Меню
Бесплатно
Главная  /  Гороскопы для всех  /  Ты и я такие разные классный час. Классный час "мы такие разные". Жан Жак Руссо

Ты и я такие разные классный час. Классный час "мы такие разные". Жан Жак Руссо

Аннотация : Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. Актуальность проблемы и разные формы работы делают классный час продуктивным и интересным.

Задачи:

1. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

2. Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

3. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

4. Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранении мира на земле.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся по обсуждаемой проблеме.

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Подготовка нравственных ситуаций для обсуждения. Театрализация отрывка из пьесы Е.Шварца «Дракон».

Конкурс сочинений «О милосердии и терпимости. История нашего дома»

Анкета №1

Попробуй объяснить данные понятия:

Толерантность -

Геноцид -

Ксенофобия -

Экстремизм -

Терпимость -

Анкета №2

Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения:

1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель тебе предлагает сидеть с ним за одной партой. Ты…

2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты…

3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он другой национальности. Ты…

4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты…

5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты..

Анкета №3

1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?

2. Зависит ли доброта от национальности?

3. Есть ли у тебя друзья иных национальностей?

4. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг другой национальности?

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Для создания проекта-пазла группа учащихся готовит свой проект по направлениям:

История государства «Вселенная - общий дом»;

Административно-правовая система;

Принципы межкультурного общения;

Гимн и герб государства

Принципы сотрудничества и построения взаимоотношений с другим государством

Ход классного часа

Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа. Многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре традициях и обычаях. А продолжением этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой.

Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.

Что значит быть толерантным?

У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «чужих» и «своих».Чаще всего это деление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.

С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались?

Театрализация отрывка пьесы Шварца Е. «Дракон»

Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города -Дракона, который сделал много важного и полезного для страны.

Обмен мнениями по отрывку.

Анализ сочинений учащихся «О милосердии и терпимости»

Результаты анкетирования

Защита проектов «Вселенная - общий дом»

Ч. 1
Классный час «Мы все такие разные» для 5-7 классов

полготовил учитель: Остроушко Анна Александровна,

МКОУ Ковалёвская СОШ, Воронежская обл, Лискинский р-он, с. Ковалёво

Сегодня я вас приглашаю совершить экскурсию в Мир толерантности.

Не для всех, может быть, понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня – разобраться в сущности понятия «толерантность», обсудить проявление толерантности в обществе. А что бы вы поняли, что это за мир, я расскажу вам одну притчу:

«Жили много лет назад два молодых человека – Тол и Ран. Тол – по образованию был инженер, говорил обычно быстро, всегда на одной ноте и иногда резко и грубовато. Ран по образованию был психолог, говорил протяжно, мягко, словно усыплял собеседника. Они были друзьями и решили разводить сады. Но у Тола цветы росли хилыми, неяркими и почему – то вяли, а у Рана цветы были радостные, красивые, жизнелюбивые. Не мог понять Тол, почему же у Рана такой красивый сад. Как – то оба юноши сидели на лужайке и беседовали. Тут – то Ран и признался Толу что любит в своём саду каждый цветочек. После такого разговора Тол долго думал о необходимости принятия других в этом мире, он все понял, и сад его заблагоухал, и в честь этих юношей был назван цветущий, понимающий, дружелюбный мир толерантности».

Итак, давайте начнем экскурсию по этому замечательному и загадочному миру.


  1. Река знаний.
Что же означает это слово на разных языках?

  • С французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе чем, нежели ты сам;

  • С испанского – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

  • С английского – готовность быть терпимым, Снисходительным;

  • С китайского – принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • С арабского - прощение, снисходительность, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.
В Российской энциклопедии социологии толерантность – терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям.

  1. Дворец милосердия .
Удивительно мир многоликий,

Все теряя его обретаем,

Был Бетховен глухим, но великим,

И Асадов был слеп, но читаем.

И тому, кто судьбою обижен,

Отчего бы не быть даровитым,

Оказавшись на корте в Париже,

Можно стать и без ног знаменитым.

Жить слепому поэту не просто,

В ранах сердца рождаются рифмы,

Но когда я иду по помосту,

Исчезают подводные рифы.

В этих словах слепого поэта Николая Омельченко, безусловно, говорится о жизни людей с ограниченными возможностями, но как вы думаете, помимо физических проблем отличаются ли они чем – то от других людей? Нет, они такие же равноправные жители нашей планеты, но к ним нужно относиться с пониманием и милосердием.

Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, политическим взглядам, уровню интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких различий возникают нетерпимые отношения даже между близкими людьми. Но в мире толерантности любят каждого, не сравнивая ни с кем. Наверное, поэтому в мире есть 3. Город дружной семьи.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал.

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой – ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто – то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура! –

Своё настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету,

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Вот это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда – нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Но возникает вопрос: а все ли вы проявляете толерантное отношение друг к другу? Давайте выясним это на береге согласия. Для этого я предлагаю выполнить не большой тест, который поможет приблизительно определить степень терпимости. Условие одно: отвечайте быстро, не задумываясь.

Подсчитайте баллы, чем выше балл, тем выше ваш уровень толерантности.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались о результатах этого теста и при необходимости попытались изменить свое отношение с окружающими. Покажите всем свой богатый внутренний мир.

Мы завершаем нашу экскурсию. И по традиции Мира толерантности каждый, посетивший его, должен вырастить дерево толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким принципам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов те, которые характеризуют толерантное отношение.


  1. Доброжелательность.

  2. Эгоизм.

  3. Доверие.

  4. Умение владеть собой.

  5. Способность к сопереживанию.

  6. Равнодушие.

  7. Терпение.

  8. Завистливость.

  9. Враждебность.

  10. Грубость.

  11. Наглость.

  12. Несдержанность.

ч. 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА


Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку.

Жан Жак Руссо

Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Задачи классного часа:

    Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

    Показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия.

    Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

    Способствовать формированию представления о толерантном поведении в условиях конфликта.

    Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

Форма проведения: нравственный классный час.


Ход классного часа

Однажды Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

У вас на партах лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать в течение классного часа. Все открытия, сделанные вами, останутся вам на память. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Замечательный русский поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое я хочу вам прочитать:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое.

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них.

Что мы знаем про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о людях, о судьбах, о внутреннем мире, о том, что все разные).

Какова основная мысль этого стихотворения? (каждый человек индивидуален, каждый человек – тайна, по-своему интересен, что люди не понимают друг друга и мало знают даже о близких людях).

Молодцы, вы ответили правильно. Поэт говорил о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название – толерантность. Сегодня на классном часе мы должны разобраться в сущности данного понятия и определить для себя, что представляет из себя толерантная личность.

Толерантность. Что это? Из каких ключевых слов складывается это понятие? Отметьте в опорном конспекте ваши предположения (30сек).

Озвучьте ваши ответы (запись на доске). Вот что на данный момент мы с вами знаем о толерантности.

Немного из истории. 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво. Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.

В переводе с латинского толерантность обозначает «ТЕРПЕНИЕ» (запись на доске и в конспектах)

Что же обозначает это понятие на разных языках земного шара? (если необходимо, дополните ваши конспекты)

В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политически и религиозных взглядов;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - проявление великодушия в отношении других;

В арабском – прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях? (все определения говорят о том, что толерантность – это уважение другого человека, терпимость по отношению к внутреннему миру другого человека).

Запишем определение в опорном конспекте: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению (БЭС). Уважение к внутреннему миру другого человека, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Любое определение существует для того, чтобы его можно было реализовать в жизни.

В окружающем нас мире, к сожалению, мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Умение выйти из конфликтной ситуации достойно, зависит от личностных качеств каждого из нас. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно, но иногда бывает и наоборот, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы поступать правильно, попробуем разобраться.

Обратитесь к конспекту и подчеркните качества человека, которые, по-вашему мнению, характерны для толерантной личности. (ответы учащихся)

Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?

Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?

Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?

Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть этого человека?

Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими? (обсуждение)

ВЫВОД: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.

ТЕСТ «Конфликтная ли вы личность?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Послушайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.

    Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.

    Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.

    Ученик дерутся на перемене.

    Девочка обзывает свою подругу.

    Трое учеников угрожают младшим школьникам и требуют отдать им деньги.

(Учащиеся дискутируют, приводят свои примеры, решают, как можно выйти из той или иной ситуации).

УПРАЖНЕНИЕ «Черты толерантной личности»: дает возможность подросткам оценить степень своей толерантности; сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.

(Бланк опросника в опорном конспекте).

Инструкция: в опроснике перечислены характеристики, свойственные толерантной личности. В колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+»напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» 1 качество (запись на доске).

Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

ТРЕНИНГ «Волшебная лавка»: дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались, работая конспектом.

Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни? Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество? (надо воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению другим, развивать, заниматься самовоспитание, саморегуляцией, учиться на ошибках)

УПРАЖНЕНИЕ «Аплодисменты» с целью повышения настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения. У частники сидят в кругу.

А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты». Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

Учитель: встаньте те, кто умеет:

- рисовать;

- играть на гитаре;

- танцевать;

- вышивать;

- плавать;

Встаньте те, кто мечтает стать:

Учителем;

Юристом;

Милиционером;

Визажистом;

Научиться играть в большой теннис;

Кто мечтает пригнуть с парашютом.

Ребята, а что дала вам эта игра? (все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам и мечтам других)

- По вашим лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице. Продолжим наше общение. Я предлагаю выйти ко мне 10 человек.

Ребята, вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.

Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке (игра продолжается 3 раза в разных парах)

(Развитие терпимости к различиям, чувство юмора, доброжелательность, умение владеть собой)

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого задания и подведении итогов. Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые присуще толерантной личности.

Посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?

Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует? Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность). Верно. Назовем это дерево деревом толерантности. Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности? Ребята, как вы думаете, нужно ли нам толерантное общество?

Ответы детей.

Мне было приятно общаться с вами сегодня. Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других. Я хочу пожелать вам, чтобы в жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни. Я дарю вам «20 шагов к толерантной личности» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Я прошу вас закончить фразу, данную в ваших опорных конспектах (см. КОНСПЕКТ)

(ответы учащихся)

Ваши ответы говорят о том, что толерантность необходима в жизни каждого из нас. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Во время есть и во время пить

Во время делать гадости.

А можно просто утром встав,

Не помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Исходя из возрастных и психологических особенностей детей 12-13 лет большое внимание в начале учебного года уделяется межличностным отношениям, культуре поведения, навыкам разрешения конфликтов, формированию чувства сопричастности, развитию эмпатии.

Чаще всего ученики учатся вместе уже не первый год и достаточно хорошо знают друг друга. Но после трех месяцев летних каникул дети приходят в школу повзрослевшими, с разным опытом и, возможно, с изменившимся взглядом на многие вещи. Поэтому более глубокое знакомство позволяет выявить эти изменения и способствует созданию атмосферы безопасности и доверия, что необходимо для успешного процесса обучения.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

  • создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
  • формирование навыков взаимодействия в классе;
  • развитие внутреннего единства класса.

Детальное расписание классного часа

Упражнение "Разные - одинаковые"

Цель: формирование представления о единстве общего и индивидуального каждой человеческой личности.

Время: 7-10 минут

Формат группы: малые группы по 3-4 человека.

Необходимые материалы: одинаковые предметы по количеству групп - желуди, кусочки дерева, камешки (одинакового цвета и внешнего вида).

  1. Обсудите с классом, как можно было бы описать какой-либо обычный предмет по телефону. Какие слова мы используем, чтобы описать, как выглядит кирпич? (Ожидаемые ответы: угловатый, глиняный, тяжелый, может быть белым или оранжевым). Как мы опишем, например, (назовите предмет, имеющийся у вас в запасе) желудь? (Овальный, коричневый, со шляпкой или без нее, и т.д.)
  2. Разделите всех на малые группы по 3-4 человека (не больше восьми групп).
  3. Раздайте группам по одному желудю (или другому предмету). Попросите очень внимательно его рассмотреть, узнать поближе, познакомиться с ним. Особо отметьте, что желуди нельзя помечать, царапать и тем более разрушать - для некоторых ребят "узнать поближе" означает "выяснить, что внутри".
  4. Соберите желуди у групп и сложите их в коробку.
  5. Попросите представителей групп подойти к коробке и выбрать свой желудь.
  6. Попросите группы объяснить, как они узнавали СВОИ желуди. (Треснула шляпка, на боку трещина и т.д.)
  7. Когда каждая из групп нашла свой желудь, обсудите следующие вопросы:
  • Кто нашел свой желудь быстро? Кому было трудно? Почему?
  • Волновались ли вы, что ваш желудь достанется кому-нибудь другому? Почему?
  • Думаете ли вы по-прежнему, что все желуди одинаковы?
  • Как описать человека? Можно ли найти некоторое количество людей с одинаковой внешностью? Что разного может быть в людях помимо внешности?
  • Что в ваших глазах делает того или иного человека непохожим на других?

Упражнение "Два человека"

Цель: продемонстрировать учащимся, что их мнение о человеке зависит от собственного желания.

Время: 5 минут

Необходимые материалы: два листа плакатной бумаги, скотч, цветные фломастеры.

Процесс:

  1. Вызовите двух добровольцев. Неважно, кто это будет. Поставьте их перед всем классом.
  2. Попросите учеников за 2 мин назвать 10 различий между добровольцами. Это могут быть либо внешние признаки, либо известные факты о них. Фиксируйте различия на листе плакатной бумаги.
  3. Затем также за 2 мин попросите назвать 10 признаков (свойств, качеств, как внешних, так и общеизвестных), которые являются общими для этих участников. Также зафиксируйте на плакатной бумаге. Поблагодарите добровольцев
  4. Спросите у участников, что им было труднее искать: сходства или различия? Почему?
  5. Обратите внимание учеников, что они успешно нашли как различия, так и сходства добровольцев за достаточно короткое время. И что поиск сходств или различий происходил после задания учителя. Т.е. была установка "Найти различия" - и они были найдены. Последовала установка "Найти сходства" - и не менее успешно они были найдены также. Вывод: все зависит от самого человека. Если он захочет, то даже в самой неприятном человеке найдет то, что их объединит, пусть даже на какой-то короткий момент. А если не захочет, что и в самом лучшем друге будет видеть только непохожесть.

Упр. "Найди сходства/отличия"

Цель: помочь ученикам осознать, что в классе существует разница между отдельными людьми, так же как и много общего между ними.

Время: 15 минут

Необходимые материалы: бланк (приложение 1) и ручка для каждого ученика.

  1. Упражнение проводится в режиме "муравейника" (каждый подходит к каждому в свободном передвижении).
  2. Каждый ученик получает бланк, который он должен заполнить, найдя сходства и различия с каждым учеником класса.
  3. Время для выполнения задания ограничено. Это активизирует участников и мотивирует их на быстрое создание контактов.
  4. Вопросы для обсуждения:
    • Понравилось ли вам это задание? Почему?
    • Кто из одноклассников вас удивил своей схожестью с вами? Непохожестью?
    • С кем вам захотелось продолжить общение?

Сказка "Мальчик с двумя глазами".

Далеко-далеко в космосе есть планета, такая же, как Земля. Люди, живущие на планете, совершенно такие же, как мы, за исключением одного - у них всего один глаз. Но это совершенно особенный глаз. Своим единственным глазом они могут видеть в темноте. Они могут видеть очень-очень далеко и даже сквозь стены.

У женщин на этой планете рождаются дети, как и у земных. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его мать и отец были огорчены, но мальчик рос счастливым ребенком. Его родители нежно любили его и очень о нем заботились. Но их беспокоило то, что он такой необычный. Они часто водили ребенка к докторам. Доктора качали головой и говорили: "Медицина бессильна".

Чем старше становился мальчик, тем больше проблем у него возникало. Он не видел в темноте и вынужден был ходить с фонариком. Когда он пошел в школу, выяснилось, что он не может читать так же хорошо, как остальные дети и учителям приходилось заниматься с ним дополнительно. Он не мог видеть на далёком расстоянии, поэтому пользовался специальным телескопом. И только тогда он видел другие планеты, как его одноклассники. Иногда, по дороге домой, он чувствовал себя очень одиноким. "Я не могу видеть то, что видят другие, - думал он - я должен был бы видеть то, что другие видеть не могут".

И в один удивительный день он обнаружил, что может видеть что-то, что недоступно другим. Эта была вовсе не черно - белая гамма, как у всех остальных. Он рассказал своим родителям, КАК он видит. Он вытащил их из дома и поведал о своём потрясающем открытии. Они были изумлены! Изумились и его друзья. Он рассказывал им удивительные истории. Он использовал слова, которые они никогда не слышали прежде: красный, синий: и оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и жемчужных цветах. Каждый хотел послушать, как он видит мир. Мальчик рассказывал восхитительные истории о глубоких синих морях и волнах с белыми пенистыми гребешками. Дети любили слушать его истории о сказочных драконах. Они дрожали, когда он описывал их шкуру, глаза и огнедышащие пасти.

В один прекрасный день он встретил девушку. Они полюбили друг друга. И ей было наплевать, что у него два глаза. А он обнаружил, что его это тоже больше не беспокоит. Мальчик стал очень знаменитым. Люди съезжались со всей планеты, чтобы услышать его истории. Потом у них родился сын. Малыш ничем не отличался от других детей планеты. У него был всего один глаз.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли быть мальчиком с двумя глазами на планете одноглазых?
  • Что вы почувствовали после прослушивания этой сказки?
  • Какие эмоции вызвал у вас герой сказки?
  • Какие трудности пришлось преодолевать мальчику?
  • Что (или кто) помогло мальчику преодолеть свои проблемы?
  • Есть ли вокруг нас люди, отличающиеся от всех? Приведите примеры. Чем они отличаются?
  • Как вы к ним относитесь?

Упражнение "Домино"

Цель: создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе.

Время: 10 минут.

  1. Попросите одного члена группы начать игру, придумав и назвав два характерных для себя момента - характеризующих его с внешней или с внутренней стороны. "С одной стороны - у меня есть собака, с другой стороны - я люблю шоколад".
  2. Тот член группы, у кого совпадают характеристики, должен взять предшественника за ту руку, которую тот поднимал, называя свойство характера или какую-либо подробность о себе. "С одной стороны - я тоже люблю шоколад, с другой стороны - у меня есть младший брат".
  3. Если на одну из рук не находится совпадающего свойства, попросите владельца руки подобрать другой признак или свойство более общего характера.
  4. В конечном итоге вся группа образует круг (или замкнутую цепь).

ИТОГ: Мы все очень разные - и это замечательно! Но если мы сделаем шаг навстречу друг другу - мир станет лучше, добрее, счастливее! И мы можем это сделать!

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход мероприятия

I. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович». (Слайд 2)


Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.


Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

II. Из истории

Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории. (Слайд 3)


На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.


С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». (Слайд 4)


Давайте, определим, что значит – толерантность. (Слайд 5)


И познакомимся с правилами толерантного общения. (Слайды 6,7)

III. Демонстрация «Все мы разные, и,тем не менее, у нас много общего». (Слайды 8-25 под песню Земфиры «Мы все такие разные»)



Все мы живём вобществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

IV. Упражнение «Сходства и различия» (Слайд 26)

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.


Вопросы:


1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?


2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?


3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?


4. Какие религии вы знаете?


5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?


6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?


7. Как общаются между собой старые и молодые люди?


Вывод: (Слайд 27) О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

V. Упражнение «Давайте пофантазируем…» (Слайд 28)

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)


1. Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?


2. Хорошо или плохо, что мы все разные?


3. Как жить в мире, где столько разных людей?


Вывод: (Слайд 29) различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

VI. Игра «А я считаю так…» (Слайд 30)

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.


Ø весна лучше осени;


Ø самый классный мультик «Покемон»;


Ø самый важный предмет – математика;


Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;


Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;


Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;


Ø самая классная музыка – рок-н-ролл;


Ø заниматься рыбалкой – старомодно;


Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;


VII. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» (Слайд 31)

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда, действительно, хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь каждый из вас напишет о каких-то 3 отличительных положительных признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств, талантов, жизненных принципов (только положительные качества). На задание отводится 3 – 5 минут. Подписать свои фамилии и отдать листочки учителю. Зачитать вслух, а класс должен угадать, кто это. Если не угадывают, то автор сам себя называет.


Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего партнера. (Слайд 32)

VIII. Творческая работа . «Дерево толерантности» (Слайд 33)

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

IX. Заключительное слово учителя

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.


И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их» (Слайд 34)