Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена. Как выбрать имя ребенку  /  Такая разная ‘Ляпочиха’. Лоскутное шитье: техника ляпочиха. Заготовка синели состоит из трех частей

Такая разная ‘Ляпочиха’. Лоскутное шитье: техника ляпочиха. Заготовка синели состоит из трех частей

Изготовление ковриков.

5 -9 классов

У хорошей хозяйки ничего никогда не пропадает - даже крошечному лоскутку найдется достойное место.

Не важно, где он пригодится - в хозяйстве или игре, главное, что ненужных вещей не бывает.









Игрушки


Виды изделий с использованием техники «Ляпачиха»







Ляпачиха - старинная русская техника лоскутного шитья, абсолютно не требующая затрат, кроме ниток. Интересные работы можно сделать в этой технике.














Вам потребуется:

- сетка (можно использовать сетчатый мешок для овощей); - полоски тканей 1х10 см.

Узел - двойной,

восьмеркой, то есть сначала завязывайте хвостики в одну сторону, затем в другую. На одну ячейку сетки привязывайте 2-3 полоски, а если ткани тонкие, то и больше. Подбирайте полоски по цвету. На вашем коврике может хорошо получиться геометрический рисунок.

Коврик готов!

  • На крайних ячейках сетки завяжите побольше узелков - для жесткости. Благодаря узелкам пространство между ячейками заполняется, а полоски тканей торчат вверх. По окончании работы все хвостики можно выровнять, подрезав их ножницами.


  • Как сделать коврик своими руками Потребуется сетка с большими ячейками, плотная, не сыплющаяся ткань, ножницы. Разрезаем ткань на полоски, укрепляем их с помощью узелка на сетки.

  • Можно сделать такие коврики с причудливыми узорами, потребуются разноцветные полоски ткани.


Коврик размером 100 х 100 см необычайно прост в изготовлении, но обязательно порадует вас или ваших друзей, которым вы его подарите. Для заготовок подойдут любые ткани, в первую очередь от старых ношеных вещей, кроме плотных пальтовых или рыхлых трикотажных. Приготовьте большое количество полосок 1х10 см.

Нужно заняться основой для коврика.


Лоскутные заготовки выкладываем на основу и притачиваем одну за другой, располагая их в ряд близко друг к. Шов проходит посередине лоскутной заготовки. Закончив ряд, отогните притачанные лоскутки влево. Лоскутки при этом складываются пополам, образуя длинный и густой ворс.


  • Следующий ряд делайте на расстоянии 5-6 мм от предыдущего. (Это оптимальное расстояние для того, чтобы ряды лоскутков поддерживали друг друга и ворс находился в вертикальном положении.)

  • Таким образом параллельными рядами лоскутков заполняйте всю поверхность.

  • Если вы делаете пёстрый коврик, лоскутки берите произвольно, если же вы следуете определённому рисунку, за расположением цветов нужно постоянно следить.

  • Если смешать лоскутки разных тканей одного цвета, но разных оттенков и фактур, то получится интересно.

  • После того как вся поверхность будет заполнена, припуски отогните на изнаночную сторону и пришейте вручную.


Нарезать ленточки 10 х 2 см








Лохматые коврики

  • У всех людей со временем накапливаются разные

  • коврик в работе

  • тряпочки, даже у тех, кто не шьёт (например, старая одежда). Не спешите их выбрасывать – есть другой способ утилизации, который понравится даже тем, кто совсем шить не умеет.

  • Этот способ – мохнатые коврики.


  • пёстрый коврик

  • Шьются они из лоскутков ткани размером примерно 2х5 см.

  • изнанка коврика


  • Лоскутки горизонтально накладываются на основу так, чтобы они составили вертикальный ряд, на треть при этом перекрывая друг друга, и пришиваются простой машинной строчкой.

  • Потом выкладываются и пришиваются следующие ряды.

  • Чем они гуще, тем более лохматым и толстым будет коврик.

  • Можно пришивать лоскутки вразнобой – коврик будет пёстрым,

  • а можно выложить рисунок (его удобнее предварительно нарисовать на основе). В процессе шитья рисунок будет появляться так же, как при печати на принтере – путём последовательного прибавления полосок.

  • Чтобы коврик при шитьё поместился в машинке, шить начинайте с левого его края.


схема шитья


Изготовление шарика


Вырезаем из картона кольцо диаметром 5 см, а внутреннее кольцо вырезаем с диаметром в 3 см. Делаем два одинаковых шаблона


Наматываем остатки ткани на картон (два шаблона, сложенных вместе).


После намотки ножницами разрезаем ткань по краям намотанного диска. Немного раздвигаем картон, кусочком ткани между картонкой связываем ткань узлом. Обрезаем завязки (примерно оставляем 10-20 см для вешалки), снимает картон.


Немного вспушиваем получившийся помпон, вешаем на крючок.






Сшить основу сумки из мешковины


Нарезать полоски ткани размером 10х2 см.



Закрепить ручки. Сумка готова!


  • В статье использованы материалы из книги «Энциклопедия. . Техники-приемы-изделия. 250 подарков на любой вкус». Аст –пресс. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».
Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.

Цели:

Задачи:

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха» через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

Тип урока:

  • изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
    Формы работы:
  • индивидуальная, групповая.

Методы:

Сохраняющие здоровье технологии:

  • Физминутки

Задание:

  • начало работы над изготовлением коврика в технике «Ляпочиха».

Продолжительность:

  • 90 минут.

Оборудование:

  • Т.С.О. – проектор, ноутбук.
  • Материалы и инструменты:
  • Деталь основы;
  • Деталь подкладки;
  • Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация «Лоскутное шитьё. Техника „Ляпочиха“;
  • Образцы „Технология изготовления коврика“.

Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Знакомство с темой и целями занятия

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала

3.1. Словарная работа.
3.2. Техника „Ляпочиха“ (обзор).

IV. Практическая работа – 70 мин .

4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

V. Анализ работ

– 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа:

раскрой основы, раскрой полосок из различных материалов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: „Техника лоскутного шитья “Ляпочиха». Изготовление коврика" (Приложение1. Слайд 1)

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе «я». Бережное, рачительное отношение к своему второму «я» говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-10)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха» и начнем работу по изготовлению коврика в технике «Ляпочиха». Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд11- 16)

А вот некоторые современные мастерицы достигли высочайшего мастерства в этой технике и создают целые картины (Приложение 1. Слайд21- 28)

Так же современные мастерицы используют эту технику для создания сумок и игрушек (Приложение 1. Слайд29- 30)

Эту старинную техника очень любили на севернее. Лоскуток назывался раньше «ляпочком». Поморки - рачительные хозяйки, каждый кусочек в дело шел. Причем изделия должны быть не просто удобные и полезные в хозяйстве, но и радующие глаз. А поскольку мастерица вкладывала в работу всю свою душу, то каждая такая вещь считалась мощным оберегом. Например, изготовленные из «ляпочек» пушистые коврики клали перед кроватью. И если приснился ночью дурной сон, надо было утром встать босыми ногами на защитный коврик, чтобы сон не сбылся. Коврики из более грубых материалов, из мешковины или дерюжки клали у входа. Считалось, что он очищал каждого на него ступившего от дурных мыслей и намерений. Нарядное «махровое» покрывало непременно дарили на свадьбу. Да и имеющийся в каждом доме сундук с «добром» тоже обязательно накрывали таким лоскутным «оберегом».
А вот круглые коврики их называют «кругляши» - были символ солнца, их как салфетки, клали на стол, тумбочки, вешали на стены.

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». (Приложение 1. Слайд 33)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют «ляпачок» (Приложение 1. Слайд 34)

3.2. Техника «Ляпочиха» (обзор).

В технике «Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 36)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 37)

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу.

Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок» (Приложение1. Слайд 38)

А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 39)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

Следующий способ изготовления на сетке:
полоски привязывают двойным узлом « восьмеркой»
(Приложение 1. Слайд 40)

Способ изготовления на мешковине: завязывание полосок двойным узлом (Приложение 1. Слайд 41)

Сейчас мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» –коврик (Приложение 1. Слайд 42)

В зависимости от величины лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.

Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. (Приложение 1. Слайд 34-38)

IV. Практическая работа.

А сейчас вы разделитесь на группы:

  • Первая группа будет делать наволочку из 4-х частей.
  • Вторая группа будет делать коврики для скамеек.
  • Третья группа будет делать покрывало на сундук и одеяльце для куклы.

4.1. Инструктаж по технике безопасности .

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.

Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.

Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 44-45)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Полоски ткани разного цвета прямоугольной формы размером 2х10см;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками;
  • Деталь подкладки;
  • Косая бейка для обработки края изделия
  • Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 45-47)

Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

  • Физминутки

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  • Аккуратность работы;
  • Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  • Что означает слово «Ляпочиха»?
  • Учащиеся делятся впечатлениями.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу над изготовлением ковриков в технике «Ляпочиха». На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.

А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. А коврики мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму «я».

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

ВСЕГО

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодняшний пост мы посвятим обзору необычному способу лоскутного шитья — это техника ляпочиха. Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора? Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати.

Как возникал техника ляпочиха

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Происхождение термина

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Распространение техники

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:

  • Цветные лоскутки трикотажных тканей.
  • Остатки пряжи и крашеную шерсть.
  • Разноцветные ленты, кружева.

Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веянье декоративного оформления городских картин.

Техника ляпочиха — декорирование из лоскутков

Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, и даже тканевые мешки!

Простой вариант

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Узоры в стиле «ляпочиха»

Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.

Сложный вариант

Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.

Будущее техники «ляпочиха»

Освоить технику «ляпочиха» достаточно просто – было бы время, терпение да швейная машинка. Впрочем, сшить в этом стиле изделие небольшого размера можно и вручную. Понадобятся только лоскутки любой не осыпающейся ткани (лучше всего трикотажной), нитки и ткань под основу. Техника позволяет освободить женский гардероб от устаревшей одежды, а значит, будет актуальна во все времена!

работа Алевтины Васильевны Шевалдиной

Конспект учебного занятия в кружке художественного лоскутного шитья

«Цветная сказка»

(2 год обучения, возраст детей 9 – 10 лет)

Тема занятия: «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха»

Цель: Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

Методы обучения.

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические

Дидактические материалы и инструменты.

Для педагога: тематическая литература, образцы работ, таблицы, Т.С.О.- проектор, ноутбук, доска для мини – выставки.

Для обучающихся: Ножницы, иголки, наперстки, ткань, игольница, деталь основы, - полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см; нитки, карточки с последовательностью пришивания лоскутков по цвету.

Демонстрационный материал:

Презентация «Лоскутное шитьё. Техника «Ляпочиха».

Образцы « Технология изготовления блока».

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход занятия

  1. Вступительное слово педагога.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это девчушки - веселушки и они нам хотят, что - то спеть (девочки исполняют частушки ).

Частушки:

1. Мы трудиться очень любим, 2. Говорят – умелая,

Нам трудиться нравится. Девочка – несмелая

Каждый сладит с трудным делом, Но любую я работу

С любой работой справится. До конца доделаю.

Я сидела у окна Кто вам фартучек скроит?

Платье себе шила, Кто поделку сотворит?

Думала в руке игла, У кого всегда в порядке

Оказалось – шило! Лоскуточки и прихватки.

Мы пропели, станцевали,

Но пора и честь нам знать,

Возьмём в руки мы иголки

Лоскутки пойдём сшивать.

Спасибо вам, большое за выступление. Сегодня мы с вами будем сшивать лоскутки.

Тема нашего занятия: «Техника лоскутного шитья «Ляпочиха». Изготовление блока.

(слайд)

Но перед те как притупить к изучению этой темы, поговорим немного о истории лоскутного шитья.

  1. Рассказ о истории лоскутного шитья .

Шитье из лоскутков, корни которого уходят в далекое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных в ХI веке. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость. В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывали в грядку. Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое .

(слайд)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может и третью жизнь ненужным вещам.

(слайд)

Именно и это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. Во многих странах (Америка, Англия и др.) шитья из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. Известные нам традиции лоскутного орнамента кропотливо создавались на протяжении ХIХ века и начала ХХ века. Свою лепту внесли мастерицы середины ХХ века, которые превратили ремесло лоскутного шитья в отдельный вид декоративно-прикладного искусства. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. Сегодня этот вид декоративно-прикладного искусства постепенно начинает возрождаться. Лоскутное шитье – один из видов народного искусства. Он вобрал в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно-прикладного творчества. Предметы лоскутного шитья соединяют в себе три начала: польза, красота, добро. Особенность лоскутного ремесла в том, что его сформировала окружающая природа и крестьянская среда. Лоскутное шитье начинается с потребности сделать нужную, полезную в быту вещь с учетом законов гармонии цвета, со стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь.

Техника «Ляпочиха» очень проста и интересна. А что же такое «Ляпочиха»?

Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные её названия «ляпоток», «ляпаток», «ляп», «лапша».

(слайд)

Отдельный торчащий лоскуток ткани называют «ляпачок»

(слайд)

Слово «Ляпачок» мужского рода, а шили из ткани одежду и вещи для дома женщины- ткачихи (в старину так называли женщин, которые пряли пряжу и ткали ткань, и шили одежду). От слова «Ляпочек» взяли «Ляпо», а от слова ткачиха взяли чиха, и получили технику «Ляпочиха».

(слайд)

Педагог.

Сегодня и мы с вами постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с выполнением техники лоскутного шитья «Ляпочиха» и выполним блок в этой технике. Каждый из вас будет выполнять свой маленький блок. А потом мы их соединим в один большой и увидим, что у вас получиться. Но вначале я познакомлю вас со способами пришивания лоскутков на ткань.

  1. Техника «Ляпочиха». Способ «бабочка».

В технике « Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и получаются вот такие интересные работы.

(слайд)

2 вариант – полоски пришивают по разметке (слайд)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом. Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

3 вариант – пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок». А лоскутки прямоугольной формы скручиваются по середине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе.

(слайд)

Получаются вот такие красивые изделия

(слайд)

В изготовлении этого изделия можно использовать любую ткань, но лучше чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани.

Рассказ обучающегося.

Трикотажные ткани бывают натурального и искусственного происхождения. Переплетение у трикотажных тканей вязаное полотно. По своим свойствам трикотажные ткани несыпучие, прочные, хорошо растягиваются и принимают заданную форму. Трикотаж бывает: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный. Эти ткани применяются для изделий, которые будут часто использоваться.

(слайд)

В работе применяется разный трикотаж. В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик

Обобщение и закрепление полученных знаний

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей лоскутного шитья, узнали о чего произошла техника «Ляпочиха», об вариантах пришивания лоскутков на основу. Узнали о тканях, которые применяются в технике «Ляпочиха».

А сейчас, давайте проверим, как внимательны вы были и что же запомнили.

Вопросы:

- Когда впервые была найдена аппликация из ткани? (самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.-200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.)

- Почему в старину не выбрасывали старые вещи ? (с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи.)

– Что послужило толчком для создания изделий из лоскута? (Беднота, бережливость, не

Выбрасывали старые вещи)

В какие три слова несет в себе лоскутное шитье? (польза, красота, добро).

Что означает слово «Ляпочиха»? (Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу)

Скажите, почему в технике « Ляпочиха» применяются трикотажные ткани?

(трикотажные ткани неосыпаются, мягкие, прочные)

Какие тир способа применяются для пришивания лоскутков на ткань? (1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами, 2 вариант – полоски пришивают по разметке,3 вариант – пришивания лоскутков на основу.)

За каждый правильный ответ дети получают карточки.

Рассказ педагога.

Мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» - длинноворсовый блок.

(слайд).

Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8 см. Для пришивания лоскутков на основу, мы будем использовать способ « бабочка».

(слайд)

Способ пришивания будем использовать - « бабочка». Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен. У каждого на столе подготовленные трикотажные полоски, основа квадратной формы и разметки по ней.

  1. Практическая работа.
  1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. В начале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

Техника безопасности при работе с инструментами.

Инструменты, которыми мы будем пользоваться, при неправильном обращении могут быть опасны. Поэтому соблюдение правил по технике безопасности обязательно:

1.Рабочее место нужно содержать всегда в порядке, все инструменты должны находиться

На своих местах.

Напомнить хочу про рабочее место-

Диван или кресло?

Нет, им там не место!

Усядемся лучше с тобой за столом,

И ткань здесь разложим, и мыло найдем,

Коробку достанем, где все инструменты,

Сошьем все детали, набьем элементы,

Те, из которых изделие родиться,

Рабочее место тебе пригодится!

2. При работе с иголкой и булавками:

Всегда перед началом работы посчитайте, сколько иголок и булавок вы взяли для

Работы, а в конце занятия проверьте их наличие;

Когда садишься за работу,

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

- не вкалывайте иголки и булавки в одежду и случайные предметы, они всегда должны

Находиться в игольнице;

Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

Не держите иголки и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;

Длина нитки должна быть не более 30-35 см, так как, работая иглой с длинной ниткой,

Можно поранить сидящего рядом с вами.

После правильных ответов показывается слайд с техникой безопасности.

(слайд)

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

3.При работе с ножницами:

В нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперед;

Лишь окончена работа-

Ножницами нужна забота.

Не забудь их закрывать

И на место положить.

После окончания работы, ножницы кладут на место. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

Ну вот мы с вами повторили технику безопасности, а теперь можем приступать к работе.

  1. Организация рабочего места.

Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:

(слайд)

Деталь основы;

Полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см;

Нитки;

Ножницы;

Игольница с иглой и булавками.

Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите все необходимые для работы и подготовьте свои рабочие места.

Этапы работы по изготовлению блока.

Изготавливать блок мы будим поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы и выполнять его. И так, приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и приготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.

Технологическая карта изготовления блока коврика

Этап 1

  1. Подготовить иглу с ниткой

2. Ввести иглу с изнаночной стороны в центре основы

Этап 2

3. Сделать закрепку

Этап 3

4. Взять лоскуток, скрутить его посередине, образуя «бабочку»

Этап 4

5. Приложить «бабочку» к месту пришивания, крепко прижать пальцами левой руки

Этап 5

6. Пришить одним стежком

Этап 6

7. Пришить вторым стежком и сделать протяжку - шаг к следующему лоскутку на другой ряд

Этап 7

8. Сделать закрепку на новом месте

Этап 6

9. Взять лоскуток второго ряда, скрутить его «бабочкой», приложить к месту пришивания

Этап 6

10. Пришить его двумя стежками и

Сделать протяжку, отступив 1 см

Этап 6

11. Сделать закрепку на новом месте

Этап 6

12. Взять следующий лоскуток, скрутить его «бабочкой» и пришить двумя стежками

Этап 6

13. Сделать протяжку, отступив 1 см и сделать закрепку на новом месте

Этап 6

15. В таком же порядке пришиваем все лоскутики второго ряда

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками, мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партою идём, (ходьба на месте).

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты)

Ну вот вы отдохнули, а теперь продолжением работу.

  1. Анализ работ.

В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление. Хорошие у вас получились блоки. Но, сначала ребята давайте выберем самую аккуратную и оригинальную работу по цветовой гамме.

Кто аккуратней выполнил?

У кого получился блок интересней по цветовой гамме?

А если бы соединить все эти блоки, то что получиться?

При анализе детских работ отмечается:

Аккуратность работы;

Правильность пришивания лоскутков.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог.

Ребята посмотрите сюда, что стоит на столе. Правильно это цветок без лепестков. А давайте соберем два этих цветка. У каждого из вас на столе лежат два лепестка, один красный (знание), а другой синий (умение). Вы должны написать на красном лепестке что вы узнали нового на занятии, а на синем чему научились. По ходу ваших ответов я буду приклеивать лепестки и мы соберем цветы.

Педагог.

Вот вы и собрали два красивых цветка. Они нам будут напоминать о проделанной работе.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу по изготовлению коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврики в такой технике могут быть большие (состоящие из несколько блоков) или маленькие, которые могут служить теплым покрывальцем на стуле или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. Знания полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей.

Ответившие правильно на наибольшее количество вопросов получают медаль «Самый внимательный»)

(Выходят девчушки - веселушки и исполняют частушки.)

Ох, спасибо вам большое А теперь всё что угодно,

Потрудились хорошо. Сделать можем мы вдвоём,

Пришивать мы научились Коврик сшить или прихватку,

Лоскуточек к лоскутку. А быть может что ещё.

Мы частушки вам пропели,

Но пора прощаться нам.

Говорим мы до свиданье,

И до новых встреч, пока.

Педагог.

Я благодарю всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда. Покажите свое настроение в конце урока
Нормальное
Спокойное
Уравновешенное


Плохое
Недовольное
Унылое

Спасибо всем. (слайд)

Литература

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству.- СПб.: « Паритет». 2001
  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитьё.- М.: Школа-Пресс.2000
  3. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет) , -Волгоград: Учитель, 2010..
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки.- М. Астрель. АСТ. Ермак.,2005
  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство «Учитель» 2007.

Анализ открытого занятия.

Занятие проводилось в детском объединении художественного лоскутного шитья «Цветная сказка»: с детьми второго года обучения (9-11 лет)

Занятие поводила педагог дополнительного образования Морозова А.В. 9 ноября 2010 года.

Тема занятия: Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».

Тип занятия: Получение новых знаний и умений

Структура: Данное занятие состояло из 4 этапов:

Организационного;

Теоретического;

Практического;

Итогового.

Занятие по изучению технике лоскутного шитья «Ляпочиха» включено в блок программы «Блоки». Оно является первым занятием в этом разделе. После ознакомления с техникой «Ляпочиха», у нас будет коллективное работа « изготовление коврика» с использованием этой техники.

Цель: Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

- Познакомить обучающих с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха».

Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления блока.

Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

Воспитывать уважение к традициям народного искусства: интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

На этом занятии мной использовались следующие методы:

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические – самостоятельная работа над выполнением техники.

Главным этапом моего занятие является – теоретический и практический. На данном этапе использовались методы: рассказ, диалог, показ слайдов.

Я считаю, что время на занятии было распределено – рационально. Подготовительный этап создал эмоциональное настроение для восприятия нового материала.Практический этап помог проследить, как дети усвоили полученные знания и оценить свою деятельность на занятии. Для проведения усвоения ЗУН мною было проведено практическое занятие по выполнению блока в технике «Ляпочиха», задавались вопросы по пройденному материалу, где дети показали неплохие знания этого материала.

Для проведения занятия был подготовлен дидактический материал (Технологическая карта, жетоны, материал для рефлексии). Использовалось ТСО- мультимедийный проектор.

На мой взгляд атмосфера на занятии была доброжелательной. Дети показали высокую работоспособность, это обеспечивалось сменой видов деятельности. (рассказ с показом слайдов, игра для проверки техники безопасности)

Подведение итогов: (рефлексия сборка цветка)

Я считаю, что занятие достигло поставленной цели и задач.

Дети углубили свои исторические знания о происхождении лоскутного шитья, новой техники в лоскутном шитье «Ляпочиха».


Пэчворк является одним из типов декоративно-прикладного искусства. Зародилась эта техника несколько веков назад в Англии. Длительное время пэчворк использовался лишь бедными людьми, у которых не было возможности приобрести ткань. В наши дни лоскутное шитьё является новомодным трендом. Изделия, выполненные при помощи этой техники, выглядят стильно, и отлично дополняют жилища, выдержанные в стиле кантри или минимализм.

Техника йо-йо используется для изготовления цветков из лоскутов. Эта техника предусматривает необычное драпирование заготовок. Круглые лоскуты ткани, выполненные при помощи этого метода, могу иметь разную фактуру.

Технология йо-йо очень проста в изготовлении. Для того чтобы сделать деталь в этой технике нужно вырезать из отрезка ткани круги, проложите стежки по кромкам кружочка, и аккуратно стянуть нитки. В итоге у вас должен получиться «объёмный блинчик». Если вы делаете первые шаги в технике пэчворк вам поможет наш материал:

Для изготовления заготовок в этой технике лучше всего использовать:

  1. Хлопок.
  2. Шёлк.
  3. Органзу.

Упрощенное лоскутное шитьё: особенности и техника быстрого шитья

Лоскутное шитьё техники «уголок» является наиболее популярным. Изготовление подделок при помощи данной техники отличается простотой. Если вы ищите ускоренные техники пошива, то уголок – это то, что вам нужно.

Если вы решили сделать заготовку при помощи данной техники, выбирайте для подделок хлопок. Этот материал хорошо держи форму, и является долговечным. Вместо хлопка можно использовать лоскутки изо льна или ситца. Обзор тканей для пэчворка можно прочитать по ссылке:

Существует несколько способов складывания заготовки в уголки:

  • Квадрат ткани перегибают на 2 равные части изнаночной стороной внутрь. Затем заготовку гладят, и подворачивают уголки.
  • Техника «уголок в 4 сложения». Суть этой технологии состоит в следующем: заготовку обрезают в форме полукруга. Затем на ней чертят среднюю линию, и подворачивают к ней ткань. Такая техника быстрого шитья подойдёт, если вы работаете с ситцем.
  • Из лоскута нарезаются квадраты необходимых габаритов. Каждый из них складывается по диагонали изнаночной стороной внутрь. Получившиеся треугольники нужно ещё раз перегнуть пополам и пройтись по ним утюгом.

Лоскутная техника синель и витраж

Техника синель является одной из самых распространенных. Она предусматривает прошивание строчек от центра лоскутка к краю, вне зависимости от конфигурации заготовки.

Также техника синель предусматривается смачивание полотна в воде. Эта операция позволит получить бахрому. Тереть лоскут следует до тех пор, пока бахрома не станет равномерной по всей площади изделия.

После «стирки» деталь сушат на ровной поверхности. При помощи техники синель можно получить полотно, которое будет иметь пушистую фактуру. Данную схему пэчворка преимущественно применяют для того чтобы сделать скатерть, прихватки или другую кухонную утварь.

Витражная техника пришла к нам из Австрии. Существует несколько вариантов изготовления подделок при помощи этой техники. Если вы решили использовать витраж, выбирайте ткани с неброским рисунком.

Алгоритм изготовления заготовки при помощи этой техники следующий:

  1. Сначала нарисуйте эскиз, и пронумеруйте каждую деталь будущей композиции.
  2. Далее возьмите отрез ткани и перенесите на него рисунок при помощи кальки.
  3. Затем определитесь с цветами будущего изделия.
  4. Продублируйте ткань при помощи клеевого флизелина и прогладьте заготовку.
  5. Берём бейку и пришиваем её к самым коротким участком детали.
  6. Прогладьте деталь.
  7. Положите подкладку нужного размера, на него синтепон и заготовку. Всю конструкцию сколите булавками.
  8. Окантуйте деталь при помощи косой бейки.
  9. Произведите простежку полученного изделия.

Лоскутное шитьё: техника ляпочиха и акварель

Техника лоскутного шитья ляпочиха известна практически каждому человеку. При помощи данной технологии издавна делали коврики для прихожей. В наши дни ляпочиха преимущественно используется для создания сумок.

Самая простая технология ляпочиха предусматривает изготовление тоненьких полосок, которые нужно пришить к заготовке рядами. При этом каждый лоскуток необходимо загнуть таким образом, чтобы полученная вещь казалась пёстрой. Схемы для лоскутного шитья в разных техниках мы собрали в статье:

Если вы твёрдо уверены в своих силах, то можете совместить технику ляпочиха и плетения. Такой метод подойдёт для создания объёмных деталей, и придаст изделию особый шарм.

Акварельная техника является самой сложной. На создание детали при помощи этой схемы могут уйти годы. Однако, изделия, выполненные технике акварель, смотрятся изумительно и неординарно.

При выборе ткани для данного типа пэчворка следует учесть ряд нюансов:

  • Рисунки в области выкройки должны быть крупными, но в то же время не яркими.
  • Эскиз нужно построить таким образом, чтобы сохранить переход оттенков от более светлых к тёмным.
  • Отдавать предпочтение желательно цветочным принтам.

Лоскутное шитьё в технике колодец и пицца

Схема колодец является самой старой. Суть технологии лежит в изготовлении геометрической фигуры квадрата, который состоит из полосок (брёвен) разной длины.

Если вы хотите создать необычную деталь, возьмите хлопчатобумажную ткань разных цветов. В центр квадрата приклейте материал более светлых тонов. Также красиво будет смотреться диагональная разбивка.

Техника пицца подойдёт, если вам надо утилизировать маленькие лоскутки, которые остались после шитья. Для изготовления заготовок при помощи этой техники можно воспользоваться обрезки кроя одежды.

Лоскутное шитьё с помощью этого метода предусматривает изготовление детали из трёх слоев. Первый должен быть однотонным.

Алгоритм изготовления детали в технике пицца следующий:

  1. Сначала нужно выложить основу на горизонтальную поверхность, и выложите на неё первый слой лоскутков.
  2. Когда вы заполните всю основу лоскутками, накройте заготовку слоем органзы, и подколите булавкой.
  3. Прогладьте заготовку.
  4. Наложите ещё пару слоёв аналогичным способом.
  5. Простегните всю заготовку на швейной машинке.

Виды лоскутной техники пэчворк (видео)

Пэчворк – увлекательная техника декоративно-прикладного искусства. для данного типа рукоделия. Каждая из них является по-своему уникальной и имеет ряд особенностей. Для того чтобы шить изделия вам не понадобится программа какого-нибудь кружка или мастер-классы. Достаточно запастись терпением и необходимыми материалами.

Лоскутная техника (фото)