Меню
Бесплатно
Главная  /  Психиатрия (разное)  /  Основы полового воспитания детей и подростков. Цели полового воспитания. Курсовая работа по педагогике на тему

Основы полового воспитания детей и подростков. Цели полового воспитания. Курсовая работа по педагогике на тему

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Использованная литература:

    Родительские собрания по половому воспитанию 1-11 классы. Г.Г.Кулинич.

    Родительские собрания 8-9 классов. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, И.Г.Якимович.

Анонимный вопросник «Жизнь и секс» для родителей

(Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя)

    Как вы относитесь к добрачным половым связям:

а) это нечестно по отношению к будущему супругу;

б) это удовлетворение половой потребности;

в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;

г) возможность проверить половую совместимость;

д) это залог будущей измены;

е) другое?

2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:

а) с 11 лет; б) с 13 лет; в) с 15 лет; г) с 17 лет; д) с 18 лет?

3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:

а) с осуждением;

б) личное дело каждого;

в) чем раньше, тем лучше;

г) меня не волнует;

д) другое?

4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасности секса:

а) вполне достаточно;

б) знаю практически все;

в) очень мало, хотел бы узнать больше;

г) не знаю и знать не хочу;

д) другое?

5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:

а) осудили ее;

б) постарались отговорить;

в) поддержали морально;

г) посчитали вы это ее личное дело;

д) не задумывались об этом;

е) аборт – это убийство;

ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;

з) другое?

6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:

а) эта работа не хуже, чем любая работа;

б) отношусь с осуждением;

в) могу представить себя в этом бизнесе;

г) считаю, что с этим необходимо бороться;

д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги;

е) не задумывался (лась) об этом;

ж) другое?

Как мы отвечаем на их вопросы

(шесть типовых вариантов из «ЭН» возможных)

    Пресечение простое: «Отстань. Не приставай. Потом. Некогда. Не задавай глупых (неподобающих, неприличных, некрасивых, нахальных, ужасных и т.д. и т.п.) вопросов. Спроси о чем-нибудь другом»

Реакция: «Задам, но не вам».

Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснять – выясню сам».

    Пресечение со следствием: «А почему это вдруг заинтересовало? Такая странная тема, а? Кто тебя… навел на размышления, а? Выкладывай? Уж не Миша ли (не Маша ли)».

Реакция: «Ах вот оно что…».

    Отзывчивость не по делу: «Хвалю, приветствую и поздравляю. Весьма знаменательно, весьма, надо сказать, своевременно у тебя возник данный вопрос. А учитывая потребность детства во всесторонних знаниях, он не мог не возникнуть. Как известно, знание – сила, а в человеке все должно быть прекрасно, все без исключения, душа и это, как его… Ну, ты понимаешь. Итак, рассмотрим, прежде всего, общефилософский аспект проблемы…».

Реакция: «Ну, когда же ты перестанешь так нудно врать?»

    Отзывчивость своеобразная: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо. А ну-ка выйдем из кухоньки, чтобы бабушка не слыхала. Я тебя кое-что объясню, хе-хе-хе, для начала»

Реакция: «Ну и ну…».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Медико-педагогические основы полового воспитания подростков
  • 2. Содержание полового воспитания в подростковом возрасте
  • 3. Роль семьи в половом воспитании подростков
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Общеизвестно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность. При этом одни родители считают, что психосексуальное воспитание - важное и нужное дело, а поэтому чем раньше оно начнется, тем лучше, другие видят в нем проявление падения нравов, от которого не приходится ждать ничего хорошего, и чем позже оно начнется, тем лучше. Есть и такие, кто признает его важность и необходимость, но не знает, как к нему подступиться, и потому решают: пусть этим занимаются воспитатели и учителя, газеты и журналы, радио и телевидение. Большинство же родителей просто не замечают, что такая проблема существует, они уверены, что развитие ребенка, будь то мальчик или девочка, происходит само собой и не требует никакого участия взрослых.

Сексуальное поведение человека - не есть что-то изолированное от других сторон его бытия, начинающееся с какого-то определенного момента. Оно развивается и формируется с самого начала жизни, так что одни действия воспитателей могут способствовать правильному формированию этого поведения, а другие, наоборот, помешать. Именно поэтому важно с самого начала воспитывать в ребенке не просто личность ("бесполое воспитание"), а личность мальчика или личность девочки. Иными словами, приходится заботиться о том, чтобы наши дети постепенно вырабатывали правильные знания о том, что такое пол, чем отличаются друг от друга люди разного пола, какие между ними существуют отношения.

Самый ответственный возраст в отношении полового воспитания и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью - это подростковый период.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире каждый двадцатый подросток заражается ЗППП. Заболеваемость детей сифилисом в последние три года на постсоветском пространстве увеличилась в 77 раз. Привычным становится термин "юное материнство", когда каждый десятый новорожденный рождается у матери моложе двадцати лет. Нет сомнений, что в современном стремительно меняющемся мире возникает необходимость обеспечения молодежи доступной и достоверной информацией о принципах и приемах безопасного секса.

1. Медико-педагогические основы полового воспитания подростков

Половое воспитание - это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни. В задачи полового воспитания входят:

· привитие подросткам обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

· формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

· защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;

· обеспечение учащихся грамотной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освящёнными религией. Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания. Во 2-й половине XX в. повсеместно возникает интерес к ним со стороны не только специалистов - педагогов, сексологов и др., но и общественности, государственных органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни ("единая половая мораль - свободная любовь"), с ростом ЗППП, ВИЧ/СПИД, частоты подростковой беременности, абортов и родов у несовершеннолетних и т.д.

В СССР и в других социалистических странах уделялось значительное внимание вопросам методики полового воспитания подрастающего поколения. Однако данные о его эффективности не публиковались.

Элементы полового воспитания включены в программы широко распространённого в странах Запада "сексуального просвещения". Последнее, как известно, занимается подробным ознакомлением детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Удельный вес вопросов полового воспитания в более поздних и более совершенных программах сексуального просвещения (Нидерланды и США) возрастает.

В настоящее время в обществе бурно обсуждается вопрос о необходимости сексуального просвещения детей и подростков в школьных стенах.

Как правило, главными аргументами противников этого нововведения становятся:

1. Отсутствие подготовленных кадров, способных вести занятия с учетом психологических особенностей детского и подросткового возраста.

2. Отсутствие продуманной образовательной программы.

3. Противоречие самой идеи сексуального воспитания религиозным представлениям.

4. Опасения по поводу провоцирующего характера такого воспитания, стимуляции интереса детей и подростков к половым вопросам и сексу как таковому.

Однако, на сегодняшний день половое воспитание в подростковой среде является ключевой основой как психологической, так и практической подготовки подростка к созданию семьи и последующим внутрисемейным отношениям. Соответственно, данное задание поставлено фактически перед каждым воспитателем, а его непосредственное и как можно более качественное выполнение имеет ценность и при более глобальном рассмотрении в масштабах всего государства.

Что же касается врача, то ему предписано встречаться с несколько иными формами, как сексуального воспитания, так и особенностями полового развития. Однако основой нормального медико-педагогического воспитания является разграничение обычных и патологических случаев. Кроме общих заданий, связанных с привитием гигиенических основ полового воспитания, существуют ещё и такие, как, выбор правильной тактики, особенно при условии, когда есть подозрения, но нет однозначной уверенности в том, патологично ли поведение конкретно взятого подростка. Кроме того, необходимо учитывать, что в отличии от педагога, в обязанности врача входит ещё и непосредственное лечение возникших отклонений, но стоит очень аккуратно подходить к такому важному аспекту, как доверительное общение, ведь любые просчёты в этой области могут привести к утрате доверия к медицинским работникам.

Уместнее всего будет тактика спокойного выжидания. Именно она и продемонстрирует все нюансы и подтвердит, либо же опровергнет те или иные опасения, связанные с патологичностью. Для подростка в столь щепетильных темах, на первый план выходит вопрос доверия, как к собственным родителям, так и к педагогу, психологу, врачу, чьи социальные функции напрямую, направлены на то, чтобы решать существующие у него психологические и физические проблемы, а также предотвращать их появление в будущем.

2. Содержание полового воспитания в подростковом возрасте

Подростковый период в отношении полового воспитания - это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью.

Первыми вестниками полового созревания подростков можно считать появление вторичных половых признаков. У мальчиков заметно повышаются темпы роста, увеличиваются размеры полового члена и яичек (что иногда сопровождается небольшой болезненностью), появляются волосы на лобке и под мышками, а вскоре и на лице. Происходит "ломка" голоса (так называемая мутация), и он приобретает более густой тембр. У большинства юношей в этот период отмечается набухание грудных желёз и повышенная чувствительность сосков. Активизируется деятельность потовых и сальных желёз, что часто приводит к появлению юношеских угрей. В 14-15 лет начинаются первые поллюции.

Подросток должен обладать полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос, груди и т.п.), о венерических болезнях, о существовании насилия в сексуальных отношениях.

Так, например, педагогам и многим родителям хорошо известно парадоксальное явление - большинство мальчиков в 13-15 лет знают (пусть поверхностно и неточно), что такое менструация у девочек, но имеют очень смутное представление о поллюциях. Наступление первых поллюций застаёт их врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если первые семяизвержения они принимают за заболевание) последствий.

Гигиенические требования с точки зрения медицины к мужчинам не столь строги, как к женщинам, однако уже подростку надо привить навыки ухода за своими половыми органами. Скапливающиеся в полости, образуемой между головкой полового члена и крайней плотью, слизь, капли мочи, специальный секрет-смазка являются хорошей питательной средой для многочисленных микроорганизмов.

В этот период у детей развивается чувство личного, интимного, и если воспитатели уважают потребность своих подопечных в формировании собственных границ и не нарушают их, подростки постепенно научатся уважать и личную жизнь других людей. Выброс большого количества половых гормонов вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, и взрослые должны деликатно научить детей справляться с этим. Необходимость присутствия тактичности, осторожности в высказываниях педагогов вызвана тем фактом, что нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.

Если в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям ещё удаётся найти общий язык с подростками, то относительно оценки некоторых форм сексуальности подросткового возраста взрослые нередко допускают серьёзные ошибки. Прежде всего это касается одного из самых трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться большей части родителей и многим педагогам, - вопроса об онанизме (мастурбации). Вполне понятна тревога родителей, особенно матери, когда она узнаёт, что сын занимается "этим постыдным делом".

Откуда же такое широко распространённое мнение о постыдности онанизма, его вреде для будущего мужчины? Истоки его берут начало в христианстве. До появления христианской религии онанизм не считался ни постыдным, ни вредным. Более того, он справедливо расценивался как признак гиперсексуальности юношеского возраста (понятно, что термины мы используем современные). Однако христианская религия осудила подобные действия как недопустимые для удовлетворения полового желания, и стали приниматься меры по искоренению запретного деяния. Служители культа угрожали различными божьими карами тем, кто не в силах был оставить эту привычку, устно и в книгах приводились многочисленные примеры ужасов и мучений, которые настигают "ослушников". Среди этих ужасов содержались указания и на расстройство и заболевания при жизни, такие, как психические болезни, потеря памяти, раннее старение и эпилепсия, и на обязательное появление в скором времени половой слабости. За время своего существования религия сумела укоренить взгляд на вред онанизма в сознании многих поколений. И сегодня мы ещё сталкиваемся с отголосками тех воззрений. Это те же самые запугивания последствиями онанизма, угрозы наказания и т. д. Как правило, эти методы дают минимальные (если вообще дают) положительные результаты, но почти всегда оказывают отрицательное воздействие на психику подростков. Иначе говоря, практически мало кто из подростков прекращает занятия мастурбацией, но зато все они получают информацию о вреде онанизма. И теперь, ожидая в будущем неизбежной расплаты, они удовлетворяют свою страсть со страхом и обречённостью.

Период полового созревания, который продолжается в среднем до 19-20 лет, врачи называют периодом юношеской гиперсексуальности. Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определённое психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки находят в возможности полового самоудовлетворения - мастурбации.

Как правило, первые мастурбационные акты совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает чётко осознавать свои желания. Большое значение в возникновении полового желания имеет сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек.

Так же относится современная наука к мастурбации? Приведём мнение двух наиболее авторитетных специалистов в данной области. Так, профессор Г.С. Васильченко пишет, что мастурбация представляет суррогатное средство, позволяющее снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта. Известный сексопатолог профессор А.М. Свядощ указывает, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной.

По данным ряда отечественных и зарубежных авторов, мастурбацией в юношеском возрасте занималось от 70 до 90 и более процентов здоровых мужчин. Таким образом, можно говорить, что мастурбация - довольно распространённое явление. Частота мастурбационных актов зависит от индивидуальных особенностей организма подростка (выраженности его полового влечения) и форм его досуга. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, что ведёт к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Мастурбация же снимает половую возбудимость на более или менее продолжительное время.

Как правило, занятия онанизмом прекращаются с началом регулярной половой жизни. Однако в некоторых случаях они могут иметь место и после вступления в брак, в частности в те периоды, когда интимная близость долгое время по какой-то причине невозможна (болезнь второго супруга, беременность и т. д.).

Несмотря на сказанное, вред от онанизма многими всё же ощущается. При неправильном половом воспитании, при запугивании и угрозах в мозгу подростка возникает застойный очаг ожидания отрицательных последствий. Таким образом, вредным оказывается не столько сам онанизм, сколько страх обязательной расплаты. Именно этот страх и является чаще всего причиной неудачных половых актов, особенно в самом начале половой жизни.

В практике известны случаи, когда после первой неудачной попытки совершить половое сношение молодые люди, решив, что неудача была обусловлена систематическими занятиями онанизмом, вторую попытку интимной близости позволяли себе только спустя годы.

Изредка приходится сталкиваться с более тяжёлой формой навязчивого онанизма, при котором мастурбация превращается в самоцель и занимает большую часть досуга подростка. Чаще всего эта форма встречается у юношей с тяжёлым, угрюмым характером или излишне застенчивых, круг друзей у которых ограничен, а интеллект снижен. Такие подростки склонны к уединению, к бесцельному времяпровождению. Отсюда одна из эффективных мер профилактики: взрослые должны тактично и ненавязчиво постараться расширить круг знакомств и интересов, попытаться увлечь подростка каким-нибудь делом, спортом и т. п. Вообще физический труд и спорт снижают силу сексуального влечения и если не приводят к полному прекращению занятий онанизмом, то значительно уменьшают частоту мастурбационных актов.

Обнаружив, что подросток занимается онанизмом, родителям ни в коем случае не следует прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещания или клятв, что он больше этого делать не станет. Скорее всего желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый мастурбационный акт будет сопровождаться ещё большим раскаянием и страхом расплаты. Правильность поведения родителей в данной ситуации зависит от множества условий. Большое значение имеет и то, существует ли доверие между родителями и ребёнком, как давно он занимался онанизмом, что ему уже известно об этом. Но в любом случае разговор должен быть спокойным, без унижения личности и без угроз.

Как всегда и во всём, неправильна и другая крайность - оставление без внимания онанизма подростков. Может быть, не всегда надо вести на эту тему беседы, но родители обязаны подумать об организации их досуга, привлечь к выполнению посильной физической работы, добиться регулярных занятий спортом.

Надо также иметь в виду, что в период гиперсексуальности половое желание у подростков может быть усилено чрезмерными ласками родителей, даже того же пола. Поцелуи в губы, объятия, разрешение вместе "поваляться" в кровати могут способствовать учащению мастурбационных актов или привести к их появлению. Правда, тут тоже не следует кидаться в крайности, ибо слишком жёсткое воспитание обедняет чувства.

Отдельным аспектом является пропаганда половой культуры. Прежде всего, важно упоминать подрастающему поколению об угрозе заражения смертельно опасными венерическими заболеваниями, в числе которых, на первом месте значится ВИЧ-СПИД. Безусловно, в перечень необходимых знаний входит необходимость ношения презерватива. Однако, задачей, как педагогов, так и медицинских работников является развитие у подростка принципов моральности и чистоплотности в отношениях с противоположным полом, ведь наличие верности между партнёрами фактически нивелирует угрозу венерических заболеваний.

Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни, самоутвердиться, стремление к взрослости, а отсюда постоянный поиск своего "я", приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребёнка-подростка как личности - процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, в школе, в кругу друзей. Знание воспитателями (мы подразумеваем под этим не только воспитателей штатных, но и всех взрослых, которые сталкиваются с детьми) основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. И на этом этапе формирования личности подростка красной нитью полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий "настоящий мужчина" или "настоящая женщина". Важно, чтобы подросток не только знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

Важным на данном этапе формирования личности является выработка правил поведения подростка, привитие скромности в половых вопросах, принятие в качестве собственных установок понятий "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", воспитание правильного отношения будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности. Нельзя также сводить половое воспитание к чрезмерной опеке и ограничиваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае. Уважение воспитателями мнений, убеждений, чувств подростка, совместное нахождение ответов и разрешение проблем поднимает авторитет взрослого.

Именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь. Основа полового воспитания тесно связана с понятием "любовь", ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У ребенка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере родительских и семейных взаимоотношений, а также отношений литературных героев. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребенка. Важно объяснить детям простую истину: мужчины и женщины являются либо несчастными, либо счастливыми, в соответствии с их способностью дарить и получать любовь. Поэтому понятие "воспитание любви" является весьма актуальным и важным составляющим полового воспитания. Для старшего подростка 14-16 лет важным также является развитие понимания сущности интимных отношений, умения отказывать в случае сексуального принуждения и знание о своих правах. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В рамках полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости, получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения. Причем желателен отказ педагогов от тактики запугивания, поскольку "запретный плод слишком сладок", а подростки отличаются негативизмом и не терпят давления со стороны взрослых. Правильное половое воспитание подводит подростка и юношу к осознанию того, что сексуальная любовь является своеобразным мерилом развития личности, что совместная половая любовь может быть психологически тонкой и глубокой, а может быть пошлой и низменной - все зависит от общей и сексуальной культуры влюбленных.

В старшем возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:

1. Добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнеров к вступлению в сексуальную близость);

2. Уважение личности партнера;

3. Уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости).

В рамках полового воспитания рекомендуется распространение сексуальных знаний посредством лекций, книг и статей, сексуальное образование как часть учебной программы средней школы, направленное на ликвидацию сексуальных табу, образование педагогов, улучшение материальной базы для консультаций по вопросам пола.

3. Роль семьи в половом воспитании подростков

Для полового воспитания подростков важное значение имеет определённая реакция родителей на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что - отклонение от нормы. Важно, чтобы родители не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали .

Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения родителей к представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола.

Родители должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола друг к другу, на проявление любви, внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример - уроки материнства.

А. Фромм отмечает, что характер семейных отношений непосредственно сказывается на половом воспитании. Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей, - как в ответ на его вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает. Во-первых, родители должны считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы "неприличными" они ни показались, и своим долгом отвечать на любой из таких вопросов. Во-вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается именно к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания .

Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к родителям, - доказательство его доверия. Кроме того, если ребенок задает родителям "неприличный" вопрос, значит, ничего неприличного в этом вопросе для него еще нет. Например, вопрос ребенка о его появлении на свет - философский вопрос. Это одновременно вопрос о субъективном и объективном, о независимости мира от его восприятия человеком. Дж. Локк утверждал, что неожиданные вопросы ребенка могут научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются всегда в одном и том же круге идей и подчиняются заимствованным взглядам и предрассудкам воспитания.

Д.Н. Исаев рекомендует, чтобы в семье была выработана согласованная позиция всех взрослых как по отношению к вопросам ребенка, так и по характеру даваемых ответов. Ответы должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без попыток отрицать очевидное. Объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону. Ответ должен быть интересным .

Таким образом, семья играет решающую роль в половом воспитании и развитии ребенка. Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция родителей на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что - отклонение от нормы.

Заключение

При осуществлении полового воспитания подростков следует учитывать, что в этом возрасте происходит завершение в основном формирования личности, развитие зрелости, становление жизненной позиции. Девушки и юноши строят планы на будущее, сопоставляя их с собственными возможностями, нередко, правда, переоценивая последние.

Именно в старших классах чаще всего выявляются дефекты прошлых лет в воспитании и становлении личности, что находит свое отражение в пассивности, иждивенчестве, эгоизме, в завышенной оценке собственной значимости. Следует помочь подросткам найти себе достойное место в обществе, причем не только с точки зрения профессиональной ориентации, но и с точки зрения правильных жизненных установок, нравственной направленности личности.

У девушек появляется опасность увлечения недостойным человеком, так как окончательная зрелость оценки и умение правильно разобраться в объекте своих чувств еще не пришли. Опасность подстерегает не только романтично настроенных девушек. Ей подвержены и девушки, воспитанные в мещанских представлениях о счастье. Они могут необдуманно стремиться к скорому замужеству, обязательно выгодному, и на этой почве нередко терпят жизненную неудачу. половое воспитание культура гиперсексуальность

В этом периоде половое воспитание должно быть в первую очередь направлено на адаптацию подростков к новым социальным условиям, которые заключаются в признании окружающими их взрослости, во все большей свободе их поведения и общения с другим полом, организации их досуга. Следует учитывать, что эффективность воспитательной работы возможна лишь при условии обязательного учета родителями нового положения старшеклассников в "мире взрослых", что дает возможность надеяться на установление доверительных и равноправных отношений между ними и их детьми.

Из-за того, что юноши и девушки в основном ответственно подходят к своему будущему, практически нет недозволенных границ, в которых могут обсуждаться основные вопросы. Важно лишь, чтобы познание законов и норм взаимоотношений полов осуществлялось в корректной форме и было научным по существу.

Основными темами для серьезного разговора с подростками должны служить такие проблемы, как основные жизненные ценности человека, личная ответственность человека перед обществом и т.д. Девушек следует ознакомить со сведениями о физиологии беременности и родов, о методах предупреждения беременности и т.д. Внимание следует уделить и физиологическим аспектам рождения детей, вопросам ухода за ребенком, ответственности родителей за воспитание детей.

Список использованных источников

1. Добрович, А.Б. Беседы о половом воспитании / А.Б. Добрович. - М.: Знание, 1982. - 189 с.

2. Каган, В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. / В.Е. Каган, Д.Н Исаев. - Л.: Медицина, 1979. - 172 с.

3. Либертович, А.П. Возраст любви: Врачи родителям и педагогам о половом воспитании. / А.П. Либертович. - Саранск, 1989. - 184 с.

4. Малахов, Б.Б. Половое воспитание подростка. Пособие для учителя. / Б.Б. Малахов - Л.: Знание, 1981. - 176 с.

5. Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. / Ю.М. Орлов - М.: Просвещение, 1993. - 239 с.

6. Петрище, И.П. О половом воспитании детей и подростков. / И.П. Петрище. - Мн.: Народная Асвета, 1990. - 159 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии. Исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2007

    Современные модели, принципы, основные направления и программы полового воспитания. Профилактика неожиданной беременности у подростков. Методические рекомендации воспитателям и родителям по решению проблем в процессе осуществления полового воспитания.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике. Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания в школе и дома. Изучение уровня гендерного воспитания учащихся. Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Понятие и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии. Необходимость, содержание и принципы, спорные вопросы в организации полового воспитания детей и подростков в свете тенденций культурного развития и репродуктивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    Периоды в психосексуальном развитии. Сущность полового воспитания, его содержание и медицинские аспекты. Задачи полового воспитания, как важнейшего фактора полноценной семьи, его практическое осуществление и неверные установки (негативная, аскетическая).

    реферат , добавлен 08.01.2012

    Психолого-педагогические аспекты формирования полоролевых стереотипов у детей и подростков. Особенности возрастного развития подростков. Значение полового воспитания детей и подростков в свете тенденций культурного развития и репродуктивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие полового воспитания, его сущность и особенности, значение в современном обществе. Сексуальное образование в школах и его результативность. Причины и последствия неправильного полового воспитания. Проблема подростковых браков и ранней беременности.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Сущность полового воспитания подростков как условия их подготовки к ответственному родительству. Ознакомление с методами работы классного руководителя по половому воспитанию школьников. Разработка программы формирования полового поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Половое самосознание: формирование понятия мужественности и женственности. Отношение к детской влюбленности. Формирование сексуальности, ее проявления в подростковом возрасте. Проведение бесед с подростками и их родителями по вопросам полового воспитания.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Теоретические основы формирования полоролевых стереотипов у подростков - условие благополучия их социального здоровья. Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход. Содержание полового воспитания подростков в условиях современной семьи.

Данная статья может являться темой педагогического лектория на родительском собрании "О половом воспитании подростка"Цель-ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.


Половое воспитание малыша начинается с самого его рождения. Прикосновения мамы, уход, изучение своего тела — есть первые шаги к половому воспитанию. Для полноценного развития ребенка родителям необходимо показать правильное отношение разнополых людей. Таким примером являются отношения мамы и папы, их взаимное уважение, любовь друг к другу. С какого возраста можно начинать половое воспитание детей? Как отвечать на деликатные вопросы не уходя от ответа? Кто должен объяснять малышу о половой принадлежности?

Половое воспитание в семье

Процесс полового воспитания очень не простой, но необходимый. Благодаря полученным знаниям малыш будет готов к разности между мальчиком и девочкой не только внешне. Правильное отношение к противоположному полу, заложенное в семье, повысит шанс построения счастливой семьи в будущем. Для того, чтобы роль семьи в половом воспитании ребенка была положительной, родителям стоит подготовиться и “освежить” знания. Сейчас существует множество литературы по анатомии для малышей, которые проложат правильный путь к гармоничному развитию подростка, полноценному развитию детородных органов, осознанию ответственности за семью и своих детей.

Конечно, первыми и главными учителями в развитии детей являются их родители. Самое главное найти “золотую середину”. Есть родители, которые стесняются говорить на щепетильную тему и уклоняются от разговоров, а другие в подробностях описывают свою интимную жизнь. Ни первый ни второй пример недопустимы. Чаще всего такие ситуации происходят из-за собственного незнания, неумения подавать такого рода информацию. Мамам и папам придется разобраться в первую очередь в своих неправильно усвоенных знаниях. Ребенок должен черпать знания относительно возраста по мере взросления.

Половое воспитание очень сильно зависит от обстановки в семье, отношений между мамой и папой, их чувств. Девочки, глядя на маму, усваивают роль женщины в семье, ее мудрость, нежность, заботу. Папа для дочери является идеальным образом при выборе будущего супруга, а для сына примером для подражания. Выбирая супругу мальчик будет опираться на образ своей мамы, ее поведение и воспитание.

Следует также отметить что половое воспитание — это правильное понимание отношений между мужчиной и женщиной, а сексуальное воспитание детей — это уже осознание своего тела, его сексуальности, сексуальных отношений. В современном мире молодежь все чаще рано вступает в сексуальные отношения, поэтому родителям стоит уделять внимание и отвечать без стеснения на заданные вопросы детей.

В половом воспитании, как и в любом другом, должны принимать участие оба родителя. Ведь только пример любящих и уважающих друг друга родителей может дать понять что близость строится на духовном уровне, а не на физическом.

Когда можно начинать?

Очень часто родители начинают задумываться о половом воспитании детей в период полового созревания, совершая, тем самым, огромную ошибку. Когда же можно начинать разговоры о половом воспитании? Ответ прост — когда ребенок начнет задавать вопросы на эту тему. Самое главное отвечать честно и опираться на возраст ребенка.

Начиная с двухлетнего возраста малыш начинает понимать свою принадлежность к определенному полу. Однако, дети до 4 лет отличают мальчика от девочки по прическе, одежде, наличию украшений и уверены, что сменив одежду пол у человека поменятся. К 4-5 годам дошкольник понимает что мальчик вырастет в мужчину, а девочка в женщину. В этом возрасте дети понимают, что дети появляются только у женщин, что только девочкам в будущем предначертано стать мамой.

Половое воспитание в семье должно подкрепляться гигиеной и нормами поведения. Одежда должна быть удобной и не стеснять движения крохи. Также родителям дошкольников следует уделять большое внимание физическому развитию и закаливанию, потому что половое развитие напрямую связано с физическим. Изучая свое тело, дети часто дотрагиваются до половых органов и слышат запрет от родителей. Наложение табу на изучение своего тела подпитывает интерес и рождает стыдливость. Вечные запреты могут стать причиной сексуальных проблем в будущем, считая близость позором и бесчестием. Детям необходимо развиваться как индивид и получать ответы на вопросы, в том числе касающиеся полового развития.

Половое воспитание детей дошкольного возраста начинается с вопросов: Откуда я взялся? Почему брат отличается от меня (девочки)? Как ребенок попадает в животик? и многое другое. Очень важно не отмахиваться от малыша и постараться доступными для него словами рассказать и объяснить. Большая вероятность того, что сын или дочь не будут искать ответ “на стороне”, если Вы удовлетворите интерес.

Выделим основные принципы полового воспитания:

  • честность, является одним из принципов. Маленькие “почемучки” всегда замечают интонацию в голосе или мимику когда Вы лукавите, поэтому отвечайте честно на вопросы касающиеся различий мальчиков от девочек. Важно, делать уклон на духовное различие, неодинаковость мышления и эмоциональность, а не на физические расхождения;
  • ребенок должен полностью доверять Вам, поэтому лучше удовлетворять ответами поток задаваемых вопросов. Конечно, опираться нужно на возраст и развитие детей, но придумывать про аистов и капусту лучше не стоит. Расскажите о том как в результате взаимной любви папа передает свою частичку маме и появляется малыш;
  • отвечайте на конкретно поставленный вопрос, а не обобщайте полным физиологическим развитием;
  • объяснения по какой-либо теме должны быть понятны и правдивы. Так половое воспитание ребенка пройдет простым, но верным методом.

В возрасте 4-5 лет малыш может играя предложить быть его женой/мужем. Стоит объяснить ребенку о невозможности взаимоотношений людей с такой разницей в возрасте и рассказать об исключении вступления в брак родственников. Тем самым Вы предостерегаете своих детей от возможных противоправных действий третьих лиц по отношению к ним. Ведь проще обмануть любопытного малыша, который не имеет представления о половом воспитании.

Половое воспитание подростков

В подростковом возрасте тяжело будет начать воспитывать ребенка в любом вопросе, тем более в столь щепетильной теме полового воспитания. Половое воспитание детей и подростков отличается тем, что дошкольники задают вопросы на интересующие темы, а подростки (если были обделены должным воспитанием) ищут ответы сами. Начиная с десяти лет у мальчиков и девочек происходят физиологические изменения и реакция на созревания зависит от багажа знаний. Быстрый рост, гормональная нестабильность, психологическое развитие — являются причинами наступления кризиса подросткового возраста.

Зачастую, мальчики спокойно переживают половое созревание, порой даже гордятся этим. Девочки же, обычно стесняются изменений своего тела, настроения, эмоций. При первой менструации порой впадают в панику из-за незнания.

Конечно, разъяснения о половом развитии мальчика лучше провести отцу. Принадлежность к одному полу дает уверенность в точном знании “дела”. Папам необходимо рассказать о нормальности ночных семяизвержениях в подростковом возрасте, методах контрацепции и другие важные моменты. Мальчики часто вступают в раннюю половую жизнь из-за любопытства, незнания тех или иных нюансов. После удовлетворения потребностей никакие чувства не возникают и партнерша теряет интерес. Поэтому половое воспитание в семье мальчиков заключается в том, чтобы объяснить важность поэтапных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Мамы или другие женщины в семье должны подготовить дочку к возрастным изменениям заранее. Девочка должна знать, что округление фигуры — это нормальный фактор перехода во взрослую жизнь, а перепады настроения, эмоциональные взрывы — возможные допущения. К началу менструаций мама должна внести ясность происходящих процессов внутри организма дочери и ее значимость. Для девушки эмоциональная связь с противоположным полом играет огромную роль. До вступления в сексуальную связь девушка должна быть близка с партнером психологически и духовно.

Мамы, расскажите своей девочке как нужно вести себя на свидании, что не нужно допускать и как отказать наглому ухажеру.

В период полового созревания у мальчиков преобладает быстрая возбудимость, растут эротические фантазии. У девочек все проходит на эмоциональном уровне, несмотря на более раннее развитие.

Сексуальное воспитание ребенка, обязательно должно касаться вопросов тесно связанных с началом половой жизни. Здоровая семья берет начало с правильного полового воспитания. Необходимо донести до сознания подростка, что половая жизнь несет за собой не только удовлетворение физическое, но и духовную близость и полное доверие партнеру.

Не стоит стесняться говорить о методах контрацепции и последствиях их неиспользования, подросток должен знать об этом до вступления в сексуальные отношения.

Если ребенок, даже дошкольник, интересуется своими половыми органами, родители должны без стеснения называть и объяснять, что это такой же орган, как и ухо, рука и прочее. Конечно не стоит вдаваться в подробности для пятилетнего ребенка, однако мальчик или девочка обязаны знать и воспринимать свое тело таким правильным, совершенным, ценным.

В заключении хочется сказать, что задаваемые детьми вопросы нужно воспринимать спокойно, без стеснений. Для разговора лучше выбрать спокойную обстановку, остаться наедине, отбросив юмор. Не забывайте, отношение к вопросам полового воспитания скажется на сексуальной полноценности ребенка. Одни к 20 годам будут сексуально развитым, а кто-то и в 40 останется ребенком в этом вопросе.

Важно, чтобы малыш понимал свою значимость, принадлежность пола и уважал пол противоположный. Не забывайте, что самый действенный способ воспитать — показывать правильный пример. Не стесняйтесь показывать теплые чувства к супругу, объятия и забота дадут положительную почву для развития правильного полового восприятия.

Будет ли Ваш ребенок уверенным в своих силах или останется робким во взрослой жизни, зависит в первую очередь от Вас, родители. Вы можете оградить своего ребенка от негативной информации путем подачи правдивой, вовремя преподнесенный информации. Любовь и уважение к детям играют самую важную роль в становлении личности.

Интенсивность нравственного формирования личности - важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Взаимосвязь нравственного и полового воспитания.

Темпы полового созревания. Акселерация и физиологически нормальные темпы полового созревания. Индивидуальная поло­вая конституция. Реорганизация образа тела, физического «я» подростка.

Изменение темпа полового созревания, формирование взрос­лой психики. Половое самосознание. Сексуальное поведение. Взрыв сексуальной активности. Медико-педагогические рекомен­дации. Роль родителей, атмосферы семьи в половом воспита­нии подростков.

Форма проведения - «круглый стол», беседа.

Половое воспитание, как указывают специалисты в этом воп­росе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания . Главнейшая цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сфе­рах деятельности».
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созрева­ние. Подростки к моменту полового созревания должны получить до­статочно точное представление об анатомии половых органов, о раз­множении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном луч­ше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчерк­нуть их естественность и важность.
Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков , и проходит более интенсивно. Это общая закономерность. Каждый ребе­нок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обя­ зательно подчеркивать в разговоре . Важно, чтобы никто из них не пе­реживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились рань­ше, чем у остальных . На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот про­цесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века.

Все мы знакомы с термином «акселе­рация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь от­разилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подро­стков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих яв­лений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности , связанных с более ранним половым созреванием - возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися жен­ственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, от­сюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гор­мональной системы в организме. Все это может отразиться и на психическом состоянии. Под­росток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зре­ния логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть ро­дителям.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возра­сте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрос­лые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничивать­ся только гигиеническими рекомендациями, а более широко оцени­вать наступившие в организме изменения.

Есть подростки, которых тревожат мнимые отклонения в их физическом развитии . Эти тревоги у тех подростков, у которых поло­вое созревание происходит либо быстрее, либо запаздывает. Родителям здесь необходимо проявить чуткость в разговоре с ребенком.

Некоторые подростки огорчают из-за появившихся у них угрей. Нужно объяснить, что это временное явление, которое обусловлено уси­ленной работой сальных желез кожи под влиянием гормональных пере­строек. Когда завершится половое созревание, исчезнут и угри. Необхо­димо подсказать подростку, что для уменьшения угрей необходимо строго соблюдать гигиену кожи, регулярно умываться с мылом. Можно очищать кожу с помощью специальных лосьонов.

Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры , а дочь вместе с ма­терью готовит обед, занимается в свободное от занятий время руко­делием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родите­лями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следу­ет, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются . Девочка начинает осознавать себя жен­щиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2-3 года позднее. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взросло­сти, самостоятельности, ответственности.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития - фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эроти­ческих желаний - с другой. Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикос­новений - беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным..

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запре­тить? Устраивать слежку? Запугивать дочь возможнос­тью встречи с нехорошим человеком? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспита­ние на предыдущих этапах осуществлялось правильно они могут не беспокоиться - никаких неприятных послед­ствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возра­ста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний ока­зывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижает­ся. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексу­альным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, жен­щинам должно закладываться с детства. В воспитании правильного отношения к женщинам самую боль­шую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, окончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчи­ков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать муж­ской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслу­женно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское до­стоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на фор­мирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противопо­ложного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарека­ется вообще когда бы то ни было выходить замуж.

Девочкам и девуш­кам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственно­ го достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизио­логическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна полу­чать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит прида­вать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересован­ных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви... Но необходи­мо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной бли­зостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юно­ша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнориру­ют вопросы половой жизни , другие, уделяя им достаточное внима­ние, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опас­ности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знаком­ства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набира­ются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливос­ти материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола. В отно­шениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставать­ся (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни -рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная ра­дость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности по­мыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля , ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто не­правильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной лич­ности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утрен­ней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому вос­питанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, не­посредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам от­рицательное отношение к циничным надписям и рисункам, неприс­тойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в об­ществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.


Разговор с ребенком. Мама и папа должны просвещать ре­бенка в вопросах полового воспитания . Если этого не делать, то ребе­нок найдет информацию у подруг или у друзей, а она может быть неправильна. Это, конечно, очень деликатная тема, и нет здесь гото­вых рецептов, советов. Многое будет зависеть от конкретной семьи, сложившихся взаимоотношений в ней.

Но некоторые моменты родителям необходимо знать:

Первое условие успешности таких бесед - полное дове­рие и уважение подростка в отношениях с родителями.

Второе условие: необходимо вести разговор наедине с подростком. При этом с мальчиком должен вести разговор отец, с девочкой - мать.

Третье условие: начиная беседу, не нужно пытаться сразу выложить всю физиологию полового созревания. Такая поспешность только насторожит ребенка, и он может подумать: с чего это вдруг ре­шили меня просвещать? Лучше, если такой разговор начнется как бы невзначай, легко и непринужденно.

Для начала надо деликатно сказать несколько фраз, например: «Я вижу, что с тобой происходит, я готов (а) помочь тебе, разъяснив и дав совет».

Задача беседы - расположить к себе ребенка, уменьшить его стеснительность, настроить его так, чтобы он, не стесняясь, мог задавать вопросы.

Если эта задача успешно решена, то через несколько дней раз­говор может быть продолжен в последующих беседах. Подростку надо дать основные сведения о строении половой сферы, назначении ее от­дельных органов, об особенностях их развития. Отдельно следует ос­тановиться на двух основных функциях половых желез: образовании половых клеток, выделении в кровь гормонов и обусловленности ими таких явлений у мальчиков, как эрекция, а у девочек - менструация. При этом необходимо подчеркнуть значение и необходимость соблю­дения личной гигиены. Девочки должны усвоить следующие правила: в период менструаций следует не допускать переохлаждения (тепло оде­ваться), ограничить раздражающую пищу, уменьшить физическую на­грузку, соблюдать правила туалета (подмывание). И мальчиков надо учить содержать в чистоте наружные половые органы.

Подростки в период полового созревания могут проявлять любопытство к сексуальной сфере.

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызывают у него повышенный интерес в связи с процессами созревания, происходящими в организме.

Сейчас стала доступной информация о сексе, по телевизору показывают передачи, кинофильмы, где присутствуют откровенные сны. Родителям необходимо контролировать, что смотрит, что читает их ребенок.

Несколько слов о гигиене тела подростка.

Если ребенку назойливо напоминать, что надо умываться и т.п., то ребенок, чтобы продемонстрировать свою независимость, пере­станет следить за чистотой своего тела. Некоторые подростки, наобо­рот, начинают уделять усиленное внимание гигиене кожи и волос, и если родители будут иронически подшучивать над этим, то у ребенка это может отбить тягу к чистоте. Уважаемые родители, необходимо быть тактичными и неназойливыми в вопросах полового воспитания.

Подростки, особенно девочки, начинают большое внимание уделять одежде. Известно, что определенный стиль одежды имеет сек­суальное значение. Поэтому чрезмерное обнажение тела девочками может стимулировать юных представителей противоположного пола не только к ухаживаниям, но и к сексуальному поведению. Родителям необходимо следить, как одеваются дочки.

Решение родительского собрания:

Половое воспитание необходимо, и большую роль в нем играют взрослые. Родителям необходимо проявлять тактичность в разговорах с подростками на эту тему . Именно семья формирует нравственность подростков. Ребенок должен видеть взаимную любовь родителей, ибо стиль внутрисемейных отношений, усвоенный в детстве, взрослые дети могут повторять в жизни.