Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена. Как выбрать имя ребенку  /  У ребенка нет силы воли что делать. Как развить силу воли и как ее укрепить. Способы развить силу духа

У ребенка нет силы воли что делать. Как развить силу воли и как ее укрепить. Способы развить силу духа

Наш эксперт - психолог Ольга Сапожникова .

У слова «воля» (когда речь идёт о черте характера) много значений. Это и решительность, и терпение, и вера в собственные силы, а ещё способность к самодисциплине и принятию осознанных решений. Если же обратиться к научному определению, то волей называют сознательное регулирование своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. То есть речь идёт о навыках, необходимых для успешного достижения человеком своих целей. Что же нужно ребёнку для того, чтобы «вырастить» волю?

Семейные правила

Первые зачатки воли появляются у малыша, когда он начинает понимать самого себя, замечать свои достижения и радоваться им. В годик малыш уже знает ограничения «можно - нельзя» и с помощью взрослых учится со-блюдать границы дозволенного. Годам к трём ребёнок уже способен на простом уровне управлять своим поведением, проявлять терпение: например, дотерпеть до туалета и не намочить штанишки или не хватать еду, когда голоден, а дождаться, пока накроют на стол. Он старается действовать по правилам и доволен собой, когда ему это удаётся. Его самооценку особенно повышает похвала родителей.

О правилах с ребёнком нужно договариваться заранее, в том числе и о возможных последствиях их нарушения. Так формируется самодисциплина. Для малышей правила просты и касаются обычно приёма пищи, личной гигиены и сна. Для детей постарше они уже включают тему одежды, игрушек, прогулок. Следование правилам способствует не только пониманию своих желаний и возможностей, но и тренировке воли. Родители могут поддержать это, отмечая достижения ребёнка, проговаривая, когда он проявил терпение, стойкость или решительность.

Знакомство с жизнью

Младшие дошкольники обычно с радостью узнают, как устроена окружающая жизнь, как люди живут и общаются между собой. Знакомьте ребёнка с общественными пространствами, где он бывает, и разными ролями - в транспорте, в магазине и так далее. Обращайте его внимание на то, что в каждом пространстве люди действуют по определённым правилам, делая каждый свою работу. Например, когда вы едете в метро, можно поговорить о том, что делает машинист, что - дежурный по станции, чем занимаются кассиры и контролёры, какие правила должны соблюдать пассажиры и для чего это нужно. Если ребёнок ходит в детский сад, будет нелишне обсудить с ним, как там всё организовано. То же самое можно делать, находясь в магазине, в поликлинике, в музее и в любом другом месте. При этом хорошо рассказывать ребёнку не только о тех профессиях, которые находятся на виду, но и о тех, которые остаются «за кадром» (директор магазина, диспетчер…).

В этом возрасте для детей особенно полезны ролевые игры, а также игры по правилам.

К моменту поступления в школу ребёнку уже нужно понимать, как вести себя в разных местах и в разных ролях. Так ему легче будет приспособиться к новой и более сложной роли ученика и доселе незнакомым ему школьным порядкам. Старшие дошкольники любят играть в школу и выполнять небольшие задания. Поддержите их в этой игре. Также им важно практиковаться в наведении порядка после любого дела и учиться самостоятельно исправлять нежелательные последствия своих действий (вытереть разлитую воду, собрать и выбросить мусор).

С младшим школьником уже можно обсуждать пути достижения разных целей. Объясняйте ребёнку необходимость что-то предпринять для получения желаемого (например, ждать и отказываться от каких-то мелких удовольствий, чтобы скопить деньги на дорогую игрушку). Приведите примеры из своего детства или из своей теперешней жизни, говорящие о том, как вы, приложив усилия, добились того, чего очень хотели.

Понимая суть разных жизненных ролей, получая представление о границах того или иного пространства и осваивая разные способы действия по правилам, ребёнок учится достигать цели социально приемлемыми методами.

Важно:

Поддерживайте в ребёнке волю быть самим собой, учите его принимать себя!

Установите в семье понятные правила и следите за тем, чтобы малыш им следовал. При этом важно объяснить, что с течением времени правила могут меняться: по мере того как ребёнок будет взрослеть, у него появится больше прав, но и больше обязанностей.

Поощряйте ребёнка в те моменты, когда он, приложив какие-то усилия, получил результат, которым сам доволен.

Анна Цуканова-Котт:

Воспитать волю у ребёнка можно только своим личным примером. Плюс к этому нужно подключить режим и дисциплину. Они тоже благотворно влияют на формирование воли.


Родители мечтают о том, чтобы их дети были дисциплинированными, ответственными и целеустремленными. Это очень сложная задача, ведь большинство малышей не умеет доводить начатые дела до конца, неусидчивые, не выполняют своих обещаний. Для этого требуются волевые черты характера. Воля – это качество личности, которое формируется в течение всей жизни и не передается по наследству.

Чтобы дети становились самостоятельными, прилежными, готовыми к трудностям, важно формировать у них волевые качества. Воспитание воли детей – важная цель семейного воспитания. В развитии воли наибольшее значение имеют такие факторы:

Методики развития и воспитания
условия, в которых живет ребенок

Проявления воли: на что обратить внимание?:

Волевые проявления у малышей находят свое отражение в следующем:

Стремление к цели

Сохранение целей, даже если ребенка отвлекают

Ребенок умеет ждать

Малыш преодолевает преграды ради достижения поставленной цели

Задачи воспитания воли в детском возрасте:

К цели воспитания и развития воли у детей в любом возрасте относится развитие личностных качеств:

Настойчивости
решительности
самостоятельности
выносливости
дисциплинированности
целеустремленности
борьбы с внушаемостью и упрямством

Когда начинать воспитание воли у детей?:

Воспитание воли следует начинать с раннего возраста малыша. Большое значение в воспитании воли малыша играет требовательность взрослых. О том, что волевые свойства у малыша сформированы можно говорить, когда ребенок способен к таким действиям:

Преодоление трудностей
выполнение не тех действий, которые он хочет совершать, а те, что нужно выполнять

Воспитание воли у детей лучше всего осуществлять в таких формах:

Трудовая деятельность
игра.

Во время указанных видов деятельности дети делают что-то для других, подчиняются коллективу и правилам игры. Это является основой успешного формирования волевых качеств малыша.

Особенности воспитания волевого человека:

Многие взрослые глубоко убеждены, что маленькие дети ничего не умеют, не понимают. Родители не требуют от них ответственности за поступки. Это неправильный подход в воспитании детей. Ребенку можно и нужно предъявлять требования в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, как только он начнет понимать обращенную к нему речь. Нельзя сравнивать волю ребенка и взрослого человека.

Важно! Если взрослые привыкли решать за ребенка его проблемы, он не прикладывает при этом никаких усилий, тогда из него никогда не вырастет человек с сильной волей и устойчивыми убеждениями.

Развитие, а также воспитание выраженной воли у детей теснейшим образом связано с развитием интеллекта и способностей. Формируя у малыша волю, родители развивают такие дополнительные особенности:

Активируют работу головного мозга
улучшают память ребенка
развивают внимание
улучшают умственную деятельность. Дети с сильной волей более успешны в учебе

Сила воли у малышей на первом году жизни:

Первые признаки задатков воли наблюдаются у трехмесячных детей, когда они прикасаются к погремушкам, чтобы прослушать их звучание. У каждого ребенка по-разному проявляется воля: одних легко уговорить что-либо сделать, а других трудно. Такая разница объясняется отличиями в свойствах и особенностях нервной системы. Родителям необходимо научиться находить индивидуальный подход в воспитании воли своего крохи.

Сила воли у малышей второго года жизни:

К двухлетнему возрасту происходи формирование важного качества - самообладания. Оно проявляется в том, что малыш умеет сдерживать эмоции, отказывается по просьбе родителей от приобретения новых игрушек. Ребенок не осознает необходимость этого, а поступает так от боязни ослушаться взрослых или ощущения вины. Самообладание перейдет в волю, если родители будут в доступной и доброжелательной форме рассказывать детям о нормах поведения.

Волевые качества у детей третьего года:

К трехлетнему возрасту поведение малышей еще сильно зависит от эмоций. Им непонятна мотивация поступков. Взрослые должны рассказывать, что добрые дела нужно совершать не для личной выгоды, а для того, чтобы стать хорошим человеком. Поощряйте детей за хорошие дела. Не следует делать это часто, чтобы не допустить стремления совершать такие действия исключительно за вознаграждение. Материальное поощрение не является обязательным. Для большинства малышей моральная поддержка со стороны взрослых - лучшая награда и стимул. Для них важнее услышать доброе слово, чем получить подарок. Если ребенка не может что-либо сделать, родители должны помочь ему преодолеть трудности.

Особенности проявления воли на четвертом году:

К четырехлетнему возрасту волевые качества у малышей достаточно сформированы. Они проявляются в следующем:

Малыш способен контролировать собственное поведение
ребенок понимает слова "нельзя" и "можно"

Дети в этом возрасте требуют от старших контроля и подсказки и помощи. Для дальнейшего развития воли разрешайте ребенку проявлять самостоятельность.

Правила воспитания волевых качеств у детей:

Соблюдайте четкий режим дня
придерживайтесь единых требований в процессе воспитания ребенка
будьте честными с ребенком
приучайте малыша сдерживать свои эмоции, побеждать страх, боль, обиду
взрослые не должны все делать вместо ребенка. Воспитывайте самостоятельность
по мере взросления ребенка усложняйте требования к нему

Рекомендации психолога: важные принципы в воспитании воли ребенка:

Развивайте у малышей уверенность в собственных силах
учите отличать цели приятные от неприятных. Легче достичь приятных целей. Если необходимо преодолевать препятствия, тогда усилий воли требуется больше
приучайте детей быть терпимыми. Объясняйте, что в некоторых ситуациях нужно уметь подождать
рассказывайте, какую пользу имеют неудачи. Вместе с малышом анализируйте его ошибки
используйте собственный пример для воспитания воли: мама может демонстрировать волю во время похудения, а папа – при посещении тренажерного зала
не вынуждайте детей совершать поступки через силу
не акцентируйте внимание на половых принадлежностях малыша. Способность к силе воле не связана с полом ребенка!
на примере литературных героев показывайте ребенку, насколько приятно достигать поставленные цели
проводите с ребенком закаливающие процедуры. Это хорошо тренирует выносливость и волю
приобщайте малышей к соблюдению правил этикета. Навыки поведения в обществе тесно связаны с проявлениями воли

Воспитываем волю ребенка, играя:

Предлагаемые игры направлены на формирование у ребенка таких качеств личности:

Самоконтроль
контроль за двигательными и эмоциональными реакциями
наблюдательность
усидчивость
тренировка познавательных процессов: памяти, внимания, мышления

"Запретное слово"

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним все слова кроме, например, посуды. Вместо повторения посуды, нужно топнуть ногой.

"Расскажи сказку" (с 4 лет)

Ребенок рассказывает сказку, заменив название персонажей хлопками, притопами, произношением характерных звуков.

"Будь внимательным" (с 4 лет)

На листе нужно нарисовать круги, квадраты, прямоугольники, овалы, ромбы. Предложите ребенку раскрасить круги синим цветом, овалы – желтым, квадраты – зеленым.

"Черепашка" (с 5 лет)

На определенном расстоянии от ребенка поставьте игрушку, предложите очень медленно шагать к ней.

"Кричим, молчим, шепчем"

Из цветного картона нужно сделать 3 ладони: красного, синего, желтого цветов. Взрослый поднимает ладонь красного цвета – нужно кричать, желтого – шептать, синего – замереть и молчать.

"Замри"

Под музыку ребенок двигается. Когда музыка останавливается, надо остановиться и не двигаться.
Незаменимы для развития и воспитания воли у детей настольные игры:

Лото
шашки
домино
кубики

Развитие волевых качеств ребенка зависит от родителей, которые не должны упустить момент их зарождения у своего малыша.


Почти все родители хотят, чтобы их дети, после того как вырастут и станут самостоятельными, были целенаправленными, ответственными и дисциплинированными, но в большинстве случаев достичь этого весьма и весьма сложно. Ребенок, как назло, отличается неусидчивостью и не может длительное время заниматься одним занятием. Малыш покидает начатое дело буквально через несколько минут и никогда не придерживается своих обещаний. В таком случае принято утверждать, что у ребенка нет силы воли . Давайте выясним, какие существуют методики для воспитания силы воли у ребенка? Как научить ребенка управлять собой в различных жизненных ситуациях?

Бывают задатки силы воли у детей?

Сила воли не относится к черт и качеств, присущих людям от рождения. Эти характеристики нужно самостоятельно воспитывать. После рождения детей нет никаких привычек, они их получают впоследствии, во время ознакомления с окружающей средой. Новорожденные дети еще не умеют управлять собой и своим поведением, но после ряда проб и ошибок они постепенно начинают осознавать, как управлять своими привычками и действиями.

Первый опыт управления собственным поведением приходится на возраст от 3 до 5 месяцев. В этот период ребенок впервые чувствует, что желание диктует ей какие действия нужно сделать. Например, дети впервые самостоятельно пытаются трясти погремушкой, которое держат в руках. При этом ребенок четко осознает, что погремушка выдаст звук только после прикосновения к нему, а в противном случае звука не будет. Услышав звуки, понравились малышу, он начинает повторять те движения, которые привели к возникновению звука. Собственно такие попытки управления собственным поведением отдаленно можно назвать волевыми задатками. Хотя правильнее будет их назвать условными рефлексами.

Нужно помнить, что дети по-разному проявляют такие задатки. Одни дети во время прогулки ведут себя достаточно спокойно, а другие могут устраивать ужасные истерики, если их пытаться посадить в коляску. Одни дети самостоятельно едят кашу, а других необходимо уговаривать или заставлять. То же касается и составления игрушек. Различия поведения детей в таких случаях можно объяснить различными свойствами нервной системы. Однако, поведение малыша в этот период времени не означает, что он таким и останется в будущем. Просто родители должны учесть, что для воспитания у ребенка силы воли, самостоятельности и настойчивости необходимо найти к ребенку индивидуальный подход.

Воспитание самоконтроля у ребенка

Когда ребенку уже почти два года, у него формируется такая важная черта характера, как самоконтроль. Это качество имеет непосредственное влияние на силу воли. Ребенок начинает учиться сдерживать эмоции, когда ей хочется плакать – она содержится, если ей нравится новая игрушка – она не требует купить эту игрушку, хотя все это происходит под влиянием родителей. Тем не менее, дети в таком возрасте еще не осознают, чем именно вызвана необходимость в таком сдерживании. Они стараются держать себя в руках только ради требования или просьбы родителей.

Для того, чтобы самоконтроль со временем превратился в силу воли, родители должны объяснить ребенку, что существуют определенные нормы поведения между людьми и дома. Кроме этого, следует указать, что именно нужно и можно делать, а что запрещено даже если этого очень хочется. Здесь очень важно объяснять малышу все это в очень лояльной форме, без давления и жесткости. Просто следует поговорить с ребенком и спокойно ей все это объяснить.

Важность поддержки и поощрения

Когда ребенку исполнилось всего три года, она все еще будет подчиняться своим эмоциям, ведь мотивация большинства действий еще пока ей непонятна. И если мама объяснит, что при посещении стоматолога нужно не плакать, а терпеть боль, ребенок будет стараться так делать. Но когда малыш увидит, что у другого ребенка, который плакал и сопротивлялась в кресле зубного врача, красивая игрушка, он не сможет понять, почему так происходит. Поэтому при следующем посещении врача он может и не сдерживаться.

В таких случаях родители должны проявить максимальную выдержку и терпение. Им необходимо объяснить ребенку, что сдерживание необходимо не ради какой-то выгоды, а исключительно для формирования собственного характера. Тем не менее, поддержка и поощрение ребенка очень важными факторами, хотя в этом нужно знать меру, ведь положительные действия малыша будут связаны с определенной вознаграждением. Поэтому делать акцент на определенном положительном поступка не нужно, а всего лишь пойти на следующий день в магазин и купить красивую игрушку, без уточнения, за что именно ребенок ее заслужила.

Следует отметить, что компенсация действий ребенка с материальной стороны не всегда играет важнейшую роль. Для многих детей моральная поддержка родителей и близких куда важнее игрушки и другие материальные ценности. Если даже у ребенка с первого раза не получается удержаться от того или иного действия, не нужно злиться и нервничать. Терпение и объяснения помогут малышу преодолеть все трудности, в конечном итоге повлияет на общее формировании силы воде у ребенка.

Как воспитать самостоятельность у ребенка?

Основа силы воли у детей начинает формироваться примерно в возрасте от 4 до 5 лет. Это основной этап, на котором дети уже четко осознают слова “нельзя” и “можно”, и более-менее могут контролировать свои действия и поведение. Тем не менее, не следует считать, что в таком возрасте ребенок уже способен самостоятельно справиться со своими эмоциями и поведением без помощи родителей и взрослых. Наоборот, контроль со стороны будет играть еще более важную роль, чем это было в более раннем возрасте.

Основное никогда не давить морально ребенка, применяя такие слова, как “обязан”, “должен” или “должен”. Избыточное количество возражений, запретов и обязательств будут формировать у ребенка желание избегать ответственности за свои действия и делать все наоборот. Очень важно воспитать у ребенка самостоятельность. Этого можно достичь незначительными уловками. Сначала ей можно запретить определенные действия и поступки, а затем, под влиянием просьб со стороны ребенка, пойти на определенные уступки. В таких случаях малыш почувствует свою победу и важность своей точки зрения, что положительно повлияет на воспитание силы воли у ребенка.

Все родители хотят видеть своих детей воспитанными и всесторонне развитыми. Однако сделать это порой очень непросто. Ребенок будто специально бросает все свои начатые дела, не доводит до конца, отказывается от обещаний.Это очень мешает в достижении целей в учебе и спорте, или других увлечениях ребенка. Как же довести до него, что такое сила воли, зачем она нужна, и как воспитать ее в себе.

Сила воли не принадлежит качествам, которые с рождения вложены в человека. Ее нужно развивать самостоятельно. В юношеском возрасте жизнедеятельность подростка сильно меняется. К школьным заданиям приходится прикладывать больше усилий, чтобы все освоить. Взрослые также меняют свой взгляд на ребенка, так как он становится более развитым в умственном и физическом плане.

Формирование воли в юношеском возрасте является важным аспектом в дальнейшей жизни, обучении в институте, будущей карьере и т. д. Для хорошей учебы в школе, ребенок должен руководствоваться установленными требованиями, правильно выполнять все задания, рассчитывать свои силы и время.

Пример взрослых

На развитие воли ключевое влияние оказывает воспитание. Прежде чем подросток научится ставить себе осознанные задачи и цели, это должен делать взрослый. Прежде чем давать ребенку указание, нужно объяснять и показывать, как необходимо действовать и что предпринимать в конкретных ситуациях.Не стоит давать ребенку пустых обещаний, взамен выполнения какой-либо задачи. Следует быть честным и всегда держать свое слово. Если говорить одно, а делать другое, то подросток поймет, что такое допустимо и вполне нормально. Родители являются для него самыми авторитетными людьми. И свое поведение подросток копирует с них.

Важно не сравнивать ребенка с другими детьми, никогда нельзя говорить, что у него не получится, как у Вовы, Маши, Саши. У него может развиться комплекс неудачника, он не будет даже начинать новые дела, не будет верить в свои силы, бросит начатое.

Нужно постепенно приучать ребенка овладевать своими желаниями, эмоциями, учить сдерживаться. Полезно развивать такие качества, как самообслуживание и помощь другим людям (убрать за собой вещи, накрыть на стол и так далее). Большие свершения начинаются с маленьких повседневных дел.

Поощрения за систематические занятия

Развитие силы воли, как рекомендуют ведущие психологи, следует начинать от малых требований к ребенку. Например, ежедневное занятие чем-либо полезным, кроме посещения школы и решения домашнего задания. Отлично будет выработать привычку делать утреннюю физическую зарядку каждый день. С непривычки это с трудом будет даваться ребенку. Можно придумать какое-то интересное вознаграждение за месяц непрерывных занятий утром. Тем самым подросток будет понимать, что за усердное выполнение задачи, следует приятный результат: поход в парк аттракционов, зоопарк, кино, скалодром.Можно создать для ребенка распорядок дня, который будет включать в себя ранний подъем. Ведь когда человек идет на поводу своих желаний и спит до упора, в течение дня очень тяжело заставить себя делать что-то. Нужно научить подростка делать все сразу, и ни в коем случае не откладывать на завтра любые дела.

Ценные обещания

Важно приучить ребенка давать обещания и выполнять их. Перефразируйте свои поручения. Например, если вам ответили: «До конца дня я наведу порядок». Попросите дать вам обещание, это позволит более ответственно относиться к поручению. Постарайтесь следить за тем, чтобы ребенок меньше занимался бесполезными делами. Например, просмотром роликов в интернете с категорией приколы. Займите его более полезными вещами, например, спортом, развивающей игрой или чтением увлекательной книги.Каждое выполненное обещание, каждый маленький шажок навстречу поставленной цели, ведет к успешному воспитанию целеустремленной личности.

Дальнейшие успехи в карьере и личной жизни во многом зависят от того, насколько родители воспитали в ребенке умение все доделывать до конца, добиваться лучшего результата, постоянно повышать качество жизни.


Для современного человека очень важно иметь силу воли - быть сдержанным, настойчивым, иметь самодисциплину. От этих качеств очень часто зависят успехи в профессиональной области. Именно поэтому нас с детства приучают брать себя в руки, доделывать начатое до конца, даже, если не хочется.

Но не всем деткам в себе силы воли даётся успешно. Часто этот процесс очень медленный и трудный не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

Воля - это сознательное управление своими поступками. Конечно, воля не является врождённым чувством, но формируется она на раннем этапе. Разницу в поведении уже можно заметить у годовалых карапузов: некоторые спокойно ведут себя во время прогулки, другие не могут посидеть и десять минут, одни кушают то, что дают, других нужно заставлять и отвлекать, чтобы он съел хоть ложечку.

Такие же различия можно заметить, когда малыши играют: кто-то будет строить домик, пока не получится, а кто-то бросит кубики при первой неудаче.

Психологи основывают такую разницу в поведение на свойствах нервной системы. Но это вовсе не значит, что послушные малыши вырастут безвольными, а упрямые такими и останутся. При воспитании силы воли и самостоятельности нужно лишь учитывать индивидуальные различия.

Ближе к двум годам малыша уже можно уговорить что-то сделать, например, доесть то, что ему не особо нравится. Или пойти погулять не на детскую площадку, а в парк. Такое качество можно назвать самообладанием, но вызвано оно, скорее, чувством вины или просто послушанием, нежели чувством необходимости. Родители должны будут объяснить, почему нужно сделать именно то, что нужно, а не то, что хочется: почему нельзя отбирать игрушки у других, если хочется, почему нельзя топать по лужам в новых босоножках, почему нужно доесть нелюбимую, но полезную кашу...

Конечно, если на все просьбы и вопросы ребенка отвечать просто отказом, не объясняя причины, это тоже будет иметь результат, но до поры, до времени. Ребёнок будет просто выполнять просьбы, не зная, для чего всё это. Дети очень долгое время действуют на основе эмоций, им трудно сознательно понять пользу чего-то.

Ещё одна распространённая ошибка родителей - это подкуп. Например, ребёнок сходил в поликлинику и полечил зуб и за это ему покупают игрушку. Или малыш не дрался в детском саду, доел суп и убрал за собой все вещи - за это ему купили машинку. У ребёнка происходит подмена ценностей - он будет стремиться делать только хорошие дела, не потому, что так правильно, а чтобы получить подарок. Чтобы избежать этого, достаточно малыша похвалить, а позже купить подарок.

Конечно, даже взрослые очень часто задают себе вопрос: "Что я с этого получу, зачем мне это?" и на основании ответа строят дальнейшие планы. Ребёнку обязательно нужно объяснять, для чего нужно убрать игрушки, доесть кашу или идти в школу. Но пусть малыш получит за свои поступки не материальное, а что-то абстрактное или интересное - поход в цирк, поездка к морю, просмотр мультика. Быстро всё убрал - осталось время на игру, сходил полечил зуб - значит, можно есть сладкое и т.д. Ничего страшного, если мама разрешит малышу то, что один раз запретила - у ребёнка будет стимул для полезных дел.

Хорошо воспитывают силу воли и стремление к чему-то спортивные занятия, например, танцы, детский фитнес.

В возрасте трех-четырех лет малыш уже способен понять, что делать необходимо, что можно, что нельзя и почему. Но всё же ещё нуждается в контроле со стороны взрослых. Не стоит часто говорить ребёнку "ты должен", например, в этом возрасте делать то-то или уметь то-то - это слишком большая ответственность, которая может вызвать либо пассивность, либо агрессию, либо желание делать всё наоборот. А перевоспитать малыша потом будет намного сложнее.