Методические рекомендации «Коллективный труд как форма организации деятельности детей в детском саду. Общий, совместный и коллективный труд
Как подготовитб своего малыша к условиям суровых будней? Педагоги уверяют, что - один из неотъемлемых пунктов для становления ребенка на взрослом пути. Это закаляет характер, дает возможность пробовать себя в разных производственных профессиях и помогает малышу наладить контакт со сверстниками. Как известно, труд объединяет и раскрывает самые сильные стороны характера.
Трудовое воспитание в детском саду
В детском саду всякое воспитание при помощи труда должно быть строго в пределах законодательства. Этот процесс не должен стать использованием бесплатной рабочей силы. Охрана труда в детских садах регламентируется правилами. Тем не менее, малышей нужно начинать приучать к тому, что обычно выполняет взрослый человек.
Для того чтобы начать знакомство с каким-нибудь видом работы, нужно посмотреть, насколько ребенок сможет справиться с ней. Детский труд в детском саду - это лишь игра.
Процесс ознакомления
Обучение может начинаться с самых простых заданий. Детский труд в детском саду не должен вызывать негативную реакцию.
От воспитателя и родителей зависит то, будет ли ребенок любить работу, сможет ли он стать хорошим помощником. Самое главное, чему его обучают, - ценить результаты деятельности других.
Главные в детском саду
Задавая детям что-нибудь выполнить, воспитатель должен действовать согласно установленным правилам и не превышать полномочия.
Самый популярный труд в детском саду осуществляется в форме игры. Так малыши развиваются. Это может быть:
- на природе;
- хозяйство;
- работа руками, сюда же можно включить и художественный труд в детском саду.
Бывают и разные формы того, как можно выполнять поставленные задачи:
- коллективно;
- поручение;
- назначенные на определенный день дежурства.
Поручение
Лучше всего поручения подходят для младших групп в детском саду. Они обычно несложные и заключаются в коротких просьбах преподавателей принести какой-то предмет, поправить что-то и так далее. Тем не менее, поручение может практиковаться и в более взрослом возрасте.
Индивидуальные задания дают ребенку ощущение важности. Обычно дети в самых младших группах не настолько самостоятельные. Работа в коллективе будет только сбивать их. Малышам нужны четкие указания и разъяснения, а также похвала старшего за детский труд в детском саду.
Поручения также нужно преподносить в игровой форме. И не важно то, что в итоге получается. Если процесс не заинтересует детей, они не будут трудиться.
Дежурства
Этот вид занятий можно начинать во второй младшей группе, и желательно со второго полугодия.
Они предусматривают определенную самостоятельность детей, а также работу в небольшом коллективе. Кроме того, задания выполняются систематически. Благодаря назначенным датам дежурства ребенок приучается к ответственности.
Такой подход помогает небольшими темпами обучаться тому, как важен коллективный детский труд в детском саду. Малыши пока еще отчитываются перед воспитателем.
Коллективный ручной труд в детском саду
В старших и дошкольных группах самой подходящей считается работа в коллективе. Благодаря такому труду ребенок может проявить себя. Будет видно и то, как легко он переключается с одного вида деятельности на другой, и как при этом его воспринимают сверстники.
Каждый воспитанник зависит от работы другого. Таким образом, они сами себя подталкивают к действиям.
В ходе коллективного труда дети учатся уважительно обращаться друг к другу, терпению, помощи, а также дисциплине. Дошкольники сами могут распределить обязанности и выполнять то, что будет по их силам.
Чем хорош труд?
При помощи труда дети могут развивать свои умения, моторику. Они становятся крепче физически. Движения постепенно становятся более умелыми. Координация налаживается.
К тому же каждое задание способно предоставить детям определенный навык. Во время ухода за живым уголком они усваивают то, как правильно обращаться с питомцами. В играх с пластмассовым игрушечным молотком узнают то, как следует им работать. Дети обучаются и тому, что позже обязательно пригодится им дома.
Ручной труд в детском саду можно организовать так, чтобы он стал познавательным. К примеру, собирая яблоки во дворе в маленькое ведерко, ребенок может считать их или же это за него будет делать воспитатель всякий раз, когда он положит в ведро новый фрукт.
Чтобы организовать работу правильно, нужно составить учебный план на год. Как правило, в детских садах он согласовывается с дирекцией, которая, в свою очередь, ориентируется на законодательство страны. Кроме общих правил, есть и вполне очерченный круг допустимых и недопустимых действий. Охрана труда в детских садах - это самый главный документ, который должен знать наизусть каждый педагог.
В план записываются не только возможные задания для воспитанников, но также и ожидаемые результаты. При выполнении поставленных задач ребенок не должен пострадать. Воспитатель обязан наблюдать за тем, как именно выполняется работа.
Во время упражнений на свежем воздухе детей нужно соответствующе одевать. Каждое задание должно быть выбрано по погоде. Все детали также должны быть просчитаны, чтобы было найдено оптимальное Труд может быть разным.
Воспитатель выбирает время, когда дети более активны. Перед дневным сном им дают час для отдыха.
Также следует замечать и то, насколько ребенок проявляет активность. Если он ждет напоминаний, не хочет ничего делать самостоятельно, следует переключиться на другой вид деятельности, а также заинтересовать его.
Дети любой возрастной группы лучше работают в том случае, если перед ними игровая задача. Они могут устраивать соревнования с небольшими призами, решать загадки при помощи подсказок, что будут даваться им за выполненное дело.
К каждому ребенку нужно найти свой отдельный подход. Одному будет достаточно поставить задачу и ожидать результатов, другому потребуется время и демонстрация того, что нужно делать. У одного ребенка уйдет полчаса на его работу, у другого целый день.
Обычная похвала вроде «так держать», «молодец» не будет иметь должного эффекта постоянно. Воспитатели должны разработать различные варианты поощрения за проделанный труд. Ведь и у взрослых может пропасть желание трудиться без дополнительной мотивации.
Перед началом трудового воспитания детей нужно провести длительную беседу с родителями. Выяснить их пожелания, объяснить то, как именно малыши будут получать навыки и что они при этом должны сделать. Следует узнать у родителей, нет ли каких либо возражений с их стороны, а также не возникнут ли с этим проблемы.
1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга-низации трудовой деятельности.
Трудовые поручения могут быть:
- по форме организации - индивидуальными, подгрупповыми, общими;
- no продолжительности - кратковременными или длительными, посто-янными или одноразовыми;
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи-тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.
Поручения в младших группах используются для:
Поддержания интереса к труду, желания трудиться;
Обучения трудовым навыкам и умениям;
Формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;
Удовлетворения потребности в общении со взрослым;
Подготовки к другим формам организации труда.
Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче-ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото-рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про-думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.
Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду-мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери-алы и инструменты ему понадобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос-тавить радость другим.
2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя-ются общественная направленность труда, реальная, практическая за-бота нескольких (одного) детей о других. Поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо-вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо-ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до-ставить своим трудом радость другим людям.
Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.
Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида тру-да, возраста детей, воспитательной цели.
Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива-ется основной смысл дежурств - забота о других.
3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего ре-шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет-ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер-жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.
Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри-ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.
Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на-правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех.
Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото-рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж-дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, единая.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко-торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого-вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необхо-димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целе-направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллек-тивный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.
Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз-нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.
?ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
Альметьевский институт
Кафедра Педагогики и Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство
Выполнила: студент группы
СПО – 08 П и МДО
заочного отделения
Гараева Миляуша Фирдавесовна
Научный руководитель:
Мустафина Зульфия Гильфановна
Альметьевск – 2010.
Содержание
Введение………………………………………………………… ………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………1 9
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….2 6
Заключение…………………………………………………… ………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..…. 29
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду - это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.
Противоречия: В практике часто общий труд принимается за коллективный. А задача воспитания коллективизма если решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитывающий потенциал так важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой – то, что А.С.Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Актуальность темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство».
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс коллективного труда детей.
Предмет исследования: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что трудовое воспитание в процессе организации коллективного труда в детском саду является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода является средством воспитания у детей таких качеств, как самостоятельность, умение работать в коллективе, помощь товарищам, а также формировании у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- планомерная и систематическая работа по трудовому воспитанию дошкольников;
- использование различных форм и методов коллективного труда;
- целенаправленная работа по воспитанию коллективных взаимоотношений.
Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на научные исследования В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, на теорию трудового воспитания, изложенную в трудах Н.Н.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что были определены теоретические основы использования коллективного труда в воспитании дошкольников. Новизна исследования проводимого в работе вызвана современным этапом социально-экономического развития общества, который выдвигает на первый план задачу создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности личности.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что практическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат, данную работу предлагаем как методическую новизну.
Этапы исследования:
1 этап – изучение материалов и литературных источников по проблеме исследования;
2 этап – опытно – экспериментальная работа, направленная на решение задач нравственного воспитания в процессе коллективного труда;
3 этап - сравнительный анализ полученных знаний.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 13 «Рябинка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 30 дошкольников от 6 до 7 лет.
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду
1.1 Коллективный труд детей
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду. Данная форма организации труда прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Особенности организации общего труда дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать у них представление о коллективном характере труда непосредственно в собственной практике. А общем труде создаются благоприятные условия для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умение подчинять свои желания требованиям группы.
В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапа. При организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процессе деятельности. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. В процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат труда.
Таким образом, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Различия же с общим и совместным трудом заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей
В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей., одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
Каким же образом в коллективном труде создаются возможности для решения разных воспитательных задач и при помощи каких методических приемов они осуществляются? Под коллективным трудом детей следует понимать такую организацию, при которой всех участников объединяет общее задание, цель, распределение работы и т.д. Так могут быть организованы и общие поручения, и труд дежурных в старших группах (о чем говорилось выше), и труд детей всей группы.
Методы педагогического руководства разными видами коллективной трудовой деятельности дошкольников едины. Поэтому целесообразно рассмотреть их в общем плане, выделяя некоторое своеобразие руководства каждым видом труда детей разных возрастных групп.
Распределение работы между участниками. При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.
Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно упражняться в поступках, соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществить самостоятельно эту деятельность.
Выполнение задания. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу». Обсуждение результатов трудовой деятельности. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.
Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8-10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.
Таким образом, воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
Выводы первой главы
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании коллективизма, в воспитании у детей коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт характера.
Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная коллективная работа объединяет дошкольников общей целью. Они становятся организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают им по собственной инициативе помощь.
Детей «надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. С этой точки зрения трудовые объединения детей надо всячески развивать, всячески помогать им» (Н.К.Крупская).
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по проведению коллективного труда с дошкольниками
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования
Для достижения поставленной цели, нами было организовано и проведено опытно – экспериментальное исследование. Данное исследование состояло из следующих этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей 6 – 7 лет, для того, чтобы определить умения детей трудиться в коллективе.
2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была проведена работа по повышению уровня взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда.
3 этап - контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена проверка эффективности коллективного труда в повышении нравственных качеств дошкольников.
Для исследования уровня сформированности взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда были использованы следующие методики:
методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда;
методика «Смастерим коврик вместе»;
беседа;
анкета для родителей.
Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.
Методика дает анализ действий ребенка в процессе коллективного труда.
Дошкольник выполняет различные трудовые поручения, например, наведение порядка в уголке природы (мытье растений: один ребенок моет поддоны, другой моет или протирает растения, третий рыхлит землю, четвертый переносит растения на подоконник, пятый протирает подоконник и т.д.). Дети учатся распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно осознают взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности. Они начинают понимать, что результат его труда включается в общее дело.
В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:
- Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
Как происходит организация «рабочего места»;
Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
Каков результат деятельности, его качество;
Оценка детьми результата совместного труда;
Характер действий детей после окончания работы.
? Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;
? Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;
? Умение объективно оценивать результаты труда.
Методика «Смастерим коврик вместе»
Данная методика изучает влияние коллективной организации труда на его результат.
Детям предлагается сделать в подарок малышам большой ковер для кукол. Но для этого каждый ребенок должен сделать свой маленький коврик, чтобы потом соединить их в один большой ковер и подарить малышам. Нужно отметить, что в общий ковер войдут только хорошо сделанные коврики. Дети трудятся самостоятельно. Исследование проводится в двух сериях. Во второй серии ребенку предлагают выполнить те же задания индивидуально.
При обработке данных подсчитывается число ошибок, время выполнения, количество сделанных работ, а также анализируется отношение к продолжению работ, оценка своей работы и работы товарища.
2.2 Констатирующий эксперимент
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами детского сада (экспериментальной - с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
Сравнительно длительное наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить по уровню умений детей трудиться в коллективе.
Дети с высоким уровнем подготовленности к коллективным взаимоотношениям работают охотно и помогают друг другу, прилагают все усилия для достижения результата, доброжелательны и одновременно требовательны в отношениях друг к другу в процессе общего труда, сдерживают свои чувства и желания, когда этого требуют задания. Перед такими детьми важно лишь поставить задачу и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они решают самостоятельно.
Детям со средним уровнем подготовленности свойственен разнохарактерный тип поведения. Одни стараются выбрать дело поинтереснее, но допускают небрежность при выполнении задания, часто отвлекаются, переспрашивают. Другие отличаются уравновешенностью, но даже при постоянном побуждении воспитателя выполняют задание недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения.
Некоторых характеризует безразличное отношение ко всему, они никому не мешают, но и им ни до кого и ни до чего нет дела. Есть и такие дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций воспитателя, но при неудачах или ошибках снижают активность и не обращают внимания на качество выполнения задания.
Дети с низким уровнем физической подготовленности почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Многие ведут себя так, будто требования или необходимость мобилизоваться для успешного выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действия, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. При неудачах они испытывают состояние угнетенности, им свойственно неумение подавлять в себе отдельные желания. Лишь в несложной обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
Показатели сформированности уровня умений трудиться в коллективе
Таблица 1.