивают свое описание с текстом учебника. Затем проводится практическая работа, предложенная в учебнике на стр. … (холм моделирует заранее учитель). Выводы учащиеся сравнивают с текстом учебника. Ученики рассуждают, какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться. Учитель обобщает ответы учеников, дополняет их.

Перед изучением последнего элемента выясняется, видели ли дети горы, где, чем горы отличаются от холмов.

1 часть – задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр. …

1. Найди в тексте, чем похожи гора и холм.

Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?

2. Чем гора отличается от холма?

3. Какими бывают горы? Чем они отличаются?

4. Что такое горные хребты?

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:

А) выше 200 метров;

Б) выше 150 метров;

В) выше 5000 метров.

2. Закончи предложения.

Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .

Высокие горы имеют обычно острые … , крутые … .

Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …

3. Сделай правильный вывод: гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … . Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …

В заключение урока при наличии времени ученики работают по карточке «Итоговый контроль»:

1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы).

2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:

Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.

Цели:

  • изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний;
  • формирование представлений о формах земной поверхности;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Задачи:

  • познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор;
  • развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • воспитывать экологическую культуру школьников.

Оборудование: техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Литература: учебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" 2 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" автор О.Т. Поглазова, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания

Выполняется Работа №5 в тестовых заданиях.

III. Сообщение темы урока

1. Подготовленный ученик читает стихотворение:

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на Презентацию (слайд 2). Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 3. (Тема урока). Попробуем заполнить схему. Слайд 4
А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 5. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности – равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)
– Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 6. (Изображение равнины и определение.)
Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 7. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой)
Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская)
Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

III. Работа с картой

Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом) . Слайд 8. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине – это холмы. Появляется слайд 9 ("Холм"). Кто из вас может назвать части холма? В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде 10 – части холма.

IV. Чтение стихотворение А. Шаталова "Холм" хорошо читающим учеником.

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг –
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы –
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

V. Работа в тетради на печатной основе.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах – холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги. Учитель показывает Слайд 11 ("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются? Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими – в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора. Посмотрите на изображение на Слайде 12, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы – очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
На вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Слайд 13. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)
Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам поможет Слайд 14. (Горы Кавказа)
Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 15) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.
Растительность Кавказских гор (Слайд 16) – это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.
Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 17)
Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 18). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Работа в парах с. 105–106.

VIII. Работа по учебнику

– иллюстрации с.105;
– вывод с.107;
– знакомство с терминами «материки», «океаны», «острова», полуострова».

IX. Итог урока

– С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)
– Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).
– Какая форма земной поверхности называется холмом?
– Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать?
– Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 19. (Схема)

X. Домашнее задание

с.104-107 вопросы, вывод. ТПО №27, 28.