Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника. Когда нужно приучать? Чистый дом и подростковый возраст

Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника. Когда нужно приучать? Чистый дом и подростковый возраст

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 21 441 раз(a).

А начать нужно как всегда с себя. Не секрет, что маленький человечек, словно губка, впитывает в себя все, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы ребенок понимал, что такое порядок , он должен наблюдать его изо дня в день . И для начала давайте разберемся, что мы будем понимать под словом «порядок». Для этого стоит просто окинуть взглядом квартиру после генеральной уборки: чистый пол, блестящие зеркала и сияющая сантехника; стройные ряды книг и аккуратные стопки бумаг; посуда вымыта, одежда в шкафу, игрушки в коробках, пыль отсутствует и все на своих местах. Ну а для того, чтобы порядок «был» - его нужно поддерживать. А это значит – регулярно убирать вещи, мыть посуду после еды, чистить обувь и вешать одежду в шкаф. Желательно, чтобы стремление содержать свой дом в чистоте и аккуратности исходило в равной степени ото всех членов семейства, и носило систематический характер. В этой ситуации малышу будет легче усвоить подобного рода правила, со временем он начнет воспринимать домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся. Однако, для достижения заветной цели этого недостаточно.

Совместная деятельность

Приучение к порядку с самого раннего детства должно происходить в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого . Не стоит тешить себя надеждой, что однажды ваше сокровище, вдруг ни с того ни с сего, воспылает страстью к чистоте. С другой стороны, если неустанно твердить ему: «Ты должен убраться!», «Убери игрушки!», «Ты – будущая хозяйка! Ты должна помогать маме!», «Как тебе не стыдно?», «Ты меня не любишь, если бы любил – вымыл бы посуду!» и т.п., у ребенка не только выработается стойкая неприязнь к уборке в частности и к порядку вообще, но он также рискует заполучить на свою голову увесистый комплекс вины, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь. А это, в свою очередь, уже серьезная психологическая проблема. К тому же, наблюдая за вами и понимая, что уборка - это привилегия взрослых, ребенок может элементарно испугаться того, что он не справится со столь ответственным поручением, когда однажды ему предложат убрать самостоятельно собственные вещи. Именно поэтому необходимо помогать малышу, поддерживать его на пути освоения все новых и новых навыков. И лишь после того, как вы поймете, что малыш уже достаточно хорошо справляется с порученными ему делами, можно постепенно перекладывать ответственность за них на его хрупкие плечики. Часто родители допускают следующую ошибку: «Ты должен сам убирать свои игрушки!» - говорят они малышу. Но если мама или папа ни разу не показали как это делается, не попробовали вместе с ребенком сложить их в коробку, то как же тогда малыш поймет, что от него требуется? Нельзя забывать, что наши детки – существа в высшей степени консервативные, все новое и неизвестное их как правило пугает и настораживает. Ребенок приходит в незнакомый мир, и единственный доступный ему способ познания – это наблюдение за тем, как ведем себя мы – взрослые. Подражание является основой социального поведения ребенка . Это означает, что малышу необходимо показывать, как и что нужно делать и как можно подробнее пытаться объяснять свои действия. Многие родители скажут: «Но ведь он же совсем маленький! Все равно ничего не понимает!» Но поверьте, если вы на минуту отвлечетесь от детских песенок и потешек, а с серьезностью физика-ядерщика попытаетесь рассказать ему, откуда берется пыль, внимание даже полугодовалой крохи вам гарантировано. К тому же это станет отличной гимнастикой для вашего воображения и тренировкой на будущее – кто знает, возможно, через пару лет вы получите в лоб тот же самый вопрос?! Ваш карапуз рассыпал что-нибудь или пролил? Не ругайте его, он наверняка сделал это не специально. Вместо этого объясните, что мусору на полу не место, покажите ему веник, дайте за него подержаться, растолкуйте - для чего он нужен, или позвольте вместе с вами повозить по полу мокрой тряпкой – ведь это такое удовольствие! Расскажите, почему вы складываете разбросанную по дому одежду на полки в гардероб и зачем убираете разложенные на кухонном полу кастрюли, сковородки и половники обратно в шкаф, или что за странная штуковина - утюг. Разумеется, подобные «светские беседы» не научат вашего малютку в одночасье стирать, подметать и гладить, однако они позволят ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни, область, доступную и понятную не только «Всемогущим Взрослым», но и ему тоже. К тому же, давно известно, что чем раньше мы начинаем общаться с малышами, чем богаче и насыщеннее это общение, тем благоприятнее это сказывается на дальнейшем развитии маленького человека. Начав вместе с малышом убирать его разбросанные игрушки, вы однажды заметите, что у него неплохо получаться. Тогда попробуйте под каким-либо предлогом ненадолго отлучиться и понаблюдайте за ребенком. Если кроха не растерялся и продолжает заниматься совместно начатым делом, значит он уже вполне готов к тому, чтобы уборка игрушек стала его полноценной обязанностью. Ваша задача теперь заключается в том, чтобы постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия. И когда, наконец, он от начала и до конца уберет свои игрушки – похвалите его, подчеркните, какой он стал самостоятельный и взрослый. Торжественно объявите ему, что отныне это его почетная обязанность.

Когда начать?

Родителей конечно волнует вопрос о том, когда же лучше всего начинать приучать ребенка к порядку? Вы можете понемногу заниматься с малышом уже с того момента, как он научился хорошо сидеть и совершать простейшие манипуляции с предметами: удерживать погремушку, разглядывать ее, перекладывать из одной ладошки в другую. То есть уже в 7-9 месяцев . Сядьте рядом с ним. Вооружитесь коробкой и несколькими небольшими предметами, удобными для захвата маленькой детской ручкой. Покажите малышу, как это здорово и весело – бросать их в коробку. Желательно, чтобы выбранные вами игрушки были хорошо знакомы ребенку. Это будет способствовать концентрации внимания на самом процессе игры, а не на предметах. Пока еще малыш не способен активно участвовать в уборке, пусть каждый вечер становится свидетелем того, как его игрушки убираете вы. Не торопясь показывайте ему, как и что вы делаете, при этом, комментируя каждое свое действие, повторяя ключевые слова, такие как «убираю», «порядок», «игрушки», «ящик» и т.д. В педагогической психологии существует единая схема, которую принято использовать при обучении ребенка тому или иному умению. Сначала нужно объяснить малышу, что вы от него хотите, затем – продемонтстрировать действие на собственном примере, после чего проделать то же самое вместе с ним. Обучение можно считать успешным, когда ребенок сам, без посторонней помощи справится с заданием. Остается лишь закрепить полученный навык. Можно настоятельно рекомендовать этот алгоритм поведения родителям, желающим приучить свое чадо к порядку и чистоте. Приблизительно к концу первого года жизни у малыша появляется интерес к складыванию и доставанию различных предметов. Этот период и можно считать оптимальным для того, чтобы перейти к активной фазе приучения ребенка к порядку. Попробуйте вместе с ним собрать разбросанные на полу игрушки в коробку, сложить в стопку газеты и журналы. Первый день рождения уже позади, и вот кроха уже вовсю топает ножками! Как вам первые пешие прогулки на свежем воздухе? Вернулись домой – не забудьте вытереть ноги! Кстати, это отличный повод, для покупки нового красочного коврика! В полтора года или чуть раньше малыш несомненно придет в восторг, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро считавшееся доселе неприкосновенным. Правда, необходимо будет учесть два момента: во-первых, чтобы доверенный ребенку «мусор» не оказался для него чересчур привлекательным; во-вторых, проследить, чтобы малыш не воспринял это ответственное поручение как зеленый свет для обратных действий – ведь в мусорном ведре наверняка таится множество соблазнов! Регулировать действия малыша в подобной ситуации, как и во многих других, вам поможет интонация: например, как только ребенок опустил в ведро ненужный обрывок газеты – щедро похвалите его, обнимите, погладьте по головке; однако, если его хитрые глазки заблестели, а ручки потянулись обратно – строго скажите, что так поступать нельзя, мягко, но настойчиво отведите его в сторону. Используйте простые слова-антонимы «хорошо»/«плохо», «можно»/«нельзя». Покажите, что вы недовольны. К полутора годам вы можете научить малыша относить свои мокрые штанишки в ванную или доставать из стиральной машинки выстиранное белье. Как раз от таких милых и забавных мелочей в конечном счете и будет зависеть то, насколько опрятным вырастет ваш ребенок . Покажите, крохе, где должна лежать его одежда, и каждый раз, возвращаясь с прогулки, обращайте на это его внимание. Желательно, чтобы отведенное под детские вещи место было доступно для малыша – это может быть нижняя полка гардероба, низкая тумбочка или ящик комода. Предложите крохе самостоятельно убрать свою одежду, если он недоуменно смотрит на вас – покажите, как это надо сделать. Для начала продемонстрируйте сами, а затем, вложив кофту в ладошки малыша, проделайте весь путь заново вместе с ним, направляя и комментируя каждое его движение. В два года ребенок уже способен не просто убирать вещи на свои места, но и, например, складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте вы также можете доверить ему мытье своей тарелочки и кружки. Большинство детей любят возиться в воде, и вашему малышу это занятие наверняка придется по вкусу. Для этого поставьте его на скамеечку или невысокую табуретку, вооружитесь губкой, подберите подходящую посуду – она должна быть небьющейся и удобной для захвата маленькой детской ручкой, и – вперед! Принцип здесь тот же – сначала необходимо объяснить что к чему, затем показать как это делать на своем примере, после чего выполнить тоже самое совместно с малышом, не забывая при этом комментировать ваши действия. В 2,5 года маленький помощник вытрет пыль и польет из лейки комнатные растения, а если нечаянно прольет воду на пол, то самостоятельно возьмет тряпку и вытрет лужу. Мечта, скажете вы? Нет, вполне реальная действительность! Просто не бойтесь привлекать ребенка к работе по дому, дайте ему почувствовать, что без него вам никак не обойтись. Нелегкий период приучения к горшку уже позади? Отлично! Тогда попытайтесь научить малыша этот самый горшок за собой убирать! Ну а дальнейший путь вам подскажет собственная фантазия! Наблюдайте, экспериментируйте и ваши старания не окажутся бесплодны. Если раньше кроха с интересом наблюдал за вами, то теперь настал черед понаблюдать за ним. Вы заметите, что малыш начинает проявлять первые признаки самостоятельности, он становится более активным, инициативным и настойчивым. И лучший способ познакомить его с уборкой, это сделать ее интересной для малыша. А что еще может заинтересовать маленького ребенка , если не предложенная вами увлекательная игра?

Как сделать уборку интересной?

С помощью игры можно не только приучить ребенка к порядку, но и выстроить целую систему воспитания. Не зря выдающийся русский психолог Даниил Борисович Эльконин придавал игре важнейшее значение в развитии ребенка и считал ее началом собственных интеллектуальных форм видения и понимания мира. Замените нудные ежевечерние уговоры убрать игрушки на волшебную историю о том, как мишка, зайка и слон отправляются в далекое путешествие – на дно «Большой Коробки», а машинки спешат наперегонки под кровать, чтобы помочь выбраться оттуда заблудившемуся кубику. Если ваше чадо еще слишком мало, и подобного рода истории его пока не увлекают – устройте семейное состязание в меткости на скорость; конкурс «Кто быстрее» или «Чья игрушка громче упадет». Годовалому малышу вполне может подойти такое развлечение. Победитель, само собой разумеется, получает приз. Если ребенок постарше решил проявить самостоятельность и уже тащит со стула вашу блузку, чтобы старательно размазать по полу раздавленный помидор, не спешите падать в обморок и постарайтесь не срываться на крик. От души похвалите его – ведь он действительно молодец - и спокойно предложите для продолжения этого увлекательного занятия более подходящую тряпочку. Зачастую хочется в такой ситуации сказать: «Отойди! Я сама вытру!». Но прежде чем произнести эти слова, поставьте себя на место малыша: захочется ли вам после таких слов снова взяться за дело? Возможно, стоит давать ребенку не слишком сложные поручения. Ведь ваш карапуз растет и набирается важности – он уже почти как взрослый, поэтому может протереть пыль, полить цветы, отправить белье в стиральную машинку. В таком ответственном деле, как привитие крохе любви к порядку, необходимо понять одно: сама по себе уборка – дело скучное и неинтересное. Ведь малыш не получает удовлетворения от вымытой тарелки или от аккуратно сложенного в коробку конструктора; ему в первую очередь важна положительная оценка его действий, одобрение со стороны взрослых и подтверждение своей «хорошести». Потешьте лишний раз его самолюбие, скажите какой он молодец. Маленький человек еще слишком неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомом ему мире и постоянно нуждается в нашей поддержке и одобрении. Не бойтесь избаловать ребенка щедрой похвалой даже за незначительное достижение! Поверьте, вы не останетесь без ответа: он обязательно запомнит и постарается порадовать вас в следующий раз. Не будет баловством, если кроха за прилежно выполненную работу получит небольшое вознаграждение. Ну и конечно, немаловажную роль играют любовь и понимание. Помните о том, что малышу пока очень трудно управлять своим вниманием – поэтому пусть ваши занятия не превышают нескольких минут. Впоследствии лучшим ориентиром для вас станет сам малыш: если вы заметили, что ваши действия заинтересовали его – продлите игру настолько, насколько это возможно. Если у ребенка плохое настроение, или, напротив, он слишком возбужден, находится под впечатлением какого-либо яркого события – лучше оставить его в покое, и отсрочить уборку. Большинству родителей знакомы целые города и государства, которые маленькие архитекторы возводят в течение нескольких часов, а то и дней. Здесь несомненно стоит проявить должное уважение к творчеству малыша – даже если «Космическая Страна» больше напоминает «Космический Бардак». В подобной ситуации стоит заранее обговорить место, которое может быть отведено «под постройки». Вообще, с самого начала самостоятельной жизни вашего малыша возьмите себе за правило уважать его территорию и независимость. Если у крохи есть своя комната, или хотя бы свой уголок – не стоит производить там генеральную уборку без его ведома. Пусть этот совет может показаться абсурдным в отношении годовалого малыша, но поверьте, не нужно им пренебрегать. Наверняка опытным родителям знакомы грандиозные скандалы с детьми-школьниками из-за несанкционированной уборки на письменном столе или в комнате. Маленький человечек, как и каждый из нас, нуждается в капельке одиночества, небольшой области внутреннего и внешнего пространства, где он сможет почувствовать себя полноправным хозяином – не лишайте его этого удовольствия! Если же вы, дорогие родители, перепробовали все мыслимые и немыслимые способы превращения вашего поросенка и неряхи в аккуратного и опрятного малыша, и труды ваши оказались бесплодны – не отчаивайтесь. В конце концов, очень многие из нас приходят к осознанному желанию порядка лишь с обретением собственной семьи. Вспомните о том, что большинство талантливых и гениальных людей отличались катастрофической неприспособленностью к быту. Ведь несмотря ни на что, ваш малыш – самый необыкновенный и самый лучший ребенок на свете!

Основные ошибки

  • Даже если все члены вашей семьи отличаются завидной аккуратностью и чистоплотностью, не следует надеяться, что ваш малыш уже с рождения окажется чистюлей.
  • Многие родители придерживаются мнения о том, что уборка – это естественная обязанность каждого члена семьи, и не считают нужным поощрять ребенка за помощь по дому. Это неверно, на этапе приучения малыша к порядку похвала должна являться одним из важнейших элементов ваших действий.
  • Одна из самых распространенных ошибок – это попытка заставить ребенка убираться. Для того чтобы воспитать в малыше любовь к порядку, нужно его заинтересовать.
  • Не стоит наказывать ребенка за отказ убрать за собой игрушки или вымыть посуду. Лучше пойти на хитрость и в свою очередь «отказаться» читать книжку на ночь, или играть с ним.
  • Не пытайтесь научить малыша всему сразу. Постепенное и поэтапное овладение новыми умениями будет гораздо эффективнее.

"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету", - говорил Маленький Принц в сказке Сент-Экзюпери. Только как убедить в этом своего ребенка?

Польза уборки для ребенка

Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку

Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача - поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.

Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку

Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду. Как найти общий язык с наследником? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: "Не трогай средство для мытья посуды - кожу испортишь!" - то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам. Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному - дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку

С подростками, увы, гораздо сложнее. Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы - это повышает авторитет подростка среди сверстников. Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру. А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже. А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют "предки"... Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?

Исключите типичные родительские ошибки:

Дети – милые и прекрасные создания, с которыми, однако, бывает слишком много хлопот. Плохие оценки и шалости – ничто, по сравнению с реальной проблемой длинною в жизнь – беспорядком. Казалось бы: ребенок просто неряшлив или это возрастное, но это не так. Любовь к порядку и чистоте должна прививаться родителями.

Но как правильно приучить ребенка к порядку и с чего же начать?

Первые шаги к порядку

Чтобы приучить ребенка к порядку нужно понять: что лично для вас является порядком и донести это до ребенка.

Возраст, с которого можно и нужно обращать внимание малыша на необходимость навести чистоту – 2-3 года. В этот момент ребенку уже можно донести, что конкретно в вашей семье считается чистотой и порядком. Например, в одной семье просьба мамы навести порядок, означает влажную уборку, возвращение каждой вещи на свое место, полив цветов. В другой семье эта же просьба является лишь призывом к тому, что нужно собрать игрушки и заправить постель.

Делая первые шаги в процессе приучения ребенка к порядку, следует помнить, что такие качества как организованность и внимательность находятся в стадии развития вплоть до 19 лет.

Также не стоит упускать из внимания и свое влияние на малыша. Дети до 5 лет полностью копируют членов своей семьи. Если вы не соблюдаете порядок, не демонстрируете ребенку процесс уборки на собственном примере или вслух комментируете необходимость уборки как наказание – то не ждите от малыша успехов на этом поприще.

Одним из главных принципов в процессе приучения к порядку – похвала. Многие родители часто грешат тем, что негативно комментируют действия ребенка или совсем не дают довести начатое до конца.

Обычная картина: мальчик пяти лет старается помочь маме и берет в руки пылесос. Долго и усердно он пылесосит небольшой ковер, затратив при этом все свои детские силы. И что он слышит от мамы? Здесь соринка, там соринка, плохо пропылесосил. Или вовсе отбирает пылесос, чтобы скорее закончить уборку.

Важно помнить: дети нуждаются в вашей похвале и поддержке. Воспринимайте любую детскую инициативу с восторгом. Хвалите ребенка, не упрекайте и не указывайте на недостатки. Главное – приучить ребенка к порядку, а остальные качества (точность, аккуратность, организованность, внимательность) сформируются с возрастом.

Как приучить к порядку ребенка 2-4 лет

Период от двух до четырех лет является сенситивным для прививания любви к порядку, а также для того, чтобы формировать чистоплотность как привычку. Именно в этом возрастном периоде легче всего сформировать привычку соблюдать порядок. Почему так важно сформировать именно «привычку»? Потому что этот термин означает выполнение какого-либо действия автоматизировано. То есть ребенок будет соблюдать порядок самостоятельно.

В этом возрасте достаточно мало приемов для приучения ребенка к порядку. Но, тем не менее, 2-4 года являются период самого эффективного воздействия на малыша. Следует соблюдать лишь несколько рекомендаций:

Собственный пример

В этом возрасте 90% успеха зависит от любви к чистоте и порядку членов семьи ребенка. Дети в возрасте 2-4 лет полностью подражают родителям. Демонстрируйте ребенку как вы моете посуду, как пылесосите или протираете стеллаж, чтобы ребенок взрослел с осознанием того, что уборка – это норма.

Уборка – не наказание

Родители очень часто допускают очень жесткую ошибку, позиционируя уборку как наказание. Именно этот метод в последствие приводит к отторжению порядка. Уборка должна быть в радость, ассоциироваться с чем-то приятным.

Задания по возрасту

Малое количество родителей заставляют детей выполнять непосильные для детей 2-4 лет здания по наведению порядка и чистоты. Наоборот, детей принято жалеть и освобождать от каких-либо трудностей. Но все же следует напомнить, что здания должны быть посильны для ребенка, не причинять ему боль и сильное утомление.

Игровая форма

Игровой метод в воспитании дошкольников активно используется во всех образовательных областях. Трудовая деятельность – не исключение. Предложите ребенку представить, что в комнате начался дождь и все игрушки нужно убрать на полки (в корзину для игрушек, шкаф), устройте соревнование: кто поставит больше книжек на полку. Благодаря этому методу дети воспринимают уборку лишь как увлекательную игру.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой. Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком. Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств. Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку с ребенка 9-15 лет

Переходный возраст, для которого характерна конфликтность, бунтарство, принципиальность, начинается как раз с девяти лет. Если говорить честно, то в этом возрасте прививать любовь к порядку и чистоте уже поздно, но донести до подростка необходимость уборки еще возможно.

Мотивируйте

Мотивация – движущая сила. Варианты «Если уберешься – комната станет чище» для подростков не эффективны. Учитывайте интересы подростка. Например, моя пол – он может слушать музыку, поливая цветы – смотреть телевизор.

Не высмеивайте

Подростки зачастую страдают от неуверенности в себе, заниженной самооценки, самокритичности и родительские насмешки и упреки раззадорят ребенка не на шутку. Если вы уже добились того, что ребенок начал уборку, то поддержите его, похвалите результат. Если же отношения с подростком носят конфликтный характер, то лучше оставить его в покое и не комментировать его действия.

Итак, мы выяснили, что приучать ребенка к порядку необходимо с малых лет, используя хитрости и педагогические методы воздействия.

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

  • правильно развиваться - учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
  • научиться планировать - хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
  • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
  • стать хозяйственным - раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
  • укрепить эмоциональную связь с родными - ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
  • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи - стало чище благодаря собственному труду);
  • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем - ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку - это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

  • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья - не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
  • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
  • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
  • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

Правила, которым стоит научить малыша

Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

  • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

Ещё один способ отметить успех - вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

  • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
  • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
  • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
  • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе - то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
  • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
  • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка - придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

Для детей 2–5 лет

  • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
  • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы - 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
  • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
  • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
  • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

Для детей от 6 до 9 лет


Для детей 10–14 лет

На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

  • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет - убери то, что уже не используется».
  • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
  • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

  • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
  • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

  • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
  • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
  • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим - не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
  • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче - физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
  • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
  • Не кричите. Крик - это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса - это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка - нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому - это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.