Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы для всех  /  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Теоретическое обоснование проблемы. Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Теоретическое обоснование проблемы. Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом

Такая работа очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно понять с помощью логики, его реакция на слова или действия может быть необъяснимой с точки зрения взрослого. Поступки такого ребенка иногда приводят в замешательство не только посторонних, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности его восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходима обратная связь: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту обратную связь родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку – и в образовательном учреждении, и дома. Чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе и в жизни вообще, педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

Семейное чтение может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств.

Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.

Кроме семейного чтения, родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют его руками. При совместном рисовании родители могут сами нарисовать, например, машину, но «забыть» нарисовать, например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку.

Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. В школе они могут проводить с ребенком только перемены, помогая ему наладить контакт со сверстниками, или присутствовать вместе с ним и на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает им выработать эффективную программу взаимодействия с аутич‑ным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения распорядка дня, который для аутичного ребенка является одним из важнейших условий его успешной адаптации, формирования у него чувства безопасности. Желательно, чтобы основные моменты режима не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что их ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Чтобы не провоцировать подобные приступы, следует поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и дел.

Для аутичного ребенка очень полезно создание семейных ритуалов, которые обеспечивают его спокойствие и уверенность в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж – подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители должны уделять особое внимание и отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям известны особенности развития их ребенка и если они действуют в тесном контакте с педагогом и психологом, продвигаясь в одном направлении, помощь ребенку может оказаться более действенной.

Основные правила воспитания аутичных детей (Черепанова, 1997):

1. Соблюдайте режим дня ребенка;

Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2. Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях;

Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отведите специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;

В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;

В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3. Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д.;

Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т. д.);

Организуйте совместное с ребенком прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

4.1. Что такое агрессивность?

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает "нападение", "приступ". В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", которое впервые встречается в работах Чернышевского, затем пришло существительно "агрессия". Оно появилось в словарях в начале нашего столетия. И последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину: "Агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества. как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наооборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими "не замеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией. Эти данные приведены в книге Фурманова "Агрессивность".

4.2 Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия - это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева И.Л. поведение этих детей: агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать..., стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку". Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем." Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома Б. ударил Сашу К. совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал. Рома искренне ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня". По словам воспитателя, Саша К. не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял ситуацию именно как угрожающую.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Крометого, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Аутизм - что это за болезнь?

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной.

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

  • Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить), они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сама не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребенка, в основном, присутствуют ехолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые она услышала от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т. Д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".
  • Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Родителям порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, она не реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов, не обращающихся на язык.
  • Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время ей характерна повышенная впечатлительность, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
  • 3. Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручке, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физического контакта, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.
  • Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений - она дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребенком возраста 1 года.
  • Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребенок - аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую аутист может поддерживать, это простые механические движения "возьми - дай". При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерной чертой является то, что обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Она может долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутичным фантазиями. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
  • . Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.
  • Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, она не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.
  • Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ребенок не умеет испытывать чувство сожаления, по просьбе или мольбы родителей она не реагирует, безразлична до слез.
  • У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - она раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребенок может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста

Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.
  • Соблюдайте с подавляющим большинством аутичных детей постоянного их страхования: будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирует физическую самоагрессии ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
  • Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. В этой связи обеспечит взвешенное отношение к подбору игрушек и предметов, продумывайте цели с позиции степени их сложности (должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка), тщательно относитесь к организации и руководства детской деятельностью.
  • Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам, чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступен для ребенка уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева справа, сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который ей напевает или что-то говорит и т.п.).
  • Устранение из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
  • Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).
  • Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо людей», она никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на нее или при ней кричат.
  • - Систематически используйте возможности арт-терапевтических средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций ребенка с аутизмом, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать формированию отношений эмпатии и взаимной поддержки.
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
  • Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
  • Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
  • Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
  • Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.
  • На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
  • используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
  • Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
  • Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
  • Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

«Помощь родителям аутичного ребенка»
Обсуждая проблему коррекции аутичных детей, не следует забывать о том, что решать её возможно только параллельно с оказанием помощи родителям, в особенности матерям. Мать аутичного ребёнка, как правило, живёт в состоянии хронического стресса. Невозможность договориться с ребёнком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие тёплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребёнка матерью, приводит её к самым различным нарушениям.
Часто приходится слышать от матерей аутичных детей высказывания следующего типа: "Он ничего не хочет делать со мной". Мне кажется, что в таких случаях можно говорить об устойчивых неконструктивных связях между матерью и ребенком, возникающих в раннем возрасте, когда матери еще не понятно, что ее ребенок страдает слабостью развития аффективной сферы, и она пытается организовать его поведение, исходя из привычных представлений, являясь, хоть и невольно, первым "обидчиком" для ребенка. Мать аутичного ребёнка может эффективно помочь ему преодолеть свои проблемы, справиться со своими трудностями только ценой собственных изменений. К ребенку, таким образом, предъявляются повышенные требования, а ко взрослому не предъявляются вовсе (кроме заботы и ухода). Ребенку, как мне кажется, измениться вслед за матерью проще, чем сделать это самостоятельно. Причем эти изменения должны касаться как способности матери понимать первичный язык и использовать его в общении с ребенком, так и изменения некоторых личностных черт, мешающих адекватной оценке ситуации жизни с таким ребенком. Скачать конспект

Аутичные дети - слишком тонко чувствующие натуры для того, чтобы родители могли себе позволить совершать ошибки в их воспитании. Между тем, в результате многочисленных социальных, политических и культурных потрясений, которые на протяжении почти всего XX века испытывали жители России, у нас в достаточной степени утрачена культура родительства вообще, и материнства в частности. Так, например, весьма распространенный тип воспитания, предполагающий жесткий контроль со стороны родителей, практически всегда приводит к росту замкнутости, снижает мотивацию к собственной деятельности у любых детей. Нетрудно представить к чему приводит такой тип воспитания в семьях, воспитывающих аутичного ребенка, ведь в результате неправильного подхода усиливаются и так изначально присущие ему трудности. Другой, достаточно распространенный, но тоже явно ошибочный стиль воспитания - так называемая потворствующая гиперпротекция. Мать удовлетворяет все, даже неправомерные, требования ребенка, приходит на помощь к нему даже тогда, когда он в состоянии решить проблему с которой столкнулся, более того, часто создает ситуации, исключающие даже само возникновение проблемы. Но для того, чтобы освоить решение проблемы, нужно, как минимум, с ней столкнуться, это необходимо для развития ребенка.
В воспитании аутичного ребенка, очень важно устанавливать границы дозволенного и недозволенного, при этом необходимо проявлять твердость и последовательность,. Идя на поводу у его желаний, жалея его или экономя собственные силы, родители не до конца понимают, с какими проблемами они будут сталкиваться по мере роста ребенка, ведь чем старше он будет становиться, тем труднее будет поставить заслон неприемлемым формам поведения. Представления аутичного ребенка о себе формируется на основе субъективных оценок окружающих его людей. В основном такую информацию дети получают от родителей (как негативную, так и позитивную). К сожалению, многие родители мгновенно реагируют на негативное поведение ребенка и редко дают обратную связь в случае успешного поведения. Преобладание отрицательных оценок формирует и закрепляет у аутичного ребенка негативное отношение к себе. Необходимо научиться не только огорчаться по поводу неуспешного поведения ребенка, но и искренне радоваться за него и вместе с ним.
Родители должны научиться понимать и реально оценивать возможности ребенка, сформировать адекватный уровень требований к нему. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности. Заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за свои поступки, не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения Не менее важной для родителей является способность развивать и сохранять у ребенка умения и навыки, начиная с простейших - самообслуживание, и заканчивая трудовыми. Количество и качество аутичных проявлений снижаются при долговременной терапии, но, как правило, аутичный ребенок выходит в мир плохо подготовленным.
В силу своих особенностей аутичный ребенок и так ограничен в возможностях своего социального и личного развития. Неправильный тип взаимоотношений в семье значительно затрудняет адаптацию ребенка.Семья не является источником болезни ребенка, но ее роль в течении болезни огромна. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов адаптироваться, несмотря на все свои особенности. Наличие в семье аутичного ребенка предъявляет к ней повышенные требования. Его родителям не достаточно быть такими, как все. Они должны быть лучше.
Для того, чтобы научиться понимать аутичного ребенка, нужно время.
Для этого необходима психологическая поддержка семьи, имеющей аутичного ребенка, и семейная психотерапия для родителей и других членов семьи, так же повышение уровня родительской компетенции и общая психологическая грамотность.
К сожалению, уровень психологической культуры в нашем обществе невысок. В семьях растут дети, которые постоянно ощущают эмоциональную напряженность, невольно являются свидетелями и пассивными (а иногда и активными) участниками конфликтов. Все это крайне неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевом развитии ребенка. Гармоничные отношения в семье необходимы такому ребенку как воздух. К сожалению, и это понимают не все родители и, отказываясь от помощи специалистов, помогающих ребенку или, как минимум, делают их малоэффективными.
Узнав о неутешительном диагнозе, родители, в первую очередь мать, начинают испытывать глубокое чувство вины, семья замыкается в себе. Страдание близких усугубляет страдание ребенка.
Существует 3 типа семей, имеющих аутичного ребенка:
1-й тип - приспособившаяся или не замечающая собственных аутичных тенденций, и (или) не обозначающая аутизм как явление, - в такой семье родителям неизвестно слово "аутизм", они никогда не обращались за медицинской помощью, так как исходили и исходят из того, что у них вполне нормальный ребенок, только немного странный;
2-й тип - обозначающая аутизм в семье как явление, но противящаяся психиатрической инвалидизации наиболее аутичного члена семьи;
3-й тип - делегирующая одного из членов семьи как пациента в большую психиатрию, - в такой семье происходит полная инвалидизация наиболее аутичного члена семьи.
Целесообразно создание комплекса психологической поддержки и обучения родителей, воспитывающих аутичных детей, в первую очередь, их матерей, на которых ложится максимальная психологическая нагрузка.
Основная задача психотерапевтической помощи - помочь семье в решении основных проблем и, тем самым, содействовать ее развитию по конструктивному пути. Известные семейные психотерапевты Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис в своей книге "Семейная психотерапия" сформулировали ряд правил для членов семей больных с первично-психическими расстройствами. Вот эти правила:
Правило 1. Никогда не теряйте надежду, верьте в победу. Если даже сейчас Вам очень тяжело, верьте, что в дальнейшем будет лучше.
Правило 2. Переживайте вместе с больным все его состояния, все тревоги. Вы должны научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает.
Правило 3. Старайтесь завоевать доверие и откровенность.
Правило 4. Внимательно анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые подходы. Присматривайтесь к тому, как находят к больному подход друзья, знакомые.
Правило 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые Вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь.
Наиболее адекватно относятся родители аутичных дошкольников. У них еще достаточно сил и веры в возможности своих детей. Чем старше ребенок, тем, как правило, пассивнее родители. В этом случае родители ребенка, будучи довольны самим фактом того, что их ребенок "хоть куда-то ходит", мало задумываются о том, какова эффективность этой "занятости", если рассматривать ее с точки зрения "долгосрочной перспективы". Советы педагога, касающиеся организации жизни ребенка, выслушиваются, но не исполняются. Между тем, те немногие родители, которые не оставляют усилий по развитию и адаптации ребенка, несмотря на сохраняющееся тяжелое состояние, как правило, добиваются успеха и продвижения ребенка вперед. Изменения возможны в любом возрасте, пусть небольшие, - но очень значимые для дальнейших жизненных перспектив аутичного человека. Даже если он не научился читать, писать, правильно говорить, самостоятельно передвигаться по городу - это не значит, что его больше нечему учить. Рассчитывать же на изменения, сидя дома, невозможно. А ведь родители не вечны и не всегда смогут обеспечить ребенку тот уровень жизни и обслуживания, к которому он привык. Когда-нибудь он останется один и сможет только то, чему успел научиться.
Аутизм ребенка можно воспринимать как "крест", как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам. Это не связано с состоянием ребенка, это зависит от того, каковы взрослые, в окружении которых он живет. Уровень его достижений очень долго напрямую зависит от того, какую позицию занимает его семья. Мне знакомы семьи, которым в результате упорного труда удалось опровергнуть все прогнозы врачей о бесперспективности состояния ребенка и добиться значительного улучшения.
Нередко в своей педагогической практике мне приходилось сталкиваться с тем, что родители глубоко аутичных детей часто приписывают ребенку те навыки и умения, которыми он на самом деле не обладает. Эта позиции, мешают эффективному развитию ребенка. Это игнорирование более простого уровня задач, стоящих перед ребенком, желание перепрыгнуть, не освоив, несколько очень необходимых для полноценного развития.
Часто родители аутичных детей отказываются от помещения ребенка в дошкольное учреждение, опасаясь неудачи. Таким образом, ребенку не дается даже возможность утвердиться на уровне, который находится в зоне его ближайшего развития.
Важно как можно раньше сформировать у родителей адекватное отношение к возможностям развития ребенка. Многие из них, придавленные тяжестью диагноза, непомерно занижают возможности ребенка, лишают его необходимой помощи и поддержки. Небольшая часть, напротив, слишком легкомысленно относятся к проблемам ребенка, считая, что он выправится сам. Этого, как правило, не происходит.
Семья, воспитывающая аутичного ребенка, представляет собой систему со сложившимися взаимоотношениями, в которой ребенок занимает свое определенное место. Склонность аутичного ребенка к созданию множественных стереотипов не может не влиять на систему взаимоотношений в семье и во многом заставляет семью создавать свои стереотипы реагирования на поведение ребенка, которые также могут воспроизводиться годами. Избавиться от них родителям очень трудно. Для разрушения этих стереотипов необходимо участие всех членов ближайшего окружения ребенка, так как, аутичный ребенок меняется не настолько быстро и значительно, чтобы своими изменениями подвигнуть к изменениям семью. Помощь семьям аутичных детей, по моему мнению, могут оказывать специалисты, хорошо знакомые с аутизмом как патологией развития, а не обычные взрослые психотерапевты широкого профиля, не учитывающие специфику таких семей.
Литература.
1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис «Семейная психотерапия».
2. Стивен Шор «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера»
3. Ольга Богдашина «Аутизм: определение и диагностика».
4. Джозеф Роберт М. Нейропсихологические основы понимания аутизма
5. Никольская О. и др. «Аутичный ребенок. Пути помощи»
6. Тео ПИТЕРС «Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию»
Учитель-дефектолог Нардекова С.А. МБДОУ д/с №67 г.Таганрог

При обсуждении абилитационной работы с детьми, страдающими РДА, часто подчеркивается актуальность комплексного подхода. Такой подход включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы дефектологической, психологической и логопедической коррекции ребенка, но и работу с семьей. При этом нередко основной акцент ставится на обучении родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и пр. В то же время, очевидно, что родителям необходима так же помощь иного рода: работа с душевными переживаниями (страхом, виной, стыдом), тревогой, связанной с будущим ребенка и с их собственными жизненными перспективами. В Европе и США уже давно уделяется особое внимание данному вопросу, в работу с аутичными детьми, практически всегда включается и помощь родителям со стороны социальных и психологических служб.

На консультации к врачам и психологам приходят самые разные семьи с аутичными детьми, отличающиеся и по социальному уровню, и по уровню образования и личностным особенностям ее членов, с разной степенью выраженности симптомов болезни ребенка. Некоторые из них только недавно узнали диагноз ребенка, кто-то, впервые пережив психоз сына или дочери, пребывает в растерянности и не до конца понимает значение происходящего, другие уже смогли проделать «работу горя» и способны самостоятельно спланировать весь спектр необходимых абилитационных мер. При этом острота кризиса не всегда напрямую зависит от того, сколько времени прошло с постановки диагноза. Как правило, особенности поведения ребенка, которые вынудили родителей обратиться за помощью к психиатру (эмоциональные особенности, негативизм ребенка, стереотипии, постоянная потребность в поддержании строгого порядка, наряду с трудностями коммуникации и пр.) уже сформировали «особый» тревожный фон. Обвинения окружающих в «плохом воспитании», непонимание особенностей ребенка ведут к резкому снижению самооценки, чувству вины, стыда и беспомощности у родителей. Но и после постановки медицинского диагноза, появление такой «определенности» отнюдь не всегда вызывает облегчение. Растерянность, шок, отсутствие четких представлений о будущем не способствуют быстрому принятию мер по организации необходимой помощи ребенку и созданию адекватной домашней среды. Длительность периода выхода из кризиса связана со многими причинами (включая личностные особенности родителей). Но, часто для совершенно разных людей общим местом является необходимость справиться со своим страхом, трудности, связанные с принятием ситуации, пониманием особенностей ребенка, социальной изоляцией, изменением расстановок внутри семьи и пр.

Важным моментом, фактором, обуславливающим различия преодоления этого кризиса, являются личностные особенности самих родителей, их собственный ранний опыт и система индивидуальных психологических защит. Нарушения в развитии ребенка могут актуализировать собственную раннюю травматизацию матери или отца, такое наслоение, в свою очередь, может привести к большей выраженности родительской депрессии и к меньшей способности к адекватным ситуации изменениям. Стоит отметить, что даже успешное преодоление этого первого кризиса не предотвращает родителей от постоянных негативных переживаний, связанных с ростом ребенка: необходимостью смены специализированных учреждений (дет.сад, школа и т.д.), модификациями симптомов, возможных регрессов, началом пубертата и т.д. в течение всей жизни.

Нередко переживания острого кризиса после постановки диагноза схожи с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и переживанием горя, утраты: разрушение прежних представлений о ребенке, о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах представлений о будущем, чувство вины и беспомощности. Многие родители проходят через те же фазы: шока, отрицания, гнева, пересмотра ценностей и т.д. Некоторые семьи застревают в состоянии «хронического горя». В этих случаях, для максимально продуктивной помощи ребенку, включение в абилитационную работу психологического сопровождения родителей становится остро необходимым.

Современные отечественные и зарубежные исследования индивидуальных особенностей родителей аутичных детей приводят различные, часто противоречащие друг другу, результаты. Спектр «диагнозов» одного или обоих родителей расстилается от «белого» (бессимптомного) психоза, патологии развития ЭГО до нарциссического и шизоидного расстройств личности. На практике же мы чаще всего сталкиваемся не столько с одинаковыми психотипами отцов и матерей, сколько со схожими проявлениями защитных механизмов против тревоги, связанной с состоянием ребенка.

Часто, при разных личностных структурах и индивидуальных особенностях матерей и отцов мы можем наблюдать противоречивое, двойственное отношение к ребенку, образ ребенка у родителя порой не соответствует реальности и пр., все это по сути является «побочным продуктом» действия внутренних защит по совладанию с травмирующей ситуацией. Понимание природы этих переживаний, драмы, происходящей в семье больного ребенка, поможет специалисту отойти от ригидной установки «больной ребенок - ужасные родители», суметь установить рабочий альянс с родителями, увидеть в них партнеров, а не помеху.

Анализ литературы показал, что в качестве основных методов работы с родителями, как правило, выделяют следующие:

· отдельные консультации родителей со специалистом, работающим с ребенком (как правило, несколько консультаций в начале работы с ребенком и далее раз в один или два месяца);

· совместные семейные консультации (могут быть и в присутствии ребенка) на дому или в специализированном учреждении;

· психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком;

· обучающие программы;

· поддерживающие группы встреч;

· индивидуальная или групповая психотерапия.

В каждом отдельном случае выбирается наиболее подходящий способ (или несколько) оказания помощи.

При этом консультирование родителей детей, находящихся на психотерапевтическом лечении или специальной педагогической коррекции занимает особую нишу. В качестве основного отличия от психотерапевтического процесса родителя многие авторы выделяют первичную ориентацию на интересы и нужды ребенка, цель такого консультирования - создание благоприятных условий для развития ребенка, а не лечение родителей.

В англоязычной литературе (независимо от вида проблемы ребенка), посвященной данному вопросу, описывается широкий спектр целей и направлений работы. Так, Сандлер, Кеннеди и Тайсон, в качестве функции консультирования родителей выделяют постоянную эмоциональную и практическую поддержку в ходе лечения ребенка, особым вниманием к поддержке самооценки родителя. Многие авторы (Арнольд, Вайсберг) делают основной акцент на совокупности поддерживающей и просветительской работы в целях мобилизации изменений домашней среды, улучшения функционирования родителей, изменений представлений о ребенке (на более реалистичные).

М. Четик так же выделяет две общие категории в консультировании родителей:

1. Проблемы, касающиеся эмоционального баланса в семье.

1) работа с главными трудностями каждого из родителя, которые могут влиять на его или ее способности выполнять родительские обязанности;

2) работа с различными стилями обращения родителей с детьми,

3) работа со стрессами, связанными с прохождением ребенком лечения.

2. Проблемы, которые, в первую очередь, касаются ребенка-пациента.

1) получение от родителей достоверной актуальной информации о ребенке и событиях, происходящих в семье;

2) общее информирование родителей о развитии и внутренней эмоциональной жизни ребенка;

3) обеспечение конкретного понимания родителями симптомов или происходящих изменений в поведении ребенка;

4) прояснение, как собственных проблемных взаимодействий родителей, так и их взаимодействий с ребенком.

При этом автор подчеркивает важность не только осознания собственных аспектов личности родителей и их влияния на развитие ребенка, но и понимания внутренней жизни самого ребенка. Кроме этого, М.Четик вводит понятие «переноса родительских функций»: для родителей, которые из-за нарушений раннего периода их собственной жизни, сами нуждаются в родительской опеке со стороны психолога, специалист, ведущий консультации должен сам функционировать для взрослого как «хороший» родитель. Такой позитивный опыт безоценочного принятия и заботы проводит родителя к освобождению внутреннего напряжения, разрядке, что позволяет ему улучшить собственное функционирование в качестве родителя.

Д.Узель (а так же О.Маратос и А Александридис) в консультировании родителей выделяет важный момент, связанный с особенностями поведения аутичного ребенка. Это «распознавание» или «расшифровка» его симптомов и эмоциональных состояний. Часто мы наблюдаем, крайние позиции в отношении к поведению ребенка. Одни родители все поведение ребенка списывают на проявления болезни, оставляя без внимания проявления его собственных потребностей, другие, напротив, игнорируя особую сензитивность сына или дочери, воспринимают его страхи или негативизм как действия «назло». Помощь в понимании того, что стоит за негативизмом или истерикой ребенка, как правило, помогает родителю преодолеть барьер в общении с ним, снимает чрезмерное напряжение, вызванное растерянностью и беспомощностью. В то же время эти авторы подчеркивают значимость партнерского включения родителей в коррекционный процесс, налаживание устойчивого рабочего альянса, особое внимание не только к эмоциональным состояниям ребенка, но и родителя (например, «парадоксальной родительской депрессией» в ситуации выраженной положительной динамики в состоянии ребенка).

Итак, в целом, в качестве основных практических моментов в консультировании родителей детей с РДА можно выделить следующие:

1. Оказание поддержки.

Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку. Поэтому уже на первой встрече желательно сказать родителям: «… хорошо, что Вы пришли, чтобы таким образом что-то сделать для Вашего ребенка»; «…я понимаю Ваше беспокойство (или раздражение) по поводу Вашего ребенка». Возможность поговорить о своих переживаниях при отсутствии негативной критики дает возможность почувствовать облегчение, что, в свою очередь, ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком. Важно помнить, что многое из поведения родителей, что вызывает раздражение и недоумение у специалистов, является продуктом работы внутренних защит от тревоги, связанной с данной ситуацией, т.е. того, что защищает личность родителя от разрушения. Уважение и принятие личности родителя, позволяет создать ситуацию доверия и безопасности.

Положительное подкрепление должно иметь приоритет по отношению к критике негативного, необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Это не означает, что мы должны хвалить отцов и матерей за явные ошибки во взаимодействии с ребенком, но в каждом отдельном случае, можно наблюдать те аспекты отношений, в которых родители «достаточно хороши». Повышение родительской самооценки, позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку, отойти от привычных способов взаимодействия и застревании на какой-то одной позиции (абсолютного самопожертвования, борца против всех или «плохой матери»). В этом аспекте важно, чтобы специалист, проводящий консультации, имел внутренние позитивные установки по отношению к родителям. Трансляция чувства вины (даже бессознательная) может вызвать совершенно обратный от ожидаемого эффект от консультации.

Как упоминалось выше, нарушения развития ребенка, проблемы его социальной адаптации и пр. часто вызывают разные противоречивые чувства. И если чувство вины часто становится «двигателем» и стимулятором для активности в направлении поиска способов помощи ребенка, то стыд чаще всего является тем, что тормозит такую активность. Для таких людей болезнь ребенка может восприниматься как что-то постыдное, обнаруживающее их собственную ущербность, то, что им так важно скрыть. В этом случае, матери и отцы приходят на консультации уже готовые услышать обвинения и осуждения со стороны специалистов (и не важно стоят ли за этим проективные механизмы или что-то другое) и защищать себя. Наличие у специалиста ригидной установки «несчастный ребенок - ужасные родители» и бессознательная конкуренция с родителями могут вызвать еще большее напряжение в контакте с ними, вплоть до отказа семьи водить ребенка на занятия.

2. Контейнирование

Близкая к идее «переноса родительских функций» Четика, концепция контейнирования в психоаналитической парадигме, при использовании в консультативном процессе, заключается в предоставлении родителю себя (собственного мыслительного пространства психолога (психиатра)) в качестве контейнера для таких душевных содержаний, как тревога, страхи, агрессия и пр. Репрезентация этих переживаний в мыслительном пространстве, позволяет их распознать, понять внутренние конфликты, возможные их решения, сформировать более зрелые защиты.

В семьях с детьми, с нарушениями развития, нередко наблюдается «дефицит» именно такого взаимодействия в диаде мать-ребенок еще на уровне прародительской семьи. Получение собственного опыта контейнирования во взаимодействии с консультантом, научение переводить собственные переживания в мысленные репрезентации (т.е. стать «контейнером» для самого себя), позволяет родителю по новому воспринимать аффективные проявления своего ребенка и «передать» этот опыт ему. Еще раз повторюсь, что такая работа не показана всем без исключений родителям аутичных детей. Необходимость перехода к такой работе будет продиктована особенностями индивидуального раннего опыта матери или отца, не заметить которые в процессе консультирования будет невозможно. В то же время, важно помнить, что консультирование не ставит целью решение глубинных личностных проблем родителей и ориентируется, в первую очередь, на интересы и нужды ребенка. При необходимости перейти к более глубокой проработке проблем родителей имеет смысл рекомендовать им обратиться к психотерапевту.

3. Особенности взаимодействия с ребенком.

Имеется в виду работа по изменению привычных паттернов взаимодействия с ребенком. Для этого часто бывает необходимо выявление и обсуждение главных трудностей каждого из родителя, влияющих на его или ее способности выполнять родительские обязанности, а так же работа с различными стилями обращения родителей с детьми. Нередко эти привычные паттерны даже не осознаются, ярким примером этого является использование матерями местоимения «мы», в ситуации, когда речь идет только о ребенке («мы описались», «мы кричим в метро» и пр.). Целью этой работы является перевод в сознание неосознаваемых проявлений чрезмерного симбиоза, гиперопеки и пр., что позволит в большей степени контролировать их на поведенческом уровне.

4. Обучение и разъяснения по поводу заболевания и симптомов.

Многие книги и статьи, посвященные аутизму, оказываются слишком сложными для восприятия родителей. Старый миф о том, что родители аутичных детей, как правило, высокоинтеллектуальные люди с техническим образованием, на практике подтверждается отнюдь не всегда. В связи с чем, при консультировании отцов и матерей важно вести и просветительскую работу. Не стоит вдаваться в длительные лекции о природе и вопросах генеза аутизма, важнее помочь родителям понять те поведенческие проявления ребенка, которые вызывают у них наибольшую растерянность и тревогу.

В самом начале работы с ребенком, особенно с малышом до 4 лет, наиболее продуктивной формой может быть работа в диаде мать (или человек, выполняющий материнские функции) – ребенок. Обучение родителей техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм и пр. в форме тренинга, при поддерживающей, позитивной позиции специалиста в большей степени, чем индивидуальные занятия способствуют положительной динамике. Перенос этого опыта в домашнюю среду позволяет всей семье включиться в «работу» с ребенком.

В ситуации, когда для ребенка выбирается когнитивно-бихевиоральный коррекционный подход, тренинг родителей (например, по системе АВА) является необходимым условием успешных результатов.

Тренинги и образовательные лекции могут проводиться и в групповой форме. В комфортной и безопасной обстановке, родители смогут обмениваться собственным опытом, получить поддержку и по-новому увидеть достижения своего ребенка.

В данной статье уже неоднократно упоминалась важность установки специалиста, работающего с родителями аутичного ребенка. На этом вопросе хотелось бы остановиться более подробно.

Влияние семьи на развитие ребенка давно уже не ставится под сомнение, скорее наоборот. Коммерческий пример социального значения этого феномена мы можем наблюдать в огромном количестве литературы, посвященной «правилам» ухода и воспитания ребенка. Спрос на подобные издания, очевидно, является не только показателем стремления покупателей быть «хорошими родителями», но и свидетельством значительной тревоги по поводу собственной компетенции в этом вопросе. Такая ответственность носит порой гипертрофированный характер, все негативное, что происходит в жизни человека, сводится к нерадивости его родителей. Стоит ли удивляться, когда в особенностях развития ребенка (особенно при искаженном типе дизонтогенеза) главными виновниками видят матерей и отцов.

При этом подобное отношение мы можем наблюдать не только у людей, не имеющих отношение к данной сфере, но и у многих даже «продвинутых» специалистов. Как известно, значительную роль в понимании процессов развития ребенка сыграли труды психоаналитиков (М.Кляйн, Д.Винникота, Малер и др.). Революционные для того времени открытия в области становления детской психики, которые способствовали пониманию особенностей формирования личности и ее нарушений, выделяя важное значение внутреннему (воображаемому или фантазийному) миру взаимодействия Я и Другие (Ребенок и Мать), до сих пор могут восприниматься буквально (как отражение реальных отношений). В этом случае, «плохая грудь» М.Кляйн или «недостаточно хорошая мать» Винникота автоматически видится в любой матери ребенка с нарушениями развития, как главной виновницы патологии.

Существенную роль родителей, в первую очередь матери, наряду с конституциональным фактором, в формировании патологии аутичного ребенка выделял еще Каннер (не будучи психоаналитиком) в своем первом описании детского аутизма и, несмотря на последующее изменение этой точки зрения самого «открывателя» синдрома РДА, это убеждение надолго укоренилась в умах.

Поиск причины заболевания нередко сводится к поиску объекта приписывания вины за его наличие. И хотя, научные исследования давно уже не оставили никаких причин для сомнения в ведущей роли врожденных особенностей («конституционального фактора») в развитии таких заболеваний, и эту точку зрения разделяют не только психиатры, но и практически все психологические и психотерапевтические направления, развитие представлений о сути проявляемых симптомов, снова возвращают нас к вопросу о вине родителей. Как писал Д.Узель, «открытие того факта, что аутичные дети страдают от разлитой тревоги и очень редко испытывают ощущение собственной внутренней безопасности, так преломилось в сознании некоторых практиков, что они стали видеть в родителях основной источник тревожности ребенка и причину его трудностей».

Все это изначально приводит к формированию определенных установок и у специалистов, работающих с аутичными детьми и у самих родителей.

Конечно, здесь не идет речь об отрицании значимости связи «Мать-дитя» в развитии ребенка и родительской роли в становлении личности, важно понимать наличие данного «виновного» акцента, создающего большое напряжение в общении с родителями и препятствующему продуктивному контакту с ними.

Как уже упоминалось, необходимость обратиться за помощью к специалистам уже изначально для большинства родителей является фрустрирующей, стучась в ваш кабинет, они уже вовлечены в перенос (специалист является родительской фигурой, к которой они, как «маленькие» вынуждены обращаться за помощью). Часто мы с самых первых минут наблюдаем выражения бессознательных фантазий и тревог матерей и отцов.

Кроме этого важно помнить, что если в работе с детьми специалисты (и психиатры, и психологи, и педагоги) подвержены «опасности» значительного регресса, связанного с бессознательной идентификацией с ребенком, и очень важно отслеживать собственные эмоциональные реакции и переживания, то в работе с детьми с психической патологией такой риск значительно увеличивается. В этом случае вопросам переноса и контрпереноса должно уделяться особое внимание. Нередко менторский тон и неприятие у самих специалистов связан не столько с чувством своего профессионального превосходства над родителями, сколько с негативным переносом собственных родительских фигур. Таким образом, мы получаем «кучу-малу» из проекций и переносов родителей и специалистов, нередко приводящую к конфликтным ситуациям, и мешающую оказанию помощи ребенку.

Для избежания таких «наслоений» во многих западных странах (например, в США и Великобритании) принято специальное обучение и прохождение собственной индивидуальной психотерапии специалистами (психологами, психотерапевтами, социальными работниками), работающими с родителями детей.

Специальная профессиональная подготовка и собственная психотерапия являются не только важным фактором, определяющим успешность такой работы, но и определенным средством «психогигиены» самого специалиста. Кроме этого, учитывая особую эмоциональную нагрузку (как при работе с пациентами в состоянии хронического горя) важным моментом является возможность обсуждения практических случаев в супервизорских группах или собраниях коллег. Такая коллегиальная работа с одной стороны, помогает посмотреть на собственную практическую деятельность как бы со стороны, осознать смысл собственных чувств и переживаний в ходе консультаций, а так же обсудить возможные способы помощи семье и ребенку, включения дополнительных средств или внесения изменений в коррекционную программу ребенка в связи с факторами, связанными с его родителями.