Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы для всех  /  Сад 15 камней в японии. Загадка сада камней. За что в Японии любят минимализм. Создание японского сада

Сад 15 камней в японии. Загадка сада камней. За что в Японии любят минимализм. Создание японского сада

Пожалуй, одна из важнейших святынь дзэн-буддизма - храм Рёандзи - был возведен в 1450 году и стал прибежищем монахам приверженцам философии дзен. Среди его покровителей были Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёси.

В 18 веке святыня переживает упадок, а большинство сооружений были уничтожены пожарами. В наши дни храм известен благодаря своему саду камней в дзен-буддийском стиле, который является одной из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Японии. По сохранившимся писаниям, автором сада является знаменитый автор Соами.

Непостижимость духовных глубин

Сад выполнен в виде небольшой прямоугольной площадки, огороженной глинобитным забором с трех сторон. Вся территория засыпана белым гравием, а на нем расположено 15 камней, организованных в пять групп. Сам гравий "исписан" граблями на тонкие полосы, создающие ощущение мягкой водной ряби.

Сад камней Рёандзи - часть храмового сооружения, поэтому пройти к нему можно, лишь через помещение храма, а наслаждаться этим великолепием можно сидя на веранде.

Для каждого, кто созерцает эту красоту, возникают свои ассоциации. Для кого-то это пять горных вершин, взмывающих в облака, для других - острова в бескрайних просторах океана... В общем, все зависит от вашей чистоты и глубины внутреннего мира. Пожалуй, главная загадка этого творения в том, что с какой бы стороны вы не взглянули на сад, вы сможете увидеть лишь 14 камней, всегда один из них будет исчезать из вида.

Игры разума

Не менее интересной загадкой сада является и его гипнотическое воздействие на человека. Созерцая камни, есть возможность задуматься о высшем, обрести спокойствие ума и духа, погрузиться в себя. Впрочем, именно для медитаций монахов храма он и был создан мастером.

Загадки столь очаровательной достопримечательности Киото можно постичь только путем молчаливого размышления. Но сделать это можно лишь после открытия сада, когда еще никого нет. Чуть ниже расположен еще один сад, созданный в ту эпоху, когда учение дзен еще ни достигло Японии. Не менее очаровательный, он своими плавными и мягкими изгибами создает великолепное обрамление для суровой духовности философского сада камней.

Сегодня это уникальное творение человеческих рук и красивое завораживающее место находится в списках ЮНЕСКО как ценнейший объект истории и памятник культуры. Еще одной из красивейших и древнейших достопримечательностей Киото можно отметить Храм Фусими Инари-тайся , построенный в 711 году.

Сад камней Рёандзи на карте Киото

Пожалуй, одна из важнейших святынь дзэн-буддизма - храм Рёандзи - был возведен в 1450 году и стал прибежищем монахам приверженцам философии дзен. Среди его покровителей были Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёси.

В 18 веке святыня переживает упадок, а большинство сооружений были уничтожены пожарами. В наши дни храм известен благодаря своему саду камней в дзен-буддийском стиле, который явл..." />

Рёандзи (Храм Мирного Дракона) - храм Дзэн в северо-западной части Киото. Принадлежит школе Мёсиндзи ветви Ринзай. Храм – один из исторических памятников древнего Киото, включен в список наследия ЮНЕСКО.

Первоначально здесь находилось родовое поместье Фудзивара и в конечном счете перешло в руки клана Хосокава Фудзивара. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин. Он пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн. Позже, после захоронения здесь Императоров Хосокава, появилось то, что сегодня известно как «Семь Императорских Могил». Здесь погребены Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. До XIX века могилы находились в запустении, но были восстановлены Императором Мэйдзи.

Сад камней

Главная достопримечательность храма – сад камней, самый известный из подобных в Японии. Обычный сад камней Дзэн состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.

В саду Рёандзи находится 15 камней, однако если смотреть с веранды храма, то из любой точки всегда видно только 14 камней. Традиционно считается, что увидеть 15-й камень можно только чрез просвещение. Какой смысл изначально закладывался в этот сад неизвестно и трактование остается на усмотрение посетителей.

Каменный сосуд

С обратной стороны веранды храма находится интересный каменный сосуд, в который непрерывно течет вода для ритуальных омовений. Это – Рёандзи цукубай, что означает «наклон». Сосуд находится практически на уровне земли, и чтобы достать воды, посетитель храма должен склониться, выражая тем самым просьбу и почтение.

Сверху на камне вырезано четыре кандзи (иероглифа). Если каждый из них читать по отдельности, то они не имеют никакого значения. Но если к каждому кандзи с соответствующей стороны добавить значок квадрата («гути»), т.е. квадратный вырез для воды, кандзи сразу обретают смысл. Получившаяся фраза звучит примерно так: «я только много знаю». Ее значение просто: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается» . Эта надпись призвана укрепить основное антиматериалистическое учение Буддизма. Сейчас на камне лежит черпак, но, по-видимому, раньше его не было. Отсутствие черпака было призвано показать, что вода только для души и достаточно согнуть колени в смирении чтобы получить ее благословение.

Рёандзи находится в 15-и минутах ходьбы от , Золотого павильона. Также можно проехать 5 минут на автобусе. Еще до Рёандзи можно добраться на поезде линии Кэйфуку Китано, идущем через спокойные жилые кварталы северо-западного Киото, остановка Рёандзи-мити, от которой храм находится в 5-и минутах ходьбы.

Найти Сад камней Рёандзи на большой .

Японский город Киото знаменит не только своими храмами и гейшами, но и необычным садом камней Рёандзи, который считается главной достопримечательностью города. Предполагается, что создателем сада Рёандзи, что означает «храм миролюбивого дракона», был мастер Соами, который является автором многих садов XIV века.

В сад я попала примерно за пару часов до его закрытия, но всё же времени этого вполне хватило, чтобы всё здесь осмотреть. По этой аллее можно попасть в сад камней.

Проходим статую Будды. А затем поднимаемся по лестнице, которая ведёт к саду.

Главная особенность сада Рёандзи - композиция из пятнадцати необработанных камней , в хаотичном порядке разбросанных на белом песке. Оригинальность этих, казалось бы, совершенно обычных и неинтересных камней заключается в том, что с какой бы стороны человек не смотрел, он увидит только четырнадцать из них. Пятнадцатый камень всегда прячется за каким-то другим.

Сад камней Рёандзи, как я уже упоминала, покрыт серо-белым песком в окружении невысоких стен, и здесь совсем нет растений. Дело в том, что это один из редких образцов древнего сада, который сохранился именно в том виде, каким его создал мастер.

Первое моё впечатление, появившееся от созерцания сия творения, - это монотонная цветовая гамма и минимум предметов , в общем-то, всё довольно обыденно и особого восхищения не вызывает. Но, даже несмотря на присутствие рядом других туристов, спустя некоторое время в душевном состоянии что-то незаметно начало меняться. Наступила умиротворённость, и появилось желание продлить подобное состояние.

Глядя на этот серый песок, в голове возникают различные картины: например, глубокое море, где камни - это острова, а мох вокруг них - растения.

Как и было заявлено в путеводителе, я, вместе с другими пришедшими в сад людьми, смогла одновременно заметить лишь четырнадцать камней. И, несмотря на все мои усилия, пятнадцатого перед глазами не возникло - его всегда загораживает один из соседних камней.

Передвигаюсь по саду вдоль песчаного края, пятнадцатый камень теперь вижу, зато исчез другой).

Конечно, появляется масса вопросов: почему эти с виду обыкновенные камни оказывают такое воздействие на людей и что в них заложено? Вот уже почти пять веков в сад камней Рёандзи приезжают паломники и туристы со всего мира.

Попытаться разгадать тайны, а также просто полюбоваться на сад камней, можно сидя на такой вот веранде.

На вопрос, почему таинственных камней именно пятнадцать, сами японцы отвечают так: это число - символ полнолуния, после которого начинается время распада. Возможно, поэтому один из камней всегда за чертой видимости.

Насмотревшись на камни и поразмыслив немного о жизни, я решила прогуляться по красивому японскому парку , который виднеется за невысокой изгородью сада камней Рёандзи.

В тени парка установлен древний цукубаи , который представляет собой круглую каменную раковину в виде китайской монетки. Цукубаи некогда использовался для чайных церемоний, а сейчас - для омовения рук. Вода в сосуд поступает через бамбуковую трубочку.

На территории парка расположен большой пруд под названием Кёёти , который был основан ещё в XII веке. Мне понравился маленький островок на пруду - Бентендзима. Островок посвящён богине Бентен.

Пруд также облюбовали китайские утки (мандаринки), которые выбирают себе одного единственного партнёра на всю жизнь. Именно поэтому в Японии они считаются символом верности, и этот чудесный пруд очень популярен среди молодых парочек.

В парке очень красиво. Часто на пути встречались молодые девушки в национальной японской одежде.

Впечатления от сада камней Рёандзи в Киото у меня остались исключительно приятные, не взирая на то, что пятнадцатый камень так и не удалось увидеть).

Итак, буддийский храм Рёан-дзи - храм Покоящегося Дракона - известен далеко за пределами Японии и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность храма - Сад камней. На песчаной площадке внутри комплекса лежат 15 черных необработанных камней: с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный остальными. Наблюдать все камни можно лишь воспарив над садом и, в связи с этим, считается, что полная картина доступна лишь тем, кто достиг просветления. Ну, или тем, у кого есть квадрокоптер.

О Золотом храме Кинкаку-дзи я уже упоминал в посте про лучшую фотографию за сентябрь. Павильон, покрытый листами чистого золота был построен в 14 веке, как вилла для отдыха сёгуна. Здесь он провел последние годы, утратив интерес к политической жизни страны. Для многих российских туристов этот храм знаком не только по красочным буклетам туристических компаний, но и благодаря переводу произведения классика современной японской литературы, человека с необычной судьбой - Юкио Мисима. Роман Золотой храм (в русском названии) был переведен в 70-е годы Григорием Чхартишвили - популярным ныне писателем, известным под псевдонимом Борис Акунин.

Карта территории храма. Сейчас туристический маршрут лежит вокруг пруда и золотого павильона. Заглянуть внутрь дозволено только избранным:

3.

Вековой дуб перед входом на территорию:

4.

Павильон стоит на берегу Зеркального пруда, отражаясь и играя отблесками своей позолоты в водной глади:

5.

6.

Водители такси фотографируют школьников-экскурсантов. Интересно, что в некоторых компаниях принята форма водителей и даже знаки отличия (погоны), отмечающие стаж водителя и его профессионализм.

Такси в Киото популярный вид транспорта не только для туристов, но и для школьных экскурсий. Школьников сюда привозят со всей страны. Знакомство с памятниками национальной культуры - важная часть программы школьного образования. Каждого японского школьника обязательно привозят на экскурсию в Киото и древнюю столицу Нара. Чем перемещаться на большом автобусе, класс разбивается на звенья и группы по 4-5 человек едут по маршруту на такси. Водитель, выполняя функцию гида, показывает город, фотографирует ребят и рассказывает им о достопримечательностях:

7.

Пруд Кинкакудзи прекрасен сам по себе: аккуратно подстриженные сосны и силуэты камней отражаются в зеркальной глади, создавая гармоничную атмосферу единение с природой:

8.

Искусство выращивания деревьев высоко ценится в Японии.

Все знают искусство выращивания карликовых деревьев “на подносе” - “бонсай”. Большим деревьям уделяется не меньшее внимание. Сосны в особом почете, они требуют внимательного ухода, постоянной стрижки. Тяжелые ветки подпирают, а зимой даже бывает прикрывают специальными зонтами от снега. Многие сосны имеют свои имена. Некоторым деревьям осознанно придают форму - на снимке “Сосна Корабль” одна из трех красивейших сосен Киото. Дереву по преданию более 600 лет и оно помнит еще строителя Золотого храма:

9.

Каменные фонари - один из видов пожертвований в храмы и святилища, подобно красным тории в святилище Фусими Инари. Обычно их ставят перед фасадом храма или вдоль аллей, но часто их можно встретить и в “обычном” японском саду или дворе традиционного японского дома:

10.

Небольшой водопад в Кинкакудзи называется Ворота Дракона. По древней китайской легенде карп, который взбирается против течения по водопаду в небо, может превратиться в дракона. Здесь вы видите камень, символизирующий карпа, который вот вот достигнет своей цели:

11.

Покрытый настоящим золотом, гармонично оттененный кровлей из кипарисовой коры, Золотой павильон прекрасен в любое время года и суток:

12.

Однажды в эти места приезжал любоваться павильоном император Гомидзуно, и специально для него был сооружена небольшая чайная хижина - “Прелесть заката” Сэккатэй. Ее с тех пор несколько раз перестраивали, но и сейчас она дает представление о японском искусстве чайной церемонии и устройстве чайного домика:

13.

Идеал - простота и скромность, сочетающаяся с изыском материала и формы:

14.

Японские предсказания - это, в основном, «хорошо», «очень хорошо», «прекрасно», «великолепно». «Плохо» встречается редко На выходе специальное место, куда можно повязать “неудачное” предсказание. Специальная надпись дополнительно информирует, что это место только для несчастливых гаданий. Хорошее принято уносить с собой:

15.

Сад Камней. Схема комплекса:

Пруд в лилиях:

17.

Фишка со скрытым камнем срабатывает только с определенной стороны сада. Там сделана специальная зрительная трибуна:

Макет сада камней для плоховидящих:

19.

По идее, камни должны находится в воде. Для воссоздания этого эффекта, гравий разравнивают специальным рисунком, который имитирует волны:

20.

21.

Неподалеку у здания храма стоят шесть ведер с водой, которые выполняют функцию огнетушителя:

22.

23.

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии


Рынок в Киото

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в . Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.


Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.


Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов , откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.


Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

  • лежащий;
  • выгнутый;
  • плоский;
  • вертикальный;
  • в виде статуи.

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории . Сад известен всему миру под названием Реандзи.


Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, чтоувидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.


В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.


Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

До скорой встречи!