Меню
Бесплатно
Главная  /  Варенье  /  Весенние праздники в башкирии. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Весенние праздники в башкирии. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

В России множество прекрасных и интересных мест, одним из таких уголков является Башкирия. Эта республика славится удивительной природой, развитой экономикой, национальным колоритом и другими особенностями. День Республики, который празднуют 11 октября, - это самое подходящее время для того, чтобы посетить Башкирию.

Общая информация

Чтобы узнать, какой в Башкирии 11 октября праздник, достаточно открыть календарь или просто прочитать эту статью. Жители Башкортостана 11 октября с большим размахом празднуют День Республики. В 1990 году именно в этот день была провозглашена Декларация о гос. суверенитете.

История праздника

В 1990 году (12 июня) на съезде народных депутатов РСФСР приняли Декларацию о гос. суверенитете РСФСР. Это подтолкнуло руководство Башкирии к разработке и созданию аналогичного документа.

В августе 1990 года в Уфу (главный город Башкортостана) приезжал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин. Он выступил на митинге и, обратившись к его участникам, призвал их взять ту часть власти, которую они сами смогут "проглотить". Осенью (11 октября) 1990 г. была подписана Декларация о гос. суверенитете Башкирской АССР. В этом документе были закреплены основные постулаты государственного и общественно-политического устройства Республики. Не сложно догадаться, какой в Башкирии праздник 11 октября стали отмечать, - это День Республики.

Как празднуют День Республики в Башкирии

У каждого праздника есть свои ритуалы. Традиционно считается выходным и праздничным днем 11 октября в Башкирии. Какой праздник обходится без пышного застолья, танцев и развлечений? И День Республики в Башкортостане не стал исключением.

Ежегодно в этот день проходят выставки, ярмарки, народные гулянья и концерты. Как правило, День Республики отмечают с размахом. Завершает торжество сказочный салют в честь одного из главных праздников в Башкирии. На какой 11 октября 2017 г. площади провести гуляния, долго не думали и решили организовать ее вновь на центральной площади города Уфы, так же как и в 2016 году.

Для всех желающих увидеть традиционные башкирские наряды, послушать народные песни и вкусить национальные сладости вход на праздник свободный. Башкирский мед обладает уникальными свойствами и приятным вкусом, его должен попробовать каждый, ведь это бренд Республики.

Где находится Башкортостан

Башкортостан является частью Приволжского федерального округа. А также входит в состав Уральского экономического района. Шесть субъектов Российской Федерации граничат с Республикой Башкортостан: Челябинская, Свердловская и Оренбургская области, Удмуртская Республика, Пермский край, Республика Татарстан.

Не только местные знают, какой в Башкирии праздник 11 октября, но и многие жители соседних субъектов Федерации. У Республики сильные экономические связи с соседями. Поэтому если в Башкирии праздничный день, то это не может остаться незамеченным для граничащих с ней регионов.

Чем славится Башкирия

Башкирский край - это удивительное место, о котором можно рассказывать часами. Очень интересна история Башкирии, культурные традиции и национальный характер местных жителей. Здесь чудесная природа. Республика довольно успешна во многих направлениях и отраслях экономики.

Погружаясь в историю Башкирии, надо сказать, что первые люди появились здесь еще за 10 тысяч лет до н. э. Башкирия получила свое название в честь народа, который жил на этой земле. Они отличались неистовым желанием сохранить свою автономию. Даже древнегреческий историк Геродот называл их «самостоятельным народом». Сложно представить, но в эпоху правления Золотой Орды они смогли отстоять право территориальной автономии.

К России Башкирия присоединилась в 16-м веке. Этот союз был добровольным и выгодным для обеих сторон. В 1990 году Башкирии был присвоен статус Республики. Как уже было сказано выше, этому событию посвящен День Республики. Теперь каждый знает, какой в Башкирии 11 октября праздник. В 2016 и 2017 годах это торжество отмечалось с еще большим размахом, чем раньше.

Республика Башкортостан славится своими памятниками природы. Национальный парк «Башкирия» раскинулся на 79 тысяч гектаров. На его территории растет множество редких растений. Еще один памятник природы - знаменитая «Русская Швейцария», основанная предпринимателем Иваном Каньшиным в 1892 году. Это кумысолечебница, которая со временем превратилась в санаторий.

Уникальность Башкирии заключается еще и в правильном ведении экономики региона. Промышленность и хозяйство имеют ключевое значение. Наиболее успешными считаются такие отрасли, как нефтедобыча, животноводство, производство меда и молока.

Башкирия напрямую торгует более чем со ста странами мира. В религиозной сфере здесь царит толерантность. Только на территории Уфы находится более 22 храмов различных конфессий. Башкиры - очень открытый народ, но, тем не менее, крайне трепетно относятся к своему суверенитету. Поэтому, если спросить у местных жителей накануне 11 октября: «Какой завтра праздник в Башкирии?», - то каждый, не задумываясь, ответит: «Башкортостан празднует День Республики».

Исторически сложилось, что праздники Республики Башкортостан уходят корнями в сельскохозяйственный, бытовой уклад, поэтому часто они совпадают с началом и окончанием посевных работ, уборкой урожая. Приуроченные к календарю, времени года традиции празднования башкирского народа символизируют единство рода и семьи, призваны помогать в развитии хозяйства и культуры, а также представлять религиозные устремления.

Возврат к традиционным башкирским праздникам и обрядам, соблюдению исторически сформировавшихся канонов проведения этих дней начался только в ХХ веке с возвращения этнической культуры в сельскую местность Башкортостана. Революция 1917 года означала не только переход к механизации сельского хозяйства, но и запрет религиозных празднований в пользу индустриализации общества. И вот только с началом ХХІ века возрождение этнической культуры башкирского народа стало делом национальной политики государства.

Согласно Закону Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах» от 1992 года, можно разделить праздники этого региона на выходные праздничные дни, дни памяти и национальные, традиционные праздники.

Праздничные нерабочие дни в Башкортостане

В 2019 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники :

  • Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней (1 - 8 января);
  • День защитника Отечества, что выпадает на субботу 23 февраля, а значит, сделает нерабочими 3 дня 23-25 февраля;
  • Международный женский праздник (8 марта выпадает на пятницу, следовательно выходными будут 8, 9 и 10 марта);
  • Майские выходные в честь Праздника Трудящихся и Дня Победы продлятся по 1 дню (1 и 9 мая);
  • День независимости России - 12 июня;
  • День единства народов России 4 ноября приходится на понедельник, а значит будем отдыхать 3 дня подряд со 2 по 4 ноября.

К сугубо башкирским праздникам, которые имеют свои традиции, относятся следующие.

День Республики Башкортостан, 11 октября, означает дату, когда была принята Декларация о суверенитете республики в 1990 году. В 2019 г., как всегда, он будет нерабочим. Это будет пятница, поэтому в Башкирии будут отдыхать подряд 3 дня. В этот день все города Башкирии горят праздничным огнями, пестро украшены, наполнены выставками, в т. ч. сельскохозяйственного творчества. Тут проходят концерты, слушаются поздравления от местных властей и творческих коллективов. А финальным аккордом в праздновании становится фейерверк над столицей, г. Уфа, который обычно проводится на площади Ленина. Этот праздник наполнен патриотизмом и призван напомнить всем гражданам о целостности, суверенитете Республики и собственной причастности к этому дню.

24 декабря ежегодно отмечается День Конституции Башкортостана , которая была принята в 1993 году. Эта дата также имеет историческое значение для граждан Республики, поскольку принятие Основного Закона означает регулирование прав и свобод человека согласно международным нормам, принятие курса в развитии Башкортостана, а также сохранение этнического своеобразия этой земли – ее хозяйственного потенциала, интересов многонационального населения.

К самым важным религиозным праздникам мусульман, которые возведены в ранг государственных и являются также выходными, относятся Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Ураза-байрам – день, которым заканчивается великий мусульманского пост в месяц Рамадан. Его дата вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2019 начало его припадает на 5 июня. Этот праздник отмечается на протяжении трех дней и для приверженцев ислама означает право разговляться после продолжительного поста. Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными. Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния. «Благословенного праздника!», - так поздравляют друг друга в этот день жители Башкирии.

Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, – праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2019 году это станет 11-15 августа, более точная информация будет позже. Ему предшествует День Арафат (10 августа в 2019 г.) - еще один важный день, в котором паломники совершают стояние на одноименной горе. Курбан-байрам начинается с утренней молитвы (намаза) в соборах, далее проходит обряд самого жертвоприношения – из выбранного для этой цели животного готовятся традиционные блюда, которыми угощаются не только родственники, но и бедные, нуждающиеся люди, для которых и отводится основная часть праздничного обеда. Посещение близких и друзей, молитвы и соблюдение обрядов, благотворительность – вот как проходят три дня праздника. Это время означает для верующих возможность духовно очиститься, сблизиться с людьми и отдать дань уважения Всевышнему.

Памятные даты

К таким датам, которые не являются нерабочими, однако не менее важны для жителей Башкортостана, есть, к примеру, День Государственного флага Республики , одного из самых значимых атрибутов политической и общественной жизни Башкирии, отмечаемый 25 февраля ежегодно. Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии (20 марта); День образования территориально-национальной автономии Башкортостана (29 ноября) и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее. В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат.

Народные праздники

Или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Дата «праздника плуга» назначается отдельно в каждом регионе, поэтому дни проведения разбросаны от конца мая до начала-середины июня. В современных условиях приуроченность этого праздника полевым работам отошла на второй план. Однако, как и прежде, этот день – целый карнавал из песен, танцев, поздравлений, праздничных угощений из традиционной выпечки, конкурсов, спортивных состязаний и призов.

К подобным датам относится также фольклорный праздник Салауат йыйыны , который проводится летом и направлен на развитие у детей почетного отношения к своему народу, любви к своей нации, а так же выражение чувства благодарности старшим.

Еще один традиционный башкирский праздник отмечается обычно в знак окончания посевных работ весной. Участниками общего действия обычно становятся жители соседних аулов, которые собираются на возвышенную площадку («майдан»), огораживают ее кругом и проводят всевозможные спортивные соревнования, курэш, скачки на лошадях, народные танцы и пение, а также вознаграждение участников призами и угощение едой.

Историко-культурное, этническое богатство Республики Башкортостан отображается во всех сферах жизни граждан, даже в том, какие праздники существует у ее народа. Здесь, как ни во многих местах, можно до сих пор увидеть сочетание современности, стремления к развитию и почтительного отношения к историческим истокам и религии.

Башкирские праздники

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

Календарь знаменательных и памятных дат Республики Башкортостан на 2017 год

Мусульмане Башкортостана вместе со своими единоверцами во всем мире встречают первый день нового 1436 года по Хиджре. Мусульманское летоисчисление ведется по лунным годам с момента переселения пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину - в 622 году по григорианскому (солнечному) календарю. Именно это событие и называется Хиджрой.

Первым месяцем мусульманского календаря является Мухаррам. Считается, что как человек проведет его, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах строго запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. Это время покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести первый месяц нового года в служении Аллаху. В одном из изречений Пророка Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении сказано: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается, как за 30 постов». Наилучшими днями для поста считаются 1, 2, 9, 10 числа месяца Мухаррам.

Календарь Хиджры является общим для мусульман всего мира. В некоторых странах он является официальным календарем, а для остальных играет роль религиозного календаря, по которому определяются новый год, исламские праздники, начало и конец Священного Рамадана, а также время хаджа.

23 февраля в Башкортостане отмечают День защитника Отечества. Как и во всей России, в Башкортостане доблестная ратная служба является традицией, уходящей корнями в глубину веков. В народных сказаниях отражены подвиги 20 башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. Более 700 тысяч воинов направил Башкортостан на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками; 309 662 человека пали на полях сражений. На территории республики были сформированы и начали свой боевой поход более 20 соединений и частей. Более 500 тысяч наших земляков было награждено орденами и медалями, 278 - стали Героями Советского Союза, 37 - полными кавалерами ордена Славы, дважды Героем Советского Союза стал летчик-штурмовик Муса Гареев.

1 января 2007 года в республике насчитывалось более 18 тысяч участников Великой Отечественной войны, из них пятеро носят звание Героя Советского Союза, трое - полного кавалера ордена Славы. В афганской войне участвовало более девяти тысяч наших земляков, а в контртеррористической операции на Северном Кавказе приняли участие уже более 14 тысяч уроженцев республики. За мужество и образцовое выполнение воинского долга награждено государственными наградами 1599 воинов-афганцев и 1254 участников контртеррористической операции. В 2006 году одному военнослужащему из Башкортостана был вручен Орден Почета, 36-ти - Орден Мужества, 92-м - медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, 23-м - Медаль "За отвагу", 56-ти - медаль "За спасение погибавших", девяти - Медаль Суворова, одному - Медаль Жукова.

Эстафета поколений не прерывается. Только в прошлом году в военные училища поступили около 500 юношей, избравших профессию офицера, а всего в военных образовательных учреждениях страны обучается свыше 1500 курсантов из Башкортостана. Народ многонационального Башкортостана, соединив свою судьбу с судьбой России, всегда стоял и стоит на защите рубежей единого Отечества.

25 февраля 1992 года Верховный Совет Башкирской ССР принял закон об изменении наименования республики, согласно которому она была переименована в Республику Башкортостан, и утвердил новый флаг, ставший одним из официальных символов ее государственности. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими по ширине полосами зеленого, белого и синего цветов (снизу вверх).

В законе о Государственной символике Республики Башкортостан раскрывается значение цветов флага: зеленый - означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов республики; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Считается, что зеленый цвет - цвет ислама. В центре белой полосы флага золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков указывают на семь родов, по преданию, положивших начало единению народов Башкортостана на его территории.

За прошедшие годы Государственный флаг Башкортостана стал неотъемлемым и привычным атрибутом государственной и общественной жизни республики. Он известен и за пределами Башкортостана - развевается над зданиями представительств республики в регионах страны, сопутствует нашим официальным делегациям в ближнем и дальнем зарубежье.

В день весеннего равноденствия отмечается необычный для жителей Башкирии Новый год - Навруз. Этот день у многих народов Евразии знаменует приход весны и обновление природы. Весенний новогодний праздник равноденствия зародился в Иране более трёх тысячелетий назад и со временем распространился по всем сопредельным странам Востока. Его отмечают в основном тюркоязычные народы мусульманского вероисповедания.

В Башкирии весенний Новый год отмечают уже на протяжении 14 лет по инициативе Дома дружбы народов совместно с Министерством культуры республики. Как древнейший земледельческий праздник, Навруз связан с началом сельскохозяйственных работ. На праздничный стол выкладывали лепёшки из различных злаков - пшеницы, ячменя, просо, кукурузы, а также фасоли, чечевицы и риса. По древнему обычаю, перед началом нового года, до прихода Навруза люди должны тщательно убраться в доме, навести порядок во дворах и огороде, обязательно рассчитаться с долгами. На сам праздник принято готовить кушанья из семи продуктов растительного происхождения, щедро накрывать столы и ходить в гости.

Май - Йыйнын

В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан, с целью поддержки и развития национального кинематографа, 25 мая 1990 года была создана киностудия «Башкортостан». Организатор и первый директор - кинорежиссер Амир Габдульманович Абдразаков. Ко времени создания Союза, киностудия уже имела в арсенале 15 хроникально-документальных, 3 художественных, 3 анимационных фильмов, один из которых был удостоен Первой премии на кинофестивале Париж-Екатеринбург “Молодое кино Урала”. Сегодня коллективу киностудии еще многое предстоит сделать как в творческом плане, так и по строительству современного комплекса производственных зданий киностудии. В 2008 году фирма ЗАО Проектный институт «Башкиргражданпроект» приступила к проектированию нового комплекса Киностудии «Башкортостан».

Залогом будущего развития кинематографии Республики Башкортостан является целевая подготовка молодых специалистов в ведущих творческих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, осуществляемая Министерством культуры Республики Башкортостан. В настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения обучаются башкирские студенты - будущие кинорежиссеры, звукорежиссеры, кинооператоры, инженеры и экономисты Киностудии «Башкортостан».

Рамадан принято считать временем поста - уразы и покаяния. Рамадан 2015 - не исключение. Само собой разумеется, что возникнет вопрос о целесообразности и значимости поста. Ответ на этот вопрос уходит в глубь исламских догм. Вся религия Ислам зиждется на пяти столпах веры, а именно: "шахада"(откровение о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк), поста в Рамадан," закята"(выплаты на благо мусульман), намаза и хаджа.

Как видно, пост является очень значимым действом в Исламе. Еще одной причиной поста является стяжание собственного "нафса", то есть борьба с собственными пороками и грехами, по мнению исламских богословов, да и христианских в том числе, именно пост и молитва ведут человека к просветлению и избавлению от тягот грехов и страстей. И еще одна очень важная причина - это огромная польза поста и голодания с точки зрения медицины.

Правила поста подразумевают отказ от пищи при свете дня, то есть можно потреблять практически любую пищу, которая не является харамом (запретом), но только после наступления темноты, то есть после прочтения ночной намаза - тахаджут или ишы. Время, когда можно потреблять пищу, именуется "сухур". При этом, если мусульманин непреднамеренно и случайно употребил пищу, то пост может быть продолжен. Так же на пост не влияют чистка зубов, пломбирование пломб, купания, донорская сдача крови. Необходимо помнить об одном, пост без молитвы не будет считаться полностью соблюденным постом.

Одной из важных дат в дни священного месяца является ночь Предопределения (Ляйлят-уль-Кадар), обычно, эта ночь выпадает на последние 10 дней месяца. Эта ночь знаменуется тем, что именно в это время пророк Мухаммед получил последние суры Корана в пещере близ Мекки. После окончания месяца Рамадан следует праздник окончания поста - Ураза Байрам. Месяц Рамадан в 2015 году увенчается Уразой-Байрамом 20 июля.

День города Уфа отмечает 12 июня. Город Уфа - основан в 1574 году. Город расположен на берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфа и Дёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Уфа сегодня – крупнейший центр нефтепереработки в Поволжье и на Урале, крупный транспортный узел, научный, культурный и религиозный центр России. Основные религиозные конфессии – ислам и православное христианство.

Самое высокое здание в городе – офис банка «Уралсиб». Это 26-этажное здание высотой 100,5 метров. Уфа – самый зелёный в России город-миллионник. На одного жителя приходится 202 кв.м зелёных насаждений. В Уфе улица Свободы заканчивается «Тупиком Свободы». День города отмечается в Уфе 12 июня, одновременно с двумя другими значимыми праздниками: Днем России и Днями Салавата Юлаева. Как и всякий день рождения, День города – самый яркий и долгожданный праздник, в честь которого для жителей и гостей столицы каждый год готовится разнообразная праздничная программа.

Основанием для учреждения праздника стал выход в 1917 году первого официального государственного печатного издания «Мухбир» («Известия»). Это издание выпускалось по инициативе башкирских делегатов I Всероссийского мусульманского съезда. Выход этого номера стал началом нового этапа в истории башкир. Указом Президента РБ от 14 июня 1998 года этот день был объявлен Днём работников печати и информации Республики Башкортостан.

По состоянию на 01 января 2010 года в Республике Башкортостан зарегистрировано 1016 периодических печатных изданий различной формы собственности. Из зарегистрированных СМИ периодически выпускаются 394 наименования газет и журналов, а также 71 издание без регистрации тиражом до 1 000 экземпляров. Многие издания являются обладателями Знака отличия «Золотой фонд прессы». Башкирское спутниковое телевидение вещает 18 часов в сутки на всей территории республики и охватывает также ближайшие регионы.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О культуре» с 2000 года в знак признания заслуг работников культуры был установлен профессиональный праздник - День работников культуры Республики Башкортостан, который отмечается ежегодно в третье воскресенье июня. По состоянию на начало 2014 года сфера культуры включает более четырех тысяч государственных учреждений культуры. В настоящее время в республике действуют два театрально-концертных объединения, 10 театров, четыре концертные организации, киностудия «Башкортостан», 134 детские музыкальные и художественные школы и школы искусств, девять образовательных учреждений среднего профессионального образования, 23 парка культуры и отдыха, 93 музея, шесть государственных кинотеатров, Дом дружбы народов, 16 историко-культурных центров. Общая численность работников культуры и искусства составляет 20,8 тысячи человек.

Республика Башкортостан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по количеству культурно-досуговых, библиотечных учреждений, театров. Первостепенное внимание в Башкортостане уделяется модернизации учреждений культуры и искусства, укреплению их материально-технической базы, вовлечению в культурную деятельность всех слоев населения, поддержке талантливых детей, развитию кадрового потенциала, конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Жители Башкирии отметят праздник Ураза-байрам, знаменующий окончание поста в месяц Рамадан. Этот один из самых значимых религиозных праздников в исламе принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Ураза-байрам - это особый праздник, знаменующий окончание мусульманского поста. Верующие встречают день утренним ид-намазом - праздничной молитвой, готовят традиционные блюда и приглашают гостей, дают фитр-садаку (жертвуют деньги нуждающимся).

Уразе-байраму целый месяц предшествует пост. Есть можно только перед рассветом и после заката, но при свете дня пить и есть, совершать близость супругам запрещается. Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодных, осознать и оценить милость Всевышнего, которой Он одаряет Своих рабов.

В сам праздник Ураза-байрам во всех мечетях проходят торжественные богослужения; после молитвы и восхваления Аллаха люди поздравляют друг друга, угощают пловом с бараниной, другими блюдами, сладостями, приглашают в гости. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» («Благословенного праздника!»).

7 августа – День открытия Монумента Дружбы в честь 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству

Когда Башкирия отмечала 400-летний юбилей объединения с Россией, 14 июня 1957 года состоялась торжественная закладка памятника в честь объединения Башкирии и России. Здесь установили мраморную доску: «Здесь будет сооружен монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».

Торжественное открытие монумента Дружбы, собравшее десятки тысяч человек, состоялось 7 августа 1965 года. На открытии выступил и знаменитый башкирский поэт Мустай Карим.

Идею дружбы символизируют две высокие вертикальные стелы из розового гранита. По форме они имеют форму меча, закопанного рукоятью в землю. Высота памятника – 35 метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами из серого гранита. У основания памятника – бронзовые скульптуры двух женщин. Русская и башкирка показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию. На памятнике высечена дата «1557 – 1957» и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов».

Также на монументе закреплены несколько чугунных барельефов, на одном изображен момент принятия башкирскими биями русского подданства. На других – рукопожатие двух рабочих - русского и башкира, символика строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Кстати, у памятника очень обширный и сложный фундамент диаметром 13 и высотой 6 метров. Благодаря этому центр тяжести этого высокого памятника находится под землей. Это придает монументу невероятную устойчивость. Над памятником трудилось сразу несколько человек: скульпторы М.Ф. Бабурин и Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Г.И. Гаврилов. Все они москвичи. Отливали скульптуры на ленинградском заводе «Монумент-скульптура».

В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил монументу Дружбы статус памятника государственного значения.

У монумента Дружбы, расположенного на высоком берегу, прекрасная обзорная площадка. Отсюда хороший вид на реку Белую (Агидель), на мост через нее, старые районы Уфы. К Белой от монумента Дружбы спускается широкая каменная лестница. Около монумента Дружбы находится городской пляж на реке Белой и пристань теплоходов.

Для Башкортостана - одного из самых «медовых» российских регионов - это особый день. Пчеловодство в регионе имеет глубокие исторические корни, тысячелетний опыт и традиции. Оно прошло все периоды - вначале это был промысловый сбор меда, затем - бортничество и колодное пасечное хозяйство, сейчас - рамочное пчеловодство. Развитию этого направления способствует множество факторов: уникальные природно-климатические условия, хорошо адаптированная к ним башкирская популяция медоносных пчел, мастерство пчеловодов. Помимо этого, имеются специальные образовательные учреждения по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли и предприятия по производству пчелоинвентаря и вощины.

Сейчас по основным показателям пчеловодства Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. А по количеству пчелиных семей и объемам производства товарного меда республика в прошлом году была лидером. Сейчас в республике в хозяйствах всех форм собственности насчитывается около 248,1 тысячи пчелиных семей. За год их численность возросла на пять процентов. Особенно значительно - сразу на десять процентов - увеличилось число пчелиных семей на сельхозпредприятиях. Но по абсолютному показателю впереди личные подсобные хозяйства, где содержатся 228 тысяч пчелосемей. В прошлом году в Башкортостане было произведено более 5,3 тысячи тонн товарного меда. Это на 7,7 процента больше, чем годом ранее. И, конечно, наибольший объем приходится на частные подворья - свыше 4,4 тысячи тонн.

Многое делается в республике для развития самобытного направления. В 1995 году в Башкортостане был принят закон "О пчеловодстве". В соответствии с законом «О пчеловодстве» для решения научно-производственных задач в республике создано государственное учреждение «Башкирский научно- исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». При нем успешно функционируют пять научно-экспериментальных станций по пчеловодству, призванных сохранить ценнейший генофонд уникальной башкирской популяции пчел. С 1998 года ежегодно проводятся республиканские конкурсы пчеловодов. Традиционными стали ярмарки «Медовый Башкортостан». Они уже четвертый год подряд собирают в Уфе на большой медовый праздник сотни пчеловодов из всех районов республики.

Каргатуй

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.

Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.

Йыйын

Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Кякук сяйе

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Ураза-байрам

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста) и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (Благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и другие) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.