Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней «Б» группе.

Составила:

Воспитатель

Колпино

2016

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель : Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Познакомить со свойством воды;

2. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

3.Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;

4.Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;

5.Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа : Прозрачная, безцветная, глобус, лаборатория, опыт (эксперимент).

Интеграция областей : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие .

Материалы и оборудование:
Стаканчики, сахар, соль, лимон, ракушки, молоко, пуговицы, ложечки, гуашь разных цветов, аудиозапись.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.

Ход НОД:

Воспитатель.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом.

Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель.

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (ответы детей)

Воспитатель.

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Стук в дверь.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел (показываю Капельку), как вы думаете, кто это. (ответы детей)

Воспитатель.

Верно, это Капелька. Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь капельке? (ответы детей)

Воспитатель.

Из чего состоит Капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.

Музыкальная пауза (дети выполняют движения под музыку).

Воспитатель.

Посмотрите, Капелька, чуть улыбнулась. Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). Для этого мы сейчас отправимся в лабораторию. Кто-нибудь знает, что такое лаборатория (ответы детей). Верно, сейчас будем проводить опыты. А Капелька сможет узнать намного больше о себе. А чтобы все получилось даже в нашей лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1.Внимательно слушать воспитателя.

2.Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас ребята проходите в лабораторию, занимайте места за столом.


Опыт № 1 . Определение цвета воды.


Воспитатель.

Посмотрите, что у нас на столах(показываю стаканы с водой и молоком). Ребята, как вы думаете, где вода, а где молоко. Как вы догадались? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные пуговицы.Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Ребята, а можно ли изменить цвет воды? Давайте попробуем, возьмите ложечкой краску и опустите в стакан с водой. Посмотрите какая вода стала цветная.

Ребята, давайте сделаем вывод: какая вода? Прозрачная, безцветная, может изменять свой цвет.

Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.


Опыт № 2 . Определение вкуса воды.


Воспитатель.

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. Ребята, а давайте добавим в воду вещество, которое у вас лежит на столе (соль, сахар), размешайте и попробуйте. Что изменилось? Итак, ребята, что можно сказать о чистой воде, что она без вкуса, но может изменять вкус.

Опыт № 3 . Определение запаха воды.


Воспитатель.

Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.

Выводы :

Ребята, сегодня мы много узнали о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, но может изменять вкус и цвет, и запах.

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель : Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)

Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель :Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. "Что легче: вода или воздух? " Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель
:как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 4 . «Раздуй каплю» (рисование воздухом) .

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети : Здорово!
Воспитатель :Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

Что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Оформление выставки творческих работ.

юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Кораблекрушение » .

Программное содержание :

Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи :

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности , экспериментированию.

Раздаточный материал : Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.

Демонстрационный материал : Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек» , карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ход НОД

На экране изображен корабль , который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.

Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.

Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.

Дети :

1. У воды нет запаха

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории) .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети : - У нас в лаборатории появились мешочки.

Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки :

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

4. Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -. (песок)

Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?

Воспитатель : - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.

Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети : - Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :

Дети :

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

I. Исследовательская работа :

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель : - Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети : - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Пальчиковая игра «Море»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

II Экспериментальная работа.

Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?

Подходим к 1 столу.

Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.

Итог НОД :

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись .

Публикации по теме:

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная сила магнита» Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Волшебная сила магнита» Интегрируемые образовательные области:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица водица» Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица» Цель: Совершенствовать представления детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Библиотека изображений:

Цель :

Программное содержание :

Материал и оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»

Цель : вызвать интерес к изучению свойств соли.

Программное содержание :

Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами;

Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

Формировать представления о соли и её свойствах;

Продолжать развивать речь как средство общения.

Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;

Материал и оборудование: три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, 2 яйца, одноразовые стаканчики, свеча, ложка метал, листы для рисования, клей пва, цветная соль, красители.

Ход занятия.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И с гостям поздороваемся!

Наш клуб почемучки?

И девиз у нас простой,

Мы хотим узнать побольше

Про огромный шар земной

Вот и слышится в саду:

Почему, да, Почему?

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Сегодня Мы пригласили вас в нашу научную лабораторию. Отгадав загадку Вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Это (соль)

Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

Дети, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).

Показ презентации.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (наглядно).

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

А вы хотите узнать, как люди добывают соль?

Помогут ответить на это вопрос Младший научный сотрудник Алан Асади

Рассказ Ребенка Слайды

Воспитатель:А еще соль есть у нас в Казахстане.

Рассказ ребенка Алан Оспанов фото или слайды.

Опыт 1: Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (. Выпаривание воды.) давайте мы с вами сейчас попробуем добыть соль. Поможет мне в это Матвей. Вот перед вами морская вода из которой мы должны получить соль.

Получили соль Описание соли «Соль сыпучая, без запаха» . «Соль растворяется в воде» (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Дети, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А где есть соленная вода? (в морях, океанах). А в реках пресная. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Опыт 2: Возьмите яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмите другое яйцо и опустим его в стакан с водой простой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Что еще мы можем из соленной воды?

Давайте вспомним, что мы делали с соленой водой и ниткой. Приглашаю научного сотрудника Адилю.

Проводим опыты 3: растворяем соль в воде, выращиваем кристаллы, делаем иней весной)

Показываем итог работы.

Физкультминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).

Воспитатель: Дети посмотрите какая у нас стоит красивая разноцветная соль. Почему соль разного цвета?

Ответ на этот вопрос приготовил для нас младший сотрудник Линар.(Слайды)

Воспитатель: Дети давайте вспомни как мыс вами проводили опыт окрашивание соли. И расскажет о нем наш научный сотрудник Лиза

Опыт 4: Окрашивание соли разные методы. (Показываем что получилось)

Воспитатель: Дети скажите где мы можем применить Окрашенную соль?

Творческая работа: Рисунок солью Настя и Даша.

Молодцы, работы других сотрудников можно посмотреть на стенде.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была и остается важным продуктом. Рассказ Афины

Наш научный сотрудник Вика провела в домашних условиях опыт как соль влияет на растения. Рассказ.

Мнения детей и их выводы.

Вывод много соли вредно для организма. Показать вредные продукты.

Воспитатель: Соль в большом количестве может нанести нам вред. Но в тоже время соль имеет лечебные свойства.

Расскажет о них наш сотрудник Артур

Дополнение: Так же соль добывают в соляных шахтах. Дети, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, соль кристаллизовалась. И образовались горы.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Так какая соль полезная для организма?

Ответы детей….

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Прежде чем начать наши новые исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать лечебную морскую соль для ванны.

Опыт 5: Приготовление лечебной морской соли с маслами. Подарят мамам.

Молодцы!!! У всех получилось.

Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.

Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:

  • Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
  • Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

  1. Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

    Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

  2. Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

    Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

  3. Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача - помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

    Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию (освободить бусинки из ледяных кубиков), пробую различные способы растапливания льда

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? - Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

Индивидуализация заданий на занятиях по экспериментированию

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Разноцветные льдинки» ребят можно разделить на три подгруппы: первая подгруппа получает задание - развести в стаканчиках с водой жёлтую, голубую, белую, красную краски, разлить по формочкам и поставить замораживаться; вторая подгруппа - развести в стаканчиках с водой синюю, красную и фиолетовую краски, затем сделать воду более нежных оттенков при помощи добавления белой краски, разлить по формочкам, заморозить; третья подгруппа - самостоятельно подумать, какие краски надо смешать в стаканчиках с водой, чтобы получить розовый, зелёный, сиреневый и оранжевые цвета, разлить и заморозить.

Индивидуализировать задания можно через выбор материалов в продуктивной деятельности. Для средних дошкольников - это задания по оформлению и украшению созданных работ. Так, для украшения разноцветных льдинок из рассмотренного ранее занятия дети могут добавить в подкрашенную воду фурнитуру на свой вкус: бусины, бисер, блёстки, фольгированное конфетти, зёрнышки, засушенные лепестки и др. Задания, предоставляющие выбор, развивают фантазию ребёнка, решительность, эстетический вкус.

Для выполнения экспериментов группу можно разделить таким образом, что наиболее успевающие воспитанники будут выполнять практическую часть в индивидуальной форме, другие ребята - в подгруппах по 3–4 человека, с отстающими воспитатель организует отдельную подгруппу, где ребята будут экспериментировать в совместной с педагогом деятельности.

Выбрать цвет краски на свой вкус для проведения опыта - задание в рамках личностного подхода в образовании

Мотивирующее начало занятия

Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры - тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

От того, насколько заинтересованы дети в предстоящем эксперименте, зависит активность и результат их практических действий

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема Мотивирующее начало занятия
«Как воду сделать чистой» Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, в группу заходит капелька по имени Капитошка (воспитанник подготовительной группы в костюме или маске).
Дидактическая игра.
Капитошка здоровается с ребятами и говорит, что пришёл к ребятам в поисках своих сестрёнок-капелек. Ребята показывают Капитошке места, где в группе живёт вода (воспитатель приклеивает наклейки-капельки в этих местах): кран в умывальнике, чайник, лейка и пульверизатор в зелёном уголке, ваза с цветами, ведро для мытья полов и др.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает у Капитошки, почему его сёстры потерялись. Он отвечает, что они жили в озере, где вода была чистая (ставит на демонстрационный стол ёмкость с чистой водой), но что-то случилось и вода недавно стала другой (ставит ёмкость с мутной водой). Тогда капельки стали убегать из озера. Капитошка печален и просит у ребят помощи в очистке озёрной воды.
«Ключи царевны Несмеяны» Создание игровой ситуации.
В группу приходит видеописьмо от царевны Несмеяны. Она рассказывает, что злая колдунья зачаровала воду в лесном ручье, стала вода мёртвой, ни пить, ни трогать её нельзя. Вчера утром Несмеяна гуляла в лесу, когда она переходила по мостику через заколдованный ручей, связка ключей оторвалась с её пояса и упала в воду, ключи опустились на дно. Плачет царевна - как ей достать ключи от царства, не замочив рук в мёртвой воде? Несмеяна называет волшебные слова, которые хором повторяют ребята и переносятся в Тридевятое царство. Далее следует игра-эксперимент по вылавливанию ключей со дна контейнера с водой: при помощи сачка и удочек с крючком не получается достать ключи - они плоские, их сложно подцепить со дна; получается притянуть ключи магнитами, закреплёнными на палочках или удочках.
«Плыви, плыви, кораблик» Развлекательный элемент.
Разгадывание загадок: про корабль, ветер.
Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»
Проведение физкультминутки «Корабли по морю плыли».
Включение в игровую ситуацию.
Ребята делятся на две подгруппы, каждой даётся по деревянному кораблику с парусом. Ребята называют корабли (допустим, «Победа» и «Жемчужина»), опускают их на воду друг напротив друга в большой контейнер, в центре которого натянут шнурок с флажками. По сигналу воспитателя участники обеих команд начинают моделировать порывы ветра (дуют, направляя движение корабля), победит та подгруппа, чей корабль первым достигнет флажков.

Воспитанники находят в группе места, где живёт вода

Примеры организации экспериментирования в средней группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности на занятиях с детьми 4–5 лет.

Опытно-экспериментальное занятие «Свойства песка» - видео

https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)

Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng Video can’t be loaded: Познавательно-исследовательский досуг. Лаборатория «Что мы знаем о воде?»(средняя группа) (https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng)

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения в природе» - видео

https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc Video can’t be loaded: МБДОУ ДС КВ № 34 «Чайка» г. Туапсе Опытно экспериментальная деятельность Т М Мозжина (https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc)

Экспериментирование с водой в средней группе - видео

https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8 Video can’t be loaded: экспериментирование в средней группе (https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8)

Занятие «Снег не для угощения - снег для развлечения» - видео

https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0 Video can’t be loaded: Занятие в средней группе воспитателя Акименковой Анастасии Сергеевны (https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры), двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы), эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок), речевой (проведение познавательных и дидактических бесед), познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • речевые или познавательные задания - 2–3 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 5–6 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

За порядок и чистоту на рабочем месте воспитанники следят самостоятельно

Картотека опытов и экспериментов в средней группе - таблица

Тематика практических исследований Содержание опытов и экспериментов
«Вода»
  • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде, изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов марганцовки или пищевых красителей);
  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).
«Снег и лёд»
  • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Воздух»
  • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
«Песок, глина, грунт»
  • Расширение представлений о различных видах почвы;
  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.
«Свет и тень»
  • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.
«Звук»
  • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
«Живая природа»
  • Экспериментирование с проращиванием семян;
  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
«Магнит»
  • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
«Краски»
  • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;
  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
«Космос»
  • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
  • игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Изучение свойства воды растворять вещества (сахар, краски) проходит в занимательной форме

Открытое занятие «Домашний лимонад» - таблица

Цели
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
  • Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи Образовательные:
  • познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами,
  • обогащать и активизировать словарь (подбор определений к существительным, числительные - один, два, половина), совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков),
  • развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
  • воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
  • формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Материалы и оборудование
  • вода (простая тёплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности
  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.
Ход занятия 1 ЧАСТЬ:
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто ещё любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т. д.
Педагог: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т. д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

  1. Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Педагог и ребёнок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладут в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога:

по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Физкультминутка.

  1. Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру тёплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар)? Сколько нужно сахара? Половины ложки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают).
Педагог: Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
После того, как вы допьёте свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!

Воспитанники выполняют практические действия самостоятельно, прослушав инструкции педагога

Проведение открытого занятия в средней группе

Открытое занятие, как и любое занятие в образовательном процессе, требует основательной подготовки и проработки. Отличие открытой формы - в демонстрации какой-либо методической цели сторонним наблюдателям. На таком занятии могут присутствовать методисты, воспитатели и администрация детского сада, коллеги из других ДОУ, родители воспитанников.

В качестве методической цели выбирается показ инновационной разработки воспитателя: нетрадиционная форма подачи материала или занятия, использование информационно-компьютерных технологий:

  • воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
  • интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
  • занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться - выполнить задание;
  • включение в игровой элемент занятия мультипликационных персонажей, любимых современными детьми: фиксики, Котя и Катя, Сам-Сам, Барбоскины - герои делятся своим опытом, зовут присоединиться к их приключениям;
  • использование проектора: для детей 4–5 лет актуальны 1) показ мультипликационных роликов познавательного содержания, 2) показ слайдов в качестве условного обозначения места действия (джунгли, Северный полюс, морское дно, сказочное королевство), 3) просмотр видео с проведением интересного опыта с целью вызвать желание выполнить его в детском саду.

Проведение открытого занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритму. Воспитанники не должны испытывать дискомфорт или находиться в условиях стресса, когда присутствуют наблюдатели. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.

Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения открытого занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:

  • игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
  • двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
  • двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
  • игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь на готове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание.

Когда занятие завершено и воспитанники переходят к следующему режимному моменту, начинается аналитический этап открытого занятия. Воспитатель сообщает поставленную им методическую цель и методы её реализации, делает выводы: была ли достигнута цель, какие моменты требуют совершенствования или корректировки, намечает направление дальнейших разработок. Далее происходит обмен мнениями с присутствовавшими на занятии коллегами и методистами.

Наблюдатели следят за ходом занятия, оценивают эффективность работы педагога, берут на заметку инновационные разработки

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.