Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы для всех  /  Фамилия гебель самсон и ветхий завет. Самсон и далида. Самсон в Библии

Фамилия гебель самсон и ветхий завет. Самсон и далида. Самсон в Библии

Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшо́н). В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный».

Самсон - знаменитый герой, судья (правитель) из израильского колена Дан , прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

В современном Израиле имя Шимшон - редкость. Репатриация из стран бывшего СССР прибавила некоторое количество Самсонов, однако самым примечательным Самсоном Земли Обетованной последних лет можно назвать нигерийского футболиста по имени Самсон Сиасиа.

В библейском тексте указание на то, что Самсон раздирает пасть льву, отсутствует . В Книге Судей говорится следующее: "И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козлёнка; а в руке у него ничего не было".

Особенно иронично существование американской компании, вот уже 130 лет выпускающей разного рода веревки и канаты и тоже именующейся «Samson» (никак забыли, что Шимшон-то сковывавшие его путы разрывал без труда?). Впрочем, на логотипе компании Самсон изображен в другой момент - тут он разрывает пасть льва. Между прочим, в США это старейшая из всех по-прежнему действующих зарегистрированных торговых марок.

Подвиги Самсона описаны в Книге Судей (Суд.13-16).

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет. И он начнёт спасение Израиля от руки филистимлян. (Суд. 13:5)

В Советском Союзе экзотическое имя Самсон встречалось среди евреев, грузин и армян.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада в Петергофе должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.

Самсон (фонтан, Петергоф) - раздирающий пасть льва» парка Петергоф российского скульптора Михаила Ивановича Козловского у Самсона короткие волосы . С 1947 года "Самсона" несколько раз золотили ‑ в 1950‑ х, 1970‑ х, в 1990‑ х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.

Самсон (фонтан, Киев) - Первая статуя Самсона, раздирающего пасть льву, появилась на этом месте в 1749 году. Её создали по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Тогда же вода потекла в резервуар уже по сырецким трубам. Это был самый первый водопровод в Киеве. . Накануне празднования 1500-летия Киева его воссоздали по сохранившейся копии (сейчас её можно увидеть в Национальном художественном музее Украины).

Самсон (фонтан в Берне) - (нем. Simsonbrunnen) стоит в переулке Крамгассе в Берне, Швейцария. Является одним из знаменитых бернских фонтанов XVI века. Фигура фонтана представляет собой знаменитого библейского героя Самсона, который разрывает пасть льву. В XVI веке Самсон являлся олицетворением силы и отождествлялся с древнегреческим героем Гераклом.

В 2010 году израильские археологи завершили раскопки древней синагоги в Нижней Галилее. Наиболее впечатляющей находкой оказался мозаичный пол, великолепно сохранившийся несмотря на 17-18 веков, прошедших со времени его создания.

Найденная мозаика уникальна тем, что на ней запечатлены библейские сюжеты (до сих пор при раскопках галилейских синагог находили только орнаменты, но никак не изображения людей). На одном из мозаичных фрагментов изображен а сцена боя между гигантом и тремя воинами. После долгих размышлений исследователи пришли к выводу, что перед ними библейский Шимшон, или, как его обычно называют по-русски, Самсон.

Идентифицировать галилейского Шимшона помогла христианская иконография. Дело в том, что найденная на мозаичном полу синагоги картинка поразительно напоминала настенный рисунок в одной из римских катакомб, созданный примерно в тот же период и изображавший именно этого еврейского героя. Еще большим было сходство мозаики с изображениями сражений Шимшона в более поздних византийских манускриптах. Таким образом, опознание были признано состоявшимся.

Самсон, будучи посвящен Богу, носил длинные волосы, служившие источником его необычайной силы.

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы.

Несколько лет назад археологи нашли в Израиле печать Самсона - библейского героя, порвавшего руками льва и убившего тысячу филистимлян челюстью мертвого осла.

Однажды на пути к своей невесте Самсон голыми руками убил льва.

Согласно Библии Самсон был похоронен в семейной усыпальнице между Цорой и Эштаолом.

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31).

Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

Самсон как символ мощи вышел далеко за пределы еврейской культуры, да и высокой культуры вообще. К примеру, когда в начале ХХ века американец Джесс Швайдер, владелец фирмы Shwayder Trunk Manufacturing Company, придумал особо крепкий чемодан, он, недолго думая, решил назвать его «Самсоном». Название так полюбилось, что в 1941 году Швайдер зарегистрировал торговую марку Samsonite, которая через 25 лет стала названием фирмы, а затем и всемирно известным брендом.

Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Филистимляне были одним из самых воинственных народов земли ханаанской. Они пришли сюда со стороны моря и заняли прибрежную долину на юго-западе страны. Само название Палестины произошло от названия этого народа: филистимляне по-еврейски - Пелешет , отсюда - Палестина. Филистимляне имели пять городов, в которых правили пять князей. Прошло немного времени - пришельцам стало тесно на побережье, и они продвинулись вглубь Палестины на земли колен Иуды и Дана. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало тогда было распространено в Ханаане, филистимляне быстро сокрушили раздробленные силы израильтян, так что в течение сорока лет Израиль вынужден был терпеть их иго. Народ пал духом и стал терять надежду на свое избавление. И вот, когда евреи осознали свою вину перед Богом, Господь послал Израилю избавителя по имени Самсон. В колене Дановом жил тогда еврей по имени Маной, жена которого была бесплодна. Однажды супругам явился Ангел Господень и сказал, что вскоре у них родится сын, который будет назореем Божиим, не будет пить вина, стричь волос и спасет Израиль от филистимлянского ига. Предсказание Ангела исполнилось. Мальчик, которого назвали Самсон, быстро рос на глазах своих родителей и вскоре возмужал. Юноша с длинными волосами на голове и могучим телосложением обладал необыкновенной физической силой. Пылкий и порывистый характером, он отличался одной слабостью: он был необычайно влюбчив. Однажды, прогуливаясь по городу Фимнаф, где жили филистимляне, он увидел девушку-филистимлянку, которая с первого взгляда понравилась ему, и он сразу же решил на ней жениться. Об этом Самсон сообщил своим родителям. Те стали его уговаривать не вступать в супружеский союз с дочерью необрезанного филистимлянина, но упрямый юноша настаивал на своем и даже потребовал от отца: «Ее возьми мне, потому что она мне понравилась» (Суд. 14:3). Увидев, что их сопротивление будет бесполезным, родители решили подчиниться прихоти своего пылкого сына и согласились женить его на филистимлянке. Не желая откладывать свадьбу на долгое время, Самсон с родителями пошел к невесте, чтобы договориться о дне свадьбы. По дороге он отстал от своих родителей, и вдруг из виноградника на него бросился молодой лев. Силач схватил льва, растерзал его, как козленка, и как ни в чем ни бывало, пошел дальше своей дорогой, не рассказав даже родителям о случившемся. В доме невесты предложение Самсона было принято, и был назначен день свадьбы. И вот настал наконец долгожданный для Самсона день свадьбы. Со своими родителями он отправился к невесте. Проходя мимо того места, где лежал растерзанный им лев, он с удивлением увидел, что в скелете льва гнездится рой пчел и уже скопилось изрядное количество меда; Самсон взял мед, лакомился им всю дорогу и угостил медом своих родителей.

По филистимлянскому обычаю, свадебные торжества продолжались семь дней. Во время пира Самсон предложил загадку тридцати своим брачным дружкам-филистимлянам и пообещал, что если они ее разгадают, то он даст им за это тридцать тонких рубашек и тридцать переменных одежд. Те с удовольствием согласились. Тогда Самсон сказал им: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Филистимляне были озадачены. В течение трех дней они ломали голову над странной загадкой и никак не могли решить, что имел в виду Самсон. Отчаявшись, они пошли к его жене и сказали ей: «Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?» (Суд. 14:15). Что было делать этой женщине? Напуганная дерзкой угрозой, она употребила всю свою женскую хитрость, чтобы Самсон разгадал ей эту загадку. Женщина плакала, ластилась к нему и кокетничала до тех пор, пока ее супруг не выдал ей секрета. На седьмой день пира филистимляне с торжествующей усмешкой сказали Самсону: «Что слаще меда, и что сильнее льва !» (Суд. 14:18). Самсон понял, что жена выдала его тайну. Сдерживая негодование, он с притворным спокойствием ответил им: «Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18). Разгневанный и оскорблённый Самсон после брачного пира пошел в город Аскалон, убил там тридцать филистимлян, снял с них одежду и отдал «разгадавшим» загадку. На вероломную жену он даже не посмотрел и ушел к своим родителям. Спустя некоторое время Самсон остыл от гнева и стал тосковать о своей супруге. Захватив с собой козленка для трапезы в знак примирения, Самсон поспешил к супруге. Но в доме тестя его ждало совершенно неожиданное оскорбление: он узнал, что его любимая жена отдана в жены другому. Униженный и оскорбленный Самсон пришел в негодование и сказал: «Теперь я буду прав перед Филистимлянами, если сделаю им зло» (Суд. 15:3).

Так началась война в одиночку Самсона с филистимлянами. Прежде всего он решил отомстить филистимлянскому городу, где жила его бывшая жена. С этой целью он поймал в силки триста лисиц, связав их хвост с хвостом, привязал к хвостам горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед, как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и сады. За короткое Время все достояние филистимлянских земледельцев обратилось в прах. Жители Фимнафа, обезумев от отчаяния, убили бывшую жену Самсона и ее отца. Но это не успокоило Самсона. Словно из-под земли вырастал он на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что даже храбрые из храбрых боялись встречи с Самсоном. Это не могло так долго продолжаться, и филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали Самсона. Испугавшиеся иудеи послали три тысячи воинов в горы, где в одной из пещер скрывался Самсон. Узнав, что иудеи не хотят убить его, Самсон добровольно вышел из пещеры и позволил связать себя веревками. Когда же он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон разорвал веревки, как нитки, схватил свежую ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника и многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек. Возвращаясь в свою пещеру, он весело напевал хвастливую песнь: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (Суд. 15:16).

Самсон недолго оставался в горах, так как благодарные израильтяне избрали его судьею. С тех пор в течение двадцати лет он управлял ими, и его имя приводило в трепет филистимлян. Надеясь на свои силы, Самсон не боялся в одиночку ходить в филистимские города. Однажды в городе Газе он зашел к одной блуднице и остался у нее ночевать. Узнав об этом, городские власти вечером закрыли ворота города и поставили возле них стражей, которым было приказано под утро внезапно напасть на Самсона и убить его. Но Самсон каким-то образом догадался, что против него готовят засаду, и еще в полночь ушел из дома блудницы. Стражи, не ожидавшие внезапного появления Самсона, разбежались. Тогда Самсон выломал городские ворота с косяками и запором, взвалил их на свои могучие плечи и отнес на вершину ближайшей горы. Хотя и на этот раз Самсон избежал гибели от руки филистимлян и даже поставил их в смешное положение, но своим распутством он осквернил обет назорейства. Продолжая идти по этому безнравственному пути, Самсон шел к своей гибели, и, нося еще на себе длинные волосы, он уже не носил в себе Духа Божия. Вскоре влюбчивый Самсон попал в сети другой блудницы-филистимлянки по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Дождавшись ближайшей нежной встречи, Далида с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом, старался держать в тайне свои секреты и не рассказывать о них даже своим близким. Подозревая в предательстве свою коварную любовницу, Самсон всякий раз, когда она приставала к нему с этим вопросом, обманывал ее. Но Далида узнавала обман и требовала от Самсона искренности. Наконец, Самсон не выдержал и признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назарей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…» (Суд. 16:17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы. Затем, разбудив его, она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» (Суд. 16:20). В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, но силы его оставили, и он оказался в руках своих врагов. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов. Победу над своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него терпели. Бледный, с пустыми глазницами, Самсон стоял в храме между колоннами и терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто и не догадался о том, какие перемены произошли за это время в его душе. Никто не заметил также, что у него снова отросли волосы, источник его великой силы. Тихо шевеля губами, он шептал молитву: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отомстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд. 16:28). Затем с помощью мальчика-поводыря он подошел к двум столбам, на которые опирался храм, уперся в них руками и воскликнул: «Умри, душа моя, с Филистимлянами ! (Суд. 16:30). В храме Дагона внезапно наступила тишина. Только теперь филистимляне поняли, что они еще не победили Самсона, но уже было поздно. Самсон напряг свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там веселились.

Так Самсон среди всеобщего уныния и подавленности осмелился выступить против жестоких угнетателей и в одиночку вести с ними героическую борьбу.

История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа. Весь смысл ее заключался в том, что он был назорей. Когда он соблюдал обет назорейства, он был необычайно сильным, когда же он, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. В обоих отношениях он был не только типом, но и зеркалом, в котором Израиль мог узнавать и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непобедим. Когда же он нарушал этот завет, предаваясь чувственным страстям и идолопоклонству - этому духовному прелюбодейству, то силы его слабели и он становился жалким рабом у какого-нибудь языческого народа. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

САМСОН. Самсон раздирает льва.Следующие судьи израильские Есевон, Елон, Авдон - не были чем-либо примечательны, кроме, пожалуй, удивительной даже по тем временам плодовитости. Библия их лишь упоминает.Зато Самсон в веренице судей является фигурой самой яркой Самсон,

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Самсон. Суд. 13–17Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Филистимляне были одним из самых воинственных народов земли ханаанской. Они пришли сюда со стороны моря и заняли

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Самсон Спустя много времени после Гедеона за грехи евреев Бог послал на них филистимлян. Для спасения их от врагов Бог призвал Самсона.Отец Самсона был Маной. Жена Маноя долго не имела детей, но вот однажды явился к ней ангел и сказал: «Скоро ты родишь сына, который будет

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Самсон Судья Самсон знаменит был необычайною, сверхъестественною силою. Он с самого рождения своего, по наставлению ангела Господня, был посвящен своими родителями Богу и в знак этого не должен был стричь своих волос. Однажды в поле напал на него молодой лев. Самсон

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Самсон Упорными противниками израильтян в течение долгого времени оставались филистимляне, расселившиеся, как уже говорилось выше, в первой половине XII в до Р. Х. в приморской части Ханаана. Их городами здесь стали Аскалон, Газа, Азот, Екрон и Геф. Единого государства

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

13:1–16:31 Самсон Структура истории Самсона ясна. После вводного стиха (13:1), где кратко дан исторический фон, в стихах 13:2–25 рассказывается о чудесном рождении Самсона. Его взрослая жизнь разворачивается в два этапа в главах 14 - 16. Первый повествует о его визите в Фимнафу (14:1) и

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Самсон и Далида Бог излечивает еще одно бесплодие Неугомонные сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа. По воле Господа были они переданы на этот раз в руки Филистимлян на сорок лет.В то время был человек из Цоры по имени Маной. Жена его была неплодна и не

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Самсон и Далида Но вот пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней. Ну, это обычное мужское дело: ведь Господь запретил жен да девиц пользовать, а блудницы - не в счет, это у них работа такая.Жители Газы прослышали, что Самсон пришел в их место. И ходили

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Как Самсон лоханулся Вконец достала Далида Самсона, и он открыл ей все сердце свое. Ему, лопуху придорожному, и невдомек было, что неспроста она у него про его силу тайну выведать хочет, что она всего-навсего подставная проститутка. Устав от Далидиных упреков, Самсон

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Самсон-камикадзе Между тем волосы на голове его начали отрастать, а с ними возвращалась и сила. Но об этом не подумали Филистимляне, а ведь приставь к Самсону местного цирюльника или даже простого овечьего стригаля, не было бы последующих забот.Однажды Филистимляне

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Самсон Самсон отличался своей необыкновенной силой. Как-то раз он шел полем и увидел молодого льва, который хотел на него броситься, но Самсон подбежал к нему, руками разорвал ему пасть и убил его.В другой раз, когда враги, филистимляне, окружили Самсона, он схватил кость,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Самсон Был ослеплен Самсон, был Господом обижен, Был чадами греха поруган и унижен И приведен на пир. Там, опустив к земле Незрячие глаза, он слушал смех и клики, Но мгла текла пред ним – и в этой жуткой мгле Пылали грозные архангельские лики. Они росли, как смерч, – и

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Самсон Длинноволосым назареем Стал новорожденный Самсон. Сильней он будет всех евреев, И лев им будет побежден. И верен будет Богу он. Вина и впрямь он не пригубит, Но будет в женщину влюблен: И женщина его погубит. И продолжали сыны Израиля чинить зло перед глазами

Из книги автора

Судья Самсон Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое тогда было мало распространено в Ханаане, филистимляне быстро

Из книги автора

Самсон Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. 3 И явился Ангел Господень жене, и сказал ей: вот, ты

Из книги автора

XXVII Самсон Следовавшие за Иеффаем трое судей израильских мирно правили народом – Есевон семь лет, Елон десять лет и Авдон восемь лет. Все они пользовались семейным благословением, имели многочисленных сыновей, а также и владели значительными богатствами, так что,

) – сын Маноя, бывший судиею израильским 20 лет. Обстоятельства, сопровождавшие его рождение, замечательны. См. . Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (, ), он пожелал жениться на одной женщине из филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием, что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников – он пошел в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. За сим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения со своей женой он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь, младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отмстить филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар и все сделалось добычей пламени. Когда же филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из-за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона, и сожгли ее. Это снова навлекло на филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им голени и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама . Тогда филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик, тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшейся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего . Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Дагона филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни. Все обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в кн. Судей (XIII-XVI). Св. ап. Павел, перечисляя верующих, упоминает также и о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (

Библейский герой Самсон был одним из ветхозаветных судей. И хотя срок его полномочий продолжался двадцать лет, ни один из его юридических актов не был записан. Больше он прославился как безрассудный авантюрист огромной физической силы и женолюб, охотно уступавший женской лести.

Вполне возможно, что подобная историческая фигура действительно существовала, и местные традиции сохранили рассказы о ней, а библейский автор расширил и расцветил их, чтобы они служили религиозным и патриотическим целям Израиля. Эта версия истории Самсона в свою очередь возбуждала фантазию многих творцов, причем, не только живописцев. Но нас в данном случае интересует именно изобразительное искусство, поэтому попробуем определить основные сюжеты истории Самсона, основанные на Книге Судей.

- Предсказание рождения Самсона и жертвоприношение Маноя;
- Самсон, убивающий льва;
- Самсон громит филистимлян ослиной челюстью;
- Самсон и Далила;
- Смерть Самсона.

Средневековая христианская Церковь считала Самсона одним из прообразов Христа. При дальнейшем прочтении, будет понятно, почему.

"Самсон"
(Джованни Батиста Лангетти)


1. Сюжет "Предсказание рождения Самсона; жертвоприношение Маноя" (Суд., 13).

Рождение Самсона было предсказано благовестием: ангел, традиционно счищающийся Гавриилом, явился матери Самсона, пророчествуя, что он будет освободителем Израиля от его врагов - филистимлян. Отец Самсона - Маной принес в жертву козленка, и "когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицем на землю".

В этом сюжете мы можем видеть очевидную параллель с евангельской историей Благовещения.

"Жертвоприношение Маноя"
(Говарт Флинк)

"Жертвоприношение Маноя"
(Рембрандт)

2. Сюжет "Самсон убивает льва" (Суд., 14: 5 - 9).

Самсон, подобно Гераклу (Геркулесу), продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Существует большое количество изображений этого сюжета, где герой прижимает льва к земле, разрывая его пасть. (Думаю, что знаменитый фонтан в Петергофе, символизирующий победу России над Швецией в Северной войне, знаком всем).

Собственно, единоборство и было тем сюжетом, который тяготел к символическому толкованию. Так, в средневековой Церкви этот сюжет интерпретировался как сражение Христа с дьяволом.

"Самсон и лев"
(Франческо Хайес)

"Самсон"
(Рубенс)

3. Сюжет "Самсон громит филистимлян ослиной челюстью" (Суд., 15: 14 - 19) .

Самсон, оскорбленный филистимлянами, вооружился ослиной челюстью и убил ею тысячу своих врагов. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду.
(Кто читал предыдущие части в моем блоге, наверное, помнит о том, что ослиная челюсть также является традиционным оружием Каина, изображаемого убивающим Авеля).

"Самсон громит филистимлян ослиной челюстью"
(Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

4. Сюжет "Самсон и Далила" (Суд., 16: 4 - 20).

Филистимляне, всегда искавшие любой случай покончить с Самсоном, увидели свой шанс, когда его любовницей стала филистимлянка Далила. Они подкупили ее, чтобы она убедила Самсона открыть ей источник его огромной силы. Трижды Самсон давал ей ложные ответы, но в конце концов ей удалось выудить истину, что его сила заключена в волосах, которые не стриглись с самого рождения.

В своей спальне Далила усыпила Самсона, а затем подала сигнал одному филистимлянину, ждавшему снаружи дома. Этот человек осторожно сбрил волосы Самсона, и он, пробудившись, оказался беспомощным в руках своих врагов.

В образцах раннего Ренессанса Далила одета по современной моде; в некоторых более поздних произведениях она может быть обнаженной.

"Самсон и Далила"
(Франческо Мороне)

"Самсон и Далила"
(Лукас Канарх младший)

"Самсон и Далила"
(Рубенс)

"Самсон и Далила"
(Антонис Ван Дейк)

"Самсон и Далила"
(Ян Стен)

"Самсон и Далила"
(Соломон Джозеф Соломон)

"Самсон и Далила"
(Поль-Альберт Руффио)

"Далила"
(Гюстав Моро)

5. Сюжет "Смерть Самсона" (Суд., 16: 21 - 31).

Схватившие Самсона филистимляне, выкололи ему глаза и бросили в темницу в Газе, где его волосы стали вновь отрастать. Как то раз, они, пируя, выпустили его, чтобы посмеяться над ним. Его привели в дом, полный филистимлян, где один мальчик по его просьбе подвел его к колоннам, поддерживающим крышу, чтобы он якобы мог отдохнуть. Но Самсон обхватил колонны руками и, взмолившись о мщении, "уперся всей силою". Дом рухнул, погрябя под развалинами врагов Самсона и его самого.
Христианскими теологами этот сюжет использовался как прообраз поругания Христа.

"Смерть Самсона"
(Гюстав Доре)

Благодарю за внимание.
Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

.
.
С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Ко времени Самсона над сынами израилевыми, продолжавшими «делать злое пред очами господа», уже сорок лет тяготело иго филистимлян.

Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян» (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел . Этим Самсон (как Исаак , Самуил и др.) избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу; внешний признак назорея - длинные волосы, которые запрещено стричь, - Чис. 6, 1-5). Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). С самого детства на Самсона в решающие моменты жизни нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4). На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев , но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка (14, 6). Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8). Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (14, 14). Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?». Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей (14, 17-20). Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай (15, 4-5). За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его» (15, 14). Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего» (Эйн-Гакорэ), а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи («Нагорье челюсти») (15, 15-19). После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.
Когда жители Газы Филистимской, оповещённые о том, что Самсон проведёт ночь в доме блудницы, запирают городские ворота, дабы не выпустить его живым из города. Самсон, встав в полночь, вырывает ворота из земли, взваливает на плечи и, пройдя с ними половину Ханаана, водружает их на вершине горы близ Хеврона (16, 3).
Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у С. источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы (16, 6-13). Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди» (16, 17). Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы. Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на, собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.
В агаде имя Самсона этимологизируется как «солнечный», что толкуется как свидетельство его близости к богу, который «есть солнце и щит» (Пс. 83, 12). Когда на Самсона сходил «дух господень», он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней; делая один шаг, преодолевал расстояние между двумя городами («Вайикра рабба» 8, 2). Праотец Иаков, предрекая будущее колена Данова словами: «Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге...» (Быт. 49, 16-17), имел в виду времена судьи Самсона. А он подобен змею: оба живут одиноко, у обоих вся сила в голове, оба мстительны, оба, умирая, убивают врагов («Берешит рабба» 98, 18-19). Самсона прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе; но открыв Далиле, что он назорей, Самсон тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи - и он, который «следовал влечению очей своих» (любодействовал), был ослеплён. Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем («Сота» 10а).
Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш , греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Представители старой солярно-метеорологической школы видели в Самсоне олицетворение солнца , на что, по их мнению, указывает имя Самсона («солнечный»); волосы Самсона будто бы символизируют солнечные лучи, «срезаемые» ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. «ночь»); лисицы, поджигающие хлебные поля, - дни летней засухи и т. д.
В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила».