Меню
Бесплатно
Главная  /  Психиатрия (разное)  /  Факторы риска. С какими проблемами сталкиваются подростки? Во взрослом- ребенок или почему все проблемы из детства. О гаджетах, чрезмерной нагрузке и поддержке детей

Факторы риска. С какими проблемами сталкиваются подростки? Во взрослом- ребенок или почему все проблемы из детства. О гаджетах, чрезмерной нагрузке и поддержке детей

С кем дружить, быть как все или выделиться из толпы (а как?), как не поссориться с родителями, где найти денег и времени на развлечения и безделушки, нужно ли искать парня (девушку), начинать ли вести половую жизнь, доверять ли свои секреты друзьям/подружкам или родителям, убегать ли с уроков или учиться, как сдавать экзамены, куда поступать, кем быть, как быть, что делать…

Наверняка каждый из нас знает, каково это — выплёскивать свою агрессию на других, когда в голове полный бардак и всё вокруг кажется нереальным. Что же так раздражает и запутывает подростков в этом возрасте? И с какой стороны воздействует раздражающий фактор? Попробуем разобраться в ситуации.

Школьное сообщество

Чаще всего неоправданные вспышки жестокости случаются именно в школе, где формируется личность человека. То, как ребёнок общается с классом, класс — с ним, очень важно. Но главное настроение всегда задаёт учитель, ведь подсознательно многие дети его копируют, прислушиваются к его мнению.

Неосторожное резкое замечание, уничижающее в какой-то мере личность ребёнка, косой взгляд, оскорбление — и дети, как «падальщики», бросаются на эту «пищу» для размышлений, и случайные (а порой и намеренные) высказывания учителя оборачиваются настоящей «травлей». Не «охоту», нет, для этого у них нет реальных аргументов (они не смогут ответить на вопрос «за что он/она тебе не нравится?»), они лишь запугивают, загоняют, травят.

Нацизм, нетерпимость к отличиям

Практически в любом классе есть ребята, которые отличаются от основной массы по внешним признакам — цвету кожи, разрезу глаз и т. д. Самая распространённая реакция одноклассников — агрессия. А, собственно, почему? Видимо, потому, что в последнее время в социальном плане в нашем обществе чересчур много стереотипов и надуманных предрассудков. Отчего это происходит — причину нужно искать в общей системе воспитания и идеалогии в стране, потому что такой ерунды, как расовые предрассудки, в мозгах у человека изначально не может и не должно быть по определению.

Когда ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив, часто класс отказывается доброжелательно принять новичка. Начинается жестокая травля и унижения. Это действительно тяжело, мало кто может представить себя на месте изгоя — только те, кто прошёл через что-то подобное.

Неформальная внешность

Каждый из нас имеет право на самовыражение. Конфликты создают всегда те, кто в большинстве. Если внешность подростка чем-то заметно выделяется на общем фоне, чаще всего его принимают за гомосексуалиста. Причём так полагают не только ребята, но и власти, направляющие много сил на борьбу с субкультурами (хотя в стране есть проблемы поважнее, да и путём запрета и гонений на неформалов ничего не решить).

Цитата: «Если государство платит за среднее образование, оно имеет право требовать, чтобы в учебных заведениях не пропагандировались чуждые и вредные государству ценности, идеологии и субкультуры». Интересно, кто имеется в виду: хиппи, панки, эмо, скейтеры, реперы — кто? Может, было бы разумнее ужесточить уголовные наказания за преступления на почве расовой нетерпимости?

В качестве аналога к этой ситуации можно привести способ ведения борьбы с наркотиками: если на вашем приусадебном участке обнаружено более трёх растений мака, то вам долго придётся объяснять, что вы не наркодилер. А как насчёт героина, тоннами курсирующего по стране, пока служба контроля всерьёз выкорчёвывает с огородов обывателей безобидные и, между прочим, очень красивые цветы (ну, в самом деле, неужели три цветка — это плантация, и можно производить из них героин)?

Что ж, вернёмся к вопросу о субкультурах. Конечно, готов или эмо нельзя назвать «позитивными», но то, что они повёрнуты на идее самоуничтожения, сложно назвать правдой. Во-первых, тру или настоящих эмо сейчас практически нет — есть подростки, подражающие им в стиле одежды. А они, как правило, ничем не отличаются от детей, не причисленных к какой-либо субкультуре. А во-вторых, мысли о суициде в определённые моменты могут возникнуть у любого человека (размышления, но не стремление). И если человек решает покончить с собой — неужели в этом виновата субкультура? Нет, нет и ещё раз — нет. Это исключительно личностные психические характеристики, стечение жизненных обстоятельств и всё те же пресловутые стереотипы, воспринимаемые по схеме: услышал — не принял/принял — примерил на себя — сделал/не сделал . Как раз «не принял» и «не сделал» является показателем того, что личность данного человека цельная и не подвержена вредным и стереотипным влияниям.

Неблагополучные дети

Обычно они хуже одеты, чем большинство одноклассников, и у них не слишком высокие отметки (естественно, не всегда). У них равные шансы стать как изгоями, так и теми, кто унижает и подавляет окружающих. Но чаще всего они становятся объектами ненависти. Проще говоря, с их помощью легче самореализовываться тем детям, у которых нет умений, талантов и преимуществ. В подобной обстановке комплексы, неуверенность в себе и озлобленность только приумножаются. А закончиться всё может тем, что такие дети не смогут стать полноценными членами общества. Не самые радужные перспективы.

Отличники

Да-да. Отличники. Им неинтересны модные журналы, крутые видеоигры — они учатся, учатся хорошо и с удовольствием. По мнению психологов, именно «ботаники» обладают наименее развитой силой воли . Проще говоря, из-за страха (а еще из подсознательной надежды заслужить уважение и дружбу) они не могут отказать, когда у них просят «скатать», списать домашнюю или контрольную, боятся пожаловаться или достойно ответить на издёвки. Такие же проблемы у чересчур скромных детей, у детей с низким уровнем коммуникабельности.

Зависимость от боли

В мире началась новая волна подросткового психоза . Подростки садятся на боль, как на иглу. Из-за непонимания со стороны родителей, сверстников и всего мира они нашли новый выход из душевных страданий — причинять себе физическую боль . Шрамы, порезы, ушибы, ожоги, вывихи — подростки калечат себя, заменяя раны душевные ранами телесными. Дело не в мазохизме, не в удовольствии от боли, а в том, что для многих это единственный действенный способ снять нервное напряжение. Как наркотик, как алкоголь.

Итак, вот они, основные факторы риска и их следствия. По сути, решение проблем переходного возраста может решить все социальные проблемы : общество будет состоять из полноценных, способных мыслить самостоятельно, с высоким уровнем интеллекта и высокими моральными устоями, не подверженных влиянию алкоголя и сигарет людей, которые будут радоваться жизни, беречь окружающий мир и делать его лучше.

Звучит как утопия. Вряд ли эта проблема в скором времени решаема целиком. Но мы, по крайней мере, можем сделать шаг вперёд, навстречу мечте.

О психоэмоциональных проблемах

Есть две основные группы проблем, с которыми к нам обращаются. Первая - это трудности, с которыми сталкивается большинство семей: возрастные кризисы, сложности в учебе, изменение в поведении детей, реакции на стресс. Вторая группа - это психические расстройства: аутизм, задержки развития, в том числе генетически обусловленные, расстройства шизофренического спектра, депрессии. Некоторые из них требуют комплексного лечения в стационаре.

Амбулаторное лечение и консультации у нас проходят в очень комфортной обстановке, в клинике есть специально оборудованное пространство для игровой терапии, у ребенка нет ощущения, что он находится в больнице. У нас собственный стационар в госпитале ЕМС на Щепкина. Мы одна из немногих клиник Москвы, где дети находятся в стационаре вместе с родителями. У нас нет закрытых дверей, нет ощущения, что пациенты находятся в больнице.

Мы работаем в мультидисциплинарной команде, детей ведут одновременно несколько специалистов. И с ребенком, и с родителями работают психотерапевты. Мы объясняем родителям, как себя вести, как реагировать на проблемное поведение, как поддерживать ребенка. В случаях, когда есть проблемы с учебой, подключается нейропсихолог. Когда есть сложности с адаптацией, общением или развитием бытовых навыков, например, ребенок не может самостоятельно одеваться или не может сам делать домашние задания, подключается дефектолог. С детьми, которые попали в трудные жизненные ситуации - развод родителей или смерть кого-то из близких, - взаимодействуют специалисты, которые подготовлены к работе с реакциями на стресс.

Когда идти к психиатру?

Есть несколько симптомов, на которые стоит обратить внимание. В первую очередь - нарушение сна. Часто родители жалуются, что ребенок всю ночь сидит в социальных сетях. Нередко он просто не может уснуть. Нарушения сна могут быть связаны с расстройствами психоэмоциональной сферы.

У детей младшего возраста одно из проявлений проблем - это страхи.

У детей всех возрастов возможно появление негативизма, замкнутости, конфликтности, изменение поведения. Еще один сигнал, который родители часто принимают за лень, - когда ребенок отказывается учиться, ему все быстро надоедает. Нередко за «ленью» скрывается депрессия. Если ребенку сложно справляться с обычными задачами, он быстро теряет интерес, устает, это необязательно физическая усталость, это может быть психоэмоциональное истощение. И это не повод наказывать ребенка. Это повод обсудить все со специалистом.

Еще одна серьезная проблема - это антивитальные, или суицидальные высказывания. Конечно, будучи подростком, многие из нас говорили своим родителям «лучше бы я никогда не родился», но мы должны помнить, что за такими высказываниями достаточно часто стоит реальное нежелание ребенка жить. Родители могут воспринимать эти слова как манипуляцию. Даже если это манипуляция, это не значит, что он не может совершить суицидальную попытку. Когда родители сталкиваются с подобными высказываниями, нужно обязательно обратиться к психиатру.

О работе нейропсихолога

Нейропсихология - современное направление, суть которого состоит в поддержке и развитии функций, ответственных за абстрактное мышление, память, формирование навыков, усвоение материала. Очень часто трудности в учебе связаны с проблемами с концентрацией внимания, и это не обязательно синдром дефицита внимания. Это может быть небольшая задержка развития, вследствие которой задачи, поставленные перед ребенком, оказываются чрезмерно сложны.

Все мы наверняка помним детей, которые в школе отвлекались и отвлекали других детей, могли выбежать из класса или залезть под парту. Это могут быть не только проявления синдрома дефицита внимания, но и реакция на стресс, и банальная перегрузка. Задача нейропсихолога - поддержка детей и развитие навыков концентрации.

Нейропсихолог проводит диагностику, оценивает, какие функции недостаточно развиты, и разрабатывает программу коррекции. Это интересные занятия, например, специально разработанные компьютерные игры, или физические упражнения, которые вовлекают разные участки тела и разные мышцы, связанные с развитием каких-то психических функций. Мы активно используем программы, нацеленные на правильное развитие саморегуляции. Например, биологическую обратную связь. Задача в том, чтобы ребенок тренировал навыки концентрации внимания.

О гаджетах, чрезмерной нагрузке и поддержке детей

Сегодня на плечи детей с самого раннего возраста ложится колоссальная нагрузка. Поэтому для многих гаджеты становятся единственным средством отвлечься, отдохнуть от реальности, в которой они испытывают стресс. Есть и обратная сторона этой проблемы. Многие дети из-за гаджетов лишены обычных «детских игр» и радостей. Например, когда они «дурачатся», дерутся на подушках, катаются на санках. Нередко дети лишены эмоционального контакта с родителями. Гаджеты становятся его заменой, а это прямой путь к развитию зависимости и психологии зависимого поведения.

Проблемы эмоционального развития, недостаток поддержки в будущем чреваты более тяжелыми проблемами поведения, которые могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. В детстве у человека формируется образ себя, он формулирует ответ на вопрос «кто я в этом мире?». Если по какой-то причине он не получает нужной поддержки, в будущем он может испытывать сложности с тем, чтобы найти себе партнера, построить близкие отношения, чувствовать себя счастливым. Нерешенные психологические проблемы в детстве могут стать причиной трудностей во взрослом возрасте, с которыми справиться гораздо сложнее.

В ситуации перегрузок мы в большей степени работаем с родителями, помогаем им правильно оценивать возможности ребенка, структурировать его расписание. Если родители привыкли ставить перед собой амбициозные цели, обычно это транслируется и на детей. Но важно помнить, что у ребенка всегда должно быть время на то, чтобы подурачиться, чтобы ничем не заниматься и вести себя так, как и положено детям.

О расстройствах аутистического спектра и шизофрении

Детям с расстройствами аутистического и шизофренического спектра мы предлагаем всю помощь, в которой они нуждаются. Обычно родителям с такими детьми приходится обращаться в разные центры, чтобы получить комплексную реабилитацию. У нас все специалисты работают вместе согласно общему плану. Малыша могут вести и нейропсихолог, и дефектолог, и психиатр.

Шизофрения обычно начинает проявлять себя в подростковом возрасте. На существование проблем могут указывать нарушения сна, замкнутость, трудности с учебой, быстрая смена настроения, странные высказывания. Но все эти симптомы не являются специфическими, их очень легко спутать с подростковым кризисом. Если у ребенка конфликт в школе, это явно не повод идти к психиатру. Но если помимо этого есть раздражительность, нарушение сна, быстрые смены настроения, тревога, которые существуют более двух недель и продолжают нарастать, лучше обратиться к специалисту.

На данный момент при правильном лечении существует возможность устойчивой ремиссии. Важно как можно раньше начать оказывать помощь. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда родители боятся обратиться к психиатру и длительное время пытаются решить проблему самостоятельно или с помощью психологов. В результате ребенок не получает необходимое лечение и помочь ему значительно сложнее.

О детской депрессии

Депрессивные состояния могут проявляться в раннем возрасте, иногда с 5–6 лет. Они развиваются у детей с предрасположенностью к депрессии, которая в том числе может активизироваться под влиянием внешних факторов. Часто при депрессии требуется госпитализация, потому что, к сожалению, эти состояния могут становиться опасными для жизни, когда у ребенка появляются суицидальные идеи или он может наносить себе порезы с целью облегчить душевные страдания.

Помощь детям требует особого искусства. К сожалению, в детской практике разрешен к использованию только узкий круг препаратов. С детьми работает психотерапевт, с родителями - психолог. Наша задача - не только вылечить пациента, но и не допустить повторения заболевания.

О расстройствах приема пищи

К нам часто поступают дети с нарушением пищевого поведения, обычно это девочки-подростки с анорексией или булимией. К сожалению, родители не сразу обращаются за помощью, даже видя, что ребенок ограничивает себя в еде, много занимается спортом, теряет вес. У девочек нарушается менструальный цикл, это опасный фактор, в будущем он может привести к бесплодию и другим проблемам. Если родители видят, что у дочери снижается вес, она после еды закрывается в туалете, вызывает рвоту, если мама замечает, что у девочки нарушен менструальный цикл, нужно обязательно проконсультироваться с психиатром: нарушение пищевого поведения в тяжелых стадиях угрожает жизни.

Детям с нарушениями пищевого поведения требуется обследование, и здесь мы находимся в выгодном положении: мы можем вести пациентов совместно с эндокринологом, гинекологом и терапевтом, тогда как обычные психиатрические клиники не всегда имеют в штате соматических докторов. Это всегда стационарное лечение, с длительной психотерапевтической поддержкой. Когда ребенок ограничивает себя в еде, он испытывает приятное состояние эйфории. Поскольку анорексия нередко сочетается с депрессией, ребенку сложно отказаться от состояния легкости и эмоционального подъема. Психотерапевт учит подростка справляться со сложными ситуациями и эмоциональными состояниями.

О заблуждениях родителей

В нашей стране существует заблуждение в отношении лекарственной терапии. Она считается опасной, есть миф о том, что она вызывает зависимость, меняет личность человека. К сожалению, это приводит к тому, что родители используют все возможные средства, вплоть до экстрасенсов, только бы не обращаться к психиатру. На самом деле лекарственная терапия для многих детей - абсолютное спасение. Она помогает им жить нормальной жизнью, потому что действительно меняют личность человека именно психические расстройства. Кроме того, родители опасаются, что на ребенке будет поставлена печать: он лечился у психиатра. В нашей клинике любая информация о пациентах конфиденциальна.

Еще один миф - убежденность в том, что диагностика в психиатрии относительна и субъективна. Мы работаем с четкой системой диагностики, которая основана на международных стандартах, и при этом имеем возможность дополнительных клинических обследований.

Как предупредить детские психические расстройства

Для того чтобы предупредить психическое расстройство, нужно вовремя обратиться к специалисту. Что касается психоэмоциональных, невротических проблем, здесь в первую очередь важен эмоциональный контакт. Нужно проводить с детьми больше времени. У многих родителей сейчас нет такой возможности, поэтому мы предлагаем создавать специальные семейные ритуалы. Например, в определенное время играть вместе или ходить в кафе. Помогают семейные обеды или ужины - то время, когда вся семья может собраться вместе. Причем речь идет о фиксированном регулярном времяпрепровождении. Когда семья делает что-то вместе, это помогает компенсировать недостаток внимания, который может возникнуть в повседневной суете. И очень важно, чтобы в течение этого времени вы могли действительно сконцентрироваться на общении. Такие ритуалы являются отличной профилактикой недостаточного эмоционального контакта.

27-летней Насте приходится постоянно контролировать тело. Но это не мешает ей заниматься любимым делом: она окончила Государственный специализированный институт искусств и работает менеджером проекта «Вдохновлен тобой».

Проблемы, с которыми сталкивалась Настя, хорошо знакомы многим. В школе - травля, в семье - гиперопека. Только справляется она с ними иначе, более осознанно. Цена ее успеха - это отказ. От отношений, которые изматывают и ничего не дают взамен, от профессии, к которой не лежит душа, от желания всегда побеждать.

В поисках индивидуальных способов реабилитации Настя занималась легкой атлетикой, йогой и скалолазанием. А еще она регулярно проходит лечебные курсы в реабилитационных центрах и точно знает, что беспокоит людей с похожими заболеваниями. «Это потрясающий опыт, - признается Настя. - Я вижу, с чем сталкиваются эти люди, и понимаю, что я не одна».

Как спикер ты часто говоришь о взаимоотношениях матери и ребенка с особенностями. О чем тебя спрашивают слушатели?

Родители детей с ДЦП часто спрашивают меня, как им правильно воспитывать ребенка, что делать и чего не делать? Я всегда отвечаю, что в первую очередь ребенка травмируют открытые обвинения в том, что мама из-за него не может выйти замуж, устроиться на работу, что она чего-то себя лишает. Это нечестная игра в одни ворота, и кроме рваной раны в отношениях вы ничего не добьетесь. Лучше всего относиться к ребенку как к здоровому человеку, ничего не списывая на болезнь. Так ему легче будет приспособиться к жизни, влиться в нее. Когда-нибудь ему придется жить без мамы и папы - и ему нужно учиться этому.

С какими трудностями тебе пришлось столкнуться в школе?

Я ходила в коррекционную школу, где учились или дети с минимальными отклонениями, или совершенно здоровые дети, чьи родители покупали справки: программа была стандартная, но в классах было всего по 7-8 человек, и каждому ученику могли уделить больше внимания. Там я узнала, что такое травля.

Мое заболевание видно невооруженным глазом, и реагировали на меня очень остро: вещи засовывали в унитаз и мочились на них, в меня постоянно чем-то кидались, плевались на уроках. Учителя сначала реагировали, а потом перестали обращать внимание, и мне приходилось справляться самой.

Если ни родители, ни учителя не могли защитить от травли, как ты с этим справлялась?

Травля продолжалась вплоть до выпускного. Меня спасал конный спорт: в четыре года я начала заниматься иппотерапией, а в девять лет уже участвовала в первом чемпионате России. Так что у меня была альтернативная среда, которая помогала мне забывать о проблемах в школе. Важно, чтобы у ребенка (особенно если его отторгает группа) было дело, которое ему нравится, с которым он хорошо справляется. И здорово, если родители помогают ему найти такое дело.

Вот чем на самом деле ограничены возможности - тепличными условиями, которые сужают кругозор

Кроме того, мне помогли психологи в школе и в реабилитационных центрах. Все, что называется первичной детской адаптацией, я прорабатывала с психологами уже в сознательном возрасте. Большинство людей с инвалидностью отказываются от этой работы. Я пыталась понять, почему, а в ответ слышала: «Я же не сумасшедший! Зачем мне психолог?!» Но я всегда соглашалась на терапию - для меня важно слышать экспертное мнение.

В старших классах у меня появился молодой человек, который сделал мне предложение. Моя мама тоже подливала масла в огонь: «А вдруг никого больше не будет?» Она твердила, что мне надо выйти за него замуж, но я не хотела и очень корила себя за это.

Это все происходило в выпускном классе, когда ты решила поступать в медицинский. Почему именно туда?

На протяжении полугода мама каждый день твердила, как это удобно: лечить себя, выписывать себе справки, больничный, направления в санаторий. В итоге я с ней согласилась. К сожалению, тогда никто не говорил о существовании других, более интересных мне профессий, например, маркетолога или PR-менеджера. Вот чем на самом деле ограничены возможности - тепличными условиями, которые сужают кругозор. Он расширился только тогда, когда я вышла в самостоятельную жизнь.

За полгода я с помощью репетиторов «проглотила» всю программу по химии, сдала вступительные экзамены и поступила в РУДН. А когда началась учеба, меня стало «ломать». Дорога до университета была похожа на квест: три часа пути, корпуса на разных станциях метро. Я даже пообедать нормально не могла: одногруппники перекусывали по дороге, а мне нужно было сесть и поесть спокойно. В итоге я похудела до 46 кг.

Молодой человек постоянно жаловался, что я не уделяю ему времени, а у меня его просто не было. Мы стали чужими и в конце концов расстались.

Настя стала героиней документального фильма «А какой ты?» режиссера Анастасии Штандке. Фильм отмечен призами на российских и международных фестивалях.

Как ты решилась бросить медицинский институт и стать моделью?

Это был сложный период. Я встретила фотографа, максимально приближенного к моему идеалу мужчины - тому образу, который я представляла себе еще в детстве. Когда мы начали общаться, я поняла, что он меня не отталкивает - это было удивительно. Это сейчас я чувствую себя шикарной женщиной, а тогда я была девочкой с комплексами.

Он сказал мне: «Твоя особенность просто заставляет на тебя смотреть. Я вижу красивое лицо, красивые руки, запястья...» Отношения длились недолго, но именно с них начались «шикарная женщина» и моя карьера в модельном бизнесе. Я сбегала с лекций на кастинги, хоть мне и было ужасно стыдно за это. Я скрывала это от родителей, потому что знала их отношение к модной индустрии. Они думают, что там все через постель.

Что происходило с тобой в тот переломный момент?

Я остро переживала расставание, не смогла сдать сессию. Каждый день меня мучили головные боли, в метро я падала в голодные обмороки. Однажды я решила: хватит, больше я этого терпеть не буду. И забрала документы. Было сильное чувство вины перед родителями. Позже они не раз говорили мне с упреком: «Мы столько денег на тебя потратили!»

Они гордились моей учебой, а я не оправдала надежд. Они, возможно, даже не видели всех проблем, с которыми я сталкивалась: мешала гордость.

Я сказала самой себе: «Я разрешаю себе быть красивой и пойти работать моделью, несмотря на инвалидность. Я разрешаю себе попробовать»

Для меня настал период, когда хочется побыть одной, побыть своей, самой собой, «нащупать» себя. До этого я очень часто стеснялась болезни, своего тела и желаний. Они постоянно осуждались моим окружением и казались мне какими-то постыдными, неправильными.

Но я сказала самой себе: «Я разрешаю себе быть красивой и пойти работать моделью, несмотря на инвалидность. Я разрешаю себе попробовать». А еще я оставила себе пространство для провала. Этому меня когда-то научил школьный психолог: оставлять место для проигрыша. В подростковом возрасте этот совет я воспринимала в штыки. А когда повзрослела, поняла, насколько важно выполнять это условие.

Модельный бизнес был созвучен тому, что у меня внутри. Я начала создавать портфолио: придумывала идеи образов и предлагала их фотографам. У меня было четкое понимание того, как это будет выглядеть на снимке. Не все люди обладают этим видением. Десять лет назад индустрия была совсем другой: тогда о людях с инвалидностью на подиуме даже не говорили. Я решила, что не буду писать в анкете про ДЦП, что мне нужно стать именно хорошей моделью и конкурировать с другими на равных условиях. И у меня получилось. Это было здорово. Невероятный драйв, на который ты подсаживаешься и уже не можешь жить без этого.

С дочерью Ульяной.

Как изменилась твоя жизнь после рождения дочери?

Я всегда понимала, что у меня инвалидность, но она не была такой очевидной, я не воспринимала ее как ограничивающий фактор. А когда появился ребенок, я осознала, что другая, что я инвалид. Например, столкнулась с тем, что городская среда совершенно не адаптирована, даже для детских колясок. Людям было тяжело понять, что этот здоровый ребенок - мой, что мне его не доверили, я сама его родила. Однажды женщина подумала, что я пьяная, и заявила на меня.

Твои отношения с матерью были сложными. Как ты воспитываешь дочь?

В отличие от матери, для меня насилие недопустимо. Она очень часто срывала на меня агрессию, когда у нее не получалось что-то объяснить. После нескольких ударов я, конечно, пугалась и со всем соглашалась. И в этот момент ей казалось, что я наконец-то поняла. Все это оставило травму. Сейчас мне очень тяжело ответить тому, кто ведет себя агрессивно. Я, вроде бы, должна уметь ответить обидчику, но не могу.

Однажды в Еврейском центре толерантности я слушала лекцию о еврейском воспитании. Там прозвучала очень интересная мысль: что очень важно видеть в своих детях самостоятельную реальную личность, а не выдуманного ребенка в своей голове. Мне эта идея очень близка.

Важно, чтобы родители создавали среду и условия для развития детей с особенностями, а не делали что-то за них

В детстве, когда я с чем-то не справлялась, у меня все вырывали из рук. Понимаю, маме действительно иногда проще сразу сделать что-то самой, чем поручать ребенку. Но даже сейчас, когда я приезжаю в гости к родителям и, например, пытаюсь что-нибудь приготовить, ситуация повторяется, и я словно вновь попадаю в детство. Муж однажды увидел это и сказал: «Настя, они тебе ничего не дают делать. Но ты же все это умеешь!..»

Сейчас у нас дома полупрофессиональная кухня, и там есть удобные для меня приспособления. Муж просто задумался и создал нужные мне условия.

Важно, чтобы родители создавали среду и условия для развития детей с особенностями, а не делали что-то за них. Учите детей готовить и не убирайте за ними на кухне. Покажите, как пользоваться банковской картой. Приучайте к бытовым гаджетам: электрической зубной щетке, кухонному комбайну... И главное, пусть они учатся самостоятельно доставать справки: объясняйте или вместе разбирайтесь, какая бумажка где берется.

А как ты сама создаешь условия для ребенка?

Это сложная и болезненная тема. Мои родители получили квартиру как семья с ребенком-инвалидом, но въехал в нее сын моего отца от первого брака. Несколько лет я ее с боем отвоевывала для дочери, Ульяны. Если бы не дочь, я бы и дальше терпела эту несправедливость: папа тоже применял силу в воспитании, и я его боялась. Он считает, что я должна была находиться рядом с ними всю жизнь: ты можешь выйти замуж и родить, но все равно должна вернуться в семью.

Почему родители не могут просто порадоваться за ребенка и отпустить его?

А почему мне мама до сих пор звонит и говорит: «Ты ко мне еще приползешь!»? Я не знаю. Я стала чемпионкой, поступила в мединститут, но что бы я ни делала, для этих людей ничего не изменится. Мать водила меня к психиатру, когда мне было 15 лет. Врач сказал: «У Насти проблема, вы ее не хвалите, и она мучается». Мне было важно, чтобы меня обнимали, целовали, гладили, и врач посоветовал матери все это делать. Ее хватило ровно на две недели. Потом она высмеяла психиатра, и этим все кончилось.

Но с этим еще можно бороться. А вот сексуальное воспитание - это полный провал. Мне повезло, в моем случае эти пробелы восполнил муж, у него первое образование педагогическое.

Считается, что мама ребенка с особенностями должна ходить к психологу. Но в реальности она вряд ли туда пойдет. Этим женщинам иногда на себя времени не хватает. Но, отказываясь от помощи специалиста, они уродуют детей своей гиперопекой. Я часто встречаю девушек, которые пытались жить самостоятельно, но в итоге вернулись к родителям, потому что не могли адаптироваться. Чаще всего после таких «вылазок» страх большой жизни сохраняется навсегда.

Ты сейчас много времени уделяешь просветительской работе. Какая у нее цель?

Я не хочу, чтобы кто-то другой мучился так, как я.

Вообще эту идею я отчасти позаимствовала у мамы. Я готова признавать ее заслуги. Именно благодаря ей я занималась конным спортом, поступила в медицинский. Если бы у меня не было этого опыта, я бы не стала TED-спикером. Она мой идейный вдохновитель. Я часто слышала от нее, что ДЦП можно было бы предотвратить. Но так сложились обстоятельства.

Я выросла и подумала: почему бы не сделать так, чтобы все знали? Чтобы другим удалось избежать того, что произошло со мной?

По рассказам родителей, я родилась во время августовского путча. Мама лежала в медицинском центре на Таганке. Ее предупредили об осложнениях, рекомендовали рожать в больнице, под наблюдением врачей, но отпустили домой, поскольку в роддоме было небезопасно.

В это время в Твери бабушка, которая присматривала за моими старшими сестрами, сломала ногу. Она попросила родителей о помощи, и они поехали вдвоем. Папа повез бабушку в больницу, а у мамы начались схватки. Она родила меня за 20 минут, в избе, это было похоже на выкидыш. Мама схватила меня и побежала в медпункт. А медпункте были пьяный врач и медсестра. Мама и медсестра с помощью справочника рассчитали дозу инъекции иммуноглобулина, ввели ее, и на этом моменте развитие паралича закончилось.

Но она всю жизнь говорила: «Если бы я знала, что будут такие последствия, я бы никогда туда не поехала». И это «если бы» звучало постоянно. Я выросла и подумала: «Почему бы не сделать так, чтобы все знали? Чтобы другим удалось избежать того, что произошло со мной?» У меня для этого есть все: медицинские знания, представительские навыки, знания PR. Наверно, бог создал меня именно такой, чтобы я об этом говорила.

Многое из того, что происходит с человеком в детские годы, оказывает свое влияние на его будущее. Нет никакого рецепта успеха и счастья, тем не менее психологи выделили несколько факторов, которые обеспечивают более удачную жизнь. Познакомьтесь с ними, чтобы узнать, какие присутствовали и в вашем детстве.

Если вы не следуете правилам, у вас будет высокий доход

Исследователи обнаружили, что более высокий уровень дохода гарантируют не только высокий интеллект, хорошее социально-экономическое положение родителей и уровень образования, но и стремление ломать правила и нежелание подчиняться родителям. Более мягкие и покладистые дети зарабатывают меньше, потому что не всегда умеют постоять за себя.

Если родители ссорились при вас, вы лучше адаптируетесь

Все хорошо в меру. Дети из семей с постоянными ссорами хуже справляются во взрослой жизни. Зато дети из семей, где конфликты проходили с поддержкой друг друга и поиском компромисса, лучше умеют налаживать отношения с окружающими и хорошо учатся в школе. Если дети наблюдают, как родители разрешают свои конфликты, они счастливее, чем, те, кто вообще не видит ссор. У первой категории детей есть понимание, что родители со многим могут справиться. К тому же ребенок копирует тактику поведения взрослых.

Если ваши родители развелись в вашем детстве, у вас будут плохие отношения с ними

Если ваши родители расстались еще тогда, когда вам было от трех до пяти лет, у вас не будет с ними надежной связи, особенно это касается отцов. Тем не менее на вашу личную жизнь это не повлияет.

Ваше поведение в детском саду определяет, как вы будете учиться и искать работу

Исследователи оценили поведение более семисот детей и обнаружили, что между поведением в детском саду и навыками общения во взрослом возрасте есть связь. Те, кто уже в детстве умеет сотрудничать и понимает чувства окружающих, хорошо заканчивают университет и находят работу к двадцати пяти годам. Те, кто не может найти друга, чаще оказываются в тюрьме, злоупотребляют алкоголем и нуждаются в социальном пособии.

Если вы девочка и ваша мама ходит на работу, вы будете получать больше

Если ваша мама не была домохозяйкой, это может оказать на вас положительный эффект. Дочери работающих матерей дольше учатся, чаще получают управляющие должности и имеют более высокий доход, чем сверстницы с матерями-домохозяйками. Эффект заметен и у мальчиков - во взрослой жизни они больше внимания уделяют домашним делам и заботе о детях.

Если вы мальчик и ваша мама работает, вы будете лучшим отцом

Разделение ролей в доме служит положительным примером для ребенка, и мальчик из такой семьи будет охотнее помогать жене заниматься ребенком и домашними делами.

Если вы копировали родителей, вы более открытый человек

Если вы подражали родителям, даже не понимая в деталях, что именно делаете, во взрослом возрасте вы будете более открыты новым культурам.

Если над вами сексуально надругались, вы будете страдать от лишнего веса

Исследования обнаружили связь между насилием и расстройствами пищевого поведения. Девочки, столкнувшиеся с насилием, на 27% чаще сталкивались с лишним весом, а у мальчиков вероятность возрастает еще больше - на 66%.

Популярность в школе во взрослой жизни может привести к проблемам

В школьные годы вы хотели быть популярным и курили или пили алкоголь? Во взрослой жизни это может привести к серьезным проблемам. Те, кто пытается быть зрелым до наступления истинной зрелости, могут потом оказаться связаны с преступностью.

Если у ваших родителей высокий доход, у вас выше оценки

Согласно исследованиям ученых Стенфордского университета, у детей богатых родителей выше успеваемость. Социально-экономический статус многое определяет в том, как ребенок стремится к знаниям.

Если вы из бедной семьи, у вас могут быть проблемы с памятью

Ученые заметили, что дети из бедных семей во взрослой жизни нередко сталкиваются с проблемами с памятью.

Если вы смотрели много жестоких сериалов, вы будете агрессивным человеком

Дети, которые смотрят много детективных сериалов с жестокими сценами, вырастают более агрессивными и резкими.

Если вы рано начали заниматься математикой, потом вам будет проще

Математические навыки в раннем детстве помогают в школе и делают обучение в дальнейшем куда проще. Что интересно, это даже улучшает навык чтения!

Если у ваших родителей были зависимости, вы будете серьезным человеком

Если вы наблюдали за тем, как родители злоупотребляют наркотиками или алкоголем, скорее всего, вы научились играть роль родителя для них самих. В результате вы потеряли детство и стали взрослым человеком слишком быстро.

Если у ваших родителей были высокие ожидания, вам проще поступить в университет

На основании данных исследования, проанализировавшего судьбы более шести тысяч человек, ученые обнаружили, что многое в успехе ребенка определяется ожиданиями родителей. Если родители с детства уверены, что ребенок получит высшее образование, цель становится ближе.

Если ваши родители не давали вам решать самостоятельно, вы можете столкнуться с созависимостью

Если вам не позволяли самостоятельно выбирать одежду или еду, вы можете оказаться в зависимых отношениях. Вы будете искать партнера, который полностью будет вас контролировать.

Если вы много смотрели в детстве телевизор, у вас могут быть проблемы с коммуникацией

Телевизор мешает общению родителей с детьми, что в результате нарушает навыки коммуникации и во взрослой жизни.

Если над вами издевались, вам трудно контролировать эмоции

Исследователи обнаружили, что люди с тяжелым детством имеют худшую память и не способны контролировать свои эмоции.

Если вы были ребенком с хорошим самоконтролем, вы будете более успешным взрослым

Дети, которые способны себя контролировать с ранних лет, вырастают здоровыми, финансово обеспеченными людьми, в отличие от тех, кто не умеет себя вести.

Если ваша мама брала декретный отпуск, вы будете успешнее

Если мама уделяла вам максимум внимания в ваши первые годы, вам будет проще в жизни. Ученые отмечают положительное воздействие как на уровень интеллекта, так и на доход.

Если ваши родители внимательны к вам, вам проще создать здоровые отношения

Если родители были внимательны и хорошо заботились о ребенке, он, скорее всего, сможет построить здоровые отношения и добьется успеха в сфере образования. Хорошие отношения с родителями с первых дней влияют на всю жизнь человека.

Если с вами плохо обращались в детстве, вы подвержены депрессии

Согласно данным английских исследователей, люди, столкнувшиеся с издевательствами в детстве, чаще сталкиваются с проблемой депрессивного расстройства.

Если вы сталкивались с проблемами, вы потом достигнете большего успеха

Согласно данным исследований, люди, столкнувшиеся с тяготами и проблемами в детские годы, учатся не сдаваться и бороться до последнего. Такому человеку проще доводить начатое до конца.

Если вы делали в детстве дела по дому, вы лучше умеете сотрудничать

Если ребенок не моет за собой посуду, кто-то делает это за него. Важно, чтобы у ребенка была своя ответственность, чтобы он понимал, как важно работать и делать свой вклад в общее дело. Тогда во взрослом возрасте он умеет сотрудничать с коллегами, понимает их чувства и может действовать самостоятельно.

Многое из того, что происходит с человеком в детские годы, оказывает свое влияние на его будущее. Нет никакого рецепта успеха и счастья, тем не менее психологи выделили несколько факторов, которые обеспечивают более удачную жизнь.

Познакомьтесь с ними, чтобы узнать, какие присутствовали и в вашем детстве.

Исследователи обнаружили, что более высокий уровень дохода гарантируют не только высокий интеллект, хорошее социально-экономическое положение родителей и уровень образования, но и стремление ломать правила и нежелание подчиняться родителям. Более мягкие и покладистые дети зарабатывают меньше, потому что не всегда умеют постоять за себя.

Если родители ссорились при вас, вы лучше адаптируетесь

Все хорошо в меру. Дети из семей с постоянными ссорами хуже справляются во взрослой жизни. Зато дети из семей, где конфликты проходили с поддержкой друг друга и поиском компромисса, лучше умеют налаживать отношения с окружающими и хорошо учатся в школе. Если дети наблюдают, как родители разрешают свои конфликты, они счастливее, чем, те, кто вообще не видит ссор. У первой категории детей есть понимание, что родители со многим могут справиться. К тому же ребенок копирует тактику поведения взрослых.

Если ваши родители развелись в вашем детстве, у вас будут плохие отношения с ними

Если ваши родители расстались еще тогда, когда вам было от трех до пяти лет, у вас не будет с ними надежной связи, особенно это касается отцов. Тем не менее на вашу личную жизнь это не повлияет.

Ваше поведение в детском саду определяет, как вы будете учиться и искать работу

Исследователи оценили поведение более семисот детей и обнаружили, что между поведением в детском саду и навыками общения во взрослом возрасте есть связь. Те, кто уже в детстве умеет сотрудничать и понимает чувства окружающих, хорошо заканчивают университет и находят работу к двадцати пяти годам. Те, кто не может найти друга, чаще оказываются в тюрьме, злоупотребляют алкоголем и нуждаются в социальном пособии.

Если вы девочка и ваша мама ходит на работу, вы будете получать больше

Если ваша мама не была домохозяйкой, это может оказать на вас положительный эффект. Дочери работающих матерей дольше учатся, чаще получают управляющие должности и имеют более высокий доход, чем сверстницы с матерями-домохозяйками. Эффект заметен и у мальчиков – во взрослой жизни они больше внимания уделяют домашним делам и заботе о детях.

Если вы мальчик и ваша мама работает, вы будете лучшим отцом

Разделение ролей в доме служит положительным примером для ребенка, и мальчик из такой семьи будет охотнее помогать жене заниматься ребенком и домашними делами.

Если вы копировали родителей, вы более открытый человек

Если вы подражали родителям, даже не понимая в деталях, что именно делаете, во взрослом возрасте вы будете более открыты новым культурам.

Если над вами сексуально надругались, вы будете страдать от лишнего веса

Исследования обнаружили связь между насилием и расстройствами пищевого поведения. Девочки, столкнувшиеся с насилием, на 27% чаще сталкивались с лишним весом, а у мальчиков вероятность возрастает еще больше – на 66%.

Популярность в школе во взрослой жизни может привести к проблемам

В школьные годы вы хотели быть популярным и курили или пили алкоголь? Во взрослой жизни это может привести к серьезным проблемам. Те, кто пытается быть зрелым до наступления истинной зрелости, могут потом оказаться связаны с преступностью.

Если у ваших родителей высокий доход, у вас выше оценки

Согласно исследованиям ученых Стенфордского университета, у детей богатых родителей выше успеваемость. Социально-экономический статус многое определяет в том, как ребенок стремится к знаниям.

Если вы из бедной семьи, у вас могут быть проблемы с памятью

Ученые заметили, что дети из бедных семей во взрослой жизни нередко сталкиваются с проблемами с памятью.

Если вы смотрели много жестоких сериалов, вы будете агрессивным человеком

Дети, которые смотрят много детективных сериалов с жестокими сценами, вырастают более агрессивными и резкими.

Если вы рано начали заниматься математикой, потом вам будет проще

Математические навыки в раннем детстве помогают в школе и делают обучение в дальнейшем куда проще. Что интересно, это даже улучшает навык чтения!

Если у ваших родителей были зависимости, вы будете серьезным человеком

Если вы наблюдали за тем, как родители злоупотребляют наркотиками или алкоголем, скорее всего, вы научились играть роль родителя для них самих. В результате вы потеряли детство и стали взрослым человеком слишком быстро.

Если у ваших родителей были высокие ожидания, вам проще поступить в университет

На основании данных исследования, проанализировавшего судьбы более шести тысяч человек, ученые обнаружили, что многое в успехе ребенка определяется ожиданиями родителей. Если родители с детства уверены, что ребенок получит высшее образование, цель становится ближе.

Если ваши родители не давали вам решать самостоятельно, вы можете столкнуться с созависимостью

Если вам не позволяли самостоятельно выбирать одежду или еду, вы можете оказаться в зависимых отношениях. Вы будете искать партнера, который полностью будет вас контролировать.

Если вы много смотрели в детстве телевизор, у вас могут быть проблемы с коммуникацией

Телевизор мешает общению родителей с детьми, что в результате нарушает навыки коммуникации и во взрослой жизни.

Если над вами издевались, вам трудно контролировать эмоции

Исследователи обнаружили, что люди с тяжелым детством имеют худшую память и не способны контролировать свои эмоции.

Если вы были ребенком с хорошим самоконтролем, вы будете более успешным взрослым

Дети, которые способны себя контролировать с ранних лет, вырастают здоровыми, финансово обеспеченными людьми, в отличие от тех, кто не умеет себя вести.

Если ваша мама брала декретный отпуск, вы будете успешнее

Если мама уделяла вам максимум внимания в ваши первые годы, вам будет проще в жизни. Ученые отмечают положительное воздействие как на уровень интеллекта, так и на доход.

Если ваши родители внимательны к вам, вам проще создать здоровые отношения

Если родители были внимательны и хорошо заботились о ребенке, он, скорее всего, сможет построить здоровые отношения и добьется успеха в сфере образования. Хорошие отношения с родителями с первых дней влияют на всю жизнь человека.

Если с вами плохо обращались в детстве, вы подвержены депрессии

Согласно данным английских исследователей, люди, столкнувшиеся с издевательствами в детстве, чаще сталкиваются с проблемой депрессивного расстройства.

Если вы сталкивались с проблемами, вы потом достигнете большего успеха

Согласно данным исследований, люди, столкнувшиеся с тяготами и проблемами в детские годы, учатся не сдаваться и бороться до последнего. Такому человеку проще доводить начатое до конца.

Если вы делали в детстве дела по дому, вы лучше умеете сотрудничать

Если ребенок не моет за собой посуду, кто-то делает это за него. Важно, чтобы у ребенка была своя ответственность, чтобы он понимал, как важно работать и делать свой вклад в общее дело. Тогда во взрослом возрасте он умеет сотрудничать с коллегами, понимает их чувства и может действовать самостоятельно.