Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Что означает дисциплина для детей. Различные взгляды на дисциплину. Как привить ребенку дисциплину: наказания за нарушения

Что означает дисциплина для детей. Различные взгляды на дисциплину. Как привить ребенку дисциплину: наказания за нарушения

Дисциплина для детей – это не причуды взрослых. Она необходима для здорового развития ребенка: его полноценного физического, эмоционального и умственного развития.

Без установленных правил дети не в состоянии строить отношения с другими людьми и учиться ответственности.

В то же время у дисциплинированных детей, как правило, развиты самоконтроль, уважение к другим людям и способность с ними сотрудничать.

Зачем нужна дисциплина?

Психолог подскажет

Современных малышей окружает множество пищевых соблазнов. Как научить ребенка отказываться от фаст-фуда, газировки и чипсов? Рассказывает психолог психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Некоторые родители ошибочно считают, что жизнь сама все расставит по местам. Другие отказываются от воспитания, чтобы избежать конфликтов с ребенком. Третьи хранят неприятные воспоминания о том, как их самих воспитывали родители, и решают пустить все на самотек.

К сожалению, перекладывание ответственности часто приводит к тому, что малыши становятся капризны, раздражительны и обидчивы. У таких детей не складываются отношения с родителями и не получается дружить со сверстниками.

Научиться управлять своим поведением и контролировать негативные эмоции крайне необходимо еще в школьном возрасте.

Это помогает не только в учебе. В переходный период у детей будет больше шансов справиться с многочисленными соблазнами . Умея управлять собой, подросток без труда откажется от сигарет , наркотиков и рискованного поведения.

Что такое дисциплина?

Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные отношения с ребенком. Правильное воспитание заключается отнюдь не в том, чтобы жестко контролировать ребенка и систематически наказывать за проступки.

Главная цель – научить малыша управлять собственным поведением. Этого можно добиться путем создания четких границ , которые помогут ребенку поступать правильно.

Доступным языком объясните ребенку правила , которые вы устанавливаете, и всегда следите за их соблюдением.

Например, если малыш плохо ведет себя за столом, спокойно, не повышая голоса, объясните ему, что остальным членам семьи неприятно ужинать вместе с ним. Поскольку остальные не шумят и не разбрасывают еду, в свою комнату придется уйти именно ему.

Всегда следуйте оговоренным правилам и будьте справедливы: правила и границы существуют для всех . Если вы хотите, чтобы малыш всегда убирал за собой игрушки, не разбрасывайте по квартире свои собственные вещи.

Почему дисциплина важна?

Удивительно, но без родительских запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными . Кроме того, у них НЕ выработаются такие важные социальные навыки, как:

— самоконтроль и способность противостоять соблазнам ,
— уважение к родителям и другим авторитетам,
— сочувствие, терпение и умение делится.

Дисциплинированные дети, напротив:

— умеют себя контролировать,
— самодостаточны и уверены в себе,
— ответственны и послушны,
— легко заводят друзей,
— доверяют взрослым и признают их авторитет.

Что важно знать родителям?

Ключ к правильному воспитанию ребенка – абсолютное спокойствие . Даже если вы очень злы, отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь.

Обязательно давайте ребенку право выбора и помогайте ему учиться на своих ошибках.

Самое важное

Дисциплина – это не строгость и наказания, а четкие границы, которые подскажут ребенку, как себя вести в разных ситуациях.

Спокойно следите за соблюдением установленных правил, будьте справедливы и подавайте хороший пример – этот лучший способ воспитать в ребенке ответственность и оградить его от соблазнов.

В воспитании детей каждый родитель придерживается своих убеждений и правил. Сегодня многие считают, что дети могут расти успешными и развитыми без дисциплины и строгости, но в то же время, другие говорят? Что такое недопустимо, так как ребенок не имеет еще волевых качеств. У каждого свои аргументы, но что думают по этому поводу детские психологи и педагоги? Нужна ли детям дисциплина, как и зачем этому обучать ребенка? Давайте рассмотрим.

Дисциплина: за и против.

Изначально следует рассмотреть все преимущества и недостатки привития ребенку дисциплинарных навыков. Начнем с преимуществ.

    Растущий в дисциплинарных правилах ребенок обретает базовое чувство безопасности, такое необходимое, для гармоничного развития эмоционально здоровой личности.

    Благодаря дисциплине у детей вырабатываются волевые качества, которые помогут им не только в детстве осваивать основные знания и навыки, но и во взрослой жизни добиваться поставленных целей.

    Дисциплина делает ребенка более спокойным и уравновешенным, она помогает ему проще воспринимать реальность. Дети, растущие в свободе и имеющие возможность хаотично выбирать между тем, что они хотят, часто капризны, так как до определенного возраста они просто не умеют самостоятельно принимать правильные решения.

    Дисциплина позволяет родителям укреплять свой авторитет в глазах детей.

    Обучение дисциплине - это подготовка ребенка к следующим этапам жизни, таким как школа или дошкольные образовательные заведения, где без этого невозможно.

    Если родители обучают ребенка дисциплине с раннего возраста, ему проще будет выработать самодисциплину, и он сможет управлять собой, своими желаниями.

    Ни для кого не секрет, что дисциплина развивает чувство ответственности, которое необходимо не только детям, но и взрослым.

    Дисциплинарные навыки позволяют лучше раскрыть свой потенциал и реализоваться в жизни.

Нельзя сказать, что обучение дисциплине - это сплошные преимущества. Каждый ребенок индивидуален, и в некоторых случаях дисциплина и излишняя строгость приводят к негативным последствиям. Рассмотрим, чем может быть опасна дисциплина.

    Слишком настойчивое обучение дисциплине может способствовать снижению инициативности ребенка. Дети просто теряют желание высказывать свои идеи и желания, когда живут в строгости, и знают, что это никак не изменит расписанного распорядка жизни и существующих правил.

    Дисциплина может стать причиной скрытого или же открытого протеста. Такое случается чаще всего, когда родители вдруг резко меняют свой подход к воспитанию и становятся строгими, требуя от ребенка соблюдения множества правил, не всегда понятных детскому уму.

    Дисциплина может стать причиной задержки развития. Как правило, дети, сталкивающиеся со строгими требованиями, подсознательно запускают защитную реакцию. Один из знакомых им способов защититься от чрезмерных требований родителе - инфантильность. Ребенок просто отказывается взрослеть, если требования не соответствуют его возможностям и это препятствует гармоничному развитию. Дети, которых воспитывают слишком строго, как правило, медленнее усваивают основные правила, они не открыты к восприятию новой информации.

Как правильно обучать ребенка дисциплине?

Готового пошагового рецепта вы не найдете, так как каждая ситуация и ребенок абсолютно уникальны. Но, мы рассмотрим советы, которые помогут выбрать правильное направление и обучить ребенка дисциплине без вреда для его личности.

    Самое главное правило в развитии дисциплины у детей - родители должны быть едины! Если у родителей происходят постоянные споры на тему методов воспитания, это не способствует развитию дисциплины. Ни в коем случае родители не должны договариваться между собой о выбранных методах воспитания при ребенке. Тем более, не должно быть разногласий. Если папа установил правило, а мама пришла, выругала папу и ребенка, разрешив все делать по-другому, нельзя ожидать хороших результатов. Ребенок очень скоро поймет, что происходит между родителями и в лучшем случае, начнет этим манипулировать в своих целях, что тоже не полезно.

    Еще одно важное правило - дисциплина и предъявляемые ребенку требования должны соответствовать его возрасту и уровню развития. Как бессмысленно требовать от грудничка, чтобы он сам ел и переодевался, так же глупо заставлять трехлетнего малыша самостоятельно усаживаться за обучение музыке на 2-3 часа.

    Необходимо быть последовательными и постоянными - это способствует развитию у малыша самодисциплины. Последовательность и постоянство должны быть во всем, и если этого не будет, ребенок не поймет ни правил, выполнение которых от него требуется, ни важности дисциплины.

    Старайтесь выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем было как можно больше поощрений, и минимум наказаний. Если для ребенка обучения дисциплине будет приятным, он освоит ее гораздо быстрее. Но, если это будет сплошной стресс, крики и угрозы, ожидать хороших результатов бессмысленно.

    Не забывайте о том, что у каждого правила могут быть исключения. Наша жизнь непредсказуема, и бывают ситуации, когда необходимо пойти против установленных правил. Но, даже если такое случается, не забывайте объяснять ребенку, почему именно в конкретной этой ситуации вы разрешаете нарушить правило, и что это не отменяет его исполнение в будущем.

    Чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте правила и прислушивайтесь к тому, что он думает по этому поводу. Учитывайте его пожелания в создании и корректировании правил. Дети, которые участвуют в процессе создания правил, гораздо проще подчиняются им.

Дисциплина, однозначно, важна для детей и нужно постепенно приучать их к этому с раннего возраста. Но, важно помнить о том, что ребенок - это не маленький взрослый и каждое требование должно быть для него понятным и простым. Не будьте слишком строги с малышами, выстраивайте теплые, доверительные отношения, и с дисциплиной проблем не будет.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер - один из самых известных в России детских психологов, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

В книге «Счастливый ребенок: новая книга вопросов и ответов» собраны самые острые и актуальные вопросы родителей. Юлия Борисовна в диалогах с родителями и детьми, на конкретных примерах показывает, как разрешать уже случившиеся конфликты и как их предугадывать. Как правильно общаться с детьми, и как беседовать с ними, чтобы они доверяли и рассказывали о своих переживаниях. Как сформировать правильный подход к воспитанию работающей маме, и многое другое!

· Что делать, если старшие дети ревнуют к младшим

· Как выстроить дисциплину, можно ли наказывать и как поощрять

· Что делать, если ребенок много врет

· Как быть, если родители разводятся

Портал Материнство предлагает вашему вниманию отрывок из книги.

«Надо» и «не хочу»

Стоит ли заставлять ребенка быть вежливым, дисциплинированным? [Беседа]

Мама : Сыну 4 года. Очень стеснительный, все время сам по себе, ни с кем не здоровается и не прощается. Заходим куда-нибудь: «Саша, не нужно ли что-то сказать?» Или когда уходим: «Саша, что нужно сказать? Скажи «до свидания»!» — молчит.

Нужно ли заставлять?

Ю. Б.: Может быть, он просто не хочет, думает про себя: «Отстань от меня с этими «здравствуй» и «до свидания». Я ни за что не скажу!»

Тогда это здоровая реакция на насилие. Где-то вы пережали, и продолжаете нажимать дальше. Вот и все. А он не столько стеснительный, сколько просто борется за себя, за свое решение, как поступать. Говорите ему иной раз так: «Сашенька, мы сейчас придем в гости, только ты смотри, не здоровайся! Ни в коем случае!» Увидите, скоро сам исправится.

Мама : А вообще, как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?

Ю. Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: приучиться к горшку, к ложке, чистить зубы, не выходить из-за стола раньше времени... Надо стараться делать так, чтобы эти привычки входили в быт ребенка постепенно, без излишних усилий и конфликтов. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния настаивает на своем и принимает крутые меры.

Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирном тоне. Не бойтесь также по ходу дела шутить, разыгрывать, выдумывать — юмор и игривость в общении с детьми очень нужны.

Вы думаете, привычки вырабатываются от жесткого вдалбливания? Нет. Они вырабатываются постепенно, в доброжелательном общении.

Не стоит заменять регулярность и постепенность отработки привычек понуканиями. Можно использовать записку, картинку, напоминающую, что делать. Например, на цветок приклеить бумажку: «полей меня, пожалуйста». Будить ребенка в школу тоже не надо, замените себя будильником. Опоздал, прогулял — не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: да, неприятно — и только!

Мама: С какого возраста можно давать ребенку ответственность за свой подъем?

Ю. Б.: В 4—5 лет уже можно. Я расскажу историю об одной семье.

Представьте себе: Кольский полуостров, зима, полярная ночь. Два ребенка: мальчик 5 лет, девочка 3 лет сами встают в садик. Брат будит сестру, они сами одеваются, в шубах и шапках подходят к постели родителей, которые только протирают глаза, и говорят: «Мама, папа, мы пошли в садик» (он рядом с домом).

Пусть вас вдохновит сияющий образ этих детей! Но не фразы: «Вставай, опоздаешь!», «Что ты копаешься, скорее одевайся!»

Мама: Как сделать, чтобы дети были дисциплинированными?

Ю. Б.: Попробуйте вести себя немного иначе. Слезьте с него, не перекрывайте его развитие заботой о собственных волнениях.

Мой ребенок все время прыгает, скачет, бегает, не сидит на одном месте ни минуты. Ему 6 лет, он гиперактивный, наверное, все воспитатели жалуются. [Беседа]

Мама: Что делать?

Ю. Б.: Раз мама жалуется на то, что не знает, как ребенком управлять, значит, дело не в ребенке, а в ней самой. Он «носится», может быть, потому, что добивается свободы, которой не хватает.

Мама: Значит, мне ему говорить: «Лезь куда угодно — на горку, на дерево, на пожарную лестницу»?

Ю. Б.: Может быть, и так. Недавно была передача, где актер рассказывал о себе. Он — пожилой человек и, между прочим, упомянул о своем пятилетнем внуке. Внук однажды заявил: «В конце концов, я свободная личность!» Я его спрашиваю: «Что это значит?» — «Это значит, что я могу бегать, прыгать, когда хочу и сколько хочу!»

Вот так — бегать, прыгать, жить! И вы дайте жить вашему ребенку!

Когда Корней Иванович Чуковский был уже пожилой, он побаливал и жил на даче. К нему, великому знаменитому Чуковскому, привели отряд детей на экскурсию из школы. Ребята разбежались по территории дачи — кто куда, играют, резвятся. Он с удовольствием смотрел на все это. А тут учительница всполошилась: «Петров, куда ты полез (на дерево)! Сейчас же слезай!» А Чуковский услышал и кричит: «Петров, молодец, лезь, лезь, не слушай эту тетку!»

Он так же воспитывал и своих детей. Родителям, которые ахают и охают, полезно об этом почитать в воспоминаниях его дочери.

Полуторагодовалый ребенок не реагирует на мои просьбы. Как его убедить?

Вы даете много мудрых советов, которые на практике у меня применять не получается. Моему сыну уже 1,5 года. Он не реагирует на мои просьбы, если действия ему неинтересны. Он либо продолжает заниматься игрушками, не обращая на меня внимания, либо убегает, либо активно сопротивляется. Например, если попытаться его повести мыть руки перед едой. Доводов и уговоров не желает слушать, зачастую приходится повышать на него голос, что меня очень расстраивает.

Я понимаю, что если ребенок чем-то увлечен, ему в силу возраста сложно понять, почему он должен прерваться и идти обедать, одеваться на прогулку, садиться на горшок… Приходится его всячески отвлекать, заинтересовывать. Например, предлагать пойти помыть машинку. Заодно и руки мы помоем. Но как только усадишь за стол, ни за что не возьмет ложку. Не знаю почему, но этот прибор не вызывает у него интереса. Приходится кормить самой. Ума не приложу, как научить его есть самостоятельно.

Кстати, из чашки тоже отказывается пить, пьем с ложки. Но это еще полбеды! Даже когда кормлю сама, не будет открывать рот, если не дашь ему книжку, игрушку или — пока песню не споешь. Думала, может, оставить его без еды пару раз, так он ночью свое доберет (мы до сих пор на грудном вскармливании).

Сейчас нам очень трудно, убираем дневное кормление. Не знаю, поможет ли это изменить его отношение к пище... По такому же сценарию обстоят дела со сборами на прогулку и с высаживанием на горшок.

Я понимаю, что так быть не должно. Наверно, я делаю что-то не так. Как вы считаете, в чем моя ошибка? Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести в подобных ситуациях упрямства и манипулирования со стороны сына?

То, как вы описываете жизнь с вашим малышом, случается у многих родителей, которые стараются воспитывать ребенка «очень старательно» и «правильно». Это желание похвально, но, к сожалению, оно часто приводит к «перегибам» и к потере гибкости в отношениях с ребенком. И это, судя по всему, произошло у вас.

Главный признак — слишком много точек непослушания: и с умыванием, и с одеванием, и с едой, и с горшком. Такое постоянное сопротивление обычно возникает у ребенка при установке родителя настаивания на своих «надо»!

Малыши, да и дети любого возраста, не переносят принуждений. Когда желание родителя вступает в противоречие с его желаниями или интересами, он отвечает «своеволием» и «упрямством»! Эти реакции естественные, и даже в каком-то смысле положительные: ребенок проявляет свою волю, активно защищает себя.

Нужно ли обязательно его «продавливать», настаивая на своем? На мой взгляд, не нужно! Конечно, все зависит от «проблемы», например, от огня его просто надо оттащить!

Но ваши главные проблемы упираются в обычные бытовые действия. Некоторые из них для 1,5-годовалого мальчика трудны, например, владение ложкой, или вовремя вспомнить про горшок, другие — не интересные, третьи вообще непонятные — зачем что-то надевать или есть, когда неголоден? И он отказывается.

Вы спросите: что же тогда делать, если не принуждать? Столкновение «надо» и «не хочу» — проблема для любого родителя. Вы здесь не в одиночестве. Вы уже многое попробовали: доводы и уговоры, повышение голоса, отвлечения и развлечения. Например, во время кормления даете игрушку или даже поете — тогда он открывает рот. К сожалению, все это не приносит желаемых результатов. Вы недоумеваете: что же тут не так?

На мой взгляд, беда в том, что уже к 1,5-годовалому возрасту у вашего ребенка накопился «опыт непослушания» и он настроен заведомо отрицательно на любое ваше предложение. Значит, надо менять сам стиль общения с ним. Стоит проявлять гораздо большее сочувствие к его трудностям, желаниям и нежеланиям. Он узнает о том, что вы его понимаете, если будете разговаривать с ним в стиле «активного слушания», о котором можете прочесть в моих книгах. Например, во время еды сказать: «Ты не хочешь есть этой ложкой, а хочешь ….», или — «Ты не хочешь есть вообще», вместо того, чтобы запеть — в надежде, что он откроет рот и вы впихнете ему еду!

Уберите со стола, сказав: «Хорошо, больше есть не будем» (в крайнем случае, как вы говорите, доберет в следующее кормление). Такими словами и действиями вы покажете, что считаетесь с ним, с его желаниями или нежеланиями.

В результате он получит совсем новый опыт: узнает, что мама готова его услышать и с ним договориться. Согласитесь, «уговаривать» и «договариваться» — совсем разные вещи. Уступив в какой-то момент, вы получите несравненно более ценный результат: малыш будет больше доверять вам в целом, вашим словам и просьбам. А то ведь, судя по вашему описанию, он вроде бы уже не ждет ничего хорошего от маминого «воспитания» — сразу настроен сражаться!

Есть еще один способ, который поможет ребенку прислушиваться к вашим словам, — это сообщения о себе, своих желаниях и недовольствах (так называемые «Я-сообщения»). Они служат очень хорошей заменой повышения голоса, критики и наказаний, и также приводят к большему пониманию друг друга.

Еще хочу напомнить вам о важности совместных игр и занятий с ребенком, особенно в том, что ему интересно. И снова доверие, а с ним и послушание ребенка растет, когда родитель находит время и желание с ним интересно поиграть.

Если делать все перечисленное, тогда «воспитывать» особенно и не приходится — авторитет родителя становится таким, что то, что он говорит, принимается как должное.

Важные выводы:

Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем-то своем. Он знает: его оденут, поведут, сдадут — когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он что хочет? Какие у него самого интересы? Спрашивайте его, пока он еще маленький — он вам будет рассказывать, делиться. Иначе потом будет поздно: подростком он уже станет скрывать свои интересы. Мотивацию ребенка, его интересы, стремления нужно блюсти как зеницу ока. Найти себя, свой путь мечтает каждый. Ребенок тоже все время что-то хочет, ищет, выдумывает, мечтает. Дайте ему свободно развиваться, не программируйте его на каждом шагу!

>> Как общаться с ребёнком

Дисциплина у детей школьного и дошкольного возраста. Как дисциплинировать ребёнка?

Какую пользу даёт дисциплина ребёнку?

Дорогие наши родители, ранее мы уже поговорили о том, а также о том, какие существуют . Но бесполезно мотивировать ребёнка к чему-либо, если он не дисциплинирован, поэтому, в этой статье мы поговорим о том, как приучить нашего ребёнка к дисциплине.

От нас, как от хороших родителей, требуется привить нашим детям навыки самодисциплины. А от наличия, или отсутствия этих навыков и зависит, сможет ли взять ребёнок на себя ответственность, или нет, и добровольно ли он это сделает? Со стороны родителей это будет неоценимый , ведь контроль ребёнка над своими действиями обязательно сыграет положительную роль и на учёбе и в играх и в его стремлении ставить перед собой цели и искать пути их достижения. И без этого успех в его жизни просто невозможен.

Родители, помните! Дисциплина - не тяжкая ноша, а ключ к успеху

Очень многие родители считают, что прививать дисциплину - это ежечасное выполнение каких-то скучных дел и нудной работы. Но это в корне неверное представление. Дисциплина - это не нудное времяпрепровождение, дисциплина - это радость и успех, который она приносит в конечном итоге.

Но, даже зная всё это, многие родители стремятся, как можно больше облегчить ребёнку жизнь, в результате , которые должен делать он, делают за него уроки, которые должен делать ребёнок, берут ответственность за его поступки, хотя эту ответственность должен нести сам ребёнок. И, особенно, этим отличаются бабушки, которые до беспамятства готовы , своего внука или внучку.

На самом деле, они оказывают им медвежью услугу. Дети вырастают не готовыми к реальной жизни и к ответственности, которая "внезапно свалится" на них тяжким грузом. Дети, которых мамы и, особенно, бабушки, не прятали под свои длинные юбки, привыкли этот груз нести и знают, как это делать. А те, которых "прятали", нередко так и остаются "под юбкой у мамки" на всю жизнь. Благо, примеров в нашем обществе предостаточно.

Прежде всего, дисциплина - это привычка, которую необходимо выработать. А позже она обязательно даст хорошие результаты. И мы, родители, должны привычку эту выработать. Далее приведём вам некоторые приёмы, которые помогут родителям справиться с этой задачей.

Правила воспитания дисциплины в ребёнке

Важен позитивный настрой на дисциплину

Без позитивного настроя тяжело добиться чего-либо в любой сфере, особенно в такой, как выработка дисциплины. Итак для начала, не ставьте перед ребёнком отрицаний. Т.е. часто родители говорят: "Не играй на улице в школьной форме". Сразу у ребёнка в голове возникает вопрос: "А в чём тогда играть?" и вслух он может его не задать, а назавтра опять помчаться со школы во двор в пиджаке и брюках. Поэтому, лучше сказать: "Переодень школьную форму на уличную одежду". Сразу становится понятно, что именно от него хотят.

Другой пример: вместо "Не хлопай дверью" скажите: "Прикрывай двери аккуратно". Т.е. мысль понятна. Необходимо, направлять ребёнка, говоря ему что делать, а не сбивать его, говоря то чего ему не делать. Предпочтительнее выражение: "Пожалуйста, подожди…" вместо "Не делай…".

Прежде чем сказать, подумайте…

Если ситуация непростая, или если ребёнок задал не по детски сложный вопрос, то возьмите паузу. Скажите ему: "Дай мне, пожалуйста, немного времени и я всё тебе объясню". Взяв такую паузу, у вас, во-первых, будет время перевести дух и справиться с эмоциями, а, во-вторых, появится возможность обдумать свой ответ и ответить объективно.

Как можно меньше раздражайтесь и не кричите на ребёнка

Дорогие родители, если раздражение и крик - это ваша обычная реакция на своего ребёнка, то вам самим необходимо поменять своё поведение. Иначе, обычная для ребёнка (да и не только для ребёнка) реакция будет внутренняя защита. И включается она не потому, что ребёнок плохой. Просто в нас подсознательно заложена такая реакция, срабатывающая автоматически.

Когда мы говорим человеку, что он не прав, или начинаем критиковать его, он уже готов обороняться и спорить. К детям это относится в первую очередь. Одна из самых распространённых реакций защиты является ложь. О ней мы говорили в статье: " ". Если ложь ребёнка подействует, то можно будет избежать родительского гнева. Ребёнок усвоит это и в следующий раз может выбрать ту же тактику.

На все рассказы ребёнка необходимо реагировать доброжелательно и с пониманием. Видя это, ребёнок будет охотнее делиться с вами и идти на контакт, будет гораздо меньше. Учите ребёнка на собственном примере, ведь дети - это лучшие пародисты. Больше помогайте и меньше обвиняйте.

Меньше переживайте и больше действуйте

Для чёткой выработки дисциплины у ребёнка не надо реагировать на какую-либо ситуацию, как на что-то ужасное, ведь не далеко не всегда всё так плохо, на самом деле. Лучше взгляните на неё с другой стороны, возможно, её можно решить как интересную задачу. Поэтому, не тратьте время, силы и энергию на переживания и негодование. Лучше потратьте их на поиски верного решения данной задачи.

Научитесь переключать внимание вашего ребёнка

Данный приём больше необходим для взаимодействия с маленькими детьми. Это очень полезный и эффективный приём. Если вам нужно уговорить ребёнка оторваться от какого-либо занятия, для начала, отвлеките его от этого занятия. А потом займите другим. Наверняка, вы знаете, что любит делать ваш ребёнок. Предложите ему одно из его любимых занятий.

Сообщайте ребёнку о своих действиях и их последствиях

К примеру, вы идётё в парк, но ваши дети начинают конфликтовать и драться друг с другом. Не оставляйте это без внимания, но и сами не начинайте кричать и скандалить, . Просто скажите им: "Если не перестанете драться, мы не идём в парк, а сядем вот на этой лавке, и будем ждать, пока вы не перестанете". Если дети проигнорируют ваше предупреждение, останавливайтесь. Скоро детям надоесть выяснять отношения, и они изменят своё поведение. Этот пример покажет детям наглядно, что вы всегда готовы выполнить своё обещание.

Не вырабатывайте у ребёнка чувство вины

Не надо постоянно повторять ребёнку: "Ты такой, ты сякой, опять дел натворил, и т.д.". К положительным результатом такой подход, однозначно, не приведёт. Вы не добьётесь от ребёнка перемен в поведении таким образом. Кроме этого, такой подход может отрицательно сказаться и на самочувствии ребёнка.

Гораздо эффективнее противоположный подход. Необходимо вызвать в ребёнке желание к действию, простимулировать его к этому. Ребёнок должен сам захотеть измениться, а для этого нужен стимул. Это будет наиболее хороший и безопасный для его самочувствия способ.

Видео на тему: "Семь способов дисциплины ребёнка"

Дорогие наши родители, в конце нашего общения предлагаем вам двухминутное видео о дисциплине, снятое с юмором, закончим разговор на позитивной ноте:

Дисциплина - это способ научить ребенка правильному поведению, а не наказание. Подходящие методы зависят от возраста ребенка. Установите некоторые правила, которые будут понятны ребенку, чтобы приучить его к дисциплине. Будьте последовательны и предложите такие правила, которые помогут ребенку достичь успеха. Хвалите ребенка за хорошие поступки и поощряйте вести себя правильно.

Шаги

Правила и системность

    Установите домашние правила. Ребенок любого возраста должен четко понимать разницу между допустимым и недопустимым поведением. Установите домашние правила, чтобы донести до него свои ожидания. Ребенку необходимо знать, как не следует вести себя и какими будут последствия такого поведения.

    • Правила и последствия определяются возрастом и уровнем зрелости ребенка. Маленьким детям важно понимать, что нельзя бить других, тогда как более взрослому ребенку необходимо знать, до какого времени нужно вернуться домой вечером. Используйте гибкий подход, который учитывает и возраст ребенка, и необходимость новых границ.
  1. Составьте распорядок. Заведенный порядок помогает ребенку раскрыть свои лучшие качества, ощутить безопасность и уверенность в будущем. Если ребенок начинает баловаться в одно и то же время каждый день или в моменты усталости, учитывайте данные аспекты, чтобы предложить ему подходящий распорядок.

    • Утренний и вечерний распорядок должен быть предсказуемым, чтобы ребенок четко понимал, что его ждет каждый день.
    • Если ожидаются временные изменения (поход к стоматологу или приезд родственников на пару дней), то об этом следует сообщить заранее.
    • Некоторые дети не могут спокойно менять вид деятельности. Если ребенку нужно время, чтобы приспособиться, то отразите такой момент в распорядке дня.
  2. Определите естественные последствия за поступки. Естественные последствия помогут ребенку понять суть причинно-следственных связей и привыкнуть нести ответственность за свои поступки. Необходимо предоставить ребенку свободный выбор, который определит последствия. Объясните ему, от чего зависит конечный итог. Так дети смогут принимать самостоятельные решения и сразу понимать всю тяжесть последствий.

  3. Будьте последовательны и постоянны. Многие родители начинают делать исключения из правил или спускают с рук некоторые проступки. Детям следует понимать неотвратимость последствий и невозможность увильнуть. Покажите, что вы не шутите. Требуйте соблюдать правила и помнить о последствиях при любом проступке.

    • Не удивляйтесь, если у ребенка готово оправдание или он может объяснить свое поведение. В такой ситуации нужно четко заявить: “Ты нарушил правило и тебе не уйти от ответственности”.
    • Если у вас несколько детей (или в доме живет несколько семей), тогда очень важно вести себя последовательно с каждым ребенком. В ином случае они ощутят несправедливое отношение.
  4. Ожидания должны быть реалистичными. Не задирайте планку ожиданий слишком высоко, иначе ребенок будет ощущать давление, а при чрезмерных послаблениях дети будут своевольны или не смогут полностью раскрыть свой потенциал. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого разные достоинства и недостатки. Если кто-то из детей старше, то не ждите, что младшие будут вести себя точно также.

    • Узнайте, какое поведение считается нормальным для соответствующей возрастной группы.

    Самые маленькие

    1. Перенаправляйте внимание детей. Маленькие дети способны устроить хаос в кратчайшие сроки! Если ваш малыш пытается сделать что-то неподходящее или не хочет делиться с другими детьми, то займите его чем-нибудь другим. Предложите другое занятие. Похвалите ребенка, если он проявит к нему интерес.

      • Если ребенок занимается чем-то опасным для себя или других детей, немедленно разберитесь с угрозой. Безопасность превыше всего.
    2. Используйте предупреждения. Маленьким детям нужно постоянно обо всем напоминать. Следует предостеречь ребенка, если он собрался совершить неуместный поступок или нарушить правила. Благодаря предупреждению он поймет, что действие приведет к последствиям. Используйте такие фразы, как “Если …, то …”, чтобы он понимал суть последствий.

      • Например, скажите: “Нельзя драться. Если будешь бить сестру, то пойдешь в угол”.
    3. Ставьте ребенка в угол. Такой метод позволяет ребенку успокоиться и взять себя в руки. Ребенок балуется или никого не слушает? Поставьте малыша в угол, чтобы он успокоился и понял, что так себя вести нельзя.

      • Обычно количество минут в углу соответствует количеству прожитых ребенком лет. Также можно оставить ребенка в углу до тех пор, пока он не успокоится.
    4. Используйте простые и короткие объяснения. Ребенок продолжает накапливать свой словарный запас, поэтому не используйте сложных формулировок. Говорите с маленьким ребенком простым языком и максимально короткими фразами. Объясните, что малыш сделал не так и почему будут конкретные последствия. Затем скажите, как нужно вести себя в будущем.

      • Например, скажите: “Ты ударил Аню, поэтому становись в угол. Драться нельзя. Если вдруг ты расстроился, то в следующий раз просто позови меня”.
    5. Предоставьте небольшой выбор. Маленькие дети любят ощущать контроль над ситуацией - это первые проявления независимости. Если ребенок балуется, поскольку не хочет чего-то делать, то предоставьте ему выбор. Это поможет ограничить варианты действий и позволит ребенку самому контролировать следующий шаг.

      • Например, разрешите малышу выбрать сказку на ночь или футболку. Если он не хочет обувать кроссовки, предложите ему выбрать между зелеными и красными.
      • Также можно предложить надеть кофту или пойти в угол. Скажите: “Выбирай, что тебе нравится больше?”
    6. Предлагайте альтернативу. Предложите пример правильного поведения, чтобы не рассказывать, почему ребенок ведет себя неправильно. Малыш может не понимать, как нужно вести себя в такой ситуации, поэтому предложите альтернативу.

      • Например, если ребенок тянет кота за хвост, скажите: “Давай лучше погладим его по голове”.

      Младшие школьники

      1. Применяйте логичные последствия. В этом возрасте в дополнение к естественным последствиям можно добавить логичную ответственность. Наличие логической взаимосвязи между поступками и следствием поможет ребенку лучше понимать последствия своих действий.

        • Так, если ребенок соврал, что выполнил поручение, дайте ему дополнительные поручения.
      2. Обсуждайте поведение ребенка. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понимать и осознавать свои действия. Используйте такую возможность научить ребенка сочувствию, а также объяснить, почему некоторые поступки считаются неуместными или плохими. Так ребенок начнет понимать, как влияет своими действиями на других и на самого себя.

        • Например, школьники часто начинают врать, чтобы привлечь внимание или раздвинуть границы. Если ребенок обманул вас, то объясните, что ложь обижает других людей, а сам ребенок рискует потерять доверие и даже друзей.
      3. Позволяйте ребенку выбирать свои обязанности. Школьникам нравится иметь выбор, ведь выбор позволяет контролировать ситуацию и порождает желание достичь цели. Если у вас не получается заставить ребенка выполнять свои обязанности по дому (или домашние задания), предложите ему несколько вариантов на выбор. В случае с домашними заданиями позвольте ему самому выбрать, в каком порядке делать уроки или чем заниматься в определенные отрезки времени.

        • Когда дело касается домашних обязанностей, предложите 6 вариантов, из которых нужно выбрать 4.
        • Некоторые родители дарят подарки или деньги, если ребенок делает больше необходимого. В этом случае позвольте ребенку заработать приз, а задания можно выбирать случайно с помощью соломинок разной длины. Чем сложнее задание, тем ценнее приз или больше денег!
      4. Помогите ребенку достичь успеха, если он ведет себя беспечно или безответственно. Некоторые дети попадают в неприятности, поскольку не выполняют свои обязанности по дому или домашние задания. Иногда причиной становится лень, но попробуйте создать такую обстановку, в которой ребенку будет комфортно достичь успеха. Замечайте неудачи ребенка и предлагайте поддержку в трудный момент.

        • Если ребенку постоянно трудно выполнять домашние задания, то помогите ему разобраться.
        • Если он часто опаздывает на первый урок, предложите такой утренний распорядок, благодаря которому у ребенка будет достаточно времени, чтобы собраться. Предложите детям приготовить обед в школу и сложить рюкзак с вечера.