Меню
Бесплатно
Главная  /  Психиатрия (разное)  /  Как добывают шёлк. Материалы. Натуральный шелк с полуострова Крым

Как добывают шёлк. Материалы. Натуральный шелк с полуострова Крым

Дюпон - тяжелая плотная ткань. Его изготавливают из двух нитей: раскрученных (основа) и резаных (уток). Подходит для обивки мебели, изготовления одежды и как портьерная ткань.

Атлас - плотная шелковая ткань. Лицевая сторона глянцевая, блестящая и гладкая, а изнаночная матовая. Такой вид переплетения ткани изобрели в Китае. В Европу данная технология попала вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда по великому шёлковому пути.
Атлас используют для изготовления шарфов, платков, одежды и пр. Разные виды атласа обуславливает разная плотность и ширина ткани. Одна из разновидностей тонкого атласа - шармез .

Жаккард - шёлк с разнообразными узорами, обусловленными особым переплетением шелковых нитей. Его производят на специальном жаккардовом станке. Эта красивая ткань используется для пошива блузок, платьев и платков, а также в интерьере.

Креп-жоржет - поверхность этого вида шелковой ткани матовая, текстура плотная. Ткётся из нитей повышенной крутки, за счет чего практически не мнется. Очень удобен в носке.

Бархат - ткань с густым мягким ворсом на лицевой стороне. Также используется для изготовления одежды и в интерьере.

Парча́ - тяжёлая шелковая ткань с узором, выполненным металлическими нитями с серебром, золотом или их сплавами с иными металлами.

Крепдешин - в переводе с французского означает волнистый, шероховатый. Он тонкий, зернистый на ощупь, как песок. Идеален для драпировки и воланов, очень хорошо носится и почти не мнется.

Эпонж - в переводе с французского - «губка». Поверхность этой ткани похожа на губку. Она имеет не слишком плотное переплетение нитей. Как правило, это цветной рисунок в виде широких полос, клетки или красивого орнамента.

Органза - жесткая прозрачная шелковая ткань полотняного переплетения с сильно закрученной нитью. Бывает матовой и блестящей. Впервые была произведена в Индии под названием "органди".
Используется в пошиве вечерней и театральной одежды, дизайне интерьера и изготовлении цветов из ткани.

Муслин - тонкая прозрачная ткань. Вырабатывается из однониточного натурального шёлка повышенной крутки; используется для изготовления платьев, театральных костюмов и пр.

Саржа - шёлк с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном набивной и гладкокрашеной. Используется как платьевая, подкладочная и техническая ткань.

Туаль - шелковая ткань с некрученой нитью полотняного переплетения. Она мягкая и легкая, с благородным блеском. Чаще всего используется в виде подкладки дорогой одежды, а также пользуется спросом у художников по батику.

Чесуча (дикий шелк) - суровая платяная ткань, имеющая желтоватый цвет. Она изготавливается из особого сорта шелка – туссора или из шелковых очесов. Диким шелком также называют шелк из резаных нитей, или же шелк, выработанный из разноволокнистых коконов дикого шелкопряда (дубовый шелкопряд). Данный вид ткани редко отбеливают или окрашивают, так что он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для склонных к аллергии людей.

Шифон - тонкая прозрачная струящаяся шелковая ткань полотняного переплетения из нитей креповой крутки. Очень легкая и прозрачная. Идеальна для изготовления блузок и шарфов.

Эксцельсиор - шёлк с некрученой нитью полотняного переплетения. Легкая и мягкая ткань. Как правило с набивным рисунком или гладкоокрашенная. Пользуется спросом у дизайнеров, занимающихся батиком или созданием цветов из шелка.

Фуляр – легкий шёлк, очень мягкий. Считается непрочным материалом, поэтому одежду из него делают редко, используя больше как отделочный материал, для шарфов, шелковых цветов.

Газ - легкий и полупрозрачный шелк, потому что между нитями много пространства. Он бывает разным – гладким, узорчатым и диагонального переплетения.
- Газ-кристалл - был изобретен в 1852 г. Для его изготовления используется разноцветные нити основы и утка. От других видов шелка газ-кристалл отличает радужный блеск;
- Газ-иллюзион является самым тонким, практически прозрачным.
- Газ-рис - очень мягкий шёлк. Изготавливается из некрученых нитей шёлка-сырца.
- Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шёлка-сырца. Поэтому она имеет красивый золотистый цвет, но немного жестковата.

Вещи из натурального шёлка - настоящая роскошь! Элегантные и стильные предметы гардероба стоят прилично, поэтому к их выбору покупатели относятся весьма ответственно. Никто не хочет стать обладателем дорогостоящей вещи, для которой производитель использовал не натуральный шёлк, а качественный искусственный аналог.

На что обращают внимание требовательные покупатели? Как отличить натуральный шёлк от подделки? Об этом вы узнаете далее.

Критерии анализа материала

Подделка, какой бы она ни была качественной, не так нежна и мягка на ощупь. Оригинальные полотна приятно носить, они пропускают воздух и не накапливают статическое электричество. С благородностью и неповторимостью ткани, полученной из коконов тутовых шелкопрядов, не поспорить. Итак, чем же будет отличаться капрон от натурального «оригинала»? Многими критериями, описанными ниже.


При рассмотрении товарной позиции необходимо анализировать следующее:

  1. Визуальные особенности. Яркий, отчётливый и ослепляющий блеск - явный признак того, что в руках находится подделка. Шёлку тоже характерно мерцание, но лёгкое, приглушённое, приятное. Желательно осматривать вещь под искусственным источником света. Такой тест позволит правильно оценить блеск.
  2. Тактильные ощущения. Приятные эмоции, которые дарит натуральная дорогостоящая ткань после прикосновения, непередаваемы. Материалу присуща струящаяся лёгкая текстура. Он мгновенно адаптируется к температуре тела человека. Капрон тоже мягкий и невесомый, но холодный и сильно мнущийся.
  3. Кончик нити. Можно легко проверить подлинность, рассмотрев швы. Там просматриваются обрывы нитей. Какие они будут у «оригинала»? Кончики похожи на связанные пучки, состоящие из множества волокон. В результате обрыва капрона образуется кисточка.
  4. Горение. Увы, приобретая ту или иную вещь, покупатель не может провести эксперимент, для которого понадобится зажигалка. Однако такой тест позволит сделать добросовестный продавец ткани, ведь у него нет сомнений по поводу качества собственной продукции. Для анализа натуральности нужно поджечь небольшой кусочек полотна или даже отдельную нить. Подделка будет быстро гореть, издавать запах синтетики. Натуральные нити спекаются в валики и медленно гаснут. Что касается «аромата», то он схож с тем, который присущ палёному волосу.
  5. Прочность. Натуральный шёлк отличается долговечностью. Как в мокром, так и в сухом состоянии его нити очень сложно порвать. Если намочить синтетический аналог, то для разрыва не придётся прикладывать больших усилий.

Как видно, обладает множеством преимуществ. Искусственные полотна, схожие с ним, несправедливо называть подделкой. Слово уместно только в тех случаях, когда производитель или продавец преследует цель одурачить покупателя.


Кстати, дорогостоящая благородная ткань не лишена недостатков. При некорректном уходе полотно садится, теряет привлекательную форму. С изделиями из искусственного шёлка ничего подобного не случится. Однако при стойком воздействии солнечных лучей они выгорают, а вещи из натурального шёлка - нет.


Самый доступный способ проверки

Покупателю, конечно же, ни один продавец не позволит поджигать или замачивать в воде свой товар. Как же тогда узнать, натуральный шелк или нет? Прислоните вещь к щеке и оцените собственные ощущения. Возник хоть малейший дискомфорт? Не стоит покупать за баснословные деньги вещь из искусственного шёлка. Касание к натуральному изделию вызовет только положительные эмоции. Материал «сольётся» с кожей. Почему? Ранее шла речь об адаптивности ткани к температуре тела. Не зря же некоторые люди называют её второй кожей.

Профессиональный метод оценки

Оптовым покупателям ткани поставщик всегда пойдёт на уступки, предоставив образец материала. В данном случае целесообразно провести небольшой эксперимент.

Что для этого понадобится? Следующие составляющие:

  • 1 щепотка каустической соды;
  • 16 грамм сульфата меди;
  • 10 грамм глицерина.

Все перечисленные вещества нужно соединить в смесь. Полученный состав поможет убедиться в натуральности или поддельности ткани. Волокна, сделанные из кокона тутового шелкопряда, полностью растворятся в жидкости, а вот любые другие - нет. Химический метод оценки совершенен. Для профессионального анализа натуральности шёлка лучшего эксперимента не найти!

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

– это дорогая, глянцевая и гладкая ткань. Чтобы произвести шелковую нить, разматывают коконы тутового шелкопряда – средней по размеру, светлой бабочки, которая питается листьями шелковицы. Из шелка шьют одежду, бытовой текстиль, постельные комплекты.

Натуральный материал стоит недешево, поэтому неоднократно предпринимались попытки изготовить аналог либо заменитель. Искусственная ткань была изобретена, и ее стали производить из либо синтетических волокон. Часто заменитель шелка неотличим визуально от натуральной материи, но уступает в свойствах. Чтобы научиться различать материал, рассмотрим подробнее технологию изготовления, характеристики ткани и приемы, которые помогут установить истину и не ошибиться при покупке.

Шелковый путь: история

Согласно легенде, шелк изобрела китайская императрица Си Лин Ши. Она случайно размотала кокон насекомого, который упал в чашку чая, а затем соткала из нее ткань. Императрица долго наблюдала за жизнью тутовых шелкопрядов и со временем научила искусству изготовления шелка весь свой двор и приближенных служанок. Поэтому традиционно шелк в Китае изготавливали женщины. Си Лин Ши стали почитать как богиню, покровительницу этой материи.

Тутовый шелкопряд

Секрет изготовления ткани строжайше охранялся. Только император и его семья, а также наиболее высокопоставленные чиновники имели право носить шелковые одеяния. Ни одна страна мира не обладала секретом выращивания тутовых шелкопрядов. Только в 522 году коконы появились в Византии и в арабских странах, в то время как китайские мастерицы ткали шелк еще три тысячелетия назад. В Европе процесс усовершенствовали, автоматизировали, и ткань стала доступней. Тем не менее, и по сей день Китай – главный поставщик шелка.

В 1931 году были предприняты попытки создать текстильные волокна из сои, однако разработка не достигла коммерческого успеха, потому что был изобретен нейлон. Полимерные волокна оказались дешевыми и прочными, их стали применять в создании различного вида текстиля, в том числе и шелка. Также материю изготавливали из целлюлозных волокон под названием вискоза. Этот материал не химический, его создание заключается в переработке сырья, а не его синтезировании. Искусственные материалы выглядят настолько правдоподобно, что их легко спутать с натуральной тканью.

Производство и характеристика натурального шелка


Коконы одомашненных шелкопрядов

Шелк невозможно изготовить, не добыв заветные коконы. Вот поэтому тутовых шелкопрядов одомашнили. Насекомых выращивают, вскармливая измельченными листьями шелковицы, а затем, когда они окукливаются, умерщвляют горячим паром. Под воздействием высокой температуры и влаги растворяется клейкий слой, соединяющий волокна, и кокон можно размотать.

Из одного только кокона можно получить полтора километра волокна, которое состоит из белков и имеет трехгранное сечение, преломляющее свет (благодаря этой особенности ткань блестит). В составе шелка есть полезные вещества, выработанные насекомыми: воск, жиры, аминокислоты, натрий и калий.

Волокна сортируют, окрашивают, сплетают в нити, обрабатывают различными пропитками, защищающими будущий материал от влаги и усадки. Затем из шелка ткут различные виды тканей:

  • – гладкий и глянцевый материал;
  • газ – невесомая полупрозрачная ткань;
  • креп – шероховатое полотно из скрученных волокон;
  • – легкая и жесткая ткань;
  • сатин – гладкая, блестящая материя;
  • – жесткая, блестящая ткань;
  • туаль – цветное набивное полотно;
  • – песочная, струящаяся материя;
  • чесуча – плотный и легкий материал, сотканный из неравномерных по толщине волокон;
  • фуляр – «платочная» ткань.

Кроме внешней красоты, натуральный шелк имеет огромное количество достоинств:

  • воздухопроницаемость;
  • гигроскопичность;
  • гигиеничность;
  • терморегуляция;
  • эластичность;
  • прочность.

Единственным недостатком этого материала является стоимость, отчего шелковая одежда превратилась в символ высокого статуса и благополучия владельца. Из шелка шьют:

Шелковые изделия очень приятно прилегают к коже, холодят, не вызывают раздражения. Уже почти пять тысяч лет человечество ценит эту ткань благодаря практичности и необыкновенной красоте.


Изготовление вискозного шелка


Вискозный шелк

Впервые искусственный аналог ткани разработали в 1890-х годах из вискозы. Этот материал изготавливали из целлюлозы, то есть, по сути, из древесины. Щепу обрабатывали каустической солью, а затем пропускали через перфорированные фильтры и получали волокна.

Вискоза – это прочный искусственный материал. Попытки создать подобную ткань предпринимались с 1664 года, пока в конце XIX столетия английские химики не усовершенствовали создание вискозного волокна, разработав процесс ксантогенирования, когда сырье обрабатывается сероуглеродом.

Вискозный шелк мягкий и приятный на ощупь, образует красивые складки, впитывает влагу и легко окрашивается. В отличие от синтетических волокон, вискоза не электризуется. Разумеется, стоимость этого материала гораздо доступнее, чем натурального.

Шелк из ацетата

Как и вискозу, создают из целлюлозы. Сырье обрабатывают уксусным ангидритом и называют ацетилцеллюлозой. Нагретый материал становится пластичным и из него изготавливают прочные, гибкие волокна.

Ацетат – эластичный материал, блестящий и финансово доступный. Однако «древесный» шелк обладает рядом недостатков:

  • плохо впитывает влагу;
  • невысокая прочность;
  • пропускает ультрафиолет;
  • намокая, окрашивает кожу и соседние ткани;
  • липнет и плавится при нагревании;
  • электризуется.

Синтетический шелк


Шторы из синтетического шелка

Иногда под видом шелка можно встретить обыкновенный , или полиакрил. Химические ткани легкие, блестящие, с гладкой поверхностью и действительно напоминают натуральный материал, однако на ощупь и по параметрам комфорта отличаются.

Нейлон, к примеру, изобрел химик У. Карозерс, когда изучал полимеры. Волокно состоит из полиамида, то есть пластмассы, полученной химическим путем. Несмотря на доступную цену и хорошую износостойкость, у синтетики есть недостатки:

  • склонность накапливать статическое электричество;
  • некачественная ткань линяет;
  • может вызвать аллергическую реакцию;
  • воспламеняется.

Как же отличить натуральный шелк от заменителей и подражателей

Натуральный шелк

При кратком рассмотрении свойств различных по происхождению материалов, нетрудно убедиться, что натуральный шелк выигрывает по всем параметрам. Это прочный, красивый, долговечный материал, хоть и дорогой. Искусственный шелк тоже имеет право на существование, используется в различных целях, и цена у него соответствующая. Однако недобросовестные продавцы могут предложить аналог вместо натуральной материи, оставив высокую цену.

Рассмотрим подробнее различия тканей, тонкости выбора и проверки качества.

  • Первое правило – читать ярлыки. Натуральное шелковое изделие должно быть снабжено биркой «100% шелк» или, что еще лучше, «100% органический шелк» (это значит, что при выращивании шелкопрядов не использовали гормоны, а шелковицы не обрабатывали пестицидами).
  • Искусственный шелк блестит более тускло, чем натуральный. Из-за несовершенства нитей лицевая сторона может быть неравномерной или зернистой.
  • Ненатуральный шелк мнется и сохраняет морщинки и заломы, если полотно отпустить после сжатия. Настоящая материя сохраняет едва заметные складки.
  • Верный способ – поджечь нить. Различные материалы горят и пахнут по-разному. Натуральный шелк горит плохо и медленно, пахнет подожженными перьями. Во время горения образуется плотный сероватый шарик. После того, как волокно прогорит, остается черная зола, напоминающая тертый уголь. Шелк и натуральная шерсть горят одинаково.
  • Горящая вискоза пахнет древесиной или бумагой, осыпается пеплом. Материал сгорает очень быстро.
  • Синтетические нити не горят, а плавятся, пахнут химически. На конце волокна остается жесткий обгорелый комок.
  • Ацетатный шелк сперва плавится, а только затем начинает гореть. На конце волокна образуется ломкий полый шарик.
  • Вискоза темнеет, если капнуть на нее растительное масло, а также становится красной при контакте с серной кислотой.
  • Ацетат растворяется при взаимодействии с ацетоном, становится клейким.
  • Натуральный шелк растворяется в щелочи.
  • Кусочек натуральной материи можно приложить к щеке – должно быть чувство гладкости и комфорта, никакого раздражения и шероховатости.

Так проверить качество ткани в магазине вряд ли возможно

К сожалению, у покупателя не всегда есть возможность провести химические опыты над приглянувшимся товаром, а уж тем более жечь его. Если нет никакой возможности проверять шелк подобным образом, то стоит обращаться в серьезные, известные, хорошо зарекомендовавшие себя магазины и бутики.

В заведении с хорошей репутацией консультант обязан рассказать об особенностях ткани, месте ее изготовления. Продавец должен показать все необходимые документы, если покупатель их требует. Терпеливость и дружелюбие персонала – верный признак того, что вам продают подлинный шелк и нисколько не сомневаются в его качестве.

Натуральный шелк – это деликатный материал. Его стирают руками или машиной, выбирая деликатный режим. Чистую материю полощут, а только затем бережно выжимают и сушат, расправив. Шелк не любит долгого воздействия солнца, поэтому сушить вещи лучше в тени или в проветриваемом помещении. Гладят ткань слабо нагретым утюгом в соответствующем режиме.

Несмотря на высокую цену, считается, что именно натуральный шелк – лучший материал для одежды. Он безопасен, красив и прослужит долгие годы, украсит владельца и порадуется высоким качеством и комфортными тактильными ощущениями.


Нельзя назвать точной даты, когда люди научились использовать нити из коконов тутового шелкопряда для изготовления ткани. Древняя легенда гласит, что однажды кокон упал в чай императрицы Китая — жены Желтого императора — и превратился в длинную шёлковую нить. Считается, что именно эта императрица научила свой народ разводить гусениц с целью производства уникальной по своему составу ткани. Древняя технология производства была строго засекречена в течение многих лет, и за разглашение этой тайны можно было запросто лишиться головы.

Из чего делают шёлк?

Прошло несколько тысяч лет, а изделия из шёлка все так же пользуются спросом и так же ценятся во всем мире. Многочисленные искусственные заменители шёлка хоть и приблизились по своим свойствам к оригиналу, всё же уступают натуральному шёлку по многим критериям.

Итак, натуральный шёлк представляет собой мягкую ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда (читайте статью « ?»). Около 50% мирового производства натурального шёлка сосредоточено в Китае, отсюда же идут поставки шёлка наилучшего качества по всему миру. Кстати сказать, производить шёлк здесь начали еще в пятом тысячелетии до нашей эры, так что ремесло это в Китае — более чем традиционное.

Для создания шёлка наивысшего качества используются самые лучшие шелкопряды. Вылупившись из яиц эти гусеницы сразу же приступают к еде. Для того, чтобы начать производить шёлковые нити, тутовые шелкопряды увеличивают свой вес в 10 тысяч раз, поглощая только свежие листья шелковицы! После 40 дней и 40 ночей непрерывной трапезы личинки начинают ткать кокон. Шёлковый кокон сделан из одной единственной нити слюны. Каждая гусеница способна произвести почти километровую шёлковую нить! На изготовление кокона уходит 3-4 дня.

Кстати говоря, не только тутовые шелкопряды производят нити. Пауки и пчёлы тоже производят шёлк, вот только в промышленности используется только шёлк тутового шелкопряда.

Технология производства шёлка

Производство натурального шёлка — довольно сложный и многоэтапный процесс. Первый этап представляет собой очистку и сортировку коконов тутового шелкопряда. Распутывать нежную шёлковую нить не так просто, ведь она склеена белком под названием серицин. Для этой цели коконы бросают в горячую воду, чтобы размягчить серицин и очистить нити. Каждая нить шириной всего в несколько тысячных миллиметра, поэтому чтобы нить получилась достаточно прочной, приходится переплетать несколько нитей. Для производства всего одного килограмма шёлка требуется около 5000 коконов.

После удаления белка серицина нити тщательно высушивают, так как в мокром виде они довольно хрупки и их легко порвать. Традиционно это делают путем добавления к нитям сырого риса, который легко забирает в себя излишнюю влагу. На автоматизированном производстве нити также высушивают.

Затем высушенная шёлковая нить наматывается на специальное приспособление, которое вмещает огромное количество нитей. После всех этих процедур готовый шёлк вывешивается для сушки.

Неокрашенная шёлковая нить — это нить ярко-желтого цвета. Для ее покраски в другие цвета нить сначала окунают в перекись водорода с целью обесцвечивания, а затем окрашивают в нужный цвет при помощи красителей.

Шёлковым нитям предстоит еще долгий путь для того, чтобы стать тканью, а именно переплетение нитей на ткацком станке. В китайских деревнях, где процветает традиционное ручное производство ежедневно делают 2-3 килограмма шёлка, автоматическое же производство на заводе позволяет изготавливать 100 килограммов шёлка каждый день.