Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы для всех  /  Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности в контексте фгос. Свойства высшей нервной деятельности, его личностные качества, способность связ

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности в контексте фгос. Свойства высшей нервной деятельности, его личностные качества, способность связ

Детское творчество научает ребенка
овладеть системой своих переживаний,
побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению.
Л.С. Выготский

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании) .

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

Условия:

  • приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной
  • содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении
  • необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми
  • включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации
  • во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей
  • создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей
  • воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка
  • использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Занятия лепкой являетсч одним из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) . Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизме-нения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом. Каждая из рассмотренных форм организации творческой деятельности может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Обучение детей нетрадиционным техникам рисования.

Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цель работы: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.


Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.


Гипотеза представляет собой - процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1). Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2). Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3). Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5). Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

Высокий – 21%

Средний – 42%

Низкий – 37%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды:


  • Созданию уголка эстетического восприятия.

  • Созданию художественного фонда

  • Коллекций жанров живописи:
- портрет;

Памятники;

Сказочно-былинный жанр;

Натюрморт;

Книжная графика;

Были изготовлены следующие альбомы:

Времена года

Композиция;

Элементы декора; Народные промыслы

Дружные краски.

Приготовила для детей следующие игры:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

«Весёлые рожицы» - «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

Составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

Русские узоры;

Матрешки.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности . Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

(Пальчиковая живопись)

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок».

(Рисование ладошкой)

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

(Прижми и отпечатай)

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

(Рисование углем)

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами , действуют и живут в рисунке.

(Монотипия)

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

(Кляксография)

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

(Набрызг)

Радость творчества знакома каждому малышу.

(Трафарет)

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

(Рисование по мокрому)

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

- «Моя любимая сказка»;

- «Моя любимая мамочка»;

- «Ветвистые деревья»;

- «Снег идет», «Ночное небо»,

- «Морозные узоры», « Волшебные птицы»

- «Лебеди», «Тюльпаны»; «Весёлые снеговики»

«Совушка- сова», «Осенний натюрморт»

«Весенний натюрморт с цветами»

«Вишнёвый сад», «Ромашки», «Гусеница»;

- «Радуга», «Снежинки», «Кто живёт в море?»

Для родителей подготовила несколько консультаций:

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

Диагностика на контрольном этапе показала:

Высокий – 32%

Средний – 48%

Низкий – 20%

Перспектива:

1) .Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2) .Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)
Самообразование

Тема:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Выполнила: Егармина И.И.

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования : «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности ».

Цели :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве ;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности ;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации .

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество , фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат : если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования , то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе :

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем :

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей .

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей . А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству .

Работая с детьми, я пришла к выводу : ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия , и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство , поможет преодолеть такие качества, как : «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым» . Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей . Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения , творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке , дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности , ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта .

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно -выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества . Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения .

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности . Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности , такие как : знание особенностей творческого развития детей , их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект , учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность . По словам психолога Ольги Новиковой : «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования :

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы : мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности : цвет, фантастический силуэт.

Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет.

Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

Материалы : мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения : ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу . Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить . Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге» . (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение . Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой) . Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей :

Сентябрь :

- «Моя любимая мамочка» ;

- «Орнамент из цветов» ;

Октябрь :

-«Весёлые бабочки» ; «Сказочные птицы» .

Ноябрь :

-«Желтые цыплятки» ; «Пушистые веточки»

Декабрь :

-«Зимний вечер» ; «Мишка»

Январь :

-«Весёлый попугай»

Февраль :

-«Лебеди» ; «Самолёты»

Март :

-«Весенний букет»

Апрель :

-«Арбузная долька» ; «Радуга»

-«Мой волшебные, цветные сны» , «Я фантазёр» .

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

“Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.

Даниил Андреев “Роза мира”

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.

  • - Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.
  • - В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, Вызывает отрицательное отношение к рисованию.[Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать]
  • o Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
  • - Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.
  • - В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п.; и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.[ Комарова Т.С. Дети в мире творчества]

Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

Современная человеческая история, по образному выражению Герберта Уэллса, все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет - изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.(2)

Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства?:

  • - Высоко развитый вкус.
  • - Развитие потребности художественных впечатлений.
  • - Знание и понимание искусств прошлого и их памятников.
  • - Органическая потребность художественного творчества.
  • - Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

  • - Деятельная доброта к окружающим.
  • - Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.
  • - Чувство единства всего общечеловеческого.
  • - Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?
  • - Растущая жажда знаний.
  • - Эрудиция.
  • - Самостоятельное мышление.
  • - Интеллектуальная независимость.
  • - Жажда творчества во всей жизни.

Все это приобретает человек, если рядом с ним от первых до последних его дней присутствует в разных его проявлениях изобразительное искусство. Сама изобразительная деятельность в воспитании, развитии ребенка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы.

Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:

Художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции.

Зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.

Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).

Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

Далее, на примерах истории и личного сорокалетнего педагогического опыта работы в области изобразительной деятельности с учащимися от 6 лет и до пенсионного возраста разберем развитие творческих способностей личности. Воспитание и образование осуществлялось и осуществляется путем интеграции всех видов изобразительной деятельности с литературой, музыкой, театром, краеведением, историей, природоведением, экологией. Разработана авторская программа, которая предусматривает развитие, и образование в области изобразительной деятельности с 6 лети до 15 (подготовительная группа ДОУ, 1-8 классы). [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте].

Дошкольный период

Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни. В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления.

Приобщение детей к мировой культуре начинается с раннего детства, так как каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть.

Главное в создании предпосылок для самостоятельного вхождения ребенка в «большое искусство», определении этого пути и в расшифровке понятий и термин изобразительного искусства.

Новизна в разработке системы по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Воспитатель должен знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.

Детей отличают умения: создавать сюжетную композицию (фризовую, многоплановую, линейную), конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.

Умело, используя такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность малыша в стремлении к познанию, мы должны максимально стимулировать развитие потенциальных возможностей каждого ребенка на разных возрастных этапах.

Вводить детей в «большое искусство», следует как можно раньше. Для самостоятельного вхождения ребенка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определив фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно.

Главное для воспитателя - расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей.

Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Для совершенствования хроматического вкуса ребенка используются следующие способы:

  • 1. при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);
  • 2. отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
  • 3. проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т.д.

На занятиях обязательно нужно с детьми обсуждать, какие чувства и впечатлений вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью

  • 1. Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).
  • 2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.
  • 3. Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.
  • 4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
  • 5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:
    • А) беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;

Б) обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;

  • В) плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;
  • Г) промываю кисть в воде;
  • Д) сушу ее о салфетку;
  • Е) кладу кисть на подставку.
  • 6. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».
  • 7. Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание поролоновым тампоном, налепом).

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:

  • 1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
  • 2. у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;
  • 3. .сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
  • 4. рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;
  • 5. нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.

В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.

Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

В подготовительной группе дети учатся работать в смешанной технике (карандаши и фломастеры и т.д.), рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объемный из бумаги, скульптурный из глины).

Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях уделяется конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов.

Пример работы с детьми, занимающимися в кружке, на занятии по теме «Рисование животных. Дельфин».

Алгоритм работы с детьми на занятии в кружке рисования.

  • 1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму);
  • 2. игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку;
  • 3. поэтапное рисование дельфина;
  • 4. знакомство с различными способами изображения одного и то же объекта (мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приемов закрашивания);
  • 5. творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами»;

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

В данной главе были раскрыты наиболее точные основные понятия способностей. Рассмотрены и проанализированы условия, при которых происходит наиболее эффективное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В этом нам помогли исследования зарубежных и отечественных психологов. Работы, которых мы постарались использовать в следующей главе при наиболее точной оценке развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

УДК 373.3.036

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN ART

Ж. Р. Нестерова

Zh. R. Nesterova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Автор раскрывает педагогические технологии, обеспечивающие успешность решения данной задачи.

Abstract. The article is devoted to the research of developing creativity in primary school children. The author reveals the pedagogical technologies which provide the successful solution for the problem.

Ключевые слова: творческие способности, изобразительная деятельность, уровни творческого развития, компоненты и критерии развития творческих способностей, педагогические технологии.

Keywords: creativity, art, levels of creative development, components and criteria of creative development, pedagogical technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. Движущие силы человечества - это творческие личности. На сегодняшний день остро назрела потребность в таких личностях, отличающихся нестандартным мышлением, умеющих находить оригинальные решения, смело выдвигать неожиданные идеи и гипотезы, способных быстро перестраиваться и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. В связи с этим в образовании становится приоритетной проблема творческого развития подрастающего поколения, что влечет за собой активизацию педагогических поисков и в науке, и в практике школьного образования.

В науке, как отечественной, так и зарубежной, существует множество определений понятия «творчество». В товаре С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» . Н. Роджерс пишет: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» . Е. И. Яковлева понимает творческость как реализацию человеком собственной индивидуальности .

На наш взгляд, к детскому изобразительному творчеству наиболее применимо определение, данное Р. Гутом: «Творчество (процесс творчества) есть продуктивная мысли-

тельная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат» , поскольку, когда ребенок рисует, фантазирует, добывает новые для себя знания и умения, совершается качественный переход от уже известного к новому и появляется новый продукт.

Изучением развития творческих способностей школьников в различных видах деятельности занимались Г. С. Альтшуллер, А. В. Ассовская, Р. Арнхейм, В. А. Борзова, В. М. Воскобойников, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, А. И. Копытин, И. Э. Кох, В. С. Кузин, Н. С. Лейтес, В. С. Мухина, В. И. Страхов и др. Развитие творческих способностей учащихся начинается с младшего школьного возраста , , . Вместе с тем, как показывает анализ практики, многие педагоги начальной школы испытывают определенные трудности в организации педагогического процесса по развитию творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности.

Таким образом, в реальном педагогическом процессе имеется противоречие между требованиями общества к уровню развития школьников и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по повышению этого уровня.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности?

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

Раскрыть сущность понятия «развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности», разработать компоненты и критерии, охарактеризовать уровни творческого развития младших школьников;

Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное творческое развитие младших школьников в изобразительной деятельности;

Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий.

Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга:

Теоретических: сопоставительный анализ и систематизация философских, психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме, методической учебной литературы по теме исследования; сравнение, моделирование, классификация;

Эмпирических: диагностических (тестирование младших школьников, самооценка, экспертная оценка), обсервационных (наблюдение - прямое и косвенное - за деятельностью младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью; беседы с учителями, родителями), экспериментальных;

Методов математической обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась на базе Канашской детской художественной школы. В ней принимали участие 103 учащихся в возрасте 7-9 лет.

Результаты исследований и их обсуждение. Способности - яркое проявление совокупности свойств какой-либо психофизиологической функции. Они дают качественную характеристику ее проявления, чему способствуют эмоциональные и волевые особенности человека. Творческие способности - это способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность отказываться от стереотипных спо-

собов мышления (Дж. Гилфорд). Творческие способности подразделяются на общие и специальные. Специальные способности проявляются в определенной сфере деятельности (театральной, литературной, музыкальной, изобразительной и т. п.). При этом для развития специальных способностей большое значение имеют врожденные задатки. Общие творческие способности включают способность к вариативности и импровизации в решении задач и проблемных ситуаций в нестандартных условиях.

Сопоставительный анализ и систематизация исследований по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить тесную связь между творческими способностями и такими компонентами, как:

Творчество и одаренность, талантливость, гениальность (В. М. Бехтерев, Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, Д. В. Либин, С. Л. Рубинштейн): одаренность как общая природная предпосылка творчества; талант как актуализация специальных способностей; гениальность как уникальная форма самовыражения и самореализации;

Творчество и интеллект (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Айзенк, Л. И. Ларионова): интеллект как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;

Творчество и креативность (К. Роджерс, Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов, Ф. Бар-рон): креативность как способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления;

Творчество и воображение (А. В. Петровский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. Б. Ермолаева-Томилина): воображение как преобразование представлений;

Творчество и интуитивность (А. Т. Фаттахова, Ю. А. Жигалов, Т. А. Барышева): интуитивность как механизм творческого процесса.

Выводы, вытекающие из изучения нами специфики изобразительной деятельности:

1. Изобразительное творчество обеспечивает единство протекания процессов восприятия, воображения и мыслительной деятельности.

2. В изобразительной деятельности проявляется целостность логического и образного мышления и осуществляется переход от конкретного мышления к понятийному.

3. Символическая и графическая экспрессия рисунка позволяет выразить предсоз-нательное ощущение реальной действительности.

4. В рисунке мышление проявляется как конкретно-чувственное.

5. Изобразительная деятельность является игровым видом деятельности, обеспечивающим социальную коммуникацию.

6. Рисунки, выполненные младшими школьниками, можно использовать для анализа результатов развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

В развитии творческих способностей важное место принадлежит педагогическим технологиям. Технология развития творческих способностей в изобразительной деятельности предполагает теоретически обоснованную практическую реализацию следующих взаимосвязанных, протекающих в единстве компонентов: целеполагающего, содержательного, процессуального-методологического и диагностико-результативного.

В нашем исследовании теоретическими основами построения экспериментальной модели технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности стали следующие концепции:

Личностно ориентированный педагогический процесс (Е. В. Бондаревская, Е. С. Белова, А. А. Вербицкий, Э. А. Голубева, В. В. Сериков, И. П. Ищенко, И. А. Колесников, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железвская, Э. А. Венгер, Н. В. Высотская);

Деятельностный подход в развитии творческих способностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев);

Идея одаренности и творческих способностей (Ю. Д. Бабаева, Д. Гилфорд, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин, П. Торренс, Т. М. Марютина);

Специфика изобразительной деятельности ребенка (В. М. Воскобойников, Р. Арн-хейм, Н. М. Георгиев, Е. И. Банзелюк, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Г. А. Голицын, В. С. Кузин, А. И. Копытин, В. С. Мухина, В. М. Петров, В. И. Страхов, П. Т. Тюрин).

Базовым в технологии развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности является целеполагающий компонент, предусматривающий ряд задач: социально-психологических, педагогических, методических.

Социально-психологические задачи связаны с созданием благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

Педагогические задачи направлены на развитие творческих способностей в ходе учебно-воспитательного процесса. Методические задачи направлены на использование комплекса форм, методов, средств обучения в формировании творческих способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности реализовывалось посредством решения следующих задач:

Изучения программного материала начальной школы во взаимосвязи с развитием образного представления и эмоционально-чувственного опыта младшего школьника;

Развития познавательной деятельности, мышления, личностно-психологических характеристик детей;

Обеспечения оптимальных условий для развития позитивных межличностных отношений, коммуникативных качеств и способности ребенка к рефлексии.

В основе содержательного компонента лежат знания о сущности, закономерностях, структуре и особенностях развития творческих способностей в изобразительной деятельности, определяющих направленность педагогического процесса в целом. Это совокупность определенных знаний, как программных, так и специальных; креативно-познавательных и креативно-волевых качеств, составляющих структуру творческих способностей, а также различных видов деятельности теоретического, практического и творческого характера.

Содержательный компонент нашего исследования включает разработку программы занятий художественно-эстетической студии «Радуга» и методические рекомендации по их проведению. В программе представлены 32 темы. Перечислим некоторые из них: «Сказочный мир искусства», «В гостях у принцессы радуги», «Нецветное царство», «Королевство теплых и холодных красок», «Осенние дары», «Первый снег», «Узоры на стекле», «Семья снеговиков», «Зимний пейзаж», «Новогодние игрушки» и др.

Приведем краткое содержание одного из занятий.

Тема: «Нецветное царство». Ахроматические цвета (черный, серый, белый) и смеси этих цветов с основными и дополнительными. Получение звонких и глухих красок. Изучаем, как изменяется тон красок под действием этих цветов. Продолжаем учиться писать красками, изучаем способ вливания цвета в цвет, учимся рисовать и использовать оттенки основных и дополнительных цветов.

Выполняем упражнения - изображаем различные состояния природы (небо в пасмурный и солнечный дни, спокойное и бурное море).

Система занятий построена с учетом принципов доступности, последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.

Цель занятий: формирование навыков изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста; восприятие изобразительного искусства; развитие художественных способностей у детей.

Основное внимание уделяется рисованию красками. Данный вид занятий развивает у младших школьников зрительное восприятие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения; формирует практические навыки художественной деятельности (элементарные основы рисунка, цветоведения) и способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Достижение поставленной цели обеспечивается процессуально-методологическим компонентом, который предполагает взаимодействие определенных методов и приемов.

Занятия изобразительной деятельностью носили групповой характер, осуществлялись в рамках урока, выполнялись в качестве домашнего задания; использовались проблемное обучение, метод «мозгового штурма», ИКТ-технологии и средства мультимедиа.

При групповом занятии изобразительной деятельностью применялись педагогические ситуации, развивающие мышление, положительную самооценку, активное эстетическое отношение к окружающей жизни и искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, рефлексию. При выполнении работ использовались приемы воображения: агглютинация, комбинирование, синектика, акцентуирование, гиперболизация, специфическое обобщение.

Практические занятия выстраивались в занимательной форме. В качестве основных методов и приемов выступали имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке.

Диагностико-результативный компонент включал диагностические процедуры, дающие возможность выявить критерии и уровни творческого развития детей и определить педагогическую технологию развития творческих способностей в изобразительной деятельности как целостный процесс.

Оценка показателей развития творческих способностей детей осуществлялась с использованием следующих критериев:

Беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

Оригинальность - способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых;

Разработанность - способность усовершенствовать объект путем детализации;

Логическое мышление - способность к анализу, обобщению, установлению родовидовых взаимосвязей;

Визуальное мышление - способность визуализировать содержание понятий посредством изобразительной деятельности;

Коммуникативность - способность высказывать свои мысли, навыки вербального и невербального общения.

Данные критерии на начальном этапе исследования дали возможность выделить группы учащихся по уровню развития творческих способностей.

Низкий уровень характеризуется отсутствием у ребенка целостного восприятия окружающего мира. В реальной жизни это демонстрируется неспособностью выделять свойства окружающих явлений, объектов, неумением обобщать, вести поисковую деятельность и проводить аналогии.

Учащиеся, отнесенные к среднему уровню развития творческих способностей, отличались способностью к анализу, проявлением самостоятельности в выборе объектов для изображения, умением видеть в объекте новые признаки. Характеризуя свою работу, учащиеся могли объединить по смыслу ряд изображенных на рисунке предметов, проследить их взаимосвязь, которая, однако, была очевидна и опиралась на видимые признаки изображенных объектов.

Учащимся, отнесенным нами к высокому уровню, были свойственны умение использовать разнообразные объекты, изображать действие, способность к целостному восприятию окружающей действительности, отражение в своих работах высокого уровня обобщений. Школьников с высоким уровнем развития творческих способностей отличали инициативность, изобретательность, адекватность самооценки, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, высокая работоспособность.

Разработанные критерии оценки уровня творческого развития младших школьников в изобразительной деятельности позволили нам осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в процессе развития у них творческих способностей.

Экспериментальная работа была направлена на внедрение авторской программы занятий в художественно-эстетической студии «Радуга», предназначенной для развития творческих способностей младших школьников.

Предмет развития художественных способностей включает следующие направления: графическое развитие; развитие цветоощущения; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; учимся у природы.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены 4 основных вида занятий: живопись, декоративно-прикладное искусство, композиция, скульптура. Основные виды занятий взаимосвязаны, дополняют друг друга и проводятся с учетом особенностей времен года и любимых детьми праздничных дат. Данная программа предполагает:

Тематический подход к планированию учебного материала, все темы занятий подчинены общей теме четверти и учитывают интересы детей и их возрастные особенности;

Систему учебно-творческих знаний на основе ознакомления с мировым изобразительным искусством и народным декоративно-прикладным творчеством;

Направленность содержания программы на развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности, их эстетического отношения к окружающему миру, предметам быта, природе, умения создавать красоту вокруг себя.

При реализации диагностико-результативного компонента разработанная нами система критериев оценки уровня творческого развития способностей младших школьников в изобразительной деятельности (низкий, средний и высокий уровни) была соотнесена с результатами наблюдений (табл. 1) .

Таблица 1

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Группы Количество испытуемых по уровням на начальном и конечном этапах исследования (до/после)

Низкий Средний Высокий

До После До После До После

Экспериментальная группа (55 чел.) 25 14 27 36 3 5

Контрольная группа (48 чел.) 22 20 25 27 1 1

Из результатов таблицы видно, что если на начальном этапе формирующего эксперимента примерно равное количество детей показали низкий и средний уровни развития творческих способностей, высокий уровень показали 3 человека из экспериментальной группы и 1 человек из контрольной группы, то на конечном этапе формирующего эксперимента количество детей, отнесенных к низкому уровню развития творческих способностей, уменьшилось в обеих группах за счет увеличения количества детей, отнесенных к среднему уровню: с 27 до 36 - в экспериментальной группе, с 25 до 27 - в контрольной группе. Высокий уровень показали 5 человек из экспериментальной группы и 1 человек из контрольной группы.

Резюме. Как показало исследование, развитие творческих способностей у младших школьников происходит успешно при реализации следующих педагогических условий:

Организации учебного процесса на основе внедренной авторской программы «Радуга»;

Организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в процессе развития их творческих способностей;

Использовании инновационных методов в обучении: проблемного обучения, «мозгового штурма», компьютерных технологий и средств мультимедиа, новых материалов, средств и техник работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшулер, Г. С. О психологии изобразительного творчества / Г. С. Альтшулер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-49.

2. Ассовская, А. В. Изучение креативности младших школьников / А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова // Ананьевские чтения, 1997: тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997. - С. 56-58.

3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 222 с.

4. Гут, Р. О. О творчестве в науке и технике / Р. О. Гут // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 130-139.

5. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма / под ред. Е. И. Щеблановой. - М. : Интар, 1995. - 48 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

7. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. -С. 164-168.

8. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 28-34.