Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Чего вы не знали о «сладкой» жизни восточных женщин. «Восточные жены»: реальные истории и важные правила

Чего вы не знали о «сладкой» жизни восточных женщин. «Восточные жены»: реальные истории и важные правила

"Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что, если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута..." C этого начинается рассказ арабской женщины по имени Суад. До определенного этапа своей жизни она знала только то, чего должна и чего не должна делать. Но со временем героиня узнает и другие глаголы - "я могу" и "я имею право", только это будет уже другая жизнь...

Суад появилась на свет и провела первые 19 лет своей жизни в палестинской деревне, на западной стороне реки Иордан, где мужчинам позволяется все, а женщинам - ничего. Женщина там ценится гораздо ниже барана или коровы. Детские годы Суад были наполнены одним безумным страхом - перед отцом, матерью, перед соседями. Девочка происходила из семьи, где помимо нее родилось еще 13 сестер и только один мальчик. Но росла Суад с тремя сестрами и братом. Понадобились годы, чтобы девочка задалась вопросом: а где же остальные дети? Ответ не заставил себя долго ждать - вскоре Суад увидела, как ее мать, в очередной раз родив девочку, а не мальчика, задушила ее овечьей шкурой. Позже, по приговору семейного совета, была убита и ее уже взрослая сестра. За что - Суад так и не узнала. Точнее, не посмела задать ни одного вопроса, чтобы узнать.

Дом, за пределы которого нельзя выходить одной, деревня, поле - вот и весь мир Суад. Девочке положена домашняя работа и больше ничего. Наивысшая ее мечта - выйти замуж. По местным обычаям, замужние женщины приобретают относительную свободу: они могут краситься, ходить в магазин одни. С другой стороны, понимаешь, что после замужества одни страхи сменятся другими - побои отца заменяют побои мужа. Но Суад не имела права выйти замуж раньше своей старшей сестры. И девушка пошла на отчаянный шаг, она начала тайно встречаться с мужчиной, сватавшимся за нее. Когда Суад забеременела, ухажер сбежал, а родители приговорили ее к страшной смерти - сожжению заживо. Муж сестры облил беременную девушку бензином и поджег. Каким-то чудом она выжила. Тогда родная мать попыталась отравить девушку в больницу, ведь "преступление против чести семьи" должно караться смертью. Но и на сей раз Суад осталась жива, ее спасла француженка - сотрудница гуманитарной организации "Земля людей" по имени Жаклин. Девушку вывезли в Европу, она перенесла с десяток операций, научилась жить заново, преодолев в себе страх, ужас, отчаяние, чувство стыда. Суад смогла отстоять свое право на жизнь и поведала историю своей судьбы для того, чтобы мир узнал об этом ужасе. Она написала книгу, чтобы помочь миллионам женщин, таким, как она - потерянным, униженным. Несколько лет назад эта книга-исповедь облетела весь мир и стала настоящим бестселлером. Конечно, не без помощи французской журналистки Мари-Терез Кюни, которая участвовала в ее написании. История Суад реальна - так утверждают ее издатели и активисты швейцарского гуманитарного фонда "Возникновение", чьими силами удалось спасти Суад от гибели. Ее лицо практически не пострадало, однако она фотографируется только в маске, опасаясь, что родственники увидят ее живой и захотят убить во второй раз. Ведь известны подобные случаи, когда родственники находили своих жертв даже в Европе. Но что из этой истории на самом деле правда, а что приукрасила французская журналистка - вопрос сложный. Многие считают, что "Сожженная заживо" - очередная фальсификация, являющаяся орудием западной пропаганды против мусульман. Другие полагают, что история Суад - правда, но значительно приукрашенная для большей впечатлительности. Третьи верят, что "Сожженная заживо" - настоящий автобиографический роман и все, что в нем, описано, происходило на самом деле.

Как бы там ни было, эта душещипательная история вряд ли бы так удивила и шокировала читателя, случись она в веке эдак в XIV-XV, когда царствовали дикость и невежество. Но можно с уверенностью сказать, что в наши дни она станет настоящим шоком для любого европейца, и особенно для женщины. Хотя, каждый день читая новости в газетах и смотря их по телевизору, мы видим, что убивают детей, издеваются над женщинами и творят насилие не только в восточном, но и в западном мире. Но случай Суад для европейцев нечто из ряда вон выходящее - это шок, ужас.

Книга может вызвать у читателей разные чувства, но равнодушным она никого не оставит. Роман читается легко, героиня выражает все свои чувства и эмоции очень точно, понятно, и без всяких сложных словесных оборотов.

Призванный перевернуть мир документальный роман Cуад "Сожженная заживо" на сегодняшний день переведен на 27 языков. Только во Франции книга выдержала 25 переизданий общим тиражом более 800 тысяч экземпляров. Перевод романа на русский язык, увидевший свет в российском издательстве "Рипол Классик" в 2007 году, теперь можно приобрести и в Баку - в книжном доме "Ali & Nino", расположенном по адресу ул.З.Тагиева, 19 (телефон: 493-04-12).

"Сожженная заживо", Суад

Жанр: Документальный роман

Издательство: "Рипол Классик", Россия

Дата издания: 2007

Переплет: твердый

Страниц: 288

Отрывки:

"С той поры, как я себя помню, у меня не было ни игр, ни удовольствий. Родиться девочкой в нашей деревне - это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг ее семьи - вернуть ее в дом мужа".

"Мой отец без конца повторял, какие мы никчемные: "Корова дает молоко и приносит телят. Что можно сделать с молоком и телятами? Продать. Принести в дом деньги. Что корова, что баран - гораздо лучше дочери". Мы, девочки, были в этом убеждены. Впрочем, и с коровой, и с овцой, и с козой обращались лучше, чем с нами. Ни корову, ни овцу никогда не били!"

"Брат, муж сестры, дядя, неважно кто, имеют обязанность - защищать честь семьи. Они имеют право решать, жить или умереть их женщинам. Если отец или мать говорят сыну: "Твоя сестра согрешила, ты должен ее убить...",- он это исполняет ради чести семьи, таков закон".

"Любопытная вещь - судьба арабской женщины, по крайней мере, в моей деревне. Мы принимаем ее как должное. Никакой мысли о неподчинении даже не приходит в голову. Мы даже не знаем, что это такое - неподчинение. Мы умеем плакать, прятаться, обманывать, чтобы избежать палки, но восстать - никогда! Просто другого места, чтобы жить, нет - либо у отца, либо у мужа. Жить одной немыслимо".

"Она скривилась, стала кусать губы и заплакала пуще прежнего: "Послушай меня, дочь моя, послушай. Я бы очень хотела, чтобы ты умерла, будет лучше, если ты умрешь. Твой брат молод, если ты не умрешь, у него будут проблемы".

"В течение долгих месяцев продолжались пересадки кожи. В общей сложности двадцать четыре операции. Кожу для пересадки брали с моих необгоревших ног. После каждого вмешательства надо было ждать, пока раны зарубцуются, и начинать снова. До тех пор, пока у меня не осталось кожи, пригодной для пересадки".

"Я привыкла без конца улыбаться людям, что их сильно удивляло, и за все благодарить. Улыбка была моим ответом на их вежливость и доброту, моим единственным способом общения в течение долгого времени. Улыбка - это символ другой жизни. Мне хотелось улыбаться как можно больше. Поблагодарить - это такая малость. Раньше мне никто не говорил "спасибо". Я привыкла к побоям, а не к благодарности".

Мнения читателей:

Прочла роман на одном дыхании. Не скажу, что эта книга страшна сама по себе. Страшно то, что в принципе все это происходит в наши дни и где-то рядом с нами. Страшно, что человеческая жизнь так низко ценится. После прочтения книги сразу хочется бороться со всем злом на земле.

Азиза, 24 года

Прочитав название книги, я сначала восприняла его в переносном смысле. Узнав же, что на самом деле произошло с несчастной женщиной, я испытала шок и поняла истинный смысл фразы "волосы дыбом встали". История Cуад по-настоящему цепляет за живое. Она страшна, потому что реальна. Осадок в душе останется надолго...

Афаг, 27 лет

Я, как мусульманин, знаю истину нашей религии, и то, что вовсе не во всех мусульманских семьях дела обстоят так, как описано в этой книге. Но как же объяснить это людям другой нации и религии после того, как они прочтут эту книгу, которая полностью искажает мир Ислама?!

Анар, 20 лет

Эта книга - ложь. Это антимусульманская акция, операция политической военной пропаганды Запада. Многие прочтут ее с ужасом, и потом будут рассуждать об Исламе, ровным счетом ничего толком не зная об этой религии.

Вюсал, 31 год

Как ни стыдно признаться, но, читая эту книгу меня не оставляло чувство радости. Радости за то, что я родилась именно в Азербайджане, а не в палестинской деревушке. Радостно, что я имею право выбора, что я могу учиться и работать, имею право любить и быть любимой. Все мои проблемы в миг показались мне такими мелочными и несущественными. А с другой стороны, стало очень грустно за судьбы женщин из некоторых других мусульманских стран.

Приведу здесь типичную статью с форума. Сказу скажу, что я убежденная славянка. НО сейчас я о другом!

Мысли этой статьи я разделяю, потому что это видела сама, бывая в восточных странах. Общаясь с местными и эмигрантами там. Да еще и одну из своих книг посвятила изучению именно этой культуры. Итак, берем от жизни и других культур лучшее!

Арабские мужья - деспоты?!

"Арабы бьют жен и не дают им выходить из дома"; "арабы не дают своим женам получать образование"; "арабы заводят по нескольку жен"; "арабы - грязные и вонючие"; "все арабы - террористы"; "арабы не любят своих детей"; "арабы - сумасшедшие исламские фанатики"; "все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" и т.д. и т.п.
Список можно продолжать до бесконечности.

Особо яро сторонники "защиты женских прав" набрасываются на страны Персидского Залива. На самом деле, по моему мнению, поводом для таких беспричинных рассуждений явилось в большей степени то, что женщины носят абайю и никаб (закрывают лицо). И никому и в голову не может прийти, что женщина может носить это сама, по собственному желанию, да еще и с большим удовольствием - ну что вы! Как возможно такое? Даешь мини-юбки и топики угнетенным арабкам!

Между тем, спросите любую жительницу Персидского Залива: если бы ей дали выбор - носить обычную европейскую одежду или же абайю? 99% ответят в пользу второго. При этом рядом не будет разгневанного отца/брата/мужа, следящего за ее ответом.

Попробую разложить все по полочкам. Развенчать мифы, так сказать (ЗЫ. Саудовская Аравия - отдельный случай и не характеризует собой ВСЕХ арабов и ВСЕ страны Залива. К тому же я говорю о мужчинах, а не о всякого рода гибридах а-ля бедуин до мозга костей с некой искаженной примесью исламских нравоучений - мутавва то бишь).

1. "Арабы бьют своих жен и не дают им выходить из дома" - о да, прям забивают. Палками и до смерти. Ну ладно, кулаками, чего уж там! А чтоб выйти из дома, нужно специальное разрешение, заверенное в министерстве внутренних дел. Угу. И все поверили. Затем достали платочки, прослезились, пожалели униженных арабок и пошли рассуждать и доказывать в пеной у рта, как жесток ислам и как дики эти арабские звери!

А ведь поверят! Вот такому поверят гораздо охотнее, чем тому, что есть на самом деле. А реальность заключается вот в чем (буду все примеры приводить на фоне среднестатистической эмиратской семьи): если тут муж попробует хоть раз поднять руку на свою жену, залепив ей легкую пощечину или, чего хуже, избив - то исход такого своевольного дела ему обойдется чревато. Во-первых, жена на следующий же день (если не в тот же!) побежит по всем своим многочисленным родственникам мужского пола с воплями: "Он меня избил!!!" (даже если это - повторюсь - легкая пощечина). Во-вторых, родственники в ответ придут и откровенно накостыляют ему всей дружной толпой. А потом, если нерадивый муженек не исправится - развод и девичья фамилия.

Возможен и другой вариант. Вместо беготни по родственникам жена заявится в ближайшее отделение суда и тупо попросит развод. А если на теле есть ушибы и ссадины как доказательство того, что он ее действительно бил, то развод дадут практически сразу и незамедлительно.

А теперь ответьте мне: сколько в нашей стране мужья бьют жен, а жены еще и терпят, все прощают и боятся пойти и пожаловаться в судебную инстанцию?

Ах, да. Чуть не забыла. Выходить из дома жена может когда хочет, точно так же, как и во всем остальном мире (не будем брать отсталые глухие деревни - во всех странах такого добра навалом). Часов в 6-7 вечера в Дубае можно наблюдать такую картину: к шоппинг-моллу подъезжает огромная Infiniti (Range Rover, BMW X6 - кому как нравится), оттуда с чувством собственного достоинства и с гордой осанкой выходят местные дамы, сверкая всевозможными цветами бриллиантов и подправляя на ходу свои атласные абайи. Заметьте, одни дамы, зачастую без сопровождения мужчин.

2. "Арабы не дают своим женам получать образование" - полнейший бред. В той же Саудии сейчас процент необразованных (без высшего образования) женщин составляет около 10% от общего числа молодого населения. Про Эмираты вообще молчу - эмиратовки учатся и в США, и в Англии - в общем, в самых лучших университетах мира, либо в самих ОАЭ - благо, университетов здесь более чем достаточно, да и образование дают достойное. Кстати, сколько ни разговаривала с арабами - ну ни один не хочет жениться на девушке без в/о. Среди моих подруг-эмиратовок в возрасте 18-20 лет нет ни одной, которая не училась бы в университете.

3. "Арабы заводят по нескольку жен" - да будет истина и сгинет ложь! :) итак, берем сухую статистику: в Персидском Заливе женаты на двух и более женщинах всего 5% мужчин. А в Заливе живет порядка 30 миллионов арабов, из них 15 миллионов - мужчины. В общем, процент ничтожно мал, даже среди шейхов мало кто женат на двух и более. А нынешнее молодое поколение вообще с юношества твердит, что хотят жениться лишь на одной. И желательно, по любви.

Вспомнился случай, произошедший пару лет назад в Абу-Даби. Один мужчина женился на второй - ну, все как положено: поселил жен на разных концах города, каждую в отдельной вилле, каждой по шикарной машине и проч и проч. Ан нет! Все неладно этим эмиратовкам. Однажды первая жена, переходя дорогу, увидела своего благоверного и его вторую пассию. В приступе ярости накинулась на обоих прямо посередине дороги, кричала, царапалась и вела себя крайне непристойно:) естественно, полиция это так просто не оставила - всех забрали в участок. При допросе первую жену спросили о мотивах ее странного поведения, на что та ответила: "Он несправедлив ко мне, с ней он проводит 4 дня в неделю, а со мной - 3". Муж оторопел и промямлил: "Но ведь в неделе - 7 дней..." Однако это не разжалобило судью. Женщину после судебных разбирательств признали правой, дали ей развод + виллу + машину и кое-чего от состояния бывшего супруга.

А теперь снова скажите: какой процент мужчин у нас имеет любовниц? Бывает, и не по одной... По-всякому больше, чем пресловутые 5%. Неужто стали бы наши судьи отдавать жене половину мужниного имущества только потому, что тот на любовницу тратит больше времени, сил и денег, чем на жену (а такое бывает сплошь и рядом)?

4. "Арабы - грязные и вонючие". Ноу комментс. Таких чистюль, как в ОАЭ, я не видела нигде. Как я писала в предыдущем посте, любое даже самое маленькое пятнышко служит причиной того, чтобы переодеться. Кроме того, одну и ту же гандуру не надевают два дня подряд (муж каждый день надевает новую - свежевыстиранную и отглаженную, а все "старые" скидывает в laundry - "старая" означает "надетая один раз"). Добавьте еще и то, что мусульмане моются 5 раз в день, а душ принимают после каждого полового контакта с женой - то есть каждый день. Я уж молчу про их парфюм...:)

5. "Все арабы - террористы". И снова ноу комментс. За всю свою жизнь в ОАЭ я не встретила еще ни одного араба, поддерживающего террор. Да вообще им как-то по барабану на все это, сидят себе лениво попивают кофЭ в Старбаксе...:)
Знаю только, что в Саудии при некоторых университетах есть такие организации, но опять же - это такое меньшинство и такой позор, что об этих людях даже не принято говорить.
Утверждение "все арабы - террористы" является как минимум показателем невежества и необразованности говорящего.

6. "Все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" - угу, а еще "арабы радуются только рождению мальчиков".
Эх, видели бы вы, как арабы гуляют со своими детьми в парках и торговых центрах! Как тискают и зацеловывают своих дочек, таскают их на руках и катаются вместе с ними на детских аттракционах!

Постоянно наблюдаю такую картину: у входа в магазин в торговом центре стоит мужчина в гандуре, на шее - дитё, в коляске - дитё, сбоку - дитё... В то время как жена со скоростью света сметает все возможные и невозможные шмотки, сумки, обувь, аксессуары, украшения. Именно здесь я увидела наглядный пример неподдельной семейственности. Для них семья - это все. Им не стыдно выйти с женой и детьми по магазинам, в ресторан, они не будут ныть, что "шоппинг - это чисто женское дело, ну на кой я тебе там сдался?!" Везде ходят семьями, парами, с детьми и без детей, держатся за руки, под руки - в общем, всячески выражают удовольствие тем, что вся семья в сборе.

Жены не угнетены абсолютно ничем! Напротив, во время наших традиционно пятничных женских посиделок мои подруги-эмиратовки не перестают удивляться нашим русским женщинам - и дома-то готовь-стирай-убирай (в то время как у всех эмиратовок есть домработницы, да не одна), и за детьми-то постоянно следи (а у эмиратовок даже с детьми проблем не возникает - есть няни), и муж-то домой придет недовольный, уставший, и работать-то еще заставляет (ни одному арабу не взбредет в голову сказануть жене: "Э, ты че мне на шею села? Вот иди сама и зарабатывай!"). Я тут вовсе не призываю всем заводить домработниц и нянь - скорее, это служит лишь ответом на избитый стереотип о мусульманской жене;)
В общем, жалко им продвинутых и свободных европейских женщин.

  • < О восточных длинных нарядах
  • Особенности брачных отношений >

Драгоценности, шелка, дворцы - многие именно так представляют себе жизнь женщин Востока. Но привлекательна ли на самом деле эта «золотая сказка»?

Они испытывают недостаток витамина D

В большинстве мусульманских стран женщины обязаны носить головные платки и абаи - свободные одежды, закрывающие тело с головы до ног. По словам немецкого дерматолога Йаэль Адлер, из-за того что непокрытыми остаются лишь лицо и кисти рук, девушки, живя всю жизнь в солнечных и теплых странах, испытывают огромный недостаток витамина D, который может привести к серьезным заболеваниям костей.

Женщины, вынужденные по религиозным соображениям носить паранджу, испытывают огромный недостаток витамина D и страдают от тяжелого остеопороза даже в странах, где есть пустыни и светит экваториальное солнце

На многое требуется разрешение отца, мужа или старшего брата

Чтобы пойти учиться, работать, отправиться в поездку или сделать еще что-то со своей жизнью, женщины консервативных мусульманских стран должны спрашивать разрешения у отца, старшего брата или мужа. Такая практика не закреплена в законах, но широко используется в повседневной жизни не только на Востоке, но даже в религиозных мусульманских семьях, которые живут в Европе.

«Границы дозволенного» у восточных женщин могут быть разными. В Саудовской Аравии женщина не может получить водительские права, а работать ей разрешается лишь в нескольких сферах: медицина, образование, с 2000 года - финансы. Большинство профессий же считаются «нежелательными». В Иране во многих общественных местах сохраняется разделение по половому признаку: например, в транспорте есть отдельные места для женщин и для мужчин. Кроме того, женщинам запрещается посещать спортивные матчи.

Что касается Афганистана, то там после свержения власти талибов права женщин расширились, но, к сожалению, многие соблюдаются только на бумаге. «Да, сейчас на улицах Кабула и нескольких других крупных городов стало больше женщин, чем при талибах, больше девочек ходит в школу. Но, как и при предыдущих попытках реформирования, прогресс для женщин касается лишь жительниц столицы и горстки других городских территорий. Основные запреты и предписания Талибана (исламистское движение) в отношении женщин по-прежнему остаются законом в обширных областях этой почти неграмотной страны - законом, поддерживаемым консервативной традицией», - отмечает в книге «Подпольные девочки Кабула» журналистка Дженни Нордберг.

Женщина нередко оказывается пленницей в собственном доме

В книге «Сожженная заживо. Жертва закона мужчин» арабская девушка (в книге говорится, что она родом «с Западного берега реки Иордан») под псевдонимом Суад рассказывает, с какими зверствами ей пришлось столкнуться в собственном доме. Единственной возможностью «сбежать» из семьи, где она считалась абсолютно бесправной, для девушки было замужество. Однако из-за невозможности выйти замуж раньше старшей сестры и внебрачной связи с мужчиной Суад чуть не стала жертвой «убийства во имя чести семьи»: родственник девушки пытался сжечь ее заживо.

С той поры, как я себя помню, у меня не было ни игр, ни удовольствий. Родиться девочкой в нашей деревне - это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца - это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, в противном случае долг ее семьи - вернуть ее в дом мужа.

Cуад «Сожженная заживо»

А еще она бывает вынуждена мириться с многоженством супруга

Во многих мусульманских странах - например, Афганистане, Саудовской Аравии, ОАЭ - до сих пор разрешено многоженство, причем брать себе в супруги мужчина может столько женщин, сколько ему будет угодно. В Иордании нельзя брать в жены более четырех девушек, в Иране для того, чтобы вступить повторно в брак, нужно получить согласие от первой жены.

Женщины сильно ограничены в правах

Право мусульманки на развод, как правило, ограничено: даже если муж не может ее обеспечить (а это одна из немногих причин, считающихся в арабском мире достаточной для того, чтобы женщина могла на законных основаниях уйти от супруга), она сначала должна обратиться к опекуну - отцу или старшему брату, - который будет разбираться с семейными неурядицами. А вот мужчине, для того чтобы разойтись с женой, согласно Корану, достаточно всего лишь три раза произнести слово «талак», что означает «развод». И по прошествии трех месяцев, которые отводятся мужчине на то, чтобы утвердиться в своем решении, или, наоборот, отменить его, бракоразводный процесс может быть завершен.

Мусульманки испытывают неудобства из-за ношения никаба

Помните, как в фильме «Секс в большом городе 2» Кэрри Брэдшоу с интересом наблюдала, как девушка в никабе то и дело приподнимала его ткань, чтобы съесть картошку фри?

Для восточных женщин, носящих никаб, закрывающий лицо почти полностью, каждый прием пищи в общественном месте становится настоящим испытанием. Стоит сказать, что традиция полного закрытия лица не является обязательной, но все же остается распространенной в арабских странах.

Они купаются в одежде даже в 40-градусную жару

Показывать даже небольшую часть своего тела посторонним для мусульманки, живущей в консервативной стране, является недопустимым. Так что даже на пляже женщины облачаются в лучшем случае в буркини, а в худшем - и вовсе не купаются даже в 40-градусную жару. И хотя буркини отвечает всем законам шариата, некоторые считают, что купаться женщинам стоит лишь в окружении домашних, другими словами, в собственном бассейне или на уединенном пляже. Сторонники такой точки зрения полагают, что после купания окружающим становятся видны контуры тела девушки, что является нежелательным.

Прежде всего, необходимо отметить, что жизнь и общество в восточных странах очень разнообразны. Идеальный образ и женщин в мусульманских странах, Японии, Китае, Индии различны. Тем не менее, у них есть и общие черты, так как даже самые модернизированные общества частично сохраняют свои традиционные элементы.

Восточная женщина привычно воспринимается европейцем как жена, хранительница семейного очага. Действительно, даже в высокоразвитой Японии женщины стараются ориентироваться на семью и оставляют работу после замужества. Однако ситуация постепенно меняется. Женщины начинают строить карьеру, становятся все более независимыми от мужчин. Развивается женское образование. Даже в ультраконсервативной Саудовской Аравии функционируют университеты. Женщины все чаще играют заметную роль в политике. Всему миру известны имена Индиры Ганди и Беназир Бхутто, возглавивших правительства Индии и Пакистана соответственно.

Женщине уже меньше времени нужно проводить в семье, потому что и сама семья меняется. Детей в расчете на одну женщину становится все меньше - например, в мусульманском Иране рождаемость стала ниже, чем в католической Ирландии.

Один из образов семьи и женщины на Востоке, на Западе, связан с многоженством. Однако оно мало распространено даже в тех странах, где легализовано. И связано это, в том числе, с тем, что большинство современных мусульманок, как и жительниц Европы, не готовы делить своего супруга с другими женщинами. Это нарушает образ покорной восточной жены, существующий на Западе. На самом деле эта покорность объясняется не какими-то национальными особенностями, а экономической зависимостью женщин и религиозным воспитанием. Когда и то, и другое уходит в прошлое, меняются и отношения между полами.

Пример изменения роли женщины можно видеть и в современном японском обществе. Достаточно свободное поведение мужчины в , измены долгое время считались если не нормой, то чем-то неизбежным и допустимым. Но современные молодые японские женщины воспринимают ситуацию иначе и готовы чаще, чем их матери, расставаться с неверными мужьями.

В целом, разница между культурами в современных обществах оказывается преодолимой. Это доказывают многочисленные эмигранты, которые при желании адаптируются в странах с культурой и обычаями, отличными от тех, к которым они привыкли на родине. А женщинам, в связи с их гибкой психикой, такая адаптация может даться даже легче. Это развенчивает еще один европейский стереотип, гласящий, что именно женщины Востока отличаются особым консерватизмом.

На востоке есть определённые правила поведения в семейной жизни. В каждой семье соблюдение традиций является основой семейных отношений.

Все члены семьи имеют свой определенный статус. Как правило, после замужества девушка переезжает с приданным к мужу, в его семью. Она начинает новую жизнь с новыми правилами в семье мужа. Её статус очень низок. На первых порах она является обслуживающим персоналом в доме мужа. Муж приводит её, как бы на испытательный срок, в дом своих родителей.

Главные члены семьи это родители мужа. Муж имеет статус менеджера. Он во всем слушает своих родителей, обеспечивает семью продовольствием, и выполняет супружеский долг. Конечно, такие формулировки не очень приятно слышать, но это взгляд со стороны.

Отношение к женщине потребительское. Жена должна утром раньше всех вставать, готовить завтрак, заниматься домашними делами, затем обед и ужин. А вечером самой последней ложиться спать, пока всё не уберет.

О помощи мужа там даже и не думают. В девочках с раннего детства воспитывают уважение к старшим и потенциальную домохозяйку. Ни в коем случае она не имеет права смотреть в глаза старшему поколению, а перечить или отвечать в ответ строго наказуемо.

В семейных отношениях на востоке все очень просто — каждый знает свое место. С одной стороны, это облегчает жизнь семейной пары. Но, с другой стороны, слово равноправие здесь не подходит. В современных семьях на востоке женщина может пойти на работу, но приходя с работы, она переодевается в традиционную одежду и исполняет свои обязанности.

Есть семьи исключения, но их очень мало. Конечно, после рождения первенца отношение к невестке смягчается, так как она оправдала надежды. А если первый родится мальчик, то отношение вдвойне улучшается. Но не дай бог она окажется бесплодной, это крах семье. Если конечно, муж не постоит за жену перед родителями, но это бывает очень редко.

Отношения на востоке очень своеобразны со своими традициями и устоями, но для них это нормальный, обычный образ жизни, в котором они выросли и живут. Восток — дело тонкое!